Исследование состояния грамматического строя речи у младших школьников с ментальными нарушениями

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 44 44 страницы
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 16.05.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Оглавление
Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Организация исследования состояния грамматического строя речи у младших школьников с ментальными нарушениями и методика констатирующего эксперимента 6
1.1. Цели, задачи и методы констатирующего эксперимента 6
1.2. Характеристика детей экспериментальной и контрольной группы 7
1.3. Содержание методики исследования грамматического строя речи у младших школьников с ментальными нарушениями 10
Глава 2. Состояния грамматического строя речи у младших школьников с ментальными нарушениями (результаты исследования) 12
2.1. Особенности словоизменения и словообразования у младших школьников с ментальными нарушениями 12
2.2. Особенности связной речи у младших школьников с ментальными нарушениями 15
Заключение 19
Литература 21
Приложение 1 24
Приложение 2 28
Приложение 3 38

Фрагмент для ознакомления

Я произнесу слово, а ты скажи это слово ласково.КнигаковергрибскамейкаворобейведротопорстулхлеббелкаОценка результатов:4 балла правильное и точное выполнение каждой пробы;3 балла допущена одна ошибка, исправлена самостоятельно;2 балла самостоятельное выполнение пробы после повторного предъявления;1 балл не выполнено больше половины заданий;0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.Образование названий детенышей.Задание 2.Цель. Проверить умения образовывать существительные - названия детенышей животных.Материалы исследования. Картинки, слова.Процедура исследования. Логопед показывает детям картинки различных взрослых животных, птиц и просит ребенка назвать их детенышей. Ребенок должен правильно назвать взрослых особей и их детенышей.Инструкция. Я буду показывать тебе взрослого животного, назови его и скажи, как у него называется детеныш.у лисыу собакиу козыу свиньиу уткиОценка результатов:4 балла правильное и точное выполнение каждой пробы;3 балла допущена одна ошибка, исправлена самостоятельно;2 балла самостоятельное выполнение пробы после повторного предъявления;1 балл не выполнено больше половины заданий;0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.Образование глаголов префиксальным способом.Задание 3.Цель. Проверить умения образовывать глаголы префиксальным способом.Материалы исследования. Картинки, слова.Процедура исследования. Логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки и назвать действия мальчика, изображенного на них. Ребенок должен правильно уметь образовывать глаголы префиксальным способом.Инструкция. Внимательно посмотри на картинки и скажи, что сделал мальчик. (Картинки предъявляются по одной). (Г.А. Каше, серия 6, 109-112).наливаетподошелпереливаетвышелвыливаетОценка результатов:4 балла правильное и точное выполнение каждой пробы;3 балла допущена одна ошибка, исправлена самостоятельно;2 балла самостоятельное выполнение пробы после повторного предъявления;1 балл не выполнено больше половины заданий;0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.Образование относительных прилагательных.Задание 4.Цель. Проверить умения образовывать относительные прилагательные.Материалы исследования. Словосочетания.Процедура исследования. Логопед произносит словосочетания и просит ребенка назвать все, одним словом. Ребенок должен уметь правильно образовывать относительные прилагательные.Исследование. Подумай и скажи, как назвать одним словом.Скамейка из дереватетрадь из бумагисумка из кожисок из морковишуба из мехаОценка результатов:4 балла правильное и точное выполнение каждой пробы;3 балла допущена одна ошибка, исправлена самостоятельно;2 балла самостоятельное выполнение пробы после повторного предъявления;1 балл не выполнено больше половины заданий;0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.Образование притяжательных прилагательных.Задание 5.Цель. Проверить умения образовывать притяжательные прилагательные.Материалы исследования. Слова.Процедура исследования. Логопед произносит образец образования притяжательных прилагательных. После этого предлагает детям самостоятельно выполнить задание. После названия слов логопеда и прослушивания вопроса - ребенок должен самостоятельно образовать притяжательное прилагательное.Исследование. У собаки хвост собачий, голова собачья, ухо собачье, а у лисы? (лошади, тигра, медведя, овцы, льва).(У собаки хвост (голова, ухо)), (собачий (собачья, собачье)), (а у лисы-...)(у лошади), (у тигра), (у медведя), (у овцы), (у льва)Оценка результатов:4 балла правильное и точное выполнение каждой пробы;3 балла допущена одна ошибка, исправлена самостоятельно;2 балла самостоятельное выполнение пробы после повторного предъявления;1 балл не выполнено больше половины заданий;0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.Исследование навыков словоизменения.Образование формы множественного числа имен существительных.Задание 6.