«Социология П.А. Кропоткина: концепция взаимопомощи».
Заказать уникальную дипломную работу- 64 64 страницы
- 37 + 37 источников
- Добавлена 16.06.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты социального института взаимопомощи 8
1.1 Понятие «социальный институт взаимопомощи», ключевые подходы к его изучению 8
1.2 Формы института взаимопомощи в современном обществе 19
1.3 Место и роль групп взаимопомощи в становлении гражданского общества в современной России 25
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Анализ идей П.А. Кропоткина о принципах взаимной помощи 34
2.1 Становление социологических идей П.А. Кропоткина 34
2.2 Анализ научных работ П.А. Кропоткина в вопросах взаимопомощи как фактора организации общественной жизни 44
Выводы по второй главе 56
Заключение 57
Список использованной литературы 61
Взаимная помощь – такой же естественный закон, как и взаимная борьба, но для прогрессивного развития вида первая несравненно важнее, чем вторая… Борьба в природе большей частью ограничена борьбой между различными видами; но что внутри каждого вида, а очень часто внутри групп, составленных из различных видов, живущих сообща, взаимная помощь есть общее правило… Можно считать вполне доказанным, что тогда как борьба за существование одинаково ведет к развитию как прогрессивному, так и регрессивному… практика взаимопомощи представляет силу, всегда ведущую к прогрессивному разви-тию… Это предположение, которое, в действительности, явилось лишь дальнейшим развитием идей, высказанных самим Дарвином в его "Происхождении Человека", казалось мне настолько правильным и имеющим такое громадное значение, что с тех пор, как я познакомился с ним (в 1883 году), я начал собирать материалы для дальнейшего развития этой идеи…»Кратко говоря, мыслитель заключит суть всего содержания книги в следующий вывод о том, что эволюция жизни на Земле происходит не в условиях конкурентной борьбы со всеми, но и существенно достигается посредством взаимопомощи.Сообществу, зачастую, решать поставленные перед ними эволюцией задачи оказывается проще (эффективнее), чем отдельным индивидуумам, что и дает таким «объектам» эволюционные преимущества.Так в монографии П.А. Кропоткин отмечает примеры противоположных фактов, примеры взаимопомощи. Так он выводит некую закономерность принципа скопления особей, который был четко сформулирован Олли, который гласит, что скопление (агрегация) особей усиливает конкуренцию между индивидами, но способствует выживанию группы в целом; следовательно, как перенаселенность, так недонаселенность, препятствующая агрегации, могут служить лимитирующими факторами. Принцип агрегации особей диктует необходимость образования стай, стад, колоний, оптимальной густоты и распределения растений в посевах и имеет другие практические следствия.В приложении Х «Приспособления во избежание конкуренции» П.А. Кропоткин описывает то явление, которое сегодня в концепции экологической ниши известно как «парадокс Хатчинсона»: два вида могут сосуществовать в одной экологической нише, естественный отбор может благоприятствовать их сосуществованию и они способны коэволюционировать в одном и том же направлении. Однако, Н.С. Абросов и В.Г. Боголюбов приводят множество моделей, описывающих разные механизмы обеспечения сосуществования конкурирующих популяций, что дает им «основание считать, что "парадокс" Хатчинсона отсутствует». Иными словами, то, что в рамках общей экологии воспринимается как некий «парадокс» (нарушение принципа Гаузе), на самом деле, особенно для растительных сообществ, является правилом. То есть, по-видимому, можно говорить о сосуществовании популяций не в идентичных, а в очень близких экологических нишах (увеличение размерности пространства экологической ниши).Многие представления «закона взаимной помощи» в дальнейшем вошли в теоретическую основу «этического натурализма» П.А. Кропоткина. Эволюционная этика в его понимании стремится определять, какие действия правильные или неправильные, и какие вещи хороши или плохи в эволюционном контексте.Г.С. Розенберг полагает, что идеи Кропоткина можно отнести к «экологическому» рассмотрению цивилизации, что обозначало в его видении необходимость развития сельского хозяйства вместо наращивания крупной промышленности.В этом многие ученые видят кропоткинскую утопию, которая может привести к истощению природных ресурсов, так она выступал за интенсификацию сельского хозяйства, что может привести к серьезным экологическим проблемам.