Достопримечательности Китай-города.Путеводитель.
Заказать уникальную курсовую работу- 57 57 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 18.12.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Общие сведения об истории и особенностях Китай-города
1.1. История возникновения Китай-города и появления его названия
1.2. Укрепления Китай-города
Глава 2. Достопримечательности Китай-города
2.1. Перечень архитектурных и исторических памятников Китай-города. Зоны Китай-города
2.2. Особенности и история архитектурных и исторических памятников Китай-города
Заключение
Список литературы
Приложение
Сюда приводили подсудимых и судили в сомнительных случаях, т.к. он название «что у крестного целованья».
В 1556 году Иван Грозный разрешил монахам - грекам, которые приезжали в Москву, останавливаться в Никольском монастыре.
Спустя менее века, в 1653 г. царь Алексей Михайлович отдал монастырь «для приезжих греческих властей и старцев». С Афона была привезенная чудотворная икона Иверской Божьей матери, изначально находившаяся в монастыре, но позже икону перенесли в специально построенную часовню возле Воскресенских ворот Китай-города.
Никольский монастырь был центром греческой колонии в Москве, здесь находилась книгописная мастерская.
В 1713 году князь Дмитрий Кантемир в память о своей супруге Кассандре приказал возвести новый каменный одноэтажный Никольский собор. Однако в 1714-м строительство приостановилось из-за строительства Санкт-Петербурга, церковь была завершена в 1724 г. В период 35-36 годов XVIII в. над храмом построена церковь Успения Пресвятой Богородицы иждивением семьи князя Кантемира. В 1770 г. также строится церковь святителя Константина и Елены на средства князя Матвея Кантемира, а в 1799 году главный монастырь снова был перестроен. Необходимо отметить, что в Никольском монастыре располагалась усыпальница, в которой был предан прах поэта А.Д. Кантемира. В 1893-1895 годах вокруг храма арх. К.Ф. Буссе и Г.А. Кайзер возводятся каменные здания, которые сдавались внаем различным организациям. Также в Николо-греческом монастырь находилась религиозная библиотека, которую создал А.И. Хлудов. В начале ХХ века, в 1902-м, строится масштабное здание, являющееся колокольней и часовней одновременно. В 1918 г. храм закрыт, а в начале 20-х прошлого века разорен. В 1935 году Никольский собор был разрушен. В 2007 г. принимается решение воссоздать монастырь.
Богоявленский мужской монастырь (Богоявленский пер. 2) - второй по древности в Москве после Даниловского. По преданию, он был основан «за Торогом» Великого посада князем Даниилом Александровичем, младшим сыном Александра Невского.
Первую каменную церковь заложили в 1342 г. Разграблена в 1382 г. воинами Тохтамыша, разрушена в 1451 г. во время нашествия ордынского царевича Мазовши. Монастырь неоднократно страдал от пожаров (в 1547, 1551, 1687, 1737 и др.).
В 1680-1687 гг. в Богоявленском монастыре помещалась школа братьев Лихудов, преобразованная после перевода в Заиконоспасский монастырь в Славяно-греко-латинскую академию. В 1693-1696 гг. было завершено строительство нового, ныне существующего Богоявленского собора в стиле «московского барокко». Монастырский собор с нижней церковью Казанской Богоматери (1624) и верхней Богоявленской церковью поставлен на подклете, включающем фрагменты белокаменного храма XIV в. и трапезной палаты конца XV - начала XVI вв. Изящный храм был увенчан традиционной «луковицей», но отличался необычным сочетанием белокаменной резьбы и красных стен.
Храм типа восьмерик на четверике богато декорирован белокаменными резными деталями: наличниками с «разорванными» фронтонами, балясинами, пышными карнизами; в интерьере сохранилось лепное алебастровое убранство XVIII в. в стиле барокко (скульптор Д. М. Фонтана). В 1690-х гг. были сооружены братские кельи и настоятельские покои (перестр. в 1879-1880-х гг.). В 1739 году над внутренними воротами Богоявленского монастыря возведена колокольня. В конце XVIII в. в корпусах, ограждавших монастырь, по линиям улицы и переулка размещались галантерейные лавки. На месте надвратной церковью Рождества Иоанна Предтечи в 1905-1909 гг. был построен доходный дом. Храм закрыли после революции. В помещениях монастыря находились общежитие студентов Горной академии, служебные помещения Метростроя, позже - цех металлообработки. В 1950-х гг. здесь построили административное здание. В 1980-х гг. в Богоявленском монастыре проводились реставрационные работы.
