Москва в произведении М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Краеведение
  • 27 27 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 10.06.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Жизненная и творческая судьба М.А.Булгакова. Место в ней романа «Мастер и Маргарита»………………………………………………………….5
Глава 2. Москва в романе «Мастер и Маргарита»……………………………11
2.1. Московские адреса М.А.Булгакова……………………………………….12
2.1. Ключевые объекты (смысловые точки) романа………………………….13
2.2. Учреждения Москвы, отражённые в романе……………………………..15
2.3. Реалии московской жизни 1920-1930-х гг. в романе……………………19
2.4. Москва и москвичи 1920-1930-х гг.: вердикт Воланда и его свиты……20
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы………………………………………….27


Фрагмент для ознакомления

». По словам Бориса Соколова, фокстрот «Аллилуйя!» в данном контексте «символизирует издевательскую пародию на христианское богослужение в уподоблённом аду ресторане Дома Грибоедова.По мнению Б.Мягкова, на создание главы о сеансе чёрной магии могли повлиять впечатления от представлений, которые давали в мюзик-холле иностранные артисты. В арсенале грека КостаноКасфикиса был трюк под названием «фабрика денег»: артист вкладывал в аппарат белые листы бумаги и после коротких манипуляций демонстрировал зрителям «настоящие» купюры. Американец датского происхождения Данте (Гарри Янсен), гастролировавший в Москве в 1928 году, выступал в гриме Мефистофеля; на зрителей он смотрел «со снисходительной улыбкой дьявола-философа.Всё это способствовало, по убеждению Булгакова, развитию обывательских инстинктов толпы, но прямо противоречило высоким моральным критериям, которые он исповедовал.Уже в первых главах романа, в сцене на Патриарших прудах, отражена такая черта истории страны 1930-х годов, как активная антирелигиозная пропаганда (в лице «руководящих указаний» высокопоставленного чиновника по надзору за культурой Михаила Александровича Берлиоза, которые он даёт «поэту из народа» Иванушке Бездомному). Вторая пятилетка (1933-1938 гг.) стала временем укрепления «сталинского социализма», когда особенно отчётливо проявились его черты: от строительства промышленных гигантов, включая московский метрополитен), до объявленной как раз в это время «безбожной пятилетки» и активного наступления на церковь. Ещё в декабре 1931 г. был взорван главный православный храм, памятник победы в Отечественной войне 1812 года – храм Христа Спасителя и в «безбожную пятилетку» началось строительство памятника новой эпохи - Дворца Советов. Но убеждённость Берлиоза в атеизме как собственном, так и «всего советского народа» не спасла его от несчастного случая и нелепой гибели, в которой определённо просматривается символический оттенок – возмездие за воинствующее богохульство. В романе также отразился целый ряд других московских реалий 1920-1930-х годов, перечислять которые можно бесконечно.2.4. Москва и москвичи 1920-1930-х гг.: вердикт Воланда и его свитыНеобходимо затронуть и такой вопрос, как роль Воланда и его свиты в романе, а именно – применительно к поднимаемой нами теме.Тема «чертовщины» – камень преткновения для многих обращающихся к роману. Булгаков снова, как и при жизни, подвергается обвинениям в пристрастии к «бесовщине», культу «чёрного начала», при том, что он был сыном православного священника.С другой же стороны, именно искушение «запретной» темой привлекает к роману многих представителей разного рода субкультур. Для них Воланд, его свита и их деяния, наоборот, едва ли не пример для подражания.На самом деле роль Воланда и его свиты достаточно сложна. Первоначально, в самом деле, Воланд имел для Булгакова заметное мефистофельское, искусительное начало. Но в ходе работы над романом произошли определённые перемены в ви’дении Булгаковым роли этих персонажей. Возможно, в этом сыграли свою роль и личные обстоятельства, в частности, встреча с Еленой Сергеевной. В образе Маргариты Булгаков придал ей определённуюдемоничность, но функции всех этих персонажей решительным образом изменены.Очень выразителен в этом отношении эпиграф, взятый, в самом деле, из «Фауста»:«…так кто ж ты, наконец?– Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».В результате получается так, что Воланд со своей свитой, прибывая в Москву, оказывается своего рода моральным мерилом происходящего, и в том числе поступков самих москвичей.Широко известны его «размышления вслух», например: «Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…». Здесь от лица Воланда говорит сам Булгаков, убеждённый, что москвичей испортил именно новый, послереволюционный коммунальный быт. В необходимых, по мнению Булгакова, случаях, свита Воланда «расправляется» с теми или иными явлениями, которые сам Булгаков категорически не приемлет. Например, как мы уже говорили, они наносят вред персонажам или явлениям, реальные прототипы которых нанесли вред самому Булгакову, например, страдает квартира критика Латунского, гонителя Мастера, в «элитном», как бы сейчас сказали, доме. Горит писательский ресторан, где писатели занимались прожиганием жизни и «самопиаром» (используя современное выражение). Точно так же горит «нехорошая квартира» на Садовом кольце, жильцы которой доставляли столько неприятностей самому Булгакову. А дом, столь же нелепый, который стал его последним московским адресом, был снесён уже безо всякой чертовщины.«Сеанс разоблачения чёрной магии» заканчивается постыдным конфузом для его активных участников. Воланд и его свита раскрывают самые глубокие пороки современного им общества, искушая людей то деньгами («червонцами»), то французскими нарядами, которые в итоге оказываются фикцией.  Наказывается оторванной головой и конферансье Бенгальский, который, по словам Воланда, суется все время, куда его не спрашивают, ложными замечаниями портит сеанс!»). Тем самым Воланд и его свита фактически устраивают суд совести над теми москвичами, которые эту самую совесть потеряли в погоне за жизненными благами.