Художественные основы постановочного освещения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Искусствоведение
  • 31 31 страница
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 14.04.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 2
Глава 1. Исторические этапы формирования художественных основ постановочного освещения 3
1.1 Особенности формирования художественных основ постановочного освещения в период XIX – XX веков 3
1.2 Основы и техники освещения театральной сцены 7
1.3 Функции сценического освещения 13
Глава 2. Особенности постановочного освещения на современном этапе 18
2.1 Комплексы светотехнического оборудования сцены 18
2.2 Принципы создания световой композиции объектов 24
Выводы 27
Заключение 28
Литература 29

Фрагмент для ознакомления

Важной составляющей также являются металлические шторки в фокальной плоскости объектива для формирования пучка света. Первоначальная форма луча круглая, но с помощью жалюзи можно ограничить луч, чтобы избежать препятствий или частей декораций, которые не должны освещаться в определенном виде.Приборы ERS от ETC, Altman, Selecon и многих других имеют сменные тубусы линз (или оправы), которые могут создавать очень резкий или очень мягкий луч, а также изменять его рассеивание. Размеры ствола могут варьироваться от узкого, дальнего 5- или 10-градусного пятна, до широкого и ближнего 50- или даже 90-градусного.Первый фонарь с 90-градусным профилем был разработан компанией Selecon Performance Lighting.С момента его появления многие другие производители представили свои собственные стволы с углом поворота 90 градусов [7].Инструменты ERS позволяют использовать множество различных тубусов для линз с одним и тем же корпусом. Это делает их более универсальными и подходящими под разные театральные представления.Многие производители также выпускают зум-объективы, которые встраиваются в пространство фонаря, и позволяют изменять угол луча. Некоторые диапазоны масштабирования имеют худшее оптическое качество, что затрудняет их использование при резком фокусе.Использование тех или иных систем освещения возможно благодаря выбору правильного угла поля зрения прибора, представляющего собой угол светового луча, при котором достигается интенсивность центра луча. По мере того, как угол поля зрения сужается, инструмент можно либо использовать дальше от объекта для создания луча того же размера в качестве более близкого и крупного инструмента, либо его можно использовать с того же расстояния для создания меньшего луча.В комплексах светотехнического оборудования сцены также используется лучевой проектор, представляющий собой безлинзовый прибор с очень небольшим диапазоном рассеиванием луча. В данном устройстве используются два отражателя. Первичный отражатель представляет собой параболический отражатель, а вторичный отражатель представляет собой сферический отражатель. Параболический отражатель направляет свет в почти параллельные лучи, а сферический отражатель размещается перед лампой, чтобы отражать свет от лампы обратно на параболический отражатель, что уменьшает рассеивание. Результатом является интенсивный луч света, который нельзя легко контролировать или модифицировать [7].Движущиеся огни (или интеллектуальные светильники) начали получать широкое распространение в концертной и театральной индустрии в начале 1980-х годов. По мере развития цифровой эпохи стоимость этих приспособлений снижалась, и они все чаще использовались во многих крупных театральных постановках.Принципиальным отличием движущихся огней является возможность дистанционного управления движением и характеристиками выходного пучка света. Это достигается либо перемещением зеркала, отражающего луч, либо перемещением всего приспособления, которое может поворачиваться и наклоняться с помощью моторизованного инструмента.Движущиеся огни также содержат другие элементы управления для формирования текстуры и цвета света, такие как гобо или дихроичные фильтры. Почти все параметры регулируются шаговыми двигателями. Они способны к очень точному движению в любом направлении, которое может подсчитывать определенное количество шагов. Это позволяет приспособлению двигаться быстро и точно. Данная способность точно и неоднократно устанавливать положение светильника позволяет одному источнику света выполнять множество функций, освещая несколько разных областей по-разному. Они также могут двигаться «вживую» (с включенной лампой) для достижения многих эффектов, используемых в современных постановках [7].В большинстве интеллектуальных светильников в качестве источника света используются дуговые лампы, поэтому для достижения эффекта затемнения используются различные механические методы. В некоторых светильниках используются стандартные галогенные лампы. Механические шаговые двигатели, подключенные к различным внутренним оптическим устройствам (например, гобо и цветовым колесам), манипулируют светом до того, как он выйдет из передней линзы прибора.