Аудит и бухгалтерский учет движения основных средств в организации, аудит налога на имущество и транспортного налога
Заказать уникальную дипломную работу- 65 65 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 01.07.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Бухгалтерский учет основных средств 7
1.1. Понятие, сущность, классификация основных средств и порядок их учета 7
1.2. Нормативное регулирование основных средств 10
1.3. Амортизация основных средств 16
1.4. Отражение информации об основных средствах в бухгалтерской (финансовой) отчетности 18
2. Теоретические и методологические аспекты аудиторской проверки основных средств 20
2.1. Понятие и сущность аудита основных средств 20
2.2. Методология проведения аудиторской проверки основных средств 24
2.3. Нормативно-правовое регулирование аудита основных средств 29
3. Анализ организации и ведения учета и аудита основных средств на примере предприятия 33
3.1. Организационно-правовая характеристика предприятия 33
3.2. Анализ и учет основных средств на предприятии 36
3.3. Аудит основных средств на предприятии 49
3.4. Мероприятия по совершенствованию учетного процесса основных средств в ООО «РенАвтоЦентр» 55
Заключение 63
Список использованной литературы 65
Проведение инвентаризации должно производиться не реже чем один раз за год. В ходе проводимой проверки инвентаризационной комиссией производится операция по осмотру объектов основных средств и внесению их в составе описей. При этом отражается информация о полном наименовании, предназначении, определении инвентарных номеров и основных технических либо эксплуатационных показателей. Если комиссия проводит инвентаризацию по зданиям, сооружениям либо прочим объектам недвижимого имущества, будет проводиться сверка документов, которые смогли бы подтвердить принадлежность к собственности организации. Еще в ходе проверки будет осуществляться проверки наличия документов на земельные участки, водные объекты и прочие виды объектов природопользования, которые находятся у организации на праве собственности. Если в ходе проверки будет обнаружена совокупность предметов, которые не могут быть отражены в учете, в том числе предметы, которые не обладают данными в регистрах учета, то комиссии необходимо провести мероприятия по включению объектов в составе описи и отражению правильных сведений о таких предметах. Включение основных средств производится в качестве запасов при прямом использовании объектов. Если предмет подвергался процедуре реставрации, реконструкции либо переделки и при этом происходит смена его предназначения, его включение будет производиться в описи под новым наименованием с описанием нового предназначения. Для того чтобы отразить фактическое присутствие основных средств по месту их присутствия и на каждом этапе их перемещения, необходимо применение «Инвентарной ведомости основных средств», сформированной по форме №ИНВ-1.Данные из инвентарных записей используются для составления актов сверки, в которых фактические данные инвентаризации сравниваются с данными бухгалтерского учета. Акты сравнения составляются при обнаружении расхождений между данными бухгалтерского учета и данными в регистрах и актах инвентаризации. Для того чтобы можно было отразить результаты проведенной инвентаризации основных средств, по которым удалось обнаружить отклонения от учета, необходимо применять классификационные ведомости. Такие ведомости формируются на основании формы №ИНВ-18 «Сравнительная ведомость результатов инвентаризации основных средств и нематериальных активов». Формирование акта сверки производит бухгалтер компании. При этом будет формироваться два экземпляра такого документа. Один будет сохраняться в бухгалтерии, а второй необходимо будет предоставить для финансового управляющего [8].Таблица 9Проводки по выявленным отклонениямВсе полученные результаты от проведения проверки в обязательном порядке необходимо отразить в системе учета в том месяце, в котором проводилась инвентаризационная проверка. Все итоги от проведения годовой инвентаризационной проверки обязательно необходимо продемонстрировать в составе годовых бухгалтерских отчетов [5, с. 24].3.3. Аудит основных средств на предприятииПланирование аудита является достаточно затратной деятельностью. Но если руководство предприятия доверит проведение аудита сторонней аудиторской организации, то задумываться о планировании не придется.