Обновление(реновации)в социально культурной деятельности с людьми пожилого возраста
Заказать уникальную дипломную работу- 88 88 страниц
- 76 + 76 источников
- Добавлена 22.06.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЛЮДЬМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА ………………………………………………………………...…9
1.1 Исторический аспект социально-культурной деятельности с пожилыми людьми………………………………………………………………………….9
1.2Социально-психологическое положение пожилых людей……..............13
1.3 Организация досуга и свободного времени пожилых людей……........19
1.4 Правовые аспекты социальной работы с пожилыми людьми…………26
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ЛЮДЬМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ…………………………………………………………………………..29
2.1 Досуг пожилых людей в Забайкальском крае, город Борзя…………...29
2.2 Социальная политика в отношении пожилых людей в забайкальском крае: проблемы и пути развития………………………………………..……38
2.3. Анализ деятельности досугового реабилитационного центра «Топаз» город Борзя Забайкальского края………………………………………...…45
2.4 Досуговая деятельность людей пожилого возраста в реабилитационном центре «Топаз» в городе Борзя Забайкальского края……………………...54
2.5 Разработка современной программы досуга для людей пожилого возраста……………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………60
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….73
д.Досуг играет особенно важную роль в жизни пожилых и старых людей, особенно когда им трудно участвовать в трудовой деятельности. Для пенсионеров, живущих в одиночестве, также необходимо заполнить свое свободное время.Развлекательные мероприятия для пожилых людей включают в себя:- Участие в декоративно-прикладном искусстве.- Участие в фестивалях, викторинах, конкурсах и праздниках.- Спорт, танцы, прогулки и активные игры.- Деловые, логические и интеллектуальные игры и занятия.-Спокойный, пассивный досуг (например, чтение книг, просмотр телевизора, прослушивание радио).Потребности пожилых людей в досуговой деятельности следует разделить на следующие категории:1. необходимость омоложения пожилых людей (прогулки на свежем воздухе, вечера отдыха для пенсионеров)2. интеллектуальное развитие и эрудиция (чтение книг, просмотр научных передач, изучение новых языков, экскурсии)3. развитие умственных сил, навыков и активной творческой деятельности (работа на семейной ферме, в загородном доме, прикладная деятельность, природоохранная деятельность)4. потребность в общении (клубная деятельность, кружки по интересам, творческие коллективы, вечера конференций).Особое значение досуговой деятельности заключается в интеграции отдельных лиц и групп в различные виды досуговой деятельности, помогая пожилым людям адаптироваться, улучшать или поддерживать определенное психическое состояние. Особое внимание уделяется деятельности, направленной на создание материальных и духовных благ и отдачу плодов своего труда другим, а не на потребление.Поэтому правильно организованный досуг помогает людям общаться, выражать свой творческий потенциал и верить в свои силы. Это способ поддержать интерес к жизни, укрепить социальные связи и создать условия для удовлетворения интеллектуальных и культурных потребностей пожилых граждан, таких как члены Клуба «Мечты». Для решения задач поставленных в представленной дипломной работе, рассмотрим работу данного клуба и расписание деятельности для людей пожилого возраста.Цель программы:Повысить социальную активность, расширить круг общения, укрепить здоровье и повысить жизненный тонус пожилых людей.Направления программы:1. социализация пожилых людей2. познакомить пожилых людей с полноценной жизнью, полной новых смыслов и эмоций.3. создать больше возможностей для улучшения жизни пожилых людей.4. способствовать активному старению.Целевая группа.Члены клуба "Мечта" (пожилые люди, проживающие в город Борзя).Сроки реализации.Март 2021 Март 2022 гОжидаемый результат.Ожидается, что программа приведет к значительному изменению профиля пенсионеров, особенно тех, кто недавно вышел на пенсию.Индикатор.- Ожидается, что удовлетворенность достигнутыми личными результатами возрастет.- Содействовать умственному и физическому развитию личности путем ознакомления с укрепляющим здоровье воздействием культурных и природных факторов на организм человека.- Улучшение социальной адаптации пожилых людей и укрепление социальных связей.- Расширение доступа пожилых людей к программам образования, информации и отдыха, а также к современным информационным технологиям.- Повышение роли пожилых людей в жизни общества.Основные направления программы:Клуб собирается в последнюю пятницу каждого месяца и состоит из 4 блоков:Блок 1 - Психология (занятия в сенсорной комнате).2 блок - поздравления.3 блока - Информация - Культура - Образование.4 квартал - Чаепитие.План реализации программы:1. 1. Введение в сенсорную комнату.2. поздравления с днем рождения.3. Дискуссионный час с содержанием тренинга «Эликсир молодости».4. чаепитие. Март.2. 1. Занятие по теме "Защита организма от стресса".2. Мастер-класс "Дорогие яйца К празднику Христа!" .3. Чаепитие. Апрель3. 1. поздравления с днем рождения.2. посещение концентра в город Борзя. Май4. 1. поздравления с днем рождения.2. Полевая экскурсия Спортивная площадка"День здоровья». Июнь5. 1. Уровень «Релаксация».2. Поздравления с днем рождения (Медвецкая Г.М., Шабалина Л.М., Сластникова В.Е. (70 лет).3. виртуальное путешествие, посвященное молодым годам «Дни семьи, любви и верности».4. Чаепитие. Июль4. 1. «Цвет - Лечение».5. мастер-классы «Техники оздоровления организма».6. Чаепитие. Август.7. Категория «Отдых».8. Поздравления с днем рождения (В.Н. Белохвостова, Н.Г. Иванова, А.А. Концевая, М.