Развитие зрительной памяти у дошкольников в процессе преодоления общего недоразвития речи
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 26 + 26 источников
- Добавлена 12.05.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические особенности исследования зрительной памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи 5
1.1 Понятие и сущность памяти 5
1.2 Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с ОНР 10
1.3 Особенности зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 17
Глава 2. Методические особенности развития зрительной памяти у дошкольников в процессе преодоления общего недоразвития речи 21
2.1 Коррекция зрительной памяти у детей дошкольного возраста с ОНР 21
2.2 Разработка игр и упражнений для коррекции зрительной памяти у дошкольников с ОНР 26
Заключение 30
Список использованных источников 32
В дальнейшем рекомендуется привлекать родителей к созданию групповой атмосферы, предметной среды, позволяющей формировать детское сообщество.В этом могут помочь[23]: 1) домашнее задание по участию в групповых делах (оформление и оснащение группы);2) участие родителей в различных праздничных мероприятиях;3) проведение совместной игры родителей с детьми «Надо помнить» с уже знакомыми детям дидактическими играми и упражнениями на развитие памяти;4) домашние задания «Вместе с детьми», в которых родителям предлагается повторить дома определенные дидактические игры и упражнения, изученные на занятии, с целью поддержания и совершенствования работы по развитию памяти у детей с ОНР.Данные формы работы позволяют педагогу совместно с родителями разобраться в причинах затруднений в развитии памяти у детей с ОНР и их особенностях, выяснить особенности ребенка и найти способы помочь ему.Таким образом, при коррекции уровня развития зрительной памяти у детей с речевыми нарушениями рекомендуется использовать весь спектр возможных форм воздействия на ребенка, но преимущественно на основе доминирующей в этом возрасте деятельности - игровой деятельности, в частности на дидактические игры, направленные на развитие процессов памяти, а также на поддержку родителей дошкольников. Эта комплексная работа позволяет эффективно формировать зрительную память дошкольников с ОНР и повысить эффективность их обучения.2.2 Разработка игр и упражнений для коррекции зрительной памяти у дошкольников с ОНРУ детей с ОНР снижен уровень формирования памяти, особенно зрительной. Часто ребенок не может повторить набор слов или фраз, не выполняет многоступенчатую инструкцию и плохо запоминает стихи. Память дошкольника можно и нужно развивать. Для этого успешно используются специальные упражнения и игры. Развитие зрительной памяти у дошкольников помогает ребенку приобрести необходимые навыки, умения и знания, которые пригодятся при подготовке к школе и на протяжении всего образовательного процесса.Игра «Озорной котенок».Подготовить картинку с предметами. Педагог показывает картинку и рассказывает историю, как один озорной котенок играл на кухне и зацепился за скатерть, предметы стали подать вниз. Ребенку предлагается запомнить предметы, которые могут упасть. Картинка убирается. Ребенок должен назвать, в какой последовательности упадут предметы, если котенок зацепился за скатерть с левого (правого) края. Игра «Радуга».Подготовить цветные карандаши (фломастеры) или полоски цветной бумаги. Цветов может быть много. Ребенку рассказывается история о том, что прошел дождь, и на небе появилась радуга, но это была необычная радуга.На столе выкладывается 5–6 карандашей (полосок) разных цветов. Ребенка просят в течение 10 с внимательно рассмотреть и запомнить последовательность их расположения. После этого предъявленные цвета накрываются и ребенка просят нарисовать или записать, как располагаются цвета в волшебной радуге. Правильность выполнения задания проверяется. Постепенно количество предъявляемых цветов увеличивается. Можно играть с группой детей, объединяя их в пары и предлагая им по очереди раскладывать друг для друга карандаши или полоски цветной бумаги, постепенно увеличивая их количество. Игра «Художник».На доске или листке бумаги каждый ребенок должен нарисовать «рожицу». Затем, зажмурившись или закрыв глаза повязкой, стереть в той последовательности и только то, что попросит ведущий, например: сначала левый глаз, затем подбородок, волосы... «Шапка-невидимка». В течение 3 сек. надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их.«Запомни и найди». Приготовить таблицы с изображением предметов, геометрических фигур. Показать ребенку карточку с изображением предметов и предложить запомнить их, чтобы затем отыскать среди других в нижней части таблицы. То же — с геометрическими фигурами. Между запоминанием и отыскиванием изображений следует делать паузы разной длительности (от 5 с до 5 мин), причем паузы могут быть как «пустыми», так и заполненными какой-либо деятельностью (например, рисованием, рассказыванием стихотворения, повторением алфавита или таблицы умножения, выполнением физических упражнений и т.