Разрядные светильники получают конкурентные преимущества в светодиодной отрасли, и многие компании в настоящее время предлагают интеллектуальные осветительные приборы на основе светодиодов во всех областях жанра интеллектуального освещения, от точечных светильников до светильников лучевого типа и гибридных устройств.Программы движущегося света часто намного сложнее, чем у стационарных инструментов. Ими можно управлять с любой консоли, использующей протокол DMX512, многие операторы панелей освещения считают, что консоль, предназначенная для работы с движущимся светом, намного эффективнее.Интеллектуальное освещение широко используется в шоу на очень больших площадках, например, на стадионах, где очень трудно добраться до комплексов освещения для ручной фокусировки. Хотя светильники нельзя перемещать во время шоу, они фокусируются дистанционно.2.2 Принципы создания световой композиции объектовСветовая композиция создается путем включения в себя расположения декораций, актеров и других видимых объектов, которые в визуальном плане создают единое пространственное решение. Правильно созданная световая композиция в театральном пространстве позволяет наилучшим образом проиллюстрировать драматическое действие. Свет является выразительным средством организации и создания объемно-пространственной композиции.Советский и российский художник театра, Александр Борисович Матвеев отмечает, что световая композиция в процессе проектирования программы, играет роль одного из компонентов языка, с помощью которого воссоздается образ среды. Как и всякий язык художественного произведения, свет совместно с другими средствами выразительности формирует пространство, в котором он является главным акцентом [1].Все, что происходит на сцене во время спектакля, составляет композиционные элементы композиции. Композиция способна передать чувство, качество и настроение через цвет, линию, массу и форму.Немецкий режиссер, экспериментатор в области театральной формы и новых выразительных средств, Макс Рейнхардт, опираясь на методы и принципы создания световой композиции, отмечает, что искусство освещения сцены состоит в том, чтобы направлять свет в нужный момент, в необходимое конкретное место, которые должны видеть зрители. В отличии от функций сценического освещения, которые определяют конкретные цели, которые должен выполнять световой дизайн, принципы композиции являются общими руководящими принципами, применимыми ко всем формам искусства, которые являются частью сценического представления. Принципы композиции должны применяться с гибкостью, в единстве со всеми остальными компонентами. Единство представляет создание стилистического плана или концепции, которому соответствуют все элементы производства или дизайна. Дизайнеры сцены разрабатывают собственные, авторские концепции. В композиции обязательно должна присутствовать гармония, как ощущение слияния и единства, возникающее, когда все элементы дизайна сочетаются друг с другом, создавая упорядоченное, согласованное целое. Единство достигается тогда, когда каждый элемент дизайна вписывается в общую концепцию производства. Оно определяется тем, как необходимые элементы соотносятся с производством в целом [1].Гармония определяется тем, как те же самые элементы соотносятся друг с другом.Принципы создания световой композиции объектов полноценно зависят от имеющихся вариаций создания той или иной формы, контраста, как различия в одном или нескольких качествах между сходными элементами.Композиция состоит также из баланса, а именно определенного расположения элементов дизайна, которое и создает гармонию в целостности образов сюжета. Баланс бывает двух видов:- Симметричный баланс как «зеркальное отображение» каких-либо объектов;- Асимметричный баланс - возникает, когда композиция сбалансирована с точки зрения веса и акцента, при этом одна половина не является зеркальным отражением другой половины. В композиции также важно наличие пропорции, какгармоничного соотношенияразных частей друг к другу и к целому. Акцент в композиции позволяет направить вниманиезрительного зала в определенное место.Контраст и нюанс представляют собой тонкие проявления художественной выразительности в искусстве. Они обнаруживаются в сходстве или различии материальных и пространственных характеристик разных частей спектакля. Для создания целостной внешней формы часто требуется усилить или, наоборот, сгладить неизбежные различия элементов формы.Построение художественной и световой композиции спектакля обусловлено содержанием и характером произведения, которое призвана создавать композиция. Творческий поиск художника по свету направлен на то, чтобы световая композиция несла в себе ясную и точно выраженную мысль [11].В световой композиции должна отображаться субъективная оценка событий и действий, развёртывающихся перед зрителем. Световая композиция является важнейшим организующим элементомтеатрального действия, придающим оформлению пространства единство и целостность. Владение мастерством композиции необходимо, чтобы наилучшим образом согласовывать все имеющиеся компоненты световой картины друг с другом, подчиняя их целому.