Энциклопедизм возрожденческой культуры
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 20.04.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1.Энциклопедизм в философии и науке Возрождения 4
2.Проявления энциклопедизма в деятельности Микеланджело и Леонардо да Винчи 13
Заключение 16
Список литературы 18
2.Проявления энциклопедизма в деятельности Микеланджело и Леонардо да ВинчиЭнциклопедизм и титанизм проявились в искусстве Возрождения. В частности, мы можем выделить следующие яркие примеры – Л. Да Винчи и Микеланджело. Центральная фигура Возрождения, реализовавшая научно-художественный энциклопедизм - это, безусловно Леонардо да Винчи, который был великим философом и живописцем. Это художник-гуманист и учёный-универсал: живописец, график, скульптор, архитектор, изобретатель, инженер, артиллерист, математик, астроном, геолог, ботаник, анатом и физиолог.Между Леонардо да Винчи и Микеланджело действительно много общего. Это признанные титаты эпохи Возрождения. Тем не менее, как полагал известный исследователь Ренессанса, они отличаются. Дело в том, что Микеланджело тяготел завершенности, тогда да Винчи был лишен данного качества. Кроме того, Микеланджело было свойственно пребывать в сфере духовного, размышлять духовно. Леонардо же обращался к конкретному разнообразию природы. Микеланджело стремился к материализации духа, тогда как Леонардо одухотворял саму природу. Микеланджело – это настоящий титан. Приведем следующую цитату: «Титанизм людей Возрождения состоял не в том, что это были очень большие, огромные личности, и даже не в разносторонности (все это встречается в любую эпоху), а в том, что это были как бы «безразмерные личности», при чем, в личности Леонардо эта «безразмерность» достигла поистине глобальных масштабов. Таким образом, значение каждого отдельного „божественного" индивида в эпоху Возрождения крайне перегружается. Безмерно разросшийся, героический антропоцентризм итальянского Возрождения означает, что индивид не может уместиться в себе, не совпадает с собой. Оттого он обычно является либо двусмысленным, либо многосмысленным. Данное свойство присуще всей культуре Ренессанса, и лучше всего оно проявилось в творчестве Леонардо и Микеланджело. Именно у них можно видеть всю бездонность ренессансной варьеты. Личность, которая стремится к универсальности, не в силах как-то ограничить предметную варьета. Она с нею справиться не может, индивид оказывается во власти целого водоворота различений. Чем больше мир наполняет индивида, чем более широкой, универсальной становится творческая личность Возрождения, тем в большей мере она устремляется к внешнему. Баткин сравнивает такую личность с Глазом в центре мира, неким грандиозным явлением природы. Для ренессансного универсализма требуется максимум индивидуально-личностного; ведь зрение, способности, активность индивида тут отвечают усилиям, не признающим ничего недоступного, готовым все запомнить, понять, свершить. Вот почему индивидуальная личность вместе с тем отрицает себя и делает неопределенной, исторически лежащей где-то далеко впереди себя. Отсутствие понятия личности даже и в ренессансном самосознании означало, однако, не какую-то недостаточность, а культурно-продуктивное столкновение двух пред-определений личности. Историческая особенность и законченность ситуации состояла в том, что личность Возрождения (если позволительно так называть феномен нового восприятия и утверждения индивидности) реализуется в качестве ярчайшей возможности личности».Микеланджело являлся поистине титанической личностью переходной эпохи. ЗаключениеЭпоха Возрождения - это эпоха, которая имеет поистине мировое значение для истории европейской культуры, она рождает совершенно новую картину мира. Хронологические рамки Возрождения начало XIV века (повсеместно в Европе — с XV—XVI веков) — последняя четверть XVI века и в некоторых странах — первые десятилетия XVII века. Основные достижения эпохи связаны с гуманизмом и антропоцентризмом. Кроме того, в эпоху Возрождения появились многие великие научные открытия. Коперник Николай (1473-1543) – выдающийся польский астроном, медик, механик, богослов, математик и экономист. Именно он выдвинул концепцию гелиоцентрической системы мира, а также опроверг состоятельность геоцентрической системы древних греков и предположил, что центральное небесное тело во Вселенной – это Солнце, а вокруг него осуществляется вращение Земли и иных планет. Таким образом, посредством смены модели мироздания Коперник положил начало первой научной революции.