В. Казлитина).9. Творческая мастерская «Декоративная роспись».10. Чаепитие. Сентябрь10.1. «Как справиться с негативными эмоциями и снять напряжение».11. Поздравления с днем рождения (Азевич Е.С., Антакова Л.И. (65 лет, Попиральчик Г.В.).12. Мероприятия в рамках Дня пожилого человека «Мои годы - мое сокровище».13. Чаепитие. Октябрь14. Категория «Активизация внутренней энергии».14.1Мероприятия, посвященные Дню матери «Свет материнства - свет любви».15. Чаепитие. Ноябрь15.1.Поздравления с днем рождения (Сидорина В. В. (70 лет, Сухоцкая Н.) П. (65 лет).16. Праздничные мероприятия «Новогодний марафон».16.1. Чаепитие. Декабрь16.2 Категория «Очистка энергии».17. Поздравления с днем рождения (Евсеева М.В.).18. Досуг «Медитация в канун Рождества».19. Чаепитие. Январь.19. 1. «Музыкальная терапия».20. Поздравления с днем рождения (Тихонова К. Н.).21. Литературно-музыкальная гостиная.22. Чаепитие. Февраль22.1. Категория «Релаксация и расслабление».23. Поздравления с днем рождения (Панжина Т.Ф., Резакова Т.И.).24. Досуг «Разаковские торжества».25. Чаепития. МартКомплектование. Должности. Виды деятельности:1. Психолог Проводит тренинги, занятия в сенсорной комнате, беседы, разрабатывает информационные материалы.2. Специалисты по социальной работе Разрабатывают программы и мероприятия, разрабатывают информационные материалы ..Критерии оценки успешности проектов.- Обеспечивает нормативно-правовую поддержку проектов.- Кадровая поддержка проектов.- Социальная значимость.- Увеличение личных достижений участников проекта.- Повышение социальной удовлетворенности.Методы и формы реализации проекта.- Мероприятия по разработанным темам (тематические встречи, лекции, тренинги, мастер-классы).- Экскурсии.- Экскурсии по природным и культурным объектам.Таким образом, была рассмотрена программа по досуговой и социокультурнойдеятельности в городе Борзя Забайкальского края, а так же план её реализации сроком один год. Как видно, задействовано большая методическая и культурная база, которая расширяет уровень досуга людей пожилого возраста. Главное достоинство программы – присутствие грамотных специалистов, которые готовы помочь членам клуба и вовремя заметить негативные изменения, которые можно будет предотвратить в будущем.Центр досуга и реабилитации «Топаз» показывает себя, как активное учреждение, помогающее людям пожилого возраста не потерять вкус к жизни, вернуть их в сферу общества, дать определенные цели и оградить от негативного влияния. При подробном анализе документации, а так же деятельности центра, можно сказать, что данное учреждение полностью справляется со своей задачей и выполнением целей. 2.5 Разработка современной программы досуга для людей пожилого возраста.В современном обществе существует устойчивый стереотип, что после выхода на пенсию жизнь замирает, и что удел пожилых людей - болтать на скамейках у дома, выходить в сад и обсуждать мыльные оперы. Но практика показывает, что жизнь пенсионера может быть разнообразной и полной ярких эмоций и впечатлений.Достаточно иметь желание, накопленный опыт и свободное время, появление которого дает возможность воплотить самые смелые фантазии.Для того чтобы получить заряд бодрости и мотивации, нет необходимости совершать длительную поездку в другую страну или тратить большую сумму денег. Стоит только оглянуться вокруг, чтобы понять, что нас окружает множество привлекательных вещей, а родная природа может быть разнообразной и подарить целый ряд незабываемых впечатлений. Главное - учитывать особенности здоровья пожилых людей при организации поездок.Как совершать походы для пожилых людей, экономно, но привлекательно.Это должен быть постепенный, безопасный и упорядоченный поход, и прежде всего он должен доставить вам удовольствие от преодоления умеренных трудностей и нагрузок, от общения и наслаждения природой.Какой бы вид похода ни выбрали для себя пожилые люди, главной целью должно быть восстановление сил, душевное расслабление и физическое восстановление.Среди наиболее распространенных видов кемпинга для пожилых людей можно назвать следующие.1. походы к местным природным и культурным достопримечательностям.2. водные прогулки, рафтинг на специальных катамаранах; 3. поход в горы.4.автобусный тур с туристической группой.5. велоспорт.Как подготовиться к первой поездкеИзучите Интернет. Во многих городах созданы туристические клубы, специализирующиеся на организации всех видов поездок, где можно найти путешествия, соответствующие вашему уровню физической подготовки и вкусовым предпочтениям. Обычно их можно найти в социальных сетях. Вы также можете прочитать отзывы о маршруте, о том, как его пройти, найти информацию о том, подходит ли вам это путешествие. Люди, которые уже прошли маршрут, расскажут вам о нем.Мы изучаем карты: смотрим, какие участки трудны, кто и как их преодолевает; определяем контрольные точки, где можно дозаправиться, получить помощь и сойти с маршрута при необходимости.Подготовка оборудования. Снаряжение для походов с легким уровнем физической подготовки обычно самое обычное, которое можно найти в любом спортивном магазине, например, в "Спортмастере" или "Декатлоне", которые можно найти в любом городе.Безопасность путешествий. Для новичков лучше всего совершать походы под руководством профессионалов и клубов, специализирующихся на организации походов. Помимо помощи в выборе маршрута и снаряжения, вы сможете приобрести ценный опыт общения с единомышленниками, познакомиться с интересными людьми и окунуться в атмосферу солидарности с природой.Планирование маршрутов. Каждый маршрут необходимо пройти три раза: первый раз в теории, второй раз на практике и обязательно третий. Когда настроение остынет, постарайтесь мысленно просмотреть пройденные маршруты и оценить, что было сделано правильно, а что нет. На основе изученных стандартных программ для людей пожилого возраста, разработана следующая таблица с рекомендациями по активному туризму.