Спасательные средства на современном флоте

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Навигация и лоция
  • 60 60 страниц
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 27.06.2022
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ СНАБЖЕНИЯ СУДОВ СПАСАТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ 5
1.1. Международная Конвенция SOLAS-74 5
1.2. Международный кодекс по спасательным средствам 10
1.3. Правила Российского морского регистра по оборудованию морских судов спасательными средствами 19
1.4. Нормы оснащения кораблей спасательными средствами 23
2. СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ФЛОТЕ 26
2.1. Классификация спасательных средств 26
2.2. Коллективные спасательные средства 27
2.3. Индивидуальные спасательные средства 38
2.4. Вспомогательные спасательные средства 41
3. АНАЛИЗ ОСНАЩЕНИЯ СПАСАТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННОГО ПАССАЖИРСКОГО СУДНА 48
3.1. Характеристика пассажирского судна 48
3.2. Коллективные спасательные средства 50
3.3. Индивидуальные спасательные средства 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 58

Фрагмент для ознакомления

Действие ручного тормоза прекращается лишь тогда, когда оператор удерживает рукоятку управления тормозом в положении, при котором тормоз не действует [7, 10].Конструкция спускового устройства должна быть такой, чтобы исключалось случайное разобщение шлюпки с судном без вмешательства человека. Шлюпки, спускаемые на лопарях, оборудуются разобщающим механизмом. При этом разобщающий механизм предусматривает два способы разобщения. Первый способ предусматривает разобщение без нагрузки, второй - разобщение под нагрузкой [7, 9]. Шлюпки, спускаемые свободным падением, устанавливаются в наклонном положении (рисунок 6). Они могут устанавливаться как по бортам судна, так и на корме. При отдаче стопоров, удерживающих шлюпку, она разгоняется по направляющим наклонной рамы и приводняется на безопасном расстоянии от судна. Спусковое устройство для шлюпки, которая спускается свободным падением, должно обеспечиваться дополнительными средствами для ее спуска на талях. Они должны обеспечивать возможность спуска шлюпки в неблагоприятных условиях дифферента судна до 2° и его крене до 5° на любой борт. Дополнительные средства спуска шлюпки на талях должны предусматриватьотдельное разобщающее устройство под нагрузкой[25].Посадочные устройства представляют собой средство, которое устанавливается в местах посадки в спасательную шлюпку и на спасательный плот для безопасного доступа после спуска их на воду.Посадочные устройства устанавливаются у каждого места спуска спасательной шлюпки, или спасательного плота, или у каждых двух мест спуска, расположенных рядом. В качестве посадочных устройств применяются штормтрапы. В последнее время для эвакуации людей с судов и посадки непосредственно в шлюпку или плот, минуя воду, применяются морские эвакуационные системы. Ее основные элементы: плавающая платформа для приема спускающихся с борта людей, и скат, по которому люди спускаются на платформу. Применяется два типа скатов для спуска: открытый наклонный желоб (рисунок 24) и закрытый вертикальный в виде рукава (рисунок 25) [7, 25].Рисунок 24 - Открытый наклонный желобРисунок 25 - Закрытый вертикальный рукавК плавучей платформеморской эвакуационной системы предъявляется ряд требований. Пи рабочей нагрузке она должна обладать достаточной плавучестью.Иметь остойчивость на волнении.Для обеспечения швартовки, по крайней мере, двух спасательных плотов иметь достаточную площадь. Вмещать всех людей, которые ожидают посадки. Она должна быть самоосушающейся. Конструкция платформы состоит из отсеков.И утечка газа из любого из них не должна снижать эксплуатационные характеристики платформы. Камеры плавучести защищены от повреждений при прикосновении с бортом судна. Плавучая платформа, чтобы обеспечить остойчивость на волнении,оснащается стабилизирующей системой[25].На судах используются два вида систем сигнализации: общесудовой аварийно-предупредительной сигнализации и громкоговорящей связи. Общесудовая аварийно-предупредительная сигнализация предназначена для подачи общесудового сигнала тревоги. Сигнал общесудовой тревоги состоит из семи или более коротких звуковых сигналов и одного продолжительного. Для его подачи используется судовой свисток или сирена.Дополнительно к ним применяется электрический звонок или ревун[7].