Аффилированность и её последствия в гражданском праве (работа выполнена на базе Федеральная антимонопольная служба России, г. Москва)
Заказать уникальную дипломную работу- 78 78 страниц
- 85 + 85 источников
- Добавлена 25.05.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретико-правовые основы аффилированности и ее последствия 7
1.1 Понятие и правовое регулирование аффилированности 7
1.2 Особенности правового статуса и виды аффилированных субъектов юридически лиц 18
Глава 2. Последствия аффилированности в гражданском праве 26
2.1 Влияние аффилированности на различные правоотношения в гражданском праве 26
2.2. Гражданско-правовая ответственность аффилированных лиц 36
Глава 3. Анализ актуальных проблем аффилированности и ее последствий в системе антимонопольного регулирования 54
1.1. Роль Федеральной антимонопольной службы России г. Москва в регулировании деятельности аффилированных лиц 54
1.2. Основные проблемы и направления совершенствования антимонопольного регулирования в отношении аффилированных лиц 65
Заключение 74
Список использованной литературы 79
Недобросовестная конкуренция нарушает права потребителей, которые получают некачественную, а зачастую и опасную продукцию, за которую платят рыночно необоснованную цену; законные интересы конкурентов, которые из-за злоупотребления другими субъектами теряют собственный сегмент рынка; публичные интересы государства, которое недополучает суммы поступлений от налогов и «тенизации» части рынка, поскольку нарушители не могут открыто признать подделку чужой продукции, товарного знака, копирование внешнего вида изделия и т.п.Государству необходимо ограничивать и контролировать монополию. Именно для этого и существует антимонопольное регулирование.Правовое регулирование, позволяем избегать появление крупных монополистов на рынке и поддерживать здоровую конкуренцию.Конкурентная борьба является непрерывном поиском и формированием наилучших условий для производителя, продавца и конечного потребителя. Для поддержания своей конкурентоспособности необходима реальная оценка финансового состояния существующих потенциальных конкурентов, тщательно прогнозировать деятельность, проводить анализ хозяйственного субъекта, исключая из него те товары/услуги, которые находятся на стадии спада и включать конкурентоспособные инновационные продукты.Наличие проблем охватывает различные отношения в разных сферах. Наибольший интерес среди проблем, связанных с правовым регулированием конкурентных отношений, представляет противоречивость способов институционального регулирования конкурентных отношений. Интенсификация регулирующих составляющих в конкурентных отношениях предопределена несколькими факторами, в частности, изменениями, лежащими на стороне рыночного спроса. Большое многообразие затрудняет выбор, а развитие технологий представления продвижения продуктов сводится к усилению асимметрии сведений для покупателя.Так, на сегодняшний день информационные технологии применяются как способ прямого воздействия на принятие покупателем решения с помощью создания символической ценности и символов потребительского поведения. При этом необходимы дополнительные меры регулирования, заключающиеся в разработке технических и потребительских стандартов, а также методы регулирования рекламы.Несмотря на то, что законодательством многих стран предусматривается принцип справедливой конкуренции, он, на практике нарушается постоянно. В основном возникновение таких случаев связано с заинтересованностью конкретных субъектов.Одной из важнейших задач, решаемых государством, является принятие законодательных мер, направленных на пресечение действий (бездействия), наносящих вред общественным отношениям в определенной сфере. Снижение негативных последствий деятельности монополий осуществляется посредством системы мер антимонопольного регулирования. Обязанность государства защищать конкуренцию и предотвращать появление монополий осуществляется в рамках антимонопольного регулирования. Основным инструментом антимонопольной политики выступает антимонопольное регулирование, которые включает в себя методы, стратегии, тактики предприятий и внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулированиеСуществуют разногласия в суждениях о сути антимонопольного регулирования. Одни исследователи утверждают, что антимонопольное регулирование – «комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма». Другие указывают, что « антимонопольное регулирование – одна из форм государственного регулирования экономики, представляющая комплекс антимонопольных мер и механизмов их реализации (методов, средств и институтов)».Антимонопольный контроль рассматривается правом как одно из главных средств практического осуществления антимонопольного регулирования. Антимонопольный контроль осуществляется не только в соответствии с нормами международного права и национального законодательства, но и на основании общепризнанных принципов: выборочности, обязательности, использования системы управления рисками, международного взаимодействия, сотрудничества с участниками деятельности, эксклюзивности действий органов власти.В настоящее время главным органом, занимающимся реализацией мер по антимонопольному регулированию в России, является Федеральная Антимонопольная Служба России, или сокращённо ФАС России. Говоря подробнее о принятых мерах по реагированию на выявленные нарушения можно обратиться к статистике, представленной непосредственно ФАС России.Согласно ежегодного доклада Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, посвященного состоянию конкуренции на территории Российской Федерации за 2020 год, самой распространённой и опасной разновидностью картеля является соглашения, следствием которых является ограничение конкуренции на торгах.Так, например, антимонопольной службой по делу № 014/01/11-530/2019 ООО «Диагност», ООО «Сахалабсервис», ИП Соганов А.А., ИП Кожевников М.А. признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 ФЗ № 135 путем заключения устного соглашения, реализованного при участии в открытых электронных аукционах, результатом которого стало поддержание цен на торгах. Постановлением антимонопольного органа от 04.03.2020 по факту осуществления указанных действий ООО «Диагност» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ, обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1 579 820 руб. 56 коп. Считая указанные ненормативные правовые акты безосновательными, ООО «Диагност» обратилось в суд с заявлениями по настоящему делу. Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства суды пришли к выводу о наличии в действиях ООО «Диагност» ООО «Сахалабсервис», ИП Соганова А.А., ИП Кожевникова М.А. нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в заключении картельного соглашения, направленного на поддержание цен на торгах. В судебном разбирательстве нашли подтверждение обстоятельства аффилированности указанных хозяйствующих субъектов, существования между ними долгосрочных, доверительных и тесных взаимоотношений, финансовых связей; осуществления ими предпринимательской деятельности на одном товарном рынке; совместного участия в торгах.