Идея гражданского общества в философии права И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 0 + 0 источников
- Добавлена 16.05.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 Особенности философии права И. Канта 5
1.1 Теория познания и основы морали 5
1.2 Политическая теория 9
1.3 Идея естественного права 16
2 Специфика философии права Г.В.Ф. Гегеля 19
2.1 Мораль и политика 19
2.2 Идея свободы. Право и мораль 21
2.3 Учение об общественных союзах 25
Заключение 29
Список использованных источников 31
Они являются гарантом законности в представлении философа [8]. Кроме того, согласно позиции Гегеля, оптимальное соотношение морали и политики достигается не только посредством разумной и грамотной деятельности монарха и чиновников, но и благодаря постоянному совершенствованию законодательства [6].По мнению Гегеля, мораль под воздействием своего внутреннего импульса способна выражаться в политических действиях, поступках, а также в принимаемых в обществе и государстве решениях. Мораль должна быть предельно конкретна, оценочна, вместе с тем, Гегель считал мораль динамичным явлением, которое не пребывает в состоянии статики. Мораль есть в том числе и в политической деятельности субъективно представляемое долженствование.2.2. Идея свободы. Право и моральДля Гегеля был характерен гносеологический подход к праву, к понятию свободы. Он исходит из того, что сама идея права является свободой. Основная задача философии права заключается в том, чтобы раскрыть суть взаимоотношений данных понятий, осознать, как функционирует право, каким образом в праве реализуется свобода [20].Итак, предметом философии права является действующее и разумное право - естественное право, которое Гегель называет философским правом. Нельзя не сказать о развитии философии права Гегеля под влиянием учения о естественном праве. Естественному праву философ уделял особое значение. Однако естественное право так называется не в силу своего природного происхождения или в силу его связи с тем, что мы привыкли определять как естественное состояние человека. Естественное право является правом как созданием человека. Оно выражает свободу воли. Естественное право Гегель часто называет правом разума или разумным правом [22].Понятие права по своему становлению трактуется вне науки права, оно есть данность, идея свободы. Право с точки зрения Гегеля является бытием свободной воли. Саму же свободу Гегель называет идеей [23].Мы уже касались вопроса соотношения воли и свободы в определении права, анализируя философию права Иммануила Канта. Гегель высоко ценил заслугу кантовской философии права в постановке принципа свободы. Разум, дух в области общественных отношений людей творит свою работу при помощи индивидуальной воли отдельных лиц и создает объективный мир свободы, то есть право. Через индивидуальную волю отдельного лица осуществляется всеобщая воля. При этом право как состояние свободы не есть свобода воли отдельного лица, его произвол, что присуще кантовскому учению о праве [9]. Для Гегеля право есть реализация всеобщей воли. Если мы делаем все, что нам угодно – это является произволом, воля здесь предстает в состоянии ее противоречия. Безусловно, реализация прав и свобод человека и гражданина не должна приводить к нарушению прав, свобод других лиц. Государством на законодательном уровне осуществляется защита правомерного поведения человека, одновременно государство ограничивает выход за пределы дозволенных свобод. Лишь законом могут быть установлены пределы свободы. И эта идея прямо вытекает из философии права Гегеля. По мнению Гегеля, Кант определяет свободу как формальную самонадеянность. Гегель считает, что многие люди вообще отождествляют свободу и произвол. Но именно произвол и заключает в себе состояние несвободы, полного ее отсутствия. Следует в первую очередь ориентироваться на нравственность и мораль в их подлинной сути [9].Свою реализацию свобода личности, по Гегелю, находит в праве частной собственности, которая в противоположность общности имущества содержит в себе момент разумности. Он пишет о необходимости наличия у лица внешней сферы собственной свободы. Исходя из этого, можно судить о наличии парадоксальности человеческого чувства – непреодолимое стремление к истинной свободе и фобия ее принятия на себя. Люди очень часто говорят о свободе, и в основном оценивают ее лишь в двух направлениях – свобода внешняя и внутренняя. Отсюда же выявляется такое определение, как истинная и ложная свобода, а за ней следуют другие аспекты, которые помогают глубже оценить столь неоднозначное явление. Внешняя свобода предполагает анализ общественных реалий и общества в целом. Такую свободу мы оцениваем с точки зрения социальных, политических, экономических прав человека. Такую свободу легче всего рассматривать, давать оценку своим физическим возможностям, своему поведению, если оно обусловлено обстоятельствами, своим знаниям, умениям, навыкам, оценивать степень зависимости от государства, от общественных предрассудков и т.п. Все это включает в себя внешняя свобода. Внутренняя же наиболее многогранна, эксцентрична, иррациональна. Она практически не поддается описанию, эта свобода лежит в глубине человеческой души и понять ее может только сам носитель, т.