Охарактеризуйте салон как форму социальной коммуникации и определите коммуникативные характеристики светского человека. При выполнении задания подготовьте аналитический комментарий телевизионного проекта канала «Культура» (Н. Ткаченко) «Петербургские салоны» (см. вложенные файлы).

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Социология общая
  • 15 15 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 02.06.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
1. Салон как институт социализации дворянства: 3
формирование, сохранение и трансляция социально-коммуникативных стратегий 3
1. Салоны И. И. Шувалова и Е. М. Хитрово 11
3. Специфика и роль литературных салонов 12
4. Цикл передач «Петербургские салоны» 15
Заключение 16
Список использованной литературы 17
В. В. Петербургский литературный салон: культурные параллели / В.В. Бунтури [Электронный ресурс] // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина URL: https://cyberleninka.ru/article/n/peterburgskiy-literaturnyy-salon-kulturnye-paralleli (дата обращения: 02.05.2022).
Лотман Ю. М. Перевернутый образ / Ю.М. Лотман // Культура и взрыв. – Москва : Гнозис, 1992. – 272 с.
Палий Е. Н. Русский дворянский салон XIX века / Е.Н. Палий // Вестник ТГУ. – 2009. - 1 (69). – С. 154-158.
Палий Е. Н. Салон как феномен культуры России XIX века: традиции и современность: дисс. док. культурологии / Е.Н. Палий. – Москва, 2008. – 313 с.
Палий Е. Н. Типы и виды салонов в России XVIII-XIX вв. / Е.Н. Палий // Международный научно-исследовательских журнал. – 2012. - 5-1. – С. 11-14.
Толстой Л. Н. Анна Каренина / Л.Н. Толстой [Электронный ресурс]. URL: https://онлайн-читать.рф/толстой-анна-каренина/41 (дата обращения: 02.05.2022).
Уваров С. С. Литературные воспоминания / С.С. Уваров // Современник. –1851. - 6. – С. 45-54.




