Эстетика барокко. Причины появления барокко. История термина"барокко". Основные принципы барокко.
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 05.05.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. БАРОККО: ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ, ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА
1.1 Причины появления барокко
1.2 Происхождение термина «барокко»
ГЛАВА II. СУЩНОСТЬ И ПРИМЕРЫ ВОПЛОЩЕНИЯ ЭСТЕТИКИ БАРОККО
2.1. Сущность, принципы и эстетика барокко
2.2 Примеры воплощения эстетики барокко
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Оно было призвано возвеличивать католическую церковь и короля. Все в искусстве утверждало человека как частицу космоса. Одна из постоянных его тем – тема божественного государя.
Таким образом, выскажем ряд промежуточных выводов относительно сущности и принципов барокко:
- описанные выше черты барокко применялись в архитектуре и скульптуре, музыке, литературе и искусстве в разных европейских странах в XVII – XVIII веках, причем барокко в различных странах Европы, подчас, подразумевало разные культурные тенденции.
- барокко как архитектурный стиль начался еще в XVI веке (где ассоциируется с именем Микеланджело) и завершился в конце XVIII века. Этот стиль получил большое распространение в Италии, Франции, Германии, Фландрии, Испании и России. Главная черта - пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм;
- музыка Барокко развивалась в Италии, Германии, Испании, Португалии, Франции и Австрии и была своего рода переходной моделью от музыки возрождения к музыке классицизма. Основные события этот периода – создание оперы, оратории, кантаты, сонаты сюиты;
- характерная черта барокко в литературе – сочетание реальности и аллегории, широко используются метафоры, оксюмороны, антитезисы. Литература барокко отмечена символизмом, вниманию к теме бренности, непостоянства, ночи и сна. Основные жанры - это сонет, сатирический роман, пастораль, кончетти и др.;
- Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, аристократичностью, необычностью сюжетов. Наиболее узнаваемые черты – цветистость и динамичность. Развивалось барокко в живописи в основном в Италии, Испании, Фламандии и Франции.
Таким образом, мы рассмотрели сущность и основные принципы барокко в архитектуре и скульптуре, музыке, литературе и искусстве в разных европейских странах и пришли к общему выводу, о том, что барокко в различных странах Европы, подчас, подразумевало разные культурные тенденции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теперь, в соответствии с поставленными целями и задачами выскажем несколько основополагающих для этой работы выводов.
В соответствии с задачами, мы первоначально выделили предпосылки развития барокко. Основными выводами здесь послужат следующие положения.
Хронологически, барокко появилось в XVII веке, в Италии, на фоне кризиса идей ренессанса. Сама Италия в этот период утрачивает экономическое и политическое значение и становится разобщенной полуколонией, вместе с тем продолжая быть культурным центром Европы. Постепенно в силу этих, социально-экономических причин, начинает рождаться новый стиль, первая задача которого было создание иллюзии богатства и могущества, возвышение католической церкви и итальянской знати, которые кроме культурных рычагов влияния не имели ничего.
В то же время рассматривать эпоху барокко исключительно как время перехода от Возрождения к Просвещению не верно. Барокко представляет собой самостоятельную фазу в развитии искусства и причинами ее появления являются не только экономические и политические проблемы Италии. Тем более что барокко, хотя и появилось в Италии, очень быстро распространилось по всей Европе. Исходя из этого, можно утверждать, что барокко отражало настроения всего европейского общества, было востребовано, а значит, не могло развиться без предпосылок, причем эти предпосылки были во многом различны в разных европейских странах.
Идеологической основой распространения барокко в Европе стало общее ослабление духовной культуры, раскол церкви – как следствие падение ее авторитета, борьбой учений, которые отражали интересы различных классов. В это же время усиливается роль институтов государства, обостряется борьба светских и религиозных начал. Бурно развивается естественные науки – оптика, физика, термодинамика и география. А значит, появляются предпосылки для основного лейтмотива барокко - отвержения души, антропоцентризма и ренессанса в целом, в пользу просвещения и разума.
Остановимся на истории термина «барокко».
Термин барокко появляется несколько позже, чем само направление в искусстве. Этимология этого слова, вполне вероятно, происходит от жаргонизма, который сначала обозначал жемчужину неправильной формы, а после использовался как синоним всего грубого и фальшивого. Такая история происхождения термина свидетельствует о том, что в начале под этим термином подразумевалось негативная характеристика самой культурно-исторической эпохи в целом, часто применялось в насмешку и в целом давало оценку всей эпохе с точки зрения человека XVIII века. Только значительно позже, в XIX веке, барокко начинают рассматривать, наряду с ренессансом, как выражение двух чередующихся принципов, ни один из которых не может претендовать на приоритетность.