Общесудовая тревога (согласно Кодексу аварийно-предупредительной сигнализации и индикаторов (Резолюция ИМО A.1021(26)) также может подаваться в виде непрерывного звукового сигнала [29].Сигнал тревоги звучит постоянно до тех пор, пока его не выключат вручную или он временно прерван сообщением по системе громкоговорящей связи.Система громкоговорящей связи включает в себя громкоговорители, с помощью которых сообщения передаются во все помещения, где обычно находятся члены экипажа или пассажиры, и в места сбора. Радиовещание ведется с ходового мостика и с других установленных для этого мест на судне. Должно исключаться ее несанкционированное использование. При задействовании общесудовой системы аварийно-предупредительной сигнализации она должна автоматически отключаться[7].В качестве средств связи на спасательных средствах применяются переносная УКВ-радиостанция и радиолокационный маяк-ответчик (рисунок 26)[23].Рисунок 26 – Радиолокационный маяк-ответчик и переносные УКВ-радиостанцииПравила предусматривают возможность применения спасательных средств или устройств нового типа, которые имеют новые характеристики, которые не полностью охвачены требованиями Правил, но при этом обеспечиваютравный или более высокий уровень безопасности. Среди них можно отметить персональные аварийные радиомаяки ПАРМ-406, ПАРМ-406М и ПРМ-406Н, созданные НИИ космического приборостроения и предназначенные для определения и передачи координат места терпящих бедствие людей и прибытия к месту аварии спасательных судов (рисунок 27)[11].Рисунок 27 – Персональные аварийные радиомаякиВ числе разработок персональное аварийное устройство автоматической идентификационной системы «человек за бортом» АИС-ЧЗБ (рисунок 28)[11].Рисунок 28 - Персональное аварийное устройство автоматической идентификационной системы «человек за бортом» АИС-ЧЗБДанное устройствопозволяет автоматически определять местоположение человека, упавшего за борт судна, и оповещать суда, которые находятся в районе инцидента.Осуществляется передача сообщений в автоматической идентификационной системе, последующий их приемом и отображение информации на судовом транспондере АИС для оперативного принятия мер по поиску и спасанию человека на воде.Международная конвенция СОЛАС-74 не рассматривает спутниковый аварийный радиобуй в качестве спасательного средства [13].Но тем не менее, его можно отнести к спасательным средствам, так как основное его назначение состоит в указании местоположения терпящих бедствие. Если судно плавает за пределами морского района А1, то на нем должен быть установлен спутниковый радиобуй. Он устанавливается на открытом пространстве с учетом, чтобы его можно было легко снять и перенести в спасательное средство, либо он мог автоматически всплыть при погружении судна под воду[7].На отечественных морских судах применяются спутниковые радиобуи системы КОСПАС-САРСАТ и спутниковые радиобуи системы ИНМАРСАТ-Е.После включения радиобуй передает в эфир сигнал бедствия с заранее записанной информацией о своей принадлежности (судно, судовладелец, порт приписки и т.п.).Сигнал принимается спутникамии передается в спасательно-координационный центр, который определяют координаты источника и организует спасательную операцию [11].3. АНАЛИЗ ОСНАЩЕНИЯ СПАСАТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННОГО ПАССАЖИРСКОГО СУДНА3.1. Характеристика пассажирского суднаАнализ оснащения спасательными средствами современного пассажирского судна на соответствие требований Правил Российского морского регистра, Международного кодекса по спасательным средствам и Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года выполним для проекта пассажирского судна (проект 1001), разработанного Ростовским центральным проектно-конструкторским бюро «Стапель». Пассажирское суднопредназначено для перевозки пассажиров в бассейнах Карского,Баренцева и Белогоморей, и по туристическим рейсам до Соловецких островов в круглогодичный сезонный период. Может перевозить 90 пассажиров.Экипаж судна составляет 25 человек, обслуживающий персонал - 18.Планы судна (проект 1001) приведены на рисунке 29 [19].По проекту судно двухпалубное идвухвинтовое. Машинное отделение размещено в кормовой части, грузовой трюм - в носовой. Сезонность плавания судна –круглый год.Район плавания судна - морские районы А1, А2 и А3.Техническая характеристика судна проекта 1001приведена в таблице 4.