Фрагмент для ознакомления

Таким образом, «салон всегда имеет свободную форму» [1] - и это его определяющая черта.Литературные интересы господствуют в таком салоне, что, возможно, и является той причиной, по которой трудно дифференцировать русский литературный салон от литературного кружка. Таковыми можно назвать салон А. Смирновой-Россет, салон С.Д. Пономаревой.Важно обратить внимание и на так называемые «вечера», назначаемые, зачастую, в конкретные дни недели. Среди них можно назвать «пятницы» Жуковского, «среды» и «воскресения» Плетнева и др. «Вечера» являются, по своему существу, литературными салонами, но обычно ими управляют литераторы-профессионалы, часто объединенные дополнительно и издательским делом.Еще одной важной характеристикой литературного салона является его камерность, которая позволяет создать атмосферу непринужденности, носящую по преимуществу игровой характер. К примеру, для Дельвига именно искусство непосредственного общения между людьми составляло подлинную культуру. Беседа являлась главным ядром, вокруг которого проходил вечер. Она предполагала самые разнообразные темы: литературные, музыкальные, общественно- политические, философские.Салон являлся в своем роде распространителем литературных и эстетических вкусов в общество. В этой связи уместно привести высказывание Вяземского, который отзывался об одном из салонов как о «всемирной, изустной, разговорной газете»[3]. В интеллектуальные беседы часто включались и разного рода словесные игры. Требовался определенный стиль беседы, сопровождавшийся остроумием и даже легким подтруниванием, что формировало атмосферу непосредственности и доверия в маленьком избранном обществе под предводительством интеллектуально развитой и привлекательной хозяйки или хозяина [3]. Именно в русском литературном салоне хозяйка должна была быть не только эрудированной и просвещенной дамой, но и обязательно носительницей эстетической функции, т. е. быть привлекательной (что, например, было не обязательно для парижских салонов).Кроме того, литературные салоны решали одну из важнейших задач русской культуры первой трети XIX века - выработку литературного языка, способного объединить русское общество. Известно, что в салонах Дельвига и Карамзиной запрещалось говорить по-французски. Эта сцена была обыграна Толстым в «Войне и мире», где гостей Анны Шерер «штрафовали» за произнесение французских слов.Литературные салоны первой трети XIX века формировали духовный потенциал русского дворянского общества, что способствовало развитиюрусской культуры. Именно в них вырабатывалось общественное мнение по важным социокультурным вопросам. Литература и искусство, возможности и пути развития отечественной культуры и перспективы преобразования общества, формирование культуры интеллектуального общения - все это темы салонных дискуссий. В литературных салонах культивировались гуманистические, эстетические и общекультурные ценности, сохранялись лучшие традиции русского дворянства, а значит и национальной русской культуры.С. С. Уваров о значении литературных салонов писал следующим образом: «частные, так сказать, домашние общества, состоящие из людей, соединенных между собой свободным призванием и личными талантами и наблюдающих за ходом литературы, имели и имеют не только у нас, но и повсюду ощутительное, хотя некоторым образом невидимое влияние на современников. В этом отношении академии и другие официальные учреждения этого рода далеко не имеют подобной силы» [1: 41].Петербургские литературные салоны в первой трети XIX века достигают высочайшего расцвета. Но уже в 30-40-е гг. салон теряет свой статус центра культурной интеллектуальной жизни, все более трансформируясь в кружок, который был символом уже совсем другой эпохи - периода развития журналистики и демократических кружков. Вместе с тем можно говорить о том, что такое явление культуры как литературный салон плодотворно существовал на протяжении всего XIX столетия. Это подтверждается и мемуарными свидетельствами. Например, среди петербургских салонов выделяют салон Штакеншнейдеров, «Лесковские субботники», дружеские собрания на квартире у Анненских, литературный салон А.А. Давыдовой, вечера в доме С.А. Толстой и др.4. Цикл передач «Петербургские салоны»Цикл передач «Петербургские салоны» представляет собой опыт осмысления феноменов салонной культуры, построенный на сочетании мемуарных свидетельств и актерского исполнения. Актриса Н. Ткаченко в воссозданной атмосфере салонной культуры читает выдержки из мемуаров Долли Фикельмон, Элизы Хитрово, Евдокии Ивановны Голицыной, А. Россет.Художественное чтение в сочетание с видеорядом позволят глубже осмыслить атмосферу салонной культуры, понять, какие вопросы и проблемы волновали современников, составить представление о типичных досуговых практиках, характерных для вечера в салоне.Так, в мемуарах часто упоминаются различного рода словесные игры, основанные на мастерстве обращения со словом – это шарады, стихотворные экспромты, шутливые стихотворные сражения.Из воспоминаний Евдокии Ивановны Голицыной, в особняке которой на Миллионной улице в Петербурге собирались величайшие таланты своего времени, мы можем составить представление о том, какова модель поведения хозяйки салона – ее цель связать невидимыми нитями беседы всех участников салона. Хозяйка, поддерживая приятный small-toak(дословно «маленькая беседа») с небольшим кругом собеседников, зорко следила за тем, чтобы другие гости были увлечены общей темой, и если видела, что беседа угрожает прерваться или оскудеть, немедленно инциировала новую тему. Очевидно, что главная задача хозяйки салона – соблюсти баланс интеллектуального и досугового компонентов салона, что требовало от нее незаурядных талантов, ума и обаяния.Мемуары Голицыной открывают нам еще одну интересную черту дворянства этого периода – суеверность, как отмечает в передаче Н. Ткаченко, походы к гадалкам и разного рода ясновидящим (можно вспомнить Жиля Ландо из «Анны Карениной», который оказался ясновидящим настолько сильным, что почти полностью усыпил бедного Стиву Облонского) были обычной практикой. И княгиня Голицына, поверив в напророчившую ей цыганкой смерть ночью, сделала хорошим тоном проведение салонов в позднее вечернее и ночное время, стремясь тем самым обмануть судьбу.ЗаключениеТаким образом, эпоха XVIII-XIXв. привнесла в русскую культурную жизнь новые формы досуга. Складывается новая форма препровождения в форме светских салонов, чья направленность – литературная, художественная, политическая – определялась интересами его хозяина. Можно заключить, что салонная культура представляет собой феномен, объединивший в себе культурный, интеллектуальный, социальный и коммуникативный аспект. Салон можно рассматривать, как институт социализации узкой прослойки русской аристократии, в котором они осваивали базовые модели поведения, учились определенным стратегиям коммуникации.Список использованной литературыБунтури В. В. Петербургский литературный салон: культурные параллели / В.В. Бунтури [Электронный ресурс] // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина URL: https://cyberleninka.ru/article/n/peterburgskiy-literaturnyy-salon-kulturnye-paralleli (дата обращения: 02.05.2022).Лотман Ю. М. Перевернутый образ / Ю.М. Лотман // Культура и взрыв. – Москва :Гнозис, 1992. – 272 с.Палий Е. Н. Русский дворянский салон XIX века / Е.Н. Палий // Вестник ТГУ. – 2009. - № 1 (69). – С. 154-158.Палий Е. Н. Салон как феномен культуры России XIX века: традиции и современность: дисс. док. культурологии / Е.Н. Палий. – Москва, 2008. – 313 с.Палий Е. Н. Типы и виды салонов в России XVIII-XIX вв. / Е.Н. Палий // Международный научно-исследовательских журнал. – 2012. - № 5-1. – С. 11-14.Толстой Л. Н. Анна Каренина / Л.Н. Толстой [Электронный ресурс]. URL: https://онлайн-читать.рф/толстой-анна-каренина/41 (дата обращения: 02.05.2022).Уваров С. С. Литературные воспоминания / С.С. Уваров // Современник. –1851. - № 6. – С. 45-54.