Вид туризмаВозрастПродолжительностьОборудованиеРекомендации 1.Поход60-70От 1 дня (рекомендуется группа)Палатка, одеяла, посуда, теплая одежда, средства от насекомых, продовольственные припасы. Необходимо наличие опытного проводника, и социального работника2. ВелоТуризм60От 2-3 часовВелосипед, удобная обувь, вода, перекусНеобходимо наличие опытного тренера3. ЭкскурсииОт 60От 1 дняОдежда по сезону, перекус, удобная обувьЭкскурсовод или гид4. сплав по реке60-70От 1 дня (рекомендуется группа)Рюкзак, необходимая одежда по сезону, посуда, аптечка, продовольственные припасы. Необходимо наличие опытного инструктора и социального работника5. Джампинг602 – 3 часаСпортивная одежда.Тренер6. Горный туризмОт 60От 1 дняОдежда по сезону, средства от насекомых, удобная обувь, аптечка. Гид, проводник, организатор7. Лечебный туризмОт 60От 1 дняОдежда по сезону.Гид, проводник или организатор. Цели программы:-Повысить социальную активность и жизнеспособность пожилых людей.-Расширьте круг общения.-Укрепление их здоровья и поддержание их в хорошей физической форме.В данной цели основной упор сделан на влияние здоровья пожилых людей и людей с ограниченными возможностямии противостоять недостатку физических упражнений, разрушительному для здоровья и психологии.МеханикаПодход включает в себя организацию досуга пожилых людей в виде экскурсий, поездок, активного отдыха. Пожилые люди и даже старики и инвалиды хотят жить активно и полноценно, путешествовать, посещать места, в которых они еще не бывали, узнавать новое и интересное. С помощью туризма лечат и предотвращают психические и физические заболевания, а также поддерживают физическое здоровье.Проект организует культурные и образовательные поездки и экскурсии для пенсионеров в соответствии с их желаниями и возможностями. Экскурсии организуются не реже одного раза в неделю для не более чем 13 человек или в сотрудничестве с другими организациями в зависимости от количества желающих принять участие. Даная программа реализуется по следующим направлениям: культурный туризм, рекреационный туризм, лечебно-оздоровительный туризм, экотуризм, православный туризм.Стоимость внедренияДо 100 000 рублей.Необходимые ресурсыФинансовые ресурсы.Бюджет учреждения и средства, которые могут быть получены на гранты и/или финансовую поддержку.Бесплатная помощь от участников проекта.Материально-технические ресурсы.Использование физической и технической базы учреждения, включая имеющееся оборудование.Человеческие ресурсы.-Эксперты агентства.-Партнеры.-В ходе реализации проекта осуществлялось сотрудничество с партнерскими организациями, включая сотрудничество с туристическим агентством.Результаты-Количественная оценка показателей.-В проекте могут принять участие более 500 человек.-Качественные показатели.Повышение социальной активности пожилых людей, расширение их круга общения, укрепление здоровья, поддержание хорошей физической формы, сохранение молодости и повышение жизненного напряжения пожилых людей.Во время мероприятий участники заводили новых друзей и объединялись в группы для установления дальнейших дружеских отношений. Они расширили свой кругозор об истории и достопримечательностях города и региона.Деятельность данной программы оставит много приятных впечатлений, эмоций и воспоминаний благодаря сплоченности команды сектора и интересу каждого человека к истории родного города.Этапы реализацииПериод реализации-Менее 3 летЭтапы1. Подготовительный этап - 1 месяц-Разработайте план работы.-Информирование получателей социальных услуг.-Разместить рекламу на сайте агентства.-Соглашения с социальными партнерами.2. -Разработка сценария программы. -Набор в группу.-Проведение экскурсий.-Триппинг.(поездка)ЗАКЛЮЧЕНИЕСоциально-культурнаядеятельность оказывают положительное влияние на психическое здоровье и состояние пожилых людей. В современном обществе существует сильная потребность в социальной ответственности для пожилых людей. Досуг и отдых, по-видимому, играют важную роль в жизни пожилых людей, особенно в тех случаях, когда участие в работе затруднено. Досуговые деятельность должны быть направлена на ускорение формирования внутреннегоэмоционального процесса у пожилых людей, наращивание жизненных сил и творческого потенциала. Формирование ценностей культуры создаютконтекст восстановления социальных связей между людьми и обществом. Помимо того, механизмы вторичной социализации через культуру и досуг создают ту сферу, в которой комфортной функционировать. Общественно-культурные мероприятия с пожилыми людьми создана как функциональная область социальной работы. Социально-культурная работа заключается в организации соответствующих видов осмысленного досуга, компенсация и развитие, создание стандартов на удовлетворения культурных потребностей и самореализации. Досуговаяактивность пожилых людей в основном реализуется благодаря увеличению проактивного контакта с обществом и окружающей средой.Для пожилых людей основными видами деятельности могут быть самые разнообразные.К ним относятся физические упражнения, садоводство и ходьба,посещение кинотеатров, концертных залов, выставок, чтение книг, просмотр телевизора и прослушивание аудиовизуальных программа. Культурные и досуговые программы, а так же мероприятия для пожилых людей,должны отвечать все критиерям, чтобы пожилые люди могли формировать концепцию старения как периода их жизни. Они также должны способствовать пониманию старения как периода, когда творческие способности и навыки могут быть использованы в дальнейшем, образ жизни и стиль жизни могут быть адаптированы, а знания, навыки и жизненный опыт могут быть выражены в будущей досуговой деятельности и использованы для активного и досугового отдыха. Для многих пожилых людей особенно важно, чтобы социальные и культурные мероприятия были оригинальным способом помощи адаптации к жизни. Анализ проблемы старения, которая является не только вторичнойсоциализацией, необходимо рассматривать всесторонне.