Таким образом, в судебном разбирательстве нашли подтверждение обстоятельства аффилированности указанных хозяйствующих субъектов, существования между ними долгосрочных, доверительных и тесных взаимоотношений, финансовых связей. В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Исходя из статистики Федеральной антимонопольной службы России, за период 2020 года количество соглашений, ограничивающих конкуренцию, уменьшилось на 33,8% по сравнению с 2019 годом. Так, за 2019 год антимонопольными органами было возбуждено 944 дела, в то время как за 2020 год количество таких дел снизилось до 625. Исходя из общей тенденции уменьшения количества антиконкурентных соглашений уменьшилось также количество таких соглашений, участниками которых являлись субъекты публичной власти, − государственные органы и органы местного самоуправления. Так, если за период 2019 года антимонопольными органами были возбуждены 320 таких дел, то за 2020 год количество возбуждённых дел снизилось до 197, что на 38,4% ниже, чем за предыдущий период. Указанное понижение количества дел, возбуждённых в связи с наличием в деяниях участников признаков антиконкурентных действий и/или соглашений, связано, в том числе с развитием системы антимонопольного контроля.В литературе по аукционам аффилированность понимается как возникающая между участниками торгов. Аффилированность между участниками торгов ведет к аналогу «проклятия победителя», но по другому механизму: аффилированность компенсирует эффект конкуренции. При сильной связи потенциальный победитель знает, что его ближайший конкурент имеет оценку, близкую к его оценке, что влияет на поведение на торгах: участники более агрессивны, чем в условиях независимости.При анализе рисков государственных закупок важную роль играет риск составляющей, которая может выражаться в аффилированности между заказчиком и исполнителем, что и является основным предметом данной работы. Наличие аффилированности и, возможно, сговора между Заказчиком и Исполнителем приводит к недостатку конкуренции. Оптимальным инструментом для предотвращения возможности создания картельного сговора, а также сговора между публичным органом ‒ заказчиком и поставщиком являются методы последующего контроля, в частности, контроль за соблюдением заказчиками и хозяйствующими субъектами законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также нормативно-правовых актов в сфере защиты конкуренции.По мнению В.В. Крымкина, целью антимонопольного контроля является предотвращение возникновения и усиления монополистической деятельности, а также деятельности, препятствующей развитию добросовестной конкуренции. Указанная цель является общей для обоих видов контроля, которые учёный разделяет на предварительный и последующий. Предварительный антимонопольный контроль осуществляется на этапе, предшествующему созданию коммерческих организаций в форме слияния и присоединения, и представляет собой рассмотрение антимонопольным органом заявлений о согласии на совместное осуществление хозяйственных действий. Последующий контроль, в свою очередь, осуществляется в форме проверки законности действий участников коммерческой деятельности, что заключается в принятии и своевременном реагировании о реализованных действиях, которые содержат признаки антимонопольного нарушения.Так, например, ФАС России проведены внеплановые выездные проверки в отношении заявителей на предмет соблюдения ими требований антимонопольного законодательства. Результаты указанных проверок явились основаниями для возбуждения дела № 1-11-66/00-30-27 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении двух обществ. Не согласившись с указанным решением, заявители обратились в суд с соответствующим заявлением. оспариваемым решением общество признано нарушившим антимонопольное законодательство ввиду заключения антиконкурентного соглашения, которое привело к поддержанию цены при проведении электронного аукциона.В удовлетворении требования ООО было отказано, поскольку факт заключения антиконкурентного соглашения подтвержден документально, кроме того, общества являются аффилированными лицами, способными оказывать влияние на деятельность друг друга, располагаются и осуществляют хозяйственную деятельность в одном здании по одному адресу.Таким образом, недобросовестная конкуренция – это всегда действие, совершаемое хозяйствующим субъектом-конкурентом. Основным признаком недобросовестной конкуренции является противоречие действий хозяйствующего субъекта конкурентному законодательству того или иного государства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.Таким образом, в большей степени, правоприменительная практика аффилированности в конкурентных отношениях связана с проведением торгов.Анализ доступных источников информации о складывающейся судебной практике и практике антимонопольных органов показывает, что обстоятельствами, подтверждающими сговор, могут послужить: встречи конкурентов, переписка, согласованность действий, сотрудничество в обычной хозяйственной деятельности, переводы денежных средств в пользу друг друга, совершение иных трансакций, сделок, операций участниками торгов, осуществлявшими схему «молчание». Такими обстоятельствами также могут послужить аффилированность участников торгов, расположение их по одному адресу, общность телефонных номеров, IP-адресов, общность персонала, участие директоров и членов коллегиальных органов управления в органах управления других участников схемы «молчание». Такими обстоятельствами, безусловно, следует признавать и последующее за торгами поведение, в частности привлечение компанией-победителем торгов для исполнения контракта других участников аукциона, выражавших молчание на торгах.Некоторые недобросовестные представители государственных (муниципальных) заказчиков в силу определенного ряда причин, как правило, личного характера, могут использовать различные способы ограничения конкуренции, а также допускают иные нарушения действующего в данной сфере законодательства, что, в свою очередь, нередко приводит к материальному ущербу, как для заказчика, так и для иных участников закупки. Мотивом здесь обычно выступает определенная личная, в том числе корыстная заинтересованность.Основные проблемы и направления совершенствования антимонопольного регулирования в отношении аффилированных лицНа сегодняшний день, для обеспечения конкурентной рыночной экономики происходит довольно значимая работа по проверке аффилированности юридических лиц. Данные проверки входят в компетенцию налоговой и антимонопольной служб государства, производятся для недопущения занижения налоговых обязательств, а также искусственного повышения цен на товары и услуги. В рамках проведения процедуры банкротства, арбитражный управляющий и кредиторы также могут проводить анализ аффилированности лиц для обжалования сделок, которые повлекли причинение ущерба кредиторам, используя распределение активов между подконтрольными юридическими лицами в обход удовлетворения требований кредиторов. Более того, аффилированные кредиторы могут создавать искусственные задолженности в рамках проведения процедуры банкротства, что способствует уменьшению реестровых требований других кредиторов, что в конечном счете влечет экономический ущерб для них.