Заиконоспасский мужской монастырь (Никольская 7/9) основан Борисом Годуновым в 1600 г. Свое название получил от расположения - за лавками, где торговали иконами. До этого здесь стоял монастырь Николы Старого, известный с XIV в. При царе Алексее Михайловиче, в 1660 г., был заложен каменный собор во имя иконы Спаса Нерукотворного Образа. Средства на строительство Спасского собора дал воевода князь Ф. Ф. Волконский. Перестраивался в 1717-1720 и 1742 г. (арх. И.П. Зарудный и И. Ф. Мичурин). Спасский собор - памятник московского барокко. Ярусный, двусветный, четырехугольный в плане храм, с крестчатым сводом и высоко поднятым восьмиугольным барабаном главы, который окружает небольшая галерея со смотровыми площадками. Декор внешнего оформления - классический пилястровый ордер. Заиконоспасский монастырь - один из исторических центров русского просвещения. С 1664 г. в нем работала школа для обучения латыни, руководимая церковным деятелем и писателем Симеоном Полоцким (погребен в соборе в 1680 г.). В 1687-1814 гг. в монастыре помещалась Славяно-греко-латинская академия, в которой учились Антиох Кантемир и М. В. Ломоносов. После перевода академии в Свято-Троице-Сергиеву Лавру в ее зданиях разместилось духовное училище. В 1701 г. к нижнему храму пристроили трапезную. Из-за пожаров в 1701 и 1737 гг. монастырь и собор перестраивались. Напротив северного фасада собора сохранился перестроенный и надстроенный третьим этажом Братский корпус (1886, арх. Н. А. Шер). С запада к нему примыкает здание Заиконоспасского духовного училища (1822, арх. О. И. Бове).
В конце второй четверти XVIII в. была coopужена обходная галерея на колоннах, в 1851 вместо луковичной главки - ротонда-беседка с главкой. С севера и запада под папертью верхнего храма к нижнему храму пристроили двухэтажные кельи. В 1900 г. построена колокольня (арх. З. И. Иванов). В 1920-х собор был закрыт. Здесь находились различные учреждения и склады. В 1924 г. разобран верхний ярус колокольни. В одном из принадлежавших монастырю домов разместилась первая советская телестудия.
Немного об улицах Китай-города. Варварка названа по находящейся здесь церкви великомученицы Варвары. Старое название: Всехсвятская (XIV-XVI века) (часть ее). В 1933-1990 годах называлась: улица Разина, в честь руководи теля восстания 1670-1671 годов С.Т. Разина. Простирается от Красной площади до площади Варварские Ворота. Варварка — одна из главных улиц Китай-города, по которой пролегала дорога на Владимир.
Первоначально начиналась от Спасских ворот Кремля и шла по гребню холма над Москвой-рекой. По некоторым данным, по её трассе проходила древняя дорога на Владимир. Впервые упоминается под названием Всехсвятской (по церкви Всех Святых на Кулишках) в конце XIV в., когда по ней въехал в Москву князь Дмитрий Донской, возвращаясь с Куликовской битвы (1380). С 1434 называлась Варварской или Варьской.
Каменная церковь Св. Варвары великомученицы была построена в 1514 году зодчим Алевизом Новым. Сохранившееся до наших дней здание в стиле русского классицизма было сооружено в 1796—1801 годах по проекту архитектора М. Ф. Казакова на том же месте. Судя по тому, что в одной из записей в летописи середины XV века улица упомянута как Варьская, то деревянная церковь стояла тут ещё до Алевизового здания.
Улица сложилась как дорога по бровке холма над Москвой-рекой, проходившая из Кремля на Владимирскую, Рязанскую, Коломенскую дороги. В посаде на Варварской улице жили бояре, о чём свидетельствует музей — «Палаты бояр Романовых». В то же время это был торговый район, где селилась беднота, где сходились люди со всей Москвы, чтобы купить или продать что-либо в многочисленных рядах и лавках.