Кропоткин фундаментально проанализировал дарвиновское учение об эволюции животного мира: - интерпретировалось лишь как концепция борьбы за существование (и игнорировалась идея об инстинкте общительности), позволяющая научно обосновать правомерность эгоизма и аморализма в жизни общества; - такая трактовка Ч. Дарвина позволяла возродить идеи трансцендентного, внеприродного происхождения нравственности. Коль скоро природную основу человека составляет борьба всех против всех, то внушить человеку нравственные чувства может только высшее существо – Бог.В своем труде «Взаимопомощь как фактор эволюции» П.А. Кропоткин делает следующие виды:- животный мир живет по дарвиновскому закону, но он ведет борьбу не за средства существования, а противодействует против всех неблагополучных условий для вида. Для тех видов животных, которые максимально оказывают взаимную помощь друг другу, наблюдается процветание и максимальная адаптация к существующим условиям и готовность к дальнейшему процветанию;- оказание взаимной помощи помогает достигать преклонного возраста и накапливать опыт для дальнейшей эволюции и роста коммуникативных навыков;- взаимопомощь помогает сохранить вид, привести его к более широкому распространению и обеспечить ему дальнейшую эволюцию. А те, кто мало общается в своем большинстве осуждены на вымирание;- Человечество, начиная с самого начала существования, жило родами и племенами. Так еще с каменного века у человечества были развиты общественные учреждения и привычки, которые наблюдались еще низшей ступени развития диких племен в пределах рода. Мыслитель отмечает, что самые примитивные родовые обычаи и умения дали человечеству важные импульсы для дальнейшего развития. Так, по мнению философа, из родового быта дикарей сформировалась деревенская община, в дальнейшем стал развиваться круг обычаев, умений и зачатков институций. Многие из этих организаций дожили до нашего времени и развивались по ходу принципов владения землею и защиты ее общими силами. При этом они находились под защитою судебных прав мирского собрания и объединения деревень, которые принадлежали к одному или общему племени.В дальнейшем новые нужды стимулировали людей делать следующие действия для образования вольных городов, которые состояли из деревенских общин и гильдий, которые были образованы на основании общих занятий ремеслом, также для взаимного защиты и поддержки;- Дальнейший анализ становления института взаимопомощи привел П.А. Кропоткина к образованию государства по примеру императорского Рима, который в свое время отказался от средневековых учреждений для взаимной помощи. Но государство пришло к тому, что если государственные единицы мало связаны между собой и не имеют единого объединяющего начала, они перестают выполнять свои непосредственные цели.Так, ориентированность людей на оказание взаимной помощи нарушило государственные уставы и привело к образованию различных сообществ, которые направлены на охватывание различных сфер жизнедеятельности для удовлетворения человеческих базовых потребностей.По мнению мыслителя, взаимная помощь является одним из факторов эволюции и выступает разновидностью отношений людей между собою, в основе которого лежит позиция самореализации личности не только для личностного или статусного превосходства в сфере экономики, политики и духовности. Но также предусматривает разрушение устоявшихся уз, которые накладывает на личность его род, община, город, государство.Иначе говоря, в человеческом социуме происходит самореализация индивида как составляющая прогресса.В своей работе исследователь отмечает тот факт, что вопросам борьбы и столкновениями между людьми, классами, государствами уделяется много времени и исследований. История по сути своей описывает пути и средства, при которых церковь, военные, политики, богатые классы формировали и удерживали свое правление. Так, по своей сущности, противодействие между этими силами и является историей.Поэтому, по мнению философа, так важно установить фактор взаимной помощи, его значение для эволюции, как мира животных, так и человеческих обществ.Русский мыслитель приходит к выводу о том, что одна война приносит такие разрушения, которые невозможно перекрыть добром от взаимной помощи.Так для человеческого общества успех в борьбе и в войне имеет пропорционально развитию взаимной помощи двух противоборствующих сторон, что в итоге эволюции война подчиняется конечным целям прогресса взаимной помощи в пределах нации, города или племени. Что наводит на мысль о том, что представление о преобладающем влиянии фактора взаимной помощи, как элемента прогресса.Мыслитель отмечает, что практика «взаимной помощи и её последовательное развитие создали самые условия общественной жизни, благодаря которым человек смог развить свои ремесла и искусства, свою науку и свой разум; и мы видим, что периоды, когда институции, имевшие целью взаимную помощь, достигали своего высшего развития, были также периодами величайшего прогресса в области искусств, промышленности и науки».