Фольклор как средство обогащения словаря детей 6 года жизни с дизартрией

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 38 38 страниц
  • 51 + 51 источник
  • Добавлена 03.05.2022
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Формирование словаря в норме 5
1.2. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста с дизартрией 11
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДИЗАРТРИЕЙ 21
2.1 Организация констатирующего эксперимента 21
2.2 Формирующий эксперимент 25
2.3. Контрольный эксперимент 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Фрагмент для ознакомления

Для активизации словаря широко используются разные приемы работы с загадками: отгадывание готовых загадок и объяснение отгадки; придумывание загадок о предметах, различающихся и близких по внешнему виду.При работе с загадкой, необходимо соблюдать в строгой последовательности:установить, в общем виде, что нужно искать;установить, где нужно искать;выявить все оставшиеся признаки;выдвинуть предположение-отгадку;объединить установленные признаки;сделать итоговый вывод.Например, изучив лексическую тему «Дикие животные», когда дети усвоили особенности внешнего вида животных, их повадки, среду обитания и прочее, они легко составят описательные загадки о диких животных.Живет в море, носит на себе домик (Черепаха)Также можно составлять загадки, используя алгоритм: Объект - Действие - Результат.Загадывая детям загадки, лучше придерживаться тематического плана, повторять загадки по несколько раз, чтобы дети их лучше запоминали и выделили признаки. Предлагать детям план доказательства путем последовательной постановки вопроса в соответствии со структурой загадки. Например: «У кого мордочка усатая и шубка полосатая? Кто часто умывается, но без воды? Кто ловит мышек и любит рыбкой полакомиться? Про кого эта загадка?» Если ребенок пропускал в своем доказательстве какой- либо признак или связь, можно задавать вопросы дискуссионного характера, раскрывающие односторонность его отгадки.Например, отгадывая загадку:Хвост пушистою дугой,Вам знаком зверек такой?Острозубый, темноглазый,По деревьям любит лазать.Строит он свой дом в дупле.Чтоб зимою жить в тепле.Если ребенок доказывает, опираясь на один признак: «Это белка, потому что живет в дупле». Мы показываем несостоятельность доказательства: «Разве только белки живут в дупле? Ведь в дупле еще живут и птицы и пчелы». Тогда ребенок обращал внимание и на другие признаки (хвост пушистою дугой, острозубый, темноглазый, что делает ответ более доказательным).Кроме отгадывания загадок на логопедических занятиях для формирования словаря старших дошкольников с дизартрией можно использовать сочинение собственных загадок.Тема: Овощи.«Какой, какая». Цель: учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже.Оборудование: картинки с изображением овощей (огурец, свекла, репа, помидор, кабачок, капуста, лук, чеснок, морковь, картошка и т.п.).Описание: Давай вместе сочиним загадку. Перед тобой картинки: «Что это?» - «Это помидор» - «Какого он цвета?» - «Помидор красный». Какой формы? и т.п. А теперь составим: Этот овощ красный, круглый, вкусный, из него делают очень вкусный сок. Что это?Тема: Фрукты.«Приготовим сок». Цель: закрепить навык образования относительных прилагательных.Оборудование: картинки, муляжи фруктов.Описание: предлагаем детям придумать свой сок и назвать его (яблочный, грушевый, яблочно-грушевый и т.п.)Тема: Дикие животные.«Кто это?». Цель: закрепление прилагательных.Оборудование: картинки с изображением животных.Описание: (дети должны составить загадки - описать животное, а другие дети отгадывают , показывают картинку-отгадку). «Угадай про кого я говорю: лохматый, косолапый - это (медведь); серый, колючий - это (еж); рыжая, проворная, прыгучая - это (белка); серый, злой - это (волк); маленькая, быстрая - это (белка); рыжая, хитрая - это (лиса); серый, маленький, трусливый - это (заяц).Тема: Одежда.«Угадай». Цель: закрепление понимания относительных прилагательных.Оборудование: игрушечная одежда из разных тканей (джинсовая юбка, шелковая кофта, вельветовые брюки, шерстяная шапка, льняная рубашка, кожаная куртка).Описание: предлагается ребенку составить описание-загадку по картинке другой ребенок должен найти отгадку - шелковую, меховую, вельветовую, джинсовую, шерстяную, льняную одежду.В приложении 2 представлен конспект фронтального занятия по теме «Обувь».