В настоящее время в научной среде активно обсуждаются такие явления, как кризис права и правового регулирования, которые напрямую связаны с неустойчивостью развития российского общества. При этом многие авторы, изучающие данную проблематику, выделяют такое понятие, как кризисные явления или кризисные тенденции в праве. Так, один из исследователей, Н.А. Власенко определяет их как негативные тенденции в развитии права и правовой системы России, которые, накапливаясь, потенциально могут вызывать снижение или полное уничтожение важнейшего качества права в виде его регулятивного свойства. Среди таких тенденций ученые выделяют: низкий уровень юридической техники на законодательном уровне; разбалансированность базовых отраслей системы законодательства; избыточную нормативность правового регулирования; диспропорции материального и процессуального законов; быстроту и кардинальность смены законодательства, и др.Проблема правового регулирования аффилированности является довольно значимой с практической точки зрения. В рамках деятельности юридических лиц используется данный механизм в различных отраслях, что позволяет создавать ситуации злоупотребления правом. На данном этапе законодатель посредством введения в различные федеральные законы понятия «аффилированность» пытается активно бороться с данными процессами. Но создание общего специального закона на данный момент не увенчалось успехом, введенная в ГК РФ ст. 53.2 на данный момент вместо урегулирования аффилированных отношений, признает их наличие. Регулированием же занимаются специальные федеральные законы, но при этом они по-разному трактуют понятие «аффилированность», что говорит об отсутствии единого механизма по обеспечению разрешения конфликта интересов в рамках гражданского оборота хозяйствующих субъектов.Получается, что в ситуации неопределенности правового регулирования нет твердых гарантий защиты как прав участников предпринимательских отношений, чьи права и законные интересы нарушены действиями аффилированных лиц, так и тех участников, которым необоснованно вменяются правонарушения на основании предполагаемой аффилированности.Конкурентные отношения стимулируют экономику, привлекают инвестиции, открывает возможности выхода на международные рынки, ускоряет темпы научно-технического прогресса благодаря международному обмену информацией, интеграции и процессам цифровизации. Кроме того, данная деятельность способствует увеличению предложения товаров, сырья, работ и услуг, производство которых сложно реализуемо на территории определенного государства. Проблема, которую решает конкуренции, заключается в возможности конкурировать. Открытие международной торговли с подписанием многосторонних соглашений дает компаниям возможность получить доступ к большему спросу и предложению.Развитие конкурентных отношений находит свое отражение в основных целях, задачах, и приоритетах, определяющих вектор деятельности антимонопольной политики на ближайшие годы вперед. На основании этих целей, задач и приоритетов отражается процесс развития и тот путь, на который ориентируются органы государственной власти в своей непосредственной деятельности как в реализации основных направлений данной политики, так и борьбы с недобросовестной конкуренцией. На сегодняшний день, простого установления нарушения действующего законодательства или нормативных актов достаточно для того, чтобы квалифицировать акт недобросовестной конкуренции без дополнительных доказательств, связанных, в частности, с неэффективным поиском негативных последствий критикуемой практики на том или ином рынке.Кассационный суд в решении от 17 марта 2021 г. напомнил, что любое нарушение правил при осуществлении экономической деятельности «обязательно приводит к неправомерному конкурентному преимуществу для его субъекта».Проблемынедобросовестной конкуренции обуславливаются не только наличием различного рода несовершенств правового регулирования и институциональной основы деятельности, но и изменениями социально-экономического, а также политического порядка.Внешняя, так и внутренняя политика оказывает большое влияние на процессы экономического развития страны.Ведущей проблемой, поднимаемой в исследовании, является абсолютное и преступное по своей природе доминирование транснациональных монополий на мировом рынке.Кроме того, проблемы могут носить узкий субъективный характер, связанный с поведением субъектов права. Для осуществления контроля действуют государственные органы антимонопольного регулирования, полномочия которых включают в себя контроль за действиями компаний, ценовой политикой, позиционированием товаров, работ и услуг, на различных рынках.В условиях стратегических изменений органы власти должна оперативно реагировать на условия внешней среды, определяемые общими тенденциями цифровизации. В этой связи на современном этапе развития, определяемого переходом к интеллектуальной деятельности, в последние годы внедряются системы удаленного контроля, что стимулировала пандемия коронавируса.С целью повышения эффективности мер, нацеленных на минимизацию рисков, реализуется субъектно-ориентированных подход к управлению рисками. Перспективы развития и совершенствования антимонопольного контроля, во многом связаны с дальнейшим информационным развитием, что предполагает совершенствование информационных систем. На сегодняшний день, стоит констатировать, что многое сделано. Антимонопольные органы полностью перешли на электронный документооборот, что позволило снизить количество различного рода правонарушений. Кроме того, на сегодняшний день создана система электронного межведомственного взаимодействия. Однако существует ряд проблем и недоработок, которые в перспективе необходимо совершенствовать. Повышение качества и результативности расследования правонарушений связано с уровнем использования научно – технических достижений. Развитие науки существенно расширило границы возможности расследования доминирующего положения на рынке.Проблемой организации антимонопольного контроля является выбора достоверного источника, содержащего актуальную ценовую информацию. В целях преодоления проблем, возникающих при определении основных понятий, необходимо совершенствование в рамках внесения изменений в законодательство. В силу разного уровня институционального развития, необходимо более тесное сотрудничество по усилению эффективности органов отдельных государств.Перспективы дальнейшего совершенствования регулирования в области защиты конкуренции видится в принятии новых мер, связанных как с внесение изменений в законодательство, так и совершенствованием практики борьбы с недобросовестной конкуренцией, а также совершенствованием технологического обеспечения процессов антимонопольного регулирования. Перспективы развития во многом будут связаны с дальнейшим научно-техническим прогрессом, а также с развитием правового регулирования данной области.