Идеальное государство в филосовии Платона

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Обществознание
  • 16 16 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 02.05.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Платон и его философский путь 4
2. Суть идеального государства Платона 6
3. Разделение труда в «идеальном» государстве 12
Заключение 16
Список литературы 17

Фрагмент для ознакомления

Именно поэтому деятельность философов обуславливает существование «идеального» государства, его неизменность. По существу, философы охраняют остальных людей от порока, каким являлось любое нововведение в государстве. Не менее важно и то, что благодаря философам правление и вся жизнь «идеального» государства будет построена по законам разума, мудрости там не будет места порывам души и чувствам. Если в государстве Платона существуют люди, которые занимаются законами и устройством государства, то естественно предположить, что в нем существуют и люди, занимающиеся исключительно земледелием, ремеслом [6]. Действительно, основной закон существования «идеального» государства состоит в том, что каждый член общества обязан выполнять, только то дело, к которому он пригоден. Всех жителей «идеального» государства Платон разделяет на три класса. Низший класс объединяет людей, которые производят необходимые для государства вещи, и способствует этому; в него входят самые разные люди, связанные с ремеслом, земледелием и торговлей. В нем существует четкое разделение труда: кузнец не может заняться торговлей, а торговец по собственной прихоти не может стать земледельцем [6]. Принадлежность человека ко второму и третьему классу (воиныстражи и философы-правители), определяется уже не по профессиональным, а по нравственным критериям. Нравственные качества этих людей Платон ставит гораздо выше нравственных качеств первого класса. Так Платон создает тоталитарную систему разделения людей на разряды. Характерно, что если даже среди правителей появится человек, больше подходящий для низшего класса, то его необходимо «понизить» без сожаления. Таким образом, он считает, что для благосостояния государства каждый человек должен заниматься тем делом, для которого он приспособлен наилучшим образом. Если человек будет заниматься не своим делом внутри класса, то это еще не гибельно для такого государства, а если незаслуженно становится из сапожника воином, или же воин становится правителем, то это грозит крахом всему государству. Платон ссылается на миф, где Бог, вылепивший людей в тех из них, кто способен править, примешал при рождении золота, в их помощниковсеребра, а в земледельцев и ремесленников-железа и меди [3]. Лишь в том случае, когда от золота родится серебряное потомство, а от серебра – золотое, Платон допускает перевод членов одного сословия в другое. Государство погибнет, если охранять его будет железный или медный сторож. В своем трактате Платон пишет о том, что «идеальное» государство должно обладать четырьмя главными добродетелями: мудростью, мужеством, рассудительностью, справедливостью.Рассудительностью при этом обладают все классы, а мудростью и мужеством – только высшие сословия. Справедливость подразумевает, что человек будет «заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие дела». Следовательно, разделение людей на классы имеет для Платона огромное значение, определяет основу существования «идеального» государства. Встает вопрос, каким же образом Платон, создавая «идеальное» государство на основах разума и мудрости пришел в своих рассуждениях к монархии и аристократии в качестве идеальных форм государства. Платон считал, что все бедствия людей происходят из-за отсутствия общности, постоянного отсутствия хорошего начальства. Подобный порядок вещей наблюдается во время мира, во время же войны существует и единство, порядок и общая цель. Л.