Смута/Петр1/Россия в 17 веке
Заказать уникальное эссе- 23 23 страницы
- 0 + 0 источников
- Добавлена 16.04.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
нет
Нарышкинское барокко Нарышкинское барокко – плод заимствования западного стиля барокко в архитектуре, начавшегося в нашей стране накануне петровских преобразований. В основном этот стиль существовал в московском регионе с 1680-х по 1710-ые и чуть дольше – на периферии России. Своим названием он обязан боярскому роду Нарышкиных, на территориях имений которых в Филях, Кунцево, Свиблово, Троице-Лыково и др. и сегодня можно найти образцы храмов, заказанных ими в этом стиле. Они узнаваемы по традиционной старорусской конструкции и при этом нарядным цветам и обильному, чаще белокаменному наружному декору.Есть некоторая ирония истории в том, что первыми, кто стал заказывать барочные храмы на Руси, были бояре Милославские (так, София начала строить Новодевичий монастырь), которых Нарышкины одолели в соперничестве за власть. Упрочняя свое положение, они развернули «просвещенное» строительство, показывающее их власть, богатство, и также - открытость новым веяниям.Так их именем стал называться самый заметный вариант московского барокко (наряду с менее самобытным голицынским барокко и редкими следами петровского барокко за пределами имперской столицы).Исторический смысл нарышкинского барокко состоял в проникновении западного духа и архитектуры, однако получившиеся на этом пути шедевры удивительно раскрыли глубоко русскую эстетику. Собственно, сегодня искусствоведы предпочитают использовать название «нарышкинский стиль», потому что барокко в своем раннем русском варианте приобрело особую форму. Если Петр I требовал полного заимствования нового художественного языка, то создатели нарышкинского стиля бережней пересаживали западную архитектуру на родную почву. По свидетельству Игоря Грабаря, иностранцами нарышкинский стиль и вовсе воспринимался как исконно русское архитектурное явление.Итак, русские мастера заимствовали не всю целостность барочного стиля. В своих зрелых образцах барокко – это активное формирование пространства, моделирование динамических объемов, линии с энергией столкновения, противоречия, соединение возвышенных образов Ренессанса – с земной весомостью, горизонтальные членения, тяжеловесность и обильный декор. Заимствуя же формы позднего ренессанса, барокко, маньеризма, используя новые формы фасадного декора из него: фронтоны, раковины, балюстрады с вазами, маскароны, колонны и барельефы – зодчие тем не менее не нарушали привычного ясного членения пространства и сложившихся канонов русского формосложения. Фактически, у них и не было такой возможности – патриарх Никон издал особый указ по унификации формы храмов (т.н. «освященного пятиглавия»), закрепив каноны строительства. Поэтому именно разнообразное варьирование декора стало главным в нарышкинском стиле, хотя роль этого богатства для конструкции зданий оставалась символической, знаковой. Функционально излишние надстройки, фальшивые фронтоны, чрезмерная пышность украшений указывали на европейский вкус заказчика, служили выражением культурных интересов, но не могли выражать собственно перехода к архитектуре Нового времени.Хованщина Стрелецкий бунт 1682 года (хованщина) — восстание московских стрельцов, в результате которого кроме Петра I был коронован его брат Иван V, большая часть родственников Петра I (Нарышкины) была убита или сослана, а фактическим правителем стала царевна-регентша Софья — к власти пришёл клан Милославских.Причины:После создания полков нового строя при Федоре Алексеевиче, положение стрельцов ухудшилось — из элитных военных частей они стали превращаться в городскую милициюЖалование стрельцам выплачивалось нерегулярно, командиры злоупотребляли властью — присваивали себе жалование рядовых, заставляли их выполнять хоз.работыКлан Милославских, поддерживающий Ивана V, решил воспользоваться ситуацией и с помощью стрельцов возвести на престол своих кандидатов — среди стрельцов начали распространять слухи, что Нарышкины собираются ещё больше притеснять стрелецкие части и снижать их значение в русской армии.Непосредственным поводом к восстанию 15 мая стал наговор Милославских о том, что Нарышкины задушили царевича Иоанна Алексеевича, а также их призывы к стрельцам прибыть в кремль.Итоги и результаты:Несмотря на то, что Иван оказался жив, стрельцы были слишком распалены и бросились убивать как собственных нерадивых командиров, так и представителей клана Нарышкиных.На несколько месяцев (май-сентябрь) фактическая власть в Москве принадлежала стрельцам под предводительством И. А. ХованскогоСтарообрядцы, решившие воспользоваться слабостью царской власти и поддержанные Хованским, попытались восстановить собственные права в теологическом споре с официальными представителями новообрядной церкви — в итоге глава старообрядческой делегации Никита Пустосвят был обезглавлен.В результате восстания на престол вместе с Петром I был коронован Иван V, но ввиду их детского возраста фактической правительницей стала царевна-регентша Софья — клан Милославских пришёл к власти, а Петр I и его Мать покинули Москву.
