Семейное право России в 19 веке. Порядок и условия вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным в России 19 века
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 12 + 12 источников
- Добавлена 23.04.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретический аспект семейного законодательства в XIX веке 5
1.1 Брачно-семейные отношения в России в XIX веке: правовые основы реализации церковью делегированных ей полномочий 5
1.2 Становление и развитие института брака в законодательстве Российской империи XIX века 11
Глава 2. Регулирование вступления и прекращения брака в XIX веке 17
2.1 Вступление в брак и его регулирование 17
2.2 Эволюция брачного законодательства 23
Заключение 28
Список используемой литературы 30
В традиционной семье брак основывался на материальных, экономических мотивах, соображениях карьеры («выгодная пара»); «пробуждение чувств» приводило здесь к адюльтерам, которые хорошо известны в литературе и не учитываются статистикой.Современники рубежа XIX и XX веков открыто говорят о разврате, захлестнувшем русскую жизнь. Прелюбодеянию начинают посвящаться специальные научные работы. Автор одного из них, Л.А.Золотарев, указывает (1895 г.):М.Шибанов. Торжество брачного договора «В настоящее время можно наблюдать тот факт, что только женщины, и притом не особенно многие, строго соблюдают законы брачной жизни; что касается мужчин, то они полностью нарушают брачные законы и клятвы, пользуясь для этого большей свободой, чем их рабыни-жены…«Наука нежной страсти» настолько укоренилась в сознании, что на жену, верную мужу, смотрят как на отсталую от века».Не обошли эти процессы и деревню. Наблюдатели отметили здесь рост нелегального сожительства, которое разумно объясняли в основном расходами на отъезд. Следствием отъезда стало распространение сифилиса в сельской местности, о чем с тревогой заговорили российские врачи.Причины описываемых явлений коренились в экономической, социальной и духовной сферах, но общее положение осложнялось правовым положением семьи, не предполагавшим - за исключением исключительных случаев - возможности развода.Количество разводов неуклонно росло, но по сравнению с общим количеством браков оставалось смешным. В стране с многомиллионным населением было: в 1840 г. — 198, в 1880 г. — 920, в 1890 г. — 942.Строгие ограничения, «охранявшие» семью, в то же время препятствовали заключению множества новых, возможно, более счастливых браков. Низкое число разводов напрямую связано с увеличением числа внебрачных детей (такими считались те, чьи родители не заключали церковный брак).В XIX веке был принят ряд указов о браке и семье. В 1830 году Николай I установил допустимый возраст для вступления в брак: 18 лет для юношей и 17 лет для девушек. Если брак был заключен с лицом, не достигшим брачного возраста, установленного светским законом, но достигшим канонического возраста вступления в брак (13 и 15 лет), супруги разлучались до достижения возраста, предусмотренного светским законом.В 1836 году вступило в силу «Положение о брачном союзе». Этот документ прописывает условия заключения брака между людьми разных вероисповеданий. Браки между лицами православного вероисповедания заключались и расторгались по правилам, изложенным в «Своде гражданских законов Российской империи». Главным доказательством семейного положения была запись в метрической книге.2.2 Эволюция брачного законодательстваВ XIX в. считалось, что у древних людей царила беспорядочная половая жизнь, т.е. беспорядочное сожительство. Женщина как бы принадлежала всем мужчинам, и если она хотела завязать отношения с одним из них, ее штрафовали или наказывали. Современная наука это отрицает, ведь даже у животных бывают семейные, парные формы брака.В мире более распространены моногамные браки, но есть и полигамные. Если в какой-то стране и узаконено многоженство, то обычно оно для богатых. Бедняки по-прежнему живут моногамной семьей. Многоженство, вариант полигамии, характерно для мусульманских стран. Султаны и шахи в исторические времена имели до 1000 жен и более. Но по мусульманским законам женами считаются только 4 жены, остальные наложницы (одалиски). Не только у мусульман было много жен. В 18 веке у короля Таиланда было 300 жен, а у его министра (пракланга) - 40. Несколько жен могут иметь папуасы.Полиандрия, вариант полигамии, полиандрия, встречается в Тибете. Девушка выходит замуж, например, сразу за нескольких братьев.