характерные особенности актерских выразительных средств в воплощении роли
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 31 + 31 источник
- Добавлена 20.05.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ АКТЁРА В РАБОТЕ НАД РОЛЬЮ
1.1. Концептуальное пространство визуальных средств выразительности актера
1.2. Создание сценического образа
ГЛАВА 2. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА АКТЁРСКОГО ИСКУССТВА
2.1. Сценическая речь: словесное действие. Логика и образность речи.
Сценическое общение
2.2. Сценическое действие: мимика, жест, физические действия, пластика и танец
2.3. Мизансцена тела в работе над воплощением роли
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Искусство пластического движения не должно быть реалистичным, чаще оно похоже на сны,сон: бесконечная плавность движений означает нереальность [26, с. 20].По словам З. Фрейд, пластический язык обладает логикой и содержаниемвысшего порядка, несмотря на то, что с точки зрения реального мира этокажется абстрактным и логичным. Именно благодаря этомуязык жестов может отражать глубинные психические процессы и, будучи продуктоместественных качеств человеческой личности, принимается во всей своей многограннойприроде.Во время движения актёр должен думать, потому что движениене может быть спонтанным или бездумным, а должно передаватьопределенную эмоцию. Движения актера ‒ это проявлениеработы ума, воли, интуиции и воображения, онине являются автоматическими и не случайными. Именно через движения актерпытается донести до зрителей тему. Выразительность во время движения зависит не только отвзглядов актера. Это в основном показывает, как он живет своим телом в движении. В то же время настоящий актер привлекает внимание не только к своему телу, онопределяет пространство во всех направлениях[12, с. 25].2.3. Мизансцена тела в работе над рольюМизансцена – это пластическое выражение сценического действия и взаимодействия. Слово по-французски: мизансцена — ставить на сцену. Как только появились сценические постановки, возникла необходимость в четкой расстановке актеров на сцене. Изначально при размещении актеров заботились только о том, чтобы один актер не заслонял другого насколько это возможно. По мере развития театрального искусства мизансцена постепенно становится одним из основных элементов актерского мастерства. Реалистические основы мизансцены получили глубокое развитие в творчестве Константина Сергеевича Станиславского, в практике русского и советского театра. Мизансцена стала средством выражения логики действий героя, определяя жанр и стиль спектакля [29].Мизансцена тела ‒ один из исходных пунктов актерской работы над образом, одна из важнейших подсказок, средство проникновения в психологический рисунок. Работа по поиску точной постановки зависит от планируемых обстоятельств и самой главной задачи. Найденная мизансцена должна быть эффективной, логичной и обоснованной. Поиск точной, красноречивой мизансцены тела при работе над ролью приводит к поиску постановки пьесы в целом [4]. Поиск мизансцены тела ‒ это поиск жизни роли. Актер должен уметь выражать внутреннее содержание через позу, жест, движение, поворот головы. И тогда не надо дергать за парик, дергать за нос ‒ перед зрителем будет другой человек. Пластика не самоцель, а выражение содержания. Персонажи пьес даже одного и того же автора, как, например, Островский, Шекспир, Горький, Арбузов, должны существовать по одному и тому же принципу мышления, используя разные средства внешней выразительности. Природа чувств ‒ основа, на которой рождается актерская пластическая постановка. Пластическое решение образа включает в себя все тело актера в действии, в жизни персонажа. Связь важнейшей задачи и непосредственного действия роли с поиском телесной мизансцены, жеста. Образное ощущение роли через мизансцену. Мизансценическая связь тела со словом [6].Мизансцена поэтому является одним из важнейших средств визуального раскрытия содержания спектакля, и в то же время существенной частью идейного и художественно-изобразительного решения замысла его режиссера, его чувства, его мысли. Мизансцена ‒ расположение участников на сцене и в зале вопределенные сочетания друг с другом и с окружающей средой в определенные моменты, связанные в единую динамическую цепь, помогающую разворачивать череду событий. Но это внешнее сочетание движений, поз, расположения актёров не может быть случайным. Оно должно быть образным, выражающим внутреннее содержание, конкретный смысл каждого данного момента сценического действия, суть происходящего. Это своего рода пластическая метафора. Только в этом случае постановка выразительна, имеет определенный смысл, а потому понятна зрителю [10].