Таким образом, логопедическая работа по формированию словаря старших дошкольников с дизартриейсредствами фольклора является достаточно распространенным и эффективным средством к логопедической практике. При организации занятий необходимо учитывать принципы работы, подбирать задания соответственно лексическим темам. Загадки будут способствовать не только активизации детей на занятиях, но и формировать словарь прилагательных у дошкольников с дизартрией.2.3. Контрольный экспериментПосле формирующего эксперимента нами была проведена повторная диагностика словаря при дизартрии с использованием тех же методик, как и на констатирующем этапе эксперимента.Таблица 3.Результаты исследования словаря у детей сдизартриейна этапе контрольного эксперимента (баллы)И.Ф.пассивная лексикаактивная лексикасуммасреднеесуммасреднееКостя С.51, 7121,7Настя А.51, 7111,6Женя В.51,781,1Антон К.62121,7Леша Н.62111,6Гена Д.41,391,3Лена Д.62111,6Вера П.62101,4Саша П.41,391,3Вася Ш.51, 7101,4S5,21,710,31,5Из таблицы видно, что у детей увеличился в количественном отношении пассивный и активный словарь. Значительное число слов стало употребляться более точно, разнообразно. Сократился разрыв между объемом пассивного и активного словаря, хотя на данном этапе эксперимента расхождение в объеме пассивного (S=1,7) и активного (S=1,5) словаря, как и на этапе констатирующего эксперимента, имеются, средние показатели по шкалам стали более приближенными друг к другу. Дети стали лучше актуализировать слова. На рисунке 3 показана динамика развития словаря у детей с дизартриейпод воздействием проведенных нами мероприятий.Рис.3 Динамика развития пассивной и активной словаря в группе детей с дизартриейКак видно их диаграммы, произошло увеличение уровня развития словаря в среднем по группе как по шкале активной, так и пассивной словаря, несмотря на то, что цели формирующего эксперимента в основном были направлены на развитие именно активного словаря детей.Что касается полных результатов по шкалам, то они представлены нами в таблице 4.Таблица 4.Состояние словаря у детей сдизартриейна этапе контрольного эксперимента (баллы)И.Ф.Пассивная лексикаАктивная лексика12345678910Костя С.1221212222Настя А.2212122121Женя В.1221111211Антон К.2221212222Леша Н.2222222111Гена Д.1211122111Лена Д.2222211221Вера П.2222112211Саша П.1211121112Вася Ш.1222112211S1,521,71,51,41,41,71,61,41,3Как и в начале эксперимента наилучшим образом испытуемым детям удавалось понимание названий детенышей домашних и диких животных (2 б), понимание слов с противоположным значением и называние предметных картинок по темам было оценено по методике в 1,7 балла. Дети показали большую сформированность умения пересказывать знакомый простой текст, составлять рассказы с опорой на картинки и на близкие темы согласно своему опыту. В рассказах стало меньше пропусков моментов действия, больше распространенных предложений, а сами фразы стали значительно длиннее.Несколько хуже ребятам экспериментальной группы удавалось название предметов по описанию (1,6). Одинаковый уровень развития (1,5 б) был выявлен по шкалам 1 (понимание обобщающих слов с деталями) и 4 (состояние глагольного (предикативного) словаря). С заданием подобрать антонимы к словам-прилагательным ребята справились на 1,3 балла по методике, использованной нами в исследовании. Ответы испытуемых по остальным шкалам были оценены в 1,4 балла. В целом по всем шкалам были увеличены результаты по сравнению с констатирующим экспериментом.Рис.9 Динамика сформированостисловаря при дизартриипо шкалам методикиПримечательно, что дети, чьи балловые показатели которых не изменились, на данном этапе отвечали на вопросы тестовой методики более собрано и точно. Кроме того, на данном этапе отсутствовали дети, получившие 0 баллов за выполнение задания. В Качестве сравнения сформированности словаря у детей с дизартрией и с нормальным развитием нами была составлена диаграмма, на которой показаны балловые показатели на этапе контрольного эксперимента.Это означает, что благодаря правильно организованной коррекционной работы с детьми сдизартрией, у детей произошли значимые изменения в речевом развитии. Выводы к главе 2.Дошкольники с дизартриейпонимают значение многих слов, однако их употребление в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.Даже столь конспективно краткое перечисление качественных особенностей словаря детей сдизартрией подчеркивает важность проблемы формирования лексических навыков у таких детей, необходимость эффективного коррекционно-воспитательного воздействия, для чего позиции психолингвистики оказываются наиболее продуктивными. Формирование словаря детей с дизартриейнаправляется на формирование лексико-грамматического строя речи. Этот процесс неотделим от других компонентов языковой системы, обеспечивая развитие познавательной деятельности и способствуя этому развитию. Словарь развивается параллельно с развитием мыслительных операций. В ходе работы обеспечивается одновременное развитие речи и интеллекта.