Социализация также является фактором психосоциальной реабилитации. Поэтому она приобретает черты неестественной ситуации в жизни пожилых людей, а заведомо нетипичной, искусственно созданной.Организация досуга и развлекательных мероприятий для пожилых людей подразумевает аналогичные изменения в деятельности, которая создает впечатления радости, волнения и восторга. В этот период пожилые люди сталкиваются со многими проблемами и самое главное, связанное с физической инвалидностью, снижением мобильности и нарушением подвижности вследствие заболеваний иболезни, ограниченной подвижности. Потеря социального статуса и внезапное сокращение контактов может привести к психологическим осложнениям и даже к чувству одиночества. Одиночество пожилых людей усугубляется отсутствием членов семьи и родственников, что часто приводит ксуицидальному поведению. Среди финансовых и материальных проблем пожилых людей - низкий уровень пенсий. В результате пожилые людиявляются наименее защищенным и наиболее уязвимым сегментом населения и общества.Социокультурный досуг и комплекс программ, разработан для того, чтобы помочь достичь иподдерживать оптимальный уровень участия пожилых людей вобщества, удовлетворяя их культурные интересы и потребности. Социокультурный досугопределяет рост и увеличениесоциальной активности пожилых людей, их самооценка, развитие ихтворческого потенциала, развитие коммуникативных навыков и формирование позитивного взгляда на жизнь и желание самостоятельно решать проблемыПоддержка, развитие и самоутверждение для пожилых людей весьма важна в наше время из-за достаточно негативного и предрассудительного отношения к пожилым людям.Основными направлениями социокультурной реабилитации пожилых людей являются образовательное, рекреационное, познавательно-терапевтическое, эмоционально-эстетическое.К основным формам социально-культурной реабилитации относятся посещение театров, кинотеатров, музеев, концертных залов, просмотр телевизионных программ, конференций, конкурсов, экскурсий, лекций, мастер-классов, выставок декоративно-прикладного искусства.Социокультурный досуг достигается за счет использованияледующих методов: эпистолярная терапия, эквипойз-терапия, арт-терапия, музыкотерапия, садоводческая терапия, зоотерапия.Анализ деятельности муниципального учреждения "Топаз" в Забайкальском крае, город Борзя -Центр социального обслуживанияреабилитации пожилых людей" показывает, чтодосуговая деятельность для граждан пожилого возраста в этом учреждении социального обслуживания осуществляетсяв полной мере. Работа социальных служб осуществляется по следующим направлениям:образовательные, рекреационные, познавательные, терапевтические, эмоциональные и эстетические. Однако выяснилось, что в комплексных центрах социального обслуживания основное внимание уделяетсялечебно-оздоровительная направленности социокультурной досуговой деятельности, иэтой области посвящено больше мероприятий, чем другим ориентациям.На основании опроса сотрудников центра можно сделать вывод, что большинство опрошенных пожилых людей не знают, как правильно организовать свое свободное время. Из-за низкой мобильности и отсутствия финансовых ресурсов они редко участвуют в культурных и досуговых мероприятиях. Пожилые люди, получающие социальные услуги могу участвовать в культурных и развлекательных мероприятиях, организованныхОтделениями социальной реабилитации для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями. Кроме того, более половины пожилых респондентов не принимают участия вгруппах и клубах по интересам, но хотели бы участвовать в этих мероприятиях; мастер-классы декоративно-прикладное искусство, культурные вечера, экскурсии.Предложенные и реализованные меры по улучшению жизнедеятельности, пожилые люди воспользовались программами социально-культурной реабилитации и досуга.Таким образом, мы можем сделать вывод, что предложенные и осуществленные мероприятия были разработаны с учетом конкретных интересов и потребностей получателей социальных услуг для пожилых людей в центре социального обслуживания "Топаз". Эти мероприятия помогли пожилым людям приобрести новые знания, навыки и компетенции, развить новые интересы и расширить круг общения. Цель диссертации достигнута, задачи решены.ПРИЛОЖЕНИЯСмета на проведение услуг, предоставляемые в центре «Топаз» города Борзя.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫФедеральные законы:Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках кКонституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014№2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 14.04.2014. - № 15Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении вРоссийской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ // Российская газета. - № 247 -20.12.2001.Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ (ред. от 01.06.2017) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Российская газета. - № 234 - 02.12.1995.Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от17.12.2001 № 173-ФЗ // Российская газета. - № 247 - 20.12.2001.Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ // Российская газета. - № 247 - 20.12.2001.Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 30.12.2013, № 52 (часть I). - Ст. 7007Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 №164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_193464/ (дата обращения 06.11.2021).