Пластическое расположение актера на сцене не безразлично к творческому результату: мало создать органичный процесс, он должен быть еще и сценически осмысленным и доступным восприятию. Зритель должен ясно видеть и понимать все, что происходит на сцене. Как бы актер ни посвятил себя ролевой жизни, он в то же время будет ощущать непрерывную связь со зрителем, наблюдающим и направляющим свое творчество со стороны. Положительная реакция зрителей помогает ему укрепить свое творческое самочувствие [23, с. 113].Есть мнение, что искусством мизансцены должны владеть не актеры, а режиссеры, ответственные за сценическую композицию спектакля. Но настоящего артиста никогда не удовлетворит роль слепого интерпретатора заданной режиссером постановки. Руководствуясь указаниями автора и режиссера, он создаст его сам в сотрудничестве со своими партнерами. Даже если постановка предложена режиссером, актер должен не механически воспроизвести ее, а творчески осмыслить, сделать своей, обосновывая и обогащая заданный пластический замысел своими эмоциями. Более того, в искусстве переживания каждое повторение представления не является точной копией предыдущего. Играя каждый раз в образе сегодняшнего дня, актер будет постоянно обновлять не только внутреннее оформление, но и внешнее оформление роли, а значит и постановку. Не нарушая целого, то есть установленной сценической композиции, он всегда должен свободно выбирать детали [23, с. 114].Другим необходимым условием выразительности постановки будет правильно найденный угол зрения, то есть наиболее выгодное его расположение по отношению к помещению. Для развития этих качеств целесообразно строить упражнения таким образом, чтобы они выполнялись поочередно двумя группами учащихся, одна из которых выступает на сцене, а другая оценивает созданные в стороне постановки и группировки, корректируя работу партнёров по сцене. В жизни организм человека занимает положение, продиктованное целесообразностью его поведения в тех или иных обстоятельствах. Он также выражает индивидуальные особенности, присущие данному человеку [23].Наблюдения показали, что правильное пластическое поведение в роли требует не только общей физической подготовки, но и специальных двигательных навыков. Так постепенно стала проясняться суть требований,представленной профессией актера процессу его обучения в области движения. Естественно, что двигательная подготовка будущего актера может быть правильно направлена только в том случае, если режиссёр понимает природу самого сценического движения, то есть движения, обосновывающего физическое поведение актера в роли [5].ЗАКЛЮЧЕНИЕСовременный театр предъявляет высокие требования к искусству актера и режиссера. Работа над произведением разных эпох, стилей и жанров, умение создать наиболее выразительный образ требует от внешнего актера совершенного владения навыками, а от режиссера не только теоретическими знаниями, но и чувством движения, умением найти точную пластическую ролевую схему. При просмотре спектакля зритель всегда хочет видеть полноценного синтетического актера, всесторонне развитого. Актер должен не только внутренне чувствовать, ясно и понятно говорить, но и красиво и выразительно двигаться.Все, что происходит на сцене, зритель воспринимает глазами и слухом. Все последующее рождается благодаря нашему воображению, ассоциациям. Неточность в актерском исполнении той или иной постановки, пластическая и ритмическая хрупкость, обилие всяких лишних движений, особенно у молодых актеров, затрудняют восприятие зрителем творческого замысла. Современный драматический театр диктует свои требования к физической форме актера. Исполнитель должен обладать достаточно высоким уровнем выносливости, силы, гибкости, координации и способностью выполнять сложные двигательные действия, которые часто связаны с риском, включая элементы гимнастики, акробатики и танцев. В связи с этим содержание профессионально-прикладной физической подготовки студентов-будущих актеров должно иметь ярко выраженные особенности.