В нашем случае руководство ООО «РенАвтоЦентр» для проведения аудиторской проверки заключает договор со сторонней организацией «Аудитор» для проведения аудита основных средств. В таблице 10 проведен расчет уровня существенности для проведения аудиторской проверки по исследуемому предприятию по основным средствам. Таблица 10Расчет уровня существенностиНаименование базового показателяЗначение базового показателя бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта (тыс. руб.)Доля(%)Значение, применяемое для нахождения уровня существенности (тыс. руб.)Балансовая прибыль предприятия92544,154627Валовой объем реализации без НДС23996,32479Валюта баланса11315522263Собственный капитал (итог раздела 3 баланса)99104,5 10 9910Общие затраты предприятия66885,221337 В столбец 2 записываются показатели, взятые из бухгалтерской отчетности предприятия. Показатели в столбце 3 должны быть определены внутренними стандартами аудиторской фирмы и применяться на постоянной основе. Столбец 4 получают умножением данных из столбца 2 на показатель из столбца 3, разделенный на 100%. Затем рассчитывается среднее арифметическое показателей из столбца 4:(4627 + 479 + 2263 + 9910 + 1337) / 5 = 3723.2 тыс. руб. – значение уровня существенности. Для расчета уровня существенности необходимо округлить значение уровня существенности в большую сторону. 3723,2 тыс. руб. округляем до значения 4000 тыс. руб.Получим следующий уровень существенности:(4000 -3723,2)/3723,2 *100 = 7,4%, что находятся в пределах 20% (значения пределов утверждены в стандарте). Аудиторский риск рассчитываем по формуле: АР = НР*РК*РН(1)где, АР - аудиторский риск НР - неотъемлемый риск РК - риск средств контроля РН - риск необнаруженияРасчеты выше указанных рисков- элементов для расчета аудиторского риска представлены в приложении 1. АР = 0,5556*1*0,1799 = 0,099*100 = 9,9%В таблице 11 представлен план аудиторской проверки предприятия ООО «РенАвтоЦентр». Аудит проводится за два года, так как в 2021 году не проводился аудит по причине ограничений Copvid-2019. Таблица 11План аудиторской проверки ООО «РенАвтоЦентр»Проверяемая организацияООО «РенАвтоЦентр»Проверяемый период2020,2021 года Планируемые трудозатраты96 человеко/часовРуководитель проверкиИванов А.С. – аудитор организации «Аудитор»Сроки проведения проверки01.05.2022-13.05.2022Планируемый аудиторский рискнизкий№Планируемые виды работСроки проведенияИсполнитель1Проверка документации и ведение учета основных средств на соответствие законодательным документам01.05.2022-03.05.2022Иванов А.С.2Аудит учета поступления основных средств04.05.2022-06.05.2022Иванов А.С.3Аудит учета выбытия основных средств07.05.2022-08.05.2022Иванов А.С.4Аудит начисления амортизации и учета износа основных средств09.05.2022-10.05.2022Иванов А.С.5Проверка правомерности и правильности учетных регистров бухгалтерского и аналитического учета и отчетности11.05.2022-13.05.2022Иванов А.С.АудиторРуководитель предприятия ООО «РенАвтоЦентр»Таким образом, был рассмотрен процесс организации аудиторской проверки инициируемой самой организацией. Сначала аудируемая организация направляет в адрес аудиторской организации или независимого аудитора письмо приглашение на проведение аудиторской проверки. Далее организации заключают договор на проведение аудиторской проверки. После заключения договора аудитор начинает планирование аудиторской проверки: составляет план проверки, рассчитывает риск, существенность. Приведем пять рабочих документов по аудиторской проверке основных средств в ООО «РенАвтоЦентр».В таблице 12 приведен первый рабочий документ аудитора. Таблица 12Рабочий документ 1. Запрос документовООО «Аудитор»Основные средстваИндекс:F101Клиент:ООО «РенАвтоЦентрКонтракт №27 от 23.09.2021Исполнитель:Иванов А.С.Завершена:13.05.2022Аудит учет основных средств31.12.2031.12.21Проверяющий:Иванов А.С.Проверена:01.05.2022-13.05.022Наименование процедурыЗапрос документов№Наименование документаДата полученияВиза аудитораДата возвратаВиза представителя клиента1Договоры купли продажи ОС04.05.202204.05.20222Накладные04.05.202204.05.20223Доверенности М-204.05.202204.05.20224Приходные ордера М-404.05.202204.05.20225Требования-накладные М-1104.05.202204.05.20226Карточки учета М-1704.05.202204.05.2022На основание данной таблицы можно сделать вывод, что аудитором были проведены выемки и изучены основные документы по движению денежных средств в рамках заключенных договоров.