д.).«Запомни и нарисуй». Для этого задания необходимо заранее подготовить образцы для запоминания на отдельных листах бумаги, а так же лист бумаги и карандаш.«Восстанови порядок».Приготовить 5 — 10 игрушек (предметов), разложить их в случайном порядке.Предложить ребенку запомнить их расположение (15 — 20 с). Затем он отворачивается, а педагог меняет несколько игрушек (предметов) местами. Ребенок должен восстановить все в первоначальном виде. В другом варианте эти эталоны выстраиваются в ряд; педагог меняет местами их порядок в ряду.Это задание может выполняться на любом материале (предметы, цветы, животные, буквы и т.д.).«Найди пару». Материалом для игры могут быть два одинаковых набора с изображением фигур, предметов, животных, цифр, букв, слов, цветных карточек; две колоды игральных карт (например, парой будут считаться две карты одного цвета, масти или достоинства).Играют два и более участников. Парные картинки выложить изображением вниз в несколько рядов. Сначала первый игрок переворачивает любые две карточки, показывая всем участникам изображенные на них картинки. Все пытаются запомнить само изображение и местоположение карточек. Затем карточки вернуть на свое место изображением вниз.Следующий игрок проделывает то же самое, но с другими двумя карточками. Все последующие ходы участники делают с таким расчетом, чтобы за один ход открыть две одинаковые картинки. Открыв две одинаковые карточки, игрок забирает их себе и ему присуждается один фант (очко). При этом свободные места остаются пустыми (ряды не сдвигаются). Выигрывает тот, кто наберет больше фантов.«Раскрась одним цветом одинаковые фигуры». Ребенку предложить бланк с 7 —20 геометрическими фигурами (треугольник, круг, квадрат и т.д.). Попросить его показать круг, квадрат и т.д., а затем запомнить, что круги надо раскрасить желтым цветом, квадраты — красным, треугольники — зеленым и т.д. Задание можно усложнять за счет увеличения количества и разнообразия фигур и цветов, добавления признака величины (большие и маленькие круги и т.п.), вводя в материал буквы и цифры.«Вспомни пару». Приготовить бланки с фигурами для запоминания и воспроизведения.Объяснить ребенку, как ему предстоит вспомнить фигуры. Он смотрит на 1-й бланк и старается запомнить предложенные пары изображений (фигуру и знак). Затем бланк убирается и ему предлагается 2-й бланк — для воспроизведения, на котором он должен нарисовать в пустых клетках напротив каждой фигуры соответствующую ей пару.Вышеуказанные игры и упражнения многовариантны: логопед может менять не только сложность в зависимости от уровня каждого ученика, но и содержание игр в зависимости от темы занятия. Часть игр и заданий предполагает их многократное использование с постепенным усложнением материала, условий выполнения. Ведущей формой представления этих заданий следует считать игровую, но можно давать задания и в дидактической форме.ЗаключениеПроблема изучения особенностей развития зрительной памяти у дошкольников с ОНР достаточно актуальна для детской психологии, так как от того, насколько ребенок научится использовать способность к запоминанию с помощью разнообразных приемов, зависит его успешное обучение в школе.Память - основа мыслительной деятельности, форма психического отражения, заключающаяся в фиксации, сохранении и последующем воспроизведении прошлых переживаний, позволяющих повторно использовать их в своей деятельности или возвращать в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является наиболее важной когнитивной функцией, лежащей в основе развития и обучения.В экспериментальных исследованиях памяти зарубежные психологи интерпретируют память как процесс, содержащийся в познании. Отечественные психологи рассматривают память в контексте деятельностной теории личности, подчеркивая зависимость процессов памяти от места материала в структуре деятельности.У детей с нарушениями развития дети с общим недоразвитием речи (ОНР) являются «группой риска» при обучении. Нарушения речи у детей связаны с недостаточным развитием психических функций.Задержка речи негативно влияет на развитие внимания, памяти и репродуктивных способностей. Наличие вторичных отклонений в ведущих психических процессах у таких детей создает дополнительные трудности в восприятии учебного материала.У детей с общим недоразвитием речи по сравнению с возрастной нормой наблюдаются особенности памяти: сужение объема, быстрое угасание возникших следов, ограниченное удержание словесных раздражителей и др. Особенно страдает произвольная, косвенная память, а страдает также формирование слухоречевой памяти. Для детей с ОНР характерна средняя сформированность зрительной памяти.