Образ торгово - промышленного сословия в русской литературе XIX-начала XX века (А. Н. Островский, А. П. Чехов, М. Горький)
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 09.05.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…………….3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗА ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОГО СОСЛОВИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ………..……..5
1.1 История изучения образа торгово-промышленного сословия в русской литературе.…………………………………………………………………………...5
1.2 Основные черты торгово-промышленного сословия в произведениях русской литературы XIX-начала XX века………………………………….…….10
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОБРАЗА ТОРГОВО - ПРОМЫШЛЕННОГО СОСЛОВИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕАТУРЕ XIX-НАЧАЛА XX ВЕКА…………………………….15
2.1 «Новое купечество» в пьесах А. Н. Островского ............................................15
2.2 Купечество в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»……………………...…..19
2.3 Купечество в повести А. М. Горького «Фома Гордеев»…………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….....30
Единственное, что женщина успела передать в наследство сыну, это выраженное сознание того, что жизнь эта ненастоящая, ненужная. По натуре кроткая и терпеливая, но вместе с тем волевая, Наталья наделила Фому характером бунтаря. Этот персонаж развивается в определённых жизненных связях. Поскольку мать умирает во время родов, связь с ней остаётся лишь наследственными чертами в сыне. Иная ситуация с Игнатом. Он умирает в период становления сына, когда Фома совершил первую самостоятельную поездку на пароходе.Фома остается без четких ориентиров в жизни, а те постулаты купечества, которым учит его Маякин, его не устраивают, его душа сопротивляется этому. Глядя на работающих мужиков, Фома не понимает, где в этой жизни его место, а после схождения с фельетонистом Ежовым только убеждается, что он бесполезен. Это приводит героя к загулам и мукам совести. В конце книги Фома остаётся один, поверженный и разбитый. Яков Маякин, его идейный антагонист, одерживает победу, но победа эта временная, кажущаяся, поскольку такие «выламывающиеся», как Фома, подрывают класс купечества изнутри, ослабляют его и подводят к разложению и, как следствие, к гибели. В одной из финальных сцен, разворачивающейся на пароходе купца Кононова, когда собравшиеся хватают и вяжут Фому, бросившего каждому гневное обличение и высказавшего правду в лицо, звучит основная идея произведения: «Я понимаю, чего хотел. Хотел сказать правду... Хотел обличить вас...(...)И хоть слаба моя правда против вас, а всё-таки –правда!». Другим представителем молодого поколения среди купечества является такая же потерянная Любовь Маякина, дочь Якова. Она отличается от Фомы тем, чтоб благодаря учебе и книгам поняла бесполезность своего существования и раньше, начала желать свободы и равенства, но не знала, что ей делать. Она «привыкла смотреть на себя как на что-то лучшее и высшее обыкновенной девушки купеческого сословия, которая думает только о нарядах и выходит замуж почти всегда по расчетам родителей, редко по свободному влечению сердца». Но в жизни не находилось ей другого применения, кроме как быть выданной замуж. Больше всего ее мучает ее одиночество. Ей совершенно не с кем поделиться всем тем, что ее терзает изнутри. Отец очень холоден к ней, он считает, что она, женщина, все равно ничего не понимает и понимать не должна (хоть и позволил ей получить образование). Люба пытается обсудить всё, что ее мучает, с Фомой, но он, хоть в душе такой же одинокий и отчаянно ищущий смысла жизни, отказывается ее понять. В первую очередь, их разделяет образование. Фома отказывается признавать книги в качестве авторитета. С одной стороны, чтение книг, общение с более образованными, духовно богатыми людьми могло бы помочь Фоме, с другой стороны, мы видим, что Любу чтение книг не сделало счастливой. Она только получила подтверждение бессмысленности своего существования, но не получила ответ на вопрос «что делать?». Можно предположить, что этим Горький хотел показать не то, что образование и культура не важны, а то, что их одних недостаточно. Молодое поколение купечества, ищущее смысла жизни, встало перед этими проблемами, потому что общество в целом нуждается в переустройстве. Какими-то точечными, «косметическими» мерами здесь не похоже. Их душевные мучения — это частный случай общей кризисной ситуации в Российской империи того времени.