В таблице 13 приведен второй рабочий документ аудитора. Таблица 13Рабочий документ 2. Анализ учетной политикиООО «Аудитор»Денежные средстваИндекс:F111Клиент:ООО «РенАвтоЦентрКонтракт №27 от 23.10.2021Исполнитель:Иванов А.С.Завершена:13.05.2022Аудит учет основных средств31.12.2031.12.21Проверяющий:Иванов А.С.Проверена:01.05.2022-13.05.022Наименование тестаАнализ учетной политики№№Элемент учетной политикиВариантные способы учета отраженные в Учетной политикеСоответствие фактически применяемому способу и законодательствуУчетная политика в целях бухгалтерского учета1Способ учета основных средствПо каждой операции учета основных средствСоответствует фактически применяемому способу и нормам законодательства.2Учет амортизации по объемам основных средств По каждой операции учета основных средствСоответствует фактически применяемому способу и нормам законодательства.На основание данной таблицы можно сделать вывод, что аудитор осуществил запрос на предоставление документов в организацию и изучил учетную политику предприятия. В таблице 14 приведен третий рабочий документ аудитора. Данный документ аудитора направлен на деятельность аудитора в отношение расшифровки, сверки и выборки данных из представленной аудитору финансовой отчетности, первичной бухгалтерской документации в отношение движения денежных средств по счетам 01 «Основные средства» и 02 «Амортизация».Данный документ является одним из основных, так как в нем сведена воедино вся информация по проведенной аудиторской проверке, что является основной для написания и формирования аудиторского заключения. Таблица 14Рабочий документ 3. Расшифровка, сверка, выборкаООО «Аудитор»Основные средства Индекс:F122Клиент:ООО «РенАвтоЦентрКонтракт № 27 от 23.10.2021Аудит отчетности на: 31.12.19- 31.12.20Наименование тестаРасшифровка и сверка показателей. Расчет объема выборки.Дата отчетности31.12.19- 31.12.20Расшифровка данных бухгалтерской отчетностиСчетЧисло проводокОборотСальдоЧисло признаковДебетКредитДебетКредит012504156372873306926103115765-51021627306926103156372873---Итого:4131156372873156257108115765-51Метод формирования показателя:СальдоОбъем выборкиАудиторский риск (вероятность наличия ошибок в проверяемом показателе, обычно 5%)1,958Существенность проверяемого показателя2266,7Пересекающийся риск-Риск средств контроля3Уточненная существенность проверяемого показателя2334,7Сальдо ОборотОбъем генеральной совокупности115765312629981Объем выборки (число документов, операций)2727Результаты проверки первичных документов необходимо оформить рабочим документом (табл. 15).Таблица 15Проверка правильности документального оформления поступления основных средств ООО «РенАвтоЦентр»N п/пРеквизиты документаХарактер выявленного нарушения1Накладная N 46 от 11.03.2021 ООО «Запачасти».Отсутствуют подписи лиц, получивших товары2Накладная N 34 от 16.03.2021. Накладная N 85 от 27.03.2009.Отсутствуют данные от продавца3Накладная N 12 от 13.04.2020Отсутствуют подписи лиц, получивших товар6Накладная N 351 от 08.08.2020Отсутствует расшифровка приобретенных товаров, указаноТак же в ходе проведения аудиторской проверки было выявлено, что в ООО «РенАвтоЦентр» отсутствует инвентаризация основных средств за последние два года.3.4. Мероприятия по совершенствованию учетного процесса основных средств в ООО «РенАвтоЦентр»Современные операции бухгалтерского учета должны подвергаться частым процедурам по улучшению и совершенствованию в соответствии с изменениями в экономическом секторе страны. Все принимаемые изменения в нормативно-правовой документации предусматривают введение в практическую деятельность по ведению бухгалтерского учета предприятий более улучшенных и современных принципов организации, опираясь при этом на правила международных стандартов. После проведенного исследования материалов в области учета основных средств на примере ООО «РенАвтоЦентр», удалось выделить определенные недостатки. На основании этого считаем необходимым в рекомендации определенных путей для совершенствования. Качество учетной деятельности в большинстве случаев будет зависеть от обеспечения правильности организации общей системы учета. Невзирая на то, что в деятельности ООО «РенАвтоЦентр» удалось обеспечить достаточно высокую эффективность учета, все же важно добиться проведения определенных мероприятий, которые будут способствовать улучшению. В составе Устава ООО «РенАвтоЦентр» имеется указание о необходимости формирования ревизионной комиссии. Такая комиссия должна заниматься проверкой и подтверждением правильности формирования годовых отчетов и балансов. Также в обязанности комиссии входит проведение проверки состояния текущих дел общества и привлечение профессиональных аудиторов, которые не имеют отношения к имущественным интересам общества. В качестве рекомендации можно предложить улучшить систему контроля за сохранностью основных средств. Для этой цели необходимо обеспечение проведения не только плановых инвентаризаций, но и внеплановых (выборочных проверок). В документе должна быть сделана отметка о таких показателях.