В XVII веке улица одно время называлась то Знаменской (по Знаменскому монастырю), то Большой Покровкой (по церкви Покрова Божией Матери на Псковской горе), но названия не прижились.
В конце XVIII в. Варварку очистили от ветхих зданий. После пожара 1812 года большинство домов и магазинов на Варварке отстроено в камне.
В дни октябрьских боёв 1917 года в Москве улица была местом братоубийственного кровопролития (на фасадах некоторых зданий до сих пор сохранились следы от пуль). После 1917 года Варварка была занята учреждениями и складами. В 1933 году улица была переименована в улицу Разина в честь вождя крестьянского восстания 1670—1671 гг. С.Т. Разина, в 1993 году улице было возвращено историческое название. После сноса в 1934 году Китайгородской стены открылся выход на площади Ногина (площадь Варварские Ворота). В 1960-х гг. вместе со всей жилой застройкой Зарядья уничтожена застройка южной стороны Варварки, кроме древних памятников архитектуры и нынешнего дома № 14.
Никольская улица названа по известному в этой местности с середины XVI века Никольскому монастырю (уничтожен в 1935 году). Старое название: Сретенская улица (конец XIV — середина XVI века), как часть улицы, идущей к Сретенскому монастырю. В 1935-1990 годах называлась: улица Двадцать Пятого Октября, в память дня начала Октябрьской революции 1917 года (по старому стилю). Простирается от Красной площади до Лубянской площади. Здесь находится здания: Казанского собора и Верхних торговых рядов, Печатного двора 1560 годов, ныне принадлежащее Российскому государственному гуманитарному университету, Славяно-греко-латинской академии 1687 года (во дворе домов № 7-9), церковь Успения Пресвятой Богородицы, «что на Чижевском подворье» 1691 года (во дворе дома № 8), Шереметевского подворья (дом № 10), аптеки К. Феррейна 1896 года (дом № 19/21, архитектор А. Э. Эрихсон) и др. К 1815 году выстроено здание Синодальной типографии (дом № 15, архитектор И. Л. Мироновский). Фасад его выполнен в готическом стиле с использованием декоративных мотивов древних зданий Печатного двора: изображения льва и единорога, увитые виноградными лозами колонны, белокаменная резьба. Ныне здание принадлежит Российскому государственному гуманитарному университету.
Никольская улица вот уже более шести веков носит имя одного из древнейших монастырей Москвы (дома № 9,11). В разное время Никольский монастырь именовали по-разному: Никола Старый у Большого Крестца, Никола Большая Глава, что у крестного целования, Николаевский, Никольский Греческий, Афоногорский. Основан он в конце XIV века и впервые в летописи упоминается в 1390 году. Греческие монахи впервые появились в Никольском монастыре в 1556 году. Иван Грозный пожаловал его афонским монахам из Хиландарского монастыря для временного проживания, что было подтверждено царской грамотой от 7 марта 1556 года. Обитель к концу XVII века уже имела достойный ансамбль. Видевший ее путешественник Рейтенфельс писал, что она «малым чем уступала греческому кварталу в Риме».
Со 2-й половины XIX века Никольская улица — одна из главных торговых и деловых улиц Китай-города. Здесь размещались многочисленные конторы, рестораны, гостиницы. Среди них выделяется здание конца XVIII века, перестроенное в 1872 году для гостиницы «Славянский базар» (дом № 17, архитектор перестройки Р.А. Гедике).
О том, как преобразилась улица через несколько лет после пожара 1812 гола, пишет А. Вьюрков: «Неузнаваемой стала улица первых печатников. Средневековую, деревянную, поросшую крапивой и лопухами мостовую замостили булыжником. Деревянные хоромы бояр и думных дьяков сменили казенные дома. Да и сам московский люд выглядел уже иначе. Яркое его одеяние — охабни, кафтаны, цветные ферязи и сапоги сменило темное заморское платье. Появились картузы, шляпы, цилиндры. От старой Никольской сохранились лишь два монастыря — Богоявленский и Заиконоспасский, да Синодальная типография на месте Печатного двора. Сохранились также солнечные часы на ее стене. На месте прежнего иконного ряда засверкали витрины магазинов с церковной утварью и парчой, и разместились торговые заведения. Книжники со Спасского Крестца обосновались в узком Никольском тупике».