ВыводыВо второй главе настоящего исследования были рассмотрены практические аспекты применения постановочного освещения на современном этапе. В первом параграфе второй главы были рассмотрены комплексы света, которые позволяют охватить наибольший масштаб сценического пространства. Среди таких комплексных средств были выделены лампы с параболическим отражателем, ленточные огни, светильники под названием Scoop, светодиодные приборы сценического освещения, фонари Френеля, профильные прожекторы, фонари Pebble Convex, прожекторы с эллипсоидальным отражателем, инструменты ERS. Практическое рассмотрение инструментов, которые формируют освещение на театральной сцене, позволило подойти ближе к рассмотрению проблемы исследования.Во втором параграфе были рассмотрены принципы создания световой композиции объектов, в рамках которых были выявлены условия создания световой композиции для наилучшего создания образа. Практическое рассмотрение аспектов позволило понять структуру процесса создания постановочного сценического освещения театрального действия. ЗаключениеВ данном исследовании были рассмотрены вопросы особенностей создания постановочного освещения, в ходе которых было выявлено, что сценическое освещение является неотъемлемым атрибутом режиссерской постановки, а выбор подходящего вида оборудования и правильной расстановки светотехники является важнейшим составляющим всей композиции спектакля. В данном исследовании работа проводилась поэтапно. В первой главе рассматривались теоретические аспекты, а именно исторические этапы формирования постановочного освещения. В ходе изучения теоретических вопросов по проблеме исследования были рассмотрены и изучены особенности формирования художественных основ постановочного освещения в период XIX-XX веков, что позволило выявить фундаментальные основы и условия возникновения постановочного освещения на театральных и концертных сценах. В первой главе были также рассмотрены основы, техники освещения театральной сцены, а также их функции, что позволило подойти к процессу рассмотрения теоретических основ, изучения этапов формирования постановочного освещения более полно, затрагивая важные исторические, технические, художественные аспекты.Во второй главе были рассмотрены практические вопросы формирования постановочного освещения на современном этапе, среди которых явилось важным рассмотрение комплексов светотехнического оборудования сцены, как неотъемлемой части формирования и инструмента создания пространства сцены, а также принципов создания световой композиции объектов, которые позволили выявить и объяснить нюансы и возможности постановочного освещения. Материалы данного исследования могут стать основой для дальнейшего изучения вопросов формирования и создания постановочного освещения на театральной или концертной сцене. ЛитератураАстафьева Т.В. Современное театральное искусство как новая форма творческих отношений // Проблемы образования, науки и культуры. 2010. № 6(85). С.17-19Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра. Т. 1: От истоков до середины ХХ века. М.: ЛКИ, 2011. 536 с.Бобровская М. А., Галкин Д. В., Самеева В. C. Новые информационные технологии в современной сценографии // Гуманитарная информатика. - 2013. - Вып. 7. - С. 93-105.Быков В.Е. Проблемы театральной архитектуры и сценографии: дис. ... д-ра архитектуры: 05.23.21 / В.Е. Быков. М., 1973. 303 с.Веллингтон А. Т. Интеграция мультимедийных технологий в пространство театра // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 6-1. С. 46-48.Давыдова М. Очерки истории русского театрально-декорационного искусства ХVIII - XIX вв. М., 1974. 530 с. Дворко Н.И. и др. Мультимедиа: творчество, техника, технология // Новое в гуманитарных науках. СПб.: СПбГУП, 2005. Вып. 17. 176 с. Кириллова Н. Б. Аудиовизуальные искусства и экранные формы творчества: учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. унта, 2013. - 154 с.Малочевская И. Б. Режиссерская школа Товстоногова: учеб. пособие для студ., обучающ. по спец. «Режиссура театра». - СПб.: ГАТИ, 2003. – 157 с.Лотман Ю. М. Семиотика сцены // Об искусстве. СПб.: Искусство-СПб, 2005. С. 583 - 603.Театр и его Двойник / Пер. с франц.; Составл. и вступит, статья В. Максимова; Коммент. В. Максимова и А. Зубкова. СПб.: «Симпозиум», 2000. 440с.Титова Г.В. Творческий театр и театральный конструктивизм. СПб.: СПГАТИ, 1995. 255 с.Шеповалов В.М. Становление теории сценографии и ее роль в науке о театре // Искусство и эстетическая культура. Сб. науч. тр. - СПб.: Санкт-Петербургский институт театра музыки и кинематографии, 1992. - С.149-157.Шехтер Т.Е. Современный художественный процесс: основные тенденции и перспективы развития // Современное искусство и отечественный художественный рынок. СПб.: СПбГУП, 2005. 176 с.Шехтер Т.Е. Современное искусство как предмет гуманитарного знания // Современное искусство и отечественный художественный рынок. СПб.: СПбГУП, 2005. 176 с.Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1: Образ и действительность. Новосибирск: Наука, 1993. 592 с.