е. только личность.Внешнее, как уже было замечено, определяется волей и поведением человека. Право, как свобода воли, определяет собственность, ибо собственность человека на вещь возникает через наделение вещи иной целью, чем она есть в себе. Соответственно, присвоение вещи является демонстрацией господства воли над вещью. Таким образом, владение вещью есть внешний, особенный момент свободной воли.Частная собственность обосновывает формальное, правовое равенство людей: люди равны именно как свободные личности, равны в одинаковом праве на частную собственность, но не в размере владения собственностью. Требование же равенства в распределении имущества расценивается им как неразумная точка зрения. Свободная воля каждого человека предполагает равенство в источнике владения, но невозможно предположить равенство самого владения [9].Для Гегеля человек не по естественной природе, а лишь по духовной природе - именно по своей сущности — является свободным, свободной личностью. Свободный человек — результат социально-исторического развития, в ходе которого человек достиг начал свободы, создав свой мир свободы и права и себя в качестве свободной сущности [29].В государстве личность не может обладать абсолютной свободой. Гегель в данном отношении достаточно близко подошел к современному пониманию обеспечения законности и порядка. Принуждение может использоваться, чтобы бороться с нарушениями, с преступлениями. Тем не менее, это принуждение должно иметь правовой базис. Чтобы общественная жизнь протекала в нормальном режиме, есть необходимость в определенном порядке, урегулированности отношений. Для этого и создаются определенные социальные нормы, определяющие правила поведения. Тем не менее, действенность данных норм зависит от их выполнения всеми членами общества. Необходимость сообразования каждым членом общества своих поступков с установленными в нем правилами поведения, а также осознание им возможности наступления неблагоприятных последствий в случае их нарушения обусловливает существование особого общественного явления, а именно, речь идет о государственном принуждении. Правовое государственное принуждение должно осуществляться на базе закона, его осуществляют государственные органы, уполномоченные на то организации, должностные лица. Правовое принуждение может быть физическим, психическим, имущественным или организационным принуждением в целях того, чтобы соблюдались и исполнялись правовые предписания. Принуждение характерно для любых типов человеческого общества, здесь мы можем говорить о необходимом методе, направленным на то, чтобы поддерживать такие важные элементы, как организованность, порядок. Суть принуждения сведена к воздействию, посредством которого человеком выстраивается поведение не согласно собственным желаниям, а в интересах общества и государства. Благодаря принуждению члены общества исполняют собственные обязанности, соблюдают установленные запреты. В результате появления государства принуждение в аспекте соблюдения и исполнения правовых норм приобретает государственный характер, его реализуют уполномоченные государственные органы, то есть, речь идет о базовом методе управления гражданским обществом. 2.3. Учение об общественных союзах Гегелем также было представлено учение об общественных союзах. Первая ступень развития человеческого общества и его нравственного становления – это семья. Как полагал Гегель, именно в семье отдельная личность, отказываясь от своих особенностей, входит в качестве члена внутрь некоего целого - семьи.Распад семьи приводит к тому, что ее члены относятся друг к другу как самостоятельные лица. Это есть с позиции Гегеля гражданское общество, в котором всеобщее, разумное достигается в результате преследования отдельными лицами своих субъективных целей. Здесь индивид вновь возвращается к своей особенности, но суть этого возвращения в том, что его особенность остается для него определяющей, т.е. целью, но он служит этим всеобщности, которая, собственно говоря, и сохраняет над ним последнюю власть.Третьей стадией в развитии нравственности является государство, где свобода находит свое наиболее полное и наиболее конкретное выражение. Хотя у частных лиц присутствует определенный эгоизм, они вынуждены обращаться к другим людям. Гегель пишет о том, что эгоизм связывается со всеобщим, с государством, чьей заботой должно быть, чтобы эта связь была действительно прочная и основательная [9].Возникновение государства Гегель связывает с двумя моментами: частная собственность как гарантия удовлетворения потребностей и первая ступень права и моногамная семья как нравственное начало, которая является постоянным всеобщим в себе союзом. Другими словами, необходима связь субъективного (собственность) и объективного (отказ от субъективности лица в семье, т.е. во имя интереса общего). По Гегелю, сознательное подчинение законам государства как воплощения разума есть подлинная свобода.Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что понятие права проходит несколько ступеней. Каждая ступень есть, по Гегелю, право. Сама идея свободы проявляется как право этих ступеней — от более абстрактных форм права до конкретных. Ступени развития идеи свободы иерархически соподчинены друг другу: быть более конкретным в гегелевской системе ступеней (абстрактное право, мораль, семья, гражданское общество, государство) — значит быть самостоятельнее и истиннее предыдущей ступени. Наиболее конкретным и подлинно действительным является право государства.Государство есть действительность нравственной идеи - нравственный дух как очевидная, самой себе ясная, субстанциальная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает. Другими словами, в государстве и деятельности органов государственной власти воплощается разум, всеобщая воля. Государство, по Гегелю, есть самоцель. Оно не нуждается в каком-либо утилитарном обосновании. Оно само по себе имеет абсолютное значение [8].Гегель считал, что идея государства нового времени состоит в гармоничном согласовании субъективной свободы отдельного лица со всеобщей волей. Он считал, что лишь путем развития этой субъективной свободы всеобщее приобретает свою силу и значение. Таким образом, государство, которое имеет самостоятельное значение, является необходимым условием для достижения индивидуальных целей отдельных личностей. Личность, в свою очередь, осуществляя обязанности по отношению к государству, тем самым реализует свой личный интерес [9]. Соединение в государстве интереса всеобщего с интересом личным есть результат деятельности государственных учреждений. Они несут идею государства и в процессе осуществления своих функций воспитывают граждан таким образом, что идея (абсолют) государства становится внутренним, субъективным содержанием отдельных индивидов, а индивиды, в свою очередь, восприняв эту идею, действуют в государстве подлинно свободно, то есть в соответствии со своими внутренними убеждениями [13].Политическое устройство государства, форма правления определяет лишь то, насколько всеобщий интерес стал для граждан государства внутренним убеждением, личным интересом. Настоящий гражданин должен быть наделен добродетелями, а обязанности должны согласовываться с правами – это есть залог государственной стабильности. Гегель также пишет о важности любви к собственной стране [9].Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что Гегель рассматривает взаимообусловленность гражданина и государства как необходимое условие их существования. При таком понимании государственная власть должна рассматриваться не как внешнее явление по отношению к жизнедеятельности гражданина, а как то, что пребывает внутри гражданина. Именно данным принципом в обществе обеспечивается идеальный баланс морали, нравственности, законности и права. ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. В учениях о праве И.Канта и Г.В.Ф.Гегеля находит отражение развитие идеализма как философского направления. Мы видим, что и Кант и Гегель выделяют абсолютное начало, которое предопределяет государственные и правовые институты, а также влияет на гражданское общество. Тем не менее, для Канта более значима проблема свободы человека, таким образом, он сосредоточился на определении субъективного характера идеализма. Гегель выделяю абсолют, абсолютную идею, через познание которой человек обретает свободу. Как полагал Кант, правовое поведение человека в обществе должно определяться нравственным императивом, личным интересом, что же касается Гегеля, то здесь ситуация несколько иная. Частный интерес для него является второстепенным, так как есть идея всеобщего блага, которую все общество обязательно должно в себя впитать. Для Канта и Гегеля государство и право являются, конечно же, взаимосвязанными категориями. Соответственно, они выделяют единую логику развития государственно-правовых институтов. Различия в учениях вытекают из различных подходов к решению проблемы о первичности права и государства. Для Гегеля нравственное начало в своей полноте и целостности присуще лишь государству как высшей форме развития, Кант же видит основу нравственности в самой природе человека. Соответственно, это влияет и на понимание философами гражданского общества. Для Канта индивидуальное начало стоит выше, оно ценнее. В учении Канта и Гегеля важное место отводится правовому статусу человека. Тем не менее, Гегель считает, что государство является абсолютной целостностью, которая поглощает свободу субъектов социальной и политической жизни - личности, народа, общества. А учение Канта о государстве и праве основано на индивидуалистическом подходе. Именно свобода отдельной личности предопределяет становление государства и гражданского общества. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Вопрос-ответ:
Чем отличается философия права И. Канта от философии права Г. В. Ф. Гегеля?
Философия права И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля имеют ряд различий. Например, в своей теории, Кант разделяет понятия морали и права, в то время как Гегель объединяет их. Кант считает, что мораль развивается на основе природной свободы человека, а право - это организация общественной жизни. Гегель же полагает, что мораль и право тесно связаны и составляют единую систему.
Какие особенности философии права И. Канта можно выделить?