Тоска по родной душе вызвала у Любы идеализированное представление об ушедшем из семейного дома старшем брате. Но на поверку он оказывается человеком, который вряд ли способен понять все чаяния младшей сестры Любы. Ее брат Тарас Маякин— человек твердо стоящий на ногах, продолжение своего отца. В его облике автор постоянно подчеркивает солидность. Тарас уверен, что «счастье человека обусловлено его отношением к своему труду», а «русские — отчаянные распустехи». Это тип нового, уже не такого патриархального дельца, как его отец. Но жажда приумножать капитал у них с отцом общая, и, почувствовав это, отец прощает Тарасу, что тот когда-то не послушался его и сделал свой выбор. В повести есть еще и один молодой делец — Смолин. Он, как и Тарас, представляет новое купечество. Смолин очень деловой, хваткий, но при этом образованный. Его не интересует алкоголь и кутежи, досуг для него – книги, театр, музыка. Его можно сравнить с европеизированным Вожеватовым из «Бесприданницы». В целом, можно сделать вывод, что автор не увидел в представителях купеческих династий людей, способных построить достойное будущее для России. Даже представленный образ «нетипичного», «выломившегося» из класса себе подобных Фомы Гордеева стал похож у Горького на «лишнего человека», не способного стать активным борцом за переустройство мира. В этом произведении Горький изобразил распад эпохи капиталистических отношений и обозначил новый для России подъём рабочего движения и рост идей социализма.Итак, по итогам исследования можно сделать следующие выводы:Русские писатели XIX — начала XX века уделяли много внимания изображению представителей торгово-промышленного сословия. Этот интерес литераторов полностью соответствует тому значению, которое имел этот социальный слой в русской жизни. В изображении предпринимателей того периода А. Н. Островским, А. П. Чеховым и А. М. Горьким можно найти много сходных черт. Не отказывая этим персонажам в положительным качествах, наличии собственной философии, авторы тем не менее изобразили их в первую очередь как людей, подверженных разнообразным порокам. Можно даже судить о том, что эти пороки приписывались этой социальной группе в целом. Можно условно разделить изображаемых рассмотренными писателями предпринимателей на две группы: старое купечество и новое. Первые более патриархальны, они опираются на заветы отцов. Вторые часто более образованны. Они больше равняются на пример зарубежных предпринимателей. Однако можно увидеть, что пороки и достоинства этих двух групп не отличаются друг от друга. Можно только сказать, что новое поколение стало еще более хищным. Самое позднее по времени написания произведение из рассматриваемых – «Фома Гордеев» А. М. Горького — показывает глубокий кризис купечества. Писатель рисует такую картину, что это сословие было обречено, поскольку при всех его достоинствах являлось «кровососами», эксплуататорами. Человеку, ищущему смысл жизни, в купечестве делать нечего, — к этой мысли подводит автор. Писатель тонко уловил, что к началу ХХ в. это сословие стояло на пороге перемен, которые вскоре и произошли. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ первой главе нами рассмотрена история изучения торгово-промышленного сословия в русской литературе XIX — начала XX века. Также по итогам рассмотрения работ исследователей этого вопроса выявлены основные черты торгово-промышленного сословия, таким, каким его изобразили русские литераторы XIX — начала XX века.