Учреждение и развитие прокуратуры в России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Правоохранительные органы
  • 29 29 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 20.04.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1.Общая характеристика прокуратуры РФ 5
1.1.История развития прокуратуры в России 5
1.2.Принципы деятельности прокуратуры 10
1.3.Место прокуратуры в системе государственных органов Российской Федерации 14
Глава 2. Структура и полномочия органов прокуратуры 17
2.1.Структура и система органов прокуратуры 17
2.2.Полномочия прокуратуры 19
2.3. Соотношение прокурорского надзора с другими видами надзора и контроля 22
Заключение 27
Список использованных источников и литературы 29
Фрагмент для ознакомления

Иные направления деятельности прокуратуры, к которым относятся участие прокурора в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел; расследование преступлений и координация деятельности по борьбе с преступностью.1. Участие прокурора в рассмотрении дел судами – направление деятельности, содержание которой претерпело существенное изменение. Главное состоит в том, что прокурор не осуществляет надзор за судом, как это было в недалеком прошлом, а участвует как равноправная сторона в рассмотрении дел судами, которые обрели реальную независимость.В уголовном судопроизводстве прокурор осуществляет уголовное преследование, выступает в качестве государственного обвинителя, вносит представление об опротестовывании приговора, определения, постановления судов, в том числе и в тех случаях, когда он не участвовал при их вынесении. Прокурор участвует в рассмотрении дел в контрольных стадиях судопроизводства (кассационной и надзорной) и при разрешении судом вопросов, связанных с исполнением приговоров.2.3. Соотношение прокурорского надзора с другими видами надзора и контроляПрокурорский надзор является не единственным способом обеспечения законности в нашей стране. С той же целью подлежат реализации и иные формы контроля и надзора. Другими словами, все органы в государстве на правовой основе должны бороться с правонарушениями и использовать эффективные меры для их предупреждения и устранения.Для того, чтобы установить специфику прокурорского надзора и его роль в формировании законности, следует провести сравнение его с иными разновидностями контроля и надзора.По юридической природе формы контроля и надзора можно поделить на высшие и обычные. В качестве высшей формы контроля выступает контроль Конституционного Суда РФ. Он подлежит распространению на все органы исполнительной и законодательной власти Российской Федерации и входящих в ее структуру субъектов. Конституционный Суд РФ исследует дела, проверяет соответствие Конституции Российской Федерации федеральному законодательству, актам нормативно-правового характера Президента РФ, Государственной Думы РФ, Совета Федерации РФ, Правительства РФ, в том числе конституций республик, законов, уставов и других нормативных актов субъектов Российской Федерации (подпункт «а» и «б» пункта 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации).Несмотря на то, что в Конституции прямо не определено, что контрольные функции подлежат осуществлению Государственной Думой РФ и Советом Федерации РФ, на практике данные органы законодательной власти ими обладают. Так как они могут обращаться в Конституционный Суд в связи с несоответствием Конституции РФ разных актов нормативно-правового характера, в т. ч. актов Президента РФ, так как они осуществляют контроль за их законностью. Вполне очевидно, что, перед тем как обратиться в Конституционный Суд РФ с соответствующим запросом, данные органы определяют неправомерность того либо другого акта.Достаточно обширным перечнем полномочий по контролю имеет Совет Федерации РФ. В соответствии с п. 3 ст. 105 Конституции РФ все федеральные законы, принятые Государственной Думой РФ в течение 5 дней должны передаваться на изучение (рассмотрение) Совета Федерации РФ. Изучение включает в себя проверку этих нормативных актов не только с позиции их соответствия положениям действующей Конституции РФ, но и на предмет полезности и целесообразности, как для общества, так и самого государства. Совет Федерации РФ может не одобрить акт, который был принят Государственной Думой. При возникновении такого обстоятельства создается согласительная комиссия, призванная устранить существующие нарушения и недостатки. После этого проект закона направляется на повторное изучение Государственной Думы РФ. Закон считается принятым, если за него проголосовали не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы РФ.Совет Федерации РФ также контролирует деятельность Президента РФ, утверждая изданные им указы о введении военного и чрезвычайного положения. К полномочиям Совета Федерации РФ следует также отнести вопрос отрешения Президента РФ от занимаемой должности. Безусловно, реализация на практике этого полномочия предполагает предварительную проверку обоснованности этих актов, а также деятельности Президента РФ как главы государства.Контрольные полномочия Президента РФ в отношении палат Федерального Собрания РФ еще более широкие. Практически все принимаемые этими органами законы контролируются им. Согласно п. 1 ст. 107 Конституции РФ все принятые федеральные законы должны отправляться Президенту РФ для подписания и последующего официального обнародования (опубликования). Во-первых, Президент РФ осуществляет проверку их с учетом соответствия проекта закона положениям действующей Конституции РФ, практической целесообразности и может отклонить, если признает их некачественными.Государственная Дума РФ и Совет Федерации РФ снова рассматривают отклоненный закон, и если при повторном изучении его одобрят в ранее принятой редакции общим числом не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы РФ и членов Совета Федерации, то закон подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и официально обнародован. Между тем, это вовсе не означает, что возможности Президента РФ в области контроля ограничены. Президент имеет право обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии положениям Конституции РФ подписанного им законопроекта.В юридической литературе контроль со стороны высших органов государственной власти именуется верховным. Надзор со стороны прокурорских органов является производным от верховного контроля, т.к. осуществляется от имени этих органов, но имеет иную сферу влияния, т.к. непосредственно касается законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ, министерств и ведомств, местных органов самоуправления. Его основное предназначение – обеспечение режима законности в верхах, в центральных органах власти.