Основным выразительным средством исполнительского искусства является действие. Цель действия – изменить, переделать предмет, на который направлено действие. В актерской игре очень важны психофизические действия, составляющие актерскую игру. Действия могут быть внутренними (направленными на себя) и внешними (направленными на партнера или объект). Действия на сцене выполняются актерами. Это главный представитель актерского искусства. Все в театре выражается через него. Он говорит со сцены от имени автора, режиссера, всего коллектива, поэтому в его творчестве важны основные выразительные средства актерского мастерства: слово, голос, движение, пластика.Слово играет огромную роль в искусстве актера. Речь является основным выражением мысли. Грамотная выразительная речь способна передать сложность духовного облика современного человека. Голос, полный выразительности, может передавать разные нюансы. Речь – это инструмент действия. Выразительность сценического движения также очень важна в работе актера. Мимика, жест. Природа актера ‒совершенное владение своим телом. Через позу, жест, движение актер должен уметь выражать внутреннее содержание. Мягкость и непрерывность движения создают пластичность. Очень важен психологический жест, который должен быть волевым, активным, четким, масштабным и впечатляющим. Вспомогательными средствами выразительности являются грим, парик, наклейки, костюм, которые подчеркивают и дополняют образ с точки зрения смежности или контраста. К выразительным средствам театра относятся: музыка, свет, грим, мизансцена.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВЛитература:Акимов Н. П. Не только о театре. Л.; М.: Искусство, 1966. – 427 с.Даровских Е. М. Методика работы режиссёра-педагога по освоению театральным коллективом пластической выразительности. Пермь. –2017. – 24 с.Захава Б. Е. «Мастерство актёра и режиссёра»/ Б. Е. Захава / Изд. 3-е, испр. и доп. Учеб. пособие для институтов культуры, театральных, и культ. – просвет. Училищ. Москва, «Просвещение», 1973. – 233 с.Кнебель М. О. Школа режиссуры Немировича-Данченко [Текст] / М. О. Кнебель. –Москва: ГИТИС, 2015. – 218 с.Кох И. Э. Основы сценического движения: учебник / И. Э. Кох. – Изд. 2-е, испр. ‒ Санкт-Петербург [и др.]: Планета музыки: Лань, cop. 2010. – 509 с.Мочалов Ю. А. Композиция сценического пространства: Поэтика мизансцены. [Учеб. пособие для учеб. заведений культуры] / Юрий Мочалов. ‒ М.: Просвещение, 1981. ‒ 239 с.Немировский А. Пластическая выразительность актера. / Допущено Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерствакультуры СССР в качестве учебного пособия для театральных вузов и институтовискусств. МОСКВА «ИСКУССТВО». 1988. – 169 с.Петров Н. В. Актер и сценический образ. Л.: Гослитиздат, 1935. – 97 с.Рациональность и коммуникация: тез. VIIмеждунар. науч. конф. 14–16 ноября 2007 г. / отв. ред. Б. И. Липский. СПб., 2007. – 350 с.Ремез О. Я. Мизансцена ‒ язык режиссера [Текст]. ‒ Москва: Искусство, 1963. ‒ 134 с.Рождественская Н. В. Психологический портрет роли и создание сценического характера // Спектакль в сценической педагогике / отв. ред. Е. Ганелин. СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2006.Рутберг И. Г. Пантомима. Движение и образ / Илья Рутберг. – М.: Сов. Россия, 1981. – 160 с.Станиславский К. С. Собр. соч.: в 8 т. М., 1954–1961. Т.2 – 614 с.Станиславский К. С. Собрание сочинений: В 9 т. М.: Искусство, 1989. Т. 2. Работа актера над собой. Часть 1: Работа над собой в творческом процессе переживания: Дневник ученика / Ред. и авт. вступ. ст. А. М. Смелянский. Ком. Г. В. Кристи и В. В. Дыбовского. 511 с.Стромов Ю. А. Путь актера к творческому перевоплощению. М.: Просвещение, 1975. – 80 с.Яркова, Е. Н. Мастерство актёра. Обучение в театральной школе [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов специальности 070301.65 «Актёрское искусство» / Е. Н. Яркова. ‒ Электрон. текстовые данные. ‒ Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2015. ‒ 144 c.Периодические издания:Андрейчук В. А. Михаил Чехов: театрально-педагогические искания // МНКО. 2009. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mihail-chehov-teatralno-pedagogicheskie-iskaniya (дата обращения: 20.04.2022).Антипин В.В. О понятии "современный танец" в отечественной хореографической педагогике // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. 2018. №5 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatii-sovremennyy-tanets-v-otechestvennoy-horeograficheskoy-pedagogike (дата обращения: 18.04.2022).Зыков А. И. Понятийное пространство актёрских визуальных средств выразительности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2017. №41-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatiynoe-prostranstvo-aktyorskih-vizualnyh-sredstv-vyrazitelnosti (дата обращения: 11.04.2022).