Обосновывая свои философские умозаключения, мыслительотмечал: "Если бы каждый индивидуум постоянно злоупотреблял своими личными преимуществами, а остальные не заступались бы за обиженного, никакая общественная жизнь была бы невозможна". Он высоко оценивал идею П.Ж. Прудона о том, что справедливость является высшей идеей, задающий порядок миру, наподобие мира идей Платона. Русский философ даже высказывал предположение, что, возможно, справедливость вытекает из своеобразия физиологических свойств нашего мышления.Большая значимость истоков взаимной помощи обусловлено особенностями этической сферы, учения о нравственности.Мыслитель, глубоко изучив исторические предпосылки, приходит к выводу о том, что проследить существование института взаимной помощи от мира животных «мы можем проследить непрерывную его эволюцию через все классы животного мира и, несмотря на значительное количество противодействующих ему влияний, через все ступени человеческого развития, вплоть до настоящего времени».Даже в периоды разрушительных войн, упадков империй, зарождение новых религий все равно вели к восстановлению института взаимной помощи: Они находили своих первых последователей среди смиренных, низших, попираемых слоев общества, где принцип взаимной помощи является необходимым основанием всей повседневной жизни; и новые формы единения, которые были введены в древнейших буддистских и христианских общинах, в общинах моравских братьев и т. д., приняли характер возврата к лучшим видам взаимной помощи, практиковавшимся в древнем родовом периоде».Эволюция взаимной помощи шла от рода к племени, от племени к нации и в дальнейшем охватывает все человечество.Уже начиная с первобытного христианства появляется идея о недопущении мести, пропагандируется идея «никакого мщения за обиду» и принцип: «Давай ближнему не считая — больше, чем ожидаешь от него получить», провозглашаются как действительные принципы нравственности, как принципы, стоящие выше простой «равноценности», беспристрастия и холодной справедливости, как принципы, скорее и вернее ведущие к счастью. И человека призывают руководиться в своих действиях не только любовью, которая всегда имеет личный, или в лучших случаях, родовой характер, — но понятием о своём единстве со всяким человеческим существом.В практике взаимной помощи, которую мы можем проследить до самых древнейших зачатков эволюции, мы, таким образом, находим положительное и несомненное происхождение наших этических представлений, и мы можем утверждать, что главную роль в этическом прогрессе человека играла взаимная помощь, а не взаимная борьба. В широком распространении принципа взаимной помощи, даже и в настоящее время, мы также видим лучший задаток ещё более возвышенной дальнейшей эволюции человеческого рода.Анализ монографии позволяет задуматься и сделать выводы об использовании его в существующих реалиях.Несомненное влияние работы П.А. Кропоткина по взаимопомощи в мире оказали и на еще одного крупного анархиста, М. Букчина. В развитии своих «социально-экологических мыслей» представления о «коммунном характере «экологического общества».По Букчину, господство Человека над Природой обусловлено сложившимся господством Человека над Человеком (мужчин над женщинами, стариков над молодежью, богатых над бедными, одной этнической группировки над другой и т. д.); при этом, «господство» подразумевает не только покорение и конкуренцию, но и взаимопомощь, и взаимопонимание (эти идеи Букчин заимствовал у анархистов-коммунистов и, в значительной мере, у П.А. Кропоткина, наполнив их новым экологическим содержанием). Еще один вариант использования идей П.А. Кропоткина можно увидеть в законе конгруэнтного притяжения Михайловского. Он гласит: «реализованные ниши конгруэнтных популяций, характеризуются максимальным перекрыванием своих проекций на все остальные оси, включая физическое пространство и время». Система, взаимодействие в которой сводится лишь к отталкиванию не может быть устойчивой и обречена на гибель. Для её стабилизации должны существовать и противоположные силы (принцип сосуществования).Таким образом, если конкурентные отношения есть следствие борьбы за общий ресурс, то отношения конгруэнтные представляют собой своеобразную эстафету ресурсов, когда продукт одного из конгруэнтных партнеров является ресурсом для другого». Можно указать на еще одну важную сторону учения П.А. Кропоткина – это всеобъемлющий гуманизм. Для Кропоткина «взаимопомощь», «солидарность» и пр. – не абстрактные понятия, а нравственные категории, фундамент его этических воззрений. Вот почему в своей последней работе "Этика", оставшейся незавершенной, Кропоткин вновь возвращался к этому закону.