Хронотоп повести А.Н. Новикова «Летопись заштатного города»
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 26 + 26 источников
- Добавлена 15.05.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Заштатный город и его летописец: время и место……………
1.1. «Забытый автор» повести о «заштатном городе»…………
1.2. «Летопись заштатного города» в литературном контексте своего времени…………………………………………………………….
1.3. Хронотоп как инструмент анализа………………………….
2. Время в повести «Летопись заштатного города»………………
2.1. Утро-день- ночь………………………………………
2.2. Зима-осень……………………………………………………
2.3. Прошлое- настоящее- будущее………………………………
3. Пространственная организация повести «Летопись заштатного города»…………………………………………………………………………
3.1. Место основного действия ……………………………………
3.2. Места, в которых герой бывает………………………………
3.3. Места, которые упоминаются в повести……………………
Заключение………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………
Однако приезд героя в город оказался безрезультатным, так как собрание было перенесено. Герой очень волнуется о людях, которые остались там, более того, он переживает и о том, что его ждем по прибытии: «Я ещё долго смотрел в сторону города, где остались свои, т.к. ехал я в неизвестность».Все мысли его заняты возможными преградами, которые могут встретиться на его пути, поэтому повествователь всю ночь не спит и только под утро засыпает неспокойным сном. Когда они проезжали мимо Сызрани, на пароме оказались чехи, которые выискивали коммунистов с тем, чтобы их расстрелять. Они уже захватили Сызрань, поэтому повествователь очень волнуется о том, что будет дальше. Его не выдали, поэтому он забывается тяжелым сном. Оказавшись в Балаково повествователь вместе с Яковом Ключковым из Пугачева отправляется в село Сулак, чтобы провести просветительскую деятельность о том, что такое чехо-словацкий мятеж, однако председатель села сказал о том, что восстания у него и быть не может: «Он говорил о том, что вся белая шантрапа боится села Сулак, и что в Сулаке никогда не может быть контрреволюционного восстания». В селе Юлузань им также ответили, что советскую власть уважают и восстания не будет. Таким образом, повествователь и Яков успокоились, однако, как это оказалось впоследствии, слишком поспешно. Повествователь также отправляется в различные поселения для того, чтобы посмотреть, насколько прочна советская власть (пристань Спасск, Хвалынск).Таким образом, мы видим, что в повести герой не сидит на месте, а отправляется по близлежащим городам и селам для того, чтобы проверить в каком состоянии находятся города. Картина перед ним предстает удручающая: везде проходят восстания, они коснулись абсолютно всех, а села, которые якобы не собираются восставать, в итоге присоединились к всеобщему ополчению. В итоге путешествия героя оказались бессмысленными и безрезультатными.3.3 Места, которые упоминаются в повестиДля создания общей атмосферы, царившей в стране того времени, в произведении упоминаются и другие места, которые затронули волнения. Это делается для того, чтобы показать, что не только в Балаково неспокойное время, оно неспокойно во всех частях станы. Так, Чапаев, посетивший Балаково, впоследствии отправляется в Пугачев на место постоянной службой. С Пугачевым город объединяет еще одна история, когда герои произведения решили сделать Балаково республикой, чтобы не находиться в зависимости от Пугачева, который не являлся сильным центром области. Причем в Пугачеве все были очень недовольны таким развитием событий и пытались вернуть права владения себе: «Пугачёвцы присылали уполномоченных комиссаров, но комиссары, не найдя достаточного применения административного воздействия, возвращались обратно».