Роль контрольно-счетных органов в обеспечении экономической безопасности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая безопасность
  • 27 27 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 26.05.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
1. Состав государственных органов власти в обеспечении экономической безопасности 5
1.1. Роль муниципальных контрольно-счетных органов в решении проблем экономической безопасности 5
1.2. Правовой анализ контрольно-счетных органов Российской Федерации и их роль в обеспечении финансовой безопасности страны 9
2. Счетная палата как орган обеспечения экономической безопасности 14
2.1. Обеспечение безопасности информации в процессе развития Государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов Российской Федерации (ГИАС КСО) 14
2.2. Анализ деятельности Счетной палаты Владимирской области в обеспечения экономической безопасности государства 16
Заключение 24
Список использованных источников 26


Фрагмент для ознакомления

Мы установили, что Стратегия предусматривалась к реализации через отдельные долгосрочные целевые программы. Однако не было принято ни одной программы по развитию промышленной политики. Показатели долгосрочных целевых программ не согласовывались с показателями стратегии, не проводился мониторинг, не были назначены ответственные. Отсутствовала привязка к бюджету. Проведенное исследование проблемы взаимосвязи бюджетного и стратегического планирования показало, что в Стратегии развития Владимирской области до 2027 года вопросы экономической безопасности своего отражения вообще не нашли. Поэтому мы предложили, исходя из интересов региона, сформировать региональную стратегию обеспечения экономической безопасности. Вся работа, проведенная в рамках аудита Стратегии, осуществлялась в тесном взаимодействии с органами исполнительной власти области. Отмечу, что рекомендации, выработанные Счетной палатой, поэтапно реализуются путем разработки и принятия различных нормативных актов, создающих необходимое правовое поле для внедрения методов стратегического управления, и устанавливающих ответственность главных распорядителей бюджетных средств за достижение стратегических задач развития региона. Например, постановлением Губернатора Владимирской области от 24.02.2014 № 164 «О порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Владимирской области» закреплена обязательность корреляции целей и результатов государственных программ со Стратегией социально-экономического развития Владимирской области до 2027 года. Постановлением Губернатора от 08.07.2014г. №695 «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Владимирской области и других исходных данных для составления проекта областного бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» предусмотрены механизмы, обеспечивающие связь Стратегии социально-экономического развития, прогноза социально-экономического развития области, государственных программ и бюджетных ресурсов. Все это должно положительно сказаться на повышении эффективности бюджетных расходов и качестве государственных услуг. Для этого предусматриваются меры, направленные на повышение прозрачности областного бюджета и бюджетного процесса, внедрение анализа реализации государственных программ и их результативности по каждому направлению, переход на «эффективный контракт», предусматривающий ответственность работников за показатели деятельности государственных учреждений и государственных программ. Постановлением администрации Владимирской области в текущем году утвержден план мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года. В ходе проведенного аудита был сделан вывод, что в настоящее время большинство региональных программ хотя и имеют отношение к экономической безопасности, однако ни в их названиях, ни в их целях и задачах термин безопасность практически не употребляется. Имеются также претензии к исполнению таких программ. Например, кассовые расходы на исполнение мероприятий программы «Обеспечение безопасности населения на транспорте Владимирской области в 2011–2013 годах» составили в прошломгоду 802,5 тыс.руб. Это всего лишь 7,5% от плановых назначений. Соответственно не достигнуты соответствующие целевые индикаторы. Причем закупленное оборудование или не установлено, или фактически не используется. В регионах России энергетическая и экологическая виды безопасности все в большей степени предопределяют экономическое состояние хозяйствующих субъектов, социальной сферы территориальных образований. Однако проверка, проведенная Счетной палатой Владимирской области, показала, что имеются проблемы и резервы для повышения эффективности реализации мероприятий по энергосбережению. Был отмечен ряд системных нарушений Закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении»: из 127 муниципальных образований региона местные программы по энергосбережению на момент проверки были приняты в 98 (77%). Энергоаудит организаций с участием государства в 2012 году, как это предписывал закон, не был завершен. Только 13% организаций области, осуществляющих регулируемые виды деятельности, разрабатывают программы энергосбережения. Несомненно, что в обеспечении экономической безопасности регионов России особую роль выполняют институты обеспечения продовольственной безопасности, значение которых особо возрастает в условиях политической и экономической нестабильности. В связи с этим необходимо решать проблему продовольственной самодостаточности. Проверка реализации мероприятий программы «Развитие сельского хозяйства Владимирской области на 2009-2012 годы» показала, что господдержка направлена на реализацию направлений Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации. Однако обеспеченность населения области молоком и мясом за счет собственного производства в полтора раза ниже пороговых значений, установленных Доктриной. Как видно, деятельность контрольно-счетных органов, в функции которых входит осуществление аудита реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития соответствующих территорий, вносит существенный вклад в получение объективной оценки состояния