Рисунок 23 – Показатели, которые должны быть отражены в документе о внеплановой проверкеВсе результаты инвентаризации должны быть оформлены на основании актов инвентаризации. После того как будет окончена процедура инвентаризационной проверки, комиссии необходимо будет сформировать протокол. На сегодняшний день в качестве одной из наиболее распространённых проблем в учете основных средств организации, можно назвать – правильность отражения показателя НДС при покупке основного средства. Такие проблемы проявляются в следующих моментах:Рисунок 24 – Проблемы с учетом НДС по основным средствамПомимо приведенных проблем, стоит говорить о наличии таких, которые появляются из-за присутствия отличительных признаков в бухгалтерском и налоговом учетах. Также проблемы появляются из-за отличий в оценке и переоценке основных средств.Представим более подробное описание таких проблем на примере деятельности ООО «РенАвтоЦентр». В компании проводились операции по приходованнию автомобиля, переоцененная стоимость которого стала составлять 1,5 миллионов рублей. Срок полезного использования по такому объекту становится равным 5 годам. Показатель ликвидационной стоимости будет равняться нулевому показателю. Опираясь на положение первого года использования показатель справедливой стоимости становится равным 1,7 млн. руб. Сумма начисляемых амортизационных отчислений становится равным 0,3 миллионам рублей. Показатель коэффициента дооценки равен 1,7/1,5 = 1,13. Итоги переоценки будут отражаться на счете 83 «Добавочный капитал». И при этом возможно использование «Переоценки внеоборотных активов». В компании будет проводиться отражение операции первичной дооценки:Рисунок 25 – Отражение дооценки по поступившим основным средствамКогда в организации происходит выбытие объекта основных средств, тогда сумма дооценки, которая копится на протяжении всего периода в качестве добавочного капитала, должна будет списываться на основании одного из способов. Можно провести единовременное списание. Либо же может проводиться операция по списания по мере начисления амортизационных отчислений. В учете такие операции необходимо отразить следующим образом (рисунок 26): Рисунок 26 – Отражение в учете выбытия основных средств и их дооценкиВ процессе проведения последующих операций по дооценке, все записи будут сохраняться. Налоговый учет переоценки основных средств (либо дооценки и уценки) не будет включаться в сумму доходов (либо расходов). Данное требование закреплено на основании требований пункта 1 статьи 257 Налогового Кодекса РФ. То есть на основании всей представленной информации начинает выделяться присутствие четких отличительных черт между системой налогового и бухгалтерского учетов. Такая же разница будет формироваться при начислении суммы амортизационных отчислений. На основании первого приведенного в работе примера, можно сказать о том, что сумма амортизационных отчислений после проведения дооценки будет показывать наиболее высокие показатели, представленные в бухгалтерском учете. То есть можно говорить о формировании вычитаемой временной разницы. Такая разница может стать следствием формирования отложенного налогового актива [7].Сумма амортизационных отчислений в системе бухгалтерского учета после проведения операций дооценки стала составлять 28 333,3 рублей (1700 000 рублей / 5 лет / 12 мес). Показатель амортизационных отчислений в налоговом учете будет равняться 25 тысячам рублей (1 500 000 руб. / 5 лет / 12 мес). В процессе проведения операций по определению налоговой базы по налогу на прибыль, сумма показателя ежемесячной вычитаемой временной разницы будет составлять 3 333,3 рублей (28 333,3 рублей – 25000 рублей). И на основании этого сумма отложенного налогового актива будет составлять 666,7 рублей (). Отражение отложенного налогового актива будет производиться в учете на основании такой проводки, которая представлена на рисунке 27.