Другими словами, в результате проведенного исследования в целом, можно отметить, что выбранный нами подход к формированию словаря детей младшего школьного возраста с дизартрией получил свое оправдание и подтверждение целесообразности его дальнейшего использования. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ практической части исследования был изучен характер сформированостисловаря дошкольников с дизартрией, в результате чего было определено нарушение формирования словаря у детей с дизартрией, проявляющееся в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, трудностях актуализации словаря.В результате теоретического и диагностического изучения особенностей формирования словаря у дошкольников с дизартриейбыл сделан вывод о необходимости коррекционной работы над развитием у них лексической стороны речи посредством фольклора. Исследование словаря детей после проведения описанной нами работы позволяет утверждать, что работа по формированию словаря, должна быть построена на взаимодействии логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, тренера по физкультуре и на основе общих педагогических принципов.В целом, подводя итог работы можно сделать выводы, что цели и задачи работы достигнуты, гипотеза, выдвинутая в начале работы подтверждена.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАбрамович В.Х. Клиническая дифференциация пограничной умственной отсталости // Журн. неврапатол. и психиатр. - 1980. - № 3 - С. 403- 407.Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. -2015. -№1.-С. 111-131.Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва: Академия, 2017. – 159 с.Арушанова, А. Г. Формирование грамматического строя речи / А. Г. Арушанова. – Москва: Академия, 2016. – 240 с.Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. – Москва: Хранитель, 2017. – 309 с.Ахутина Т.В. Современная нейропсихологическая диагностика детского возраста // Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющего развития. - М., 2018. -С.85-92.Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с дизартрией. - М.: Изд-во УРАО, 2019. - 148с.Белопольская Н.Л., Лубовский В.И. Дифференциально-психологическая диагностика детей с интеллектуальной недостаточностью // Психологический журнал. - 2013. - №4. - С.89-97.Богословский, В. В. Общая психология / В. В. Богословский, Н. Т. Ковалева, А. А. Степанова. – Москва: Просвещение, 2016. – 381 с.Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Москва: Астрель, 2017. – 300 с.Борякова, Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студентов педвузов / Н.Ю. Борякова. – М.: АСТ; Астрель, 2008. – 222 с. Векшин, Н. Н. Грамматика русского языка / Н. Н. Векшин. – Москва: Огни, 2016. – 263 с.Венгер Л.А. О качественном подходе к диагностике умственного развития //Вопросы психологии. - 1974. -№2. - С. 116-122.Ветлугина, Н. А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: кн. для воспитателя дет. сада / Н. А. Ветлугина. – Москва: Академия, 2016. – 322 с.Виноградова А.Д., Клих С.А. Особенности образного мышления умственно отсталых детей // Дефектология - 1988. -№3.- С.59-64.Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – Санкт-Петербург: Питер, 2017. – 360 с.Гербова, О. Е. Развитие речи 4 – 6 лет / О. Е. Гербова. – Москва: Академия, 2015. – 290 с.Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования / О. Е. Грибова. – Москва: ВЛАДОС, 2015. – 259 с.Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие. / Сост. Н.Д. Шматко. -М.: Аквариум, 2017. - 128с.Дошкольное воспитание аномальных детей /Под ред. Л.П. Носковой. -М.: Просвещение, 2013. -224с.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно - развивающего обучения детей с ДИЗАРТРИЯ // Дефектология. -2019. - №6. -С.25-39.Запорожец, А. В. Психология детей дошкольного возраста / А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. – Москва: Просвещение, 1986. – 347 с.Захарова, А. В. К вопросу о развитии грамматического строя речи у детей дошкольного возраста / А. В. Захарова. – Москва: Эксмо, 2016. – 86 с.Интеллект и его расстройства // Основы неврологии. -Н. Новгород, 2018. -Т.2.-С.226-231.Каштанова С.Н. Методы дифференциальной диагностики интеллектуальных нарушений //Вестник психолого-педагогического факультета. - Н. Новгород, 2000. -№2. -С.52-54.Ковшиков, В. А. Психолингвистика: теория речевой деятельности / В. А. Ковшиков. – Москва: АСТ, Астрель. 2017. – 24 с.Коробейников И.А., Лубовский В.