Методика логопедической работы с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи (на примере звонких звуков [б], [б‘])

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 33 33 страницы
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 04.06.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1 Развитие фонетико-фонематической стороны в норме 6
1.2 Характеристика речи детей с ФФНР 15
1.3 Анализ программы обучения и воспитания детей с ФФНР 17
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ФФНР 20
2.1 Методика обследования речи детей с ФФНР 20
2.2 Описание результатов обследования 22
ГЛАВА 3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ФФНР 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 33

Фрагмент для ознакомления

Выявленные особенности фонетико-фонематической стороны речи у детей с ФФНР следует учитывать при планировании коррекционных мероприятий.ГЛАВА 3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ФФНРПри разработке коррекционных мероприятий учитывались следующие принципы:онтогенетический принцип, который предполагает поэтапное формирование навыков звукового анализа;принцип системности направлен на формирование звуко-буквенного анализа параллельно с другими языковыми компонентами;принцип деятельностного подхода, который предполагает создание мотивации речевого общения, воспитание самоконтроля за своей речью с учетом ведущей деятельности дошкольников;принцип развивающего обучения, учитывающий зоны актуального и ближайшего развития ребенка;принцип сотрудничества, который включает участие семьи в коррекционном процессе;принцип дифференцированного подхода предполагает учет этиологии, механизмов нарушения, структуры дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.Основные направления коррекционной работы можно разбить по следующим блокам:коррекция звукопроизношения;узнавание и различение неречевых звуков; различение окраса голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;различение слов, близких по своему звуковому составу;дифференциация слогов, дифференциация фонем;развитие навыков фонематического анализа и синтеза;развитию акустического внимания и памяти.Работа по формированию фонематического различения первоначально осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей формируется способность узнавать и различать неречевые звуки.Далее проводится работа по различению слов, близких по акустическому составу, затем слогов и фонем речи.На последнем этапе решается задача по формированию у детей навыков звукового анализа: умения определять число слогов в слове; определять и отхлопывать ритмический рисунок слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить акустический анализ гласных и согласных звуков.Развитие фонематического восприятияпроводится в несколько этапов:1 этап – развитие неречевого слуха (на материале неречевых звуков)Дидактические упражнения первого этапа включают следующие задания:узнавание звучащих инструментов;узнавание звучащих предметов;узнавание действий предметов по звуку.2 этап – развитие навыков фонематического анализа и синтеза проводится на основе таких видов заданий: сходные по звуковому составу слова, фразы;различение слов, близких по звуковому составу; дифференциация слогов; дифференциация звуков. Фонематический анализ и синтез при формировании опирается на определенную последовательность подбора речевого материала: 1) звуковые ряды гласных (ау, уа, иуа, ауэи и т. д.); 2) слоги без стечения согласных (открытые: до, ду, ды, дя, дю, ди и т. д.); 3) слоги со стечением согласных (мда, пда, дна, для и т. д.); 4) слова без стечения согласных: односложные (дом, дым, день, дуб и т. д.);двусложные (дача, дыня, Дима, дыра и т. д.); 5) двусложные слова со стечением согласных в середине слова (доска, дачка, денек, дубок и т. д.); 6) односложные слова со стечением согласных в начале слова (дно); 7) двусложные слова со стечением согласных в начале слова (сдача); 8) трехсложные слова (радуга, дорога, задача и т. д.). Для повышения эффективности работы используются вспомогательные наглядные средства – графические схемы слова, фишки, звуковые линейки.Таким образом, коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи осуществляется поэтапно с постепенным усложнением речевого материала. Одновременно на всех этапах развития ведется работа по совершенствованию звукопроизносительных способностей.ВыводыКоррекция фонетико-фонематический нарушений у дошкольников с ФФНРорганизуется с учетом характера и структуры речевого дефекта. Работа опирается на знания онтогенеза формирования фонематических функций и операций в норме при соблюдении дидактических принципов: наглядности, индивидуализации процесса обучения и коррекции, доступности, последовательности. Учитывая психологические особенности контингента детей, коррекционная работа сочетает в себе задания, направленные на развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления и проходит в игровой форме. ЗАКЛЮЧЕНИЕИзучение фонетико-фонематического нарушения привлекает внимание ученых с целью поиска эффективных методов коррекции данного речевого нарушения. В ходе констатирующего эксперимента была разработана методика исследования, на основе которой были выявлены особенности фонетической и фонематической сторон речи. Определены уровни развития фонетико-фонематических процессов у детей с ФФНР на материале произношения звуков [б], [б’]:высокий уровень выявлен у 2 дошкольников(20 %);средний уровень определен у 5 детей (50 %);низкий уровень – у 3 детей (30 %).С учетом результатов констатирующего эксперимента, была спланирована логопедическая работа по преодолению фонематических нарушений у детей с ФФНР.Были определены следующие направления коррекционной работы: 1) развитие восприятия звуков (речевых и неречевых);2) развитие навыков фонематического анализа в слогах, словах, предложениях;3) развитие синтетических навыков;4) дифференциация слов несходных по артикуляторно-акустическим признакам и близких по звучанию;5) формирование фонематических представлений;6) коррекция и совершенствование звукопроизношения.Таким образом,поставленные цели и задачи в ходе проведения экспериментального исследования были достигнуты и решены.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАстахова Н.Ю, Андросова Г.А. Организация работы по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Традиции и инновации специального образования: Сборник научно-методических трудов с международным участием. – СПб., 2010. – С. 144–150.Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) – М., 1977. – 176 с.Выготский Л.С. Развитие устной речи. Собр. Соч. в 6 т. – М., 1982. Т. 3.Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. – СПб., 2007. – 472 с.Егорова О.В. Звуки П, ПЬ, Б, БЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. – М.: «Издательство «Гном и Д», 2005. – 32 с.Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978.Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Наука-Питер, 2006. – 103 с.Лалаева Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 224 с. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – М.: АльнС, 2013. – 367с.Леонтьев А.Н. Основы теории речевой деятельности /Под ред. А.Н. Леонтьева. – М., 1997.Логопедия: Учебник для студентов дефектол.фак.пед.вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 680 с.Лопатина Л.В. Схема обследования ребёнка с фонетико-фонематическим нарушением (дислалия, стёртая дизартрия, ринолалия) // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб., 2000. – 232 с.Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младем школьном возрасте // Тр. ЛГИПИ им. А.И. Герцена, 1946, Т.3. – С.44-52.Основы логопедической работы с детьми / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – М., 2005. – 240 с. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению // Под ред. Т.В. Волосовец. – М.; 2002. – 200 с.Парамонова Л.Г. Нарушение звукопроизношения у детей. – СПб., 2005. – 224 с.Российская Е.Н. Произносительная сторона речи: практический курс / Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина. – М.: АРКТИ, 2003. – 104 с.Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. – М., 2001 – 155 с. Тумакова Г.А. Работа над звуковой стороной речи в процессе развития речи старших дошкольников в детском саду. – М., 1985. – 192 с.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для педагогов и воспитателей. – М.; 2000. – 80 с.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. – М.: МГОПИ, 1993. – 72 с.Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова. – М., 2004. – 330 с.Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958. http://psychlib.ru/mgppu/Err-001/Err-001.htm2ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Методика экспериментального исследованияI. Исследование фонетической стороны речиЗвуки [Б], [Б’]«Бычок»Маленький бычок,Рыженький бочок,Ножками ступает,Головой мотает.Где же стадо? Му-у-у!Скучно одному-у-у!(В. Берестов).Белка-забияка Бегает кругом. На березу белка Смотрит: - «Высоко»!Белка, белка, белочка Не беги туда! Белка, белка, белочка, Как ты хороша!(О. Егорова)II Исследование фонематического восприятияа) повторение слогов с изменением согласного звукаИнструкция: Послушай слоги и повтори ихСерии из двух слогов:па– ба ба – пама – ба ба – мабя – мямя – бяпя – бябя – пяба – бябя – пяпа – ба – па ба – па – ба ва – ба – ва фа – па – фа бя – мя – бяфя – пя – фяпя – бя– пябя – пя – ба ба – бя – ба пя – фя – пяб) повторение слогов с изменением гласного звукаИнструкция: Послушай слоги и повтори их ба–бо–буба–би–бува–ви–воби–бе–бяпа-пу-пыIII Исследование навыков анализаа) выделение заданного звука в звуковом рядуИнструкция: Хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук[б]: [в, б, м, п, б, в, п, б, м, в, б];б) выделение заданного звука в слоговом рядуИнструкция: Хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук[б]: ба, ма, ва, ба, во, бу,ма;в) выделение заданного звука в словахИнструкция: Хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук [б]: бык, дом, забор, баран, мост, бубен, пушка, вата, кабан.IV Исследование фонематических представленийа) подбор слов на заданный звук в определенной позиции (с опорой на предметные картинкиИнструкция: Выбери картинку, в названии которой заданный звук стоит в начале (середине, конце) слова.в) выбор правильного слова из двух вариантовСлова: балка – палка, дом – бом, бочка – почка, бабочка – папочка, пой – бой, порт – борт, вода – борода.Приложение 2Конспект индивидуально-подгруппового занятияТема: Постановка звука -Б-Цель: вызвать у ребенка звук -Б-Задачи:развивать артикуляционную моторику посредством динамических и статических упражнений;продолжать вырабатывать сильную воздушную струю («задуй свечу», «сильный ветер»);продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук («замок», «пальчики здороваются»);развивать взаимодействие полушарий головного мозга (кинезиологические упражнения: кулак-ребро-ладонь, солнышко и туча);формировать фонематическое восприятие на материале звука -Б-, учить выделять звук в словесном ряду в начальной позиции;развитие психических функций и процессов (слуховое внимания «поймай заданное слово», мышление «подбери пару»).Ход занятия1. Орг. момент с элементами психогимнастики. Объявление темы занятия. Логопед сообщает ребенку тему занятия, объясняет значимость правильного произношения звука в целях подготовки к школе.2. Артикуляционная гимнастика с использованием видеоматериала.3. Дыхательная гимнастика.4. Постановка звука.5. Анализ артикуляции по схеме.6. Развитие фонематического восприятия: в словесном ряду «Поймай слово», «Поймай лишнее слово».7. Развитие психических процессов: слуховое внимание «Поймай заданное слово – бак» (бак, лак, лом, бак, бык, рак, мак, баки т.д.); подбери пару – обобщающие понятия (ботинок – туфли, автобус – поезд, барабан – трубаи т.д.).8. Задание для повторения.9. Итог занятия. Оценка деятельности детей.Приложение 3Конспект подгруппового занятия по дифференциации звуков [Б-М]Тема: Звуки [Б-М].Цель: учить различать (дифференцировать) звуки [Б-М] на слух и в произношении слов (в начале слова).Задачи:развивать артикуляционную моторику;продолжать вырабатывать сильную воздушную струю («задуй свечу», «сильный ветер»);продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук («подъемный кран», «вертолет» - упражнения с карандашом);формировать фонематическое восприятие и представления на материале звук [Б-М], учить различать звуки в словесном ряду в начальной позиции слова;закреплять использование грамматических категорий, навыков словоизменения (изменение по падежам, согласование существительных с числительными);развитие психических функций и процессов (зрительное восприятие «Чего не стало», слуховые представления «Четвертый лишний»).Ход занятия 1. Орг. момент с элементами психотерапии. Объявление темы занятия.2. Артикуляционная гимнастика (комплекс артикуляционных упражнений для звука [Б]. Произношение звуков изолированно, в слогах, словах по предметным картинкам.3. Анализ артикуляции звуков по плану: губы, зубы, язык, воздушная струя.4. Развитие умения различать звуки на слухД/и «Предметы для Бори и Маши. Назови слова со звуком [Б] и со звуком [М].Д/и «Сигнальщик». Послушай слова и подними соответствующий флажок (оранжевый для слов со звуком [Б], голубой для слов со звуком [М]).Д/и «Продолжи ряд». Без проговаривания подобрать картинки в первый ряд со звуком [Б], в другой со звуком [М] в начале слова (мак, бак, муха, баран, бусы, мост, барабан, бубен, мыло, морковь, банка). 5. Деление слов на слоги (односложные и двусложные слова разной конструкции).6. Упражнения для пальцев рукс карандашом («подъемный кран», «вертолет»)7. Закрепление навыка изменения слов по падежам (Р. п. имен существительных) на материале Д/и «Нет кого, чего?».8. Согласование количественных числительных с существительными на материале Д/и «Посчитай»(барабан, мост).9. Развитие психических процессов: зрительного внимания (Д/и «Чего не стало»»), слуховых представлений («Четвертый лишний»).10. Задание для повторения.11. Итог занятия. Оценка деятельности детей.Приложение 4Речевые карты

