События российской истории в творчестве русских художников

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История искусств
  • 29 29 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 14.05.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Великая отечественная война как тематика в творчестве художников: теоретический аспект 5
2. Обзор картин советских художников, посвящённых великой Отечественной войне 8
Заключение 19
Список использованных источников 21
5.Вёльфлинг, Г. Основные понятия истории искусства. – М., 2018. Сер. 22 Антология мысли (1-е изд.). – 177 с. 21
6.Дмитриева, Е. Н. Искусство как источник формирования эстетической культуры // Современные проблемы науки и образования. – 2013.  3. – С. 252. 21
7.Каменский А.А. Реальность метафоры // Творчество, 1969. 8. 22
8.Килимник, Е.В. История русского искусства. Учебно-методическое пособие / Екатеринбург, 2016. – 224 с. 22
9.Морозов А.И. Поколения молодых. Живопись советских художников 1960–1980-х годов. М.: Советский художник, 1989. 22
10.Скоробогачёва, Е.А. Историческая живопись России. Учебно-методическое пособие для направления подготовки 54.05.02 "Живопись" Программа 01: "Художник-живописец (станковая живопись)" Уровень образования высшее образование - специалитет 1-2 семестр / Саратов, 2018. 22
11.Степановская, Т.М. Искусствоведение в системе гуманитарного знания // Успехи современного естествознания. – 2007. –  10. – С. 110-112. 22
12.Цыбульник, О.Ю. Компаративное искусствоведение в изучении произведений искусства // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям. Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных. В 5-ти томах. – 2019. – С. 242-245. 22
Приложение 23
Фрагмент для ознакомления