Однако если требуется помощь, то первые, к кому обращаются герои произведения – это жители Пугачева: «мы телеграфировали в Пугачёв, требуя вооружённой силы, и нам ответили, что воинский отряд под командой Василия Ивановича Чапаева находится в отлучке и прибудет дня через два». Однако в тот день подмога все таки пришла в город, что было достигнуто благодаря побегу одного из товарищей, испугавшегося убийства Григория Чапаева. Он пробежал мимо села Кормежки и достиг отряда Василия Чапаева. Также в повести упоминается село Вольск, в котором колонисты убили рабочих цементного завода. Рабочие обращаются к героям произведения с просьбой о помощи в сглаживании конфликта. Город не отказывает в помощи и отправляет отряд Шкарбанова в Вольск. Мы видим, что близлежащие населенные пункты приходят друг к другу на взаимовыручку в это сложное время. Весной, когда лед сошел с Волги, налаживаются поставки: из города отправляется первая баржа, наполненная пшеницей. Это показывает, что город принимает участие в поддержании революции в стране, однако все это протекало очень медленно и с неохотой, так как грузчики постоянно прерывали подготовку к отправлению:«Мы находились во власти этих людей, своеобразно поддерживающих революцию. Погрузка прерывалась каждый час, и каждый час мы шли на берег, чтобы митинговать».Не только в городе царит напряженная атмосфера, за его пределами также можно отметить напряженную обстановку, в первую очередь связанную с отсутствием продовольствия: «Восстал десяток сёл, приближённых к городу». В связи с этим крестьяне организовали восстание, которое герою необходимо было подавить. Именно за этим он отправляется в соседнее село, название которого не упоминается: «…мы поедем в повстанческий штаб, чтобы укротить восстание мерами морального воздействия. Наша вооружённая сила будет охранять подступы к городу».В других городах тоже царит напряженная обстановка, связанная с готовящимся нападением чехо-словаков. Упоминается Сызрань, в которую вторглись чехи: «- А в Сызрани - чехи! Ух, и распекут же они сволочей-большевиков! - орал капитан встречного парохода» или «Самара была занята чехо-словаками, в Саратове вспыхнуло восстание анархистов, а также и отзвуки московского лево-эсеровского мятежа докатились до нас».Таким образом мы видим, что во всех населенных пунктах, которые упоминаются в произведении происходит одна и та же ситуация: вся страна оказывается подвержена волнениям. Итак, мы видим, что в повести «Летопись заштатного города» место действия имеет огромное значения. Благодаря описанию самого города Балашова и окрестных поселений мы можем сделать вывод об общей социальной и экономической, а также политической ситуации во всей стране. Это позволяет лучше понять характер и поступки героев, которые отличаются от современного мира. ЗаключениеХронотоп имеет важное значение при анализе художественного текста. Пространственные и временные характеристики помогают создать определенную окружающую обстановку, в которой разворачиваются основные действия произведения. Они также помогают понять, почему герой совершает те ли иные действия, которые обусловлены не только характером персонажа, но и окружающей действительностью.А.Н. Новиков создал произведение, имеющее название «Летопись заштатного города», в котором значение пространственных и временных характеристик очень велико. Это связано с особенностями 1917 года, который в истории страны запомнился как очень неспокойный и тревожный. Связано это с высоким уровнем недовольства масс и чередой мятежей и восстаний. Благодаря временным и пространственных характеристикам, писателю удалось очень точно и достоверно воссоздать особенности этого времени на страницах своего произведения. В процессе выполнения курсовой работы мы выполнили все задачи, которые были поставлены перед нами, а именно:- мы проанализировали критическую литературу о жизни и творчестве А.Н. Новикова;- мы сформулировали определение понятия «хронотоп», а также изучили, какое влияние имеет хронотоп при анализе художественного произведения писателя;- мы проанализировали произведение «Летопись заштатного города» с точки зрения пространственных и временных характеристик. Однако тема курсовой не является полностью раскрытой, она нуждается в дальнейшей разработке. Можно посмотреть другие произведения автора с точки зрения использования в тексте пространственных и временных характеристик. Можно взять произведение современника А.