Принципы артикуляционной техники московской школы пианизма (на примере Гольденвейзера и Фейнберга)
Заказать уникальную курсовую работу- 23 23 страницы
- 29 + 29 источников
- Добавлена 16.05.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические особенности артикуляционной техники 6
1.1 Понятие и особенности артикуляционной техники пианиста 6
1.2 Характеристика Московской школы пианизма 9
Глава 2. Методические принципы артикуляционной техники А.Б. Гольденвейзера и С.Е. Фейнберга 13
2.1 Взгляды А.Б. Гольденвейзера на принципы артикуляционной техники 13
2.2 Принципы работы над техникой С.Е. Фейнберга 16
Заключение 21
Список литературы 23
Е.Фейнберга, которая была создана для преодоления технических трудностей, был выбран «способ группировки». Данный метод применяется ко всем видам техники: пальцевой и октавной, аккордовой и двойной, а также к многоголосному написанию. Исполнитель, разбивая их как можно более мелкими частями (звеньями), имеет возможность обращать особое внимание на совпадение вертикалей звуковых рядов в нотном тексте, на повторяемось, синхронность или зеркальность (в случае, если мы говорим о двуручном исполнении). Распределение одинаковых элементов часто может быть произведено между двумя руками, облегчая при этом исполнителю техническую задачу и создав ровность звучания.Как известно, С.Е. Фейнберга в педагогической практике особенно привлекала метод «наведения», как способ преодолеть технические неудобства и найти художественную ценность произведения. Прибегая к данному методу, педагоги предлагают учащемуся широкий взгляд на техническую сторону произведения (предложить учащемуся некоторые варианты, способы для преодоления технических трудностей), а ряд ассоциативных идей, образцов из области музыкального или других искусств –как предполагаемая возможность наметить исполнительский замысел на основе композиторского замысла.Не менее важным стимулом для инициативы учащихся в техническом, художественном совершенствованием своих идей может стать выступление педагога. Лучшие результаты самостоятельной работы пианиста – когда она соотносится с инициативностью и интересом молодого музыканта, опираясь на индивидуальные способности учащегося.Метод наведения, предложенный С.Е. Фейнбергом, может быть полезен, и применим на всех уровнях обучения исполнителей-музыкантов [21].Ущерб от излишней жестикуляции при извлечении звука Фейнберг видит еще и в том, что она препятствует объективной оценке собственной игры пианиста. «Добавочный балласт жестикуляции, – разъясняет музыкант, – напряженность движения сейчас же отражаются на игре и на звуке, затрудняя объективный контроль надрезультатом игры». Заканчивается этот фрагмент работы блестящим афоризмом: «Чрезмерная артикуляция оглушает самого исполнителя» [21, с.189]. Разъясняя более подробно этот тезис, Фейнберг указывает: «Все лишние движения, все дополнительные напряжения являются актом своего рода самогипноза. Они восполняют для пианиста эмоциональные и технические пробелы его игры. Благодаря этим движениям пианист слышит свою игру не в ее истинном звучании, а в предполагаемом». Для того чтобы избежать такого положения дел, музыкант советовал: «Необходимы известная степень сдержанности, привычка достигать звучания самым простым и целесообразным движением, способность выключать все ненужные жесты: качание торса и головы, взмахи локтей, излишнее напряжение ног, отбивание такта ступней» [21, с. 82].