Согласно п. 2 ст. 46 Конституции РФ действия (либо бездействие) органов власти государства, органов местного самоуправления, общественных организаций и должностных лиц, а также принятые ими решения подлежат обжалованию в судебном порядке. Суды всех уровней исполняют юрисдикционную функцию, а именно – правосудие, оно включает в себя и проверку правомерности всех актов правового характера, которые издаются разными властными и управленческими органами. В связи с формированием правового государства компетенция судом в данном отношении значительно расширена.Все нижестоящие суды при исследовании гражданских, уголовных и административных дел также исполняют функции контрольного характера. их контроль уже не обладает верховным рангом, несмотря на то, что его роль в укреплении законности и правопорядка весьма существенен в соответствующих регионах. Прокуроры принимают участие в исследовании судами дел и проводят надзор за законностью и обоснованностью приговоров, определений и решений.Контроль за соблюдением состояния законности могут осуществлять и иные государственные органы. Можно выделить три разновидности контроля и надзора: общий, ведомственный и специализированный.Общим признается контроль, который исполняется областной и краевой администрацией, в том числе органами местного самоуправления, которые не являются государственными. Осуществляя руководство на установленной за ними территории, они оказывают воздействие на все изменения, выявляют разнообразные недостатки, в т. ч. нарушения состояния законности, и принимают меры, связанные с их устранением и предупреждением.Вместе с тем такой контроль зачастую отражает местные интересы, которые не всегда соответствуют интересам государственного характера, которые выражаются в законодательстве. Именно поэтому в отношении данных органов надзор со стороны прокурорских органов должен быть более активным и действенным.Ведомственный контроль используется в структуре министерств и ведомств. На основании принципа централизма каждый нижестоящий орган должен подчиняться вышестоящему руководящему органу, контролируя качество деятельности.Специализированный контроль либо надзор имеет непосредственное отношение к тем областям хозяйственной, производственной и другой деятельности организаций, учреждений и предприятий, связанные со строго определенным рабочим режимом.Надзор прокурора в сравнении с иными разновидностями контроля и надзора характеризуется следующими отличительными особенностями:1)он считается представительным, так как подлежит осуществлению от имени и по непосредственному поручению органов государственной власти;2)по целевому назначению он обладает строго специализированным характером, что выражается лишь в надзоре за соблюдением законности, т.к. прокуроры не занимаются управлением, а только надзирают за исполнением действующего законодательства;3)этот надзор обладает широкой областью действия, т.к. распространяется на все отношения, которые регулируются правом;4)наблюдается некоторая ограниченность компетенции прокуроров при исполнении функций по надзору. Они при выявлении нарушений зачастую не уполномочены на самостоятельной основе их устранять, по этой причине вынуждены обращаться к уполномоченным органам с требованием о принятии мер. Лишь в качестве своеобразного исключения во время осуществления надзора за исполнением законодательства органами предварительного следствия и дознания прокуроры имеют право отменить неправомерные постановления следователя либо дознавателя.ЗаключениеПодводя итог вышеизложенному, можно прийти к следующим выводам.Прокуратура в России сформировалась как орган, призванный обеспечивать законность на территории государства. Изначально модель прокуратуры представляла из себя систему различных заимствований из прокуратур развитых зарубежных стран, но, учитывая объективные российские реалии. Прокуратура на протяжении всей собственной истории изменяла свой юридический статус и полномочия, но в общем и целом основная задача оставалась прежней – обеспечение законности на всей территории страны.Современная система органов прокуратуры образовалась несколько десятков лет назад, и до настоящего времени было внесено не так много изменений. Выделяют не только прокуратуру так называемой «общей» компетенции, но и специализированные прокуратуры, например, природоохранные, транспортные и т.д.Система прокурорских органов предусмотрено в Федеральном законе «О прокуратуре РФ» и представляет собой разветвленную структуру территориальных, военных и иных специализированных прокуратур, научных и образовательных учреждений, других организаций со статусом юридического лица, на организационном уровне взаимосвязанных и взаимообусловленных единством решаемых задач, т.е. обеспечением законности и правопорядка в государстве.В настоящее время российским законодательством запрещается создавать на территории страны прокурорские органы, не входящие в единую систему прокурорских органов РФ. Это является одним из условий реализации на практике основного принципа функционирования и построения прокурорских органов – единства системы и строгой централизации прокуратуры.Прокуратура РФ в настоящее время имеет колоссальный исторический опыт, непосредственно связанный с надзором за исполнением законодательства и поддержанием обвинения в рамках судебного производства. В связи с этим прокуратура должна и далее идти по пути развития надзорных полномочий, и роль правозащитной функции прокуратуры будет расти по мере создания правового государства в РФ.На данный период времени к важнейшим функциям прокурорских органов следует отнести обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности. В основе деятельности прокуратуры заложена защита прав и свобод человека и гражданина.В настоящее время государству необходима эффективная прокуратура, которая будет отстаивать основы целостности государства и конституционного строя РФ, прав и законных интересов граждан и юридических лиц.Прокуратура является эффективным правоохранительным органом, квалификация кадров и качество деятельности которого не вызывают никаких сомнений. Прокуратура уверенно смотрит в будущее, ее деятельность всегда востребована обществом, а главным участком ее деятельности должен стать надзор за исполнением законодательства, в частности, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Список использованных источников и литературы
Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 30.12.2020) О прокуратуре Российской Федерации// Российская газета, N 229, 25.11.1995.

