Особенности проявления и причины возникновения дисграфии у младших школьников
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 20 + 20 источников
- Добавлена 14.05.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы нарушения письма у младших школьников 5
1.1 Психофизиологические основы процесса письма младшего школьного возраста 5
1.2 Классификация дисграфии 10
1.3 Причины и признаки дисграфии 14
Глава 2. Методические аспекты логопедической коррекции дисграфии 19
2.1 Методы и приемы коррекции дисграфии у младших школьников 19
2.2 Комплекс упражнений по коррекции дисграфии 24
Заключение 29
Список использованных источников 31
Он называет предмет, изображенный на картинке, а затем звуки слова по порядку. Далее нужно каждый звук соотнести с буквой и записать слово[1].Метод соотнесения начальной буквы со словом и картинкой. Ребенку предлагается подобрать слово (слова) или картинку (картинки) на заданный звук и обозначить звук буквой.Метод Эббингауза (слова с пропущенными буквами). Даются отработанные слова, но с пропущенными буквами. Необходимо заполнить пропущенные буквы, прочитать слово, записать его[6].Метод исправления ошибок (зрительный). Даются слова с ошибками. Написанные слова соотносятся со звучащей моделью слова. Нужно найти и исправить ошибку, правильно написать слово.Метод звуко-буквенного анализа. Ребенку предъявляют картинку. Нужно назвать предмет и записать слово. Поставить в слове ударение. Определить количество слогов и назвать их, отделяя каждый слог в слове дефисом. Далее назвать звуки слова по порядку и обозначить соответствующим цветом. Подчеркнуть согласные в слове. Если буква обозначает звонкий звук, подчеркнуть ее чертой, если она обозначает глухой звук, то двумя черточками. Сравнить количество букв и звуков в слове[9].Структурный метод. Учащемуся предлагается слово, в котором необходимо определить количество согласных и гласных по очереди. Далее ребенок составляет схему к слову: согласный – заштрихованный кружок, гласный – контурный. Сначала работа ведется над односложными словами без слияния согласных, затем задача усложняется.Помимо использования различных методов работы с младшими школьниками с дисграфией, коррекционная работа должна включать в себя задания разного уровня, отрабатывающие следующие приемы[3]:Итак, на этапе работы с буквами можно предложить детям следующие задания[8]:1) правильно и зеркально назвать буквы, написанные на карточках;2)выкладывание букв из палочек, обращая внимание детей на расположение их элементов;3) ощупывание букв из картона или наждачной бумаги с закрытыми глазами, узнавание их, правильное размещение на столе, придумывание с ними слов;4) составление слов, содержащих определенную букву в определенной позиции.На уровне слогов учащиеся изучают[11]:1) ищут слова, содержащие определенный слог в определенной позиции (начало, середина, конец слова);2) формируют слоги из картинок (например, при изображении кота и облачка слог образуется из первых звуков этих слов «ко»);3) изменяют порядок звуков в слоге (получившийся слог записывают);4) выбирают из слогового ряда только те слоги, которые начинаются на гласный звук или заканчиваются гласным звуком и т.д.Работа со словами предполагает выполнение детьми следующих упражнений[13]:1) отгадывание ребусов и кроссвордов;2) разбиение слов на слоги с выделением ударного слога;3) подбор слов к звуко-слоговым схемам;4) составление из двух слов одно.Работа со словосочетаниями строится таким образом:1) проводят работу по согласованию прилагательных с существительными в роде и числе;2) изменяют глаголы в зависимости от лица;3) подбирают к конкретному глаголу с предлогом существительное;4) выбирают нужный глагол в зависимости от рода и числа существительного и т. д.