Философия права И. Канта имеет несколько особенностей. Во-первых, Кант связывает понятия морали и права, считая их взаимодополняющими. Во-вторых, он полагает, что мораль и право базируются на универсальных нормах и принципах, которые являются объективными и независимыми от субъективных желаний и интересов. В-третьих, Кант считает, что основой морального и правового поведения человека является его собственное сознание и собственная воля.
В чем заключается специфика философии права Г. В. Ф. Гегеля?
Философия права Г. В. Ф. Гегеля отличается от философии права И. Канта в нескольких аспектах. Во-первых, Гегель считает, что мораль и право необходимо объединять, так как они взаимосвязаны и составляют единую систему норм и ценностей. Во-вторых, у него есть идея о диалектическом развитии права и его преобразовании в новые формы социального устройства. В-третьих, Гегель полагает, что право должно быть основано на общественном сознании и поэтому должно отражать интересы и потребности общества в целом.
В чем особенности философии права И. Канта?
Философия права И. Канта имеет особенности как в сфере теории познания и основ морали, так и в политической теории. В сфере теории познания Кант утверждает, что основой морали является разум и категорический императив. А в политической теории Кант провозглашает идею мира и осуществления права через социальный контракт и республиканскую форму правления.
В чем заключается специфика философии права Г. В. Ф. Гегеля?
Специфика философии права Г. В. Ф. Гегеля заключается в том, что он рассматривает взаимосвязь морали и политики, а также идею свободы. Гегель полагает, что право и мораль должны быть объединены, а идея свободы должна быть основополагающей для правового порядка. Он также разрабатывает учение об общественных союзах и считает их гарантом законности.
Какие основные идеи представлены в философии права И. Канта?
В философии права И. Канта представлены основные идеи о том, что разум является основой морали, а категорический императив служит основой действий. Он также говорит о необходимости мира и о праве как результате социального контракта и республиканской формы правления.
Какую связь Г. В. Ф. Гегель устанавливает между моралью и политикой?
Г. В. Ф. Гегель устанавливает связь между моралью и политикой, считая, что они должны быть объединены. Он утверждает, что моральность не может быть достигнута без политических институтов и правопорядка. Политика же, согласно Гегелю, должна основываться на идеях морали и свободы.
Какую роль в философии права Г. В. Ф. Гегеля играют общественные союзы?
Общественные союзы в философии права Г. В. Ф. Гегеля играют роль гаранта законности. Гегель считает, что они являются формой объединения индивидов и создают систему, в которой каждый имеет свои права и обязанности. Они также способствуют согласованию интересов и урегулированию конфликтов в обществе.
Какие особенности философии права у Канта?
Философия права Канта отличается рядом особенностей. Во-первых, для Канта понятие права тесно связано с понятием свободы и нравственности. Он считает, что законное состояние может быть достигнуто только при условии, что каждый человек действует в соответствии с общими нравственными законами. Во-вторых, Кант придает большое значение понятию гражданского общества. Он считает, что гражданское общество является основой законности и обеспечивает свободу и справедливость. В-третьих, Кант различает моральное и правовое обязательство, отдавая предпочтение последнему. Он считает, что правила и законы должны быть обязательными для всех людей, независимо от их моральных убеждений.
Какие особенности философии права у Гегеля?
Философия права Гегеля также имеет свои особенности. Во-первых, Гегель отказывается от разделения морали и права, считая их неразделимыми аспектами одной системы. Он считает, что право должно базироваться на моральных принципах и обеспечивать свободу и справедливость. Во-вторых, Гегель считает, что государство является основным институтом для обеспечения правового порядка. Он полагает, что государство должно быть выразителем воли народа и защитником прав каждого индивида. В-третьих, у Гегеля есть концепция общественных союзов, которые являются формой организации и взаимодействия индивидов в рамках гражданского общества.
Как связана философия права Канта с его теорией познания и морали?
Философия права Канта тесно связана с его теорией познания и морали. Кант считает, что познание и мораль являются основными аспектами человеческого бытия, и они должны влиять на правовые нормы и законы. Он утверждает, что человек должен руководствоваться общими нравственными законами при принятии решений и действиях, и только в этом случае он сможет достичь законного состояния. Таким образом, понятие права у Канта тесно связано с понятием свободы и нравственности, а познание и мораль становятся основой для правового порядка.
Какие особенности философии права И. Канта?
Философия права И. Канта имеет несколько особенностей. Во-первых, она основывается на его теории познания и морали. Кроме того, Кант разработал политическую теорию, в которой акцентируется роль гражданского общества и правового государства. Он также выдвинул идею естественного права.