Русская философия XIX века,идеи, их роль и значение.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Филология
  • 16 16 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 11.05.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. П. Я. Чаадаев как основатель движения западников. «Философические письма» 5
2. Основные идеи славянофилов 8
Заключение 16
Список литературы 17
Фрагмент для ознакомления

Еще одна основа России, отличающая ее от Запада, - православная религия. В отличие от западной церкви, поставившей индивидуальный разум наравне с божественным откровением и тем самым предавшей соборные ценности, церковь восточная сохранила в себе истинные начала христианства - свободное единство верующих, установку на живое, цельное ощущение действительности, добровольное смирение перед божественной мудростью, отсутствие противопоставления человеческого разума и божественного откровения. Кроме того, Россия долгое время не знала античного наследия, христианство, по мнению славянофилов, пришло к русскому народу без искажений. По словам А. С. Хомякова, православный народ всегда имел право (переданное царю) избирать епископов, следить за исполнением решений соборов, оберегать веру и церковь от опасностей. Однако никто, кроме самой церкви, не мог изменить сути церковных таинств и правил, догматы веры, церковное управление. Таким образом, церковная и светская власть, по его мнению, не смешивались, божественное откровение и человеческий разум жили в мире и согласии, люди находили в церкви соборное единство. Поэтому православная церковь никогда не конфликтовала с народом, она не знала массового исхода прихожан и иерархов - протестантизма. Также русской церкви по духу чужд империализм, идея языческого Рима.
На основе этих взглядов славянофилы полагали, что в основе далеко не идеального русского общества и государства все же лежат идеальные начала. Так, ни слова не говорится об обременительных налогах на нужды церкви, о грабежах монастырей крестьянами во время восстаний, о борьбе нестяжателей и иосифлян и участии в ней князя, о конфликте Ивана Грозного с митрополитом Филиппом, о поддержке церковью захватнических войн правительства, о жестоком подавлении инакомыслия внутри церкви. Церковный раскол, многочисленные секты и ереси объявляются «духовными язвами народа,... жалкими порождениями невежества, а еще более неразумной ревности к сохранению каких-нибудь старинных обрядов».
Таким образом, очевидно, что славянофилы не столько исследовали реальную историю церкви, сколько пытались найти в прошлом подтверждение идеала. Многие современники и исследователи (среди них В. С. Соловьёев) отмечали, что основоположники славянофильства (в частности, А. С. Хомяков) указывали на реальные недостатки западной церкви, а взамен предлагали идеальное восточное вероисповедание. Но славянофилы не могли не понимать, что реальная православная церковь далека от идеала. Главная причина этого - нарушение христианских принципов в отношениях церкви и государства.
Из Византии на Русь пришло не только христианство, но и форма государственности со всеми ее недостатками. Православная церковь в Византии со времени возникновения стала придатком государства. Россия переняла от Византии тип государственности и отношения с церковью, что также стеснило развитие познания.
Таким образом, Россия не похожа на Европу из-за особых основ ее культуры. В отличие от Европы, усилиями отдельных личностей развивающей лишь материальную сторону жизни, Россия всегда стремилась к всестороннему развитию и народному единству. Поэтому, несмотря на многолетнюю изоляцию и техническую отсталость (а может быть, и благодаря им), она смогла сохранить истинные христианские начала жизни. Подобные мысли вызывали критику исследователей. Н. А. Бердяев, З. А. Каменский и многие другие полагали, что подобное разделение народов и путей их развития на правильные и неправильные ведет к национализму и агрессивности. Однако в отношении самих славянофилов это не совсем справедливо. Нам ближе точка зрения Сиземской, полагавшей, что уверенность в «правильности» основ жизни России была для славянофилов поводом не для чувства национального превосходства, а для повышенной ответственности за судьбу мира и самой России.














