Особенности работы над дикцией в вокальном ансамбле детей младшего школьного возраста
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 28.04.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Основные принципы работы над дикцией развитием артикуляционного аппарата
2. Навыки артикуляции.
3. Артикуляционная гимнастика.
4. Формирование гласных звуков
5. Интонационно - фонетические упражнения
6. Навыки выразительной дикции.
7. Упражнения на основе «йотированных» гласных.
8. Проблема «широкой» дикции.
9. Распевки для развития подвижности голосового аппарата
10. Работа над песней.
Заключение
Они могут быть использованы для активизациифонационного выдоха;- согласные «б», «д», «р» - образуются при большом сопротивленииартикуляционных органов выдыхаемому воздуху, способствуют активизациине только дыхательной, но и звуковой струи, могут служить средствомстимуляции работы не только органов дыхания, но и голосовых складок. Этисогласные (особенно «д», способствуют твердой атаке); для «б» и «д»необходимо, чтобы высота их тона была ниже, чем высота тона последующего гласного;- сонорные согласные «л», «м», «н», «р» могут вокально звучать, поэтомуимеют большое значение для певческого голосообразования, помогают найти, ощутить головное резонирование:- «л» - активизирует кончик языка, делая его гибким и свободным, способствует собранному звучанию, мягкой атаке;- «л», «м» - как согласные переднего уклада, приближают звук;- «м», «н» - нёбные, или носовые, образуются при опущенном мягком нёбе,усиливают резонирование носовой полости - это необходимо, для того чтобы высота тона их произнесения была максимально приближена к высоте последующего гласного;- «р» - хорошо активизирует кончик языка, усиливает сокращение голосовых складок, активизирует фонационный выдох.7. Проблема «широкой» дикцииНаиболее распространенный недостаток в пении так называемая «широкая» дикция, когда дети произносят текст не твердым кончиком языка, а всем языком, включая его наиболее утолщенную часть-корень. При такой дикции возникает звук с глоточным призвуком, т.к. опора звука с диафрагмы снимается и переносится «на горло», певец резонирует расширенной глоткой. «Широкая» дикция, сопровождающаяся форсированием звука, плохо сказывается на артикуляции.Сам барабан, сам барабан,Сам барабан не забарабанит.Не забарабанит, не забарабанит,Не забарабанит сам барабан.Здесь мы как бы наслаждаемся настойчивым повтором «главного» гласного, стремясь высказаться к концу построения. Согласный «б» здесь должен очень коротко «проскакивать», не теряя присущей звонкости, необходимого резонирования.Для работы над дикцией очень полезно использовать скороговорки.Скороговорки – словесные игры для детей, основанные на быстром чередовании труднопроизносимых слогов и различных слоговых комбинаций. Работа над скороговорками преследует важную цель – научить легко, непринужденно преодолевать встречающиеся в речи дикционные трудности, сложные звукосочетания. Начинать работу над скороговорками следует в медленном темпе. Нельзя бессмысленно «пробалтывать» текст в «никуда». Обязательно должно присутствовать отношение к тому, о чем говорится в скороговорке. Каждая скороговорка имеет свою смысловую линию, и может нафантазировать самые разнообразные оттенки настроения, отношение к тому, о чем говорится в тексте, рисую себе соответствующие жизненные ситуации.Скороговорку надо прорабатывать через очень медленную, преувеличенно чёткую речь, постепенно ускоряя по мере совершенствования, а также следить за ритмичностью произношения.Бык тупогуб, тупогубенький бычок.У быка бела губа была тупа.Ещё одна важная особенность народного пения – звучание, огласовка согласных:Бык(ы) тупогуб(ы) тупогубен(и)кий(ы) бычок(ы)Важно научить не выпячивать вставную гласную. Озвучивать согласные нужно сначала в медленном темпе. Спеть – значит произнести слова ясно и выразительно, так же отчетливо как и в разговорной речи. Иными словами, певческая дикция зависит от фонетики разговорной речи.Варвара варенье варилаДоваривала да приговаривала.При распевании очень важна певческая установка: положение корпуса. артикуляция при пении, губы упруги, подвижны. Голову держать прямо, без напряжения, рот открывать свободно.Распевание на скороговорках следует начинать от примарных тонов унисона с последующим переходом до 2,3,4,5 интервальные попевки.