Фейнберг использовал индивидуальный алгоритм работы над произведением. На первое занятие ученик исполнял разобранное (и выученное наизусть) произведение целиком. Затем следовала долгая и тщательная работа над деталями нотного текста, причём не только над технически сложными моментами, но и над достаточно простыми, но имеющими драматургическое значение, элементами фактуры, артикуляцией, звукоизвлечением, точностью движений. Кроме выработанного общего алгоритма, большое значение придавалось Фейнбергом отношению к процессу домашних занятий. Вдумчивый исполнитель, он требовал также и от своих учеников осмысленного подхода к занятиям, что проявлялось, прежде всего, в осознанном подчинении технической стороны художественной.ЗаключениеФортепианная техника – это совокупность умений и навыков, с помощью которых достигается выразительное музыкальное звучание. Различные виды фортепианной техники разделяются на крупную и мелкую. К мелкой технике относятся группы, охватывают не более пяти нот без перемены позиции или гаммы, гаммы и гаммообразных пассажи, арпеджио, двойной ноты, трель, украшений (мелизмы), пальцевых репетиций. К крупной технике относятся тремоло, октава, аккорды и скачки.Артикуляция является одним из важнейших выразительных средств в музыке. Иногда говорят также о речевой артикуляционной системе, которая включает в себя не только четкое произнесение слов, но возможность выделить отдельные слова, фразы выражения, создать определенные акценты. В речи могут быть отражены особенности произношения (манера), характера, и даже дыхания говорящего, спокойное, медленное — или прерывистое.В музыке под артикуляцией подразумеваются штрихи – legato (связно), non legato (не связно), staccato (отрывисто), а также различные виды подчеркивания звука, акценты. В этом области штрихи сливаются с динамикой и другими выразительными средствами музыки, например, строением фразы.Несомненно, в области музыкального искусства русская исполнительская школа обладает огромным авторитетом и влиянием, имеет огромное влияние во всем мире. Она до настоящего времени сохраняет свое ведущее значение для музыкантов всех специальностей. Большую роль представители Московской фортепианной школы сыграли в становлении основных принципов работы надартикуляционной техникой – особенно А.Б. Гольденвейзер и С.Е. Фейнберг.В своей педагогической деятельности Фейнберг уделял много внимания виртуозному развитию своих учеников. Он тщательно работал с учениками над техникой, прививая им рациональные принципы и предлагая приемы для преодоления встречающихся трудностей.Александр Борисович Гольденвейзер – крупнейший представитель музыкальной культуры России конца XIX – начала XX века. Его жизнь явилась ярким образцом деятельностно-творческого подхода, поскольку со всей полнотой отражала многоуровневое восприятие мира. Значение деятельности С.Е. Фейнберга в истории отечественного фортепианного искусства велико: он стал одним из основоположников советской школы, сумевшим в очень исторически непростой период сохранить и поднять на новый уровень исполнительское мастерство, сохранить и передать важнейшие принципы, заложенные несколькими поколениями русских пианистов. Ставя на первый план проблему содержания, Фейнберг учитывал также, что пианист нуждается в совершенном техническом воплощении, в аппарате, который способен воплотить любой исполнительский замысел. В то же время, он считал, что даже «при «будничной» технической работе надо всегда иметь ввидуконечную художественную цель». Одна из проблем, которая постоянно актуальна для Фейнберга – это проблема аппликатуры; он считал, что пианист должен постоянно искать наиболее совершенное и рациональное аппликатурное решение, которое бы отражало художественную и техническую задачу. Таким образом, нами были рассмотрены принципы артикуляционной техники московской школы пианизма на примере педагогических постулатов А.Б. Гольденвейзера и С.Е. Фейнберга. И на сегодняшний день системы работы, предложенные мастерами, остаются актуальными в фортепианном исполнительском искусстве.Список литературыАбдуллина А.