Литература

1. Астафьева Т.В. Современное театральное искусство как новая форма творческих отношений // Проблемы образования, науки и культуры. 2010. № 6(85). С.17-19
2. Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра. Т. 1: От истоков до середины ХХ века. М.: ЛКИ, 2011. 536 с.
3. Бобровская М. А., Галкин Д. В., Самеева В. C. Новые информационные технологии в современной сценографии // Гуманитарная информатика. - 2013. - Вып. 7. - С. 93-105.
4. Быков В.Е. Проблемы театральной архитектуры и сценографии: дис. ... д-ра архитектуры: 05.23.21 / В.Е. Быков. М., 1973. 303 с.
5. Веллингтон А. Т. Интеграция мультимедийных технологий в пространство театра // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 6-1. С. 46-48.
6. Давыдова М. Очерки истории русского театрально-декорационного искусства ХVIII - XIX вв. М., 1974. 530 с.
7. Дворко Н.И. и др. Мультимедиа: творчество, техника, технология // Новое в гуманитарных науках. СПб.: СПбГУП, 2005. Вып. 17. 176 с.
8. Кириллова Н. Б. Аудиовизуальные искусства и экранные формы творчества: учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. унта, 2013. - 154 с.
9. Малочевская И. Б. Режиссерская школа Товстоногова: учеб. пособие для студ., обучающ. по спец. «Режиссура театра». - СПб.: ГАТИ, 2003. – 157 с.
10. Лотман Ю. М. Семиотика сцены // Об искусстве. СПб.: Искусство-СПб, 2005. С. 583 - 603.
11. Театр и его Двойник / Пер. с франц.; Составл. и вступит, статья В. Максимова; Коммент. В. Максимова и А. Зубкова. СПб.: «Симпозиум», 2000. 440с.
12. Титова Г.В. Творческий театр и театральный конструктивизм. СПб.: СПГАТИ, 1995. 255 с.
13. Шеповалов В.М. Становление теории сценографии и ее роль в науке о театре // Искусство и эстетическая культура. Сб. науч. тр. - СПб.: Санкт-Петербургский институт театра музыки и кинематографии, 1992. - С.149-157.
14. Шехтер Т.Е. Современный художественный процесс: основные тенденции и перспективы развития // Современное искусство и отечественный художественный рынок. СПб.: СПбГУП, 2005. 176 с.
15. Шехтер Т.Е. Современное искусство как предмет гуманитарного знания // Современное искусство и отечественный художественный рынок. СПб.: СПбГУП, 2005. 176 с.
16. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1: Образ и действительность. Новосибирск: Наука, 1993. 592 с.