И. Психологический эксперимент в дифференциальной диагностике нарушений психического развития у детей //Дефектология. -1981. -№6. -С.3-6.Крутецкий, В. А. Психология ребенка / В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин. – Москва: Просвещение, 1995. – 322 с.Кулагина, И. Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости / И. Ю. Кулагина. – Москва: Сфера, 2016. – 273 с.Леонова, В. А. Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста / В. А. Леонова. – Москва: ВЛАДОС, 2017. – 312 с.Личностно-ориентированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в С(К)ОУ: теоретические основания и практические аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции 18 ноября 2010 года. - Челябинск, 2010. - 187с. Львов, М. Р. Основы теории речи / М. Р. Львов. – Москва: Академия, 2016. – 311 с.Маркова, А. К. Формирование грамматически правильной речи у детей / А. К. Маркова. – Москва: АСТ, 2014. – 351 с.Мухина, В. С. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов / В. С. Мухина. – Москва: Академия, 2015. – 278 с.Никашина, Н. А. Формирование речи и ее недоразвитие / Н. А. Никашина. – Москва: Сфера, 2014. – 275 с.Обухова, Л. Ф. Детская психология: учеб. пособие для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва: Юрайт, 2016. – 324 с.Пермякова, О. А. Формирование грамматического строя речи у старших дошкольников / О. А. Пермякова. – Москва: Сфера, 2019. – 213 с.Попова, М. И. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов / М. И. Попова. – Москва: Академия, 2016. – 282 с.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. -М: Просвещение, 1979. -192с.Смирнова О. Сказкотерапия как метод коррекции и развития детей с мультидефектами // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2019. – №2. – с.29 – 48.Сохин, Ф. А. Начальные этапы овладения ребенком грамматическим строем языка / Ф. А. Сохин. – Москва: Академия, 2017. – 100 с.Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф. А. Сохин. – Москва : Академия, 2016. – 200 с.Спиваковская А. С. Нарушения игровой деятельности. М., 2019.Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного текста. -М.: Академия, 2017. -96с.Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост СПб.: Речь, 2005.Трошин О.В., Халецкая О.В. Нарушения ВМФ. Синдромы психологических нарушений //Бурцев Е.М., Трошин В.Д., Трошин О.В. Руководство по неврологии. -Н. Новгород, 2018. -Т.2. -С. 201-269.Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. - М.: НПУ «Коррекция», 2015. -208с.Флерина, Е. А. Разговорная речь в детском саду / Е. А. Флерина. – Москва: АСТ, 2017. – 300 с.Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. - М.: Российское педагогическое агентство, 2017. -128с.Цветкова Л.С. Нейропсихология и восстановление внешних психических функций. - М., 2010. -71с.Шевцова, Е. Е. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет / Е. Е. Шевцова, Е. В. Воробьева. – Москва: Сфера, 2016. – 200 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамович В.Х. Клиническая дифференциация пограничной умственной отсталости // Журн. неврапатол. и психиатр. - 1980. - № 3 - С. 403- 407.
2. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. -2015. -№1.-С. 111-131.
3. Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва: Академия, 2017. – 159 с.
4. Арушанова, А. Г. Формирование грамматического строя речи / А. Г. Арушанова. – Москва: Академия, 2016. – 240 с.
5. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. – Москва: Хранитель, 2017. – 309 с.
6. Ахутина Т.В. Современная нейропсихологическая диагностика детского возраста // Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющего развития. - М., 2018. -С.85-92.
7. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с дизартрией. - М.: Изд-во УРАО, 2019. - 148с.
8. Белопольская Н.Л., Лубовский В.И. Дифференциально-психологическая диагностика детей с интеллектуальной недостаточностью // Психологический журнал. - 2013. - №4. - С.89-97.
9. Богословский, В. В. Общая психология / В. В. Богословский, Н. Т. Ковалева, А. А. Степанова. – Москва: Просвещение, 2016. – 381 с.
10. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Москва: Астрель, 2017. – 300 с.
11. Борякова, Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студентов педвузов / Н.Ю. Борякова. – М.: АСТ; Астрель, 2008. – 222 с.
12. Векшин, Н. Н. Грамматика русского языка / Н. Н. Векшин. – Москва: Огни, 2016. – 263 с.
13. Венгер Л.А. О качественном подходе к диагностике умственного развития //Вопросы психологии. - 1974. -№2. - С. 116-122.
14. Ветлугина, Н. А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: кн. для воспитателя дет. сада / Н. А. Ветлугина. – Москва: Академия, 2016. – 322 с.