Ильин М. А. Общение в концепции актёрского искусства К. С. Станиславского/ Вестник Санкт-Петербургского университета/ – серия 15., вып. 2. – 2011.Колосов Р. В. Выразительные средства театра одного актера (на материале театрального искусства России XX века) // МНКО. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vyrazitelnye-sredstva-teatra-odnogo-aktera-na-materiale-teatralnogo-iskusstva-rossii-xx-veka (дата обращения: 19.04.2022).Конович А. А., Ягодка А. Н. Зрительно-пластическая выразительность в формировании актерского мастерства // Вестник СПбГИК. 2018. №2 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zritelno-plasticheskaya-vyrazitelnost-v-formirovanii-akterskogo-masterstva (дата обращения: 18.04.2022).Кристи Г. В. Воспитание актера школыСтаниславского. Группировки и мизансцены. URL: kristi-g-vospitanie_aktera_shkoly_stanislavskogo.pdf (дата обращения: 18.04.2022).Крупник Е.П. Экспериментальное изучение взаимосвязей художественного и общего развития личности // Психологический журнал. 1991. №1. ‒ С. 108–117.Нижельской В. А. Выразительное движение, как взаимосвязь двигательных способностей и пластических качеств актера // Вестник КазГУКИ. 2015. №4-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vyrazitelnoe-dvizhenie-kak-vzaimosvyaz-dvigatelnyh-sposobnostey-i-plasticheskih-kachestv-aktera (дата обращения: 18.04.2022).Интернет-ресурсы:Веселовская Г. Украинский театральный авангард, Киев: Феникс. – 2009. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1645697024&tld=ru&lang=ru&name=266-327_veselovskaya.pdf&text (дата обращения: 17.04.2022).Виды средств выразительности и их особенности. [электронный ресурс] / [сайт]:infourok.ru ‒ Режим доступа: https://infourok.ru/vidi-sredstv-virazitelnosti-i-ih-osobennosti-3058483.html (дата обращения: 19.04.2022).Лекция [электронный ресурс] / [сайт]: lektsia.com – Режим доступа https://lektsia.com/3xce5.html (дата обращения 19.04.2022).Мизансцена. [электронный ресурс] / [сайт]: studopedia.ru – Режим доступа: https://studopedia.ru/12_222756_mizanstsena.html (дата обращения: 19.04.2022).Оболенская Ю. Сценический образ: понятие, формирование образа, выбор костюма, работа с актерами и понятие роли [электронный ресурс] / [сайт]: yandex.ru – Режим доступа: https://yandex.ru/turbo/fb.ru/s/article/452581/stsenicheskiy-obraz-ponyatie-formirovanie-obraza-vyibor-kostyuma-rabota-s-akterami-i-ponyatie-roli (дата обращения: 19.04.2022). «Пластическая выразительность в создании сценического образа».[электронный ресурс] / [сайт]:bank.nauchniestati.ru – Режим доступа: https://bank.nauchniestati.ru/primery/kursovaya-rabota-na-temu-plasticheskaya-vyrazitelnost-v-sozdanii-sczenicheskogo-obraza-imwp/ (дата обращения: 19.04.2022).
Литература:
1. Акимов Н. П. Не только о театре. Л.; М.: Искусство, 1966. – 427 с.
2. Даровских Е. М. Методика работы режиссёра-педагога по освоению театральным коллективом пластической выразительности. Пермь. –2017. – 24 с.
3. Захава Б. Е. «Мастерство актёра и режиссёра»/ Б. Е. Захава / Изд. 3-е, испр. и доп. Учеб. пособие для институтов культуры, театральных, и культ. – просвет. Училищ. Москва, «Просвещение», 1973. – 233 с.
4. Кнебель М. О. Школа режиссуры Немировича-Данченко [Текст] / М. О. Кнебель. – Москва: ГИТИС, 2015. – 218 с.
5. Кох И. Э. Основы сценического движения: учебник / И. Э. Кох. – Изд. 2-е, испр. ‒ Санкт-Петербург [и др.]: Планета музыки: Лань, cop. 2010. – 509 с.
6. Мочалов Ю. А. Композиция сценического пространства: Поэтика мизансцены. [Учеб. пособие для учеб. заведений культуры] / Юрий Мочалов. ‒ М.: Просвещение, 1981. ‒ 239 с.
7. Немировский А. Пластическая выразительность актера. / Допущено Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры СССР в качестве учебного пособия для театральных вузов и институтов искусств. МОСКВА «ИСКУССТВО». 1988. – 169 с.
8. Петров Н. В. Актер и сценический образ. Л.: Гослитиздат, 1935. – 97 с.
9. Рациональность и коммуникация: тез. VII междунар. науч. конф. 14–16 ноября 2007 г. / отв. ред. Б. И. Липский. СПб., 2007. – 350 с.
10. Ремез О. Я. Мизансцена ‒ язык режиссера [Текст]. ‒ Москва: Искусство, 1963. ‒ 134 с.
11. Рождественская Н. В. Психологический портрет роли и создание сценического характера // Спектакль в сценической педагогике / отв. ред. Е. Ганелин. СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2006.
12. Рутберг И. Г. Пантомима. Движение и образ / Илья Рутберг. – М.: Сов. Россия, 1981. – 160 с.
13. Станиславский К. С. Собр. соч.: в 8 т. М., 1954–1961. Т.2 – 614 с.