Процесс запоминания зависит от осознания детьми цели запоминания, значения запоминания, анализа и включения материала в деятельность, использования детьми способов и средств произвольного запоминания.Таким образом, коррекция нарушений в зрительной памяти у детей с ОНР - одна из важнейших предпосылок эффективности логопедической работы, обеспечивающая готовность этих детей к дальнейшему обучению.Список использованных источниковБелькович, В.Ю. Журнал педагогической диагностики развития ребенка. Старшая группа / В.Ю. Белькович. - М.: Русское слово, 2018. - 249 c.Блонский, П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. - М.: М.-Л.: СОЦЭКГИЗ, 2019. - 214 c.Вершинина, О.М. Особенности памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня. / О.М. Вершинина. // Логопед. – 2019. - №1. – С. 34-40.Воробьева, В. К. Методика развития памяти у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. - М.: АСТ, Планета знаний, Астрель, Хранитель, 2018. - 160 c.Выготский, Л. С. Л. С. Выготский. Собрание сочинений в 6 томах + дополнительный том (комплект из 7 книг) / Л.С. Выготский. - Москва: Машиностроение, 2019. – 154 с.Выготский, Л.С. Основы дефектологии./Л.С. Выготский. – СПб., 2013. – 656с.Высоков, И. Е. Психология познания. Учебник / И.Е. Высоков. - М.: Юрайт, 2018. - 400 c.Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской памяти / А.Н. Гвоздев. М.: Детство-Пресс, 2017. - 472 с.Глухов, В.П. Формирование памяти у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. -2-е изд, испр. и доп. / В.П. Глухов. - Москва: АРКТИ, 2018. - 168 с. Гончарова В.А. Нарушения словообразования у дошкольников с ФФН и ОНР. / В.А. Гончарова // Логопед в детском саду. – 2019. - №1. – С. 9-15.Жукова, Н.С. «Уроки логопеда. Исправление нарушений речи» / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2017 – 120с.Земская, Е.А. Словообразование: учебное пособие / Е. А. Земская. - 7-е изд. - Москва: Флинта: Наука, 2019.-323 с.Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка [Текст]: М.М. Кольцова / М., «Педагогика», 2018. - 144с.Кривощапова, Л. О. Диагностический материал для обследования речи детей дошкольного возраста 4-7 лет с общим недоразвитием речи / Л.О. Кривощапова. - М.: Владос, 2018. - 804 c.Левина, Р.Е. Влияние недоразвития речи на усвоение письма / Р.Е. Левина // Специальная школа - М., 2019. -256 с. Леонтьев, А.Н. Современная психология / А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец. - М.: Московский Университет, 2019. - 288 c.Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - М.; Воронеж, 2017. - 600 с.Ляудис, В. Я. Память в процессе развития / В.Я. Ляудис. - М.: Издательство МГУ, 2016. - 256 c.Макарова, И. В. Психология. Учебное пособие / И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2019. - 238 c.Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. - М.: Academia, 2017. - 656 c.Немов, Р. С. Общая психология. В 3 томах. Том 2. В 4 книгах. Книга 2. Внимание и память / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2019. - 262 c.Овчинникова, Т.С. Качество образования и организация управления в коррекционных ДОУ: моногр. / Т. С. Овчинникова. – СПб.: КАРО, 2018. – 240 с.Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития памяти дошкольников /Ф.А. Сохин. - Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК», 2019. - 201 с.Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Чиркина Г.В: Практ. пособие. - М.: Айрис-пресс, 2018. - 224 с.Штерн, В. (1998) Дифференциальная психология и ее методические основы. / В.Штерн.- М.: "Наука", 2017 – 249 с.Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. / Д.Б. Эльконин.- Москва, 2015 – 149 с.
2. Блонский, П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. - М.: М.-Л.: СОЦЭКГИЗ, 2019. - 214 c.
3. Вершинина, О.М. Особенности памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня. / О.М. Вершинина. // Логопед. – 2019. - №1. – С. 34-40.
4. Воробьева, В. К. Методика развития памяти у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. - М.: АСТ, Планета знаний, Астрель, Хранитель, 2018. - 160 c.
5. Выготский, Л. С. Л. С. Выготский. Собрание сочинений в 6 томах + дополнительный том (комплект из 7 книг) / Л.С. Выготский. - Москва: Машиностроение, 2019. – 154 с.
6. Выготский, Л.С. Основы дефектологии./Л.С. Выготский. – СПб., 2013. – 656с.
7. Высоков, И. Е. Психология познания. Учебник / И.Е. Высоков. - М.: Юрайт, 2018. - 400 c.
8. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской памяти / А.Н. Гвоздев. М.: Детство-Пресс, 2017. - 472 с.
9. Глухов, В.П. Формирование памяти у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. -2-е изд, испр. и доп. / В.П. Глухов. - Москва: АРКТИ, 2018. - 168 с.
10. Гончарова В.А. Нарушения словообразования у дошкольников с ФФН и ОНР. / В.А. Гончарова // Логопед в детском саду. – 2019. - №1. – С. 9-15.
11. Жукова, Н.С. «Уроки логопеда. Исправление нарушений речи» / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2017 – 120с.