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Астахова Н.Ю, Андросова Г.А. Организация работы по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Традиции и инновации специального образования: Сборник научно-методических трудов с международным участием. – СПб., 2010. – С. 144–150.
2. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) – М., 1977. – 176 с.
3. Выготский Л.С. Развитие устной речи. Собр. Соч. в 6 т. – М., 1982. Т. 3.
4. Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. – СПб., 2007. – 472 с.
5. Егорова О.В. Звуки П, ПЬ, Б, БЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. – М.: «Издательство «Гном и Д», 2005. – 32 с.
6. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978.
7. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Наука-Питер, 2006. – 103 с.
8. Лалаева Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 224 с.
9. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – М.: АльнС, 2013. – 367 с.
10. Леонтьев А.Н. Основы теории речевой деятельности / Под ред. А.Н. Леонтьева. – М., 1997.
11. Логопедия: Учебник для студентов дефектол.фак.пед.вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
12. Лопатина Л.В. Схема обследования ребёнка с фонетико-фонематическим нарушением (дислалия, стёртая дизартрия, ринолалия) // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб., 2000. – 232 с.
13. Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младем школьном возрасте // Тр. ЛГИПИ им. А.И. Герцена, 1946, Т.3. – С. 44-52.
14. Основы логопедической работы с детьми / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – М., 2005. – 240 с.
15. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению // Под ред. Т.В. Волосовец. – М.; 2002. – 200 с.
16. Парамонова Л.Г. Нарушение звукопроизношения у детей. – СПб., 2005. – 224 с.
17. Российская Е.Н. Произносительная сторона речи: практический курс / Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина. – М.: АРКТИ, 2003. – 104 с.
18. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. – М., 2001 – 155 с.
19. Тумакова Г.А. Работа над звуковой стороной речи в процессе развития речи старших дошкольников в детском саду. – М., 1985. – 192 с.
20. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для педагогов и воспитателей. – М.; 2000. – 80 с.
21. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. – М.: МГОПИ, 1993. – 72 с.
22. Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова. – М., 2004. – 330 с.
23. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958. http://psychlib.ru/mgppu/Err-001/Err-001.htm2