Путеводитель «По Москве» в 1917 году сообщал: «Проходя по Никольской, мы поражаемся обилием торговых предприятий, лавок и магазинов. Это одна из наиболее бойких улиц Москвы. Присматриваясь к этой массе вывесок, мы чаще всего видим вывески иконных и книжных лавок и магазинов. Торговля ими здесь на Никольской является искони установившимся обычаем. И если книжные магазины разбросаны сейчас по всей Москве, то магазинов и лавок иконных мы больше не найдем нигде, кроме Никольской и ее района».
Ильинка названа по известному в этой местности с 1518 года Ильинскому монастырю (упразднен в XVII веке) и по известной здесь с XVI века церкви Ильи пророка. Старые названия: Дмитриевская улица (XV век), по известной в этой местности с 1472 года церкви великомученика Димитрия Солунского (упразднена и разобрана в 1790 году.). В 1935-1990 годах называлась: улица Куйбышева, в честь члена Политбюро ЦК ВКП (б) В. В. Куйбышева. Простирается от Красной площади до площади Ильинские Ворота. Одна из главных торговых улиц Китай-города, на которой находится Биржевая площадь.
В 1865 году здесь были выстроены Теплые торговые ряды (дом № 3, архитектор А.С. Никитин). Здесь размещались многие банки последних десятилетий самодержавной России: Волжско-Камский коммерческий банк в здании 1890 года (дом № 8, архитектор Б.В. Фрейденберг), Московский купеческий банк в здании 1894 года (дом № 14, архитектор Б.В. Фрейденберг), Петербургский международный коммерческий банк в здании 1910 года (дом № 9, архитектор А.Э. Эрихсон), Московский торговый банк в здании 1882 года (дом № 10, архитектор Б.В. Фрейденберг), Русский внешнеторговый и Сибирский банки в здании начала XX века (дом № 12, архитектор Р.И. Клейн), Азовско-Донской банк в здании 1912 года (дом № 9, строение 2, архитектор A.Н. Зелигсон).
В конце улицы к 1911 году выстроен комплекс зданий Северного страхового общества (дома № 23-25, архитекторы И.И. Рерберг, М.М. Перетяткович, B.К. Олтаржевский). Из многочисленных монастырских владений в окрестностях Ильинки сохранились Троицкое подворье 1876 года (дом № 5, архитектор П.П. Скоморошенко) и подворье Иосифо-Волоколамского монастыря 1882 года (дом № 7), архитектор А.С. Каминский). В начале улицы находятся здания Верхних Торговых рядов и Средних торговых рядов, фасады которых обращены на Красную площадь.
Заключение
В заключение, хотелось бы рассказать о тех проблемах, с которыми сталкивается на сегодняшний день уникальный исторический комплекс Москвы Китай-город.
Наиболее актуальная и серьёзная проблема заключается в том, что Китай-город сегодня начинает терять статус общественно-культурного центра Москвы по причине большого количества коммерческих учреждений, а также ещё и потому, что сокращается число людей, приходящих полюбоваться многочисленными памятниками искусства и культуры, прикоснуться к многовековой истории столицы.
Для того, чтобы эффективно решить данную проблему, необходимо проводить работы по восстановлению утраченных памятников, реставрации сохранившихся достопримечательностей.
Немаловажной проблемой является необходимость оборудования выставочных залов и концертных залов, налаживание функционирования зон отдыха, включающих в себя рестораны и кафе.
Ещё в 1989 году была принята программа реконструкции Китай-города, однако многие её положения до сих пор не выполнены. В частности, в Китай-городе и на сегодняшний день слишком много учреждений и контор, которые откровенно портят общий архитектурный ансамбль уникального исторического района Москвы. Также необходимо и далее повышать роль Китай-города в культурной жизни столицы.
Список литературы
Гиляровский В. Москва и москвичи./Собрание сочинений в 4 т. – М., 1989. Т. 4.// http://lib.ru/
Гуревич А.Я. Москва в начале XX века. Заметки современника. – Б.м., 2010.