Глава «Чёрная магия и её разоблачение», на наш взгляд, является кульминационной во всём романе с точки зрения суда над москвичами и их пороками. С обравшиеся на «разоблачение» чёрной магии москвичи сами охотно верят в её существование, при этом искушаемые Воландом, проявляют алчность и низость собственных устремлений. Как говорится в одном из современных исследований, «Первая проверка, которой подверглись несчастные зрители, представляла собой «денежный дождь» – испытание деньгами, закончившееся отрыванием головы конферансье. Важно, что предложение поступило из публики. Это свидетельствует о том, что тяга к «денежным бумажкам» у горожан заложена на уровне инстинкта. Когда олицетворяющий разум Бенгальский становится преградой на пути к богатству, его стремятся убрать. Но по сути своей конферансье такой же стяжатель, что подтверждается репликой: «Квартиру возьмите, картины возьмите, только голову отдайте!»… Что же движет этими людьми? Судя по реакции зала на появление преображенной женщины – зависть, то самое «чувство дрянной категории», которое вместе с жаждой наживы, карьеризмом может толкнуть человека на все. Это иллюстрирует «разоблачение» Аркадия Аполлоновича, еще одного «рупора разума». Семплеярова уличают в «оказании протекции» молодым актрисам. В жертву карьере приносится честь, а высокое положение дает право бесчестить других».И далее: «Силы зла разоблачают такие пороки, как недоверие ко всему и подозрительность, воспитанные издержками системы, жадность, надменность, корысть и хамство. В свете всего этого становится ясным смысл названия главы – «Черная магия и ее разоблачение». Развенчивается не магия перед людьми, а, наоборот, пороки человека выявляются при помощи колдовства».Многочисленные пожары, устраиваемые свитой Воланда, носят, при таком очистительный характер, стирая с лица земли разного рода моральную заразу (ресторан «Грибоедова», торгсин на Смоленской, «нехорошая квартира» на Садовой и т.п.).Фактически становится ведьмой и спутницей Воланда и Маргарита, которая мстит обидчикам её любимого человека – Мастера. Она также заступается на балу у сатаны за Фриду, в самом деле совершившую непростительный поступок, но из-за этого испытывающую страшные муки. Там же, на балу у сатаны, вершится моральный суд надразного рода персонажами мировой истории и их деяниями.При погроме же «дома Драмлита», увидев в одной из квартир испуганного ребёнка, Маргарита утешает его, проявляя свои моральные качества, ибо ребёнок ни в чём не виноват.При этом Мастер и Маргарита – персонажи, которые стали счастливым (если это можно так сказать применительно к Мастеру) исключением, выводятся из-под приговора Воланда и его свиты.Финальная же сцена повествует о том, как увеличившаяся свита Воланда покидает «проштрафившуюся»Москву, на прощание покуражившись над ней стихийным свистом, из-за которого изменился даже окружающий пейзаж, и вынеся ей окончательный «приговор».По словам Г.Лесскиса, во время последнего разговора с Маргаритой Воланд упоминает о том, что «всё будет правильно, на этом построен мир». Этой фразой, по мнению булгаковедов, автор «завершает проблему нравственного оправдания миропорядка», в котором всё сбалансировано: добро существует рядом со злом, а наказание — с состраданием.Ценно и то, что роман с каждой новой редакцией приобретал двойственный характер: через параллельность ершалаимских и московских глав. Происходящее в Москве, откровенная ироническая «бесовщина» ставилась в один смысловой ряд с трагедией, произошедшей на Ближнем востоке на два тысячелетия ранее (возможно, так видоизменилось известное выражение о том, что история повторяется дважды: один раз в виде трагедии, другой в виде фарса), а удел Мастера связывается с уделом Христа.Иными словами, как мы уже говорили, персонажи романа именем высших сил получают по их заслугам: пострадавшие берутся под защиту, недостойные наказываются.И после исчезновения героев романа из Москвы всё произошедшее забывается и Москва возвращается к своей обычной жизни.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, в романе «Мастер и Маргарита» Булгаков показал широкую панораму московской жизни 1920-1930-х годов, взяв за основу в первую очередь обывательскую среду (как простых москвичей, так и высокопоставленных, новых «хозяев жизни», не избавившихся, однако, от обывательских пороков). От подобных людей настрадался сам Булгаков. И поэтому он от имени откровенно мифологических персонажей – Воланда и его свиты, представляющих собой по сути суд высших начал мироздания, суд совести – сам вершит суд над обывательской Москвой своего времени, противопоставляя их убогим устремлениям настоящие, возвышенные чувства Мастера и его музы – Маргариты, в образах которых оказалось так много от самого Булгакова и его последней жены, музы и верного друга Елены Сергеевны, которая осталась верной обещанию, данному умирающему Булгакову, донести роман до читателей. Ей удалось это ещё при жизни, пусть и в усечённом, журнальном варианте.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫПервоисточники1. Булгаков М.А. Белая гвардия. Театральный роман. Мастер и Маргарита. – М.: Худож. лит., 1973.2. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита // Собр. соч. в 5-ти томах. – Т.5. – М.: Худож. лит, 1990.3. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. Полное собрание черновиков романа. Основной текст. В 2-х томах. – М.: Пашков дом, 2015.Исследования4. Белобровцева И., Кульюс С. Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Комментарий. – М.: Книжный клуб 36.6, 2007.5. Варламов А. Михаил Булгаков. – М.: Мол.гвардия, 2008. – (Жизнь замечательных людей).6. Лесскис Г., Атарова К. Путеводитель по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». – М.: Радуга, 2007.7. Мягков Б.С. Булгаков на Патриарших. – М.: Алгоритм, 2008.8. Потапенко А.В. Покровское-Стрешнево. История, люди, события. – М.: Кучково поле, 2019. – (Моск. библиотека).9. Соколов Б. Булгаковская Москва. – М.: Моск. рабочий, 1993.10. Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. – М.: ЛОКИД, Миф, 199711. Соколов Б. Тайны «Мастера и Маргариты». Расшифрованный Булгаков. – М.: Яуза, ЭКСМО, 2006.12. Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. – М.: Книга, 1988. – (Писатели о писателях).13. Яблоков Е.А. Москва Булгакова. – М.: Кучково поле, 2020. – (Московская библиотека).14. Сцена Сеанс черной магии в идейно-художественной структуре романа Булгакова Мастер и Маргарита. Эл.адрес: https://student-servis.ru/spravochnik/stsena-seans-chernoj-magii-v-idejno-hudozhestvennoj-strukture-romana-bulgakova-master-i-margarita/