Закон Забайкальского края от 29.05.2009 № 181-ЗЗК «О социальной защите инвалидов в Забайкальском крае» (принят Законодательным Собранием Забайкальского края 20.05.2009) из информационного банка «Забайкальский край» // Забайкальский рабочий. - № 102-103, 03.06.2009 (дата обращения 08.11.2021).ЛитератураАдаптация и реабилитация в социальной работе: учеб. пособие. –2-е изд., испр. и доп. / Под общей ред. Н. Ш. Валеевой. Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2011. 586 с.Алферова Т. С., Потехина О. А. Основы реабилитологии. Тольятти: 1995. 359 с.Анцыферова Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. Издание 2-е, исправленное и дополненное. М.: Институт психологии РАН, 2006. 512 с.Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / под ред. Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. М.: Академия, 2011. С. 23-28.Артюхов А. Т. Образ жизни пенсионеров по возрасту и состоянию здоровья. М.: 2015. 125 с.Басов Н. Ф. Основы социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н. Ф. Басова. 3-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 288 с.Большой энциклопедический словарь / ред. А. М. Прохоров. 1-е изд., перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. 1456 с.Бондаренко И. Социальная сплоченность и забота об интересах пожилых людей // Социальная работа, 2008. № 1. С. 12.Выготский Л. С. Психология искусства. М. «Педагогика», 1987. 344 с.Гренлюнд Э., Оганесян Н. Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. Спб.: «Речь», 2004. 198 с.Демидова Т. Е. Социальная работа с пожилыми. Настольная книга специалиста. М., 2015. 196 с.Демина Э. Н. Социальная реабилитация инвалидов и пожилых граждан: метод. пособие. Санкт-Петербург, 2017. 68 с.Демченко Ю. И. Сущность реализации и методов социальнокультурной реабилитации молодых инвалидов // Молодой ученый. 2015. № 11. С. 1879-1881.Ерошенков С. Г. «Анализ закономерностей пенсионного обеспечения за рубежом и определение физического состояния пенсионной системы в России»: научный доклад. Москва, 2004. 40 с.Зайнышев И. Г. Технологии социальной работы: учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 2002. 240 с.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. Спб.: ООО «Речь», 2000. 310 с.Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность: учебник. М.: МГУКИ, 2004. 539 с.Кондакова Н. И., Иванкова Э. И. Трудовая занятость пенсионеров России // Социологическое исследование. 2001. № 11. С. 47-50.Кравченко А. И. Социальная работа: учеб. М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008. 416 с.Краснова О. В. Социальная психология старости. М.: Академия, 2012. 288 с.Кунгурова Н. И., Терехов В. К. Социальная работа. Учебник. Минск: МФЦП, 2007. 448 с.Лобода М. А. Новые технологии в деятельности социальнойслужбы по социокультурном обслуживанию граждан пожилого возраста // Социальное обслуживание. 2009. № 5. С 43-49.Макарычева Д. С. Геронтологические аспекты социальной работы: учебное пособие. М.: Наука, 2010. 328 с.Мерцалова Л. В. Социокультурная реабилитация как одно из направлений социальной работы // Материалы I Международной научнопрактической конференции. Том I. Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2001. С. 144-151.Милькаманович В. К. Социальная геронтология: учебно-метод. комплекс. Минск: ГИУСТ БГУ, 2010. 328 с.Мусина-Мазнова Г. Х. Социальная геронтология: теория и практика: учебное пособие. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2012. 192 с.Нагорная А. Ю. Теория и технология социальной работы с пожилыми людьми: учебно-метод. пособие. Ульяновск: УлГПУ, 2012. 149 с.Наместникова И. В. Методы исследования в социальной работе: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2015. 430 с.Николаева Л. Ф., Аронов Д. М. Реабилитация больных ишемической болезнью сердца: руководство для врачей. М.: Медицина, 1998. -288 с.Новикова С. С. Введение в прикладную социологию. Анкетирование. М.: СпортАкадемПресс, 2000. 104 с.Остроушко С. В., Иванова А. Ю. Лечебная физическая культура: учебное пособие, часть 1. Хабаровск: ХГАЭП, 2002. 88 с.Павленок П. Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. М., 2004. 236 с.Павленок П. Д., Руднева М. Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие. М.: ИНФА-М, 2009. 272 с.Пахальян В. Э. Групповой психологический тренинг: учебное пособие. Спб.: Питер, 2006. 224 с.Писарева А. В. Благосостояние пожилого населения в современной России. М.: ЦСП, 2010. 142 с.Плеханова О. Е. Социально-культурная деятельность как средство реабилитации пожилых людей // Журнал Вестник культуры и искусств, 2013. 1 (33). С. 175-180.Пушкина Н. П. Социальные и медико-демографические проблемы лиц пожилого возраста: метод. рекомендации. М.: Наука, 2011. 214 с.Романычев И. С. «Социо-культурная деятельность в отделениях дневного пребывания // Отечественный журнал социальной работы. 2007. № 4. С 69-77.Савин А. Ю., Щербинина Н. В. Социальная реабилитация пожилых людей и инвалидов в геронтологическом центре // Социальное обслуживание. 2014. № 5. С. 19-31.Сетракова Д. Творческая реабилитация // Наша жизнь. 2014. № 6. С. 71-73.Словарь-справочник по социальной работе. М., 1997. 342 с.Сушкова Г. М. Туризм – действенное средство реабилитации инвалидов с психоневрологическими заболеваниями // Социальное обслуживание. 2015. № 1. С. 34-40.Тимошенко Е. И. Технология социальной реабилитации пожилых людей и инвалидов в центре социального обслуживания / Социальное обслуживание. 2014. № 11. С. 47-52.Тюрина О. П. Реабилитация инвалидов посредством творчества, физической культуры и спорта в деятельности реабилитационного центра для лиц с умственной отсталостью // Социальное обслуживание. 