экономического и социального положения как страны, так и регионов. Но при этом они должны иметь в своем распоряжении более действенный инструментарий, который позволил бы осуществлять анализ потенциальных и реальных угроз экономической безопасности, выработать набор решений возникающих проблем. Одним из таких инструментариев может стать системный мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности. Мониторинг должен проводиться на основе анализа конкретных количественных значений показателей экономической безопасности, учитывающих специфические особенности региональных проблем, которые позволят выявить и качественно оценить грядущие угрозы и риски. Для индикативного анализа экономической безопасности региона можно предложить группы объектов, характеризующие: - динамику производства, обеспеченность ресурсами, степень изношенности важнейших производственных мощностей, основных коммуникационных и других жизнеобеспечивающих систем; - уровень и качество жизни населения; - обеспеченность финансовыми ресурсами важнейших государственных нужд; - действенность механизмов правового и административного регулирования. При этом необходимо определить пороговые значения основных показателей состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности региона. Выявить и оценить рисковые проявления в экономике региона поможет система индикативных показателей, включающая в себя макроэкономические, финансовые показатели федерального уровня, а также социально-экономические показатели региона. Представляется, что данная система должна включать в себя перечень показателей, условно разбитых на 4 группы. Это позволит оценить и выявить проявление рисков различного уровня: макроэкономические показатели общегосударственного уровня, показатели состояния реального сектора субъекта России, показатели состояния финансового сектора субъекта России, показатели состояния социальной сферы субъекта России. Поэтому необходимо объединить усилия по методологическому обеспечению реализации органами внешнего финансового контроля возложенных на них функций, в том числе по своевременному определению «болевых» точек в экономике. Такие действия, несомненно, будут способствовать выработке конструктивных предложений для органов государственной власти.ЗаключениеЗначительные резервы повышения эффективности использования государственных финансовых ресурсов позволяет выявить информатизация государственной финансово-хозяйственной и финансово-контрольной деятельности. Внедрение в эту сферу технологий больших баз данных дает возможность реализовать на новом уровне процесс исполнения всех бюджетов и контроля над бюджетными расходами и доходами, осуществляя их в режиме реального времени. Это, с одной стороны, облегчит положение получателей бюджетных средств, избавив их от излишней контрольной нагрузки, возникающей вследствие дублирования функций территориальных и ведомственных контрольных органов, а с другой стороны, оперативный контроль за их финансовой деятельностью делает возможным своевременно предупреждать совершаемые ими нарушения финансовой дисциплины. Формирование единого информационного пространства в сфере государственного финансового контроля должно обеспечиваться едиными требованиями к результатам работы контрольных органов и их совместимости, учету контрольных мероприятий и их итогов, для чего этот учет должен быть автоматизирован. В итоге большие базы данных позволят сформировать единую систему государственного финансового контроля и обеспечить реальный обмен информацией между различными контрольными органами. В качестве основы такого единого информационного пространства может быть использован при его совершенствовании Портал Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов Российской Федерации. Таким образом, без сомнения, обеспечение экономической безопасности на всех уровнях управления невозможно без должного контроля за финансовыми потоками, лежащими в его основе. Организация системного государственного финансового контроля требует совершенствования контрольной деятельности в части ее правового регулирования, разработки единой терминологии, методологической базы и единого информационного пространства.Список использованных источниковЛимская декларация руководящих принципов контроля (принята IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в г. Лиме (Республика Перу) в 1977 году); Мексиканская декларация о независимости высших органов финансового контроля (принята XIX Конгрессом INTOSAI в г. Мехико (Мексиканские Соединенные Штаты) в 2007 году); Крохина Ю.А. Роль Счетной палаты в борьбе по противодействию коррупции в финансово-бюджетной сфере // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2011. №2; Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" // "Российская газета" от 11 февраля 2011 г. N 29;Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 29.05.2019) "О Счетной палате Российской Федерации" // "Российская газета", N 77, 10.04.2013. Минева О.К., Войнов И.В., Сафрыгин Ю.В., Храмова Т.М. Счетная палата Российской Федерации как главный субъект государственного аудита // Каспийский регион: политика, экономика культура. 2014. №4.Экономическая безопасность России. Общий курс / под ред. В.К. Сенчагова – М.: Дело, 2005. –72 с. Экономические парадоксы или парадоксальная экономика?! /Под. Ред. А.А.Куклина, А.Н.Дегтярева. - М.:Экономика, 2005. - 585 с. Глазьев С.Ю. Основы обеспечения экономической безопасности страны – альтернативный реформационный курс // Российский экономический журнал. – 1997. № 1. – С. 316. Доценко Д.В. Экономическая безопасность: методологические аспекты и составляющие / Д.В.Доценко // Аудит и финансовый анализ. – 2009. – № 4. Степашин С.В. и др. Государственная безопасность России: история и современность. М.: РОССПЭН, 2004. Хатаев А.Ц. Особенности формирования национальных и региональных систем обеспечения экономической безопасности //Президентский контроль, № 5, 2003. Чернова О.А., Степаненко В.Е. Продовольственная безопасность: научно-теоретические подходы к определению терминологии // Юридический мир. – 2006. – № 10. – С. 44–48.