Цель. Проверить умение образовывать формы множественного числа имени существительного.Материалы исследования. Слова.Процедура исследования. Логопед дает правильный образец образования множественного числа имени существительного и просит детей, называя по одному, повторить образец. Ребенок должен правильно уметь образовывать формы множественного числа имени существительного.Исследование. Если один - это дом, если много - это дома, а если (далее предлагаются нижеперечисленные слова).УховедроутеноккнигастулОценка результатов:4 балла правильное и точное выполнение каждой пробы;3 балла допущена одна ошибка, исправлена самостоятельно;2 балла самостоятельное выполнение пробы после повторного предъявления;1 балл не выполнено больше половины заданий;0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.Образование предложно-падежных форм.Задание 7.Цель. Проверить умения образовывать предложно-падежные формы.Материалы исследования. Картинки, слова.Процедура исследования. Логопед предлагает детям рассмотреть картинки и правильно ответить на вопросы (вопросы приведены ниже). Ребенок должен уметь правильно образовывать предложно-падежные формы слова. Исследование. Я буду показывать тебе картинки, и задавать вопросы, а ты правильно ответь.Куда идут девочки? (В магазин.) Где лежит лекарство? (На полке.)Откуда выйдут девочки? Откуда возьмем лекарство?Где висит пальто? (На вешалке.) Где стоит торт? (На столе.)Откуда снимем пальто? Откуда возьмем торт?Куда прячутся ребята? (За дерево.) Где сидит ученик? (За партой)Откуда выбегут ребята? Откуда встанет ученик?Где сидит ежик? (В кустах.) Где находится крючок? (В воде.)Откуда вылезет ежик? Откуда вынем крючок?Где летает змей? (В небе.) Где сидит кот? (На крыше.)Где находится волк? (Слева от дерева.) Где сидит заяц? (Около забора.)Оценка результатов:4 балла правильное и точное выполнение каждой пробы;3 балла допущена одна ошибка, исправлена самостоятельно;2 балла самостоятельное выполнение пробы после повторного предъявления;1 балл не выполнено больше половины заданий;0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.Образование падежных форм имен существительных.Задание 8.Цель. Проверить умения образовывать падежные формы имени существительного.Материалы исследования. Вопросительные предложения.Процедура исследования. Логопед просит детей ответить на заданные вопросы. Ребенок должен показать умения правильно образовывать падежные формы имени существительного.Исследование. Подумай и ответь мне на вопрос:Кого ты видел в зоопарке?Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья?К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка?Чем ты смотришь? Чем слушаешь? Зачем мы ходим в лес?На чем катаются дети?Оценка результатов:4 балла правильное и точное выполнение каждой пробы;3 балла допущена одна ошибка, исправлена самостоятельно;2 балла самостоятельное выполнение пробы после повторного предъявления;1 балл не выполнено больше половины заданий;0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.Согласование прилагательных с существительным.Материалы исследования. Словосочетания.Процедура исследования. Логопед называет словосочетания, в прилагательном не договаривает окончание. Ребенок должен правильно согласовать прилагательное с существительным.Исследование. Сейчас будем играть в игру «Договори слово». Ты должен правильно закончить словосочетание:Портрет краси...стаканчик бумаж...улыбка привели...окно гряз...Дни теплОценка результатов:4 балла правильное и точное выполнение каждой пробы;3 балла допущена одна ошибка, исправлена самостоятельно;2 балла самостоятельное выполнение пробы после повторного предъявления;1 балл не выполнено больше половины заданий;0 баллов отказ от выполнения.Согласование существительных с числительными.Задание 9.Цель. Проверить умение правильно согласовывать существительноес числительным.Материалы исследования. Слова, картинки.Процедура исследования. Логопед в игровой форме предлагает детям посчитать дома, ведра, деревья, окна, кукол (используются картинки). Ребенок должен уметь правильно согласовывать существительное с числительным.Исследование. Давай посчитаем дома (предъявляется 2 картинки и образец - два дома, а если я покажу 5 картинок - то это будет пять домов) Посчитай по два и по пять (предлагается определенное количество картинок).ДомдеревоокнокуклаведроОценка результатов:4 балла правильное и точное выполнение каждой пробы;3 балла допущена одна ошибка, исправлена самостоятельно;2 балла самостоятельное выполнение пробы после повторного предъявления;1 балл не выполнено больше половины заданий;0 баллов отказ от выполнения.Исследование связной речиЗадание 1: Исследование связной речи.Цель. Проверить умение составления рассказа по серии сюжетных картинок «Снеговик и заяц» (6 картинок).Материалы исследования. Картинки.Процедура исследования. Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть картинки, разложить их по порядку и составить небольшой рассказ. Рассказ ребенка должен соответствовать ситуации, иметь все смысловые звенья, грамматически правильно оформлен.