Вопрос-ответ:

Какова проблема развития фонетико-фонематической стороны речи у детей с фонетико-фонематическим нарушением?

Проблема заключается в том, что у детей с этим нарушением возникают трудности с воспроизведением и различением звуков, что влияет на их речевое развитие.

Какие характеристики речи можно выделить у детей с фонетико-фонематическим нарушением?

У детей с фонетико-фонематическим нарушением могут наблюдаться ошибки в произношении звуков, замена звуков другими, искажения звуков, затруднения в согласовании и разделении звуков и другие особенности речи.

Как проводится обследование речи у детей с фонетико-фонематическим нарушением?

Обследование речи у детей с фонетико-фонематическим нарушением проводится с помощью специальных тестов и методик, которые позволяют определить наличие и характер нарушений в произношении звуков.

Какие методики используются при работе с дошкольниками с фонетико-фонематическим нарушением?

При работе с дошкольниками с фонетико-фонематическим нарушением используются различные методики, включающие занятия по коррекции произношения звуков, упражнения на распознавание и различение звуков, игровые и подвижные упражнения для развития речи и другие техники.

Какая программа обучения и воспитания применяется для детей с фонетико-фонематическим нарушением?

Для детей с фонетико-фонематическим нарушением применяется специальная программа обучения и воспитания, которая разработана с учетом особенностей их речевого развития и направлена на коррекцию и развитие их речи.

Какие особенности есть у речи детей с фонетико-фонематическим нарушением?

Речь детей с фонетико-фонематическим нарушением обычно характеризуется ошибками в произношении звонких звуков, таких как б, д, г. Они могут заменять эти звуки на шипящие или глухие звуки, что делает их речь нечеткой и непонятной для окружающих. Кроме того, такие дети могут иметь сложности с различением и артикуляцией других звуковых пар, что также влияет на понимание их речи.

Как проводится обследование речи детей с фонетико-фонематическим нарушением?

Обследование речи детей с фонетико-фонематическим нарушением включает в себя анализ их произношения звонких звуков, особенностей дыхания и артикуляции. Логопед проводит различные тесты и задания, чтобы выяснить, насколько хорошо ребенок умеет выделять и произносить эти звуки. Также важна оценка способности ребенка различать звуки и употреблять их в словах и предложениях.

Что входит в программу обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим нарушением?

Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим нарушением включает в себя специально разработанные упражнения и игры, направленные на развитие правильной артикуляции и усвоение правил произношения звонких звуков. Также важна работа над улучшением слухового восприятия звуков и пониманием речи окружающих. Логопед помогает детям осознать свои ошибки и научиться контролировать свое произношение.

Какие есть методы и приемы логопедической работы с детьми с фонетико-фонематическим нарушением?

Логопедическая работа с детьми с фонетико-фонематическим нарушением включает использование различных методов и приемов. Например, это может быть работа с картинками, где ребенку предлагается найти и назвать слова с нужными звуками. Также используются игры с зеркалом, чтобы ребенок мог наблюдать за своими движениями при артикуляции звуков. Одним из эффективных методов является игровая терапия, которая позволяет ненавязчиво развивать речь ребенка через игру и интересные задания.

Как развивается фонетико-фонематическая сторона речи у детей?

Развитие фонетико-фонематической стороны речи у детей происходит в процессе обучения и воспитания. Основой для этого является формирование и усвоение звуковой структуры языка. Дети осваивают звонкие звуки б и б, а также другие звуки, в процессе повторения, тренировки и постепенного усвоения правильного произношения. Это происходит в период с 2 до 7 лет, когда дети находятся на стадии активного формирования речи.

Какие особенности характерны для речи детей с фонетико-фонематическим нарушением?

Дети с фонетико-фонематическим нарушением имеют определенные особенности в своей речи. Они могут неправильно произносить звонкие звуки б и б, а также другие звуки. У них возникают затруднения в дифференциации и узнавании звуков, что влияет на понимание и выражение речи. Для таких детей важно проводить специальные логопедические занятия, которые помогут им улучшить свою речь и преодолеть проблемы в фонетико-фонематической стороне.