2014. № 10. С. 51-61.Фаустова И. В. Метод куклотерапии в работе с людьми старшего возраста // Управление ДОУ. 2008. № 5. С. 100-107.Фирсов М. В., Студёнова, Е. Г., Наместникова И. В. Введение в профессию «Социальная работа»: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2011. 224 с.Фирсова Н. Г. Особенности самооценки людей пожилого возраста после выхода на пенсию // Научные ведомости, НИУ БелГУ, ВКГИ. 2012. № 24 (143). С. 218-224.Фролысис В. В. Старение и увеличение продолжительности жизни. СПб., 2004. 203 с.Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми: учебное пособие. 6-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К’», 2009.344 с.Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми: учебное пособие. М.: Дашков и К, 2007. 345 с.Холостова Е. И. Технологии социальной работы / Под общ. Ред. Е. И. Холостовой. М.: ИНФА-М, 2001. 400 с.Холостова Е. И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: учебное пособие. М., 2002. 340 с.Чеснокова М. А. Арттехнологии в социальной работе с гражданами пожилого возраста // Отечественный журнал социальной работы. 2008. № 1. С. 67-69.Чижиков В. М. Методологическое обеспечение культурнодосуговой деятельности: учебное пособие. М.: МГИК, 1991. 142 с.Чоговадзе А. В., Бутченко Л. А. Спортивная медицина (Руководство для врачей). М.: Медицина, 1994. 384 с.Шамсутдинова Д. В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга. Казань: Изд-во Казанс. ун-та, 2001. 256 с.Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. 349 с.Шмелев Р. В. «Феномен одиночества человека как социальнопсихологическое явление» // Отечественный журнал социальной работы. 2014. № 3. С. 18-21.Шушарджан С. В. Музыкотерапия: история и перспективы. М.: Владос, 2005. 192 с.Яцемирская Р. С. Социальная геронтология. М., 2003. 224 с.Интернет источники:Государственное автономное учреждение социального обслуживания «Шерловогорский реабилитационный центр «Топаз» Забайкальского края — Адрес: Забайкальский кра, Борзинский район, пгт. Шерловая Гора, ул. Шахтерская, д. 4а. Телефон: 8 (30233) 3-48-00; 3-46-40 (zabguso.ru)Сотрудники учреждения — Государственное автономное учреждение социального обслуживания «Шерловогорский реабилитационный центр «Топаз» Забайкальского края (zabguso.ru)ГАУСО ШРЦ "Топаз" Забайкальского края Шерловая Гора (ИНН 7529009991) адрес, официальный сайт и телефон (rusprofile.ru)ГАУСО ШРЦ "ТОПАЗ" ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ - Шерловая Гора - Директор Соколовская Татьяна Михайловна (checko.ru)Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края | Государственное автономное учреждение социального обслуживания "Шерловогорский реабилитационный центр "Топаз" Забайкальского края (75.ru)ГАУСО ШРЦ "ТОПАЗ" ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ, Забайкальский край Борзинский Шерловая Гора (ИНН 7529009991, ОГРН 1057529001782) – реквизиты (synapsenet.ru)
Федеральные законы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014№2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 14.04.2014. - № 15
2. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ // Российская газета. - № 247 -20.12.2001.
3. Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ (ред. от 01.06.2017) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Российская газета. - № 234 - 02.12.1995.
4. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ // Российская газета. - № 247 - 20.12.2001.
5. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ // Российская газета. - № 247 - 20.12.2001.
6. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 30.12.2013, № 52 (часть I). - Ст. 7007
7. Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 №164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_193464/ (дата обращения 06.11.2021).
8. Закон Забайкальского края от 29.05.2009 № 181-ЗЗК «О социальной защите инвалидов в Забайкальском крае» (принят Законодательным Собранием Забайкальского края 20.05.2009) из информационного банка «Забайкальский край» // Забайкальский рабочий. - № 102-103, 03.06.2009 (дата обращения 08.11.2021).
Литература
9. Адаптация и реабилитация в социальной работе: учеб. пособие. –2-е изд., испр. и доп. / Под общей ред. Н. Ш. Валеевой. Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2011. 586 с.
10. Алферова Т. С., Потехина О. А. Основы реабилитологии. Тольятти: 1995. 359 с.
11. Анцыферова Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. Издание 2-е, исправленное и дополненное. М.: Институт психологии РАН, 2006. 512 с.
12. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / под ред. Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. М.: Академия, 2011. С. 23-28.
13. Артюхов А. Т. Образ жизни пенсионеров по возрасту и состоянию здоровья. М.: 2015. 125 с.
14. Басов Н. Ф. Основы социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н. Ф. Басова. 3-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 288 с.
15. Большой энциклопедический словарь / ред. А. М. Прохоров. 1-е изд., перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. 1456 с.
16. Бондаренко И. Социальная сплоченность и забота об интересах пожилых людей // Социальная работа, 2008. № 1. С. 12.
17. Выготский Л. С. Психология искусства. М. «Педагогика», 1987. 344 с.
18. Гренлюнд Э., Оганесян Н. Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. Спб.: «Речь», 2004. 198 с.
19. Демидова Т. Е. Социальная работа с пожилыми. Настольная книга специалиста. М., 2015. 196 с.
20. Демина Э. Н. Социальная реабилитация инвалидов и пожилых граждан: метод. пособие. Санкт-Петербург, 2017. 68 с.
21. Демченко Ю. И. Сущность реализации и методов социальнокультурной реабилитации молодых инвалидов // Молодой ученый. 2015. № 11. С. 1879-1881.