В настоящее время термином «барокко» называют ряд историко- региональных художественных стилей европейского искусства XVII- XVIII вв., последние, критические стадии развития других стилей, тенденцию беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, неуравновешенных формах. Понятие «барокко» - в настоящее время получило широкое распространение в области искусствоведения и литературоведения многих стран и за ним признается определенный культурно-исторический статус.
Перейдем к сущности принципам и основам эстетики барокко.
Сущность эстетики барокко заключается в том, что в эту эпоху изменилось утвердившееся в античности представление о мире, как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке, как о разумнейшем существе. Человек перестал ощущать себя «разумнейшим существом» напротив, он, сомневается в совей разумности. Таким образом в эстетике барокко прекрасным подчас считалось, то что было безобразным, например в эпоху ренессанса. В то же время, если смотреть шире, мы увидим, что барокко начинает отвергать авторитеты и традиции не сами по себе, а как предрассудки, как отжившую субстанцию. Для барокко в первую очередь важно не механическое отторжение всего связанного с античностью и возрождением, а новые формы для познания прекрасного, окружающего мира, разума. В эпоху ренессанса во главе угла был человек. Деятели барокко считали, что он достаточно изучен и предпочитали говорить о разуме, отвергая духовную составляющую. В этих тенденциях, суть, основа для понимания эстетики барокко.
Таким образом выделим сущность барокко как художественное направления. Оно в первую очередь, отражает кризисную концепцию мира и личности. Художественная концепция барокко гуманистически ориентирована, однако социально пессимистична: в ней присутствуют сомнения в возможностях человека, ощущения тщетности бытия и обреченности добра на поражение в борьбе со злом;
Основными принципами, особенностью, специфическими чертами барокко, по сравнению с другими культурами являются: повышенная эмоциональность; явный динамизм; эмоциональность, контрастность образов; большое значение придается иррациональным эффектам и элементам. Эти черты наиболее ярко проявились в архитектуре и скульптуре, музыке, литературе и искусстве в разных европейских странах.
Барокко, как архитектурный стиль, начался еще в XVI веке (где ассоциируется с именем Микеланджело) и завершился в конце XVIII века. Этот стиль получил большое распространение в Италии, Франции, Германии, Фландрии, Испании и России. Главная черта - пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм;
Музыка Барокко развивалась в Италии, Германии, Испании, Португалии, Франции и Австрии и была своего рода переходной моделью от музыки возрождения к музыке классицизма. Основные события этот периода – создание оперы, оратории, кантаты, сонаты сюиты;
Характерная черта барокко в литературе – сочетание реальности и аллегории, широко используются метафоры, оксюмороны, антитезисы. Литература барокко отмечена символизмом, вниманию к теме бренности, непостоянства, ночи и сна. Основные жанры - это сонет, сатирический роман, пастораль, кончетти и др.;
Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, аристократичностью, необычностью сюжетов. Наиболее узнаваемые черты – цветистость и динамичность. Развивалось барокко в живописи в основном в Италии, Испании, Фламандии и Франции.
Таким образом, мы рассмотрели историю возникновения, историю термина, эстетику, сущность и основные принципы барокко в архитектуре и скульптуре, музыке, литературе и искусстве в разных европейских странах XVII – XVIII веков.
Список использованной литературы
Бореев Ю.Б. Эстетика – М.; Феникс, 2006. – 290 с.
Васильев А.А. Европейская культура средневековья – СПб.: Алетейя, 1998. – 582 с.
Вельфин Х. Ренессанс и барокко. М.: Познание, 1989. – 340 с.
Вейс Г. История культуры народов мира. М.: Эксмо, 2005. – 560 с.
Виноградов М.А. Барокко - жемчужина неправильной культуры XVII века. М.: Эдельвейс, 1999. – 158 с.
Владимирова С.А. Эстетика барокко: причины появления, происхождение термина. М.: Гардарика, 1994. – 203 с.
Всемирная история архитектуры // Отв. ред. А.П. Чубовой – М.: 1978. – 680 с.
Всемирная история в 24 тт. Том 9. Начало возрождения – Минск: Литература, 1997. – 592 с.
Всемирная история в 24 тт. Том 10. Возрождение и реформация Европы – Минск: Литература, 1997. – 480 с.
Дасса Ф. Барокко. Архитектура между 1600-1750 годами. М.: Наследие, 2004. – 230 с.
История искусства зарубежных стран // Отв. ред. М.В. Доброклонский – М.: Изобразительное искусство, 1980. – 406 с.
Коломийцев В.Ф. Познание культуры. М.: Искусство, 2001. – 340 с.
Капиталов С.М. Западноевропейская скульптура в XVII – XVIII веках – М.: Знание, 1973. – 170 с.
Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года - М.: Музыка,1982. – 345 с.