По состоянию на сегодняшний день ФАС реализуется проект по разработке автоматизированной информационной системы «АнтиКартель», которая включает в себя вышеописанный модуль. Помимо анализа закупок задачей информационной системы является также выявление наличия аффилированности лиц и иных связей между хозяйствующими субъектами для выявления признаков антиконкурентных соглашений. Указанный модуль получает информацию на основе ресурсов регистрирующего органа, - Федеральной налоговой службы РФ, - что также указывает на плодотворность взаимодействия с ФАС России в рамках межведомственной рабочей группы. Таким образом, целесообразным и наиболее логичным решением вопроса применения норм об аффилированности является внесение изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, а именно закрепление части 2 статьи 53.2 в ГК РФ, устанавливающей основания для признания физического или юридического лица аффилированным. Указанный перечень должен быть открытым, поскольку так аффилированные лица смогут непосредственно сами предоставлять необходимые документы в судебные органы, позволяющие определить их связанность с физическим или юридическим лицом. Подводя итог данной главе, отметим следующее. В большинстве зарубежных стран понятие «аффилированность» не употребляется – используются конструкции «связанные предприятия», «материнские или дочерние компании», либо интерпретируется иначе, по сравнению с законодательством Российской Федерации. В нашей стране понятие «аффилированность» содержится в положениях гражданского законодательства, но в то же время действующее нормативно-правовое регулирование не позволяет однозначно отнести тех или иных лиц к категории «аффилированное лицо». Поэтому, считаем необходимым внесение изменений в ГК РФ, касающихся оснований для признания лица аффилированным.Перспективы дальнейшего совершенствования правового регулирования в области защиты конкуренциивидится в:совместная научная деятельность как в рамках различных органов власти, по антимонопольному регулированию по поводу аффилированных отношений; внесении изменений в законодательство в области понятия аффилированности;повышение результативности деятельности государственных служащих органов на основе постоянного совершенствования квалификации;разработка и внедрение новых технологичных программ для совершенствования антимонопольного регулирования в рамках контроля ФАС по аффилированным правоотношениям. Выводы по главе 3.В большей степени, правоприменительная практика аффилированности в конкурентных отношениях связана с проведением торгов.Анализ доступных источников информации о складывающейся судебной практике и практике антимонопольных органов показывает, что обстоятельствами, подтверждающими сговор, могут послужить: встречи конкурентов, переписка, согласованность действий, сотрудничество в обычной хозяйственной деятельности, переводы денежных средств в пользу друг друга, совершение иных трансакций, сделок, операций участниками торгов, осуществлявшими схему «молчание». Такими обстоятельствами также могут послужить аффилированность участников торгов, расположение их по одному адресу, общность телефонных номеров, IP-адресов, общность персонала, участие директоров и членов коллегиальных органов управления в органах управления других участников схемы «молчание». Такими обстоятельствами, безусловно, следует признавать и последующее за торгами поведение, в частности привлечение компанией-победителем торгов для исполнения контракта других участников аукциона, выражавших молчание на торгах.Некоторые недобросовестные представители государственных (муниципальных) заказчиков в силу определенного ряда причин, как правило, личного характера, могут использовать различные способы ограничения конкуренции, а также допускают иные нарушения действующего в данной сфере законодательства, что, в свою очередь, нередко приводит к материальному ущербу, как для заказчика, так и для иных участников закупки. Мотивом здесь обычно выступает определенная личная, в том числе корыстная заинтересованность.Целесообразным и наиболее логичным решением вопроса применения норм об аффилированности является внесение изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, а именно закрепление части 2 статьи 53.2 в ГК РФ, устанавливающей основания для признания физического или юридического лица аффилированным. Указанный перечень должен быть открытым, поскольку так аффилированные лица смогут непосредственно сами предоставлять необходимые документы в судебные органы, позволяющие определить их связанность с физическим или юридическим лицом. Подводя итог данной главе, отметим следующее. В большинстве зарубежных стран понятие «аффилированность» не употребляется – используются конструкции «связанные предприятия», «материнские или дочерние компании», либо интерпретируется иначе, по сравнению с законодательством Российской Федерации. В нашей стране понятие «аффилированность» содержится в положениях гражданского законодательства, но в то же время действующее нормативно-правовое регулирование не позволяет однозначно отнести тех или иных лиц к категории «аффилированное лицо». Поэтому, считаем необходимым внесение изменений в ГК РФ, касающихся оснований для признания лица аффилированным.Перспективы дальнейшего совершенствования правового регулирования в области защиты конкуренции видится в:совместная научная деятельность как в рамках различных органов власти, по антимонопольному регулированию по поводу аффилированных отношений; внесении изменений в законодательство в области понятия аффилированности;повышение результативности деятельности государственных служащих органов на основе постоянного совершенствования квалификации;разработка и внедрение новых технологичных программ для совершенствования антимонопольного регулирования в рамках контроля ФАС по аффилированным правоотношениям.ЗаключениеКак показал анализ различных точек зрения, необходимым признаком аффилированности является наличие отношений зависимости между юридическим или физическим лицом и аффилированным лицом этого юридического или физического лица. Отношения аффилированности основываются на вазмиосвязанности, контролируемости, что может также устанавливаться договорными правоотношениями. Кроме этого, стоит указать и на признак преобладающего участия, который должен составлять 75-100 %.В конкурентном праве, основным признаком аффилированного лица является способность оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Анализ особенностей правового статуса и виды аффилированных субъектов юридически лиц определяется не только гражданским, но и: налоговым, конкуретным, а также законодательством о несостоятельности (банкротстве) наиболее четкий перечень юридических лиц, которые относятся к аффилирвоанным, установлен в конкурентном праве. В настоящее время, законодательство выделяет пять видов данных субъектов.