Таблица 4 - Техническая характеристика судна проекта 1001ПараметрВеличинаНаибольшая длина, м70Расчетная длина, м64,4Расчетная ширина, м14Высота борта, м6Осадка по ЛГВЛ, м3,15Водоизмещение, т2000Класс РМРСКМ, ,ice 2aut 1Рисунок 29 – Планы пассажирского судна (проект 1001)В трюме судна размещены [19]:- кладовые для грязного и чистового белья;- кладовые продуктов;- помещения для хранения спецодежды экипажа и обслуживающего персонала;- прачечная, сушильное помещение для спецодежды и гладильная;-вентиляторная;- служебные помещения;- столовая экипажа и обслуживающего персонала.Каюты экипажаи обслуживающего персонала находятся на нижней палубе, это 6 одноместных и 16 двухместных кают. Там же находятся служебныепомещения, комната отдыха для экипажа и обслуживающего персонала, рассчитанная на 13 чел. На нижней палубе располагается багажное отделение [19].На главной палубе, в надстройке, находятся жилые помещения для пассажиров, среди них2 помещения на 10 сидячихмест каждое, 24 двухместных и 10 одноместных кают. На верхней палубе, в надстройке, располагается рулевая рубка, каюты капитана и старшего механика, старшего помощника и пассажирского помощника, санитарная каюта, канцелярия, помещениягирокомпаса и радио навигации. Также там находится 4 двухместные каюты и 2 двухместные каюты – люкс [19]. На верхней палубе в кормовой части находится бар, рассчитанный на 40 чел., в средней части - ресторан на 53 чел. 3.2. Коллективные спасательные средстваНа судне предусмотрены 2частично закрытые спасательные шлюпки вместимостью 50 чел. каждая.Размещаются наверхней палубе по одной на борту.Для спуска шлюпок с борта судна на используются шлюпбалки. Каждая шлюпка обслуживается двумя шлюпбалками, на талях которых шлюпка постоянно подвешена за откидные подъемные гаки.В каждой шлюпке находится требуемый комплект снабжения [19].На судне предусмотрено 6надувных спасательных плотов сбрасываемого типаПСН-25 МК (рисунок 30) [17].С каждого борта находится 3 спасательных плота. Рассчитаны на 25 человек. В случае длительного автономного плавания их надежность обеспечивается изолированными отсеками камеры плавучести [19]. Рисунок 30 - Надувной спасательный плот сбрасываемого типа ПСН-25 МКОснащены наружными и внутренними трапами, надувной площадкой и днищем, двойным тентом, устройствами для герметичного закрытия входов и сбора дождевой воды и окном для обзора. Имеется эффективный радиолокационный отражатель, комплект сигнальных средств.Быстрое обнаружение плотов в море обеспечивается ярко-оранжевым цветом тента и элементами из световозвращающей ткани. Плоты поставляются в стеклопластиковых контейнерах с комплектацией предметов снабжения и снаряжения [17]. Предусмотрены плоты модели SOLAS A PACK, что означаетприменение для судов неограниченного района плавания. Они отвечают требованиям Международной кодекса по спасательным средствам. Одобрены Российским морским регистром судоходства. При полной расчетной нагрузке плоты сохраняют высокие эксплуатационные качества при любом волнении моря [19].В качестве дежурной шлюпки предполагается использование спасательнойшлюпки правого борта.Общее количество людей на судне составляет 133 человека. В соответствии с Российским морским регистром судоходства на пассажирском судне должно быть такое количество спасательных шлюпок, чтобы в них вмещалось 50% от общего количества людей на судне, что составляет 66 чел. В две предусмотренные проектом шлюпки помещается 100 человек. Вместимость плотов должна составлять не менее 25% от общего количества людей на судне, что составляет 33 чел. На судне проектом предусмотрено 6 плотов по 25 человек.Таким образом, предусмотренные в проекте пассажирского судна спасательные шлюпки и спасательные плоты обеспечат эвакуацию пассажиров, членов экипажа и обслуживающего персонала. Коллективные спасательные средства полностью соответствуют требованиям Российского морского регистра, Международного кодекса по спасательным средствам и Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года. Но необходимо отметить, что в проекте не предусмотрена установка морской эвакуационной системы.Для подачи сигналов тревоги на судне предусмотрена электрическая авральная сигнализация [19].Внутренняя связь включает в себя машинный электрический телеграф. Предусмотрена парная телефонная связь между рулевой рубкой ипостами управления главными механизмами, а также двусторонняя громкоговорящая установка, которая совмещена с командно-трансляционным устройством SNP-100/200.