1. Булгаков М.А. Белая гвардия. Театральный роман. Мастер и Маргарита. – М.: Худож. лит., 1973.
2. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита // Собр. соч. в 5-ти томах. – Т.5. – М.: Худож. лит, 1990.
3. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. Полное собрание черновиков романа. Основной текст. В 2-х томах. – М.: Пашков дом, 2015.
Исследования
4. Белобровцева И., Кульюс С. Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Комментарий. – М.: Книжный клуб 36.6, 2007.
5. Варламов А. Михаил Булгаков. – М.: Мол. гвардия, 2008. – (Жизнь замечательных людей).
6. Лесскис Г., Атарова К. Путеводитель по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». – М.: Радуга, 2007.
7. Мягков Б.С. Булгаков на Патриарших. – М.: Алгоритм, 2008.
8. Потапенко А.В. Покровское-Стрешнево. История, люди, события. – М.: Кучково поле, 2019. – (Моск. библиотека).
9. Соколов Б. Булгаковская Москва. – М.: Моск. рабочий, 1993.
10. Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. – М.: ЛОКИД, Миф, 1997
11. Соколов Б. Тайны «Мастера и Маргариты». Расшифрованный Булгаков. – М.: Яуза, ЭКСМО, 2006.
12. Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. – М.: Книга, 1988. – (Писатели о писателях).
13. Яблоков Е.А. Москва Булгакова. – М.: Кучково поле, 2020. – (Московская библиотека).
14. Сцена Сеанс черной магии в идейно-художественной структуре романа Булгакова Мастер и Маргарита. Эл. адрес: https://student-servis.ru/spravochnik/stsena-seans-chernoj-magii-v-idejno-hudozhestvennoj-strukture-romana-bulgakova-master-i-margarita/

Вопрос-ответ:

Какое место занимает Москва в романе "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова?