На сегодняшний день, стоит признать наличие определенных проблем в правовом регулировании аффилированных лиц. В первую очередь отметить, что нормы об аффилированности разборасаны по различному законодательству, что не создает унификационного подхода к понятиям и признакам аффилированных лиц и не способствует эффективности нормативно-правового регулирования.Во-вторых, нормативно-правовые акты, не уточняют должно ли аффилированное лицо осуществлять предпринимательскую деятельность. Для устранения этой проблемы необходимо внесение изменений в законодательство. Необходимо внести в законодательство понятие «связанные лица», в рамках установления которого необходимо указать, что данные субъекты могут формировать влияние на осуществление предпринимательской деятельности иным лицом.Рассмотрение аффилированности в гражданско-правовых отношениях, показывает, что это в основном затрагивает вопросы имущественных и договорных отношений. В данном случае при наличие аффилированных лиц, требуется определенное согласовании при совершении сделок, информировании конкретных субъектов права, что относится к сфере защиты интересов той или иной компании. Это, например, может затрагивать крупные сделки, которые касаются передачи имущества или крупных сумм финансовых ресурсов в рамках договорных отношений. Анализ существующей практики показывает, что, несмотря на создание механизмы защиты корпораций, существует большое количество злоупотреблений, при этом аффилированные лица становятся удобным институтом вывода имущества или средств в рамках тех или иных совершаемых сделок. И в последние годы злоупотребления все больше увеличиваются.Возможность привлечения к гражданско-правовой ответственности осуществляется на основе ГК РФ, который имеет ключевое значении и выступает важнейшим нормативным актом, устанавливающим основания ответственности, понятие вреда, убытков и неустойки и др. Правовое регулирование гражданско-правой ответственности определяется и специальным законодательством, регулирующим ту или иную сферу гражданско-правовых отношений. Стоит также отметить, что на сегодняшний день, в случае нарушений законодательства, лица могут нести субсидиарную ответственность. Практика показывает, что в большей степени злоупотребление правами, в рамках аффилирвоанности происходит в делах о банкротстве.Субсидиарная ответственность («subsidiarus») означает вспомогательное, резервное, дополнительное средство защиты. В гражданском законодательстве институт субсидиарной ответственности предполагает право взыскания долга с иного лица, если основной должник не может погасить задолженность. Главная задача субсидиарной ответственности ‒ стать дополнительной гарантией и усилить защиту интересов кредиторов.Ответственность в делах о несостоятельности (банкротстве) это санкции за нарушения законодательства, в виде действий (бездействий). Нормы законодательства о несостоятельности, выражая оптимальный баланс интересов между кредиторами хозяйственных обществ, самими обществами и его участниками, оправданы. Привлекать к субсидиарной ответственности учредителей (участников) хозяйственных обществ как лиц, ответственных за банкротство, справедливо, поскольку юридическое лицо ликвидируется в процессе банкротства вследствие недостаточности имущества для покрытия убытков кредиторов.В большей степени, правоприменительная практика аффилированности в конкурентных отношениях связана с проведением торгов.Анализ доступных источников информации о складывающейся судебной практике и практике антимонопольных органов показывает, что обстоятельствами, подтверждающими сговор, могут послужить: встречи конкурентов, переписка, согласованность действий, сотрудничество в обычной хозяйственной деятельности, переводы денежных средств в пользу друг друга, совершение иных трансакций, сделок, операций участниками торгов, осуществлявшими схему «молчание». Такими обстоятельствами также могут послужить аффилированность участников торгов, расположение их по одному адресу, общность телефонных номеров, IP-адресов, общность персонала, участие директоров и членов коллегиальных органов управления в органах управления других участников схемы «молчание». Такими обстоятельствами, безусловно, следует признавать и последующее за торгами поведение, в частности привлечение компанией-победителем торгов для исполнения контракта других участников аукциона, выражавших молчание на торгах.Некоторые недобросовестные представители государственных (муниципальных) заказчиков в силу определенного ряда причин, как правило, личного характера, могут использовать различные способы ограничения конкуренции, а также допускают иные нарушения действующего в данной сфере законодательства, что, в свою очередь, нередко приводит к материальному ущербу, как для заказчика, так и для иных участников закупки. Мотивом здесь обычно выступает определенная личная, в том числе корыстная заинтересованность.Целесообразным и наиболее логичным решением вопроса применения норм об аффилированности является внесение изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, а именно закрепление части 2 статьи 53.2 в ГК РФ, устанавливающей основания для признания физического или юридического лица аффилированным. Указанный перечень должен быть открытым, поскольку так аффилированные лица смогут непосредственно сами предоставлять необходимые документы в судебные органы, позволяющие определить их связанность с физическим или юридическим лицом. Подводя итог данной главе, отметим следующее. В большинстве зарубежных стран понятие «аффилированность» не употребляется – используются конструкции «связанные предприятия», «материнские или дочерние компании», либо интерпретируется иначе, по сравнению с законодательством Российской Федерации. В нашей стране понятие «аффилированность» содержится в положениях гражданского законодательства, но в то же время действующее нормативно-правовое регулирование не позволяет однозначно отнести тех или иных лиц к категории «аффилированное лицо». Поэтому, считаем необходимым внесение изменений в ГК РФ, касающихся оснований для признания лица аффилированным.Перспективы дальнейшего совершенствования правового регулирования в области защиты конкуренциивидится в:совместная научная деятельность как в рамках различных органов власти, по антимонопольному регулированию по поводу аффилированных отношений; внесении изменений в законодательство в области понятия аффилированности;повышение результативности деятельности государственных служащих органов на основе постоянного совершенствования квалификации;разработка и внедрение новых технологичных программ для совершенствования антимонопольного регулирования в рамках контроля ФАС по аффилированным правоотношениям.Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета 1993. 25 декабря.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) часть 1 // СЗ РФ 1998. № 31 ст. 3824.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // СЗ РФ 1994. № 32. ст. 3301.
4. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О защите конкуренции» // СЗ РФ 2006. № 31 (1 ч.). ст. 3434.
5. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 31.07.2020, с изм. от 24.02.2021) «Об обществах с ограниченной ответственностью» // СЗ РФ 1998. № 7. ст. 785.
6. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 31.07.2020, с изм. от 24.02.2021) «Об акционерных обществах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // СЗ РФ 1996. № 1. ст. 1.
7. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О несостоятельности (банкротстве)» // СЗ РФ 2002. № 43. ст. 4190.
8. Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 (ред. от 26.07.2006) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // Бюллетень нормативных актов1992. № 2-3.
Научная литература
9. Аббосов С.Ë., Зокиров С.К.У. Соотношение понятий «аффилированные лица» и «лица, заинтересованные в совершении сделок» // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 40. С. 157-161.
10. Ажибеков Б.Б., Сатувалдиев И.Б. Условия возникновения гражданско-правовой ответственности // Известия Иссык-Кульского форума бухгалтеров и аудиторов стран Центральной Азии. 2020. № 2 (29). С. 245-248.
11. Амирова Р.А. Основные риски сторон при заключении договора поставки // TheScientificHeritage. 2020. № 55-5 (55). С. 7-11.
12. Афанасьев М.О., Калачева А.А., Хлыстова А.А. Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции в России // В сборнике: Конкурентоспособность территорий. Материалы XXIII Всероссийского экономического форума молодых ученых и студентов. В 4-х частях. Отв. за выпуск Я.П. Силин, Е.Б. Дворядкина. Екатеринбург, 2020. С. 194-197.
13. Барынкин М.В. Меры профилактики противоправного поведения // Ученые записки 2020. № 4 (36). С. 45-47.
14. Бачиев Т.Х. Ключевые направления конкурентной политики в России. Актуальные вопросы современной экономической науки // Материалы ХI Международной научной конференции. Сост. Е.О. Вострикова, Л.П. Гвоздарёва. Астрахань, 2021. С. 130-135.
15. Боброва Н.А. Особенности предмета конституционного права как метаотрасли // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 4. С.3-11.
16. Большой юридический словарь // Под ред. А.Я.Сухарева, В.Д.Зорькина, Б.Е.Крутских – М., 1999.
17. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. М.: Проспект 2018.
18. Будылин С.Л., Иванец Ю.Л Срывая покровы. Доктрина снятия корпоративной вуали в зарубежных странах и в России Вестник ВАС РФ 2013. № 7. С. 81-85.
19. Бухарова, Н.А. Проблемы применения юридической ответственности за нарушение антимонопольного законодательства // Веста. Высш. Хоз. Суда Респ. Беларусь. 2016. № 22. С. 91-95.
20. Васильева О.Н., Жёлобов М.В. Международные экономические санкции как способ поощрения недобросовестной конкуренции // Legal Bulletin. 2021. Т. 6. № 4. С. 89-91.
21. Вахрамеева Ю.Ю. Общее понятие убытков в теории гражданского права. //Вопросы современной юриспруденции. 2014. № 41. С. 33-35.
22. Вершинин А.А. Понятие гражданско-правовой ответственности предпринимателей. В сборнике: Наука и образование в XXI веке. Материалы II Международной научно-практической конференции. 2019. С. 48-51.
23. Вовканец К.М. Правовое регулирование крупных сделок и сделок с заинтересованностью // Аллея науки. 2021. Т. 2. №5 (56). С. 543-548.
24. Габов А. В. Тенденции и проблемы правового регулирования взаимоотношений государства и бизнеса // Журнал российского права. 2019. № 1. С. 16-18.
25. Голубцов В.Г. Субсидиарная ответственность контролирующих должника лиц: эволюция законодательных подходов // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2020. № 48. С. 248-273.
26. Грабарь А.Д. Недействительность сделки // В сборнике: Пермский период. Сборник материалов VIII Международного научно-спортивного фестиваля курсантов и студентов образовательных организаций в 3-х томах. ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России, 2021. С. 31-35.
27. Гражданское право. Учебник/под ред. А.П.Сергеева и Ю.К.Толстого. М.: «Проспект», 2018.
28. Дерюгина Т.В. Теоретические и практические проблемы толкования применения категорий «убытки», «вред», «ущерб» // LegalConcept. 2018. Т. 17. № 1. С. 11-15.
29. Десятникова Е.А. Понятие и виды юридических конструкций гражданско-правовой ответственности // Симбирский научный вестник. 2020. № 3-4 (41-42). С. 75-79.
30. Ерофеева Д.В., Сенин Д.В., Шагиева Р.В. Гражданско-правовая ответственность юридических лиц: проблема теоретического обоснования в российской юриспруденции // Право. Экономика. Психология. 2021. № 2 (22). С. 20-25.
31. Ершова Ю.В. Аффилированные лица и сделки с имуществом корпорации // Власть Закона. 2018. № 3 (35). С. 49-60.
