Социально-политические конфликты в обществе и пути их решения.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Политология
  • 19 19 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 22.03.2010
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
1. Понятие конфликта
2. Конфликтогенные факторы политического процесса
3. Типы и виды политических конфликтов
4. Механизмы регулирования конфликтов
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Мотивы поступления на государственную службу далеко не одинаковы: одних привлекает успех, других – стабильность денежного вознаграждения, третьих – престиж и т. д. Кроме того, государственные служащие зачастую представляют различные школы и направления; наконец, существуют ревность, просто неприязнь людей. Поэтому мотивационная форма конфликта имеет в этом отношении тенденцию к перерастанию в ценностную. Это происходит, когда служащие по-разному понимают свой статус и цели пребывания в организации.




4. Механизмы регулирования конфликтов

Одна из важнейших целей политической науки состоит в поиске оптимальных форм политической организации общества, методов и средств разрешения социальных конфликтов.
Для того, чтобы понять механизм влияния политических действии на процесс разрешения социальных конфликтов, следует обратить внимание на понятие политического поведения и характер политического поведения.
Характер политического поведения может варьироваться в диапазоне от деструктивно-отчужденного до инновационно-позитивного.
При этом собственно культурный аспект политического поведения задан нормативным механизмом его регуляции.
Его ядром будут поведенческие стереотипы, которые в структуре традиции выступают как обычаи политической жизни.
Кроме них важную регулирующую роль играют сознательно формулируемые нормы-предписания, призванные очертить идеальные модели политического поведения, как в виде прописанных правовых процедур, так и в форме собственно идеальных поведенческих схем.
Вместе с тем важно помнить, что нормативная система соотносится с общественно-политическими ценностями и нуждается в объективной ценностной устойчивости.
Политико-культурное значение имеет и характер межинституционального взаимодействия, который выражается в иерархии прерогатив того или иного института при принятии наиболее важных политических решений, а также в ценностной легитимизации данной иерархии.
Принцип «ненасильственного» разрешения социальных конфликтов. Отметим тот факт, что в мировой практике, на сегодняшний день возобладал принцип ненасильственного разрешения конфликтов. Это не говорит о том, что политическое насилие, в том числе военное или террористическое исчезло из практики международных и внутриполитических отношений, но, несомненно, эти методы подвергаются в настоящее время осуждению, быть «воинственным» просто становится «не модно».
XX в. превратил «моральную идею» в принцип ненасильственных политических движений, серьезно влияющих на ситуацию в мире. Нет сомнения, что концепция ненасилия, акцентируя общечеловеческие ценности, является фактором, сдерживающим насилие.
С другой стороны, исходя из гуманистических ценностей (например, защита слабого от зла), должны существовать рамки применения принципов ненасилия, и их необходимо определить.
В этой связи представляется необходимым соотнесение содержания конкретных социально-политических реалий и концепций ненасилия. В частности, из нее следует убрать все красивые идеалистические заблуждения. Некритическое отношение к идее ненасилия способствует переоценке успехов ее реализации (не следует, например, забывать, что раздел Индии закончился огромными жертвами; зло продолжает брать свое и сегодня), пагубно сказывается в политике.
Следует также различать такие аспекты проблемы, как: - мировоззренческие, философско-религиозные, этические принципы; - способ разрешения конфликтов в социально-политической сфере; - конкретная политика и способы ненасильственных действий социальных субъектов, выражающих их протест, и др.
Ненасилие как характеристика социально-политической борьбы возможно лишь при условии, что в обществе имеются гражданские институты, общепризнанные демократические ценности.
 Что касается рамок применения насилия в государственном управлении, то определяющим моментом является понимание необходимости обеспечения безопасности личности, борьбы с возможностью хаоса, что предусматривает определенное применение силы. Рамки применения принципа ненасилия предполагают, поэтому определение пропорций в указанной дилемме ненасилия относительно конкретных условий.
Увеличивающееся разнообразие социальных групп, культур заостряет проблему согласованности групповых интересов, организации диалога и поиска консенсуса.
Принцип «политического участия», как способ регулирования социальных конфликтов. Политическое участие - один из важных показателей политической культуры - позволяет судить о ценностных ориентациях общества: в этом виде массового поведения проявляются культурные установки и ценности граждан.
Массовое участие важно в условиях демократии, поскольку это - система с неопределенным политическим исходом и свободное волеизъявление граждан.
 Для различных социальных групп характерны «свои» виды политического участия.
 Как и почему происходит это распределение, можно объяснить при помощи популярной ныне в политической науке теории «рационального выбора».  В соответствии с этой теорией человек выбирает для себя форму участия, исходя из соотношения имеющихся у него ресурсов, таких как: деньги, время или информация), а также затрат на участие и потенциальной полезности этой деятельности.
Люди с более высоким социально-экономическим положением предпочитают те формы участия, которые требуют больших затрат ресурсов, но зато обещают большую пользу. Однако, именно из-за высокой «цены» такие виды деятельности, как активное участие в избирательных кампаниях или членство в общественных организациях, менее доступны тем людям и социальным стратам, которые располагают скромными ресурсами. Тем, кто не занимает высокого положения в обществе, доступно главным образом голосование. Впрочем, с точки зрения теории рационального выбора эта форма поведения далеко не «прибыльна».