15. Виноградова А.Д., Клих С.А. Особенности образного мышления умственно отсталых детей // Дефектология - 1988. -№3.- С.59-64.
16. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – Санкт-Петербург: Питер, 2017. – 360 с.
17. Гербова, О. Е. Развитие речи 4 – 6 лет / О. Е. Гербова. – Москва: Академия, 2015. – 290 с.
18. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования / О. Е. Грибова. – Москва: ВЛАДОС, 2015. – 259 с.
19. Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие. / Сост. Н.Д. Шматко. -М.: Аквариум, 2017. - 128с.
20. Дошкольное воспитание аномальных детей /Под ред. Л.П. Носковой. -М.: Просвещение, 2013. -224с.
21. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно - развивающего обучения детей с ДИЗАРТРИЯ // Дефектология. -2019. - №6. -С.25-39.
22. Запорожец, А. В. Психология детей дошкольного возраста / А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. – Москва: Просвещение, 1986. – 347 с.
23. Захарова, А. В. К вопросу о развитии грамматического строя речи у детей дошкольного возраста / А. В. Захарова. – Москва: Эксмо, 2016. – 86 с.
24. Интеллект и его расстройства // Основы неврологии. -Н. Новгород, 2018. -Т.2.-С.226-231.
25. Каштанова С.Н. Методы дифференциальной диагностики интеллектуальных нарушений //Вестник психолого-педагогического факультета. - Н. Новгород, 2000. -№2. -С.52-54.
26. Ковшиков, В. А. Психолингвистика: теория речевой деятельности / В. А. Ковшиков. – Москва: АСТ, Астрель. 2017. – 24 с.
27. Коробейников И.А., Лубовский В.И. Психологический эксперимент в дифференциальной диагностике нарушений психического развития у детей //Дефектология. -1981. -№6. -С.3-6.
28. Крутецкий, В. А. Психология ребенка / В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин. – Москва: Просвещение, 1995. – 322 с.
29. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости / И. Ю. Кулагина. – Москва: Сфера, 2016. – 273 с.
30. Леонова, В. А. Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста / В. А. Леонова. – Москва: ВЛАДОС, 2017. – 312 с.
31. Личностно-ориентированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в С(К)ОУ: теоретические основания и практические аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции 18 ноября 2010 года. - Челябинск, 2010. - 187с.
32. Львов, М. Р. Основы теории речи / М. Р. Львов. – Москва: Академия, 2016. – 311 с.
33. Маркова, А. К. Формирование грамматически правильной речи у детей / А. К. Маркова. – Москва: АСТ, 2014. – 351 с.
34. Мухина, В. С. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов / В. С. Мухина. – Москва: Академия, 2015. – 278 с.
35. Никашина, Н. А. Формирование речи и ее недоразвитие / Н. А. Никашина. – Москва: Сфера, 2014. – 275 с.
36. Обухова, Л. Ф. Детская психология: учеб. пособие для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва: Юрайт, 2016. – 324 с.
37. Пермякова, О. А. Формирование грамматического строя речи у старших дошкольников / О. А. Пермякова. – Москва: Сфера, 2019. – 213 с.
38. Попова, М. И. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов / М. И. Попова. – Москва: Академия, 2016. – 282 с.
39. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. -М: Просвещение, 1979. -192с.
40. Смирнова О. Сказкотерапия как метод коррекции и развития детей с мультидефектами // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2019. – №2. – с.29 – 48.
41. Сохин, Ф. А. Начальные этапы овладения ребенком грамматическим строем языка / Ф. А. Сохин. – Москва: Академия, 2017. – 100 с.
42. Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф. А. Сохин. – Москва : Академия, 2016. – 200 с.
43. Спиваковская А. С. Нарушения игровой деятельности. М., 2019.
44. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного текста. -М.: Академия, 2017. -96с.
45. Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост СПб.: Речь, 2005.
46. Трошин О.В., Халецкая О.В. Нарушения ВМФ. Синдромы психологических нарушений //Бурцев Е.М., Трошин В.Д., Трошин О.В. Руководство по неврологии. -Н. Новгород, 2018. -Т.2. -С. 201-269.
47. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. - М.: НПУ «Коррекция», 2015. -208с.
48. Флерина, Е. А. Разговорная речь в детском саду / Е. А. Флерина. – Москва: АСТ, 2017. – 300 с.
49. Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. - М.: Российское педагогическое агентство, 2017. -128с.
50. Цветкова Л.С. Нейропсихология и восстановление внешних психических функций. - М., 2010. -71с.
51. Шевцова, Е. Е. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет / Е. Е. Шевцова, Е. В. Воробьева. – Москва: Сфера, 2016. – 200 с.