Идеи Н. Коперника были подхвачены Галилеем.Г. Галилей - итальянский физик, механик, астроном, философ, математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени.Он оказал сильнейшее влияние на научное развитие, это первый человек, который стал использовать телескоп, чтобы вести наблюдения за небесными телами. Он сделал многие блестящие открытия в области астрономии. Кроме того, именно Галилей основал экспериментальную физику и классическую механику.Пантеистическая натурфилософия Джордано Бруно (1548-1600) явилась апогеем развития философской мысли эпохи Возрождения. Дж. Бруно смог не только отстоять систему Коперника, но и продолжить ее разработку, в частности, он пришел к выводу о том, что во Вселенной присутствует множество миров, тогда как сама Вселенная является неподвижной, вечной. Все движение осуществляется внутри самой Вселенной. В искусстве идеи и принципы энциклопедизма нашли отражение в деятельности Леонардо да Винчи и Микеланджело. Список литературыБаткин, Л.M. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. – Режим доступа: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/istorija_vozrozhdenie/leonardo_da_vinchi_i_osobennosti_renessansnogo_tvorcheskogo_myshlenija_batkin_l_m_1990/9-1-0-2336 Вальденберг В.Э. Основания макиавеллизма//Вопросы философии и психологии. М., 1897. С. 219-239.Виллари П. Никколо Макиавелли и его время. – М., 2014.Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980. Гринин Л. Е. Личность в истории: эволюция взглядов.//История и современность. № 2, 2010. С. 13-15Де Санкстис Ф. Макиавелли. Пер. Добровольской Ю. / Никколо Макиавелли. Государь. - М.: ЭКСМО-пресс, 2001.Диас, Хосе Луис Уэртас. По кругу с Землёй. Коперник. Гелиоцентризм // Наука. Величайшие теории. — М.: Де Агостини, 2015. — Вып. 16.Еремеева А. И. Джордано Бруно (к 450-летию со дня рождения) // Земля и Вселенная. — 1998. — № 6. — С. 28—36.Кузанский Н. Об ученом незнании. [Электронный ресурс] – URL: http://fanread.ru/book/9033139/ Левин А. Человек, который сдвинул Землю // Популярная механика. — 2009. — № 6.Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1982 Семенов И.Н., Ссорин Ю.А. Энциклопедизм: вчера, сегодня, завтра. – Режим доступа: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-psycology-2012-5/1-semyonov-ssorin.pdfФролов И.Т. Введение в философию. – М.: Культурная революция, 2008. - 623 с. [Электронный ресурс] - URL: www.gumer.info Шумеева Т. Подвиг Джордано Бруно.// https://rossasia.sibro.ru/voshod/article/52451
1. Баткин, Л.M. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. – Режим доступа: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/istorija_vozrozhdenie/leonardo_da_vinchi_i_osobennosti_renessansnogo_tvorcheskogo_myshlenija_batkin_l_m_1990/9-1-0-2336
2. Вальденберг В.Э. Основания макиавеллизма//Вопросы философии и психологии. М., 1897. С. 219-239.
3. Виллари П. Никколо Макиавелли и его время. – М., 2014.
4. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980.
5. Гринин Л. Е. Личность в истории: эволюция взглядов.//История и современность. № 2, 2010. С. 13-15
6. Де Санкстис Ф. Макиавелли. Пер. Добровольской Ю. / Никколо Макиавелли. Государь. - М.: ЭКСМО-пресс, 2001.
7. Диас, Хосе Луис Уэртас. По кругу с Землёй. Коперник. Гелиоцентризм // Наука. Величайшие теории. — М.: Де Агостини, 2015. — Вып. 16.
8. Еремеева А. И. Джордано Бруно (к 450-летию со дня рождения) // Земля и Вселенная. — 1998. — № 6. — С. 28—36.
9. Кузанский Н. Об ученом незнании. [Электронный ресурс] – URL: http://fanread.ru/book/9033139/
10. Левин А. Человек, который сдвинул Землю // Популярная механика. — 2009. — № 6.
11. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1982
12. Семенов И.Н., Ссорин Ю.А. Энциклопедизм: вчера, сегодня, завтра. – Режим доступа: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-psycology-2012-5/1-semyonov-ssorin.pdf
13. Фролов И.Т. Введение в философию. – М.: Культурная революция, 2008. - 623 с. [Электронный ресурс] - URL: www.gumer.info
14. Шумеева Т. Подвиг Джордано Бруно.// https://rossasia.sibro.ru/voshod/article/52451