История СССР. С древнейших времён до 1861 года /Под ред. П.П. Епифанова, В.В. Мавродина. – М., 1983.
Китай-город: общий очерк./Электронный ресурс// http://www.apartment.ru/
Колодный Л.Е. Китай-город: Авторский путеводитель. – М., 2004.
Лебедева Е. Никольские церкви старой Москвы./Е. Лебедева//Интернет-журнал Сретенского монастыря.// http://www.pravoslavie.ru/
Литвинов С. История Никольской улицы // Отечество. Вып. 10. — М., 1997.
Муравьев В. Святая дорога: Истории московских улиц. — М., 2003.
Найденов Н.А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. I: Кремль и Китай-город. — М., 1883.
Никольский В.А. Старая Москва. Китай-город./Электронный ресурс// http://www.protoart.ru/.
Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай-город. Центральные площади. — М., 1982.
Рабинович М.Г. Облик Москвы в XIII – XVI вв./М.Г. Рабинович//Вопросы истории. № 11, 1977.
Смирнов С.А. Введение в сборник «Казанский собор на Красной площади»./Электронный ресурс: Официальный сайт Казанского собора на Красной площади.// http://www.kazanski-sobor.ru/
Собор Василия Блаженного - зашифрованный образ погибшей мечети /Русская линия – Православное информационное агентство.// http://www.rusk.ru/
Сытин П.В. Из истории московских улиц. — М., 1958.
Щенкова О.П. Китай-город — торговый центр Москвы в конце XVIII—первой половине XIX в. // Архитектурное наследство. — М., 1985. — № 33.
Энциклопедия «Википедия»: Китай-город//http://ru.wikipedia.org/
Приложение
Воскресенские ворота
2. Собор Василия Блаженного
3. Церковь Георгия Победоносца на Псковской горе
4. Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Климента Папы Римского) у Варварских ворот
5. Казанский собор
6. Николо-Греческий монастырь. Фото из альбома Н.А.Найденова, 1883
7. Богоявленский монастырь
8. Заиконоспасский монастырь
9. Никольская улица около 1900 г. Вид от Красной площади. Слева видны здания, принадлежавшие Никольскому монастырю (№№ 11 и 13), далее, с башенками - Синодальная типография (Печатный двор). Напротив - угол Богоявленского переулка с Чижовским подворьем (в просторечии Чижовка)
10. Ильинка
11. Варварка
12. Никольские проломные ворота в XVIII в.(Вид от Ильинских ворот; виден ров, впоследствии засыпанный)
13. Ильинские ворота. 1840-е гг.
Колодный Л. Китай-город: Авторский путеводитель. – М., 2004. С. 11-12.
Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай-город. Центральные площади. — М., 1982. С. 67.
Рабинович М.Г. Облик Москвы в XIII – XVI вв./М.Г. Рабинович//Вопросы истории. № 11, 1977. С. 140.
Никольский В.А. Старая Москва. Китай-город./Электронный ресурс// http://www.protoart.ru/
Колодный Л. Китай-город: Авторский путеводитель. – М., 2004. С. 7-8.
Китай-город: общий очерк./Электронный ресурс// http://www.apartment.ru/
Китай-город: общий очерк./Электронный ресурс// http://www.apartment.ru/
Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай-город. Центральные площади. — М., 1982. С. 71.
Китай-город: общий очерк./Электронный ресурс// http://www.apartment.ru/
Колодный Л. Китай-город: Авторский путеводитель. – М., 2004. С. 7-8.
Гиляровский В. Москва и москвичи./Собрание сочинений в 4 т. – М., 1989. Т. 4.// http://lib.ru/
Колодный Л. Китай-город: Авторский путеводитель. – М., 2004. С. 11-12.
Энциклопедия «Википедия»: Китай-город//http://ru.wikipedia.org/
Энциклопедия «Википедия»: Китай-город//http://ru.wikipedia.org/
Гуревич А.Я. Москва в начале XX века. Заметки современника. – Б.м., 2010. С. 17.
Энциклопедия «Википедия»: Китай-город//http://ru.wikipedia.org/
Энциклопедия «Википедия»: Китай-город//http://ru.wikipedia.org/
Колодный Л. Китай-город: Авторский путеводитель. – М., 2004. С. 12
См.: Литвинов С. История Никольской улицы // Отечество. Вып. 10. — М., 1997.