Рисунок 27 – Учет отложенного налогового активаПосле того как в организации будет проводиться операция по уценке основных средств, сумма начисленных амортизационных отчислений будет менее, чем показатель по налоговому учету. То есть на основании этого происходит формирование временной разницы, которая может стать следствием формирования отложенного налогового обязательства. Следовательно, когда в организации осуществляется принятие объекта основных средств к учету, особенно важно уделить внимание для операций оценки активов. Такая оценка может оказывать существенное воздействие на дальнейшую стратегию развития организации не только в области налогообложения, но и управленческой деятельности в целом. В такой ситуации появится возможность для решения определенных задач в области тактического и стратегического управления. И такие мероприятия обязательно необходимо закреплять в составе учетной политики. Для того чтобы повысить инвестиционную привлекательность, в компании необходимо проведение переоценки через использование определенных корректирующих инструментов. На сегодняшний день также актуально присутствие определенных вопросов, связанных организацией правильного учета основных средств для обеспечения экономической эффективности их использования. Эффективное применение каждого объекта основных средств в деятельности организации становится следствием роста качества продукции. Для рассматриваемой компании можно предложить такие мероприятия, которые будут способствовать увеличению эффективности использования основных средств, которые представлены на рисунке 28.Рисунок 28 – Мероприятия для улучшения учета основных средств в организацииСледовательно, в заключение всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что в практической деятельности организации, предложенные мероприятия могут способствовать формированию дополнительных резервов, которые необходимы для увеличения эффективности применения основных средств. Также такие действия будут способствовать более своевременному поиску всех отклонений, которые могли появиться в деятельности выбранной организации и которые могут оказывать воздействие на общую деятельность организации. ЗаключениеНа основании исследования проведенного в данной работе можно сделать вывод, что поставленные задачи выполнены в полном объеме и цель исследования достигнута.Основные средства являются ценностными ресурсами предприятия, которые возможны к многократному применению. Их классификация разнообразна и многогранна. Нормативное регулирование организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется на 4 уровнях. Основным является федеральный закон о бухгалтерском учете. Но данный нормативно-правовой документ регламентирует и контролирует процесс ведения бухгалтерского учета основных средств. На каждом предприятии формируется учетная политики, в которой на основании регламентирующих нормативных документов прописывается четко процесс организации и ведения бухгалтерского учета на предприятия в отношении основных средств. Аудит основных средств на предприятии проводится с целью контролирования использования основных средств и регулирования уровня эффективности их использования. Процесс аудита осуществляется сторонней компанией, которая специализируется на проведение аудиторских проверок. Для проведения аудита основных средств формируется план проведения аудита, рассчитывает аудиторский риск. После проведения аудита формируется аудиторское заключение. Объектом исследования впредставленной работы выступает предприятие ООО «РенАвтоЦентр». Данное предприятие осуществляет деятельность в сфере оказания услуг по ремонту персональных компьютеров, средств коммуникации (телефоны, смартфоны, планшеты и т.д.). Анализ финансовой деятельности ООО «РенАвтоЦентр» показал снижение объема чистой прибыли и рентабельности предприятия. Аналитический и синтетический учет основных средств в ООО «РенАвтоЦентр» осуществляется на счете 01 «Основные средства», и на счете 02 «Амортизация». В рамках третьей главы были предложенынаправления по совершенствованию учета основных средств в ООО «РенАвтоЦентр»:- техническое совершенствование объектов основных средств;- увеличение времени работы машин и оборудования;- улучшение организации и управления производством;- повышение уровня квалификации работников, ответственных за управление объектами основных средств. Список использованной литературы
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет аудит движения основных средств в организации?