Никто из них не имеет права разводиться или заводить роман на стороне. Если это произойдет, один из братьев сбежит, влюбившись в другого, его ждет суровое наказание. Известны случаи, когда люди в таких случаях были вынуждены эмигрировать. В этом случае жена может развестись сразу со всеми братьями, а затем выйти замуж за других. Это связано с неравномерностью демографической ситуации, когда количество мужчин значительно превышает количество женщин.Следующим этапом развития брачных отношений стал известный моногамный брак, когда «община жен» сменилась индивидуальной семьей, мужчина мог иметь одну жену. Произошло это следующим образом. С появлением частной собственности и расширением торговли на первый план стал выходить человек. Таким образом, человек берет бразды правления в свои руки, тогда как в «общинных группах» каждый участвовал в меру своих возможностей. Теперь женщина постепенно утратила свою «равноправную» роль и отдала первенство в семье мужчине. В этот период главной задачей женщины было рождение детей.И единственный верный способ для мужчины быть уверенным в том, что женщина родила его ребенка, наследника всего имущества, — это строгий контроль, поэтому у женщины не должно быть никаких других мужчин. Однако неравенство супругов было зафиксировано.Например, мужчина мог иметь только одну жену, но ему разрешалось брать наложниц, а его жена, которая могла иметь только одного мужа, особенно строго наказывалась за неверность. Подобные законы в древности и средневековье издавались во всех странах.Постепенно все чаще и чаще мужчины и женщины стали встречаться друг с другом по взаимному желанию и симпатии. Женщина была готова быть привязанной к семейному очагу, рожать и воспитывать детей и отдавать мужчине роль добытчика и добытчика. И со временем моногамия стала ценностью.Впервые в истории равенство мужчин и женщин перед законом провозгласила Французская революция 1793 года, когда были введены консенсуальный брак и система разводов. Таким образом, история брака имеет множество изменений в отношениях между мужчиной и женщиной.Современный моногамный брак основан на выборе, любви и супружеской верности, и в этом ценность брака. Когда для двух любящих сердец - третье действительно лишнее.В XIX веке до 1917 года нормы семейного права в России считались частью отрасли гражданского права. Эти нормы вошли в Свод гражданских законов, вступивший в силу в 1835 г.В качестве условия заключения брака требовалось согласие родителей (при их отсутствии требовалось согласие опекунов или попечителей, в зависимости от конкретной ситуации) жениха и невесты. К государственным служащим, а также военнослужащим предъявлялись особые условия – требовалось согласие начальства на их брак. Законным мог быть только брак, заключенный в церкви по церковному обряду между лицами, исповедующими христианство.Отношения между мужем и женой личного характера устанавливались в Гражданском кодексе следующим образом: «жена обязана повиноваться мужу как главе семьи, пребывать в любви, почитании и безграничном повиновении ему». В случае любого переезда супруга должна была безоговорочно следовать за мужем. Это можно было сделать даже через принуждение жены с помощью полиции. Жена имела право получить паспорт в милиции только с согласия супруга.Дети, рожденные в законном браке, наследуют права своих родителей. Что же касается детей, рожденных вне брака, то они не имели никаких прав на имущество своих родителей. Для легализации детей, рожденных вне брака, необходимо было легализовать брак самих родителей, а в последующем через судебные органы требовать легализации ребенка.Безусловным долгом родителей называлось содержание своих детей. По отношению к детям родители имели деспотические права, могли их наказывать, применять иные меры воздействия, вплоть до передачи в суд. Имущественные отношения между родителями и детьми характеризовались принципом раздела их имущества. Взрослые дети были обязаны содержать своих нуждающихся родителей.Указом российского императора от 19 июля 1830 года брачный возраст был установлен для мужчин в 18 лет, для женщин в 16 лет. С 1841 года порядок расторжения брака регулировался Уставом Духовных консисторий, утвержденным в том же году. Решение было одобрено архиереем епархии. В Судебник была внесена статья 1031, по которой за супругом признавалось право отказаться от совместной жизни, если она «покажется ему невыносимой».