Работа с предложением[5]:1) дети составляли предложения по схемам;2) обозначить границы предложений в тексте;3) соединить разорванные предложения;4) составлять предложения с определенным количеством слов и т. д.На этапе работы с текстами[17]:1) дети работают с деформированными текстами, в которых предложения с существительными заменены картинками или текст «кляксами»;2) с текстом, в котором нарушен порядок изложения;3) составляют два текста из ряда предложений;4) составляют и пишут рассказ по сюжетной картинке, по серии рисунков, по началу или концу текста, по ключевым словам и т. д.Таким образом, правильно выполненная работа позволит ребенку овладеть процессом звукоразличения, фонематическим слухом, слуховым вниманием, пониманием тесной связи между значением слова и составляющими его звуко-буквами, умением произвольно, осознанно писать слова. После этого можно переходить к формированию письма слов, предложений и текстов.2.2 Комплекс упражнений по коррекции дисграфииДля предупреждения и профилактики дисграфии у детей, необходимо использовать специальные упражнения для устранения специфических ошибок при письме. В данном параграфе мы разработали комплекс упражнений по коррекции дисграфии для младших школьников.Упражнения по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии.1. Преобразовать слова: а) добавляя звук: рот - крот, мех - смех, осы - косы; луг - плуг; - изменяя один звук слова (цепочки слов): сом - сок - сук - суп - сух - сох - сор - сыр - сын - сон; б) переставляя звуки: пила - липа, палка - лапка, кукла - кулак, волос – слово. 2. Какие слова можно составить из букв одного слова, например: ствол (стол, вол), крапива (парк, ива, карп, пар, рак, Ира).3. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом - мак - кот - топор - рука. 4. Игра с кубиком. Обучающиеся бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика. 5. Слово-загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква слова и т. д. Например: п........... (простокваша).6.Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос - сон, кот - ток, сор -рос, топ - пот. 7. Вписать буквы в кружки. Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов: рак, брови, сумка, трава, сыр (комар).Упражнения по коррекции дисграфии, связанной с нарушением языкового анализа и синтеза.1. Словесные цепочки: составить цепочки слов, в которых первый слог последующего слова повторял последний слог предыдущего, например: собака — капуста — стакан… 2. Прочитай слова и найди лишнее. Выдели корень у всех родственных слов:а) борьба, борец, воевать, бороться; б) вражеский, враг, врать, вражда; в) смешной, смешно, смешить, мех; г) ветер, вихрь, ветреный, безветрие; д) учить, участок, учитель, изучать.Упражнения по коррекции акустической дисграфии.1. Торопыжка записывал слова, но допустил много ошибок. Исправь ошибки – запиши слова правильно: мяшиня, зебря, скямейкя, нана, кяпюшон, тетряди, гразно.2. Прочитай рассказ. Найди в тексте слова с гласными У, Ю и выдели эти буквы. Объясни написание слов. Осень. Наступила осень. Целый день льёт дождь. Желтеют и опадают листья. Улетают в тёплые края птицы. Животные утепляют своё жильё. Скоро наступит холодная и суровая зима.Упражнения по коррекции аграмматической дисграфии.1. Вставить пропущенные флексии, суффиксы, приставки в предложениях. Дрова рубят топор... Сахар кладут в сахар... Поезд ...съехал к станции.2. Закончить предложения, изменяя слово вода. Девочка загорает у … . Мальчик выходит из … . Кораблик плавает у … . Рыбак стоит около … . Чайка летит над … . 3. К названию одного предмета дописать названия двух, пяти предметов. Например: стул — два ..., пять ...; карандаш - два..., пять ...; барабан - два ..., пять ... . 