Заключение
Выдвинутые славянофилами и западниками в начале XIX века идеи вызвали напряженную работу мысли русского общества, оказав огромное влияние как на развитие религиозно-философских направлений, так и формирование общественно-политических взглядов. Несмотря на разность во взглядах, наличие личных предубеждений, можно сделать вывод, что и западники, и славянофилы были обеспокоены за будущее России и желали ей только благополучия.
Различное понимание истории своей страны, направлений ее развития в будущем, явившееся основанием противостояния славянофилов и западников, и в настоящее время не позволяет дать однозначный ответ на вопрос, на чьей стороне правда. Рассуждая о выборе пути для России, и славянофилы, и западники говорили только о русском народе, не учитывая, что уже несколько столетий их Родина была многонациональна и многоконфессиональна, а историю и проблемы представителей других народов и религий, проживавших на территории империи, они не знали и не проявляли к ним интереса. В связи с этим «мечтательный элемент», в равной степени присущий славянофилам и западникам, не позволяет использовать их взгляды в качестве основы социально-политической концепции развития России на современном этапе.









Список литературы
Аксаков К.С. По поводу VI тома «Истории России» г. Соловьёва // Аксаков К. С. Государство и народ. - М.: Институт русской цивилизации, 2009.-455 с.
Киреевский И. В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России // Киреевский И. В. Разум на пути к истине. -М.: Правило веры, 2002.-680 с.
Мартынова О. А. Вопрос об основах русского общества в трудах ранних славянофилов//XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс.-№8(12).-2013.-С. 259-265
Хомяков А. С. Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях // Хомяков А. С. Сочинения богословские.- СПб.: Наука, 1995.
Чаадаев П. Я. Философические письма: [электронный ресурс]: http://www.vehi.net/chaadaev/filpisma.html (Дата обращения 10.04.2022)


Чаадаев П. Я. Философические письма: [электронный ресурс]: http://www.vehi.net/chaadaev/filpisma.html (Дата обращения 10.04.2022)

Чаадаев П. Я. Философические письма: [электронный ресурс]: http://www.vehi.net/chaadaev/filpisma.html (Дата обращения 10.04.2022)
Там же.
Цит. по: Мартынова О. А. Вопрос об основах русского общества в трудах ранних славянофилов//XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс.-№8(12).-2013.-С. 260

Аксаков К.С. По поводу VI тома «Истории России» г. Соловьёва // Аксаков К. С. Государство и народ. - М.: Институт русской цивилизации, 2009.-с. 350

Киреевский И. В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России // Киреевский И. В. Разум на пути к истине. -М.: Правило веры, 2002.-с. 191

Цит. по: Мартынова О. А. Вопрос об основах русского общества в трудах ранних славянофилов//XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс.-№8(12).-2013.-С. 261

Аксаков К.С. По поводу VI тома «Истории России» г. Соловьёва // Аксаков К. С. Государство и народ. - М.: Институт русской цивилизации, 2009.- с. 300
Хомяков А. С. Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях // Хомяков А. С. Сочинения богословские.- СПб.: Наука, 1995.













2

1. Аксаков К.С. По поводу VI тома «Истории России» г. Соловьёва //
Аксаков К. С. Государство и народ. - М.: Институт русской цивилизации, 2009.-455 с.
2. Киреевский И. В. О характере просвещения Европы и его отношении
к просвещению России // Киреевский И. В. Разум на пути к истине. -М.: Правило веры, 2002.-680 с.
3. Мартынова О. А. Вопрос об основах русского общества в трудах ранних славянофилов//XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс.-№8(12).-2013.-С. 259-265
4. Хомяков А. С. Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях // Хомяков А. С. Сочинения богословские.- СПб.: Наука, 1995.
5. Чаадаев П. Я. Философические письма: [электронный ресурс]: http://www.vehi.net/chaadaev/filpisma.html (Дата обращения 10.04.2022)

Вопрос-ответ:

Какую роль и значение имели идеи русской философии XIX века?

Идеи русской философии XIX века играли важную роль в формировании национального самосознания и идентичности русского народа. Они предлагали различные взгляды на проблемы развития общества, религии, культуры и истории. Благодаря этим идеям, русская философия стала важным элементом интеллектуальной жизни того времени, оказывая влияние как на философию, так и на другие сферы общественной жизни.

