Мотивация и личность
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 25.05.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Понятие личности 5
Глава 2. Мотивация как психологическая категория 17
2.1. Структура и классификация мотивации 20
2.2. Управление мотивацией 24
Заключение 28
Список использованных источников 30
Результат объективации потребности воплощается в мотиве [Шванцара Й. Диагностика психического развития. – Прага: Авиценум, 1978.].Вторым структурным компонентом мотивации является мотив. Психологи в стране и за рубежом давно изучают мотивацию как психологический феномен, но до сих пор не сформулировали единого общепринятого определения «мотива», хотя имеется четкое представление о потребностях и мотивах человека. Вот определение термина «мотив» из большого психологического словаря.Несмотря на то, что среди психологов взгляды на природу и природу мотива существенно различаются, все сходятся в одном: в качестве мотива предполагается определенное психологическое явление (но по-разному у разных авторов). В качестве мотива приводились различные психологические явления: намерения, мысли, идеи, чувства, переживания (Л. И. Божович); потребности, побуждения, побуждения, склонности (Х. Хекхаузен); объект потребности - материальный или идеальный, ощущаемый или данный только в представлении, в мыслительном плане (А. Н. Леонтьев); Инсталляции (А. Маслоу); Условия существования (К. Вилюнас); Мотивы, от которых зависит целесообразность действий (В. С. Мерлин); рассуждение, по которому должен действовать субъект (Ф. Годфруа); Желания, желания, привычки, мысли, чувство долга (П. А. Рудик) и др [Уайтли, Филипп. Мотивация.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 160с.].В литературных источниках авторы либо отражают точку зрения других авторов на проблему, либо критикуют точку зрения, отличную от их собственной. При таком понимании мотив правомерно рассматривать как сложную целостную (системную) психологическую единицу.В педагогической психологии наиболее полной и общей является работа Л.И. Божович: «Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность. В качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, идеи, идеи, чувства и переживания.Классификаций мотивов существует столько же, сколько и оснований для их классификации:1. В зависимости от уровня устремления: добиться успеха, избежать неудачи.2. По виду деятельности: мотивы общения, игры, обучения, профессиональной деятельности.3. По времени проявления: постоянные, ситуативные и кратковременные.4. В зависимости от силы проявления: сильная, умеренная и слабая.5. В зависимости от степени устойчивости: сильная, средняя и слабоустойчивая.6. По способу участия в деятельности (А.Н. Леонтьев): понятый, известный, реально действующий.7. По социальной значимости (П.М. Якобсон): социальный, узколобый.Третьим структурным элементом мотивации является цель. В большинстве случаев мотив не совпадает с целью, а лежит за ней. Связь между мотивами и целями деятельности заключается в том, что мотив служит поводом (причиной) для постановки определенных целей. Для постановки цели необходимо наличие соответствующего мотива: самоутверждения, самореализации, материального побуждения, заинтересованности в содержании деятельности и т. д. Цель, как правило, полимотивирована, т. е. определяется несколько мотивов. Поскольку цели тесно связаны с мотивами, они, как и мотивы, побуждают учащегося к действию. Постановка цели побуждает его приложить соответствующие усилия для ее достижения. Чем больше мотивов определяют цель, тем больше они стимулируют деятельность. Цель, подкрепленная разнообразными мотивами, окажет более сильное влияние на деятельность учащегося. Как правило, более сильные заблаговременно продвигают узкие цели, а более слабые — дальние [Шванцара Й. Диагностика психического развития. – Прага: Авиценум, 1978.].Чем конкретнее цель, тем больше она способствует осуществлению деятельности. Пока они не конкретизированы, общие цели часто носят характер пояснений и не побуждают к деятельности. Целеполагание, разработка промежуточных целей (этапов) и средств их достижения является важным мотивирующим фактором.В одних случаях цель является уточнением мотива, в других цель может скрывать истинные мотивы. Цель – это осознанное представление об ожидаемом результате, на достижение которого направлены действия учащегося. В самом общем виде цель связана с реализацией, удовлетворением потребности, устранением состояния неудовлетворенности или напряжения.Характеристики целей обычно включают: разнообразие, охват, подчиненность, ясность и конкретность; ограниченное время, уместность или согласованность с жизненным контекстом; доступность; нацеленность на результат; проверяемость и измеримость, доступность ресурсов. Существует несколько механизмов целеобразования:преобразование полученного запроса в индивидуальную цель;выбор одного из денежных требований;превращение мотивов в мотивы-цели при их реализации;конвертировать побочные эффекты действия в цель;преобразование бессознательных ожиданий в цель;выбор промежуточных пунктов назначения;переход от предварительных к окончательным целям;создание иерархии и хронологического порядка целей.