Мы выявили, что отечественные писатели этого периода изображали как положительные (например, наличие своего кодекса чести, трудолюбие, активная жизненная позиция, благотворительность), так и отрицательные черты торгово-промышленного сословия (склонность к обману, прагматизм и меркантильность, лицемерие). Во второй главе выполнен анализ образа торгово-промышленного сословия XIX — начала XX века на примере произведений: «Свои люди – сочтемся!» и «Бесприданница» А. Н. Островского, «Вишневый сад» А. П. Чехова, «Фома Гордеев» А. М. Горького. По итогам исследования нами сделаны следующие выводы:Русские писатели XIX — начала XX века уделяли много внимания изображению представителей торгово-промышленного сословия. Этот интерес литераторов полностью соответствует тому значению, которое имел этот социальный слой в русской жизни. В изображении предпринимателей того периода А. Н. Островским, А. П. Чеховым и А. М. Горьким можно найти много сходных черт. Не отказывая этим персонажам в положительным качествах, наличии собственной философии, авторы тем не менее изобразили их в первую очередь как людей, подверженных разнообразным порокам. Можно даже судить о том, что эти пороки приписывались этой социальной группе в целом. Можно условно разделить изображаемых рассмотренными писателями предпринимателей на две группы: старое купечество и новое. Первые более патриархальны, они опираются на заветы отцов. Вторые часто более образованны. Они больше равняются на пример зарубежных предпринимателей. Однако можно увидеть, что пороки и достоинства этих двух групп не отличаются друг от друга. Можно только сказать, что новое поколение стало еще более хищным. Самое позднее по времени написания произведение из рассматриваемых – «Фома Гордеев» А. М. Горького — показывает глубокий кризис купечества. Писатель рисует такую картину, что это сословие было обречено, поскольку при всех его достоинствах являлось «кровососами», эксплуататорами. Человеку, ищущему смысл жизни, в купечестве делать нечего, — к этой мысли подводит автор. Писатель тонко уловил, что к началу ХХ в. это сословие стояло на пороге перемен, которые вскоре и произошли. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКАксенов, А. И. Генеалогия московского купечества XVIII в. (Из истории формирования русской буржуазии). – М.: Наука, 1988. — 278 с.Бахор, Т. А. Социально-культурный ракурс образа предпринимателя в русской литературе / Т. А. Бахор, О. Н. Зырянова, О. Б. Лобанова и др. // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1. — https://elibrary.ru/download/elibrary_25325220_68025338.pdf (дата обращения: 01.04.2022).Богданов, В. Б. Купеческие образы в русской литературе / В. Б. Богданов // История и литература. — http://roii.ru/dialogue/52/roii-dialogue-52_12.pdf (дата обращения: 01.04.2022).Бойко, В. П. Эволюция облика русского купечества и отечественного предпринимательства в творчестве П. И. Мельникова (Андрея Печерского) / В. П. Бойко // Вестник Томского государственного университета. — 2021. — https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-oblika-russkogo-kupechestva-i-otechestvennogo-predprinimatelstva-v-tvorchestve-p-i-melnikova-andreya-pecherskogo (дата обращения: 01.04.2022).Брянцев, М. В. Образ купечества в русской литературе конца XVIII – первой половины XIX в. // Предприниматели и предпринимательство в Сибири. Вып. 3: Сборник научных статей. Барнаул: Изд-во АГУ, 2001. С. 181-196. Бурышкин, П. А. Москва купеческая: Мемуары / П. А. Бурышкин; вступ. ст., коммент. Г.Н. Ульяновой, М.К. Шацилло. – М.: Высшая школа, 1991. — 302 с.Горький, А. М. Полное собрание сочинений. Письма, Т. 1. Москва, Просвещение, 1997. — 634 с.Зарубина, Н. Н. Этика служения и этика ответственности в культуре русского предпринимательства // Общественные науки и современность. 2004. — № 1.— С. 96-105.Коробкова, Ю. Е. Особенности деловой этики русского купечества XIX-XX веков / Ю. Е. Коробкова // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. — 2015. — https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-delovoy-etiki-russkogo-kupechestva-xix-xx-vekov (дата обращения: 02.04.2022).Кравчук, А. Я. Три слагаемых гончаровского идеала российского предпринимателя / А. Я. Кравчук // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. — 2012. — https://cyberleninka.ru/article/n/tri-slagaemyh-goncharovskogo-ideala-rossiyskogo-predprinimatelya (дата обращения: 01.04.2022).Левандовская, А. А., Левандовский, А. А. «Тёмное царство»: купец-предприниматель и его литературные образы // ОИ. — 2002. — № 1. — С. 146-158.Милехина, Т. А. Образ предпринимателя в русской словесности / Т. А. Милехина // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2005. — https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-predprinimatelya-v-russkoy-slovesnosti (дата обращения: 03.04.2022).