4. Письменные ответы на вопросы (словосочетанием или предложением). Где живет белка? (В дупле). 5. Подобрать предлог к каждому предложению. Собака живет … (будка). Лиса забежала … нору. Таня катается … (горка). Лиса вбежала … норы .Мяч лежит … (стол). Лягушка запрыгнула … кочку. Ваза стоит … (стол). Лягушка спрыгнула … кочки. Упражнения по коррекции оптической дисграфии.1. Найди спрятанные буквы «Б». Обведи их (рисунок 1).Рисунок 1.- Упражнение «Найди спрятанные буквы «Б»»2. Добавь недостающий элемент буквы (рис.2).Рисунок 2.- Упражнение «Добавь недостающий элемент буквы»3. Обведи контур букв (рис.3). Рисунок 3.- Упражнение «Обведи контур букв»4. Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия (рис.4).Рисунок 4.- Упражнение «Найди сходства и различия»Таким образом, мы разработали упражнения которые помогут в преодолении дисграфии. Данные упражнения полностью не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии, помогут логопеду в работе над дефектом. ЗаключениеАктуальность темы данного исследования заключается в том, что особое внимание следует уделить проблемам трудностей письменной речи и их своевременному устранению, особенно в начальной школе.Для того чтобы лучше понять механизмы нарушения письменной речи, мы изучили литературу по данной теме. Нарушения процесса овладения письменной речью в настоящее время рассматриваются в разных аспектах: клиническом, психологическом, психолингвистическом, педагогическом.Анализ научно-педагогической литературы показал, что ухудшение здоровья современных младших школьников, недостаточное или неравномерное развитие у многих учащихся высших психических функций, обеспечивающих готовность к овладению письменной речью, приводят к увеличению распространенности детской дисграфии. Основными симптомами дисграфии являются специфические ошибки, не связанные с применением орфографических правил. Такие ошибки очень стойкие и повторяются снова и снова.Систематическая, специально организованная коррекционная работа по устранению дисграфических ошибок у младших школьников позволяет формировать все коммуникативные и речевые умения учащихся, направленные как на восприятие готового текста, так и на создание собственных.При коррекции дисграфии большое место занимают письменные упражнения, закрепляющие дифференциацию звуков. Большое внимание уделяется уточнению и дифференциации оптических образов смешиваемых звуков. Словарная работа играет важную роль в коррекции дисграфии. Уточнение и обогащение словаря происходит в основном в процессе обработки прочитанных слов, предложений и текстов.По результатам проведенной работы хотелось бы сказать, что очень важно вовремя выявить причины самых первых затруднений при письме, которые возникают у ребенка в период овладения им грамотой, чтобы уметь немедленно оказать ему целенаправленную поддержку. Однако гораздо важнее распознать признаки возможных трудностей с письмом до начала обучения чтению и письму (т.е. в дошкольном возрасте), чтобы своевременно предупредить эти трудности в процессе коррекции, так как процесс коррекции дисграфии требует больших усилий при ее устранении.Список использованных источниковАрбекова, Н. Е. Журнал индивидуальной работы учителя-логопеда / Н.Е. Арбекова. - Москва: РГГУ, 2018. - 168 c.Ахутина, Т.В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Т.В. Ахутина. - М.: Секачев В., 2019. - 344 c.Воронина, Т. П. Дисграфия, или Почему ребенок плохо пишет? / Т.П. Воронина, Т.В. Попова. - М.: Феникс, 2018. - 663 c.Вотрин, В.Ю. Логопед / В.Ю. Вотрин. - М.: Новое литературное обозрение (НЛО), 2018. - 513 c.Гуревич, П. С. Психология. Учебник / П.С. Гуревич. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 336 c.Зегебарт, Г. М. Безударные гласные. Коррекция дисграфии. 1-4 классы / Г.