Тары-бары, растобарыУ Варвары куры стары.Куры старенькие, растобаренькие.8. Распевки для развития подвижности голосового аппаратаПриложение 61. «Ты моя, моя долина» - постепенное ускорение темпа, пение лёгким звуком, короткие согласные, мелкая артикуляция.2.«Чеботуха» Упражнение на примарных звуках петь «сердито», с напором, на опоре, чётко, звонко, близко, посылая звук вперёд.9.Важный момент вокальной работы – выравнивание гласных, исполнение их в одной певческой позиции при сохранении присущей им индивидуальности, без изменения окраски тембра отдельных голосов. Это один из важнейших факторов спетости ансамбля, единой манеры звукообразования. Обычно в начале занятия мы находим наиболее естественно и близко звучащий гласный звук, а затем добиваемся ровности звучания других гласных, используя их в различных сочетаниях.С характерностью народного звукоизвлечения связано близкое, открытое звучание "е", "и". В среднем регистре они особенно хорошо звучат в сочетании с согласными "т", "м", "л", например:Еля - теля - теля - теля,Недомеля - меля - меля,Перемеля - меля - меля,Растетеря - теря - теря!Данный текст вначале произносится декламационно, с определённой интонацией (дразнясь), затем нараспев, растягивая слова, словно жалея незадачливого соседа, и после можно проговорить на одном звуке (в различных темпах), как бы ругая, отчитывая недотёпу.С данным текстом можно импровизировать. Здесь необходимо закрепить звучание верхнего звука в нужной позиции, при этом необходимо следить за ровностью исполнения мелодии (нисходящей). Если в начале упражнения мы фиксируем "л" то впоследствии следует обратить внимание на отчётливом произношении "р" в последнем слове.«На мели»Приложение 7Следить за тем, чтобы «И» приблизилось «Е». Чисто интонировать терцовый звук.4.«Соловей». Петь близко, собранно, без толчков, посылая звук вперёд. Следить за светлым звуком. Развивает подвижность голоса.Учитывая особенности каждого конкретного этапа работы, руководитель должен уметь подобрать или сам придумать упражнения, необходимые в данный момент. Терпеливая вокальная работа помогает устранить многие певческие недостатки: пестроту в приёмах звукоизвлечения, напряжённое дыхание, слишком глубокий звук, нечёткую дикцию. Быстро развиваются музыкально-слуховые и вокальные данные детей. Надо только постоянно помнить о взаимосвязи певческого звуковедения с разговорно-речевой интонацией.Именно при распевании закрепляются навыки, которые в дальнейшем необходимо использовать в песенном материале. Это умение находить правильную певческую позицию, пользовать певческим дыханием, умение пропевать гласные звуки и т. д.После распевания голосовому аппарату требуется небольшой отдых (молчание) в течение 1-2 минут. Для того чтобы приступить к пению музыкального материала.10. Работа над песнейВ работе с детьми применимы советы выдающегося вокального педагога Н. К. Мешко, которая рекомендует для выработки разговорного положения рта при пении: проговаривать желаемую фразу в разговорной манере; проговаривать эту же фразу нараспев, в два-три раза медленнее, следя за артикуляцией и положением рта, соответственно разговорному; проговаривать ту же фразу нараспев на одном звуке в ритме песни, следуя за разговорным, идущим от слова посылом звука; петь мелодию песни, сохраняя разговорный посыл звука. От качества звука, чёткости слова зависят и другие элементы общего звучания ансамбля. В частности, правильная певческая позиция, единая манера звукообразования – необходимое условие для достижения устойчивой певческой интонации, хорового строя.Перед тем как, взять в репертуар коллектива новую песню руководитель должен на начальном этапе:- проанализировать произведение, подходит ли оно к возрасту детей,проанализировать диапазон, при необходимости подобрать удобную тональность с соответствием исполнительским возможностям;- определить жанр песни, местные особенности диалекта, динамику развития мелодической линии;- определить для себя исполнительские трудности с которыми придется столкнуться в процессе разучивания, выбрать методические приёмы для их преодоления;На следующем этапе необходимо ознакомить детей с песенным материалом: исполнить самостоятельно либо при помощи видео или аудио записи;- разобрать с детьми жанр песни особенности исполнения разбор текста и непонятных слов.