Миронов, Б. Н. Социальная история России периода империи (ХVIII –начало ХХ в.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. Т. 1-2. / Б. Н. Миронов. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. — С. 37.Миронова, Г. С. роль монологов в создании образов героев в комедии А. П. Чехова «Вишневый сад» / Г. С. Миронова // университет XXI века: научное измерение: Материалы научной конференции научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого. — Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2019. — С. 236-237. Никишин, В. М. Историческая эволюция и традиции российского купечества / В. М. Никишин // Проблемы современной экономики. — 2017. — https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskaya-evolyutsiya-i-traditsii-rossiyskogo-kupechestva (дата обращения: 02.04.2022).Перхавко, В. Б. Торговые люди Средневековья в фольклоре // Труды Института российской истории. 2012. № 10. С. 475-490.Пименов, В. В. Москва в русской литературе XIX в.: этнографические аспекты // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. — 2002. — № 4. — С. 31-61.Погосян, Л. У. Купеческий быт как зло и трагедия в пьесах А. Н.. Островского «ГРОЗА» и «Бесприданница» / Л. У. Погосян // Молодые голоса: материалы студенческих научно-практических конференций / Анапский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». – Краснодар : Издательский Дом – Юг, 2016. — http://id-yug.com/images/id-yug/Book_id-yug/467-f.pdf#page=59 (дата обращения: 01.04.2022).Родина, В. В. Образ торгово-промышленного сословия в русской литературе / В. В. Родина // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2016. — https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-torgovo-promyshlennogo-sosloviya-v-russkoy-literature (дата обращения: 01.04.2022).Старообрядчество в истории и культуре России : проблемы изучения : (к 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума)] / отв. ред. Захаров В.Н.. М.: Институт Российской истории РАН , 2020 — 572 с.Харсеева, Н. В. Образ купечества в русской художественной литературе ХIХ начала ХХ в. / Н. В. Харсеева // Теория и практика общественного развития. — 2009. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-kupechestva-v-russkoy-hudozhestvennoy-literature-hih-nachala-hh-v (дата обращения: 01.04.2022). Харсеева, Н. В. Социально-духовные аспекты дореволюционного предпринимательства / Н. В. Харсеева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2014. — https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-duhovnye-aspekty-dorevolyutsionnogo-predprinimatelstva (дата обращения: 01.04.2022).Швечкова, Н. И. Мир купечества в драматических произведениях А. Н. Островского (на примере драмы «Свои люди – сочтемся!») / Н. И. Швечкова, А. Н. Пучкова // // Евсевьевские чтения. Сер.: Эмотивность художественного текста и способы ее репрезентации : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. с элементами науч. шк. для молодых ученых «53-и Евсевьевские чтения». – Саранск, 2017. – https://elibrary.ru/download/elibrary_30490961_83614938.pdf (дата обращения: 03.04.2022).
1. Аксенов, А. И. Генеалогия московского купечества XVIII в. (Из истории формирования русской буржуазии). – М.: Наука, 1988. — 278 с.
2. Бахор, Т. А. Социально-культурный ракурс образа предпринимателя в русской литературе / Т. А. Бахор, О. Н. Зырянова, О. Б. Лобанова и др. // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1. — https://elibrary.ru/download/elibrary_25325220_68025338.pdf (дата обращения: 01.04.2022).
3. Богданов, В. Б. Купеческие образы в русской литературе / В. Б. Богданов // История и литература. — http://roii.ru/dialogue/52/roii-dialogue-52_12.pdf (дата обращения: 01.04.2022).
4. Бойко, В. П. Эволюция облика русского купечества и отечественного предпринимательства в творчестве П. И. Мельникова (Андрея Печерского) / В. П. Бойко // Вестник Томского государственного университета. — 2021. — https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-oblika-russkogo-kupechestva-i-otechestvennogo-predprinimatelstva-v-tvorchestve-p-i-melnikova-andreya-pecherskogo (дата обращения: 01.04.2022).
