Учения Жан-Жака Руссо: Народный суверенитет.
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 10.04.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Ж.Ж. Руссо – теоретик народного суверенитета
2. Принцип народного суверенитета Ж.Ж. Руссо
2.1 Характеристики народного суверенитета
2.2 Суверен и правительство
2.3 Закон как выражение всеобщей воли
3. Значение учения Ж.Ж. Руссо
Заключение
Список литературы
Политические и правовые идеи Руссо пользовались большим влиянием в России и были широко известны. Л. Н. Толстой, например, называл Руссо своим литературным предшественником.
Во взглядах Руссо доминирует над всем страстное желание равенства и такое же страстное чувство, что существующая структура общества невыносимо несправедлива. Но сам Руссо не мог призывать к насилию, но он, несомненно, вдохновил других выбрать революцию способом проведения коренных реформ.
В политической теории Руссо, прежде всего, следует обратить внимание на два существенных положения. Во-первых, Руссо, в отличие от других теоретиков естественного права, рассматривает ассоциацию, возникающую посредством заключения общественного договора, как «моральное и совокупное тело», «общественного человека», который приобретает «свое единство, общую идентичность, жизнь и волю» в результате отчуждения этих прав членами-создателями. Это тело, таким образом, имеет свою собственную волю, которую нельзя идентифицировать с эмпирической волей отдельного индивида.
Передавая в общее достояние свою личность, «каждый член превращается в нераздельную часть целого».
Второе значительное положение в учении Руссо, проливающее дополнительный свет на проблему общей воли, заключается в том, что создание «морального и совокупного тела» государства является одновременно трансформацией «естественных» индивидуумов в «моральных» граждан, обладающих не только законными правами и обязанностями, но и соответствующими моральными понятиями и чувствами.
Таким образом, в одном смысле индивидуумы создают государство, а в другом (более важном) индивидуумы являются продуктами государства: их мораль, их человеческое бытие определены с их гражданством. Поэтому для Руссо вполне логично было утверждать, что тех, кто сопротивляется общей воле, все общество должно заставить подчиняться ей.
Этот вывод Руссо, но уже без акцента на мораль, реализовали на практике лидеры Французской революции и большевики в России.
Следует отметить, что взгляды Руссо на частную собственность часто контрастировали друг с другом. Однажды, он описал собственность как «наиболее священное право граждан». Но его обвинения в адрес чрезмерной собственности, богатства произвели на читателей гораздо больший эффект.
Сам не будучи социалистом, Руссо считается провозвестником социалистических идей. Это касается и основной идеи социального договора, которая заключается в «полном отчуждении каждой личности и всех ее прав в пользу общей коммуны». Эта его фраза оставляет мало места гражданским правам и свободам.
Тем не менее, в теории Руссо скрываются многие опасности. Например, всеобщая воля не допускает неповиновения отдельных индивидов, имеющих собственное, отличное от всех мнение, принуждая их к послушанию посредством наказания. Более того, после авторской модификации учение Руссо превращается в откровенную апологию именно тирании большинства, поскольку в конечном итоге только оно и может стать в действительности судьей в своем собственном деле, узурпировав тем самым право трактовать цели общественного договора.
Таким образом, начав с крайнего индивидуализма, Руссо заканчивает полным коллективизмом, безоговорочно подчиняя индивида государству.
Учение Руссо пользовалось большой популярностью у современников. Оно оказало непосредственное воздействие на идеологию и политическую практику Французской революции 1789 г., особенно в период якобинской диктатуры. Влияние руссоизма испытали все без исключения направления политической философии либо слепо подражая и заимствуя его аргументы, либо подвергая позицию Руссо резкой нелицеприятной критике.
Наибольшее значение для развития политической теории представляет переоценка учения Руссо и конституционалистских экспериментов в революционной Франции, осуществленная представителями основных направлений политической идеологии конца XVIII – первой половины XIX в. - консерватизма, либерализма и социализма. Сложившиеся в Западной Европе и имевшие различную, иногда ярко выраженную национальную окраску, эти направления, в определенном смысле, могут рассматриваться как идеологическое следствие промышленного переворота, охватившего в XIX в. весь континент. В рамках каждого из них развивались много образные течения, что нередко затрудняет выработку общих адекватных определений ключевых понятий, от которых пошли названия самих течений.
Заключение
Таким образом, проблемы общества, государства и права освещаются в учении Руссо с позиций обоснования и защиты принципа и идей народного суверенитета. Руссо исходил их гипотезы о естественном состоянии человечества, в котором все были равны, где господствовали свобода, равенство, общественная собственность. Разработка идеи народного суверенитета связана с признанием народа в качестве источника всякой политической власти юридическими документами многих государств.