Москва играет важную роль в романе "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова. Она является одним из главных декораций произведения и символизирует советское общество и власть. События романа происходят как в реальной, так и в фантастической Москве, где автор отображает исторические события и реалии жизни в 1920-1930-х годах.

Какие московские адреса связаны с М.А. Булгаковым?

В Москве существует несколько адресов, связанных с М.А. Булгаковым. На Киевском вокзале располагается здание Булгаковского музея, где можно познакомиться с жизнью и творчеством писателя. Еще один адрес - это дом, в котором жил сам Булгаков на Садовой-Кудринской улице, здесь теперь установлена его бюст. Также в Москве есть памятник М.А. Булгакову, который находится на Бульваре Строителей.

Какие ключевые объекты и смысловые точки романа "Мастер и Маргарита" отражаются в Москве?

В Москве существует несколько ключевых объектов и смысловых точек, которые отражаются в романе "Мастер и Маргарита". Одним из них является Патриаршие пруды, где происходят важные события и где Мастер и Маргарита встречаются впервые. Еще одна точка - это Московский Хауз, который становится ареной для представления "Маргариты" и местом сатирического разоблачения общества.

Какие учреждения Москвы отражены в романе "Мастер и Маргарита"?

В романе "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова отражены несколько учреждений Москвы. Одним из них является Московский Хауз, где проходит представление "Маргариты" и где автор высмеивает советскую бюрократию. Также в романе упоминаются Московский Государственный Университет и квартира на Патриарших прудах, где живет Мастер.

Какие московские адреса связаны с М.А. Булгаковым?

М.А. Булгаков связан с несколькими московскими адресами, включая Большую Садовую улицу, где он жил во время создания романа "Мастер и Маргарита", и дом на Патриарших Прудах, который стал основой для главного события романа - бал Маргариты. Также он часто посещал Московский исторический музей и Лубянку.

Какие ключевые объекты и смысловые точки присутствуют в романе "Мастер и Маргарита"?

В романе "Мастер и Маргарита" есть несколько ключевых объектов и смысловых точек, таких как Михалковская улица, где Мастер жил и работал, Патриаршие пруды, где происходил бал Маргариты, и, конечно, Московский исторический музей, где Берлиоз и Иван Николаевич Бездомный встречают Воланда.

Какие учреждения Москвы отражены в романе "Мастер и Маргарита"?

В романе "Мастер и Маргарита" отражены несколько учреждений Москвы, таких как Лубянская площадь и Лубянский проезд, где находится штаб Воландов, а также Московский исторический музей, который становится местом встречи главных героев.

Какие реалии московской жизни 1920-1930-х гг отражены в романе "Мастер и Маргарита"?

В романе "Мастер и Маргарита" отражены реалии московской жизни 1920-1930-х гг, такие как дефицит товаров, репрессии и преследования, бюрократия и коррупция, а также противоречия и проблемы социалистического строительства.

Где находятся московские адреса М.А. Булгакова, связанные с романом "Мастер и Маргарита"?

М.А. Булгаков связан с несколькими московскими адресами, включая Большую Садовую улицу, где он жил во время создания романа "Мастер и Маргарита", и дом на Патриарших Прудах, который стал основой для главного события романа - бал Маргариты. Он также часто посещал Московский исторический музей и Лубянку.

Какие московские адреса связаны с М.А. Булгаковым?

В Москве существует несколько адресов, связанных с М.А. Булгаковым. Одно из самых известных мест - это дом № 10 на Большой Садовой улице, где жил сам Булгаков и где проходят события романа "Мастер и Маргарита". Также в Москве можно найти дом в котором жил и работал Михаил Булгаков на Садовой-Кудринской улице, 10. Здесь он написал свои знаменитые произведения: "Мастер и Маргарита", "Собачье сердце", "Белая гвардия". Еще один адрес связан с Булгаковым - это дом на Арбате, где по сюжету романа жила Маргарита.

Какие ключевые объекты и смысловые точки связаны с Москвой в романе "Мастер и Маргарита"?

В романе "Мастер и Маргарита" Москва играет особую роль и является одним из главных персонажей произведения. Ключевые объекты и смысловые точки, связанные с Москвой, включают в себя Большую Садовую улицу, на которой проходят события романа, дом № 10 на Большой Садовой, где жили Мастер и Маргарита, Садовый-Кудринский переулок, где находился дом, где жил и работал Булгаков. Также в романе упоминаются Арбат, Маяковская площадь и другие московские места, которые стали символами истории и духа города.