Список использованных источников

1. Лимская декларация руководящих принципов контроля (принята IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в г. Лиме (Республика Перу) в 1977 году);
2. Мексиканская декларация о независимости высших органов финансового контроля (принята XIX Конгрессом INTOSAI в г. Мехико (Мексиканские Соединенные Штаты) в 2007 году);
3. Крохина Ю.А. Роль Счетной палаты в борьбе по противодействию коррупции в финансово-бюджетной сфере // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2011. №2;
4. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" // "Российская газета" от 11 февраля 2011 г. N 29;
5. Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 29.05.2019) "О Счетной палате Российской Федерации" // "Российская газета", N 77, 10.04.2013.
6. Минева О.К., Войнов И.В., Сафрыгин Ю.В., Храмова Т.М. Счетная палата Российской Федерации как главный субъект государственного аудита // Каспийский регион: политика, экономика культура. 2014. №4.
7. Экономическая безопасность России. Общий курс / под ред. В.К. Сенчагова – М.: Дело, 2005. –72 с.
8. Экономические парадоксы или парадоксальная экономика?! /Под. Ред. А.А.Куклина, А.Н.Дегтярева. - М.:Экономика, 2005. - 585 с.
9. Глазьев С.Ю. Основы обеспечения экономической безопасности страны – альтернативный реформационный курс // Российский экономический журнал. – 1997. № 1. – С. 316.
10. Доценко Д.В. Экономическая безопасность: методологические аспекты и составляющие / Д.В.Доценко // Аудит и финансовый анализ. – 2009. – № 4.
11. Степашин С.В. и др. Государственная безопасность России: история и современность. М.: РОССПЭН, 2004.
12. Хатаев А.Ц. Особенности формирования национальных и региональных систем обеспечения экономической безопасности //Президентский контроль, № 5, 2003.
13. Чернова О.А., Степаненко В.Е. Продовольственная безопасность: научно-теоретические подходы к определению терминологии // Юридический мир. – 2006. – № 10. – С. 44–48.

Вопрос-ответ:

Какую роль играют контрольно-счетные органы в обеспечении экономической безопасности?