А. Моделирование упражнений для начинающих обучение игре на фортепиано: учебно-методическое пособие / А. А. Абдуллина. М.: МПГУ, 2005. 24 с.Арнонкур Н. Музыка языком звуков. Путь к новому пониманию музыки / пер. по изд.: NikolausHarnoncourt, «MusikalsKlangrede. WegezueinemneuenMusikverstandnis», 2005. 204 с.АрчажниковаЛ.Г. Методика обучения игре на фортепиано: учебное пособие / Л. Г. Арчажникова. М.: МГЗПИ, 1962. 82 с.Бунин В. Самуил Евгеньевич Фейнберг. Жизнь и творчество / В. Бунин. М., 1999.В классе А.Б. Гольденвейзера: сб. статей/ Сост. Д. Благой, Е. Гольденвейзер. М.: Музыка, 1986. 214 с.Вицинский А. В. Беседы с пианистами / А. В. Вицинский. М.: Классика–XXI, 2004. 232 с.Гат Й. Техника фортепианной игры / Й. Гат. Будапешт: Атэнэум, 1967. 244 с.Гольденвейзер А.Б. Из бесед о музыкальном воспитании и обучении детей / А. Б. Голденвейзер // Вопросы фортепианной педагогики. М.: Музыка, 1967. С. 5-24.Гордина М. В. История фонетических исследований: От античности до возникновения фонологической теории / М. В, Гордина. М., 2003. 336 с.Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы по фортепианной игре / И. Гофман. М., Классика ХХ1, 2002.Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь / И. Х. Дворецкий. М.: Русский язык, 1976. 1096 с.Дельнова В.В. Развитие фортепианной техники на начальной стадии обучения / Г. Балтер // Ребенок за роялем. М.: Музыка, 1981. С. 87- 95.Левинсон Л. Гольденвейзер-педагог / Л. Левинсон // Советская музыка. 1950. № 3. С. 50–53.Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой / Е. Я. Либерман. М.: КлассикаXXI, 2003. 148 с.Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста: методическое пособие / Б. Е. Милич. М.: Кифара, 2002. 184 с.НатансонВ.А.Вступительнаястатьявкн.:С.Е.Фейнберг.Мастерствопианиста/ В. А. Натансон. М., Музыка.1978.Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е изд. / Г. Г. Нейгауз. М.: Музыка, 1988. 240 с.Пушечников И. Значение артикуляции на гобое / И. Пушечников // Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 3. М., 1971.Савшинский С.И. Работа пианиста над техникой / С. И, Савшинский. Л.: Музыка, 1968. 107 с.Стуколкина С. М. Мысли о музыке, исполнительском искусстве и фортепианной педагогике // Путь к совершенству / сост. С. М. Стуколкина. СПб.: Композитор, 2007. С. 342–348.Фейнберг С.Е. Пианист. Композитор. Исследователь: сб. статей / ред.-сост. И. В. Лихачева. М.: Советский композитор, 1984. 232 с.Федорович Е. Н. Педагогическое наследие крупнейших российских пианистов: монография / Е. Н. Федорович //Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: [б. и.], 2001. 254 с.Фейнберг С. Е. Пианизм как искусство. Учебное пособие / С. Е. Фейнберг. Санкт-Петербург: Лань, 2019. 560 с.Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано: учебн. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка и пение» / Г. М, Цыпин. М.: Просвещение, 1984. 176 с.Шабшаевич Е. М. Московское отделение Русского музыкального общества и Московское Филармоническое общество: история соперничества в зеркале печати XIX века / Е. М. Шабшаевич // Музыка и время. 2010. № 7. С. 11–15.Шипилова Л.Н. Формирование фортепианно-технических навыков: Методическая разработка / Л. Н. Шипилова //Уральск: Издательский центр и СМИ ЗКГУ им. М. Утемисова, 2009. 13 с.Штейнгаузен Ф.А. Физиологические ошибки в технике фортепианной игры. Перевод с немецкого С. Малькиной – СПб.: Печатный труд, 1909. 173 с.Юдина В. И. Из истории культурной политики в дореволюционной России: Русское музыкальное общество во второй половине XIX в. / В. И. Юдина // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 351 (октябрь). Культурология. С. 81–84.Яковлев В. В. Музыкальная культура Москвы // Яковлев В. В. Избранные труды о музыке. В 3 т. / В. В. Яковлев. Т. 3 / Ред.-сост. И. Ф. Кунин. М.: Сов. композитор, 1983. 479 с.
