Логопедия

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 29 29 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 12.05.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У УЧАЩИХСЯ 3-Х КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 3
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 3
2.2. Особенности сформированности языкового анализа и синтеза у школьников 7
2.2.1. Результаты исследования фонематического анализа и синтеза 8
2.2.2. Результаты исследования языкового анализа и синтеза 9
2.2.3. Анализ письменных работ испытуемых 11
2.2.4. Обобщение результатов проведенного исследования 19
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 25

Фрагмент для ознакомления

ЗАКЛЮЧЕНИЕАнализ теоретических и практических данных в области исследуемой темы позволил расширить знания о дисграфии, ее механизмах и проявлениях. Дисграфиямногими учеными трактуется как нарушение письменной деятельности, которое проявляется наличием стойких, повторяющихся ошибках, связанных с несформированностью высших психических функций и операций, участвующих в процессе письма.Для дисграфии характерно наличие специфических ошибок, особенностью которых является повторяемость и стойкость в разных видах письменной продукции. С целью определения нарушений языкового анализа и синтеза у школьников 3-х классов был организован и проведен констатирующий эксперимент, направленный на исследование сформированности языкового анализа и синтеза на фоне предложения, слова, слога, а также проведены письменные работы с учащимися: диктант и списывание.По результатам эксперимента была определена группа детей, у которых отмечен средний уровень сформированности языкового анализа и синтеза. У детей определены трудности анализа структуры предложения, слогового и фонематического анализа и синтеза. Дети со средним уровнем правильно выполняли задание на нахождение заданного звука в слове, однако допускали неточности определения последовательности звуков в слове, нахождении позиции звука в слове, определении последовательности слогов в слове, слов в предложении.Кроме исследования языкового анализа и синтеза была изучена письменная продукция учащихся. Анализ письменной продукции (диктанта и списывания) показал наличие у части школьников специфических ошибок. Данные ошибки, на основании их стойкости и частотности, можно трактовать как дисграфические. Среди них были выделены следующие неточности: ошибки языкового анализа и синтеза, фонематические, оптические, грамматические.Наибольшей по количеству группой (53 %) оказались ошибки языкового анализа и синтеза. Среди них выявлены такие виды ошибок: пропуски гласных, согласных звуков в слове; пропуски и перестановки слогов; пропуски слов; добавления звуков, слогов; слитное написание слов; неточности обозначения границ предложения.Таким образом, отмеченные нарушения языкового анализа и синтеза у части школьников 3-х классов, а также наличие специфических ошибок в письменной продукции учащихся свидетельствует о наличии дисграфии на почве языкового анализа и синтеза и необходимости ее коррекции. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАнаньев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. – Известия АПН РСФСР, 1955, вып.70. – С.104-148.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.Выготский Л.С. Предыстория письменной речи //Антология гуманной педагогики. Л. С. Выготский. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. – 222 с.Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 370 с.Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. –Спб.: Гиппократ, 1995. – 224 с.Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. –Спб.: ИД «М и М», 1997. – 286 с.Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Наука-Питер, 2006. – 103 с.Лалаева Р.И. Нарушения речи и ситема их коррекции в процессе логопедической работы во вспомогательной школе :дис. … д-ра пед. наук : 13.00.03 / Р.И. Лалаева. – Л., 1988. – 421 с.Левина Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 311 с. Левина Р.Е. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями чтения и письма //Логопедическая работа в школе. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. – С. 3-18. Лопатина Л.В. Схема обследования ребёнка с фонетико-фонематическим нарушением (дислалия, стёртая дизартрия, ринолалия) // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – С-Пб.: «Детство-Пресс», 2000.Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. – 80с.Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1995. – 225с. Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма //Недостатки речи учащихся начальных классов массовой школы /Под ред. Р. Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1965. – С. 33.Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. – М.: ИНТОР, 1998. – 112 с.ПРИЛОЖЕНИЕПриложение 1 Методика исследование языкового анализа и синтезаИсследование умения анализировать предложения на слова и синтезировать слова в предложения.1. Анализ и синтез предложения.а) Подсчет количества слов в предложении.Речевой материал - предложение: Стоят теплые деньки. Осенью часто льют дожди. Птичка вылетела из клетки. Около гаража растет высокая береза. Процедура и инструкция: Логопед читает вслух предложения и просит ученика внимательно их прослушать и определить, сколько в них слов.б) Составление предложений из слов, данных в беспорядке. Речевой материал:В, грибы, собирали, лесу, дети.Закружились, крупные, воздухе, снежинки, в.Машина, грузовая, кирпичи, на, стройка, везет.Процедура и инструкция: Перед началом исследования ученику дается инструкция внимательно прослушать слова, изменить некоторые из них, изменить порядок расположения слов и составить из них предложение.