12. Земская, Е.А. Словообразование: учебное пособие / Е. А. Земская. - 7-е изд. - Москва: Флинта: Наука, 2019.-323 с.
13. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка [Текст]: М.М. Кольцова / М., «Педагогика», 2018. - 144с.
14. Кривощапова, Л. О. Диагностический материал для обследования речи детей дошкольного возраста 4-7 лет с общим недоразвитием речи / Л.О. Кривощапова. - М.: Владос, 2018. - 804 c.
15. Левина, Р.Е. Влияние недоразвития речи на усвоение письма / Р.Е. Левина // Специальная школа - М., 2019. -256 с.
16. Леонтьев, А.Н. Современная психология / А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец. - М.: Московский Университет, 2019. - 288 c.
17. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - М.; Воронеж, 2017. - 600 с.
18. Ляудис, В. Я. Память в процессе развития / В.Я. Ляудис. - М.: Издательство МГУ, 2016. - 256 c.
19. Макарова, И. В. Психология. Учебное пособие / И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2019. - 238 c.
20. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. - М.: Academia, 2017. - 656 c.
21. Немов, Р. С. Общая психология. В 3 томах. Том 2. В 4 книгах. Книга 2. Внимание и память / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2019. - 262 c.
22. Овчинникова, Т.С. Качество образования и организация управления в коррекционных ДОУ: моногр. / Т. С. Овчинникова. – СПб.: КАРО, 2018. – 240 с.
23. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития памяти дошкольников /Ф.А. Сохин. - Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК», 2019. - 201 с.
24. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Чиркина Г.В: Практ. пособие. - М.: Айрис-пресс, 2018. - 224 с.
25. Штерн, В. (1998) Дифференциальная психология и ее методические основы. / В.Штерн.- М.: "Наука", 2017 – 249 с.
26. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. / Д.Б. Эльконин.- Москва, 2015 – 149 с.
Вопрос-ответ:
Что такое зрительная память?
Зрительная память - это способность запоминать визуальную информацию и воспроизводить её в будущем. В процессе развития зрительной памяти у детей дошкольного возраста, они учатся удерживать и сортировать визуальные образы и использовать их для решения различных задач.
Какие особенности характерны для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?
Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи могут испытывать трудности в обучении и общении. Они могут иметь проблемы с выразительной и понимающей речью, слабое внимание и концентрацию, а также недоразвитую зрительную память.
В чем состоят методические особенности развития зрительной памяти у дошкольников?
Методические особенности развития зрительной памяти у дошкольников включают в себя использование различных игр и упражнений, направленных на тренировку зрительной памяти. Можно использовать игры с карточками, пазлы, различные задания на сортировку и сравнение изображений.
Какие особенности зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?
У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи может наблюдаться слабая зрительная память. Они могут иметь трудности с запоминанием и воспроизведением визуальной информации, а также сортировать и классифицировать изображения. Это может отразиться на их обучении и развитии.
Какие психолого-педагогические особенности характерны для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?
Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи могут нуждаться в индивидуальном подходе в обучении и развитии. Они могут требовать дополнительной помощи и поддержки для преодоления своих трудностей. Важно создать благоприятную обучающую среду и использовать специальные методики для развития и поддержки их зрительной памяти.
Какова сущность памяти и как она развивается у дошкольников?
Сущность памяти заключается в способности человека запоминать и сохранять информацию. Зрительная память развивается у дошкольников в процессе восприятия и запоминания визуальных образов и предметов.
Какие особенности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи могут влиять на развитие их зрительной памяти?
У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи могут наблюдаться затруднения восприятия и запоминания визуальной информации, а также слабая концентрация внимания и быстрое утомление.
Какие особенности зрительной памяти могут быть у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?
У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи могут наблюдаться проблемы с запоминанием последовательности объектов, слабая визуализация, трудности с переключением внимания и долгосрочным запоминанием.
Какие методические особенности могут быть использованы для развития зрительной памяти у дошкольников?
Для развития зрительной памяти у дошкольников можно использовать игры с визуальными образами, пазлы, конструирование изображений, задания на внимание и восприятие, а также повторение и систематизацию материала.
Каковы практические примеры развития зрительной памяти у дошкольников?
Практическими примерами развития зрительной памяти у дошкольников могут быть задания на запоминание и воспроизведение последовательности предметов или цветов, сравнение и классификация изображений, игры на нахождение различий и сходств, использование различных визуальных материалов.
Что такое зрительная память?
Зрительная память - это способность запоминать и воспроизводить информацию, которая была получена с помощью зрительного восприятия. Она позволяет человеку запомнить и узнать объекты и образы, а также удерживать и использовать визуальную информацию для решения задач и познавательной деятельности.