В соответствии с Правилами по оборудованию морских судов РМРС на судне проектом предусмотрено следующее оборудование [19]:- УКВ-радиоустановка, имеющая кодирующее устройство ЦИВ, приемник для ведения наблюдения за ЦИВ и радиотелефонную станцию STR-600A (2 комплекта);- ПВ/КВ-радиоустановка, имеющая кодирующее устройство ЦИВ, приемник для ведения наблюдения за ЦИВ, радиоприемник телефонии и УБПЧ, радиопередатчик телефонии, ЦИВ и УБПЧ, буквопечатающую аппаратуру повышения верностии оконечное устройство буквопечатания SRG-2150DN (1 комплект);- судовая земная станция ИНМАРСАТ JUE-85, включающая приемник РГВ, систему охранного оповещения и оборудование системы опознавания судов и слежения заними на дальнем расстоянии (1 комплект);- приемник службы НАВТЕКС SNX-300 (1 комплект);- спутниковый автоматический аварийный радиобуй КОСПАС-САРСАТ типа SEP-500 (2 шт.);- УКВ-аппаратура двусторонней радиотелефонной связи с воздушными судамитипа IC-A110 (1 комплект);- радиолокационный ответчик судовой типа SAR-9(2 шт.);- командное трансляционное устройство типа SNP-100/200 (1 комплект);- УКВ-аппаратура двусторонней радиотелефонной связи типа STV-160 (3 комплекта).Спутниковый аварийный спасательный буй КОСПАС/SARSATSEP-500 представляет собой спутниковый свободно всплывающий аварийный радиобуй со встроенным приемником GPS, который обеспечивает передачу сигналов бедствия для поисково-спасательных служб на частоте 406 МГц (рисунок 31) [1].Рисунок 31 - Спутниковый аварийный спасательный буй КОСПАС/SARSAT SEP-500В отличие от ранних версий оборудования за счет получения координат применение GPS приемника в конструкции радиобуя повышает точность определения местоположения буя. Радиобуй может быть установлен на борту судна любого размера и водоизмещения. В нем предусмотрен ручной выключатель для самотестирования и защита от неправильного использования при помощи системы выключателей.Корпус радиобуя изготовлен из ярко оранжевого пластика высокой прочности. Водонепроницаемость до 1 бара.В аварийной ситуации на глубине от 4 до 12 футов за счет давления воды, которое оказывает действие на гидравлическое устройство крепления, радиобуй автоматически освобождается и свободно всплывает на поверхность. Он полностью требованиям Российского Морского Регистра Судоходства [1].Так как на судне одновременно может находиться 133 человека, то средства связи полностью соответствуют требованиям Российского морского регистра.3.3. Индивидуальные спасательные средстваПроектом судна предусмотрено наличие надувных спасательных жилетовдля взрослых в количестве 140 шт., а также 15 шт. детских спасательных жилетов [19]. Жилеты имеют оснащение в соответствии с РМРС.Также предусмотрена установка спасательных кругов в количестве 12 шт., из них 6 обычных кругов, 6 с самозажигающимся буйком, из которых 2 круга оснащены автоматически действующей дымовой шашкой, и 2 со спасательным линем (по одному с каждого борта) [19].Количество спасательных жилетов и спасательных кругов, а также их оснащение соответствует требованиям Правил РМРС. Необходимо отметить, что район плавания судна – это морские районы А1, А2 и А3. Согласно требованиям РМРС в качестве индивидуальных спасательных средств должны быть предусматриваться гидротермокостюмы и теплозащитные средства. Этого в проекте не предусмотрено.ЗАКЛЮЧЕНИЕАварийная ситуация может возникнуть на судне в любой момент времени нахождения его в море или в порту. Безопасность мореплавания определяется не только степенью надежности судна в целом, но и рядом других факторов, среди которых и оснащение его спасательными средствами. Без спасательных средств было бы проблематично обеспечить спасание людей, оказавшихся в воде.Сегодня стоит вопрос оснащении судна современными эффективными спасательными средствами и устройствами. При этом состав и их количество должно соответствовать функциональному назначению и требованиям Российского морского регистра, Международного кодекса по спасательным средствам и Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года.Правила, определенные в Конвенции, применимы к судам, которые совершают международные рейсы. Они не применимы к военным кораблям и рыболовным судам. Также они не применяются к грузовым судам, если их валовая вместимость равна не более 500 рег. т.