Липатов В.М. Этюды по теории западноевропейского искусства. - М.: Искусство, 1963. – 380 с.
Офицеров С.А. Диалогическая культура эпохи барокко – М.: Книжная лавка, 1997. – 206 с.
Очерки по истории зарубежной литературы. СПб.: Питер, 1997. – 420 с.
Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве // Отв. ред. Е.А. Виллер - М.: Наука, 1966. – 450 с.
Русское искусство барокко // Отв. ред. М.А. Алексеева - М.: Наука, 1970. – 250 с.
Шубарт В. Европа и душа востока. М.: Русская идея, 2000. – 448 с.
Фукуяма Ф. Великий разрыв. М.: АСТ, 2003. – 474 с.
ru.wicipedia.org. - материалы сайта.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Фрагмент росписи плафона Сикстинской капеллы. Микеланджело Буанаротти.
Приложение 2.
Скульптура в стиле барокко
Приложение 3
Образец русского барокко – Петергоф
Приложение 4
Образец живописи Барокко.
Микеланджело де Караваджо «Призвание апостола»
История искусства зарубежных стран // Отв. ред. М.В. Доброклонский – М.: Изобразительное искусство, 1980. С. 360.
Владимирова С.А. Эстетика барокко: причины появления, происхождение термина. М.: Гардарика, 1994. С. 34.
Виноградов М.А. Барокко - жемчужина неправильной культуры XVII века. М.: Эдельвейс, 1999. С. 24. .
Всемирная история в 24 тт. Том 10. Возрождение и реформация Европы – Минск: Литература, 1997. С. 78.
Вейс Г. История культуры народов мира. М.: Эксмо, 2005. С. 260.
Васильев А.А. Европейская культура средневековья – СПб.: Алетейя, 1998. С. 167.
Там же, стр. 170.
Офицеров С.А. Диалогическая культура эпохи барокко – М.: Книжная лавка, 1997. С. 9.
Коломийцев В.Ф. Познание культуры. М.: Искусство, 2001. С. 170.
Там же, стр. 172.
См. напр.: Вельфин Х. Ренессанс и барокко. М.: Познание, 1989.
Вельфин Х. Ренессанс и барокко. М.: Познание, 1989. С. 21-23.
История искусства зарубежных стран // Отв. ред. М.В. Доброклонский – М.: Изобразительное искусство, 1980. С. 456.
См. напр.: Офицеров С.А. Диалогическая культура эпохи барокко – М.: Книжная лавка, 1997.
Липатов В.М. Этюды по теории западноевропейского искусства. - М.: Искусство, 1963. С. 78.
Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве // Отв. ред. Е.А. Виллер - М.: Наука, 1966. С. 129.
Там же, стр. 131.
Шубарт В. Европа и душа востока. М.: Русская идея, 2000. С. 215.
Виноградов М.А. Барокко - жемчужина неправильной культуры XVII века. М.: Эдельвейс, 1999. С. 56.
Офицеров С.А. Диалогическая культура эпохи барокко – М.: Книжная лавка, 1997. С. 201
Липатов В.М. Этюды по теории западноевропейского искусства. - М.: Искусство, 1963. С. 134.
Там же, стр. 136.
Владимирова С.А. Эстетика барокко: причины появления, происхождение термина. М.: Гардарика, 1994. – С. 87.
Дасса Ф. Барокко. Архитектура между 1600-1750 годами. М.: Наследие, 2004. С. 13.
Там же, стр. 14.
Цит. по: История искусства зарубежных стран // Отв. ред. М.В. Доброклонский – М.: Изобразительное искусство, 1980. С. 56.
Приводится по: Дасса Ф. Барокко. Архитектура между 1600-1750 годами. М.: Наследие, 2004; Капиталов С.М. Западноевропейская скульптура в XVII – XVIII веках – М.: Знание, 1973; Русское искусство барокко // Отв. ред. М.А. Алексеева - М.: Наука, 1970. – 250 с.
.
Приводится по: Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года - М.: Музыка,1982.
Приводится по: Очерки по истории зарубежной литературы. СПб.: Питер, 1997.
Приводится по: Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве // Отв. ред. Е.А. Виллер - М.: Наука, 1966. – 450 с.
История искусства зарубежных стран // Отв. ред. М.В. Доброклонский – М.: Изобразительное искусство, 1980. – 406 с.
1.Бореев Ю.Б. Эстетика – М.; Феникс, 2006. – 290 с.
2.Васильев А.А. Европейская культура средневековья – СПб.: Алетейя, 1998. – 582 с.
3.Вельфин Х. Ренессанс и барокко. М.: Познание, 1989. – 340 с.
4.Вейс Г. История культуры народов мира. М.: Эксмо, 2005. – 560 с.