14. Станиславский К. С. Собрание сочинений: В 9 т. М.: Искусство, 1989. Т. 2. Работа актера над собой. Часть 1: Работа над собой в творческом процессе переживания: Дневник ученика / Ред. и авт. вступ. ст. А. М. Смелянский. Ком. Г. В. Кристи и В. В. Дыбовского. 511 с.
15. Стромов Ю. А. Путь актера к творческому перевоплощению. М.: Просвещение, 1975. – 80 с.
16. Яркова, Е. Н. Мастерство актёра. Обучение в театральной школе [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов специальности 070301.65 «Актёрское искусство» / Е. Н. Яркова. ‒ Электрон. текстовые данные. ‒ Омск: Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 2015. ‒ 144 c.
Периодические издания:
17. Андрейчук В. А. Михаил Чехов: театрально-педагогические искания // МНКО. 2009. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mihail-chehov-teatralno-pedagogicheskie-iskaniya (дата обращения: 20.04.2022).
18. Антипин В. В. О понятии "современный танец" в отечественной хореографической педагогике // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. 2018. №5 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatii-sovremennyy-tanets-v-otechestvennoy-horeograficheskoy-pedagogike (дата обращения: 18.04.2022).
19. Зыков А. И. Понятийное пространство актёрских визуальных средств выразительности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2017. №41-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatiynoe-prostranstvo-aktyorskih-vizualnyh-sredstv-vyrazitelnosti (дата обращения: 11.04.2022).
20. Ильин М. А. Общение в концепции актёрского искусства К. С. Станиславского/ Вестник Санкт-Петербургского университета/ – серия 15., вып. 2. – 2011.
21. Колосов Р. В. Выразительные средства театра одного актера (на материале театрального искусства России XX века) // МНКО. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vyrazitelnye-sredstva-teatra-odnogo-aktera-na-materiale-teatralnogo-iskusstva-rossii-xx-veka (дата обращения: 19.04.2022).
22. Конович А. А., Ягодка А. Н. Зрительно-пластическая выразительность в формировании актерского мастерства // Вестник СПбГИК. 2018. №2 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zritelno-plasticheskaya-vyrazitelnost-v-formirovanii-akterskogo-masterstva (дата обращения: 18.04.2022).
23. Кристи Г. В. Воспитание актера школы Станиславского. Группировки и мизансцены. URL: kristi-g-vospitanie_aktera_shkoly_stanislavskogo.pdf (дата обращения: 18.04.2022).
24. Крупник Е. П. Экспериментальное изучение взаимосвязей художественного и общего развития личности // Психологический журнал. 1991. №1. ‒ С. 108–117.
25. Нижельской В. А. Выразительное движение, как взаимосвязь двигательных способностей и пластических качеств актера // Вестник КазГУКИ. 2015. №4-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vyrazitelnoe-dvizhenie-kak-vzaimosvyaz-dvigatelnyh-sposobnostey-i-plasticheskih-kachestv-aktera (дата обращения: 18.04.2022).
Интернет-ресурсы:
26. Веселовская Г. Украинский театральный авангард, Киев: Феникс. – 2009. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1645697024&tld=ru&lang=ru&name=266-327_veselovskaya.pdf&text (дата обращения: 17.04.2022).
27. Виды средств выразительности и их особенности. [электронный ресурс] / [сайт]: infourok.ru ‒ Режим доступа: https://infourok.ru/vidi-sredstv-virazitelnosti-i-ih-osobennosti-3058483.html (дата обращения: 19.04.2022).
28. Лекция [электронный ресурс] / [сайт]: lektsia.com – Режим доступа https://lektsia.com/3xce5.html (дата обращения 19.04.2022).
29. Мизансцена. [электронный ресурс] / [сайт]: studopedia.ru – Режим доступа: https://studopedia.ru/12_222756_mizanstsena.html (дата обращения: 19.04.2022).
30. Оболенская Ю. Сценический образ: понятие, формирование образа, выбор костюма, работа с актерами и понятие роли [электронный ресурс] / [сайт]: yandex.ru – Режим доступа: https://yandex.ru/turbo/fb.ru/s/article/452581/stsenicheskiy-obraz-ponyatie-formirovanie-obraza-vyibor-kostyuma-rabota-s-akterami-i-ponyatie-roli (дата обращения: 19.04.2022).
31. «Пластическая выразительность в создании сценического образа». [электронный ресурс] / [сайт]: bank.nauchniestati.ru –
Режим доступа: https://bank.nauchniestati.ru/primery/kursovaya-rabota-na-temu-plasticheskaya-vyrazitelnost-v-sozdanii-sczenicheskogo-obraza-imwp/ (дата обращения: 19.04.2022).