Сократ

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История психологии
  • 14 14 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 23.04.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
1.Проблема сознания в философии Сократа 5
2.Понятие внутреннего закона, самопознания и проблема человеческого существования у Сократа 7
Заключение 12
Список литературы 14

Фрагмент для ознакомления

Согласно позиции Аристиппа, в качестве высшего блага на земле выступает блаженство, которое возможно понимать в двух измерениях – чувственном и духовном. Эвклид же считал, что источником высшего блага является только одна истина, которая имеет иные имена: Бог, разум и т.д. Антисфен абсолютизировал роль аскетизма, воздержания. Его учеником Диогеном из Синопа киническое учение было развито до крайних пределов.В сократических школах, получивших распространение в IV III вв. до н.э., наблюдается исчезновение различия между философскими взглядами софистов и Сократа. Представители Киренской школы, основателем которой был Аристипп, как и Сократ, провозгласили, что цель жизни - благо или счастье, однако, в отличие от Сократа, счастье понимается ими в качестве наслаждения и удовольствия. Подлинно счастливым может стать только человек, наделенный мудростью, который, опираясь на знания, способен выбирать между ощущениями, которые ведут к страданию, и теми ощущениями, которые приносят наслаждение, между тем, что определяется как зло и тем, что мы считаем добром. Представители Кинической школы, основанной Антисфеном, также считают целью жизни счастье, по понимают его как свободу, выражающуюся в независимости от собственных желаний. Киник стремится быть подобным богам, которые счастливы, ни в чем не нуждаются и ни от кого не зависят. Кинический мудрец - это аскет, который отказался от имущества, богатства, социальной и политической деятельности. Ярким представителем кинизма был Диоген Синопский, живший в глиняной бочке. Заключение Базисом моральной философии Сократа является факт абсолютной ценности добродетели, знания. Причем, Сократ отождествляет знание и добродетель, поскольку они не могут быть отделимы.Как утверждает Сократ, человек не может проявить благочестие и мужество, если у него отсутствуют представления относительно того, что есть данные качества. Также Сократ исходил из того, что человек не может пребывать в состоянии самосовершенствования, если ему не удается познать самого себя. Все эти идеи были востребованы представители идеалистического направления в психологии. С Сократа начинается экзистенциальная линия философии, а затем и психологии. Экзистенциальная философия, экзистенциальная психология и экзистенциальная психотерапия являются сейчас одним из ведущих направлений. «Экзистенциальная» от слова «экзист» — существование. Это направление «работает» с самыми «сущностными» понятиями бытия, такими как любовь, жизнь и смерть, свобода, справедливость, чувство вины и тревоги, а главное — с неуловимой сущностью человеческого Я.Экзистенциалисты считают, что именно отношение к этим вечным сущностям и составляет основу психологии человека и его неврозов, хотя они могут умело маскироваться под бытовые проблемы.Если Фалес поставил вопрос «Что такое бытие?» с более материальной, физической и физиологической стороны, то Сократ поставил первый по-настоящему психологический вопрос «Кто я?». Он доказывает, что, не решив этот вопрос, нельзя двигаться дальше. Мое «Я» и есть тот инструмент, которым я буду измерять мир. И если этот инструмент не изучен, как я могу быть уверен в объективности его измерений?Сократа можно считать и прародителем когнитивной и даже квантовой психологии, исследующих процесс «конструирования» нашего мышления и восприятия. Сократ первым говорит о том, что субъект не независим от объекта наблюдения, а как бы «встроен» в него.Список литературыВасильев В. А. Сократ о благе и добродетели // Социально-гуманитарные знания. — М., 2004. — № 1. — С. 276—290. Водолазов Г. Г. Наш современник Сократ // Общественные науки и современность. — М., 2015. — № 5. — С.109-117; № 6. — С.128-134. Горбачев В.Г. Основы философии/ В.Г. Горбачев. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. - С. 64-65Гусейнов А.А. Античная этика. - М.: Гардарики, 2003. Жебелев С. А. Сократ: биографический очерк / С. А. Жебелев. — Изд. 2-е. — Москва : URSS : ЛИБРОКОМ, 2009. — 192 с.Коробкова Ю.Е. Философия: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2005.// http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/korobk/index.phpМакеева Е. А., Кондрашова К. Э., Литвинова М. А. Гносеологические и воспитательные основания метода Сократа // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 566-568. Нахов И.М. Философия киников.// http://coollib.net/b/149281/readСерваткин Д. А., Логунцова Е. А. Мудрецы древности о правилах поведения человека // Юный ученый. — 2017. — №4. — С. 23-25. URL: http://yun.moluch.ru/archive/13/1014/ Фролов И.Т. Введение в философию/ И.Т. Фролов. - М.: Республика, 2003.