Инструкция. Посмотри на картинки, разложи их по порядку и составь рассказ.Оценка проводится по трем критериям:Критерий смысловой целостности:Оценка проводится по трем критериям:Критерий смысловой целостности:4 балла рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья;3балла допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно следственных связей, нет связующих элементов;2 балла выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен;1 балл отсутствие описания ситуации;0 баллов задание не выполнено или отказ от выполнения.Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:4 балла рассказ оформлен грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств;3 балла рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичность поиска слов, неточности словоупотребления;2 балла наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств;1 балл рассказ не оформлен;0 баллов отказ от выполнения.Критерий самостоятельности выполнения задания:4 балла самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;3 балла картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;2 балла раскладывание картинок с помощью логопеда, и составление рассказа по наводящим вопросам;1 балл задание не выполнено даже при помощи логопеда;0 баллов отказ от выполнения.Пересказ прослушанного рассказа.Задание 2.Цель. Проверить умения пересказа прослушанного рассказа.Методы исследования. Рассказ.Процедура исследования. Логопед предлагает ребенку прослушать текст, запомнить его и пересказать. Ребенок должен правильно пересказать ситуацию, сохранить все смысловые звенья, грамматически правильно оформить свою речь.Исследование. Сейчас я прочитаю тебе небольшой рассказ. Послушай, запомни и перескажи текст по памяти.Горошины (по И.Н. Садовниковой).В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.Оценка проводится по тем же трем критериям, что и для рассказа по серии картинок.Критерий смысловой целостности:4 балла пересказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья;3балла допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно следственных связей, нет связующих элементов;2 балла выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен, либо дополнение посторонней информации;1 балл невыполнение при помощи логопеда;0 баллов отказ от выполнения.Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:4 балла пересказ оформлен грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств;3 балла пересказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичность поиска слов, неточности словоупотребления;2 балла наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств;1 балл пересказ не составлен даже при помощи логопеда;0 отказ от выполнения.Критерий самостоятельности выполнения задания:4 балла самостоятельный пересказ после первого предъявления;3 балла пересказ с минимальной помощью 1-2 вопроса, или после повторного прочтения;2 балла пересказ по наводящим вопросам;1 балл задание не выполнено даже при помощи логопеда;0 отказ от выполнения.Приложение 3Таблица 1Качественный анализ результатов исследование словоизменения и словообразования у младших школьников с ментальными нарушениямиИсследование грамматического строя речиИмяЗадание 1Задание 2Задание 3Показатель качества развитияА1Б1В1Г1Д1А2Б2В2А3Б3Дима. Ф44444344444Денис Т43444444444Олег И44444434444Надя Ч24444443434Надя Т44044344433Алина Д44444444434Надя С44444444434Ира Г44444344434Иван С44444444234Настя М43433323333Лена С44444442344Венера Х34443443344Ксюша С44444443344Сергей К44444443313Зоя А33344432323Никита П24444444424Оля С20302233332Илья М32223233032Тимур З23430022322Аня А23333030322Настя Г02022234322Лиза Д02302223331Рома Е00003324332Илья Г30220033332Рената Т03332333412Кристина Х44342423233Миша Ц44444424203Аня Г33330232232Ксеня Х44444332243Саша А44434443444Таблица 2Сравнительный анализ результатов исследование словоизменения и словообразования в КГ и ЭГ (в процентах)Уровень развитияКонтрольная группаЭкспериментальная группаКоличество человек%Количество человек%Высокий1173214Выше среднего427320Средний00960Ниже среднего0016Низкий0000Всего учеников1510015100Рисунок 1. Результаты сравнительного анализа результатов исследования словоизменения и словообразования у детей ЭГ и КГТаблица 3Качественный анализ результатов исследование связной речи у младших школьников с ментальными нарушениямиИсследование связной речиИмяЗадание 1Задание 2Показатель уровня развитияДима Ф444Денис Т444Олег И343Надя Ч333Надя Т333Алина Д333Надя С444Ира Г433Иван С343Настя М333Лена С343Венера Х343Ксюша С444Сергей К343Зоя А322Оля С121Илья М322Тимур З333Аня А312Настя Г111Никита П132Лиза Д111Рома Е312Илья Г011Рената Т312Кристина Х312Миша Ц333Аня Г322Ксеня Х322Саша А322Таблица 4Сравнительный анализ результатов исследование связной речи в КГ и ЭГ (в процентах)Уровень развитияКонтрольная группаЭкспериментальная группаКоличество человек%Количество человек%Высокий42700Выше среднего1067213Средний16961Ниже среднего00213Низкий00213Всего1510015100Рисунок 2. Результаты сравнительного анализа исследования связной речи

