Дислексии у детей младшего школьного возраста.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 18 18 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 24.04.2022
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
I. ВВЕДЕНИЕ 3
II. МЕТОДИКИ ОБСЛЕДОВАНИЯ 7
III. ЗАДАНИЯ ИЗ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ, ПРОГРАММ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ 11
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17
Фрагмент для ознакомления

Выбрать из двух вариантов предложений правильноеМышка ловит кошку. Кошка ловит мышку.Мама кормит Машу. Маша кормит маму.4. Добавь словечко. Закончить предложение с опорой на предметную картинку. 5. Составь предложение и ответь на вопросыМячик, Катя, в, комнате, катала. Кто? Что делала? Где?Под, закатился, кровать, он. Что произошло с мячом?Из-под, взяла, мячик, и, Катя, палку, достала, кровати.Кто? Что сделала? Что…? Откуда?6.Скажи ласково:Кот – котик, стол - …, дом - …, носок - …, шапка - …7. «Чей, чья, чъе, чьи?»Согласование прилагательных от существительными: морковь – оранжевая, забор - …, кубик - …, ведро - …8. Образование глаголов приставочным способом.Мальчик зашел. – Мальчик вышел.Машина переехала мост. Машина выехала из гаража. Машина подъехала к дому.Виды заданий по исправлению мнестической дислексииВиды заданий:Прочитай слово и подбери соответствующую картинку.Прочитай слово и сделай также. Прочитай слово и ответь на вопрос.Найди в прочитанном предложении слово, которое отвечает на вопроскто? что? что делает? где? куда? или какой?Прочитай предложение и ответь на вопрос. Дополни предложение, другими словами, отвечающими на вопроскакой? где? куда?Повтори прочитанное предложение. Найди в тексте ответ на заданный вопрос. Разложи серию сюжетных картинок в соответствии с прочитаннымтекстом. Подбери из текста предложение, подходящее к сюжетной картинке. Найди ошибку. Измени последовательность сюжетных картинок. Вылечи текст. Работа с деформированным текстом. Составь план прочитанного текста. Перескажи прочитанный текст. Придумай начало прочитанного текста. Придумай конец прочитанного текста.Виды заданий по коррекции оптической дислексииРазвитие зрительных операций и функций 1. Назвать предметы по их контурам:2. Назвать недорисованные предметы:3. Назвать перечеркнутые изображения:4. Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга:5. Определить, что неправильно нарисовал художник:6. Распределить предметы по величине (учитывая реальные размеры):7. Распределить изображения предметов по их реальной величине.Предлагаются одинаковые по величине изображения предметов, реально различающихся по величине.8. Подбор картинок к определенному цветовому фону.9. Игра "Геометрическое лото".Подобрать предметные картинки к фигуре: тарелка, арбуз, мяч, шарик; яйцо, дыня, огурец; крыша дома, лист треугольной формы, дорожный знак; платок, скатерть, шахматная доска; кузов машины, картина, книга.10. Определение правой и левой части разноцветных полосок.Предлагаются следующие виды заданий:а) Покажи полоску, на которой справа синий цвет.б) Назови цвет правой части этой полоски.в) Найди полоску, где слева синий цвет, а справа — красный цвет. И т.д.Упражнения на развитие пространственных представлений1. Напиши заданные буквы в правом или левом столбике.2. Положи кружок справа, квадрат слева от картинки. 3. Напиши заданную букву справа от точки, слева от точки. 4. Нарисуй фигуру по предложенному образцу.5. Сложи из палочек фигуру. 6. Допиши букву. 7. Сделай из буквы Р букву В, из П— Н, из Ь — В и т.д.8. Найди сходства и различия. 9. Выбери правильную букву. 10. Определи различие сходных букв: Р-Ь, П- Н, П- И, И- Н, Г- Т.IV.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАнаньев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладениядетьми чтением и письмом //Известия АПН РСФСР,1955. С.104-148.Ахутина Т.В., Иншакова О.Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников.М.: Творческий Центр В. Секачев, 2008.С. 121.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.:Изд-во АПН РСФСР, 1960. 500 с.Дмитриева О.В. Динамика формирования чтения и письма у учащихся 2–4 классов общеобразовательной школы // Проблемы современного педагогического образования. 2019.№ 64-3. С. 81-85.Иншакова О.Б., Русецкая М.Н., Чиркина Г.В. Дислексия: от исследований к практике. Отчет о 6-й Международной конференции Британской ассоциации дислексии // Дефектология. 2004. № 4. С. 81-85.Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. Санкт-Петербург: Гиппократ, 1995. 224 с. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция: учебно-методическое пособие. Ростов –на-Дону: Феникс, 2004. - 224 с. Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основыформирования письменной речи у младших школьников. – М.:Международная педагогическая академия, 1994. – 150 с.Мещерякова Н.П. Коррекция письменной речи в начальной школе: разработки занятий 1-4 классы / Н.П. Мещерякова, Е.В. Зубович, С.В. Леонтьева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 235 с.Моисеева Т.В. Предупреждение нарушений чтения и письма на начальном этапе их формирования у учащихся младших классов // Школьный логопед. – 2006. - № 1. – С. 11.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. – М.: Изд-во «ВЛАДОС», 1997. – 256 с.Токарева, О.А. Расстройства письма и чтения [Текст]: / О.А. Токарева. – Москва: Просвещение, 1969. – 80 с. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. –М.: ИНТОР, 1998. – 112 с.Ястребова А.В. Обучаем читать и писать без ошибок: комплекс упражнений для работы учителей – логопедов для работы с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма : пособие / А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. – Москва: Аркти, 2007. – 360 с. PROчтение: дислексия в XXI веке. Сборник материалов IХ Международной научно-практической конференции Российской ассоциации дислексии (10 сентября 2020 г., Москва) [Электронное издание] / под общ. ред. О.А. Величенковой и А.В. Лагутиной. – Москва : Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2020. – 319 с.