Из идеи народного суверенитета Руссо выводит понятие общей воли как основы государственного управления и принцип постоянного народного контроля за государственными организациями через демократический «трибунал», говорит о прямом народоправлении в демократической республике, где четко разделены законодательная и исполнительная власти государства. Идеалами такой республики, высшим благом человека являются принципы свободы, равенства, демократии и соблюдения общественного договора.
Теория разделения властей находит свое дальнейшее развитие в учении Руссо, а учением о законе как выражения общей воли, о законодательной власти, концепцией общественного договора Руссо оказал огромное воздействие на последующую государственно-правовую теорию и социально-политическую практику.
Но концепция Руссо не вписывалась в формирующуюся в Европе систему социально-экономического и политического развития. Следует учитывать, что Европа XVII-начала XVIII вв. еще сильно была пропитана духом Средневековья. Теоретическая мысль лишь начинала выстраивать модели пределов государственному вмешательству в мирские дела, в частную жизнь.
Руссо же окончательно снимает с государства божественные покровы, превращает его в обычное дело человеческих рук и разума.
Список литературы
История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2004. – 944 с.
История политических и правовых учений. Учебник для вузов / Под редакцией О. Э. Лейста. М.: Зерцало, 2006. – 568 с.
Мачин И. Ф. История политических и правовых учений. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 208 с.
Оврах Г.П. Политология. – Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2000. – 148 с.
Политология / Под ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2006. – 588 с.
Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр. – М.: КАНОН-пресс, 1998. – 416 с.
Цыбульская М.В. История политических и правовых учений. – М., 2003. – 111 с.
8
2.История политических и правовых учений. Учебник для вузов / Под редакцией О. Э. Лейста. М.: Зерцало, 2006. – 568 с.
3.Мачин И. Ф. История политических и правовых учений. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 208 с.
4.Оврах Г.П. Политология. – Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2000. – 148 с.
5.Политология / Под ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2006. – 588 с.
6.Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр. – М.: КАНОН-пресс, 1998. – 416 с.
7.Цыбульская М.В. История политических и правовых учений. – М., 2003. – 111 с.
Вопрос-ответ:
Чем известен Жан-Жак Руссо?
Жан-Жак Руссо - французский философ и писатель, известный своими политическими и юридическими идеями. Он считается одним из основателей идеи народного суверенитета.
Какие характеристики имеет народный суверенитет по учению Жан-Жака Руссо?
По учению Руссо, народный суверенитет характеризуется тем, что суверенитет, то есть высшая власть, принадлежит народу. Народ руководит всеми государственными делами и принимает решения общественного значения.
Что означает закон как выражение всеобщей воли в учении Руссо?
Согласно учению Руссо, закон должен выражать всеобщую волю народа. Это значит, что законы и правила должны быть приняты на основе консенсуса и учитывать интересы и потребности всего общества, а не отдельных групп или лиц.
Какое значение имеют учения Жан-Жака Руссо?
Учения Жан-Жака Руссо имеют большое значение, так как они призывают к укреплению демократических принципов и принципа народного суверенитета. Эти идеи оказали влияние на политическую мысль и развитие демократии во многих странах.
Какие русские писатели и философы были вдохновлены учениями Жан-Жака Руссо?
Учения Жан-Жака Руссо оказали большое влияние на русскую интеллигенцию. Например, Лев Толстой считал Руссо своим литературным предшественником. Идеи Руссо о народном суверенитете и всеобщей воле нашли отклик в сердцах многих русских мыслителей.
Какие основные идеи выдвигал Жан Жак Руссо в своих учениях?
Основными идеями, выдвигаемыми Жаном Жаком Руссо, были принцип народного суверенитета, характеристики народного суверенитета, отношения между сувереном и правительством, роль закона и значение его учения.
Что означает принцип народного суверенитета у Жана Жака Руссо?
Принцип народного суверенитета у Жана Жака Руссо означает, что источник власти и законодательная власть должны принадлежать народу.
Какие характеристики народного суверенитета представлял Жан Жак Руссо?
Характеристики народного суверенитета, представляемые Жаном Жаком Руссо, включали участие народа в принятии решений, обеспечение равноправия граждан, отсутствие принуждения и угнетения со стороны правительства, а также общественное благо как цель деятельности государства.
Как связаны суверен и правительство в учении Жана Жака Руссо?
Суверен у Жана Жака Руссо представляет собой объединение народа в лице коллективного субъекта, имеющего абсолютную власть и являющегося источником законов. Правительство же исполняет волю этого суверена и должно служить народу.