22. Ерошенков С. Г. «Анализ закономерностей пенсионного обеспечения за рубежом и определение физического состояния пенсионной системы в России»: научный доклад. Москва, 2004. 40 с.
23. Зайнышев И. Г. Технологии социальной работы: учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 2002. 240 с.
24. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. Спб.: ООО «Речь», 2000. 310 с.
25. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность: учебник. М.: МГУКИ, 2004. 539 с.
26. Кондакова Н. И., Иванкова Э. И. Трудовая занятость пенсионеров России // Социологическое исследование. 2001. № 11. С. 47-50.
27. Кравченко А. И. Социальная работа: учеб. М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008. 416 с.
28. Краснова О. В. Социальная психология старости. М.: Академия, 2012. 288 с.
29. Кунгурова Н. И., Терехов В. К. Социальная работа. Учебник. Минск: МФЦП, 2007. 448 с.
30. Лобода М. А. Новые технологии в деятельности социальной
31. службы по социокультурном обслуживанию граждан пожилого возраста // Социальное обслуживание. 2009. № 5. С 43-49.
32. Макарычева Д. С. Геронтологические аспекты социальной работы: учебное пособие. М.: Наука, 2010. 328 с.
33. Мерцалова Л. В. Социокультурная реабилитация как одно из направлений социальной работы // Материалы I Международной научнопрактической конференции. Том I. Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2001. С. 144-151.
34. Милькаманович В. К. Социальная геронтология: учебно-метод. комплекс. Минск: ГИУСТ БГУ, 2010. 328 с.
35. Мусина-Мазнова Г. Х. Социальная геронтология: теория и практика: учебное пособие. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2012. 192 с.
36. Нагорная А. Ю. Теория и технология социальной работы с пожилыми людьми: учебно-метод. пособие. Ульяновск: УлГПУ, 2012. 149 с.
37. Наместникова И. В. Методы исследования в социальной работе: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2015. 430 с.
38. Николаева Л. Ф., Аронов Д. М. Реабилитация больных ишемической болезнью сердца: руководство для врачей. М.: Медицина, 1998. -288 с.
39. Новикова С. С. Введение в прикладную социологию. Анкетирование. М.: СпортАкадемПресс, 2000. 104 с.
40. Остроушко С. В., Иванова А. Ю. Лечебная физическая культура: учебное пособие, часть 1. Хабаровск: ХГАЭП, 2002. 88 с.
41. Павленок П. Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. М., 2004. 236 с.
42. Павленок П. Д., Руднева М. Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие. М.: ИНФА-М, 2009. 272 с.
43. Пахальян В. Э. Групповой психологический тренинг: учебное пособие. Спб.: Питер, 2006. 224 с.
44. Писарева А. В. Благосостояние пожилого населения в современной России. М.: ЦСП, 2010. 142 с.
45. Плеханова О. Е. Социально-культурная деятельность как средство реабилитации пожилых людей // Журнал Вестник культуры и искусств, 2013. 1 (33). С. 175-180.
46. Пушкина Н. П. Социальные и медико-демографические проблемы лиц пожилого возраста: метод. рекомендации. М.: Наука, 2011. 214 с.
47. Романычев И. С. «Социо-культурная деятельность в отделениях дневного пребывания // Отечественный журнал социальной работы. 2007. № 4. С 69-77.
48. Савин А. Ю., Щербинина Н. В. Социальная реабилитация пожилых людей и инвалидов в геронтологическом центре // Социальное обслуживание. 2014. № 5. С. 19-31.
49. Сетракова Д. Творческая реабилитация // Наша жизнь. 2014. № 6. С. 71-73.
50. Словарь-справочник по социальной работе. М., 1997. 342 с.
51. Сушкова Г. М. Туризм – действенное средство реабилитации инвалидов с психоневрологическими заболеваниями // Социальное обслуживание. 2015. № 1. С. 34-40.
52. Тимошенко Е. И. Технология социальной реабилитации пожилых людей и инвалидов в центре социального обслуживания / Социальное обслуживание. 2014. № 11. С. 47-52.
53. Тюрина О. П. Реабилитация инвалидов посредством творчества, физической культуры и спорта в деятельности реабилитационного центра для лиц с умственной отсталостью // Социальное обслуживание. 2014. № 10. С. 51-61.
54. Фаустова И. В. Метод куклотерапии в работе с людьми старшего возраста // Управление ДОУ. 2008. № 5. С. 100-107.
55. Фирсов М. В., Студёнова, Е. Г., Наместникова И. В. Введение в профессию «Социальная работа»: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2011. 224 с.
56. Фирсова Н. Г. Особенности самооценки людей пожилого возраста после выхода на пенсию // Научные ведомости, НИУ БелГУ, ВКГИ. 2012. № 24 (143). С. 218-224.
57. Фролысис В. В. Старение и увеличение продолжительности жизни. СПб., 2004. 203 с.
58. Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми: учебное пособие. 6-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К’», 2009.
59. 344 с.
60. Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми: учебное пособие. М.: Дашков и К, 2007. 345 с.
61. Холостова Е. И. Технологии социальной работы / Под общ. Ред. Е. И. Холостовой. М.: ИНФА-М, 2001. 400 с.
62. Холостова Е. И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: учебное пособие. М., 2002. 340 с.
63. Чеснокова М. А. Арттехнологии в социальной работе с гражданами пожилого возраста // Отечественный журнал социальной работы. 2008. № 1. С. 67-69.
64. Чижиков В. М. Методологическое обеспечение культурнодосуговой деятельности: учебное пособие. М.: МГИК, 1991. 142 с.