Правила Российского морского регистра, Международного кодекса по спасательным средствам и Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года определяют виды спасательных средств и устройств, их оценку, испытание и одобрение, требования к средствам связи спасательных средств, требования к размещению спасательных средств, к конструкциям и материалам для их изготовления, а также нормы оснащения кораблей спасательными средствами.Рассмотрение конструкций индивидуальных и коллективных спасательных средств позволяет говорить о том, что сегодня одним из направлений в развитии спасательных средств должно быть создание эффективных как индивидуальных, так и коллективных средств, которые размещаются на морских судах. Создавать и развивать эффективные спасательные средства, оснащать ими современный морской флот также требует и Морская доктрина Российской Федерации.В качестве коллективных спасательных средств на судах сегодня нашли применение спасательные плоты, спасательные и дежурные шлюпки, а в качестве индивидуальных спасательных средств - спасательные круги, жилеты, гидротермокостюмы и теплозащитные средства. Несмотря на оснащение всех судов аварийными радиобуями и другим радиооборудованием для подачи сигнала о бедствии, наблюдаются случаи их несрабатывания. Очевидно, что чем меньше время поиска людей, терпящих бедствие на море, тем выше вероятность их спасания. Для увеличения вероятности обнаружения людей спасательные средства оснащены устройствами указания их местоположения для целей поиска и спасания.Состав устройств указания местоположения спасательных средств определен Правилами Российского морского регистра судоходства, которые гармонизированы с требованиями Международного кодекса по спасательным средствам и Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года.Условия пребывания человека на коллективном спасательном средстве предпочтительнее, чем условия его пребывания непосредственно в воде в индивидуальном спасательном средстве. Оснащенность коллективного спасательного средства устройствами указания их местоположения позволяет их обнаруживать гораздо быстрее, чем индивидуальные спасательные средства. При неблагоприятных гидрометеорологических условиях обстоятельства складываются таким образом, что экипаж аварийного судна не всегда успевает воспользоваться коллективным спасательным средством. При силе ветра выше 4 баллов становятся фактически невозможными спуск на воду спасательных шлюпок за исключением спасательных шлюпок свободного падения.Существующие зарубежные и отечественные модели гидротермокостюмов гарантируют выживание человека в них, изготовленном из материала, обладающего теплоизоляционными свойствами так, чтобы внутренняя температура тела человека не падала более чем на 2 °С после пребывания его в течение 6 часов в циркулирующей воде с температурой от 0 до 2 °С при отсутствии волнения. Но при этом ни в одних Правилах не установлены требования к температуре окружающего воздуха. При наличии волнения и отрицательной температуре воздуха время выживания человека сокращается в 2-3 раза. Время же возможного пребывания человека в холодной воде только в спасательном жилете исчисляется минутами.В штормовых условиях дистанция обнаружения поискового огня индивидуального спасательного средства составляет не более 1 мили. В экстремальных ситуациях обнаружить в ночное время в море человек чрезвычайно сложно. При шторме поисковый огонь спасательных жилетов и спасательных кругов с силой света 0,75 канделы практически неразличим. Визуально обнаружить плавающего человека на расстоянии нескольких сотен метров, даже в условиях слабого волнения, достаточно трудно. Таким образом, имеет место несовершенство существующих индивидуальных спасательных средств в части их оснащения более эффективными устройствами указания местоположения для сокращения времени обнаружения терпящих бедствие людей.Анализ проекта пассажирского судна, (проект 1001), разработанного Ростовским центральным проектно-конструкторским бюро «Стапель», показал, что при разработке проекта заложены современные эффективные спасательные средства, которые полностью соответствуют требованиям Российского морского регистра, Международного кодекса по спасательным средствам и Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года.СПИСОК ИСТОЧНИКОВАварийный спасательный буй системы КОСПАС/SARSAT[Электронный ресурс]. – URL :http://www.radiocomplex.ru/catalog/89/152.htmlАксенов А.