5. Брянцев, М. В. Образ купечества в русской литературе конца XVIII – первой половины XIX в. // Предприниматели и предпринимательство в Сибири. Вып. 3: Сборник научных статей. Барнаул: Изд-во АГУ, 2001. С. 181-196.
6. Бурышкин, П. А. Москва купеческая: Мемуары / П. А. Бурышкин; вступ. ст., коммент. Г.Н. Ульяновой, М.К. Шацилло. – М.: Высшая школа, 1991. — 302 с.
7. Горький, А. М. Полное собрание сочинений. Письма, Т. 1. Москва, Просвещение, 1997. — 634 с.
8. Зарубина, Н. Н. Этика служения и этика ответственности в культуре русского предпринимательства // Общественные науки и современность. 2004. — № 1.— С. 96-105.
9. Коробкова, Ю. Е. Особенности деловой этики русского купечества XIX-XX веков / Ю. Е. Коробкова // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. — 2015. — https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-delovoy-etiki-russkogo-kupechestva-xix-xx-vekov (дата обращения: 02.04.2022).
10. Кравчук, А. Я. Три слагаемых гончаровского идеала российского предпринимателя / А. Я. Кравчук // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. — 2012. — https://cyberleninka.ru/article/n/tri-slagaemyh-goncharovskogo-ideala-rossiyskogo-predprinimatelya (дата обращения: 01.04.2022).
11. Левандовская, А. А., Левандовский, А. А. «Тёмное царство»: купец-предприниматель и его литературные образы // ОИ. — 2002. — № 1. — С. 146-158.
12. Милехина, Т. А. Образ предпринимателя в русской словесности / Т. А. Милехина // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2005. — https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-predprinimatelya-v-russkoy-slovesnosti (дата обращения: 03.04.2022).
13. Миронов, Б. Н. Социальная история России периода империи (ХVIII –начало ХХ в.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. Т. 1-2. / Б. Н. Миронов. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. — С. 37.
14. Миронова, Г. С. роль монологов в создании образов героев в комедии А. П. Чехова «Вишневый сад» / Г. С. Миронова // университет XXI века: научное измерение: Материалы научной конференции научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого. — Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2019. — С. 236-237.
15. Никишин, В. М. Историческая эволюция и традиции российского купечества / В. М. Никишин // Проблемы современной экономики. — 2017. — https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskaya-evolyutsiya-i-traditsii-rossiyskogo-kupechestva (дата обращения: 02.04.2022).
16. Перхавко, В. Б. Торговые люди Средневековья в фольклоре // Труды Института российской истории. 2012. № 10. С. 475-490.
17. Пименов, В. В. Москва в русской литературе XIX в.: этнографические аспекты // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. — 2002. — № 4. — С. 31-61.
18. Погосян, Л. У. Купеческий быт как зло и трагедия в пьесах А. Н.. Островского «ГРОЗА» и «Бесприданница» / Л. У. Погосян // Молодые голоса: материалы студенческих научно-практических конференций / Анапский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». – Краснодар : Издательский Дом – Юг, 2016. — http://id-yug.com/images/id-yug/Book_id-yug/467-f.pdf#page=59 (дата обращения: 01.04.2022).
19. Родина, В. В. Образ торгово-промышленного сословия в русской литературе / В. В. Родина // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2016. — https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-torgovo-promyshlennogo-sosloviya-v-russkoy-literature (дата обращения: 01.04.2022).
20. Старообрядчество в истории и культуре России : проблемы изучения : (к 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума)] / отв. ред. Захаров В.Н.. М.: Институт Российской истории РАН , 2020 — 572 с.
21. Харсеева, Н. В. Образ купечества в русской художественной литературе ХIХ начала ХХ в. / Н. В. Харсеева // Теория и практика общественного развития. — 2009. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-kupechestva-v-russkoy-hudozhestvennoy-literature-hih-nachala-hh-v (дата обращения: 01.04.2022).