Трамвайные и шоссейные мосты взорваны... В феврале городской Совет депутатов трудящихся провел учет населения. В Ерманском районе зарегистрировано лишь 33 жителя: 20 взрослых и 13 детей. Во всей центральной части Сталинграда зарегистрирован 751 житель...». Согласно первой переписи населения, проведенной в Сталинграде вскоре после битвы, в городе насчитывалось 10 000 жителей, в том числе 994 ребенка, 9 из которых смогли найти своих родителей.Василий Ефанов в работе «Сталинград» (Ил. 8) показывает город уже освобождённым от захватчиков. По улицам разрушенного Сталинграда ведут колонну пленных немцев. 100 тысяч немецких солдат были взяты в плен, в том числе 24 генерала и генерал-фельдмаршал Ф. Паулюс, возглавлявший немецкое наступление на этом направлении. Ход войны переломился.Однако на заднем плане видны те последствия, которые оставило непростое время войны в Сталинграде. Можно видеть разрушенные здания, которые ранее, вероятно, были значимыми организациями в городе. Однако, несмотря на все трудности и разруху, изображённую на картине, следует отметить, как зимний город осветил солнечный луч. Это можно расценить как символ того, что ход событий изменился и у советских людей появилась надежда на спасение от пагубных действий немецких захватчиков. Художники, изображающие события войны, посвятили свои работы различным городам-героям. Так, в 1951 году Пётр Кривоногов создал картину «Защитники Брестской крепости» (Ил. 9). Художник сам выезжал на место сражения, делая эскизы среди руин. Мужество, решимость, готовность жертвовать собой мы видим в лицах советских солдат, которые рвутся в бой, несмотря на численное превосходство врага. Художник не случайно использует красный цвет, на который сразу падает взгляд зрителя. Это символизирует силы Красной Армии, которая бросила все силы на победу. И в то же время красный – это цвет крови и цвет жестокой битвы, в которой участвуют советские солдаты. Красный – это символ неумолимой борьбы. Картина показывает жестокие события военного сражения. Однако красный советский флаг, который развевается на фоне данных сражений, является свидетельством того, что вера в победу сильнее этого.Картина словно разделена на две части. С левой стороны – множество фашистов, не выдержавших натиска советских солдат. Луч света разделяет их с противоположной силой – с непобедимыми солдатами СССР, не останавливающихся ни перед чем во имя победы. Героическую оборону Севастополя изобразил Александр Дейнека в картине «Оборона Севастополя» (Ил. 10). Это даже не столько реальное изображение боя, сколько символ: сильные и решительные советские матросы в белоснежных одеждах противостоят темной безликой массе врага. Аллегория извечной битвы добра и зла изображена на полотне. Обратимся к словам самого художника:Шла тяжёлая война. Была жестокая зима, начало наступления с переменным местным успехом, тяжёлыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные следы от ран и снег от взрывов становился чёрным. Но писать всё же решил… «Оборону Севастополя», потому что я этот город любил за весёлых людей, море и самолёты. И вот воочию представил, как всё взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, как даже дети почувствовали, что такое блокада.Севастополь был занят врагом с 9 июля 1942 до 9 мая 1944 года.На переднем плане картины – бесстрашный моряк сурово расправившийся с фашистом. Очень показательно изображение лица советского героя. В нём заметна решительность и мужество: несмотря на раны, матрос продолжает упорно сражаться, видя перед собой лишь одну цель – любой ценой достичь победы. Все матросы на картине вовлечены в активные действия: они всем своим видом показывают, что готовы на всё ради победы. Можно ощутить всю силу и душевную мощь, которая характерна для советских моряков. Действие на картине происходит на фоне вражеских огней и клубов дыма, но даже это не останавливает доблестных севастопольцев. Таким образом, в творчестве художников проанализированы самые разные аспекты Великой Отечественной войны. При этом картины позволяют не только увидеть, но и прочувствовать весь ужас происходящего благодаря умело подобранными приёмам.Первым приёмом в изображении войны и того влияния, которое она оказала на население и города СССР, является затемнение фона. Можно отметить, что большинство картин выполнено в атмосфере мрачности и серости. Это передаёт ощущение страдания и опасности, которые принесла война. В то же время люди, изображённые на картинах, показывают своё единение перед общей бедой. Все они изображаются в активных действиях, которые направлены на достижение единственной цели – победы над фашизмом.ЗаключениеТематика Великой Отечественной войны является одной из важнейших тем отечественного искусства живописи. При этом приоритетным баталистическим направлением является изображение пехотинцев. Среди небалистических направлений отмечается значительное разнообразие: демонстрация последствий военных разрушений, встреча солдат с родными, душевное состояние жён и матерей солдат.В рамках данного исследования проведён анализ живописного и плакатного творчества советских художников на тему Великой Отечественной войны. Установлено, что уже в начале войны художники стали изображать весь ужас данных событий. Об этом можно судить по работам А. Пластова, А. Дейнеки и др. Также показаны особенности изображения жизни в Ленинграде во время его блокады в работах В. Пакулина, Г. Фитингофа. Большое значение имеет изображение Сталинградской битвы в работах К. Вялова, Г. Савитского, В Ефанова. При анализе картин, посвящённых самым разным особенностям войны, отражены некоторые общие особенности. Так, часто картины демонстрируются на тёмном сером фоне, который несёт в себе опасность, чувство безысходности и всю ту разруху, связанную с войной. Это заметно и при изображении безлюдных тёмных улиц Ленинграда во время его блокады, когда люди выходили на улицы только в крайних случаях, например, чтобы добраться до питьевой воды. Также мрачная обстановка показана посредством серого фона на многих картинах, посвящённых Сталинградской битве: опасность, которая приближается вместе с предстоящим сражением, ощущается и в работах благодаря выбранным художниками тонам. Тёмно-серые тона присутствуют и при изображении городов-героев во время войны. Следующим приёмом, который используют художники при изображении особенностей Великой Отечественной войны, - это демонстрация единения людей. Так, люди на картинах часто объединены общей целью. Поэтому художники не только изображают их в сходной одежде, но и показывают схожие выражения их лиц, которые, как правило, выражают готовность идти в бой.Следующей особенностью картин, которые показывают различные аспекты Великой Отечественной войны, является то, что изображённые персонажи показаны в активных действиях, и эти действия направлены на защиту Родины, Так, можно видеть, как множество солдат вместе готовятся к решающему сражение Сталинградской битвы. Также заметны активные действия солдат при их подготовке к переправе через Дунай. Активное противодействие фашистам показывают матросы, сражающиеся за Севастополь. Наконец, важное место занимает демонстрация Великой Победы на картинах советских художников. Картины, посвящённые победой, показывают умелое использование художниками света, их невероятную точность в изображении человеческих эмоций.Список использованных источниковБазазьянц С.Б. Художник, пространство, среда: Монументальное искусство и его роль в формировании духовно-материального окружения человека. Художник и город, М.: Советский художник, 1983. – 239 с. Беляев, Г. Ю. Предметно-эстетическая среда как ресурс решения задач по воспитанию и социализации в образовательной организации // Современные тенденции развития системы образования. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2019. – С. 162-166.Бурганова М.А. Суровый стиль. Прямая речь // Дом Бурганова, 2008. № 1.Ваймугина, М. А. Понятие ценности произведения искусства // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2013. – № 2. – С. 73-80.Вёльфлинг, Г. Основные понятия истории искусства. – М., 2018. Сер. 22 Антология мысли (1-е изд.). – 177 с.Дмитриева, Е. Н. Искусство как источник формирования эстетической культуры // Современные проблемы науки и образования. – 2013. № 3. – С. 252.Каменский А.А. Реальность метафоры // Творчество, 1969. № 8.Килимник, Е.В. История русского искусства. Учебно-методическое пособие / Екатеринбург, 2016. – 224 с.Морозов А.И. Поколения молодых. Живопись советских художников 1960–1980-х годов. М.: Советский художник, 1989.Скоробогачёва, Е.А. Историческая живопись России. Учебно-методическое пособие для направления подготовки 54.05.02 "Живопись" Программа 01: "Художник-живописец (станковая живопись)" Уровень образования высшее образование - специалитет 1-2 семестр / Саратов, 2018.Степановская, Т.М. Искусствоведение в системе гуманитарного знания // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 10. – С. 110-112.Цыбульник, О.Ю. Компаративное искусствоведение в изучении произведений искусства // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям. Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных. В 5-ти томах. – 2019. – С. 242-245.ПриложениеАльбом иллюстрацийИл. 1. В.В. Верещагин. Апофеоз войны. 1871.Ил. 2. А. Пластов. Немцы пришли. 1941.Ил. 3. А. Пластов. Фашист пролетел. 1942 гИл. 4. В. Пакулин. Мойка весной. 1943Ил. 5. Г. Фитингоф. За водой на Неву. 1942Ил. 6. К. Вялов. Бомбёжка немцев в Сталинграде. 1945Ил. 7. Г. Савицкий. «Переправа через Волгу у Сталинграда». 1944Ил. 8. В. Ефанов. Сталинград. 1943Ил. 9. П. Кривоногов. Защитники Брестской крепости. 1951Ил. 10. А. Дайнека. Оборона