Литература
1. Ахметшина А.А. Организация эффективного коррекционно-развивающего и образовательного пространства для обучающихся с ментальными нарушениям. - В сборнике: альманах казанского федерального университета. Материалы XIII Международной научно-образовательной конференции. под редакцией А.И. Ахметзяновой. 2019. С. 31-35.
2. Грефенштейн Г.С. Методы и подходы к работе с семьями, воспитывающими детей с ментальными нарушениями. - В сборнике: Социально-педагогическое сопровождение личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. материалы Международной научно-практической конференции. 2016. С. 74-79.
3. Елисеева Е.Н. Диагностика грамматического строя речи в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ментальными нарушениями. В сборнике: Сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе ФГОС. Сборник научных трудов по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 110-летию педагогического образования в Иркутской области. Под ред. Е.Л. Инденбаум. 2019. С. 169-172.
4. Ефимова О.В., Подосинов В.Н. Интегративный подход в обучении связанной речи дошкольников, с ментальными нарушениями, в совместной деятельности педагога-психолога, учителя-логопеда и родителей. В сборнике: Наука и образование. Сборник трудов участников XIV Международной научной конференции. Красноярск, 2022. С. 185-192.
5. Зорина С.В. Логопедическая работа по дифференциации грамматических форм слова у дошкольников с задержкой психического развития: автореф. дис. … канд. пед. наук / С.В. Зорина. – СПб., 1998.
6. Лалаева Р. И. Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. Издательство: Союз, 2008.
7. Пухова Я.С., Перевозчикова Е.В., Степанов А.В. особенности обучения детей с ментальными нарушениями. Актуальные научные исследования в современном мире. 2019. № 10-5 (54). С. 88-90.
8. Рабинович А.Е. Школьное образование детей с ментальными нарушениями в развитии. Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 37-43.
9. Рахмакова Г.Н. Особенности построения предложений младшими школьниками с задержкой психического развития / Г.Н. Рахмакова // Дефектология. – 2007. – № 6.
10. Ребёнок с ментальными нарушениями. Библиотека журнала Методист. 2016. № 5. С. 7-19.
11. Ринчинова С.А. Специфика психолого-педагогического сопровождения детей с ментальными нарушениями. В сборнике: Развитие профессиональных компетенций специалистов сферы социального обслуживания населения. Материалы Международной научно-практической конференции. 2018. С. 86-89.
12. Cавина Е.А. Речевая деятельность детей и подростков с ментальными нарушениями: возможности коррекции и роль в социализации. - В сборнике: Междисциплинарные подходы к изучению психического здоровья человека и общества. материалы научно-практической конференции. 2019. С. 430-433.
13. Симонова И.А. Характеристика речи детей с задержкой психического развития / И.А. Симакова // Дефектология. – 2007. – № 6.
14. Современный русский язык: Словообразование, С56/ Г.А. Молочко, А.П. Фомина, Е.С. Хмелевская, И.С. Козырёв. – мн.: Высш. школа, 2018. – С. 152.
15. Триггер, Р.Д. Некоторые особенности младших школьников с задержкой психического развития в овладении грамматическим строем речи / Р.Д. Триггер // Дефектология. – 2017. – № 5.
16. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод, пособие / Т. А. Фотекова. - М.: Айрис-пресс, 2006. — 96 с.
17. Цейтлин С.Н. Обратное словообразование в детской речи // Психолингвистические исследования: речевое развитие и теория обучения языку / Под ред. A.M. Шахнаровича. - М.: Златоуст, 2016.