Российский законодатель упорно отказывался проводить реформы в правовом регулировании брачно-семейных отношений. И даже отмена крепостного права в 1861 г. и судебная реформа 1864 г. существенно не повлияли на семейно-правовые отношения, так как гражданские законы, включавшие в себя нормы семейного права, не были реформированы.В 1902 году Россия отказалась подписать Гаагскую конвенцию о взаимном признании браков, заключенных в иностранных государствах по их законам, мотивируя это тем, что российское брачное законодательство основывается на религиозных правилах, и поэтому браки между христианами и представителями других религий не заключаются. разрешается.Итак, следует отметить, что до самой революции брачное законодательство России не было светским. Гражданский брак, заключенный в Российской империи или в других странах, не имел юридической силы. В 1902 году Россия отказалась подписать Гаагскую конвенцию, так как она предусматривала взаимное признание браков, заключенных в иностранных государствах по их законам.ЗаключениеТаким образом, установка на заботу о семейном очаге в целом не является альтернативой установке на служение общественному целому, человечеству и Отечеству. Тот факт, что в России часто бывало иначе и эти установки вступали друг с другом в непримиримое противоречие, не опровергает истинности этого тезиса. Крепость семьи, в частности, способствует национальной сплоченности. «Особая крепкая национальная сплоченность, выделяющая Японию среди других первоклассных держав, — пишет авторитетный японский писатель и философ, — обусловлена крепкими отношениями между родителями и детьми, с одной стороны, и между супругами, с другой, отношения, составляющие ядро общественной жизни.Эти отношения не имеют яркого внешнего облика, как у европейцев, и не несут так называемого рационального отпечатка, но отличаются простотой, безыскусностью и силой внутренней горечи, что делает наши социальные слои особенно сильными».В первые десятилетия XX века в России развернулась дискуссия о том, каким должен быть христианский брак. Одна из крайних позиций была представлена Л. Н. Толстым. Толстой дошел до того, что отрицал саму возможность христианского брака. Поскольку, по Толстому, половой акт есть унизительное для человека животное состояние, христианского брака быть не может. Противоположную позицию занимал В. В. Розанов. Розанов упрекнул православную церковь в малом внимании к вопросам брака и семьи. По мнению Розанова, семья и брак должны быть важнейшими объектами заботы со стороны церкви. Половой акт должен быть непосредственно освящен и благословлен церковью. Розанов даже допускал, что половой акт можно было совершать прямо в стенах храма, для чего можно было бы сделать соответствующие помещения - пристройки к храму. Парадоксального мыслителя чрезвычайно волновали вопросы укрепления семейных уз, вопросы деторождения, повышения рождаемости в России, рождения и воспитания здоровых поколений.Значение крепости семьи для развития общества и личности вряд ли нуждается в особых доказательствах. Тем не менее весь масштаб и глубина влияния семьи на общество, на пути и судьбы человечества в целом требуют самого серьезного осмысления. Именно в семье, в детстве зарождаются те тенденции и направления развития, которые становятся судьбой человечества, впоследствии объявляются «историческими закономерностями» и крайне трудно и трудно поддаются изменению в будущем. На это, в частности, указывал русский мыслитель И. А. Ильин: «И не прав ли немецкий богослов Толук, когда говорит: «Мир управляется из яслей». Мир не только строится в яслях , но и погибают от него; здесь заложены не только пути спасения, но и пути погибели». Собственно говоря, то же самое говорит и современный итальянский писатель и философ Умберто Эко в отношении причин обострения религиозно-этнических конфликтов: «Учить толерантности взрослых, которые стреляют друг в друга по этническим и религиозным мотивам, — значит только терять время». ...Время упущено... Значит, надо бороться с дикой нетерпимостью в самых ее основах, неустанными усилиями воспитания, начиная с самого нежного детства...Список используемой литературы1.Бальжиев Б.А., Шатуев Н.В. Сравнительный анализ наследования по своду законов Российской империи и Гражданского кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс] // Современная цивилистика. URL: http://journals.bsu.ru/content/articles/1497.pdf (дата обращения: 21.04.2021).2.