А. Безопасность мореплавания : учебное пособие. - М. : МГАВТ, 2012. - 229 с.Безопасность жизнедеятельности человека на морских судах : справочник / Ю.Г. Глотов, В.А. Семченко, Т.Н. Сологуб и др. - М. : Транспорт, 2000. - 320 с. Бендус И. И. Теория и устройство судна, часть 2 : учебное пособие / И.И Бендус. – Керчь : КГМТУ, 2011. – 152 с.Бойко В.В. Теория и устройство судна : учебное пособие специальностей 26.05.05 «Судовождение», 26.05.06 «Эксплуатация судовых энергетических установок» и 26.05.07 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики» всех форм обучения. - Владивосток :ФГОУ ВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ», 2018. – 211 с.Вознесенский В.В., Шерстнев Н.В. Спасательные средства : учебное пособие. – Севастополь, СевНТУ, 2007. – 106 с.Ганнесен В.В. Судовые спасательные средства : Электронное учебное пособие. - Владивосток : ФГОУ ВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ», 2016[Электронный ресурс]. – URL : http://sv.morfish.ru/wp-content/uploads/gannesen/spas_sr-va/index.htmГончаров И.И. Безопасность судоходства : учебное пособие для студентов и курсантов специальности «Судовождение». – Владивосток :ФГОУ ВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ», 2019. – 121 с.Емельянов Н.Ф. Устройство, конструкция и элементы теории судна : учебное пособие. - Владивосток :ФГОУ ВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ», 2002. – 144 с.Жинкин В.Б. Теория и устройство судна: учебник / В.Б. Жинкин. – 2-е изд., исправл. и доп. – СПб. : Судостроение, 2011. – 336 с.Илюхин В.Н. Актуальные аспекты поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море // Морские вести России, №8, 2021 [Электронный ресурс]. – URL : http://www.morvesti.ru/themes/1693/91243/Коровин А.Г. Классификация и техническая эксплуатация современных спасательных средств и устройств : методическое пособие для курсантов и студентов специальности 180402 «Судовождение» очной и заочной форм обучения.-Петропавловск-Камчатский : КамчатГТУ, 2007. - 86 с.Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года СОЛАС 74Международный кодекс по спасательным средствам (Кодекс КСС)Морская доктрина Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В. Путиным от 26 июля 2015 года)Наставление по борьбе за живучесть судов МТФ (НБЖС)Плот спасательный надувной морской ПСН-25МК[Электронный ресурс]. – URL :https://ciclon.ru/sudovoe-oborudovanie/avarijno-spasatelnye-sredstva/ploty/plot-spasatelnyj-morskoj-v-ksp-psn-25mk-c-pack/Правила по оборудованию морских судов Российского морского регистра судоходства. Часть II Спасательные средства. НД № 2-020101-088. - Санкт-Петербург, 2016. Пассажирское судно пр.1001 [Электронный ресурс]. – URL : https://www.stapel.ru/projects/passazhirskie-suda/passazhirskoe-sudno-pr-1001/Резолюция ИМО А.760 (18) Графические символы, относящиеся к спасательному оборудованию и снабжению: Сборник №1 резолюций ИМО. -Спб.: ЗАО ЦНИИМФ, 1998. - 113 с.СОЛАС-74 - Международная конвенция по охране человеческой жизни на море [Электронный ресурс]. – URL : https://mirmarine.net/morskoe-pravo/solas-74/992-solas-74-mezhdunarodnaya-konventsiya-po-okhrane-chelovecheskoj-zhizni-na-moreСостав аварийно-спасательного имущества для морских судов[Электронный ресурс]. – URL : https://cirspb.ru/blog/info-lsa/lsa-rmrs/Спасательное устройство судна[Электронный ресурс]. – URL :https://mirmarine.net/sudovoditel/ustrojstvo-sudna/1124-spasatelnoe-ustrojstvo-sudnaСредства спасения современных океанических кораблей: кратко о главном [Электронный ресурс]. – URL : https://integral-russia.ru/2019/11/20/sredstva-spaseniya-sovremennyh-okeanicheskih-korablej-kratko-o-glavnom/Судовые спасательные средства и их использование [Электронный ресурс]. – URL : https://mirmarine.net/bezopasnost-moreplavaniya/1007-sudovye-spasatelnye-sredstva-i-ikh-ispolzovanieТюрин С.А., Самарин В.И. Судовые спасательные средства : учебное пособие для вузов. - СПб. :ГМА им. Макарова, 2004. – 84 с.Шарлай Г.Н. Матрос морского судна : учебное пособие. – М. :Моркнига, 2015. - 431 с.Этин В.Л., Ватрушкина Л.П., Самосюк А.И. Совершенствование требований Правил РРР к снабжению судов спасательными средствами // Научные проблемы водного транспорта, № 3, 2008. – С. 145-147.Resolution A.1021(26) Adoptedon 2 December 2009(Agendaitem 10)CODE ON ALERTS AND INDICATORS, 2009