22. Харсеева, Н. В. Социально-духовные аспекты дореволюционного предпринимательства / Н. В. Харсеева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2014. — https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-duhovnye-aspekty-dorevolyutsionnogo-predprinimatelstva (дата обращения: 01.04.2022).
23. Швечкова, Н. И. Мир купечества в драматических произведениях А. Н. Островского (на примере драмы «Свои люди – сочтемся!») / Н. И. Швечкова, А. Н. Пучкова // // Евсевьевские чтения. Сер.: Эмотивность художественного текста и способы ее репрезентации : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. с элементами науч. шк. для молодых ученых «53-и Евсевьевские чтения». – Саранск, 2017. – https://elibrary.ru/download/elibrary_30490961_83614938.pdf (дата обращения: 03.04.2022).
Вопрос-ответ:
Какие основные черты торгово-промышленного сословия присутствуют в произведениях русской литературы XIX начала XX века?
В произведениях русской литературы XIX начала XX века торгово-промышленное сословие часто представляется как алчное, безнравственное и жаждущее наживы. Главными чертами этого сословия являются жадность, бездуховность и потребность волюнтарно подавить в себе все самые благородные стремления и чувства. Торговцы и промышленники изображаются как хозяева фабрик и заводов, которые несмотря ни на что живут своей высокой жизнью, их главной целью является нажива и обогащение за счет труда других людей.
Как развивалось изучение образа торгово-промышленного сословия в русской литературе?
Изучение образа торгово-промышленного сословия в русской литературе имело свое развитие. Сначала данная тема была затронута в произведениях А.Н. Островского, которые описывали жизнь торговцев и их социальное положение. Затем в произведениях А.П. Чехова и М.Горького образы представителей этого сословия приобрели новые черты, такие как амбициозность, эгоизм и безнравственность.
Какой образ торгово-промышленного сословия преобладает в русской литературе XIX начала XX века?
В русской литературе XIX начала XX века преобладает образ торгово-промышленного сословия, которое представляется в основном негативно. В литературе данного периода торгово-промышленное сословие изображается как жадное и предательское, готовое на все ради денег и власти. Представители этого сословия часто изображаются в произведениях как безнравственные личности, готовые на любые действия, чтобы достичь своих целей.
Какие писатели русской литературы XIX начала XX века изображали образ торгово-промышленного сословия?
Образ торгово-промышленного сословия был изображен в произведениях А. Н. Островского, А. П. Чехова и М. Горького.
Какие основные черты имело торгово-промышленное сословие в произведениях русской литературы XIX начала XX века?
Основные черты торгово-промышленного сословия в русской литературе XIX начала XX века включали представление о промыслах, фабриках, торговле, коммерции и их роли в обществе, а также образы представителей этого сословия - фабриканты, купцы, торговцы и рабочие.
Какое значение имеет изучение образа торгово-промышленного сословия в русской литературе?
Изучение образа торгово-промышленного сословия в русской литературе позволяет лучше понять экономическую и социальную структуру общества того времени, а также выявить характерные черты и особенности этого сословия.
Какова история изучения образа торгово-промышленного сословия в русской литературе?
История изучения образа торгово-промышленного сословия в русской литературе включает работы исследователей, которые анализировали произведения А. Н. Островского, А. П. Чехова и М. Горького в контексте представления о торгово-промышленном сословии и его роли в обществе.
Какие теоретические основы изучения образа торгово-промышленного сословия в русской литературе были предложены?
Для изучения образа торгово-промышленного сословия в русской литературе были предложены различные теоретические подходы, включая анализ социальной роли торгово-промышленного сословия, его взаимоотношений с другими классами и его влияния на развитие общества.
Какие авторы русской литературы XIX-XX веков затрагивали образ торгово-промышленного сословия?
Образ торгово-промышленного сословия в русской литературе XIX-XX веков затрагивали такие авторы, как А. Н. Островский, А. П. Чехов и М. Горький.