Вопрос-ответ:

Какие были особенности формирования художественных основ постановочного освещения в период XIX-XX веков?

В период XIX-XX веков основными особенностями формирования художественных основ постановочного освещения были использование искусственного освещения, развитие техник и инструментов освещения, а также создание подходящего атмосферного освещения для поддержки драматической сюжетной линии.

Какие основы и техники освещения использовались на театральной сцене в XIX-XX веках?

На театральной сцене в XIX-XX веках использовались основы и техники освещения, такие как газовые светильники, электрическое освещение, использование специальных фильтров и светофоров, создание световых эффектов с помощью рассеяния и направления света.

Какие функции выполняет сценическое освещение?

Сценическое освещение выполняет несколько функций: оно создает атмосферу и настроение, подчеркивает драматические моменты и выделяет главных героев, помогает ориентироваться зрителям на сцене, а также создает эффекты, необходимые для реализации конкретных сценических задач.

Какие комплексы светотехнического оборудования используются на современной сцене?

На современной сцене используются различные комплексы светотехнического оборудования, такие как светодиодные прожекторы, специальные световые пульты управления, системы автоматического распределения света и динамического управления освещением, а также компьютерные программы для создания и контроля световых эффектов.

Какие принципы лежат в основе создания световой композиции?

Основными принципами, лежащими в основе создания световой композиции, являются гармония и контрастность освещения, использование различных световых цветов и температур, а также правильное распределение света по сцене и выдерживание баланса между светом и тенями.

Какие особенности формирования художественных основ постановочного освещения были в период XIX-XX веков?

В период XIX-XX веков формирование художественных основ постановочного освещения связано с развитием электричества и возникновением новых световых технологий на сцене. Появились электрические прожекторы и световые консоли, что позволило более точно и гибко управлять освещением на сцене. Одним из ключевых аспектов в этот период было использование света для создания атмосферы и эмоциональной поддержки драматургического содержания спектакля. Освещение стало важным инструментом для усиления эмоций зрителей и передачи художественной концепции.

Какие основы и техники освещения используются на театральной сцене?

На театральной сцене используются различные основы и техники освещения. Одной из основных является основное освещение, которое обеспечивает общую яркость на сцене. Также используется дополнительное освещение, которое подчеркивает отдельные объекты или создает акценты. Для достижения различных эффектов применяются различные световые приборы, такие как приборы с шторками (прожекторы), цветные светофильтры, рухнули, гобо и др. Также важными элементами техники освещения являются световые консоли и программное обеспечение для управления освещением.

Какие функции выполняет сценическое освещение?

Сценическое освещение выполняет несколько функций. Одна из них - функция функциональности, то есть обеспечение достаточной яркости и равномерности освещения на сцене, чтобы актеры и объекты были видны зрителям. Другая функция - функция пластичности, которая помогает создавать объемность, глубину и пространственность на сцене. С помощью света можно создавать различные эффекты, такие как свет и тень, переходы и контрасты. Также важную роль играет эмоциональная функция, которая помогает передавать и поддерживать эмоции и настроение спектакля. Сценическое освещение также может выполнять декоративную функцию, помогая создавать различные образы и атмосферы на сцене.