Вопрос-ответ:
Что такое Нарышкинское барокко?
Нарышкинское барокко - это стиль архитектуры, который начал развиваться в России в конце 17 века перед периодом петровских преобразований. Он является результатом западного влияния и своеобразного сочетания барокко и русских архитектурных традиций.
Когда существовал Нарышкинское барокко?
Нарышкинское барокко существовало в России в основном в период с 1680-х годов до 1710-х годов. Однако на периферии России этот стиль продолжал существовать даже чуть дольше.
Какими особенностями отличается Нарышкинское барокко?
Нарышкинское барокко отличается сочетанием западных барочных элементов и русских архитектурных традиций. В этом стиле характерны орнаментальные украшения, изящные формы, роскошные декорации, использование белого камня и фигурных карнизов.
Какого происхождения название Нарышкинского барокко?
Нарышкинское барокко получило свое название благодаря боярскому роду Нарышкиных. Этот стиль архитектуры нередко встречается на территориях имений Нарышкиных, таких как Филя, Кунцево, Свиблово, Троице-Лыково и другие.
Где сегодня можно увидеть образцы Нарышкинского барокко?
Сегодня образцы Нарышкинского барокко можно найти на территории имений Нарышкиных, таких как Филя, Кунцево, Свиблово, Троице-Лыково. В этих местах сохранились сооружения, которые были заказаны ими в этом стиле и до сих пор являются историческими памятниками.
Что такое Нарышкинское барокко?
Нарышкинское барокко - это стиль архитектуры, который возник в России в 17 веке перед петровскими преобразованиями. Он представляет собой смесь западного барокко и русской архитектурной традиции.
Кто был инициатором развития Нарышкинского барокко?
Инициатором развития Нарышкинского барокко был боярский род Нарышкиных. Многие заметные образцы архитектуры этого стиля были заказаны ими для своих имений.
Какой период времени охватывает существование Нарышкинского барокко?
Нарышкинское барокко существовало в период с 1680-х по 1710-е годы в Московском регионе и немного дольше на периферии России.
На какой территории можно найти образцы Нарышкинского барокко?
Образцы Нарышкинского барокко можно найти на территориях имений боярского рода Нарышкиных. Некоторые из них находятся в Филях, Кунцево, Свиблово, Троице-Лыково и других местах.
Какие свойства характеризуют Нарышкинское барокко?
Нарышкинское барокко характеризуется изысканностью, изяществом и роскошью. Оно использовало элементы западного барокко, такие как орнаменты, круглые окна и колонны, совмещая их с традиционными русскими мотивами.
Какой стиль архитектуры возник в России в 17 веке?
В России в 17 веке возник стиль Нарышкинского барокко.
С каким боярским родом связан стиль Нарышкинского барокко?
Стиль Нарышкинского барокко связан с боярским родом Нарышкиных.