Вопрос-ответ:

Какую тему исследования рассматривает статья?

Статья рассматривает исследование состояния грамматического строя речи у младших школьников с ментальными нарушениями.

Какие цели и задачи были поставлены в ходе исследования?

Цели и задачи исследования включали изучение грамматического строя речи у младших школьников с ментальными нарушениями и разработку методики для проведения констатирующего эксперимента.

Какими методами исследования были проведены эксперименты?

Для проведения исследования состояния грамматического строя речи у младших школьников с ментальными нарушениями были использованы различные методики, которые позволили выявить особенности речевого развития детей.

Какие результаты получены в ходе исследования?

Результаты исследования показали, что у младших школьников с ментальными нарушениями наблюдаются определенные особенности в грамматическом строе речи. Было выявлено, что дети имеют трудности с правильным использованием грамматических форм и конструкций.

Какая методика была разработана в ходе исследования?

В ходе исследования была разработана методика для проведения констатирующего эксперимента, которая позволяет оценить состояние грамматического строя речи у младших школьников с ментальными нарушениями. Эта методика может быть использована учителями и специалистами для анализа и корректировки речевого развития таких детей.

Какие были цели и задачи исследования?

Целью исследования было изучение состояния грамматического строя речи у младших школьников с ментальными нарушениями. Задачи исследования включали анализ детей экспериментальной и контрольной группы, а также разработку методики исследования грамматического строя речи для данной категории детей.

Какие методы использовались в исследовании?

В исследовании использовалась методика констатирующего эксперимента. Этот метод предусматривает анализ и сравнение групп детей, проведение определенных тестов и наблюдений для выявления особенностей грамматического строя речи.

Какие особенности характеризовали детей экспериментальной и контрольной группы?

Дети экспериментальной группы были младшими школьниками с ментальными нарушениями, которые имели отклонения в грамматическом строе речи. Дети контрольной группы были также младшими школьниками, но без ментальных нарушений и нормальным грамматическим строем речи.

Как разрабатывалась методика исследования грамматического строя речи?

Методика исследования грамматического строя речи была разработана на основе анализа состояния грамматического строя у детей с ментальными нарушениями. Она включала различные тесты и задания, на основе которых можно было оценить уровень грамматического развития у детей из экспериментальной группы.