Практика утверждения взаимопомощи в процессе длительной эволюции человечества, по мнению Кропоткина, логически «ведет к развитию чувства справедливости с его неизбежным чувством равенства или равноправия».Выводы по второй главеПетр Алексеевич Кропоткин известен в первую очередь как классик анархической теории, который намеревался сформировать научную этику, которая основана на представлении о взаимной помощи, равноправии, альтруизма.В своих трудах он сумел донести идею о том, что индивидуальность может гармонично соотноситься с обществом, при этом не происходит деперсонификация Человека, общество не распадается на некоторые составляющие.В рамках позитивизма русский мыслитель объединил естественные, социальные науки, философию и этику.Он сумел выдвинуть на первый план отношения взаимопомощи, альтруизма и доказал, что существует реальная возможность становления гармоничной личности в условиях социума, способного к самоорганизации.В своем познании ученый смог расширить рамка анархии и вложить в него новый смысл, а именно, это слово стало символизировать не безвластное общество, а означало стремление Природы к гармонии.При этом этика выступает у философа фундаментом для обоснования позитивизма.П.А. Кропоткин доказал закон взаимной помощи и пришел к выводу о том, что в обществе, где существует взаимопомощь существует прогресс и пути дальнейшей эволюции.ЗаключениеПод социальным институтом понимают объединение людей, которые заняты в определенной сфере и охватывает комплекс ролей и статусов, социальных норм и санкций, общественных организаций, которые опираются на персонал, управленческий аппарат и особенные процедуры.Ключевые функции социального института ориентированы на упрочнение и производство общественных отношений; контролируют деятельность и установление общественных отношений; интеграция людей в деятельность и отношения; трансляционная функция; коммуникативные функции и др.В своем изучении П.А. Кропоткин полагается на индуктивно-дедуктивный метод, который ориентирован на взаимодействие различных сил, координирования передвижений.Под взаимной помощью понимается институт социума, который имеет значение для интеграции и общественной стабилизации. Общественный институт взаимопомощи трансформируется, но сохраняет общественную сущность в различных типах социума, у разных групп.Под взаимопомощью понимается взаимовыручка, некая форма обмена, которая зародилась в первобытном строе.Институт взаимной помощи выполняют следующие функции: интегративная, экономическая и стабилизационная.В современных меняющихся условиях институт взаимной помощи представляет собой инструмент выживания, самозащиты, деловой поддержки, технологию уменьшения риска. При этом данный институт основан на морально-нравственных традициях, защищает традиционные ценности заботы о близких, бескорыстия и сотрудничества.Весомый вклад в изучение взаимопомощи внес П.А. Кропоткин в своей работе «Взаимопомощь как фактор эволюции». Он четко обозначил границы дарвиновской теории о борьбе за существование, в пользу уточнения о том, что борьба идет против неблагоприятных факторов.При этом он обосновал идею о том, что взаимопомощь помогает трактовать исторический и общественный процесс эволюции, а именно рассматривается как инструмент преобразования морали от «природной» к морали «идеального общества».Так взаимопомощь, по мнению мыслителя, способствует прогрессу человечества в этическом понимании и стремится осознать такие понятия как: равенство, справедливость, эгоизм, свобода, совесть.Для философа основанием общественных отношений служит взаимопомощь, которая убирает противоречие между личным и общественным, личностным и общим.Взаимопомощь возникла как инстинкт и помогает животным выжить внутри вида, использует взаимную поддержку в борьбе с неблагоприятными жизненными факторами и внешними противниками для достижения значимых результатов в различных направлениях деятельности.Так взаимопомощь помогала формировать разные виды общежития, которые соответствуют месту, роду занятий и исторической эпохе. К таким формам относят: - род, общину, цехи, гильдии, вольные города;- в дальнейшем: различные страховые, научные, культурные сообщества, кооперацию и, естественно, будущее общество – коммуну.Таким образом, свобода и взаимопомощь рассматриваются у Кропоткина как в естественно-природном, так и в практически-нравственном измерениях. Сам смысл свободы не столько в разрушении не свойственных природе и обществу преград, сколько в обеспечении культуросозидающей подпитки естественных и прекрасных чувств взаимопомощи, солидарности, сотрудничества. В свою очередь, последние, преобразуясь в соответствующие ценностные ориентиры, внутренним образом искореняют отрицательные чувства и установки, составляющие социально-психологическую основу жестокой борьбы за существование в расколотом обществе. Последовательная реализация свободы, в конечном счете, ведет к устранению отношений эксплуатации и жесткой зависимости одних от других, т.