Муравьев В. Святая дорога: Истории московских улиц. — М., 2003. С. 34.
См.: Щенкова О.П. Китай-город — торговый центр Москвы в конце XVIII—первой половине XIX в. // Архитектурное наследство. — М., 1985. — № 33.
Китай-город: общий очерк./Электронный ресурс// http://www.apartment.ru/.
Гуревич А.Я. Москва в начале XX века. Заметки современника. – Б.м., 2010. С. 17-18.
Китай-город: общий очерк./Электронный ресурс// http://www.apartment.ru/.
История СССР. С древнейших времён до 1861 года /Под ред. П.П. Епифанова, В.В. Мавродина. – М., 1983. С. 215
Собор Василия Блаженного - зашифрованный образ погибшей мечети /Русская линия – Православное информационное агентство.// http://www.rusk.ru/
Рабинович М.Г. Облик Москвы в XIII – XVI вв./М.Г. Рабинович//Вопросы истории. № 11, 1977. С. 138.
Собор Василия Блаженного - зашифрованный образ погибшей мечети /Русская линия – Православное информационное агентство.// http://www.rusk.ru/
См.: Смирнов С.А. Введение в сборник «Казанский собор на Красной площади»./Электронный ресурс: Официальный сайт Казанского собора на Красной площади.// http://www.kazanski-sobor.ru/
Смирнов С.А. Введение в сборник «Казанский собор на Красной площади»./Электронный ресурс: Официальный сайт Казанского собора на Красной площади.// http://www.kazanski-sobor.ru/
Смирнов С.А. Введение в сборник «Казанский собор на Красной площади»./Электронный ресурс: Официальный сайт Казанского собора на Красной площади.// http://www.kazanski-sobor.ru/
Китай-город: общий очерк./Электронный ресурс// http://www.apartment.ru/.
Лебедева Е. Никольские церкви старой Москвы./Е. Лебедева//Интернет-журнал Сретенского монастыря.// http://www.pravoslavie.ru/
Там же.
Лебедева Е. Никольские церкви старой Москвы./Е. Лебедева//Интернет-журнал Сретенского монастыря.// http://www.pravoslavie.ru/
Лебедева Е. Никольские церкви старой Москвы./Е. Лебедева//Интернет-журнал Сретенского монастыря.// http://www.pravoslavie.ru/
Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай-город. Центральные площади. — М., 1982. С. 89.
Китай-город: общий очерк./Электронный ресурс// http://www.apartment.ru/.
См.: Сытин П.В. Из истории московских улиц. — М., 1958. С. 50-54.
Литвинов С. История Никольской улицы // Отечество. Вып. 10. — М., 1997.
Колодный Л. Китай-город: Авторский путеводитель. – М., 2004. С. 127-130.
Колодный Л. Китай-город: Авторский путеводитель. – М., 2004. С. 127-130. С. 59-60.
Там же.
Найденов Н.А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. I: Кремль и Китай-город. — М., 1883.
5
1.Гиляровский В. Москва и москвичи./Собрание сочинений в 4 т. – М., 1989. Т. 4.// http://lib.ru/
2.Гуревич А.Я. Москва в начале XX века. Заметки современника. – Б.м., 2010.
3.История СССР. С древнейших времён до 1861 года /Под ред. П.П. Епифанова, В.В. Мавродина. – М., 1983.
4.Китай-город: общий очерк./Электронный ресурс// http://www.apartment.ru/
5.Колодный Л.Е. Китай-город: Авторский путеводитель. – М., 2004.
6.Лебедева Е. Никольские церкви старой Москвы./Е. Лебедева//Интернет-журнал Сретенского монастыря.// http://www.pravoslavie.ru/
7.Литвинов С. История Никольской улицы // Отечество. Вып. 10. — М., 1997.
8.Муравьев В. Святая дорога: Истории московских улиц. — М., 2003.
9.Найденов Н.А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. I: Кремль и Китай-город. — М., 1883.
10.Никольский В.А. Старая Москва. Китай-город./Электронный ресурс// http://www.protoart.ru/.