Четкая постановка цели деятельности приводит к исключительно высокому мотивационному эффекту [Уайтли, Филипп.Мотивация.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 160с.].2.2. Управление мотивациейВажнейшей функцией руководителя является мотивация деятельности сотрудников. В целом принято считать, что обеспечение мотивации является основой теории и практики менеджмента. Лидер должен уметь регулировать мотивационные мотивы человека, признавая, что не только деньги могут служить средством мотивации. Чтобы эффективно способствовать достижению целей организации, человек должен работать со страстью, любить свою работу, гордиться своей работой и получать от нее удовольствие. Он должен руководствоваться в своей работе сознанием своей полезности и необходимости. Эффект мотивирующих воздействий может быть высоким, если руководитель проявляет ясность и искренность своих намерений в общении с подчиненными, умение убеждать и ориентировать их на решение поставленных задач. Необходимо позаботиться о том, чтобы подчиненные обладали соответствующей квалификацией и необходимыми инструментами.Успех воспитательных воздействий руководителя зависит от того, насколько ему удается строить нормальные отношения с сотрудниками. Это становится возможным благодаря коммуникабельности, внимательному, заинтересованному общению с людьми, признанию их заслуг, уважению и поощрению способностей каждой личности. Потеря доверия подчиненных – самое негативное, что может случиться в карьере руководителя. При реализации мотивационной функции следует помнить, что материальное и моральное вознаграждение за хорошие результаты создают атмосферу взаимопонимания и доверия. Хвалить надо искренне и лучше публично, а критиковать на уровне глаз, не повышая голоса. В то же время политика вознаграждения по результатам работы не исключает честного и открытого обсуждения сильных и слабых сторон человека. При анализе ошибок, допущенных сотрудниками, от руководителей требуется наличие специальных психологических навыков. Важно показать подчиненным, что в центре внимания находится не поиск и наказание виновного в ошибке, а стремление выявить причины его совершения. Строго требуя от подчиненных выполнения своих профессиональных обязанностей, в то же время недопустимо унижать человека из-за его ошибок или просчетов в работе [Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования). – М.: ООО «Издательство АСТ», 2006. – 816с.].Общие принципы управления мотивацией сотрудников, на которые должен опираться руководитель в своей работе, следующие:Обеспечение привлекательности творческого характера содержания работы;четкое определение цели и конечных результатов работы, способов их оценки;при необходимости вовлекать сотрудников в процесс планирования целей и текущих задач организации;уважение, доверие, открытое и искреннее отношение к подчиненным;признание и благодарность за результаты, достигнутые естественно и искренне;делегирование ответственности за осуществляемую деятельность и предоставление права принятия самостоятельных решений;выявление и устранение факторов, мешающих (препятствующих) сотрудникам выполнять деятельность. Особое значение имеет решение индивидуальных, личных проблем работников, улучшение условий их труда;обеспечение профессионального роста, перспективы профессионального развития.Мотивационных теорий и теорий управления можно знать много, все это очень интересно и полезно для общего развития. Многие руководители, посетившие семинары по менеджменту и получившие много теоретической информации, были разочарованы небольшой практической отдачей. Почему это происходит? Все дело в том, что в управлении человеческими ресурсами есть две глобальные составляющие - знания и теория, позволяющие разрабатывать стратегии работы с персоналом и стратегии формирования человеческих ресурсов компании, и практика управленческой коммуникации, представляющая собой тактику и позволяет эффективно воплотить все эти стратегии в одну жизнь [Теплов Б. М. Практическое мышление. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М., 1981. С. 147.].Именно искусство лидерской коммуникации позволяет мотивировать и убеждать сотрудников, доносить до них грамотные, правильные цели и тезисы.