Н. Новикова и посмотреть, как раскрывается образ современной ему действительности, а также осуществить сравнительную характеристику. Список использованных источниковАскин, Я.Ф. Проблема времени. Ее философское истолкование [Текст] / Я.Ф. Аскин. – М.: Мысль, 1965. – 200 с.Ахундов М.Д. Проблема прерывности и непрерывности пространства и времени / М.Д. Ахундов. М.:Наука, 1974. - 253 с.Бабенко, Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста / Л.Г. Бабенко, И.Е. Васильев, Ю.В. Казарин. – Екатеринбург: Из-во Урал., 2000. – 534 с.Бабушкин, С.А. Проблема художественного времени и пространства [Текст] / С.А. Бабушкин // В кн.: Пространство и время. – Киев: Наукова думка, 1984. – С. 273-291.Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики : исследования разных лет / М. М. Бахтин. – М. : Худ. лит., 1975. – 502 с.Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // М. М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 17–167.Башляр Г. Избранное:Поэтика пространства / Г. Башляр. М.:Российская политическая энциклопедия (Росспэн), 2004. -- 376 с.Бегун Б .Я. Хронотопический анализ литературного произведения / Б .Я. Бегун // Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины. 1991. - №11. - С. 18 - 22.Володин, Э.Ф. Специфика художественного времени [Текст] / Э.Ф. Володин // Вопросы философии. – 1978. - №8. – С.132-142.Гей, Н.К. Время и пространство в структуре произведения [Текст] / Н.К. Гей // Контекст — 74: литературно-теоретические исследования. - М., 1975. – С. 213-228.Енукидзе, Р.И. Художественный хронотоп и его лингвистическая организация [Текст] / Р.И. Енукидзе. – Тбилиси: ТГУ, 1987. – 196 с.Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения . Учебное пособие для студ. и преподавателй филол. фак., учителейсловесников [Текст] / А.Б. Есин. - М.: Флинта, Наука 2000. – 173 сКорабликов, Вл. Встречи с Платоновым /Вл. Кораблинов // Подъем. - 1974. - №6. – С. 24-36.Медриш, Д.Н. Структура художественного времени [Текст] / Д.Н. Медриш // Некоторые вопросы русской литературы // Ученые записки Волгоградского педагогического института им. А.С. Серафимовича. Вып. 21. – Волгоград, 1967. – С. 80-115.Никонова, Т.А. В нашей сельской местности О прозе А.Н.Новикова / Т.А. Никонова// Филологические записки. – Воронеж. - 1995 . - Вып.5. - С.131-139.Новиков, А.Н. Летопись заштатного города / А.Н. Новиков [Электронный ресурс]. – URL: http://az.lib.ru/n/nowikow_a_n/text_0020.shtml (дата обращения: 14.04.2022).Савельева, В.В Художественный текст и художественный мир [Текст] / В.В. Савельева. – Алматы: ТОО «Дайк-Пресс», 1996. - 192 с.Слепухов, Г.Н. Художественное пространство и время как объект философско-эстетического анализа [Текст] / Г.Н. Слепухов; автореф. дисс. канд. – М., 1979. – 21с.Топоров В.Н. Пространство и текст [Текст] / В.Н. Топоров. - М., 1983. - 315 с.Тороп П. Х. Хронотоп // Словарь терминологии тартуско-московской семиотической школы / сост. Я. Левченко. 1984 [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://diction.chat.ru/xronotop.html (дата обращения: 14.04.20 с22)Тороп, П.Х. Хронотоп [Электронный ресурс] / П.Х. Тороп // Словарь терминологии тартуско-московской семиотической школы/ сост. Я. Левченко; под ред. И.А. Чернова — Режим доступа: htpp: diction.chat.ru.xronotop.htmlТюпа, В.И. Эстетическая функция художественного пространства [Текст] / В.И. Тюпа // Пространство и время в литературе и искусстве // Сб. науч. трудов. – Даугавплис: ДГПИ, 1990. – С. 9-10.Флоренский, П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях [Текст] / П.А. Флоренский // Статьи и исследования по истории философии искусства и археологии. - М.: Мысль, 2000 — 112 с.Хронотоп // Философский словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mirslovarei.com/content_fil/XRONOTOP-DOSLOVNO-VREMJAPROSTRANSTVO-15968.html (дата обращения: 14.04.2022). Эльзон , М. Д. Хождение по мукам с Андреем Новиковым / М.Д. Эльзон //Нева. – 2004. - №10. – С. 33-45.Эльзон, М.Д. Андрей Новиков Материалы к библиографии / М.Д. Эльзон. -Воронеж, 1973. – 123с.