е. к достижению искомой справедливости, которая, в свою очередь, немыслима без взаимопомощи.Понятие взаимопомощи выступает у русского мыслителя целостной концепцией, призванной решать самые сложные проблемы общественной жизни и отдельных личностей. Кроме взаимной помощи как фактора человеческой эволюции, учёный признавал также в качестве особого элемента прогресса фактор самоутверждения индивидуума. Рассматривая взаимопомощь как неотъемлемое свойство общественного развития, он выводил её истоки из общебиологического инстинкта общительности, возникшего естественным путём в жизненном опыте животных и человеческих обществ. Мыслитель утверждал: "в человеке есть ядро общественных привычек, доставшихся ему по наследству от прежних времен, и недостаточно ещё оценено. Но не по принуждению держатся эти привычки в обществе, так как они выше и древнее всякого принуждения, на них основан весь прогресс человечества".Понятие взаимопомощи выступает у русского мыслителя целостной концепцией, призванной решать самые сложные проблемы общественной жизни и отдельных личностей. Кроме взаимной помощи как фактора человеческой эволюции, учёный признавал также в качестве особого элемента прогресса фактор самоутверждения индивидуума. Чем же руководствуется человек, совершая тот или иной поступок? На этот вопрос мыслитель отвечает с позиции социологического эволюционизма и натурализма. В процессе эволюции в животном мире, а позднее и в человеческом обществе, вырабатывались общие принципы поведения людей, которые закреплялись в сознании, превращались в инстинктивные атрибуты существования.Таким образом, несмотря на грандиозную популярность теории социального дарвинизма, поддерживавшей существующие порядки и предлагавшей узаконить разделение на «лучших» и «худших» на основании неких научных фактов, находились люди, советовавшие брать у природы «уроки нравственности», а не «уроки зла». П. А. Кропоткин призывал человечество «вспомнить» о своем происхождении, освободить инстинкты, заложенные природой, а затем, используя последние научные достижения, основать новое общество — без насилия, подавления личности, в котором нравственность и мораль станут основным организующим фактором..Список использованной литературы1. Акай, Л.Каков же настоящий Кропоткин? / Л. Акай // Труды Международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения П.А. Кропоткина. Вып. 1. Идеи П.А. Кропоткина в философии. М.: Международный фонд истории науки. - 1995. - С. 13-26. [http://docplayer.ru/50751916-Kakov-zhe-nastoyashchiy-kropotkin.html]2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2015. – 375 с.3. Андреев, Ю.П. Социальные институты: содержание, функции, структура/ Ю.П. Андреев, Н.М. Коржевская, Н.Б. Костина. – Свердловск, 1989. – 368 с.4. Беляева, А.А. Этика П.А. Кропоткина в контексте философии классического анархизма (к 175-летию со дня рождения) / А.А. Беляева // ACTA ERUDITORUM. - 2018. - № 26. – С.119-1225. Бирюков, А.В. П.А. Кропоткин и западноевропейские естествоиспытатели. Труды международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения П.А. Кропоткина и естествознание. Вопросы биографии П.А. Кропоткина С.6-176. Букчин, М.Тезисы о социальной экологии в эпоху протеста / Пер. с англ. А.Г. Розенберг, Г.С. Розенберга // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии: Бюл. 2012. - Т. 21.№ 2. - С. 204-2107. Веблен, Т. Теория праздного класса / Т.Веблен. - М., 1984. – 256 с.8. Волков, Ю.Г. Социология: Лекции и задачи: учебник / Ю.Г. Волков. - М.: Гардарики, 2013. – 308 с.9. Величко, А.А.Кропоткин как создатель учения о ледниковом периоде / А.А. Величко // Изв. АН СССР, сер.геогр. - 1957. - № 1. - С. 122-126.10. Гордон, А.В. О противоречивых тенденциях в изучении и оценках творчества П.А. Кропоткина / А.В. Гордон // ACTA ERUDITORUM. - 2018. ВЫП. 26. – С. 115-11811. Гнатик, Е. Н. Синтез естественно-научного и гуманитарного знания в социальной доктрине П.А. Кропоткина / Е.Н. Гнатик // Вестник РУДН. Серия «История Россия». – 2004. - №3. – С.114-12012. Добреньков, В.И.. Социология: краткий курс / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2012. – 248 с.13. Зыкова, Н.Н. Организация групп само- и взаимопомощи в условиях социальной службы: профессиональный взгляд. / Н.Н. Зыкова, Е.В. Крысова, М.В. Кольцова // Теория и практика общественного развития . – 2012. - №10. – С.49-5114. Кассиров, А.Г. Философские идеи П.