Оценка: правильное выполнение заданий – 4 балла, единичные затруднения – 3 балла, две ошибки – 2 балл, более двух ошибок – 1 балл,невыполнение задания или отказ от выполнения – 0 баллов.2. Слоговой анализ и синтез.а) Определение количества слогов в слове, названном логопедом.Речевой материал - слова: мыть, кровать, поднос, ласточка, веселее, мошка.Процедура и инструкция: ребенку дается инструкция внимательно прослушать названные логопедом слова, отхлопать в ладоши количество слогов в каждом слове и ответить на вопрос «Сколько слогов в слове?» б) Деление слов на слоги.Картинки: дом, собака, зонт, муха, капуста.Процедура и инструкция: ребенку дается знакомая картинка. Ребенок самостоятельно делит слово на слоги. в) Слоговой синтез. Речевой материал — слоги:1. СКО-ВО-РО-ДА, КА-НА-ВА.2. НА СТО - ЛЕ ЛЕ - ЖАТ КНИГИ.Процедура и инструкции: Логопед произносит слово (предложение) по слогам, просит ребенка назвать слитно слово (предложение), произнесенное по слогам.Оценка: правильное выполнение заданий – 4 балла, затруднения, неправильное выполнение 1 задания – 3 балла,невыполнение двух заданий – 2 балла, затруднения и более двух ошибок – 1 балл, невыполнение задания или отказ от выполнения – 0 баллов.3. Фонематический анализ.а) Выделение звука на фоне слова.Речевой материал - слова: кошка, комната, лампа.Процедура и инструкция: Логопед просит ребенка внимательно прослушать слова и определить, есть ли в них [м].Речевой материал: чулок, горка, качели, чистый, дрова.Процедура и инструкция: Логопед просит ребенка внимательно прослушать слова и определить есть ли в них [ч].б) Выделение первого звука из слова.Речевой материал - слова: астра, удочка, мухомор, соловей. Процедура и инструкция: Логопед просит ребенка прослушать слова и назвать первый звук в словах.в) Выделение последнего звука из слова. Речевой материал: мак, карандаш, дом, аист, палец.Процедура и инструкция: Логопед просит ребенка прослушать слова и назвать последний звук.г) Определение места звука (начала, середина, конец) в слове. Речевой материал: ракета, арбуз, дрова, самовар.Процедура и инструкция: Логопед просит ребенка определить где слышится звук [р].Речевой материал: цапля, цветок, настурция, огурцы.Процедура и инструкция: Логопед называет слово и просит ребенка определить место звука [ц] в названном слове.д) Определение количества звуков в словах. Речевой материал: дым, каша, миска, малина, улитка, горошек.Процедура и инструкция: Логопед называет слово и просит ребенка определить количество звуков в данном слове.4. Фонематический синтез. Речевой материал: звуки - ч, а, с; п, ы, ль; ть, м, а; з, в, у, к; к, о, ф, т, а; б, а, н, а, н; ф, у, т, б, о, л; пь, и, ж, а, м, а.Процедура и инструкция: Логопед произносит звуки с паузами после каждого звука, просит ребенка внимательно прослушать звуки и назвать слово, которое получилось.5. Фонематические представления.Определение способности осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений.а) Процедура и инструкция: Логопед просит ребенка придумать слова, в которых есть [ш].б) Процедура и исследование: Логопед просит ребенка придумать слова, в которых 4 звука, 5 звуков.в) Процедура и инструкция: Логопед просит отобрать картинки, в которых есть 5 звуков.Примерные картинки: роза, крыша, машина, заяц.Оценка:каждое задание оценивается отдельно, задание выполнено без затруднений – 4 балла, были затруднения и две ошибки – 3 балла, при выполнении задания допущено более двух ошибок – 2 балла,множественные ошибки, невыполнение задания – 1 балл,невыполнение задания или отказ от выполнения – 0 баллов.Приложение 2ДиктантШаги весныРаннее утро. Небо серое. Голые сучья деревьев мокли от снега и дождя. Но вот с реки потянул лёгкий ветерок. На тёмном небе показались просветы, и выплыло яркое солнце. Вся природа ожила и засверкала. Струйки тёплого пара шли от серых бугров и старых пней.  С каждым часом проталины становились шире и длиннее. Веселая стайка грачей подлетела к берёзовой роще.  В воздухе зазвенели их голоса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. – Известия АПН РСФСР, 1955, вып.70. – С.104-148.
2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.
3. Выготский Л.С. Предыстория письменной речи //Антология гуманной педагогики. Л. С. Выготский. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. – 222 с.
4. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 370 с.
5. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – Спб.: Гиппократ, 1995. – 224 с.
6. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – Спб.: ИД «М и М», 1997. – 286 с.
7. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Наука-Питер, 2006. – 103 с.
8. Лалаева Р.И. Нарушения речи и ситема их коррекции в процессе логопедической работы во вспомогательной школе : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.03 / Р.И. Лалаева. – Л., 1988. – 421 с.
9. Левина Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 311 с.
10. Левина Р.Е. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями чтения и письма //Логопедическая работа в школе. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. – С. 3-18.
11. Лопатина Л.В. Схема обследования ребёнка с фонетико-фонематическим нарушением (дислалия, стёртая дизартрия, ринолалия) // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – С-Пб.: «Детство-Пресс», 2000.
12. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. – 80 с.
13. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1995. – 225 с.
14. Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма // Недостатки речи учащихся начальных классов массовой школы / Под ред. Р. Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1965. – С. 33.
15. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. – М.: ИНТОР, 1998. – 112 с.