2. Ахундов М.Д. Проблема прерывности и непрерывности пространства и времени / М.Д. Ахундов. М.:Наука, 1974. - 253 с.
3. Бабенко, Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста / Л.Г. Бабенко, И.Е. Васильев, Ю.В. Казарин. – Екатеринбург: Из-во Урал., 2000. – 534 с.
4. Бабушкин, С.А. Проблема художественного времени и пространства [Текст] / С.А. Бабушкин // В кн.: Пространство и время. – Киев: Наукова думка, 1984. – С. 273-291.
5. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики : исследования разных лет / М. М. Бахтин. – М. : Худ. лит., 1975. – 502 с.
6. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // М. М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 17–167.
7. Башляр Г. Избранное:Поэтика пространства / Г. Башляр. М.:Российская политическая энциклопедия (Росспэн), 2004. -- 376 с.
8. Бегун Б .Я. Хронотопический анализ литературного произведения / Б .Я. Бегун // Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины. 1991. - №11. - С. 18 - 22.
9. Володин, Э.Ф. Специфика художественного времени [Текст] / Э.Ф. Володин // Вопросы философии. – 1978. - №8. – С.132-142.
10. Гей, Н.К. Время и пространство в структуре произведения [Текст] / Н.К. Гей // Контекст — 74: литературно-теоретические исследования. - М., 1975. – С. 213-228.
11. Енукидзе, Р.И. Художественный хронотоп и его лингвистическая организация [Текст] / Р.И. Енукидзе. – Тбилиси: ТГУ, 1987. – 196 с.
12. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения . Учебное пособие для студ. и преподавателй филол. фак., учителейсловесников [Текст] / А.Б. Есин. - М.: Флинта, Наука 2000. – 173 с
13. Корабликов, Вл. Встречи с Платоновым /Вл. Кораблинов // Подъем. - 1974. - №6. – С. 24-36.
14. Медриш, Д.Н. Структура художественного времени [Текст] / Д.Н. Медриш // Некоторые вопросы русской литературы // Ученые записки Волгоградского педагогического института им. А.С. Серафимовича. Вып. 21. – Волгоград, 1967. – С. 80-115.
15. Никонова, Т.А. В нашей сельской местности О прозе А.Н.Новикова / Т.А. Никонова// Филологические записки. – Воронеж. - 1995 . - Вып.5. - С.131-139.
16. Новиков, А.Н. Летопись заштатного города / А.Н. Новиков [Электронный ресурс]. – URL: http://az.lib.ru/n/nowikow_a_n/text_0020.shtml (дата обращения: 14.04.2022).
17. Савельева, В.В Художественный текст и художественный мир [Текст] / В.В. Савельева. – Алматы: ТОО «Дайк-Пресс», 1996. - 192 с.
18. Слепухов, Г.Н. Художественное пространство и время как объект философско-эстетического анализа [Текст] / Г.Н. Слепухов; автореф. дисс. канд. – М., 1979. – 21с.
19. Топоров В.Н. Пространство и текст [Текст] / В.Н. Топоров. - М., 1983. - 315 с.
20. Тороп П. Х. Хронотоп // Словарь терминологии тартуско-московской семиотической школы / сост. Я. Левченко. 1984 [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://diction.chat.ru/xronotop.html (дата обращения: 14.04.20 с22)
21. Тороп, П.Х. Хронотоп [Электронный ресурс] / П.Х. Тороп // Словарь терминологии тартуско-московской семиотической школы/ сост. Я. Левченко; под ред. И.А. Чернова — Режим доступа: htpp: diction.chat.ru.xronotop.html
22. Тюпа, В.И. Эстетическая функция художественного пространства [Текст] / В.И. Тюпа // Пространство и время в литературе и искусстве // Сб. науч. трудов. – Даугавплис: ДГПИ, 1990. – С. 9-10.