Список литературы

1. Васильев В. А. Сократ о благе и добродетели // Социально-гуманитарные знания. — М., 2004. — № 1. — С. 276—290.
2. Водолазов Г. Г. Наш современник Сократ // Общественные науки и современность. — М., 2015. — № 5. — С.109-117; № 6. — С.128-134.
3. Горбачев В.Г. Основы философии/ В.Г. Горбачев. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. - С. 64-65
4. Гусейнов А.А. Античная этика. - М.: Гардарики, 2003.
5. Жебелев С. А. Сократ: биографический очерк / С. А. Жебелев. — Изд. 2-е. — Москва : URSS : ЛИБРОКОМ, 2009. — 192 с.
6. Коробкова Ю.Е. Философия: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2005.// http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/korobk/index.php
7. Макеева Е. А., Кондрашова К. Э., Литвинова М. А. Гносеологические и воспитательные основания метода Сократа // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 566-568.
8. Нахов И.М. Философия киников.// http://coollib.net/b/149281/read
9. Серваткин Д. А., Логунцова Е. А. Мудрецы древности о правилах поведения человека // Юный ученый. — 2017. — №4. — С. 23-25. URL: http://yun.moluch.ru/archive/13/1014/
10. Фролов И.Т. Введение в философию/ И.Т. Фролов. - М.: Республика, 2003.

Вопрос-ответ:

Какие проблемы сознания рассматривал Сократ?

Сократ рассматривал проблемы сознания в контексте этики и морали. Он искал ответы на вопросы о том, каким образом мы можем достичь добродетели и какие действия являются благими.

Какое понятие внутреннего закона самопознания и проблема человеческого существования рассматривал Сократ?

Сократ считал, что внутренний закон самопознания - это способность человека познавать самого себя и свои истинные ценности. Он также интересовался проблемой человеческого существования и искал ответы на вопросы о смысле жизни и нашей моральной ответственности.

Какова позиция Аристиппа относительно высшего блага?

Аристипп считает, что высшим благом является блаженство, которое можно понимать как удовлетворение чувственных потребностей и наслаждение. Он придает большое значение чувственному измерению блага и считает, что оно является целью человеческой жизни.

Какой подход к высшему благу принимает Эвклид?

Эвклид считает, что истиной является высшее благо и что оно имеет много имен, таких как Бог и разум. Он пренебрегает чувственным измерением блага и утверждает, что только знание истины является источником высшего блага.

Какую роль аскетизм играл у Антисфена?

Антисфен абсолютизировал роль аскетизма и считал, что отречение от материальных благ и жизнь в полной аскезе являются верным путем к осознанию истины и достижению высшего блага. Он пренебрегал чувственным удовольствием и призывал к простоте и скромности в жизни.

Какую проблему Сократ рассматривал в философии?

Сократ рассматривал проблему сознания и его роли в философии.

Какое понятие Сократ связывал с внутренним законом самопознания?

Сократ связывал понятие внутреннего закона самопознания с проблемой человеческого существования.

Что является высшим благом для Аристиппа?

Для Аристиппа высшим благом является блаженство, которое может быть понято как чувственное и духовное.

Какое мнение высказывал Евклид относительно источника высшего блага?

Евклид считал, что источником высшего блага является только одна истина, которая имеет различные имена, такие как Бог и разум.

Какую роль в проблеме человеческого существования абсолютизировал Антисфен?

Антисфен абсолютизировал роль аскетизма в проблеме человеческого существования.

Какую проблему сознания обсуждает Сократ?

Сократ обсуждает проблему сознания и самопознания, исследуя внутренний мир человека и его умение различать добро и зло.

Что является высшим благом для Аристиппа и как это связано с философией Сократа?

Для Аристиппа высшим благом является блаженство, которое можно понимать как чувственное и духовное удовольствие. Это связано с философией Сократа, так как он также исследовал понятия добра и счастья, хотя его позиция была более утонченной и уделяла большее внимание духовному развитию.