В. Толстой отмечал, что во время войны единство людей представляет собой ту силу, которая максимально направлена в одну сторону [2]. Когда же его нет, каждый человек более или менее свободен, все векторы людских желаний направлены в разные стороны. Так почему бы не устроить жизнь государства таким образом, чтобы люди всегда были как на войне, но, естественно, не были вовлечены в реальную войну? Такой жизнь была в Спарте, которая иногда служила Платону в качестве образца для построения «идеального» государства. Цитата из «Закона»: «никто, никогда не должен оставаться без начальства – ни мужчины, ни женщины» [7]. Пусть человеческая душа приобретает навык совершенно не уметь делать отдельно что-либо от других людей, а даже понимать, как это возможно. Карл Поппер – один из крупнейших представителей западной философии, рассматривая учение Платона, пришел к выводу, что коллективизм является преградой для развития индивидуальности, личность вынуждена подчинить свои интересы, интересам коллектива. Он критикует идею Платона в трактате «Государство», считая, что в своем общественно-политическом учении Платон пытается объединить такие две популярные силы как, патриархальный строй и государство [9]. ЗаключениеВ ходе выполнения данной работы и исследования литературных источников по выбранной тематике, удалось изучить следующе:– Платон описывает идеальное государство, которого ещё не было и нет в социальной действительности. В отличие от существующих оно управляется разумно, а потому и мощь его чрезвычайно велика. В то же время в представлении Платона оно ближе к демократии, чем к другим формам государства. Платон пишет именно о республике, республике особой, республике будущего;– Платона часто обвиняют в непоследовательности, в том, что его позицию бывает трудно понять. Тем не менее, тот факт, что мнение философа эволюционирует в одном направлении, без особого труда можно проследить;–Платон начинает как идеолог теологии, которую развивали в своё время неоплатоники. Потом следует период скептицизма в реальности содержания мифов. «Боги не колдуны», как в мифах. И куда бы не пристраивали диалог «Парменид» в платоновском корпусе, но в нём уже прослеживается явное отрицание существования богов. Непосредственное знание подчиняется логике: чтобы познать А, мы сами должны принадлежать этому А, то есть быть качественно с ним идентичными (логика всегда существовала в виде правильного, то есть последовательного мышления до его формализации).В заключение отметим, что, по сути, Платон создал абсолютный «эталон» государства с различными политическими режимами на основе идеальных характеристиках. Тем самым, он создал объективный критерий изучения, классификации и совершенствования реально существующих политических форм для социально-политического познания. Благодаря этому, Платон оказал огромное влияние на весь ход развития политического познания, дошедшее до наших дней.Список литературы1. Аристотель. Политик / Аристотель. Собрание сочинений в четырех томах. Т.IV. М., 1994. С.44-62. 2. Асмус В. Ф. Государство / Платон. – Соч. в 3-х тт. – Т. 3. – Ч. 1. – 685 с.3. Алданов С. Появление идей евгеники в Древней Греции. – Часть 1 // https://aldanov.livejournal.com/ 504074.html Платон. Апология Сократа / Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Т.I. М., 1990. С.70-96; 4. Комаров, С. А. Общая теория государства и права: учебник для бакалавриата и магистратуры / С. А. Комаров. – 9-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 504 с. 5. Платон. Политика / Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Т.III. М.,1994. С.356. 6. Платон. Соч. в 3-х тт. – Т. 3. – Ч. 1. – М., 1971. – 685 с. 7. Платон. Законы // Платон; Общ.ред. А. Ф. Лосева и др.; Пер. с древнегреч. А. Н. Егунова и др. – М.: Мысль, 1999. – 830 с. 8. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1. Чары Платона. – М, 1992 // https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/politologija/karl_popper_ otkrytoe_ obshhestvo_i_ego_vragi_v_dvukh_tomakh_tom_1/21-1-0-229.