65. Чоговадзе А. В., Бутченко Л. А. Спортивная медицина (Руководство для врачей). М.: Медицина, 1994. 384 с.
66. Шамсутдинова Д. В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга. Казань: Изд-во Казанс. ун-та, 2001. 256 с.
67. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. 349 с.
68. Шмелев Р. В. «Феномен одиночества человека как социальнопсихологическое явление» // Отечественный журнал социальной работы. 2014. № 3. С. 18-21.
69. Шушарджан С. В. Музыкотерапия: история и перспективы. М.: Владос, 2005. 192 с.
70. Яцемирская Р. С. Социальная геронтология. М., 2003. 224 с.
Интернет источники:
71. Государственное автономное учреждение социального обслуживания «Шерловогорский реабилитационный центр «Топаз» Забайкальского края — Адрес: Забайкальский кра, Борзинский район, пгт. Шерловая Гора, ул. Шахтерская, д. 4а. Телефон: 8 (30233) 3-48-00; 3-46-40 (zabguso.ru)
72. Сотрудники учреждения — Государственное автономное учреждение социального обслуживания «Шерловогорский реабилитационный центр «Топаз» Забайкальского края (zabguso.ru)
73. ГАУСО ШРЦ "Топаз" Забайкальского края Шерловая Гора (ИНН 7529009991) адрес, официальный сайт и телефон (rusprofile.ru)
74. ГАУСО ШРЦ "ТОПАЗ" ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ - Шерловая Гора - Директор Соколовская Татьяна Михайловна (checko.ru)
75. Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края | Государственное автономное учреждение социального обслуживания "Шерловогорский реабилитационный центр "Топаз" Забайкальского края (75.ru)
76. ГАУСО ШРЦ "ТОПАЗ" ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ, Забайкальский край Борзинский Шерловая Гора (ИНН 7529009991, ОГРН 1057529001782) – реквизиты (synapsenet.ru)
Вопрос-ответ:
Какие исторические аспекты социально-культурной деятельности с пожилыми людьми рассматриваются в данной главе?
В данной главе рассматриваются исторические аспекты социально-культурной деятельности с пожилыми людьми.
Какое социально-психологическое положение имеют пожилые люди?
В данной главе рассматривается социально-психологическое положение пожилых людей.
Какой подход к организации досуга и свободного времени пожилых людей рассматривается в данной главе?
В данной главе рассматривается подход к организации досуга и свободного времени пожилых людей.
Какие правовые аспекты связанные с социально-культурной деятельностью с пожилыми людьми рассматриваются в данной главе?
В данной главе рассматриваются правовые аспекты социально-культурной деятельности с пожилыми людьми.
Какие теоретические основы социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста рассматриваются в данной главе?
В данной главе рассматриваются теоретические основы социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста.
Каковы исторические аспекты социально-культурной деятельности с пожилыми людьми?
Исторически социально-культурная деятельность с пожилыми людьми развивалась и менялась в зависимости от эпохи и общественных установок. В прошлом пожилые люди часто были исключены из активной социальной жизни и культурных мероприятий, но с течением времени этот подход изменился и все больше внимания уделяется участию старшего поколения в различных культурных и социальных мероприятиях.
Каково социально-психологическое положение пожилых людей?
Социально-психологическое положение пожилых людей может быть разнообразным. Некоторые пожилые люди чувствуют себя исключенными и невидимыми в обществе, что может вызывать чувство одиночества и безысходности. Однако современное общество все больше признает важность участия пожилых людей в социально-культурной деятельности, что может повысить их самооценку и социальную активность.
Как организовывается досуг и свободное время пожилых людей?
Организация досуга и свободного времени пожилых людей может происходить различными способами. Это могут быть культурные мероприятия, такие как концерты, выставки, творческие мастер-классы, а также спортивные и развлекательные занятия. Некоторые пожилые люди могут также участвовать в волонтерской деятельности или посещать клубы и организации, где они могут общаться и делиться своими интересами с другими людьми.
Какие правовые аспекты существуют в социально-культурной деятельности с пожилыми людьми?
В социально-культурной деятельности с пожилыми людьми существуют различные правовые аспекты. Одним из них является право пожилого человека на участие в культурной жизни и на получение доступа к культурным мероприятиям. Другим аспектом является право на уважение к личности и достоинству, а также на защиту от дискриминации на основе возраста. Также существуют законы и нормативные акты, регулирующие организацию деятельности социальных и культурных учреждений для пожилых людей.
Каким образом исторически изменялась социально-культурная деятельность с пожилыми людьми?
Исторически социально-культурная деятельность с пожилыми людьми прошла через несколько этапов. В начале 20 века в России была создана система клубов и библиотек для пожилых людей, где они могли проводить свободное время и получать развлекательные и культурные услуги. В период Советского Союза была развита сеть домов культуры для пожилых людей. В настоящее время важными аспектами социально-культурной деятельности с пожилыми людьми являются индивидуализация программ и учет их интересов и потребностей.
Какие правовые аспекты влияют на организацию досуга и свободного времени пожилых людей?
Организация досуга и свободного времени пожилых людей регулируется нормативными актами, включающими в себя законодательство о социальном обслуживании населения пожилого возраста. В России существуют законы и постановления, которые обязывают муниципалитеты предоставлять социальные услуги для пожилых людей, включая организацию досуга и свободного времени. Некоторые из этих нормативных актов также определяют стандарты качества предоставляемых услуг и требования к персоналу, работающему с пожилыми людьми.