32. Зарубина Н.П. Правовые институты взаимозависимости в гражданском и налоговом праве // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. 2015. № 18. С. 168-170.
33. Земцов В.С. Специальные основания недействительности сделок в делах о банкротстве// Аллея науки. 2021. Т. 2. № 6 (57). С. 700-705.
34. Кедяров Н.С. Проблемы при оспаривании крупных сделок и сделок с заинтересованностью // В сборнике: материалы i ежегодной региональной научно-практической конференции «правовые исследования молодых ученых (для магистрантов и аспирантов)». Материалы ежегодной региональной научно-практической конференции. Иркутский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России). Иркутск, 2021. С. 12-17.
35. Корпоративное право: учебник / Е.Г. Афанасьева, В.Ю. Бакшинскас, Е.П. Губин и др.; отв. ред. И.С. Шиткина. 6-е изд., перераб. и доп. М: КНОРУС, 2019.
36. Котельникова Е.Ю. Место понятия аффилированных лиц в системе смежных понятий // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2015. № 2 (31). С. 277-280.
37. Крымкин, В. В. Антимонопольное регулирование в РФ: общая характеристика - М.: Изд. 21-е.Юрист, 2017.
38. Курышев А.В. Понятие, признаки и виды крупных сделок в хозяйственных обществах // Юридический факт. 2019. № 52. С. 33-35.
39. Лазаренкова О.Г. Неопределенность норм об аффилированных лицах как отражение кризисных явлений в праве // В сборнике: Теория и практика современной юридической науки. Материалы VIII всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2021. С. 101-105.
40. Ломакин Д.В. Корпоративные правоотношения: общая теория и практика ее применения в хозяйственных обществах. М. : Статут, 2008.
41. Маслова А.И Виды недобросовестной конкуренции /А.И. Маслова// Юстиция. 2019. № 3. С. 37-39.
42. Матвиенко А.С. К вопросу о правовой природе корпоративных правоотношений Сборник научных трудов всероссийской научной конференции. - Курск, 2020..
43. Мозолин В.П. Гражданско-правовая ответственность в системе российского права // Журнал российского права 2012. Т. 1. № 181. С. 33-35.
44. Насибова М.Д. Дочерние хозяйственные общества в составе холдинговых структур // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 1. С. 13-15.
45. Никонов А.В. Особенности проведения закупок для определения исполнителя инженерно-геодезических работ // Интерэкспо Гео-Сибирь 2020. Т. 1. № 1. С. 39-41.
46. Петров Д.А. Отношения связанности (аффилированности) как родовое понятие в сфере антимонопольного регулирования // Конкурентное право 2018. № 4. С. 12-15.
47. Погорельцева Ю.А. Содержание и виды гражданско-правовой ответственности // Юридический факт. 2021. № 152. С. 35-38.
48. Потаенков С.М. Основания и последствия аффилированности в корпоративном праве //Заметки ученого. 2021. № 13. С. 509-511.
49. Романов С.А. Основания аффилированности юридических лиц // В сборнике: Современная юриспруденция: актуальные вопросы теории и практики. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 122-126.
50. Ручкина Г.Ф. К вопросу о дефиците правового регулирования отношений с участием аффилированных лиц // Банковское право. 2015. № 5. С. 8-10.
51. Садиков О.Н. Убытки в гражданском праве Российской Федерации. М.: Статут, 2009.
52. Пазылов Н., Асамидинова А. Правовая характеристика института возмещения убытков в гражданском праве // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2020. № 9. С. 157-160.
53. Сащикова А.С., Сергеева И.А. Контрактная система России: цели, принципы, участники // Сборники конференций НИЦ Сфера 2020. № 25. С. 116-118.
54. Соколова О.С. Скрытая аффилированность как инструмент диагностики конфликта интересов в сфере противодействия коррупции // Современное право 2019. № 9. С. 39-41.
55. Солоев Н.В. Аффилированность юридических лиц // В сборнике: Теория и практика современной юридической науки. Материалы VIII всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2021. С. 197-200.
56. Суханов Е.А. О правовом статусе концернов в современной зарубежной литературе // Вестник гражданского права. 2017. № 4.С. 295-297.
57. Суханов Е.А. Сравнительное корпоративное право – М.: Статут, 2018.
58. Сятчихин А.В., Стороженко Д.И. Доктринальный и нормативный подходы к понятию аффилированности // Ex jure. 2021. № 4. С. 46-59.
59. Фокина М.А. Механизм доказывания по гражданским делам: автореферат на соискание ученой степени к.ю.н. – М., 2011.
60. Хлебников А.М. Недействительность сделок как гарантия реализации принципа свободы договора // Моя профессиональная карьера. 2021. Т. 1. № 25. С. 149-151.
61. Хорунжий С.Н. Аффилированность как условие возникновение конфликта интересов в публично-правовой сфере // Мониторинг правоприменения. 2016. № 1 (18). С. 67-70.
62. Хусаинов Р.Ф. Понятие и особенности гражданско-правовой ответственности при банкротстве юридических лиц // Евразийское Научное Объединение. 2020. № 12-5 (70). С. 370-375.
63. Чернышева С.А. Виды аффилированных лиц // В сборнике: Гражданское законодательство РФ: история и современное состояние, тенденции и перспективы развития. V Национальная научно-практическая конференция (симпозиум) : сборник научно-практических статей. Научно-исследовательский институт актуальных проблем современного права; ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина». Краснодар, 2020. С. 259-263.
64. Шарипов В.Г., Шарипова Э.А. Принципы партнерства и конкуренции в сфере закупок как показатели их эффективности, результативности и антидемпинговые меры как показатели эффективности // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 76-4. С. 99-110.