1. Базазьянц С.Б. Художник, пространство, среда: Монументальное искусство и его роль в формировании духовно-материального окружения человека. Художник и город, М.: Советский художник, 1983. – 239 с. 
2. Беляев, Г. Ю. Предметно-эстетическая среда как ресурс решения задач по воспитанию и социализации в образовательной организации // Современные тенденции развития системы образования. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2019. – С. 162-166.
3. Бурганова М.А. Суровый стиль. Прямая речь // Дом Бурганова, 2008. № 1.
4. Ваймугина, М. А. Понятие ценности произведения искусства // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2013. – № 2. – С. 73-80.
5. Вёльфлинг, Г. Основные понятия истории искусства. – М., 2018. Сер. 22 Антология мысли (1-е изд.). – 177 с.
6. Дмитриева, Е. Н. Искусство как источник формирования эстетической культуры // Современные проблемы науки и образования. – 2013. № 3. – С. 252.
7. Каменский А.А. Реальность метафоры // Творчество, 1969. № 8.
8. Килимник, Е.В. История русского искусства. Учебно-методическое пособие / Екатеринбург, 2016. – 224 с.
9. Морозов А.И. Поколения молодых. Живопись советских художников 1960–1980-х годов. М.: Советский художник, 1989.
10. Скоробогачёва, Е.А. Историческая живопись России. Учебно-методическое пособие для направления подготовки 54.05.02 "Живопись" Программа 01: "Художник-живописец (станковая живопись)" Уровень образования высшее образование - специалитет 1-2 семестр / Саратов, 2018.
11. Степановская, Т.М. Искусствоведение в системе гуманитарного знания // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 10. – С. 110-112.
12. Цыбульник, О.Ю. Компаративное искусствоведение в изучении произведений искусства // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям. Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных. В 5-ти томах. – 2019. – С. 242-245.