Заключение

В заключение данной работы можно сделать следующие выводы о специфике политического конфликта:
Политический конфликт – неотъемлемая черта мира политики, мотивационная основа политической жизни. Одно невозможно без другого, поэтому современные определения политики предполагают включение в ее структуру феномена конфликта. Разногласия, соперничающие точки зрения, столкновения – все, с чем обращаются к власти, требуя их разрешения, и представляет собой то, что называется политическими конфликтами.
Мир политики – это мир публичности, пространство для множества возможных действий. Именно в открытом общественном столкновении мнений социальный мир приобретает новый характер, становится политическим миром.  Мир политики – это мир отношений, способствующих конкретной индивидуальной свободе благодаря возможности выбора, но в то же время усиливающих недовольство и беспокойство. В результате формируется стратегия действий и ценностные суждения, которые придают политическим представлениям рационально-прагматический характер. Это создает потенциальную основу конфликта, поскольку каждый индивидуальный или групповой субъект, имеющий свои собственные интересы, так или иначе сталкивается с интересами других субъектов.
Предметом политического конфликта могут быть специфические ресурсы – государственная власть, устройство властных институтов, политический статус социальных групп, ценности и символы, являющиеся базой политической власти и данной политической общности в целом.
Политический конфликт предполагает мобилизацию максимальной численности как одной, так и другой конфликтующей стороны. Их борьба может рассматриваться как превращенная, сублимированная форма классовой борьбы.
Список использованной литературы


Анцунов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2003.
Ачкасов В.А., Гуторов В.А. Политология. Учебник для вузов. – М.: Издательство Юрайт, 2010.
Глухова А. В. Политические конфликты: основания, типология, динамика (теоретико-методологический анализ). М.: Эдиториал УРСС, 2000.
Даниленко В.И. Современный политологический словарь. – М.: Nota Bene, 2000.
Емельянов Е.М. Практикум по конфликтологии. – М.: Норма, 2007
Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. — М.: Владос, 1999
Ланцов С.А. Политическая конфликтология. – М. Юристъ, 2005

Ланцов С.А. Политическая конфликтология. – М. Юристъ, 2005
Даниленко В.И. Современный политологический словарь. – М.: Nota Bene, 2000
Глухова А. В. Политические конфликты: основания, типология, динамика (теоретико-методологический анализ). М.: Эдиториал УРСС, 2000.
Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. — М.: Владос, 1999
Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. — М.: Владос, 1999












19


1.Анцунов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник. – М.: ЮНИ-ТИ, 2003.
2.Ачкасов В.А., Гуторов В.А. Политология. Учебник для вузов. – М.: Из-дательство Юрайт, 2010.
3.Глухова А. В. Политические конфликты: основания, типология, дина-мика (теоретико-методологический анализ). М.: Эдиториал УРСС, 2000.
4.Даниленко В.И. Современный политологический словарь. – М.: Nota Bene, 2000.
5.Емельянов Е.М. Практикум по конфликтологии. – М.: Норма, 2007
6.Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. — М.: Владос, 1999
7.Ланцов С.А. Политическая конфликтология. – М. Юристъ, 2005

Вопрос-ответ:

Что такое конфликт?

Конфликт - это ситуация, когда две или более стороны имеют противоречащие интересы, цели или взгляды, и сталкиваются между собой в конфронтации.

Какие факторы могут вызвать политический конфликт?

Политические конфликты могут возникать из-за идеологических разногласий, распределения власти, неравенства в обществе, религиозных и этнических противоречий, конкуренции между политическими партиями и другими факторами.

На какие типы и виды можно разделить политические конфликты?

Политические конфликты могут быть общественными или межгосударственными, их можно также разделить на вертикальные и горизонтальные, внутренние и внешние, острые или потенциальные.

Какие механизмы существуют для регулирования политических конфликтов?

Для регулирования политических конфликтов могут быть использованы различные механизмы, такие как диалог, переговоры, согласование интересов, медиация и посредничество, законодательные и правовые нормы, политические соглашения и т. д.

Какие мотивы могут привести человека на государственную службу?

Мотивы поступления на государственную службу могут быть различными. Некоторых привлекает возможность достижения успеха и карьерного роста, других привлекает стабильное денежное вознаграждение, третьих - престиж и влияние. Кроме того, государственные служащие зачастую представляют различные школы и направления и имеют возможность внести свой вклад в развитие общества.

Что такое социально-политический конфликт?

Социально-политический конфликт - это конфликт, возникающий в обществе в результате различных интересов, ценностей и мировоззрений различных социальных и политических групп.

Какие факторы являются конфликтогенными в политическом процессе?

Конфликтогенными факторами в политическом процессе могут быть неравенство, несправедливость, конкуренция за ресурсы, недоверие к власти, различия в политических взглядах и т.д.

Какие типы и виды политических конфликтов существуют?

Существуют различные типы политических конфликтов, такие как конфликты внутри государства (конфликты между политическими партиями, социальными группами и прочими акторами), конфликты между государствами, конфликты в области межнациональных и расовых отношений и др.