Президент и исполнительная власть
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 09.05.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. ПРЕЗИДЕНТ РФ И ЕГО ПОЛНОМОЧИЯ В СФЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 4
2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕЗИДЕНТА С ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17
В область совместных полномочий, которые закреплены за субъектами Российской Федерации, а также их исключительных полномочий (статья 73 Конституции), федеральные органы вторгаться не могут. В данной области субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Эти начала и определяют взаимодействие федеральных и региональных органов исполнительной власти. Определенными полномочиями в рассматриваемой сфере наделен Президент в отношении высшего должностного лица субъекта (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти.
В итоге необходимо прийти к выводу о том, что взаимодействие Президента и органов исполнительной власти - одна из наиболее проблемных и обсуждаемых сфер деятельности федеральных органов власти. Однако буквальное понимание формулы взаимного функционирования органов государственной власти сводится к тому, что эта деятельность носит куда более широкий характер и выходит за рамки взаимодействия Президента только лишь с исполнительной властью. Президент взаимодействует с Парламентом, судами и другими государственными органами органам.
Согласно ст. 110 Конституции исполнительная власть осуществляется теперь Правительством Российской Федерации. Заметим, что именно Председатель Правительства, а не Президент определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. По совокупности и значимости функций и полномочий, закрепленных за Президентом Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть. Этими органами в соответствии со ст. 11 Конституции являются Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации, Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
Такое положение Президента не ограничивает самостоятельность деятельности основных государственных органов Российской Федерации, поскольку полномочия Президента направлены, прежде всего, на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти Российской Федерации, строгое соблюдение Конституции Российской Федерации, защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану государственного суверенитета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопросы полномочий Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти являются одними из важнейших в государственно- правовой жизни российского общества и государства. Именно от их решения во многом зависит реальное и эффективное функционирование социально- экономической, политической систем, всего механизма государственной власти в целом. На сегодняшний день административное законодательство регламентирует организацию и функционирование исполнительной власти в целом, и значительный круг вопросов, посвященных главе российского государства. В России органом исполнительной власти является правительство, деятельность которого регламентирована конституцией и ФКЗ «О правительстве РФ».
Президентом назначается председатель в данный государственный орган с согласия Государственной Думы. В ситуации, когда предлагаемые кандидаты трижды отклоняются, он вправе осуществить роспуск палаты, провести новые выборы и назначить председателя самостоятельно. Помимо этого, президент утверждает на должность заместителей председателя Правительства и федеральных министров. Глава государства имеет право председательствовать на проводимых в правительстве заседаниях и, тем самым, непосредственно руководить данным исполнительным органом.
В полномочия президента входит руководство деятельностью федеральных исполнительных госорганов, ведающих вопросами безопасности и обороны; предотвращения чрезвычайных ситуаций; иностранных и внутренних дел; а также назначение их руководителей. К таким органам относятся следующие: МИД, МВД, МинЮст, ФСБ и другие.
Президент наделен надзорными полномочиями по отношению к исполнительным органам, он имеет право отменить распоряжения и постановления правительства при их противоречии конституции, ФЗ, а также его указам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных 01.07.2020) //Собрание законодательства РФ. - 03.03.2014. - N 9. - Ст. 851.
Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 20.11.2020) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СПС Консультант Плюс
Авакьян С.А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса // Вестник Московского университета. Сер. II. Право. 2018. № 1. С. 13-19.
Авдеев Д.А. Разделение властей и дуалистическая природа исполнительной власти в России // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 9. С. 33-39.
Гончаров В.В., Жилин С.М. Проблемы взаимодействия и совершенствования президентской и законодательной (представительной) власти в Российской Федерации // Современное право. 2016. № 2. С. 30-34.
Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение / под ред. Л.Л. Попова. М.: Норма, 2017.
Карпович В.Д. Комментарий к Конституции РФ //М., Юрайт, 2019.
Комаров С.А. Общая теория государства и права. Курс лекций. М., 2018.
Манохин В.М. Отраслевой принцип в организации государственного управления // Административное право и процесс. 2018. № 1. С. 2-9.
Окуньков Л.А. Президент и Правительство (в механизме государственной власти) // Журнал российского права. 2015. № 2. С. 5-10.
Осетров С.А. Организационные основы президентской власти в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 7. С. 42-47.
Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М.: Юридическая литература, 1994.
Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному конституционному закону от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Документ опубликован не был. URL: http://base.garant.ru/57481044/
Чепус А.В. Конституционная ответственность Правительства РФ по нормам Конституции России // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 8. С. 58-62.
Чесноков А.С. Президент и правительство: модель взаимодействия при осуществлении государственной власти в Российской Федерации. М.: РГТЭУ, 2015.
Авдеев Д.А. Разделение властей и дуалистическая природа исполнительной власти в России // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 9. – С. 34.
Гончаров В.В., Жилин С.М. Проблемы взаимодействия и совершенствования президентской и законодательной (представительной) власти в Российской Федерации // Современное право. 2016. № 2. С. 30.
Комаров С.А. Общая теория государства и права. Курс лекций. М., 2018. – С. 268
Чесноков А.С. Президент и правительство: модель взаимодействия при осуществлении государственной власти в Российской Федерации. М.: РГТЭУ, 2015. С. 143.
Авакьян С.А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса // Вестник Московского университета. Сер. II. Право. 2018. № 1. – С. 17
Карпович В.Д. Комментарий к Конституции РФ //М., Юрайт, 2019. – С. 222
Осетров С.А. Организационные основы президентской власти в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 7. С. 43.
Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному конституционному закону от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Документ опубликован не был. URL: http://base.garant.ru/57481044/
Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М.: Юридическая литература, 1994. – С. 81
Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение / под ред. Л.Л. Попова. М.: Норма, 2017. С. 180.
Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 20.11.2020) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СПС Консультант Плюс
Окуньков Л.А. Президент и Правительство (в механизме государственной власти) // Журнал российского права. 2015. N 2. С. 5
Манохин В.М. Отраслевой принцип в организации государственного управления // Административное право и процесс. 2018. № 1. С. 2
Чепус А.В. Конституционная ответственность Правительства РФ по нормам Конституции России // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 8. С. 58.
13
2. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 20.11.2020) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СПС Консультант Плюс
3. Авакьян С.А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса // Вестник Московского университета. Сер. II. Право. 2018. № 1. С. 13-19.
4. Авдеев Д.А. Разделение властей и дуалистическая природа исполнительной власти в России // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 9. С. 33-39.
5. Гончаров В.В., Жилин С.М. Проблемы взаимодействия и совершенствования президентской и законодательной (представительной) власти в Российской Федерации // Современное право. 2016. № 2. С. 30-34.
6. Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение / под ред. Л.Л. Попова. М.: Норма, 2017.
7. Карпович В.Д. Комментарий к Конституции РФ //М., Юрайт, 2019.
8. Комаров С.А. Общая теория государства и права. Курс лекций. М., 2018.
9. Манохин В.М. Отраслевой принцип в организации государственного управления // Административное право и процесс. 2018. № 1. С. 2-9.
10. Окуньков Л.А. Президент и Правительство (в механизме государственной власти) // Журнал российского права. 2015. № 2. С. 5-10.
11. Осетров С.А. Организационные основы президентской власти в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 7. С. 42-47.
12. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М.: Юридическая литература, 1994.
13. Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному конституционному закону от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Документ опубликован не был. URL: http://base.garant.ru/57481044/
14. Чепус А.В. Конституционная ответственность Правительства РФ по нормам Конституции России // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 8. С. 58-62.
15. Чесноков А.С. Президент и правительство: модель взаимодействия при осуществлении государственной власти в Российской Федерации. М.: РГТЭУ, 2015.
Вопрос-ответ:
Какие полномочия имеет Президент Российской Федерации в сфере исполнительной власти?
Президент России осуществляет руководство исполнительной властью, назначает и освобождает от должностей федеральных министров, председателей правительства субъектов Российской Федерации. Кроме того, Президент утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти, может внести предложения о внесении поправок в федеральные законы, связанные с исполнительной властью, и т.д.
Каким образом Президент взаимодействует с органами исполнительной власти при реализации своих полномочий?
Президент устанавливает основные направления политики и деятельности правительства, проводит совещания с руководителями федеральных органов исполнительной власти, дает указания и поручения по вопросам, относящимся к его полномочиям. Он также может вести прямые переговоры с руководителями субъектов Российской Федерации по вопросам исполнительной власти.
Возможно ли вмешательство федеральных органов исполнительной власти в полномочия субъектов Российской Федерации?
Нет, в область совместных полномочий и исключительных полномочий субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти не могут вторгаться, согласно статье 73 Конституции России. Субъекты Российской Федерации являются суверенными и обладают полнотой государственной власти в данной области.
Какие функции выполняют федеральные органы исполнительной власти?
Федеральные органы исполнительной власти осуществляют исполнение федеральных законов, реализацию политики и программ, разрабатывают предложения по вопросам, относящимся к их компетенции. Они также осуществляют контроль за соблюдением законов, разрабатывают и представляют Президенту и правительству РФ предложения по улучшению законодательства.
Какие полномочия имеют субъекты Российской Федерации в сфере исполнительной власти?
Субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти в области совместных полномочий с федеральными органами исполнительной власти, а также в их исключительных полномочиях. Это означает, что они самостоятельно принимают решения, осуществляют контроль и руководство исполнительной властью в своих территориях.
Какие полномочия имеет Президент РФ в сфере исполнительной власти?
Президент РФ имеет широкий спектр полномочий в сфере исполнительной власти. Он назначает и освобождает от должностей высших должностных лиц системы государственной власти и назначает руководителей федеральных органов исполнительной власти. Он также осуществляет надзор за исполнением законов, подписывает итоговые акты Государственной Думы и Совета Федерации, назначает и отзывает полномочных представителей в субъектах Российской Федерации и в целом регулирует и контролирует работу исполнительных органов государственной власти.
Каково взаимодействие Президента РФ с органами исполнительной власти?
Президент РФ взаимодействует с органами исполнительной власти через назначение и освобождение высших должностных лиц системы государственной власти, а также через назначение руководителей федеральных органов исполнительной власти. Он также осуществляет надзор за исполнением законов и контролирует работу исполнительных органов государственной власти. Президент также может проводить рабочие встречи с руководителями органов исполнительной власти для обсуждения текущих вопросов и принятия решений.
Какие полномочия закреплены за субъектами Российской Федерации в сфере исполнительной власти?
Субъекты Российской Федерации имеют всю полноту государственной власти в области совместных полномочий, которые закреплены за ними Конституцией. Они также обладают исключительными полномочиями, которые закреплены за ними и не могут быть нарушены федеральными органами. Федеральные органы исполнительной власти не имеют права вторгаться в данную область субъектов Российской Федерации.