Какую роль в развитии западного направления в русской философии XIX века сыграл П.Я. Чаадаев?

П.Я. Чаадаев считается основателем движения западников в русской философии XIX века. Своими философскими письмами он выразил недовольство ситуацией в России и заявил о необходимости освобождения от исторических и социальных ограничений, препятствующих развитию страны. Его идеи о современности, критика отсталости России, идеалы западной Европы повлияли на мыслителей того времени и стали отправной точкой для развития западного направления в русской философии.

Какие основные идеи выдвинули славянофилы в XIX веке?

Славянофилы в XIX веке выдвигали ряд основных идей, направленных на защиту и развитие русской культуры и национального самосознания. Они подчеркивали роль духовных ценностей и православной религии в формировании уникальности русской нации, противопоставляя ее западной цивилизации. Славянофилы также выступали за сохранение традиционных ценностей и образа жизни, отстаивая примат сердца и чувств перед разумом и рационализмом западного мира.

Чем отличается православная религия от западной?

Отличием православной религии от западной является ее подход к отношению к вере и божественному откровению. В западной церкви индивидуальный разум был поставлен наравне с божественным откровением, что привело к приоритезации интеллектуального понимания и рационального анализа веры. В то время как в православной церкви подчеркивается истинное начало христианства - свободное единство верующих, гармония между духом и разумом, а также принципы коллективности и соборности.

Какие идеи выдвинул П. Я. Чаадаев в своих "Философических письмах"?

В "Философических письмах" Чаадаев выдвинул ряд идей, таких как критика русской культуры, сравнение России и Запада, проблема идентичности народа и его истории, а также необходимость преобразования России по образцу Европы.

Какую роль сыграл П. Я. Чаадаев в формировании движения западников?

П. Я. Чаадаев является основателем движения западников в русской философии 19 века. Его идеи, высказанные в "Философических письмах", оказали значительное влияние на молодое поколение русских интеллектуалов, которые стали активно пропагандировать идеи западной модернизации и критику русской культуры.

Какие основные идеи выдвинули славянофилы в своих работах?

Основные идеи славянофилов включали веру в уникальность и исключительность русской культуры, противостояние западным ценностям и модернизации, а также акцент на коллективные ценности и духовность народа. Они выдвигали идею "русского мира", отделяющегося от западной цивилизации.

Какая роль православной религии в отличие от западной церкви влияла на русскую философию XIX века?

Православная религия, в отличие от западной церкви, придавала большую значимость коллективу и единству верующих. Это отразилось в философии русских мыслителей, которые подчеркивали духовные ценности и истинные начала христианства, сохраненные в православной вере. Это отличало русскую философию от западной, где индивидуализм и разум ставились на первое место.

Какие идеи и ценности сохраняет в себе восточная церковь?

Восточная церковь, или православная церковь, сохраняет в себе идею свободного единства верующих и придает большое значение коллективу и обществу. Она подчеркивает духовные ценности и истинные начала христианства, чего не делает западная церковь, которая ставит индивидуальный разум наравне с божественным откровением.

Какова роль и значение П.Я. Чаадаева в движении западников?

П.Я. Чаадаев считается основателем движения западников в русской философии XIX века. Его философические письма поставили вопрос о российском обществе и его отставании от Запада. Чаадаев подчеркивал значение рационализма и западных ценностей, а также высказывал критику российских условий, что способствовало возникновению западничества в русской интеллигенции.

Какие основные идеи были представлены славянофилами в XIX веке?

Славянофилы в XIX веке выдвигали идеи о русской особенности и уникальности, основываясь на православной религии и национальном самосознании. Они пропагандировали идею "Отечества" и "Народа" как высших ценностей, а также подчеркивали значение русской культуры, отказываясь от западных влияний.

В чем отличия православной религии от западных церквей?

В отличие от западных церквей, православная религия ставит свободное единство верующих в центр своих ценностей. Она не выдвигает индивидуальный разум наравне с божественным откровением, а сохраняет истинные начала христианства. Таким образом, православная религия является одной из основ российской культуры, отделяющей ее от запада.