М. Зегебарт. - М.: Генезис, 2019. - 975 c.Иншатокова, О.Б. Нарушения письма и чтения. Теоретический и экспериментальный анализ / О.Б. Иншакова. - М.: В. Секачев, НИИ школьных технологий, 2018. - 140 c.Кравцова, Е. Е. Психология и педагогика. Краткий курс.Учебное пособие / Е.Е. Кравцова. - М.: Проспект, 2018. - 320 c.Краснощекова, Н.В. Готовимся к школе. Подготовка руки к письму, счет, чтение, развитие речи и коммуникативных навыков / Н.В. Краснощекова. - М.: Феникс, 2018. - 772 c.Крутецкая, В. А. 90 эффективных упражнений для исправления дисграфии / В.А. Крутецкая. - М.: ИД Литера, 2018. - 460 c.Мазанова, Е. В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. - М.: Гном, 2019. - 128 c.Мальм, М.В. Дисграфия. Учусь различать буквы. 1-4 классы. Учебно-практическое пособие. ФГОС / М.В. Мальм. - М.: Феникс, 2017. - 624 c.Мальм, М.В. Дисграфия. Учусь различать звуки. 1-4 классы. Учебно-практическое пособие. ФГОС / М.В. Мальм. - М.: Феникс, 2017. - 166 c.Полушкина, Н.Н. Диагностический справочник логопеда / Н.Н. Полушкина. - М.: Астрель, 2018. - 714 c.Садовникова, И. Н. Дисграфия, дислексия. Технология преодоления / И.Н. Садовникова. - М.: Парадигма, 2018. - 280 c.Фомичева, М. Ф. Введение в логопедию. Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка / М.Ф. Фомичева, Е.В. Оганесян. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2019. - 88 c.Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения. Нарушение и восстановление / Л.С. Цветкова. - М.: МОДЭК, МПСИ, 2018. - 360 c.Чистякова, О.В. Исправляем дисграфию. 500 упражнений для учащихся 1-4 классов / О.В. Чистякова. - М.: Литера, 2017. - 488 c.Яворская, О. Н. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11 лет / О.Н. Яворская. - М.: Каро, 2010. - 96 c.Яворская, О.Н. Игротека для дошкольников 5-6 лет. Профилактика дисграфии / О.Н. Яворская. - М.: Каро, 2017. - 775 c.
1. Арбекова, Н. Е. Журнал индивидуальной работы учителя-логопеда / Н.Е. Арбекова. - Москва: РГГУ, 2018. - 168 c.
2. Ахутина, Т.В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Т.В. Ахутина. - М.: Секачев В., 2019. - 344 c.
3. Воронина, Т. П. Дисграфия, или Почему ребенок плохо пишет? / Т.П. Воронина, Т.В. Попова. - М.: Феникс, 2018. - 663 c.
4. Вотрин, В.Ю. Логопед / В.Ю. Вотрин. - М.: Новое литературное обозрение (НЛО), 2018. - 513 c.
5. Гуревич, П. С. Психология. Учебник / П.С. Гуревич. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 336 c.
6. Зегебарт, Г. М. Безударные гласные. Коррекция дисграфии. 1-4 классы / Г.М. Зегебарт. - М.: Генезис, 2019. - 975 c.
7. Иншатокова, О.Б. Нарушения письма и чтения. Теоретический и экспериментальный анализ / О.Б. Иншакова. - М.: В. Секачев, НИИ школьных технологий, 2018. - 140 c.
8. Кравцова, Е. Е. Психология и педагогика. Краткий курс.Учебное пособие / Е.Е. Кравцова. - М.: Проспект, 2018. - 320 c.
9. Краснощекова, Н.В. Готовимся к школе. Подготовка руки к письму, счет, чтение, развитие речи и коммуникативных навыков / Н.В. Краснощекова. - М.: Феникс, 2018. - 772 c.
10. Крутецкая, В. А. 90 эффективных упражнений для исправления дисграфии / В.А. Крутецкая. - М.: ИД Литера, 2018. - 460 c.
11. Мазанова, Е. В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. - М.: Гном, 2019. - 128 c.
12. Мальм, М.В. Дисграфия. Учусь различать буквы. 1-4 классы. Учебно-практическое пособие. ФГОС / М.В. Мальм. - М.: Феникс, 2017. - 624 c.
13. Мальм, М.В. Дисграфия. Учусь различать звуки. 1-4 классы. Учебно-практическое пособие. ФГОС / М.В. Мальм. - М.: Феникс, 2017. - 166 c.
14. Полушкина, Н.Н. Диагностический справочник логопеда / Н.Н. Полушкина. - М.: Астрель, 2018. - 714 c.
15. Садовникова, И. Н. Дисграфия, дислексия. Технология преодоления / И.Н. Садовникова. - М.: Парадигма, 2018. - 280 c.