Вопрос-ответ:

Что такое фольклор?

Фольклор - это набор традиционных знаний, обычаев, песен, сказок и других выражений народной культуры, передаваемых из поколения в поколение.

Как может фольклор помочь в обогащении словаря детей с дизартрией?

Фольклор может быть использован как средство обучения ребенка с дизартрией новым словам и выражениям. Он помогает расширить словарный запас и развить способности к связной речи.

Какие особенности развития словаря у детей дошкольного возраста с дизартрией?

У детей дошкольного возраста с дизартрией могут быть проблемы с произношением и запоминанием слов. Они могут иметь ограниченный словарный запас и трудности с использованием слов в контексте.

Как организовать логопедическую работу по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей с дизартрией?

Организация логопедической работы включает проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. В процессе работы используются различные методики и игровые приемы, включая использование фольклорных материалов.

Какие результаты могут быть достигнуты при использовании фольклора в коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей с дизартрией?

Использование фольклора может помочь улучшить произношение, расширить словарный запас и улучшить способности к связной речи у детей с дизартрией. Это может привести к освоению новых слов и грамматических структур, повышению коммуникативных навыков и улучшению общего языкового развития.

Какой метод логопедической работы используется для обогащения словаря детей дошкольного возраста с дизартрией?

Для обогащения словаря детей дошкольного возраста с дизартрией используется метод логопедической работы, основанный на использовании фольклорных материалов.

Какие особенности развития словаря детей дошкольного возраста с дизартрией?

Дети дошкольного возраста с дизартрией имеют особенности развития словаря, так как у них наблюдаются нарушения в области артикуляции и произношения слов. Это может затруднять процесс формирования и расширения словарного запаса.

Какие этапы включает в себя логопедическая работа по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей с дизартрией?

Логопедическая работа по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей с дизартрией включает в себя несколько этапов: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент и контрольный эксперимент.

Что представляет собой формирование словаря в норме?

Формирование словаря в норме означает процесс постепенного расширения словарного запаса ребенка, который развивается в соответствии с его возрастом и развитием речи.

Какие материалы используются для обогащения словаря детей дошкольного возраста с дизартрией?

Для обогащения словаря детей дошкольного возраста с дизартрией используются фольклорные материалы, такие как сказки, стихи, песни и игры. Они помогают активизировать речевую деятельность ребенка и повысить его интерес к изучению новых слов.