А. Кропоткина о единстве природы и общества / А. Г. Кассиров // Вестник МГТУ. – 2007. – том 10. №3. – С. 388-39315. Кесслер, К.Ф.О законе взаимной помощи / К. Ф. Кесслер // Тр. С.-Петерб. общ-ваестествоиспыт. - 1880. - Т. 9, № 1. - С. 124-136.16. Кропоткин, П.А. Этика. Происхождение и развитие нравственности. М.: Политиздат, 1991. - 496 c. (Пг.; M.: Изд-во «Голос Труда», 1922. 263 с.)17. Кропоткин, П.А.Анархия, её философия, её идеал./ П.А. Кропоткин. - М., 1999 – 248 с.18. Кропоткин, П.А. Взаимная помощь как фактор эволюции / П.А. Кропоткин. – М., 2012. – 161 с.19. Лоусон Т., Гэррод Дж. Социология. А - Я: словарь-справочник / пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2010. – 268 с.20. Лылова, О.В.Неформальная взаимопомощь в сельском обществе / О.В. Лылова // Социол. исслед. – 2012. – № 2. – С. 83–86.21.Муртазина, Л.Р. Социальный института как предмет социологического анализа / Л.Р. Муртазина// Вестник Чувашского университета. – 2011. - №1. – С.185-19022. Олейникова, Е.Г. Функции социально ориентированных некоммерческих организаций в условиях становления российского социального государств (на материалах Волгоградской области)/ Е.Г. Олейникова // Вестник экспертного совета.- 2019. - № 1. – С.82-8523. Поздеева, Е.Г. Отношения взаимопомощи как фактор развития социального государства (на примере Великобритании и России)/ Е.Г. Поздеева // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарныеиобщественныенауки St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences .- 2013. - №1. – С. 9-1424. Полтерович, В.М. ПетрКропоткин, философиясотрудничестваицифроваяреволюция / В.М .Полтерович // Online at https://mpra.ub.uni-muenchen.de/99182/MPRA Paper No. 99182, posted 20 Mar 2020 14:22 UTC25. Пшеницына, О.В. Общественные организации как субъект социальной работы/ О.В. Пшеницына // Социс. – 2000. - №6. – С.135-13726. Розенберг, Г.С. Конкуренция и взаимопомощь – две стороны «медали взаимодействии популяций (к 175-летию со дня рождения Петра Алексеевича Кропоткина и 115-летию выхода его монографии «Взаимная помощь как фактор эволюции» / Г.С.Розенберг // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. - 2018. – Т. 28. № 3. – С. 262-269.27. Саралиева, З.Х. Система социальной работы: монография/ З.Х. Саралиева.- Н. Новгород, 2008. – 288 с.28. Филатова, Е.В. Основные направления развития дарвиновской теории в социологии и философии: социальный дарвинизм «этика взаимопомощи» П.А. Кропоткина / Е.В. Филатова // Преподаватель XXI в. – 2009. - №1. – С.282-28629. Фодоря, А.Ю. Место и роль института взаимопомощи в становлении гражданского общества в современной России / А.Ю.Фодоря // Сервис Plus. 2011. - № 1. - С.75-8030. Прохорова, Э.М., Фадеева Ю.В., Фодоря А.Ю. Социальный институт взаимопомощи в современной молодой семье Подмосковья / Э.М. Прохорова, Ю.В. Фадеева, А.Ю. Фодоря// Сервис Plus. - 2011. - № 1. - С.28-36.31. Фодоря, А.Ю. Группы взаимопомощи (самопомощи) как организационная форма института взаимопомощи в современном российском обществе / А.Ю. Фодоря// Актуальные проблемы социологии и социальной работы: сб. науч. тр. / под ред. д.ф.н., проф. П.Д. Павленка; Вып. III. М.: МГУС, 2006. - С. 92-94.32. Фодоря, А.Ю. Социальный институт взаимопомощи и его эволюция: дисс. … на соискание степени канд. социолог. наук. М.: МГУС, 2004. – 17 с.33. Фодоря, А.Ю. Социальный институт взаимопомощи и его эволюция в процессе модернизации модельных этносов: монография. М.: ГОУВПО МГУС, 2005. - 222 с.34. Фодоря, А.Ю. Роль социального института взаимопомощи в социальной поддержке граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию / А.Ю. Фодоря//Образ жизни различных групп населения, находящихся в трудной жизненной ситуации: материалы междунар. науч.-практ. конф., 7-8 апреля 2005 г. / под общ. ред. д.х.н., проф. И.П. Соколова. Часть I. М.: ГОУВПО МГУС, 2005. - С. 150-153.35. Шанцер, Е.В. Роль П.А. Кропоткина в станов-лении ледниковой теории // Бюлл. МОИП, отд. геол. 1976. - Т. 51. -№ 4. - С. 64-76. 36. Шмерлина, И.А. Биологическая метафора в социологии / И.А. Шмерлина // Социологический журнал. — 2001. — № 4. – С.34-3937. Шохина, В. Анархист в тенетах революции // Перемены. Толстый веб-журнал. 2012. 8 декабря. http://www.peremeny.ru/blog/13328.
1. Акай, Л.Каков же настоящий Кропоткин? / Л. Акай // Труды Международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения П.А. Кропоткина. Вып. 1. Идеи П.А. Кропоткина в философии. М.: Международный фонд истории науки. - 1995. - С. 13-26. [http://docplayer.ru/50751916-Kakov-zhe-nastoyashchiy-kropotkin.html]
2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2015. – 375 с.
3. Андреев, Ю.П. Социальные институты: содержание, функции, структура/ Ю.П. Андреев, Н.М. Коржевская, Н.Б. Костина. – Свердловск, 1989. – 368 с.