Контрольно-счетные органы играют важную роль в обеспечении экономической безопасности. Они осуществляют контроль и анализ выполнения финансовых операций организаций и государственных учреждений, проверяют достоверность бухгалтерской отчетности, выявляют нарушения и коррупцию, и предлагают меры по их устранению. Таким образом, они способствуют эффективному управлению финансами и предотвращению угроз экономической безопасности.

Какую роль муниципальные контрольно-счетные органы играют в обеспечении экономической безопасности?

Муниципальные контрольно-счетные органы выполняют важные функции в обеспечении экономической безопасности на местном уровне. Они осуществляют контроль и анализ бюджетного исполнения, проверяют эффективность использования муниципальных средств, выявляют нарушения и неэффективное расходование бюджетных средств. Также они контролируют законность и прозрачность муниципального хозяйства. Это помогает предотвратить коррупцию, улучшить финансовое положение муниципалитетов и обеспечить стабильность экономического развития на местном уровне.

Какую роль контрольно-счетные органы Российской Федерации играют в обеспечении финансовой безопасности страны?

Контрольно-счетные органы Российской Федерации имеют важное значение для обеспечения финансовой безопасности страны. Например, Палата представителей Счетной палаты Российской Федерации занимается аудитом бюджетных средств и государственного финансового контроля. Они проводят ревизии и анализируют финансовую деятельность организаций и учреждений, в том числе государственных, чтобы выявить нарушения и коррупцию. Кроме того, Счетная палата осуществляет независимый контроль за расходованием бюджетных средств и эффективностью использования государственных ресурсов. Это позволяет обеспечить финансовую стабильность и предотвратить угрозы финансовой безопасности страны.

Какую роль играют контрольно-счётные органы в обеспечении экономической безопасности?

Контрольно-счётные органы имеют важную роль в обеспечении экономической безопасности. Они осуществляют проверку исполнения бюджетов и финансовую деятельность органов государственного управления, а также предоставляют информацию о состоянии и использовании государственных финансовых ресурсов. Это позволяет обнаружить и предотвратить недостатки, злоупотребления и коррупцию в сфере экономики. Таким образом, контрольно-счётные органы способствуют созданию стабильной экономической системы и защите интересов государства и его граждан.

Какие органы власти включаются в систему обеспечения экономической безопасности?

Система обеспечения экономической безопасности включает в себя различные органы государственной власти. К ним относятся министерства и ведомства, государственные комитеты, контрольно-надзорные органы, такие как Федеральная налоговая служба, Росфинмониторинг, Федеральная антимонопольная служба и т.д. Каждый из этих органов выполняет свои функции в области обеспечения экономической безопасности, контролируя и регулируя различные аспекты экономической деятельности.

Какую роль играют муниципальные контрольно-счётные органы в решении проблем экономической безопасности?

Муниципальные контрольно-счётные органы играют важную роль в решении проблем экономической безопасности на местном уровне. Они осуществляют контроль за использованием муниципальных финансовых ресурсов, проверяют исполнение бюджетов муниципалитетов и предоставляют информацию о финансовом состоянии и эффективности использования средств. Это позволяет выявлять нарушения и неэффективное использование ресурсов, а также предотвращать коррупцию и мошенничество на местном уровне.

Какая роль контрольно-счетных органов в обеспечении экономической безопасности?

Контрольно-счетные органы играют ключевую роль в обеспечении экономической безопасности государства. Они проводят аудит и контроль финансово-хозяйственной деятельности организаций и учреждений, чтобы выявлять нарушения и неэффективное использование ресурсов. Таким образом, они способствуют сохранению стабильности экономики и предотвращению рисков. Кроме того, контрольно-счетные органы также участвуют в разработке и реализации мер по укреплению финансовой безопасности страны.

Кто входит в состав государственных органов власти в обеспечении экономической безопасности?

В состав государственных органов власти, занимающихся обеспечением экономической безопасности, входят различные структуры и учреждения. Это, в первую очередь, министерства и ведомства, отвечающие за экономику и финансы. Они разрабатывают стратегии и программы, направленные на укрепление экономической безопасности и проводят анализ и мониторинг текущего состояния экономики. Кроме того, в состав таких органов входят также контрольно-счетные органы, включая Счетную палату, которая осуществляет финансовый контроль бюджетных средств и государственной собственности.