Вопрос-ответ:

Какие цели и задачи ставились перед логопедическим исследованием?

Целью исследования было определение уровня сформированности языкового анализа и синтеза у учащихся 3-х классов общеобразовательной школы. Задачами исследования были оценка результатов фонематического анализа и синтеза, анализ письменных работ и обобщение полученных данных.

Каковы особенности сформированности языкового анализа и синтеза у школьников?

Исследование показало, что у учащихся 3-х классов общеобразовательной школы наблюдаются определенные особенности в сформированности языкового анализа и синтеза. В частности, некоторые ученики испытывают затруднения в распознавании и объединении звуков, а также в написании слов. Однако большинство учащихся достаточно хорошо справляются с задачами по анализу и синтезу звуков в словах.

Какие результаты были получены в исследованиях фонематического анализа и синтеза?

Исследование фонематического анализа и синтеза показало, что большинство учащихся 3-х классов общеобразовательной школы успешно проходят эту задачу. Однако некоторые ученики продемонстрировали затруднения в распознавании и объединении звуков, что может указывать на недостаточную сформированность навыков фонематического анализа и синтеза в их случае.

Какие результаты были получены в исследованиях языкового анализа и синтеза?

Результаты исследования языкового анализа и синтеза показали, что большинство учащихся 3-х классов общеобразовательной школы имеют достаточно хорошие навыки в данной области. Однако некоторые ученики испытывают затруднения в анализе и синтезе слов, что может говорить о необходимости дополнительных занятий и коррекции в работе с их языковыми навыками.

Какова цель и задачи констатирующего эксперимента в исследовании сформированности языкового анализа и синтеза у учащихся 3-х классов?

Целью констатирующего эксперимента является изучение уровня сформированности языкового анализа и синтеза у учащихся 3-х классов. Задачи эксперимента включают определение особенностей развития умений анализировать и синтезировать звуки, определение уровня сформированности фонематического анализа и синтеза, анализ письменных работ и обобщение результатов исследования.

Какие особенности сформированности языкового анализа и синтеза у школьников были выявлены в исследовании?

Исследование показало, что у школьников наблюдаются определенные особенности в сформированности языкового анализа и синтеза. В частности, некоторые дети имеют трудности с фонематическим анализом и синтезом звуков, что может влиять на их письменные навыки. Также выявлено, что некоторые школьники имеют проблемы с пониманием и использованием языковых структур.

Какие результаты были получены в исследовании фонематического анализа и синтеза?

Результаты исследования фонематического анализа и синтеза показали, что учащиеся 3-х классов имеют разный уровень сформированности этих навыков. Некоторые дети успешно выполняли задания по анализу и синтезу звуков, в то время как другие испытывали определенные трудности. В целом, уровень сформированности фонематического анализа и синтеза оказался ниже ожидаемого для данной возрастной группы.

Какие результаты были получены в исследовании языкового анализа и синтеза?

В ходе исследования языкового анализа и синтеза были обнаружены определенные особенности учащихся 3-х классов. Некоторые дети показали хороший уровень сформированности этих навыков, в то время как другие испытывали затруднения в понимании и использовании языковых структур. Такие трудности могут влиять на письменные навыки и общую способность коммуникации учащихся.

Какие цели и задачи ставились перед исследованием?

Целью исследования было изучение сформированности языкового анализа и синтеза у учащихся 3-х классов общеобразовательной школы. Задачи исследования включали изучение результатов фонематического анализа и синтеза, языкового анализа и синтеза, а также анализ письменных работ испытуемых.

Каковы особенности сформированности языкового анализа и синтеза у школьников?

Результаты исследования показали, что у школьников 3-х классов общеобразовательной школы есть определенные особенности в сформированности языкового анализа и синтеза. Они проявляются в области фонематического анализа и синтеза, а также в умении анализировать и синтезировать языковые структуры. Эти особенности были выявлены как в результате тестов, так и в анализе письменных работ учащихся.

Какие результаты были получены в исследовании фонематического анализа и синтеза?

Результаты исследования фонематического анализа и синтеза показали, что учащиеся 3-х классов общеобразовательной школы имеют определенные недостатки и проблемы в данной области. Они испытывают трудности в распознавании и правильном произношении звуков, а также в умении соединять эти звуки для образования слов.