4. Беляева, А.А. Этика П.А. Кропоткина в контексте философии классического анархизма (к 175-летию со дня рождения) / А.А. Беляева // ACTA ERUDITORUM. - 2018. - № 26. – С.119-122
5. Бирюков, А.В. П.А. Кропоткин и западноевропейские естествоиспытатели. Труды международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения П.А. Кропоткина и естествознание. Вопросы биографии П.А. Кропоткина С.6-17
6. Букчин, М.Тезисы о социальной экологии в эпоху протеста / Пер. с англ. А.Г. Розенберг, Г.С. Розенберга // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии: Бюл. 2012. - Т. 21.№ 2. - С. 204-210
7. Веблен, Т. Теория праздного класса / Т.Веблен. - М., 1984. – 256 с.
8. Волков, Ю.Г. Социология: Лекции и задачи: учебник / Ю.Г. Волков. - М.: Гардарики, 2013. – 308 с.
9. Величко, А.А.Кропоткин как создатель учения о ледниковом периоде / А.А. Величко // Изв. АН СССР, сер.геогр. - 1957. - № 1. - С. 122-126.
10. Гордон, А.В. О противоречивых тенденциях в изучении и оценках творчества П.А. Кропоткина / А.В. Гордон // ACTA ERUDITORUM. - 2018. ВЫП. 26. – С. 115-118
11. Гнатик, Е. Н. Синтез естественно-научного и гуманитарного знания в социальной доктрине П.А. Кропоткина / Е.Н. Гнатик // Вестник РУДН. Серия «История Россия». – 2004. - №3. – С.114-120
12. Добреньков, В.И.. Социология: краткий курс / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2012. – 248 с.
13. Зыкова, Н.Н. Организация групп само- и взаимопомощи в условиях социальной службы: профессиональный взгляд. / Н.Н. Зыкова, Е.В. Крысова, М.В. Кольцова // Теория и практика общественного развития . – 2012. - №10. – С.49-51
14. Кассиров, А.Г. Философские идеи П.А. Кропоткина о единстве природы и общества / А. Г. Кассиров // Вестник МГТУ. – 2007. – том 10. №3. – С. 388-393
15. Кесслер, К.Ф.О законе взаимной помощи / К. Ф. Кесслер // Тр. С.-Петерб. общ-ваестествоиспыт. - 1880. - Т. 9, № 1. - С. 124-136.
16. Кропоткин, П.А. Этика. Происхождение и развитие нравственности. М.: Политиздат, 1991. - 496 c. (Пг.; M.: Изд-во «Голос Труда», 1922. 263 с.)
17. Кропоткин, П.А.Анархия, её философия, её идеал./ П.А. Кропоткин. - М., 1999 – 248 с.
18. Кропоткин, П.А. Взаимная помощь как фактор эволюции / П.А. Кропоткин. – М., 2012. – 161 с.
19. Лоусон Т., Гэррод Дж. Социология. А - Я: словарь-справочник / пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2010. – 268 с.
20. Лылова, О.В.Неформальная взаимопомощь в сельском обществе / О.В. Лылова // Социол. исслед. – 2012. – № 2. – С. 83–86.
21.Муртазина, Л.Р. Социальный института как предмет социологического анализа / Л.Р. Муртазина// Вестник Чувашского университета. – 2011. - №1. – С.185-190
22. Олейникова, Е.Г. Функции социально ориентированных некоммерческих организаций в условиях становления российского социального государств (на материалах Волгоградской области)/ Е.Г. Олейникова // Вестник экспертного совета.- 2019. - № 1. – С.82-85
23. Поздеева, Е.Г. Отношения взаимопомощи как фактор развития социального государства (на примере Великобритании и России)/ Е.Г. Поздеева // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарныеиобщественныенауки St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences .- 2013. - №1. – С. 9-14
24. Полтерович, В.М. ПетрКропоткин, философиясотрудничестваицифроваяреволюция / В.М .Полтерович // Online at https://mpra.ub.uni-muenchen.de/99182/MPRA Paper No. 99182, posted 20 Mar 2020 14:22 UTC
25. Пшеницына, О.В. Общественные организации как субъект социальной работы/ О.В. Пшеницына // Социс. – 2000. - №6. – С.135-137
26. Розенберг, Г.С. Конкуренция и взаимопомощь – две стороны «медали взаимодействии популяций (к 175-летию со дня рождения Петра Алексеевича Кропоткина и 115-летию выхода его монографии «Взаимная помощь как фактор эволюции» / Г.С.Розенберг // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. - 2018. – Т. 28. № 3. – С. 262-269.