11.Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай-город. Центральные площади. — М., 1982.
12.Рабинович М.Г. Облик Москвы в XIII – XVI вв./М.Г. Рабинович//Вопросы истории. № 11, 1977.
13.Смирнов С.А. Введение в сборник «Казанский собор на Красной площади»./Электронный ресурс: Официальный сайт Казанского собора на Красной площади.// http://www.kazanski-sobor.ru/
14.Собор Василия Блаженного - зашифрованный образ погибшей мечети /Русская линия – Православное информационное агентство.// http://www.rusk.ru/
15.Сытин П.В. Из истории московских улиц. — М., 1958.
16.Щенкова О.П. Китай-город — торговый центр Москвы в конце XVIII—первой половине XIX в. // Архитектурное наследство. — М., 1985. — № 33.
17.Энциклопедия «Википедия»: Китай-город//http://ru.wikipedia.org/
Вопрос-ответ:
Какой исторический памятник можно посетить в Китай городе?
В Китай городе можно посетить множество исторических памятников, среди которых особенно выделяются крепостные стены и ворота, такие как Ворота уголков, Златоустовские ворота, Амурские ворота и др.
Какие архитектурные памятники можно найти в Зоне Китай города?
В Зоне Китай города можно найти разнообразные архитектурные памятники, включая храм Богородицы Владимирской, храм Иоанна Воина, храм Кирилла и Мефодия, Рождественскую церковь и многие другие.
Какую историю имеют архитектурные исторические памятники Китай города?
Архитектурные исторические памятники Китай города имеют богатую историю, простирающуюся на десятки и даже сотни лет. Они отражают различные эпохи, стили и культурные традиции, особенности архитектуры разных времен и народов. Каждый памятник имеет свою уникальную историю и значение для города и его жителей.
Как и когда возник Китай город? Откуда происходит его название?
Китай город возник еще в древности, в 10-11 веке, и является одним из старейших городских поселений в данном регионе Китая. Название "Китай город" происходит от старинного названия этого места, которое связано с его местоположением на границе Китая и с народностью жителей этой области.
Какие были особенности укреплений Китай города?
Укрепления Китай города включают в себя мощные крепостные стены и ворота, которые были построены для защиты города от вражеских нападений. Они имеют свою специфику и особенности в строении и архитектуре, и служили важными элементами системы обороны Китай города.
Какое значение имеет название Китай город?
Название "Китай город" имеет историческое значение и связано с историческими связями Китая и России. В древние времена Китайцы называли эту территорию "Ханьчжэнь". Со временем это название перешло к русским и стало обозначать центральную часть Москвы.
Какие достопримечательности можно посмотреть в Китай городе?
В Китай городе есть множество достопримечательностей, среди которых можно выделить архитектурные и исторические памятники. Некоторые из них - Храм Цзя, Сял Эцзюань и башни Гатчина и Суворова.
Какие укрепления есть в Китай городе?
В Китай городе существуют различные укрепления, которые служили для защиты и обороны. Одной из главных достопримечательностей является Китайская стена, которая окружает город. Также можно увидеть башни и крепостные стены, которые сохранились до наших дней.
Какие архитектурные и исторические памятники можно посетить в Китай городе?
В Китай городе есть большое количество архитектурных и исторических памятников. Например, Храм Цзя является одной из главных достопримечательностей. Этот храм был построен в 17 веке и украшен различными скульптурами и фресками. Также стоит посетить Сял Эцзюань - старинный дворец, который служил резиденцией императоров. Еще одной замечательной достопримечательностью является башня Гатчина, которая была построена в конце 18 века и имеет богатую историю. Кроме того, можно увидеть и другие здания и памятники, которые представляют интерес для историков и туристов.
Когда возник Китай город и каким образом получил свое название?
Китай город возник в VI веке и назван так в честь китайского уроженца, который основал первую поселение в этом районе.
Какие достопримечательности включает Китай город?
В Китай городе есть множество архитектурных и исторических памятников, включая старинные укрепления, храмы и музеи.
Какие исторические памятники самые значимые в Китай городе?
Среди самых значимых исторических памятников Китай города можно выделить городскую стену, Ворота Дракона, Храм Искателя Истины и Дворец Жемчужной Росы.