Детям при работе над песней необходимо:- хорошо знать текст, определиться с образным содержанием песни;- выдержать фразировку, верно определив кульминационные моменты;- проговаривать поэтический текст выразительно, нараспев, наблюдая за координацией между подачей фонационного выдоха и качеством звука;- проговорить текст песни в разговорной манере;- проговорить нараспев медленнее, следя за артикуляцией. В разговорной речи при помощи языка, губ, нижней челюсти фиксируется положение только ударной смысловой гласной, но при распеве и неударные требуют фиксации, но без опускания нижней челюсти;- проговорить нараспев на одном звуке в ритме песни. При этом следить, чтобы посыл звука опять же был разговорным, идущим от слова;- спеть мелодию песни, сохраняя разговорный посыл звукаЗаключениеПодведем итоги, связанные с методикой работы над дикцией. Во- первых, работа над дикцией в ансамбле является одной из главных задач для руководителя. Во-вторых, без ясной и чёткой дикции невозможно создать полноценный художественный образ, и донести смысл до слушателя. Именно поэтому необходимо приучать детей к тому, что пение - это вокальная речь т. к. певческая дикция зависит от фонетики разговорной речи. Для того, чтобы добиться чёткого и ясного произношения слов и фраз в песне в целом, надо постоянно работать над развитием артикуляционного аппарата.Список используемой литературыАртемкина Т., Артемкин А. Дети. Фольклор. Творчество. Методическое пособие. Владимир: Транзит-Икс, 2002.Куприянова Л.Л. Активизация творческой деятельности младших школьников М., 1989.Куприянова Л. Л. Фольклор в школе. Вып.1-3. М., 1993.Мешко Н.К. Искусство вокального пения. – М.: НОУ Луч, 1996.Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М., 1987.Науменко Г.М. Мать - Сыра Земля и Небесный Мир. М., 1998.Науменко Г. М. Фольклорная азбука. М., 1996.Попов В. Русская народная песня в детском хоре. М., Музыка, 1985.Попова Т.С. Методическая разработка обучению вокальному пению.Х., 2007г. Самарин В.А. Хор. Гриф УМО СПО. 2022 г.Шамина Л.В. Школа русского вокального пения. М., 1996. Цыпин Г.М. Музыкальное исполнительство и педагогика. Гриф УМО СПО. 2022 г. Приложение 1. Детские вокальные диапазоныДошкольное учреждение – детский сад (3–5 лет), от C до AПервый – третий класс (6–8 лет) от C до C 'Четвертый – шестой класс (9–11 лет) от си-бемоль до ми 'Самые сильные ноты в вокальном диапазоне ребенка находятся прямоПриложение 2 Разминка 1Абстрактное обозначение: Пример 1Разминка 2Абстрактное обозначение: Пример 2Разминка 3Абстрактное обозначение: Пример 3Приложение 3«Раз, Раз, Раз, Два, Раз Вокальная разминка»1 11 2 11 2 3 2 11 2 3 4 3 2 11 2 3 4 5 4 3 2 11 2 3 4 5 6 5 4 3 2 11 2 3 4 5 6 7 6 5 4 3 2 11 2 3 4 5 6 7 8 7 6 5 4 3 2 1Раз, Раз, Раз, Два, Раз Вокальная разминкаПриложение 3«Ы-И» Приложение 4Упражнения на основе «йотированных» гласных.«А-я» («О-ё») Следить за ровностью звука и высотой позиции. Развивается подвижность голоса.вариант 1 вариант 2 вариант 3«А-е-я». Следить за светлым звуком.Приложение 5Еще один вариант этого упражнения уже с добавлением гласного звука «А», при этом следить за активным быстрым вдохом. Данное упражнение хорошо тренирует опору.Приложение 6Распевки для развития подвижности голосового аппарата1. «Ты моя, моя долина» - постепенное ускорение темпа, пение лёгким звуком, короткие согласные, мелкая артикуляция.2.«Чеботуха» Упражнение на примарных звуках петь «сердито», с напором, на опоре, чётко, звонко, близко, посылая звук вперёд.Приложение 7 «На мели»Следить за тем, чтобы «И» приблизилось «Е». Чисто интонировать терцовый звук.4.«Соловей». Петь близко, собранно, без толчков, посылая звук вперёд. Следить за светлым звуком. Развивает подвижность голоса.
2. Куприянова Л.Л. Активизация творческой деятельности младших школьников М., 1989.
3. Куприянова Л. Л. Фольклор в школе. Вып.1-3. М., 1993.
4. Мешко Н.К. Искусство вокального пения. – М.: НОУ Луч, 1996.
5. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М., 1987.
6. Науменко Г.М. Мать - Сыра Земля и Небесный Мир. М., 1998.
7. Науменко Г. М. Фольклорная азбука. М., 1996.
8. Попов В. Русская народная песня в детском хоре. М., Музыка, 1985.
9. Попова Т.С. Методическая разработка обучению вокальному пению.