Очень часто, когда мы говорим о развитии человека в компании, мы сталкиваемся с тем, что какая-то компетенция, то есть навыки или поведение, или какая-то реакция на стресс недостаточно развита и нам нужно сообщить об этом сотруднику. Одна из распространенных ошибок руководителя, особенно начинающего руководителя, — уклонение от неудобных тем. В конечном итоге неудовлетворенность накапливается, человек не получает сигналов о том, что ему следует исправить свое поведение и действия, что, к сожалению, нередко приводит к крупным проблемам на работе и довольно часто к увольнению работника. Другая крайность — острая, резкая критика, критика, способная сильно демотивировать человека, поставить его в состояние стресса. Настоящее искусство критики состоит, с одной стороны, в том, чтобы донести до человека, что именно он должен развивать и исправлять, а с другой с другой стороны - сохранить его мотивацию или даже повысить [Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования). – М.: ООО «Издательство АСТ», 2006. – 816с.].ЗАКЛЮЧЕНИЕМногие из рассмотренных мотивирующих факторов со временем становятся настолько характерными для человека, что становятся чертами его личности. Сюда вполне могут входить те, которые мы рассмотрели в предыдущем абзаце главы. Это мотив успеха, мотив избегания неудачи, страх, определенный локус контроля, самооценка и уровень требований. Кроме того, потребность в общении (принадлежность), мотив власти, мотив помощи другим людям (альтруизм) и агрессивность характеризуют личность лично. Это основные социальные мотивы человека, определяющие его отношение к людям.К эмпирическим признакам наличия у человека мотива или силовой мотивации относятся: стойкие и достаточно артикулированные эмоциональные переживания, связанные с сохранением или утратой психологического или поведенческого контроля над другими людьми; удовлетворение от победы над другим человеком в какой-либо деятельности или грусть от неудачи; нежелание подчиняться другим людям, активное стремление к независимости; склонность доминировать над людьми в самых разных ситуациях общения и взаимодействия с ними. «Мотив власти имеет тенденцию приобретать и поддерживать свои источники либо ради связанного с ним престижа и ощущения власти, либо для того, чтобы влиять на поведение и опыт других людей, которые не будут действовать так, как они считают нужным».К явлениям, изучаемым в психологии, связанным с мотивацией власти, относятся лидерство, влияние людей друг на друга, лидерство и подчинение, а многие явления, связанные с влиянием индивида на группу и группы на индивида. В отличие от других наук, изучающих феномен власти, в психологии основное внимание уделяется личностным мотивам господства, а также психологическим аспектам использования власти человека над людьми. Они говорят о психологических аспектах власти, когда один человек заставляет другого что-то делать против него.Было обнаружено, что власть человека над другими людьми психологически усиливается несколькими способами: способностью вознаграждать и наказывать людей; способность понуждать их к определенным действиям через систему правовых и нравственных норм, дающих право на власть одним и обязывающих других подчиняться приказам власть имущих с той властью, которую человек видит, и подчиняться им безоговорочно следовать за другим, подчиняться быть для него образцом для подражания, специалистом в общем-то, что этому человеку крайне необходимо.Согласно этим определениям, мы можем предположить, что каждый человек обладает некоторой психологической властью над другими людьми, если в данный момент времени он выступает как монопольный держатель всех жизненно важных для этих людей ценностей.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБолотова А. К. Прикладная психология. Основы консультативной психологии. Учебник и практикум. — М.: Юрайт. 2019. 340 с.Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т. 2, Л.: ЛГУ, 1974-1981.Гонина О. О. Психология. Учебное пособие. — М.: КноРус. 2019. 320 с.Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академическогобакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 430 с.Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. — М.: Юрайт. 2019. 386 с.Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., «Логос», 2003г. – 330c. Психология / под ред. д.п.н. проф. Засл. деятеля науки РФ А.А. Крылова – М., «Проспект», 2001г. – 488с.Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Учебник для академическогобакалавриата. В 2-х частях. Часть 2. — М.: Юрайт. 2019. 174 с.Немов Р. С. Общая психология. Учебник и практикум для СПО. В 3-х томах. Том 2. В 4-х книгах. Книга 2. Внимание и память. — М.: Юрайт. 2019. 262 с.Пирьов Г. Д. Экспериментальная психология. – София, 1968.Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). – Л.: ЛГУ, 1976. С. 166.Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979. С. 38.Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1973.Теплов Б. М. Практическое мышление. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М., 1981. С. 147.Шванцара Й. Диагностика психического развития. – Прага: Авиценум, 1978.Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования). – М.: ООО «Издательство АСТ», 2006. – 816с.Уайтли, Филипп. Мотивация.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 160с.
1. Болотова А. К. Прикладная психология. Основы консультативной психологии. Учебник и практикум. — М.: Юрайт. 2019. 340 с.
2. Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т. 2, Л.: ЛГУ, 1974-1981.
3. Гонина О. О. Психология. Учебное пособие. — М.: КноРус. 2019. 320 с.
4. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 430 с.
5. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. — М.: Юрайт. 2019. 386 с.
6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., «Логос», 2003г. – 330c. Психология / под ред. д.п.н. проф. Засл. деятеля науки РФ А.А. Крылова – М., «Проспект», 2001г. – 488с.
7. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Учебник для академического бакалавриата. В 2-х частях. Часть 2. — М.: Юрайт. 2019. 174 с.
8. Немов Р. С. Общая психология. Учебник и практикум для СПО. В 3-х томах. Том 2. В 4-х книгах. Книга 2. Внимание и память. — М.: Юрайт. 2019. 262 с.
9. Пирьов Г. Д. Экспериментальная психология. – София, 1968.
10. Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). – Л.: ЛГУ, 1976. С. 166.
11. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979. С. 38.
12. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1973.
13. Теплов Б. М. Практическое мышление. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М., 1981. С. 147.
14. Шванцара Й. Диагностика психического развития. – Прага: Авиценум, 1978.
15. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования). – М.: ООО «Издательство АСТ», 2006. – 816с.
16. Уайтли, Филипп. Мотивация.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 160с.
Вопрос-ответ:
Что такое личность?
Личность - это сложный и многогранный психологический феномен, который описывает индивидуальные особенности человека, его характер, темперамент, способности и поведение.
Каковы компоненты мотивации?
Мотивация состоит из двух основных компонентов - потребности и мотивов. Потребность - это внутреннее состояние, вызывающее желание достичь определенной цели. Мотив - это та самая цель, которую человек стремится достичь, чтобы удовлетворить свои потребности.
Как можно классифицировать мотивацию?
Мотивацию можно классифицировать по различным признакам. Например, можно выделить внутреннюю и внешнюю мотивацию, где внутренняя мотивация идет от самого человека, а внешняя - от внешних стимулов. Также мотивацию можно разделить на мотивацию к достижению (направленную на достижение определенных результатов) и мотивацию к избеганию (направленную на предотвращение нежелательных последствий).
Как можно управлять мотивацией?
Управление мотивацией может осуществляться различными способами. Например, можно использовать положительное подкрепление, предлагая вознаграждение за достижение цели. Также можно использовать отрицательное подкрепление, угрожая наказанием в случае недостижения цели. Еще одним способом управления мотивацией является установление ясных и конкретных целей, которые помогают направить энергию и усилия человека в нужное русло.
Как связаны мотивация и личность?
Мотивация и личность взаимосвязаны. Личность определяет, какие мотивы будут актуальны для конкретного человека, так как каждый человек имеет свои индивидуальные потребности и цели. В свою очередь, мотивация влияет на формирование личности, так как стремление достичь определенных целей и удовлетворить свои потребности формирует определенные черты характера и поведения.
Что такое личность?
Личность - это уникальный набор индивидуальных характеристик человека, включая его поведение, чувства, мысли и мотивацию. Она определяет внутреннюю структуру человека и его способ взаимодействия с окружающим миром.
Какую роль играет мотивация в психологии?
Мотивация является одной из ключевых категорий психологии, она определяет направленность и активность человека. Мотивация объясняет, почему мы стремимся к определенным целям, какие потребности или желания нас движут.
Как классифицируются мотивы?
Мотивы можно классифицировать по различным признакам, например, по источнику возникновения (биологические, социальные, когнитивные), по степени осознанности (осознанные, бессознательные), по направленности (притяжение или отталкивание).
Как можно управлять мотивацией?
Управление мотивацией может осуществляться различными способами, например, через постановку целей, награды и поощрения, создание благоприятной рабочей среды, обратная связь и мотивационные программы.
Почему мотивация важна для психологии?
Мотивация имеет большое значение для психологии, так как она помогает понять, почему люди проявляют определенные действия и какие факторы влияют на их поведение. Изучение мотивации позволяет лучше понять человеческую природу и создать эффективные стратегии воздействия на людей.
Что такое личность?
Личность - это сложная и многогранная концепция, которая описывает уникальные особенности каждого человека. Она включает в себя индивидуальные характеристики, как физические, так и психологические, а также поведенческие особенности и установки. Личность развивается под влиянием генетических, биологических, социальных и культурных факторов.