Заключение
Таким образом, эпоха XVIII-XIX в. привнесла в русскую культурную жизнь новые формы досуга. Складывается новая форма препровождения в форме светских салонов, чья направленность – литературная, художественная, политическая – определялась интересами его хозяина. Можно заключить, что салонная культура представляет собой феномен, объединивший в себе культурный, интеллектуальный, социальный и коммуникативный аспект. Салон можно рассматривать, как институт социализации узкой прослойки русской аристократии, в котором они осваивали базовые модели поведения, учились определенны

Вопрос-ответ:

Какой был салон как форма социальной коммуникации?

Салон был формой социальной коммуникации, где представители высшего общества собирались для общения, обмена идеями, обсуждения культурных и политических вопросов. Это было место, где светские люди могли проявить свою социальную и культурную значимость и установить контакты с другими представителями элиты.

Какие коммуникативные характеристики были у светского человека в салонах?

Светские люди, посещавшие салоны, обладали определенными коммуникативными характеристиками. Они были образованными, элегантными и умели поддерживать беседу на различные темы. Они также проявляли способность адаптироваться к разным социальным ситуациям и устанавливать нужные контакты с другими людьми.

Какие коммуникативные стратегии формировались и транслировались в салонах?

В салонах формировались и транслировались различные коммуникативные стратегии. Это включало умение вести беседу по различным темам, использование вежливой риторики, демонстрацию образованности и культуры, а также установление социальных связей и контактов.

Какую роль играли литературные салоны?

Литературные салоны играли важную роль в развитии литературной культуры и обмене идеями. Здесь писатели, поэты, критики и другие литературные деятели могли представить свои произведения, получить обратную связь и обсудить актуальные темы в кругу единомышленников.

Как специфика салонов влияла на общество и культуру?

Специфика салонов влияла на общество и культуру. Они способствовали распространению новых идей и культурных тенденций, формированию социальных связей и развитию общественных дискуссий. Салоны содействовали культурному обмену и сближению представителей разных социальных групп.

Какова роль салона как формы социальной коммуникации?

Салон в истории представлял собой особую форму социальной коммуникации, где дворяне собирались для обсуждения актуальных вопросов, обмена мнениями, знакомства с новыми идеями и творческими проектами. Салоны способствовали формированию и сохранению социально коммуникативных стратегий, обеспечивали возможность социализации дворянства и создавали пространство для обмена культурным наследием.

Какие коммуникативные характеристики светского человека проявляются в салонах?

Светские люди, посещающие салоны, обладают определенными коммуникативными характеристиками. Они обычно проявляют активность в общении, умеют поддерживать беседу на различные темы, владеют приятной манерой общения, а также обладают хорошими навыками восприятия и анализа информации. Кроме того, светские люди в салонах часто демонстрируют свою эрудированность, творческие способности и обаяние, что делает их интересными и привлекательными собеседниками.

Какие особенности имеют салоны И. и И. Шувалова и Е. М. Хитрово?

Салон И. и И. Шувалова был одним из самых известных салонов в Петербурге XVIII века. В нем собирались высокопоставленные чиновники, аристократы, деятели науки и искусства. Салон Е. М. Хитрово отличался своим профильным направлением на обсуждение литературы и искусства. Он был идеальным местом для общения писателей, поэтов, художников и критиков. Оба салона служили площадкой для обмена идеями, научными и литературными дискуссиями, а также стимулировали развитие культуры и искусства.

Что такое салон как форма социальной коммуникации?

Салон - это особая форма социальной коммуникации, где люди сходятся, чтобы обсудить актуальные темы, обменяться мнениями и вести духовные беседы. В салоне ценятся интеллектуальные беседы, высокий уровень эрудиции и культуры участников. Это место, где общество может ощутить себя единством и продемонстрировать свой социальный статус и интеллектуальные способности.