1. Аристотель. Политик / Аристотель. Собрание сочинений в четырех томах. Т.IV. М., 1994. С.44-62.
2. Асмус В. Ф. Государство / Платон. – Соч. в 3-х тт. – Т. 3. – Ч. 1. – 685 с.
3. Алданов С. Появление идей евгеники в Древней Греции. – Часть 1 // https://aldanov.livejournal.com/ 504074.html Платон. Апология Сократа / Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Т.I. М., 1990. С.70-96;
4. Комаров, С. А. Общая теория государства и права: учебник для бакалавриата и магистратуры / С. А. Комаров. – 9-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 504 с.
5. Платон. Политика / Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Т.III. М.,1994. С.356.
6. Платон. Соч. в 3-х тт. – Т. 3. – Ч. 1. – М., 1971. – 685 с.
7. Платон. Законы // Платон; Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Пер. с древнегреч. А. Н. Егунова и др. – М.: Мысль, 1999. – 830 с.
8. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1. Чары Платона. – М, 1992 // https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/politologija/karl_popper_ otkrytoe_ obshhestvo_i_ego_vragi_v_dvukh_tomakh_tom_1/21-1-0-229.

Вопрос-ответ:

Что представляет собой идеальное государство в философии Платона?

В философии Платона идеальное государство - это идеальная форма организации общества, основанная на представлениях о справедливости и нравственности. В нем господствует философская элита, которая правит и управляет, а все граждане живут в гармонии и справедливости.

Каким образом философы обуславливают существование идеального государства?

Философы, по Платону, являются стражами и охранителями идеального государства. Их роль заключается в освоении знания и истины, а затем распространении их среди остальных граждан. Они предоставляют знания и мудрость, необходимые для правильного управления и поддержания гармонии в обществе.

Что такое разделение труда в идеальном государстве Платона?

В идеальном государстве Платона существует разделение труда на три класса: философы-правители, стражи и обычные граждане. Философы-правители управляют государством, стражи защищают его, а обычные граждане выполняют материальную и производственную работу. Такое разделение труда подразумевает оптимальное использование способностей и навыков каждого класса граждан.

Как философы охраняют других людей от порока в идеальном государстве Платона?

Философы в идеальном государстве Платона охраняют других людей от порока, так как они обладают знанием истины и мудрости. Их роль заключается в распространении этих знаний среди остальных граждан, что помогает им развить мораль и справедливость. Таким образом, философы играют роль стражей и охранителей общества от негативного влияния порока и неправильных убеждений.

Каков философский путь Платона?

Философский путь Платона позволял ему достичь понимания идеального государства. Он стремился к познанию абсолютной истины и совершенства.

Что такое идеальное государство Платона?

Идеальное государство Платона - это государство, в котором все граждане живут в гармонии, справедливости и совершенстве. В нем присутствует идеальное разделение труда и управление осуществляется философами-правителями.

Как понимается разделение труда в идеальном государстве Платона?

Разделение труда в идеальном государстве Платона предполагает, что каждый член общества занимается только одной определенной частью работы, на которую он обладает наибольшими способностями и склонностями. Это обеспечивает эффективность и гармонию в функционировании государства.

Какую роль играют философы в идеальном государстве Платона?

Философы играют ключевую роль в идеальном государстве Платона. Они являются правителями, которые обладают знаниями и мудростью для управления государством. Они также охраняют остальных людей от порока и нововведений, обеспечивая стабильность и справедливость в обществе.

Какая связь между деятельностью философов и существованием идеального государства Платона?

Деятельность философов обуславливает существование идеального государства Платона. Благодаря своим знаниям и способностям, философы обеспечивают правильное управление государством и сохраняют его стабильность. Они также охраняют остальных людей от порока и жизненных несовершенств, делая идеальное государство возможным.

Какой философский путь пройден Платоном?

Платон начинает свой философский путь как студент Сократа и основывает Академию, где преподает и развивает свои идеи. Он изучает различные области знания, включая этику, политику, метафизику и эстетику.

Какова суть идеального государства Платона?

Суть идеального государства Платона заключается в том, что оно должно быть управляемо философскими правителями, которые обладают знанием и мудростью. Они должны стремиться к благим целям и добродетельным поступкам, чтобы создать справедливое и счастливое общество.

Каким образом осуществляется разделение труда в идеальном государстве Платона?

В идеальном государстве Платона разделение труда осуществляется в соответствии с природными способностями людей. У каждого человека есть свое место и своя роль в обществе, определенная его специфическими навыками и способностями. Философы занимаются управлением и поиском истины, стражи обеспечивают безопасность и защиту, а рабочие классы выполняют физическую работу.