1. Аварийный спасательный буй системы КОСПАС/SARSAT [Элек-тронный ресурс]. – URL : http://www.radiocomplex.ru/catalog/89/152.html
2. Аксенов А.А. Безопасность мореплавания : учебное пособие. - М. : МГАВТ, 2012. - 229 с.
3. Безопасность жизнедеятельности человека на морских судах : справочник / Ю.Г. Глотов, В.А. Семченко, Т.Н. Сологуб и др. - М. : Транс-порт, 2000. - 320 с.
4. Бендус И. И. Теория и устройство судна, часть 2 : учебное посо-бие / И.И Бендус. – Керчь : КГМТУ, 2011. – 152 с.
5. Бойко В.В. Теория и устройство судна : учебное пособие специ-альностей 26.05.05 «Судовождение», 26.05.06 «Эксплуатация судовых энер-гетических установок» и 26.05.07 «Эксплуатация судового электрооборудо-вания и средств автоматики» всех форм обучения. - Владивосток : ФГОУ ВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ», 2018. – 211 с.
6. Вознесенский В.В., Шерстнев Н.В. Спасательные средства : учеб-ное пособие. – Севастополь, СевНТУ, 2007. – 106 с.
7. Ганнесен В.В. Судовые спасательные средства : Электронное учебное пособие. - Владивосток : ФГОУ ВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ», 2016 [Электронный ресурс]. – URL : http://sv.morfish.ru/wp-content/uploads/gannesen/spas_sr-va/index.htm
8. Гончаров И.И. Безопасность судоходства : учебное пособие для студентов и курсантов специальности «Судовождение». – Владивосток : ФГОУ ВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ», 2019. – 121 с.
9. Емельянов Н.Ф. Устройство, конструкция и элементы теории суд-на : учебное пособие. - Владивосток : ФГОУ ВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ», 2002. – 144 с.
10. Жинкин В.Б. Теория и устройство судна: учебник / В.Б. Жинкин. – 2-е изд., исправл. и доп. – СПб. : Судостроение, 2011. – 336 с.
11. Илюхин В.Н. Актуальные аспекты поиска и спасания людей, тер-пящих бедствие на море // Морские вести России, №8, 2021 [Электронный ресурс]. – URL : http://www.morvesti.ru/themes/1693/91243/
12. Коровин А.Г. Классификация и техническая эксплуатация совре-менных спасательных средств и устройств : методическое пособие для кур-сантов и студентов специальности 180402 «Судовождение» очной и заочной форм обучения.- Петропавловск-Камчатский : КамчатГТУ, 2007. - 86 с.
13. Международная конвенция по охране человеческой жизни на мо-ре 1974 года СОЛАС 74
14. Международный кодекс по спасательным средствам (Кодекс КСС)
15. Морская доктрина Российской Федерации (утверждена Президен-том Российской Федерации В. Путиным от 26 июля 2015 года)
16. Наставление по борьбе за живучесть судов МТФ (НБЖС)
17. Плот спасательный надувной морской ПСН-25МК [Электронный ресурс]. – URL : https://ciclon.ru/sudovoe-oborudovanie/avarijno-spasatelnye-sredstva/ploty/plot-spasatelnyj-morskoj-v-ksp-psn-25mk-c-pack/
18. Правила по оборудованию морских судов Российского морского регистра судоходства. Часть II Спасательные средства. НД № 2-020101-088. - Санкт-Петербург, 2016.
19. Пассажирское судно пр.1001 [Электронный ресурс]. – URL : https://www.stapel.ru/projects/passazhirskie-suda/passazhirskoe-sudno-pr-1001/
20. Резолюция ИМО А.760 (18) Графические символы, относящиеся к спасательному оборудованию и снабжению: Сборник №1 резолюций ИМО. -Спб.: ЗАО ЦНИИМФ, 1998. - 113 с.
21. СОЛАС-74 - Международная конвенция по охране человеческой жизни на море [Электронный ресурс]. – URL : https://mirmarine.net/morskoe-pravo/solas-74/992-solas-74-mezhdunarodnaya-konventsiya-po-okhrane-chelovecheskoj-zhizni-na-more
22. Состав аварийно-спасательного имущества для морских судов [Электронный ресурс]. – URL : https://cirspb.ru/blog/info-lsa/lsa-rmrs/
23. Спасательное устройство судна [Электронный ресурс]. – URL : https://mirmarine.net/sudovoditel/ustrojstvo-sudna/1124-spasatelnoe-ustrojstvo-sudna
24. Средства спасения современных океанических кораблей: кратко о главном [Электронный ресурс]. – URL : https://integral-russia.ru/2019/11/20/sredstva-spaseniya-sovremennyh-okeanicheskih-korablej-kratko-o-glavnom/
25. Судовые спасательные средства и их использование [Электрон-ный ресурс]. – URL : https://mirmarine.net/bezopasnost-moreplavaniya/1007-sudovye-spasatelnye-sredstva-i-ikh-ispolzovanie
26. Тюрин С.А., Самарин В.И. Судовые спасательные средства : учебное пособие для вузов. - СПб. : ГМА им. Макарова, 2004. – 84 с.
27. Шарлай Г.Н. Матрос морского судна : учебное пособие. – М. : Моркнига, 2015. - 431 с.
28. Этин В.Л., Ватрушкина Л.П., Самосюк А.И. Совершенствование требований Правил РРР к снабжению судов спасательными средствами // Научные проблемы водного транспорта, № 3, 2008. – С. 145-147.
29. Resolution A.1021(26) Adopted on 2 December 2009 (Agenda item 10) CODE ON ALERTS AND INDICATORS, 2009