16. Фомичева, М. Ф. Введение в логопедию. Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка / М.Ф. Фомичева, Е.В. Оганесян. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2019. - 88 c.
17. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения. Нарушение и восстановление / Л.С. Цветкова. - М.: МОДЭК, МПСИ, 2018. - 360 c.
18. Чистякова, О.В. Исправляем дисграфию. 500 упражнений для учащихся 1-4 классов / О.В. Чистякова. - М.: Литера, 2017. - 488 c.
19. Яворская, О. Н. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11 лет / О.Н. Яворская. - М.: Каро, 2010. - 96 c.
20. Яворская, О.Н. Игротека для дошкольников 5-6 лет. Профилактика дисграфии / О.Н. Яворская. - М.: Каро, 2017. - 775 c.
Вопрос-ответ:
Какие особенности проявляются у младших школьников с дисграфией?
У младших школьников с дисграфией проявляются трудности с написанием и формированием букв, нарушение правильной последовательности букв в словах и фразах, а также неправильное расположение слов на странице.
Какие психофизиологические основы лежат в основе процесса письма у младших школьников?
Психофизиологические основы процесса письма у младших школьников связаны с развитием мелкой моторики, координации движений рук и глаз, а также сформированным представлением о буквах и их соответствии звукам.
Какова классификация дисграфии у младших школьников?
Дисграфия у младших школьников может быть классифицирована как дисграфия моторного типа, при которой проявляются трудности с письмом, и дисграфия афазического типа, когда нарушение письма связано с особенностями речевого развития.
Какие могут быть причины и признаки дисграфии у младших школьников?
Причинами дисграфии у младших школьников могут быть нарушения функций моторной системы, неправильное формирование навыков рукописного письма или задержка в психомоторном развитии. Признаки дисграфии включают ошибки в написании букв и слов, нечеткое и неровное письмо, неправильное сочетание букв и звуков.
Какие методы и приемы используются для коррекции дисграфии у младших школьников?
Для коррекции дисграфии у младших школьников используются методы и приемы, такие как индивидуальные занятия с логопедом, игры и упражнения на развитие мелкой моторики, тренировка правильного написания букв и слов.
Какие особенности проявления дисграфии у младших школьников описаны в статье?
В статье описываются особенности проявления дисграфии у младших школьников, такие как ошибки в написании слов и букв, неравномерность и неправильная пропорциональность букв, нарушение моторики пальцев и рук, затруднения с дешифровкой и правильным написанием слов.
Какие причины возникновения дисграфии у младших школьников рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются различные причины возникновения дисграфии у младших школьников, такие как недостаточное развитие мелкой моторики рук, нарушение координации движений, недостаточная практика и опыт в письме, наличие психоэмоциональных и психологических проблем, нарушение зрительно-моторной координации и др.
Какие методы и приемы коррекции дисграфии у младших школьников предлагает статья?
Статья предлагает использовать различные методы и приемы коррекции дисграфии у младших школьников, включая работу над правильной позицией тела и рук при письме, тренировку мелкой моторики пальцев и рук, использование различных материалов и упражнений для развития письменного навыка, применение игровых и практических заданий для повышения интереса и мотивации ребенка к письму и др.
Какие классификации дисграфии приведены в статье?
В статье приведены различные классификации дисграфии у младших школьников, такие как классификация по смешанным факторам, классификация по тяжести проявлений, классификация по причинам возникновения и др.
Какие признаки дисграфии описаны в статье?
В статье описаны различные признаки дисграфии у младших школьников, такие как неразборчивость и неправильная форма букв, ошибки в использовании прописных и строчных букв, затруднения с правильным написанием слов и предложений, нарушение пространственной ориентации на листе, замедленная скорость письма и др.
Какие особенности проявления дисграфии у младших школьников?
Дисграфия у младших школьников проявляется в сложностях с написанием букв, слов и текстов, ошибками в построении предложений, неразборчивым почерком и низкой скоростью письма.