23. Флоренский, П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях [Текст] / П.А. Флоренский // Статьи и исследования по истории философии искусства и археологии. - М.: Мысль, 2000 — 112 с.
24. Хронотоп // Философский словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mirslovarei.com/content_fil/XRONOTOP-DOSLOVNO-VREMJAPROSTRANSTVO-15968.html (дата обращения: 14.04.2022).
25. Эльзон , М. Д. Хождение по мукам с Андреем Новиковым / М.Д. Эльзон //Нева. – 2004. - №10. – С. 33-45.
26. Эльзон, М.Д. Андрей Новиков Материалы к библиографии / М.Д. Эльзон. -Воронеж, 1973. – 123с.
Вопрос-ответ:
Какие основные хронотопы можно выделить в повести "Летопись заштатного города"?
В повести "Летопись заштатного города" можно выделить несколько основных хронотопов: время суток (утро, день, ночь), время года (зима, осень), а также временные рамки прошлого, настоящего и будущего.
Какое значение имеет хронотоп в повести "Летопись заштатного города"?
Хронотоп в повести "Летопись заштатного города" имеет большое значение, так как помогает создать атмосферу и передать особенности города и его жителей в различные временные рамки. Он также является инструментом анализа для исследования различных аспектов повествования.
Какое значение имеет утро, день и ночь в повести "Летопись заштатного города"?
Утро, день и ночь в повести "Летопись заштатного города" имеют символическое значение. Утро часто ассоциируется с новым началом, днем - с повседневностью и активностью, а ночью - с тайной и загадкой.
Какое значение имеют зима и осень в повести "Летопись заштатного города"?
Зима и осень в повести "Летопись заштатного города" имеют разное значение. Зима может символизировать холод и отчуждение, а осень - увядание и конец цикла жизни. Оба времени года помогают создать особую атмосферу и передать настроение повествования.
Какое значение имеют прошлое, настоящее и будущее в повести "Летопись заштатного города"?
Прошлое, настоящее и будущее в повести "Летопись заштатного города" играют важную роль. Они помогают создать временные рамки и передать различные аспекты жизни города и его жителей. Прошлое может иметь значимость исторического контекста, настоящее - повседневной жизни, а будущее - надежды и ожидания.
Какой хронотоп представлен в романе "Летопись заштатного города" А.Н. Новикова?
В романе "Летопись заштатного города" А.Н. Новикова представлен хронотоп провинциального города с его особыми обычаями и жителями.
Какую роль играет место в повести "Летопись заштатного города"?
Место, то есть заштатный город, является ключевым элементом хронотопа повести. Оно создает уникальную атмосферу и отражает специфику жизни его жителей.
Какое значение имеет время в романе "Летопись заштатного города" и как оно представлено?
Время в романе "Летопись заштатного города" играет важную роль. Оно отображается через различные временные периоды, такие как утро, день, ночь, зима, осень, прошлое, настоящее и будущее.
Как автор использует хронотоп как инструмент анализа в романе "Летопись заштатного города"?
В романе "Летопись заштатного города" автор использует хронотоп как инструмент для анализа образа города и его истории. Через хронотоп, акцентируется внимание на особенностях жизни и существования горожан.
Какова роль летописца в романе "Летопись заштатного города" А.Н. Новикова?
Летописец в романе "Летопись заштатного города" А.Н. Новикова играет роль наблюдателя и хроникера жизни города. Он фиксирует события и сохраняет память о жизни заштатного города.
Какой хронотоп используется в повести "Летопись заштатного города" А.Н. Новикова?
В повести "Летопись заштатного города" автор использует хронотоп - заштатный город, который становится основным местом действия и персонажем повести.