Вопрос-ответ:

Какие законодательные акты регулируют снабжение судов спасательными средствами?

Снабжение судов спасательными средствами регулируется Международной Конвенцией SOLAS, Международным кодексом по спасательным средствам и Правилами Российского морского регистра.

Каково предназначение Международной Конвенции SOLAS в отношении спасательных средств?

Международная Конвенция SOLAS устанавливает минимальные требования к спасательным средствам, которые должны быть на борту судна, чтобы обеспечить безопасность жизни на море.

Какие требования предъявляются к спасательным средствам согласно Международному кодексу?

Международный кодекс по спасательным средствам устанавливает требования к конструкции, испытаниям, маркировке, упаковке и обслуживанию спасательных средств.

Какие спасательные средства должны быть на борту судна согласно Правилам Российского морского регистра?

Правила Российского морского регистра определяют обязательное оснащение судна спасательными средствами, включая спасательные плоты, спасательные шлюпки, спасательные жилеты, огнетушители и другие.

Какова классификация спасательных средств на современном флоте?

Спасательные средства на современном флоте можно классифицировать на коллективные и индивидуальные, а также на спасательные шлюпки, спасательные плоты, спасательные жилеты и другие.

Какие нормативные документы регулируют оборудование судов спасательными средствами?

Оборудование судов спасательными средствами регулируется международными и национальными нормативными документами. К международным документам относятся Международная Конвенция SOLAS (СОЛАС), Международный кодекс по спасательным средствам (LSA-Code). К национальным документам относятся Правила Российского морского регистра по оборудованию морских судов спасательными средствами и другие.

Что такое Международная Конвенция SOLAS?

Международная Конвенция SOLAS (Safety of Life at Sea) - это международный документ, принятый Международной морской организацией (ММО), регулирующий безопасность жизни на море. Он определяет требования к оборудованию судов, включая спасательные средства, и предусматривает меры по обеспечению безопасности на море.

Какие спасательные средства используются на современном флоте?

На современном флоте используются различные спасательные средства, включая спасательные шлюпки, спасательные плоты, спасательные жилеты, спасательные круги и другие. Они предназначены для эвакуации людей с судна в случае аварийных ситуаций на море и обеспечения их безопасности до прибытия помощи.

Как классифицируются спасательные средства на современном флоте?

Спасательные средства на современном флоте классифицируются по различным критериям, включая тип, назначение и грузоподъемность. Они подразделяются на спасательные шлюпки, спасательные плоты, спасательные жилеты, спасательные круги и другие, каждый из которых предназначен для выполнения определенных функций при эвакуации людей с судна.