5.Виноградов М.А. Барокко - жемчужина неправильной культуры XVII века. М.: Эдельвейс, 1999. – 158 с.
6.Владимирова С.А. Эстетика барокко: причины появления, происхождение термина. М.: Гардарика, 1994. – 203 с.
7.Всемирная история архитектуры // Отв. ред. А.П. Чубовой – М.: 1978. – 680 с.
8.Всемирная история в 24 тт. Том 9. Начало возрождения – Минск: Литература, 1997. – 592 с.
9.Всемирная история в 24 тт. Том 10. Возрождение и реформация Европы – Минск: Литература, 1997. – 480 с.
10.Дасса Ф. Барокко. Архитектура между 1600-1750 годами. М.: Наследие, 2004. – 230 с.
11.История искусства зарубежных стран // Отв. ред. М.В. Доброклонский – М.: Изобразительное искусство, 1980. – 406 с.
12.Коломийцев В.Ф. Познание культуры. М.: Искусство, 2001. – 340 с.
13.Капиталов С.М. Западноевропейская скульптура в XVII – XVIII веках – М.: Знание, 1973. – 170 с.
14.Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года - М.: Музыка,1982. – 345 с.
15.Липатов В.М. Этюды по теории западноевропейского искусства. - М.: Искусство, 1963. – 380 с.
16.Офицеров С.А. Диалогическая культура эпохи барокко – М.: Книжная лавка, 1997. – 206 с.
17.Очерки по истории зарубежной литературы. СПб.: Питер, 1997. – 420 с.
18.Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве // Отв. ред. Е.А. Виллер - М.: Наука, 1966. – 450 с.
19.Русское искусство барокко // Отв. ред. М.А. Алексеева - М.: Наука, 1970. – 250 с.
20. Шубарт В. Европа и душа востока. М.: Русская идея, 2000. – 448 с.
21.Фукуяма Ф. Великий разрыв. М.: АСТ, 2003. – 474 с.
22.ru.wicipedia.org. - материалы сайта.
Вопрос-ответ:
Что такое барокко?
Барокко - это художественный стиль, возникший в XVII - XVIII веках в Европе, характеризующийся излишеством, пышностью и эмоциональностью в искусстве.
Какова история возникновения термина "барокко"?
Термин "барокко" происходит от португальского слова "barroco", которое означает "неуклюжий жемчужный бисер". Вначале этот термин использовался для обозначения неправильно формированного жемчужного бисера, а затем был перенесен на искусство, имеющее сложную, сложноплетеную форму.
Какие были причины появления стиля барокко?
Появление стиля барокко было связано с политическими и религиозными изменениями в Европе. В период Реформации и Католической реформации религиозная церковь и монархи стали искать способы восстановления своей власти и привлечения верующих. Барокко было призвано возвеличивать католическую церковь и королей, создавая пышные и величественные произведения искусства.
Какие основные принципы характеризуют стиль барокко?
Основными принципами барокко являются излишество, пышность, драматизм, движение и курвы. Все в искусстве утверждало человека как частицу космоса, выражая эмоции и страсти. Использовались сложные композиции, орнаменты, витиеватые линии, конtrapposto и т.д.
Какие примеры можно привести воплощения эстетики барокко?
Примерами воплощения эстетики барокко можно назвать крупные архитектурные сооружения, такие как соборы, дворцы и церкви. Известные произведения в стиле барокко - Эль Эскуриаль в Испании, замок Версаль во Франции. Также в барочной живописи преобладали яркие цвета, динамические композиции и обильное использование деталей.
Какие основные принципы барокко?
Основные принципы барокко включают комплексность, движение, драматизм, декоративность, преувеличение и игру света и тени.
Какие были причины появления барокко?
Появление барокко было связано с религиозными и политическими изменениями, а также стремлением к эмоциональному и восхитительному искусству в период протестантской реформации и контрреформации.
Как происходило развитие термина "барокко"?
Термин "барокко" происходит от португальского слова "barroco", означающего "неровный жемчуг". Он использовался сначала с отрицательной коннотацией, а затем приобрел значение стиля искусства, характерного для XVII-XVIII веков.
Зачем было создано барокко?
Барокко было создано, чтобы потворствовать требованиям католической церкви и монархии, выражая их величие и власть через монументальное искусство.
Какие примеры воплощения эстетики барокко существуют?
Примерами воплощения эстетики барокко являются дворцовые комплексы (например, Версаль), церкви (например, Св. Петр в Ватикане), скульптуры и живопись (работы Караваджо, Рубенса, Бернини).
Что такое барокко?
Барокко - это художественное направление, которое возникло в XVI-XVII веках в Европе. Оно характеризуется изысканностью, роскошью и декоративностью в архитектуре, живописи, скульптуре, музыке и других сферах искусства.