Х., 2007г.
10. Самарин В.А. Хор. Гриф УМО СПО. 2022 г.
11. Шамина Л.В. Школа русского вокального пения. М., 1996.
12. Цыпин Г.М. Музыкальное исполнительство и педагогика. Гриф УМО СПО. 2022 г.
Вопрос-ответ:
Какие основные принципы работы над дикцией в вокальном ансамбле детей младшего школьного возраста?
Основными принципами работы над дикцией в вокальном ансамбле детей младшего школьного возраста являются систематичность, постепенное усложнение заданий, использование игровых форм, индивидуальный подход к каждому ребенку, учет разных физиологических особенностей детей.
Какими навыками артикуляции нужно владеть для успешного развития дикции в вокальном ансамбле?
Для успешного развития дикции в вокальном ансамбле необходимо владеть навыками правильного произношения звуков, четкой артикуляции, умением правильно строить слова и фразы, а также грамотного дыхания и речевого ритма.
Какие упражнения проводятся для развития гласных звуков?
Для развития гласных звуков в вокальном ансамбле проводятся такие упражнения, как "разговор на одном дыхании", "поддержание звука", "тянущие гласные", "объединение гласных", "игры с долгими и краткими гласными". Эти упражнения помогают расширить звуковой диапазон и улучшить певческую дикцию.
Какие интонационно-фонетические упражнения проводятся в работе над дикцией в вокальном ансамбле?
В работе над дикцией в вокальном ансамбле проводятся такие интонационно-фонетические упражнения, как "интонационное дыхание", "интонационные контрасты", "мелодическое украшение звуков", "зеркальные повторения фраз". Эти упражнения помогают развить выразительность и музыкальность речи.
Какие проблемы могут возникать при формировании широкой дикции в вокальном ансамбле?
При формировании широкой дикции в вокальном ансамбле могут возникать проблемы с правильным произношением согласных звуков, недостаточной открытостью рта, плохой артикуляцией губ. Для решения этих проблем проводятся специальные упражнения на отработку правильного положения языка и губ при произношении звуков и слов.
Какие основные принципы работы над дикцией в вокальном ансамбле детей младшего школьного возраста?
Основными принципами работы над дикцией в вокальном ансамбле детей младшего школьного возраста являются: постепенное формирование и развитие артикуляционного аппарата, проведение артикуляционной гимнастики, упражнений на формирование гласных звуков, интонационно-фонетических упражнений, развитие навыков выразительной дикции.
Как развить навыки артикуляции у детей младшего школьного возраста?
Навыки артикуляции у детей младшего школьного возраста можно развить с помощью артикуляционной гимнастики, которая включает в себя упражнения на разминку мышц артикуляционного аппарата. Кроме того, можно проводить специальные упражнения на правильное произношение звуков, как гласных, так и согласных.
Как проводится артикуляционная гимнастика?
Артикуляционная гимнастика проводится с помощью различных движений мышц артикуляционного аппарата. Например, можно выполнять упражнения на растяжку губ, щек, языка и гортани. Также можно проводить упражнения на разминку и укрепление мышц гортани и голосовых связок.
Как формируются гласные звуки у детей младшего школьного возраста?
Формирование гласных звуков у детей младшего школьного возраста осуществляется через проведение специальных упражнений на правильное произношение этих звуков. Детям показываются правильные позиции губ, языка и гортани при произнесении каждого гласного звука, и они пытаются повторить эти звуки сами.
Как развить навыки выразительной дикции у детей младшего школьного возраста?
Навыки выразительной дикции у детей младшего школьного возраста можно развить с помощью проведения интонационно-фонетических упражнений. Детям предлагаются задания на изменение интонации, темпа и громкости речи. Они могут попробовать произнести одно и то же предложение с различными эмоциональными окрасками или под разные музыкальные ритмы.
Какие основные принципы работы над дикцией в вокальном ансамбле детей младшего школьного возраста?
Основные принципы работы над дикцией в вокальном ансамбле детей младшего школьного возраста включают развитие артикуляционного аппарата, формирование гласных звуков, интонационно-фонетические упражнения, навыки выразительной дикции и работу над широкой дикцией.
Какие навыки артикуляции развиваются при работе над дикцией в вокальном ансамбле детей младшего школьного возраста?
При работе над дикцией в вокальном ансамбле детей младшего школьного возраста развиваются навыки артикуляции, включающие правильное произношение звуков, четкость и выразительность речи, умение правильно использовать артикуляционный аппарат для передачи смысла текста.