1. Абдуллина А. А. Моделирование упражнений для начинающих обучение игре на фортепиано: учебно-методическое пособие / А. А. Абдуллина. М.: МПГУ, 2005. 24 с.
2. Арнонкур Н. Музыка языком звуков. Путь к новому пониманию музыки / пер. по изд.: Nikolaus Harnoncourt, «Musik als Klangrede. Wege zu einem neuen Musikverstandnis», 2005. 204 с.
3. Арчажникова Л. Г. Методика обучения игре на фортепиано: учебное пособие / Л. Г. Арчажникова. М.: МГЗПИ, 1962. 82 с.
4. Бунин В. Самуил Евгеньевич Фейнберг. Жизнь и творчество / В. Бунин. М., 1999.
5. В классе А. Б. Гольденвейзера: сб. статей / Сост. Д. Благой, Е. Гольденвейзер. М.: Музыка, 1986. 214 с.
6. Вицинский А. В. Беседы с пианистами / А. В. Вицинский. М.: Классика–XXI, 2004. 232 с.
7. Гат Й. Техника фортепианной игры / Й. Гат. Будапешт: Атэнэум, 1967. 244 с.
8. Гольденвейзер А. Б. Из бесед о музыкальном воспитании и обучении детей / А. Б. Голденвейзер // Вопросы фортепианной педагогики. М.: Музыка, 1967. С. 5-24.
9. Гордина М. В. История фонетических исследований: От античности до возникновения фонологической теории / М. В, Гордина. М., 2003. 336 с.
10. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы по фортепианной игре / И. Гофман. М., Классика ХХ1, 2002.
11. Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь / И. Х. Дворецкий. М.: Русский язык, 1976. 1096 с.
12. Дельнова В. В. Развитие фортепианной техники на начальной стадии обучения / Г. Балтер // Ребенок за роялем. М.: Музыка, 1981. С. 87- 95.
13. Левинсон Л. Гольденвейзер-педагог / Л. Левинсон // Советская музыка. 1950. № 3. С. 50–53.
14. Либерман Е. Я. Работа над фортепианной техникой / Е. Я. Либерман. М.: КлассикаXXI, 2003. 148 с.
15. Милич Б. Е. Воспитание ученика-пианиста: методическое пособие / Б. Е. Милич. М.: Кифара, 2002. 184 с.
16. Натансон В . А . Вступительная статья в кн .: С . Е .Фейнберг . Мастерство пианиста / В. А. Натансон. М ., Музыка . 1978.
17. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е изд. / Г. Г. Нейгауз. М.: Музыка, 1988. 240 с.
18. Пушечников И. Значение артикуляции на гобое / И. Пушечников // Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 3. М., 1971.
19. Савшинский С. И. Работа пианиста над техникой / С. И, Савшинский. Л.: Музыка, 1968. 107 с.
20. Стуколкина С. М. Мысли о музыке, исполнительском искусстве и фортепианной педагогике // Путь к совершенству / сост. С. М. Стуколкина. СПб.: Композитор, 2007. С. 342–348.
21. Фейнберг С. Е. Пианист. Композитор. Исследователь: сб. статей / ред.-сост. И. В. Лихачева. М.: Советский композитор, 1984. 232 с.
22. Федорович Е. Н. Педагогическое наследие крупнейших российских пианистов: монография / Е. Н. Федорович // Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: [б. и.], 2001. 254 с.
23. Фейнберг С. Е. Пианизм как искусство. Учебное пособие / С. Е. Фейнберг. Санкт-Петербург: Лань, 2019. 560 с.
24. Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано: учебн. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка и пение» / Г. М, Цыпин. М.: Просвещение, 1984. 176 с.
25. Шабшаевич Е. М. Московское отделение Русского музыкального общества и Московское Филармоническое общество: история соперничества в зеркале печати XIX века / Е. М. Шабшаевич // Музыка и время. 2010. № 7. С. 11–15.