65. Шишмарева Т. П. Способы противодействия злоупотреблению правами участниками процедур несостоятельности (банкротства) // Законы России: опыт, анализ, практика. 2021. № 2. С. 74‒82.
66. Юсупова А.Ф. Недобросовестная конкуренция: формы и средства борьбы // Вопросы российской юстиции. 2022. № 17. С. 465-474.
Материалы судебной практики
67. Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с установлением в процедурах банкротства требований, контролирующих должника и аффилированных с ним лиц: [утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 29 января 2020 г.] // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2020. № 7.
68. Определение Верховного Суда РФ от 08.11.2018 № 305-КГ18-18059 // СПС Консультант плюс 2022
69. Определение Верховного Суда РФ от 09.03.2022 № 306-ЭС21-24911(5) по делу № А57-17311/2020 // СПС Консультант плюс 2022
70. Определение Верховного Суда РФ от 13.09.2021 № 302-ЭС21-15923 по делу № А58-1052/2020 // СПС Консультант плюс 2022
71. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.03.2001 г. № 62 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность» // СПС Консультант плюс 2022
72. ПостановлениеПленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 г. № 27 «Об оспаривании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность»// СПС Консультант плюс 2022
73. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.11.2020 № Ф07-11831/2020 по делу № А21-16042/2018 // СПС Консультант плюс 2022
74. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2020 № 09АП-75603/2019 по делу № А40-184319/2017 // СПС Консультант плюс 2022
75. Постановление Конституционного Суда Рос. Федерации от 13 февр. 2018 г. № 8-П По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 1252, статьи 1487 и пунктов 1, 2 и 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «ПАГ» // СПС Консультант плюс 2022
76. Постановление Правительства РФ от 15.01.2018 года № 10 «Об определении случаев освобождения акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью от обязанности раскрывать и (или) предоставлять информацию, касающуюся крупных сделок и (или) сделок, в совершении которых имеется заинтересованность» // СПС Консультант плюс 2022
77. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.10.2012 по делу № А11-12936/2011 // СПС Консультант плюс 2021
78. Путеводитель по корпоративным спорам: Вопросы судебной практики: Заинтересованность в совершении сделки обществом с ограниченной ответственностью // СПС Консультант плюс 2022
79. Решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.02.2016 по делу № А60-45389/2015 // СПС Консультант плюс 2022
Иностранная литература
80. Bazerman M., Samuelson W. I Won the Action But Don`t Want the Prize // Journal of Conflict Resolution. 1983. Vol. 27. P. 618 – 634.
81. Cass. com., 17 mars 2021, n 19-10.414 //[Электронный ресурс]: https://www.legifrance.gouv.fr/juri/id/JURITEXT000043302271?init=true&page=1&query=19-10414+&searchField=ALL&tab_selection=all
82. Pinkse J. and Tan G. The affiliation effect in first-price auctions // Econometrica. 2005. Vol. 73. № 1. P. 263-265.
Электронные ресурсы
83. Выявление фактической аффилированности между лицами // [Электронный ресурс]: https://pravoprim.spbu.ru/yurisprudentsiya/zawita-chesti-dostoinstva-i-delovoj-reputacii/item/501-vyyavlenie-fakticheskoj-affilirovannosti-mezhdu-litsami.html
84. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2020 год [Электронный ресурс] / Федеральная антимонопольная служба России: https://fas.gov.ru/documents/type_of_documents/doklady_o_sostoyanii_konkurencii.
85. Статистика Судебного департамента Верховного Суда Российской Федерации //[Электронный ресурс]: http://www.cdep.ru/index.php?id=79
Вопрос-ответ:
Что такое аффилированность и как она регулируется в гражданском праве?
Аффилированность - это юридическое понятие, которое означает связь или зависимость между различными юридическими лицами. Регулирование аффилированности осуществляется в гражданском праве России. Это означает, что субъекты гражданского права, которые являются аффилированными, должны соблюдать определенные правила и ограничения, которые применимы к таким юридическим отношениям.
Какие последствия могут возникнуть в гражданском праве при наличии аффилированности между юридическими лицами?
Аффилированность может повлиять на различные правоотношения в гражданском праве. Например, в случае аффилированности между юридическими лицами могут возникнуть ограничения в сделках между ними, а также возможность признания данных сделок недействительными если они нарушают интересы третьих лиц.
Какие особенности правового статуса и виды аффилированных субъектов могут быть в гражданском праве?
Аффилированные субъекты могут быть как юридическими лицами, так и физическими лицами. При этом особенности их правового статуса заключаются в том, что они имеют зависимое положение друг от друга, что может повлиять на их права и обязанности в гражданском праве.
Как аффилированность может влиять на различные правоотношения в гражданском праве?
Аффилированность может влиять на различные правоотношения в гражданском праве. Например, в случае аффилированности между юридическими лицами могут возникнуть ограничения в заключении сделок между ними или требования о соблюдении определенных процедур при реализации прав и обязанностей. Также аффилированность может повлиять на возможность признания сделок недействительными, если они нарушают интересы третьих лиц.
Что такое аффилированность?
Аффилированность - это юридическое понятие, которое означает наличие связей или зависимости между двумя или более юридическими лицами, которые могут влиять на результаты их деятельности или принятие решений.
Какое правовое регулирование существует для аффилированности?
Аффилированность регулируется федеральным законодательством, в частности, статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции" и статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Какие виды аффилированных субъектов существуют?
Существуют различные виды аффилированных субъектов, такие как материнские и дочерние компании, связанные лица, товарные знаки, партнеры по договору агентирования и др.
Как аффилированность может влиять на правоотношения в гражданском праве?
Аффилированность может влиять на различные правоотношения в гражданском праве, такие как договоры купли-продажи, аренды, предоставления услуг и др. Влияние аффилированности может проявляться в изменении условий договора, учитывая связи между сторонами.