1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Известия АПН РСФСР, 1955. С.104-148.
2. Ахутина Т.В., Иншакова О.Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. М.: Творческий Центр В. Секачев, 2008. С. 121.
3. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 500 с.
4. Дмитриева О.В. Динамика формирования чтения и письма у учащихся 2–4 классов общеобразовательной школы // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-3. С. 81-85.
5. Иншакова О.Б., Русецкая М.Н., Чиркина Г.В. Дислексия: от исследований к практике. Отчет о 6-й Международной конференции Британской ассоциации дислексии // Дефектология. 2004. № 4. С. 81-85.
6. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. Санкт-Петербург: Гиппократ, 1995. 224 с.
7. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция: учебно-методическое пособие. Ростов –на-Дону: Феникс, 2004. - 224 с.
8. Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 150 с.
9. Мещерякова Н.П. Коррекция письменной речи в начальной школе: разработки занятий 1-4 классы / Н.П. Мещерякова, Е.В. Зубович, С.В. Леонтьева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 235 с.
10. Моисеева Т.В. Предупреждение нарушений чтения и письма на начальном этапе их формирования у учащихся младших классов // Школьный логопед. – 2006. - № 1. – С. 11.
11. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. – М.: Изд-во «ВЛАДОС», 1997. – 256 с.
12. Токарева, О.А. Расстройства письма и чтения [Текст]: / О.А. Токарева. – Москва: Просвещение, 1969. – 80 с.
13. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. – М.: ИНТОР, 1998. – 112 с.
14. Ястребова А.В. Обучаем читать и писать без ошибок: комплекс упражнений для работы учителей – логопедов для работы с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма : пособие / А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. – Москва: Аркти, 2007. – 360 с.
15. PROчтение: дислексия в XXI веке. Сборник материалов IХ Международной научно-практической конференции Российской ассоциации дислексии (10 сентября 2020 г., Москва) [Электронное издание] / под общ. ред. О.А. Величенковой и А.В. Лагутиной. – Москва : Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2020. – 319 с.

Вопрос-ответ:

Что такое дислексия?

Дислексия - это нарушение чтения и письма у детей, вызванное особенностями развития мозга. Дети с дислексией испытывают трудности при распознавании и связывании звуков и букв, что может сказываться на их успеваемости и общей учебной деятельности.

Как проводится обследование на дислексию у детей младшего школьного возраста?

Обследование на дислексию у детей младшего школьного возраста проводится с помощью специальных тестов и методик, которые позволяют определить наличие и степень нарушений в чтении и письме. Обследование проводит логопед, который анализирует результаты тестов и выносит заключение о наличии или отсутствии дислексии у ребенка.

Какие задания используются для логопедической работы с детьми, имеющими дислексию?

Для логопедической работы с детьми, имеющими дислексию, используются различные задания и упражнения. Например, задания на распознавание букв и звуков, задания на чтение и написание слов, предложений и текстов, задания на развитие внимания и памяти. Все задания подобраны с учетом возрастных особенностей детей и направлены на развитие навыков чтения и письма.

Можно ли использовать предметные картинки для логопедической работы с детьми, имеющими дислексию?

Да, использование предметных картинок может быть очень эффективным при логопедической работе с детьми, имеющими дислексию. Предметные картинки помогают детям связывать слова с изображениями и легче запоминать новую информацию. В процессе работы с картинками дети могут дополнять предложения и отвечать на вопросы, что способствует развитию навыков чтения и письма.

Как правильно составить предложение и ответить на вопросы?

Для правильного составления предложения и ответа на вопросы необходимо учитывать правильную последовательность слов и соответствие предметам и действиям. В случае предложения "Мячик Катя в комнате катала", правильный ответ на вопрос "Кто катал мячик?" будет "Катя", а на вопрос "Что Катя катала в комнате?" - "Мячик".

Что такое дислексия?

Дислексия - это нарушение письма и чтения, которое часто проявляется у детей в младшем школьном возрасте.

Как проводятся обследования дислексии у детей?

Обследование дислексии у детей включает различные методики, такие как тесты на чтение и письмо, анализ ошибок, прослушивание речи, тесты на внимание и память, а также консультации специалистов, например, логопеда или психолога.

Какие задания можно использовать для работы с детьми, страдающими дислексией?

В работе с детьми, страдающими дислексией, можно использовать различные задания из учебно-методических пособий и программ логопедической работы, например, задания на развитие чтения и письма, задания на развитие внимания и памяти, задания на анализ ошибок и т.д.

Какие слова правильно соответствуют картинкам "Мышка ловит кошку"?

Слова "Мышка ловит кошку" правильно соответствуют картинке.

Какое предложение можно составить на основе картинки "Катя в комнате катала мячик"?

Предложение: "Катя в комнате катала мячик". А на вопрос "Кто катал мячик?" можно ответить "Катя".

Какие методики используются при обследовании детей с дислексией?

При обследовании детей с дислексией часто используются следующие методики: методика изучения письма, методика изучения чтения, методика изучения рукописного письма, методика изучения звуков речи, методика изучения грамматических правил.

Какие задания из учебно-методических пособий используются при работе с детьми с дислексией?

При работе с детьми с дислексией обычно используются следующие задания из учебно-методических пособий: задания по развитию звуковой культуры, задания по развитию фонематического слуха, задания по развитию памяти и внимания, задания по формированию навыка чтения, задания по развитию письменной речи.