Вишневский А.Г. Эволюция российской семьи [Электронный ресурс]. URL: http://ars-school4.narod.ru/family (дата обращения: 20.04.2021).3.ГарцеваЮ.Ю. Права и обязанности супругов по Своду законов Российской империи // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. №1 (33). С. 234-238.4.Дементьева Я.Е. Брачно-семейное каноническое (церковное) право // Право и государство: история и современность, перспективы развития: сборник материалов по итогам научно-практического семинара / отв. ред. Е.С. Косых. Стерлитамак: Издательство Стерлитамакского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения Высшего образования «Башкирский государственный университет», 2019. С. 106-108. 5.Денисова О. Становление и развитие института опеки и попечительства в России // Вопросы российского и международного права. 2019. Вып. 9. С. 22-24. 6.Ефименко А. Народные юридические воззрения на брак // Знание. 1874. № 1.7.Захарова А.А., Пожидаева Т.С., Хрущев Е.Г. Изменения в наследственном праве в XVIII веке // Ценности и нормы правовой культуры в новой цифровой реальности: сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции, посвященная 55 летию ЮЗГУ. Юго-Западный государственный университет. 2019. С. 42-45.8.Колинько А.Ю. Развитие семейного права в России в XIX - начале XX века: автореф. дис. … канд. юр. наук: 12.00.01. Краснодар, 2006. 24 с. 9.Косова О.Ю. Юридическая формула брака в российском праве // Научные ведомости. Серия Философия. Социология. Право. 2017. №24. Вып. 42. С. 124-128. 10.Моховая Т.А. Становление и развитие института брака в законодательстве Российской империи XIX века // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-instituta-braka-v-zakonodatelstve-rossiyskoy-imperii-xix-veka (дата обращения: 20.04.2021).11.О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах: Указ от 23.03.1714 [Электронный ресурс]. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/inherit.htm (дата обращения: 10.04.2021).12.Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Часть вторая: Права семейственные, наследственные и завещательные. М.: Статут, 2003. 639 с.
2. Вишневский А.Г. Эволюция российской семьи [Электронный ресурс]. URL: http://ars-school4.narod.ru/family (дата обращения: 20.04.2021).
3. Гарцева Ю.Ю. Права и обязанности супругов по Своду законов Российской империи // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. №1 (33). С. 234-238.
4. Дементьева Я.Е. Брачно-семейное каноническое (церковное) право // Право и государство: история и современность, перспективы развития: сборник материалов по итогам научно-практического семинара / отв. ред. Е.С. Косых. Стерлитамак: Издательство Стерлитамакского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения Высшего образования «Башкирский государственный университет», 2019. С. 106-108.
5. Денисова О. Становление и развитие института опеки и попечительства в России // Вопросы российского и международного права. 2019. Вып. 9. С. 22-24.
6. Ефименко А. Народные юридические воззрения на брак // Знание. 1874. № 1.
7. Захарова А.А., Пожидаева Т.С., Хрущев Е.Г. Изменения в наследственном праве в XVIII веке // Ценности и нормы правовой культуры в новой цифровой реальности: сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции, посвященная 55 летию ЮЗГУ. Юго-Западный государственный университет. 2019. С. 42-45.
8. Колинько А.Ю. Развитие семейного права в России в XIX - начале XX века: автореф. дис. … канд. юр. наук: 12.00.01. Краснодар, 2006. 24 с.
9. Косова О.Ю. Юридическая формула брака в российском праве // Научные ведомости. Серия Философия. Социология. Право. 2017. №24. Вып. 42. С. 124-128.
10. Моховая Т.А. Становление и развитие института брака в законодательстве Российской империи XIX века // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-instituta-braka-v-zakonodatelstve-rossiyskoy-imperii-xix-veka (дата обращения: 20.04.2021).
11. О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах: Указ от 23.03.1714 [Электронный ресурс]. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/inherit.htm (дата обращения: 10.04.2021).
12. Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Часть вторая: Права семейственные, наследственные и завещательные. М.: Статут, 2003. 639 с.
Вопрос-ответ:
Какие полномочия церкви были связаны с брачно-семейными отношениями в России XIX века?