Вопрос-ответ:

Как художники отразили Великую Отечественную войну в своих работах?

Художники отразили Великую Отечественную войну в своих работах разными способами. Они создавали картины, на которых изображали боевые сцены, героических солдат и офицеров, а также мирных жителей, страдающих от войны. Некоторые художники в своих работах выражали эмоции и чувства, связанные с войной, такие как горе, страх, гордость и надежду. Они также изображали разрушенные города, памятники и места боевой славы, чтобы передать масштаб разрушений и потерь.

Какое значение имеет Великая Отечественная война в искусстве?

Великая Отечественная война имеет огромное значение в искусстве. Она стала одной из самых важных исторических тем для русских художников. В искусстве она отразилась как символ патриотизма, героизма и стойкости русского народа. Картины, посвященные войне, помогли передать эмоции и чувства, вызванные этим трагическим периодом истории. Они также помогли сохранить память о героических событиях и людях, погибших во время войны.

Какие художники изображали события Великой Отечественной войны на своих картинах?

Многие русские художники изображали события Великой Отечественной войны на своих картинах. Среди них были выдающиеся художники такие, как Илья Репин, Василий Суриков, Сергей Герасимов и многие другие. Они создавали картины, на которых изображали боевые сцены, героических солдат и офицеров, а также мирных жителей, страдающих от войны. Их работы помогли сохранить память о героическом прошлом и передать эмоции и чувства, связанные с войной.

Каким образом российские художники воплотили события Великой Отечественной войны в своих произведениях?

Российские художники изображали события Великой Отечественной войны в своих произведениях через различные мотивы и жанры, такие как историческая живопись, патриотическая иконография, портреты героев-защитников, битвы и сражения. Они пытались передать героизм и страдания советских солдат, рассказать о масштабе разрушений и горе, прославить победу. Часто в работах художников можно увидеть символику Отечественной войны, национальные символы и гербы.

Какое значение имели картины, посвященные Великой Отечественной войне, в советском обществе?

Картины, посвященные Великой Отечественной войне, в советском обществе имели огромное значение. Они были не только произведениями искусства, но и важным средством пропаганды, поддержания патриотизма, воспитания поколений. Картины служили своеобразным историческим источником, которые помогали сохранить память о войне, передавали героический образ советского воина, его состояния и настроения. Они также показывали страдания мирного населения, разрушения и несправедливость войны.

Какие художники считаются наиболее известными авторами картин, посвященных Великой Отечественной войне?

Среди известных художников, чьи картины посвящены Великой Отечественной войне, можно назвать Илью Глазунова, Бориса Кустодиева, Сергея Герасимова. Их произведения являются классическими образцами искусства, посвященного этой войне. Картины Глазунова передают героизм и страдания советских солдат, Кустодиева - мощь и мужество русского народа, Герасимова - реалистические сцены битв. Однако, есть еще множество других талантливых и известных художников, работы которых также посвящены Великой Отечественной войне.

Какие события российской истории изображаются в творчестве русских художников?

Русские художники изображают различные события российской истории, включая Великую Отечественную войну, революции, царские темы, сельскую и городскую жизнь, портреты и другие.

Какое место занимает Великая Отечественная война в творчестве русских художников?

Великая Отечественная война занимает особое место в творчестве русских художников. Они создали множество произведений, посвященных этому событию, отражающих его героизм, страдания и победу.