Научная и учебная литература:

1. Афанасьев Д. В. Прокуратура России: история и современность // Ростовский научный журнал. – 2017. – С. 132
2. Безотосная О. С. Место прокуратуры Российской Федерации в системе государственных органов // Журнал «Проблемы науки». – 2017. – С. 25-27
3. Бессарабов В.Г. Прокурорский контроль 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2017. –С. 189
4. Бессарабов В.Г.. Советская прокуратура (1922-1991гг.) "Журнал российского права", N 12, декабрь 2009 г.
5. Гоптарь М. В. История возникновения, становления и развития прокуратуры РФ // Журнал «Наука через призму времени». - № 6.- 2017. – С. 66
6. Гриненко, А. В. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата / А. В. Гриненко. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 281 с.
7. Деменкова Е. В. Прокуратура в системе органов государственной власти // Журнал «Государство и право в XXI веке». – 2018. – С. 62
8. Елизаров А.Б. Роль и место прокурорского надзора в триаде властей / А.Б. Елизаров // Гос. власть и местное самоуправление. - 2016. - № 1. - С.9-11.
9. Иващенко М. А. Место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти [Текст] / М. А. Иващенко // Молодой ученый. — 2018. — №8. — С. 675-677.
10. Казанцева С. М. История царской прокуратуры. - СПб., 2008. – С. 183
11. Клочков В.Д. О концепции развития Российской прокуратуры // Юридическая газета. - 2016. - №21
12. Михеенко Ю. В. Прокуратура и её основные гарантии независимости // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 322
13. Полянский Н. Н., Строгович М. С., Савицкий В. М., Мельников А. А. Проблемы органов прокуратуры. - М., 2016. – С. 193.
14. Прокурорский надзор в Российской Федерации. / Под ред. О.А. Галустьяна. - М.: Юрист, 2017. - 398 с.
15. Прокурорский надзор. Общая часть: учебник для академического бакалавриата / О. С. Капинус [и др.] ; под общ. ред. О. С. Капинус. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 198 с.
16. Смирнов А. Ф. К вопросу о правовом регулировании статуса прокуратуры РФ // Журнал «Актуальные проблемы российского права». – 2017. – С. 173
17. Смоленский М. Б. Прокурорский надзор: учебник под ред. М. Б. Смоленского и И. А. Жильцова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Академцентр, 2016. — 240 с.