Церковь имела полномочия регистрировать браки, оформлять разводы и прекращать недействительные браки.
Каков порядок и условия вступления в брак в России XIX века?
Для вступления в брак необходимо было достичь совершеннолетия (в 15 лет для мужчин и 13 лет для женщин), получить согласие родителей или опекунов, произвести регистрацию брака в соответствующей церковной или государственной инстанции.
Каковы условия прекращения брака в России XIX века?
Роспись брака могла быть прекращена при разводе, который мог быть осуществлен по соглашению сторон или по решению церковного суда. Развод был возможен по ряду оснований, включая измену, бесплодие, алкоголизм и насилие.
Какие действия приводили к признанию брака недействительным?
В России XIX века брак мог быть признан недействительным в случае, если одна из сторон была несовершеннолетней, если были доказаны фиктивность брака, наличие пренебрежения со стороны одного из супругов или наличие производства о разводе, которое не было завершено.
Какое место занимал институт брака в законодательстве Российской империи XIX века?
Институт брака считался одной из основных составляющих семейного права Российской империи XIX века. Его регулирование и контроль были осуществлены как церковью, так и государством.
Какие были условия вступления в брак в России в 19 веке?
Вступление в брак в России в 19 веке требовало соблюдения определенных условий. Необходимо было достичь совершеннолетия - для женщин это было 16 лет, для мужчин - 18 лет. Также необходимо было получить разрешение от родителей или опекунов, если лицам было менее 25 лет. Брак между близкими родственниками был запрещен. В браке не должно было быть принуждения или обмана.
Каким образом можно было прекратить брак в России в 19 веке?
В России в 19 веке брак можно было прекратить несколькими способами. Первый способ - развод в церкви. Заявление о разводе могли подать оба супруга или один из них. Развод мог быть оформлен в том случае, если один из супругов изменял другому, был злостным пьяницей, не обеспечивал семью или находился в ссылке. Кроме того, был возможен развод по взаимному согласию обоих супругов. Второй способ - развод в гражданском суде. Он был доступен, если развод в церкви был невозможен по каким-то причинам. Третий способ - развод по причине отсутствия брачного супружеского сожительства в течение определенного времени.
Что нужно было делать, чтобы брак был признан недействительным в России в 19 веке?
В России 19 века брак мог быть признан недействительным в несколько случаев. Во-первых, если один из супругов был уже женат на другом человеке. Во-вторых, если брак был заключен под воздействием угроз или насилия. В-третьих, если один из супругов был лишен разума или способности по умственному развитию. В-четвертых, если брак заключался между близкими родственниками. Для признания брака недействительным необходимо было обратиться в суд и предоставить доказательства указанных обстоятельств.
Какие были порядок и условия вступления в брак в России в XIX веке?
В XIX веке в России порядок вступления в брак был строго регламентирован. Перед вступлением в брак необходимо было получить разрешение от религиозного и гражданского властей. В церковной обрядности брака были установлены требования к возрасту жениха и невесты, совершению религиозной церемонии и наличию свидетелей. С гражданской точки зрения требовалось оформить брачный контракт, а также предоставить документы о рождении и состоянии здоровья будущих супругов.
Каким образом прекращался брак в России в XIX веке?
В XIX веке в России брак мог быть прекращен по нескольким основаниям. Одним из них была смерть одного из супругов. Также брак мог быть расторгнут по взаимному согласию супругов или по инициативе одного из них в случае нарушения супружеского долга. Расторжение брака требовало письменного заявления и последующего рассмотрения дела в гражданском суде. В случае развода супруги обычно сохраняли право на определенную часть имущества.
Каким образом признавался брак недействительным в России в XIX веке?
В XIX веке в России брак мог быть признан недействительным в случае нарушения правил его заключения или при наличии обстоятельств, делающих брак незаконным. Например, брак мог быть признан недействительным, если один из супругов уже состоял в другом браке на момент заключения нового брака. Также брак мог быть признан недействительным, если окажется, что его заключение было осуществлено под давлением или обманом. О подобных случаях решал гражданский суд.