27. Саралиева, З.Х. Система социальной работы: монография/ З.Х. Саралиева.- Н. Новгород, 2008. – 288 с.
28. Филатова, Е.В. Основные направления развития дарвиновской теории в социологии и философии: социальный дарвинизм «этика взаимопомощи» П.А. Кропоткина / Е.В. Филатова // Преподаватель XXI в. – 2009. - №1. – С.282-286
29. Фодоря, А.Ю. Место и роль института взаимопомощи в становлении гражданского общества в современной России / А.Ю.Фодоря // Сервис Plus. 2011. - № 1. - С.75-80
30. Прохорова, Э.М., Фадеева Ю.В., Фодоря А.Ю. Социальный институт взаимопомощи в современной молодой семье Подмосковья / Э.М. Прохорова, Ю.В. Фадеева, А.Ю. Фодоря// Сервис Plus. - 2011. - № 1. - С.28-36.
31. Фодоря, А.Ю. Группы взаимопомощи (самопомощи) как организационная форма института взаимопомощи в современном российском обществе / А.Ю. Фодоря// Актуальные проблемы социологии и социальной работы: сб. науч. тр. / под ред. д.ф.н., проф. П.Д. Павленка; Вып. III. М.: МГУС, 2006. - С. 92-94.
32. Фодоря, А.Ю. Социальный институт взаимопомощи и его эволюция: дисс. … на соискание степени канд. социолог. наук. М.: МГУС, 2004. – 17 с.
33. Фодоря, А.Ю. Социальный институт взаимопомощи и его эволюция в процессе модернизации модельных этносов: монография. М.: ГОУВПО МГУС, 2005. - 222 с.
34. Фодоря, А.Ю. Роль социального института взаимопомощи в социальной поддержке граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию / А.Ю. Фодоря//Образ жизни различных групп населения, находящихся в трудной жизненной ситуации: материалы междунар. науч.-практ. конф., 7-8 апреля 2005 г. / под общ. ред. д.х.н., проф. И.П. Соколова. Часть I. М.: ГОУВПО МГУС, 2005. - С. 150-153.
35. Шанцер, Е.В. Роль П.А. Кропоткина в станов-лении ледниковой теории // Бюлл. МОИП, отд. геол. 1976. - Т. 51. -№ 4. - С. 64-76.
36. Шмерлина, И.А. Биологическая метафора в социологии / И.А. Шмерлина // Социологический журнал. — 2001. — № 4. – С.34-39
37. Шохина, В. Анархист в тенетах революции // Перемены. Толстый веб-журнал. 2012. 8 декабря. http://www.peremeny.ru/blog/13328.
Вопрос-ответ:
Какую концепцию взаимопомощи разрабатывает П.А. Кропоткин?
П.А. Кропоткин разработывает концепцию взаимопомощи, основанную на идее, что взаимопомощь является неотъемлемым фактором в развитии живых организмов, включая человеческое общество.
Какие ключевые подходы к изучению социального института взаимопомощи существуют?
Существуют различные ключевые подходы к изучению социального института взаимопомощи, включая исторический, структурный, функциональный и символический подходы.
Какие формы института взаимопомощи существуют в современном обществе?
В современном обществе существуют различные формы института взаимопомощи, такие как семья, дружба, соседство, социальные сети, волонтерство и т.д.
Какова роль групп взаимопомощи в становлении гражданского общества в современной России?
Группы взаимопомощи играют важную роль в становлении гражданского общества в современной России, они способствуют развитию гражданского сознания и активной гражданской позиции.
Какие идеи П.А. Кропоткина лежат в основе его концепции взаимной помощи?
В основе концепции взаимной помощи П.А. Кропоткина лежат идеи о природе взаимопомощи в животном и человеческом мире, о неконкурентных знаках развития организмов и о важности коллективного действия и взаимопомощи для выживания и процветания общества.
Что представляет собой социальный институт взаимопомощи?
Социальный институт взаимопомощи представляет собой систему норм, ценностей и практик, которые регулируют взаимодействие людей с целью оказания взаимной поддержки и помощи.
Каковы ключевые подходы к изучению социального института взаимопомощи?
Ключевые подходы к изучению социального института взаимопомощи включают экономический подход (анализ роли взаимопомощи в экономических отношениях), социологический подход (изучение роли групп и общности в взаимопомощи) и психологический подход (анализ мотиваций и поведения людей в контексте взаимопомощи).
Какие формы социального института взаимопомощи существуют в современном обществе?
В современном обществе существуют различные формы социального института взаимопомощи, включая семью, дружеские группы, профессиональные ассоциации, благотворительные организации и другие. Каждая форма имеет свои особенности и специфику оказания помощи.