Вопрос-ответ:

Какова история развития прокуратуры в России?

История развития прокуратуры в России имеет давние корни. Она началась еще во времена Киевской Руси, когда некоторые должности судебного преследования были созданы. Но официально прокуратура как орган государственного обвинения была учреждена в Российской Империи в 1722 году Петром I. С тех пор прокуратура прошла долгий путь развития и стала неотъемлемой частью системы правосудия в России.

Какие принципы деятельности прокуратуры в России?

Деятельность прокуратуры в России основывается на нескольких принципах. Во-первых, это принцип государственности, согласно которому прокуратура является государственным органом и осуществляет свою деятельность в интересах государства. Во-вторых, это принцип законности, согласно которому прокуратура обязана действовать только в рамках закона и защищать законность. Кроме того, прокуратура руководствуется также принципом единства прокурорского надзора, который предполагает, что прокуроры могут осуществлять надзор во всех сферах жизни общества и государства.

Какую роль играет прокуратура в системе государственных органов России?

Прокуратура занимает важное место в системе государственных органов России. Она является независимым органом государственного управления, который осуществляет контроль за исполнением законов, защищает законность и интересы государства. Прокуратура также является органом прокурорского надзора, что означает, что ее представители могут осуществлять надзор за соблюдением законов и прав граждан.

Какова структура и система органов прокуратуры в России?

Структура и система органов прокуратуры в России состоит из нескольких уровней. На верхнем уровне находится Генеральная прокуратура Российской Федерации, которая руководит всеми органами прокуратуры. На местном уровне действуют прокуратуры субъектов Российской Федерации, а также городские и районные прокуратуры. Каждая прокуратура имеет свою структуру, включающую отделы и секторы, ответственные за различные направления деятельности прокуратуры.

Какие принципы деятельности прокуратуры в России?

Принципы деятельности прокуратуры в России включают: законность, обеспечение прав и свобод человека, независимость, объективность, презумпцию невиновности и прочие.

В какой системе государственных органов располагается прокуратура в России?

Прокуратура в России располагается в системе государственных органов Российской Федерации. Она является независимым и самостоятельным государственным органом.

Какие полномочия имеет прокуратура в России?

Прокуратура в России имеет широкий спектр полномочий, включающий надзор за соблюдением законности, представление интересов государства в суде, участие в уголовном преследовании, защиту прав и свобод граждан, контроль за исполнением законов и многое другое.

Какова история развития прокуратуры в России?

История развития прокуратуры в России насчитывает несколько столетий. Первые формы прокурорской деятельности появились еще в XVII веке. В разные периоды истории прокуратура проходила различные этапы развития и реформирования, связанные с изменениями в политической и правовой системе страны.

Каково соотношение прокурорского надзора с другими видами надзора и контроля в России?

Прокурорский надзор имеет свои особенности и отличается от других видов надзора и контроля в России. Прокуратура является универсальным органом надзора, который осуществляет проверку исполнения законов и участвует в различных видах надзора, таких как финансовый и административный. Вместе с тем, прокуроры сотрудничают с другими контрольно-надзорными органами, такими как полиция и налоговая служба, с целью обеспечения законности и защиты прав граждан.

Какова история развития прокуратуры в России?

История развития прокуратуры в России начинается с 18 века, когда была создана Сенатская прокуратура. В последующие годы происходило поэтапное развитие прокуратуры, которое включало создание органов прокуратуры на всех уровнях государственной власти. Важным этапом в истории прокуратуры в России стало утверждение Конституции РФ в 1993 году, где прокуратура получила новый статус и полномочия.