Аудит движения основных средств в организации имеет очень важное значение, так как он позволяет проверить правильность и достоверность информации о движении и учете основных средств. Аудиторская проверка помогает выявить возможные ошибки и неправильности в учете и предотвратить возможные финансовые потери.
Каков порядок учета основных средств в организации?
Порядок учета основных средств в организации включает в себя ряд этапов. Сначала осуществляется классификация основных средств, затем проводится оценка их стоимости. Далее осуществляется учет приобретения и использования основных средств, а также проведение работ по их модернизации и ремонту. В конце производится списание основных средств и учет их обесценения.
Что такое амортизация основных средств и как она проводится?
Амортизация основных средств — это процесс распределения и учета износа и старения активов организации. Она проводится путем ежегодного списания определенной суммы стоимости основных средств на счет расходов. Расчет амортизации основных средств осуществляется на основе их остаточной стоимости, срока службы и метода амортизационных отчислений, выбранного организацией.
Как отражается информация об основных средствах в бухгалтерской финансовой отчетности?
Информация об основных средствах отражается в бухгалтерской финансовой отчетности организации в разделе "Основные средства". Она содержит данные о стоимости основных средств, их остаточной стоимости, амортизационных отчислениях, модернизации и ремонта. Также в отчетности указывается информация о списании и обесценении основных средств.
Какие аспекты аудиторской проверки основных средств являются теоретическими и методологическими?
Теоретические и методологические аспекты аудиторской проверки основных средств включают в себя разработку методологии проведения аудиторской проверки, основанных на теоретических основаниях. Это включает в себя установление целей и задач проверки, определение критериев и методов аудита, а также разработку программы проверки и сбор необходимой информации.
Что такое основные средства и как их учитывать?
Основные средства - это долгосрочные материальные объекты, которые используются в организации для выполнения ее основной деятельности. Учет основных средств проводится согласно установленной классификации и порядку учета.
Какое нормативное регулирование существует для основных средств?
Для основных средств существует ряд нормативных документов, которые определяют порядок учета, амортизации и отражения информации в бухгалтерской отчетности. Одним из таких документов является Положение о бухгалтерском учете "Основные средства".
Что такое амортизация основных средств?
Амортизация основных средств - это процесс учета износа и старения основных средств в бухгалтерии. Она проводится для определения стоимости использования основных средств организацией в течение их срока службы.
Как отражается информация об основных средствах в бухгалтерской отчетности?
Информация об основных средствах отражается в бухгалтерской отчетности через балансовый и внебалансовый учет. В балансе основные средства указываются в разделе "Долгосрочные активы", а также отражается их стоимость и накопленная амортизация.
Что включает в себя аудиторская проверка основных средств?
Аудиторская проверка основных средств включает в себя анализ правильности учета, амортизации и отражения информации, а также соответствие учетных данных требованиям нормативных актов и правил.
Что такое основные средства и как их учитывать в бухгалтерии?
Основные средства - это материальные объекты, предназначенные для использования в организации в течение длительного времени. Они учитываются в бухгалтерии с помощью специального бухгалтерского учета, где отражается их стоимость, амортизация и другие характеристики.
Какие нормативные акты регулируют учет и аудит основных средств?
Учет и аудит основных средств регулируются рядом нормативных актов, включая Налоговый кодекс, Закон о бухгалтерском учете, Положение о бухгалтерском учете и др. Эти акты устанавливают правила и принципы учета и аудита основных средств.