26. Шипилова Л. Н. Формирование фортепианно-технических навыков: Методическая разработка / Л. Н. Шипилова // Уральск: Издательский центр и СМИ ЗКГУ им. М. Утемисова, 2009. 13 с.
27. Штейнгаузен Ф. А. Физиологические ошибки в технике фортепианной игры. Перевод с немецкого С. Малькиной – СПб.: Печатный труд, 1909. 173 с.
28. Юдина В. И. Из истории культурной политики в дореволюционной России: Русское музыкальное общество во второй половине XIX в. / В. И. Юдина // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 351 (октябрь). Культурология. С. 81–84.
29. Яковлев В. В. Музыкальная культура Москвы // Яковлев В. В. Избранные труды о музыке. В 3 т. / В. В. Яковлев. Т. 3 / Ред.-сост. И. Ф. Кунин. М.: Сов. композитор, 1983. 479 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности имеет артикуляционная техника пианиста по мнению Гольденвейзера и Фейнберга?
Артикуляционная техника пианиста, согласно Гольденвейзеру и Фейнбергу, характеризуется следующими особенностями: точное и четкое окончание каждой ноты, умение контролировать атаку и амплитуду звука, аккуратное переключение пальцев, умение добиться максимальной механической точности и экономности движений.
Что такое артикуляционная техника пианиста?
Артикуляционная техника пианиста - это совокупность приемов и правил, которые позволяют достигать четкой и точной артикуляции при исполнении музыки на фортепиано. Это включает в себя контроль над амплитудой и атакой звука, точностью переключения пальцев и экономичностью движений.
Какие принципы артикуляционной техники выделяет А.Б. Гольденвейзер?
А.Б. Гольденвейзер выделяет следующие принципы артикуляционной техники: акцент на точном и четком окончании каждой ноты, контроль амплитуды и атаки звука, аккуратное переключение пальцев, достижение максимальной механической точности и экономичности движений.
Какие принципы работы над техникой предлагает С.Е. Фейнберг?
С.Е. Фейнберг предлагает следующие принципы работы над техникой: регулярная тренировка и развитие мышц пальцев, акцент на согласованности движений рук и пальцев, развитие быстроты и мастерства в игре на фортепиано, использование упражнений для развития техники игры по нотам, арпеджио и технико-гармонических комплексов.
Что представляет собой Московская школа пианизма?
Московская школа пианизма - это направление в искусстве игры на фортепиано, которое развилось в Москве в середине XX века. Основные особенности Московской школы пианизма включают точность и четкость артикуляции, техническую мастерство, умение выразительно интерпретировать музыку и внимание к деталям исполнения.
Какие особенности имеет артикуляционная техника пианиста?
Артикуляционная техника позволяет пианисту контролировать и управлять звучанием инструмента с помощью правильного использования пальцев, рук, запястий и предплечий. Она включает в себя такие элементы, как атака, легато, стаккато и т. д.
В чем заключается характеристика Московской школы пианизма?
Московская школа пианизма отличается особой внимательностью к артикуляционной технике. Она придает большое значение правильной разработке механизма руки и применению определенных технических приемов для достижения качественного и выразительного звучания.
Какие принципы артикуляционной техники разделял А. Б. Гольденвейзер?
А. Б. Гольденвейзер придерживался принципа естественности и свободы движений пальцев, рук и запястий. Он также стремился к равномерному соприкосновению пальцев с клавишами и к удержанию внутреннего напряжения в руке в процессе игры.
Какие принципы работы над техникой были характерны для С. Е. Фейнберга?
С. Е. Фейнберг придавал особое значение развитию технических умений через систематические и повторяющиеся упражнения. Он также акцентировал внимание на правильном выборе доли нажатия и длительности нажатия для достижения оптимального звучания.
Есть ли список литературы, где можно найти более подробную информацию по данной теме?
Да, в статье приведен список литературы, в котором можно найти более подробную информацию по принципам артикуляционной техники Московской школы пианизма на примере Гольденвейзера и Фейнберга.