Модели поведения потребителей
Заказать уникальный реферат- 25 25 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 11.06.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования моделей и мотивов поведения потребителей 6
1.1.Современные особенности поведения потребителей6
1.2. Модели поведения потребителей на рынке товаров и услуг 11
1.3. Методы управления мотивацией поведения потребителей 14
1.4.Оценка эффективности управления методами мотивации
потребителей 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ А 28
Каждая компания решает для себя, какой из описанных выше методов будет использоваться для исследования потребительской мотивации. Как правило, это решение основывается на способности компании самостоятельно применять те или иные методики или получать результаты таких исследований. Как показывает практика, крупные компании часто прибегают к самостоятельному изучению потребительской мотивации.Существует четыре основных принципа понимания поведения потребителей:потребитель независим,мотивация и поведения потребителя постигается с помощью исследований,поведение потребителей может быть затронуто,потребительское поведение социально законно.Независимость потребителя проявляется в том, что его поведение направлено на достижение определенной цели. Поставки и услуги могут быть приняты или отклонены им, если они соответствуют его пожеланиям. Компании добиваются успеха, когда предлагают потребителям варианты и реальные преимущества. Понимание этого факта и постоянная адаптация к потребительскому поведению — одно из важнейших условий выживания в условиях конкуренции.Путем моделирования этих процессов проводятся исследования мотивации и поведения потребителей. Важно отметить, что поведение разных потребителей на рынке различается с точки зрения потребностей и целей, типа спроса и рынка, рыночных действий, стимулов и т. д., но также имеет некоторые сходства. В условиях рынка она может быть выражена через систему экономических, социальных и психологических факторов, характеризующих их потребности и способы их удовлетворения.Независимость потребителей — сложная задача, но маркетинг может повлиять на их мотивацию и поведение, если предполагаемый продукт или услуга действительно являются средством удовлетворения потребностей покупателя.На потребительское поведение влияют различные факторы, в основном экологические, но также и индивидуальные различия: доход, мотивация, уровень знаний, предпочтения и увлечения, образ жизни, демография и т. д. Поведение потребителей на рынке имеет особое значение в так называемом психологическом процессе, характеризующем их реакции.В то же время свобода потребителя базируется на ряде прав, соблюдение которых является важнейшей задачей не только общества в целом, но и отдельных субъектов хозяйствования. Социальная легитимность прав потребителей является гарантией полного удовлетворения их потребностей. Мошенничество, некачественный товар, несоблюдение требований законодательства, оскорбления и другие действия представляют собой не что иное, как нарушение прав и подлежат наказанию.В качестве потребителей на рынке выступают как конечные потребители, так и потребительские организации. К первым относятся физические лица (отдельные потребители), семьи (небольшие общины, основанные на браке или родстве), домохозяйства (одна или несколько семей, объединяющихся в общее хозяйство) - вторые - производственные предприятия, предприятия оптовой и розничной торговли, государственные и другие некоммерческие учреждения. Конечные потребители приобретают товары и услуги для личного пользования. Предприятия розничной торговли приобретают товары у предприятий-производителей и оптовиков для перепродажи их конечным потребителям. Они нуждаются в торговых площадях и оборудовании, средствах рекламы и выкладки товаров. Что касается государственных предприятий, то они приобретают множество товаров и услуг для деятельности государственных сфер экономики (военная, транспортная, связи, экологическая и др.), а также для формирования материально-технической базы министерств и ведомств, правительственных и муниципальных учреждений.Поведение конечных потребителей обусловлено, прежде всего, характером и настоятельностью самих потребностей. На поведение конечных потребителей влияют разные периоды жизненного цикла семьи, и в каждый период у семьи есть свои потребности. Так, супружеские пары с маленькими детьми сосредотачиваются на первоначальном создании своего имущества, значительная часть затрат приходится на приобретение товаров в ассортименте детей. Пожилые супружеские пары больше внимания уделяют использованию различных предметов потребления (домашнего хозяйства, досуга). Особое значение для изучения потребителя имеет группа личностно-психологических факторов: образ жизни, социальный статус, убеждения и установки.Оценка (измерение) потребности, потребления и спроса основывается на различных теоретических предположениях. Они могут быть представлены теориями стимулов, экономическими теориями и теорией рационального потребления.Для маркетинга важно знать, как потребители определяют, какие продукты им нужны и почему они лучше всего удовлетворяют их потребности. Только в этом случае можно ожидать, что эти продукты станут товарами. Предлагаемый продукт должен быть полезен в первую очередь потребителю и только потом самому производителю.Опыт маркетинга показывает, что акцентирование внимания на полезности товаров требует глубоких знаний психологических, побудительных факторов, которые становятся решающими для покупки товара.Таким образом, маркетинговая деятельность имеет дело с целостной системой личных потребностей, содержание и формы проявления которых весьма многогранны, поскольку они находятся под воздействием различных факторов и процессов объективного и субъективного характера. Задача заключается в том, чтобы четко выявить, изучить и оценить ту конкретную потребность, на удовлетворение которой направлена деятельность компании.ЗАКЛЮЧЕНИЕПоведение покупателя наблюдают и изучают, чтобы понять, каким образом покупатель принимает решение о покупке. Изучение внутренних стандартов позволяет организациям, производящим товары и предлагающим их на рынок, всегда согласовывать маркетинговую стратегию своей продукции в соответствии с изменениями, происходящими на рынке в стимулах потребителей.Бывает очень сложно определить, на что смотрит человек, принимая это решение, но, если компании удастся это определить, она получит как минимум постоянных клиентов и положительный имидж компании. Если компанию не интересует, что нужно покупателю в данный момент и как он принимает решение о покупке того или иного товара, она никогда не сможет удовлетворить потребности своих клиентов и рано или поздно окажется на грани банкротства.С точки зрения маркетинга покупательское поведение включает в себя все виды деятельности до, в то же время и после принятия решения о покупке. И человек, и организация активно участвуют в процессе принятия решений, чтобы сделать осознанный выбор. Покупательское поведение следует рассматривать как процесс решения проблемы. Процесс покупки включает в себя все возможные шаги, которые могут иметь значение для решения вопроса.Потребитель мотивирован в своем покупательском поведении стремлением к полезным впечатлениям, к удовлетворению.Основная идея маркетинга заключается в убеждении, что покупатель ищет не товар, а услугу или решение проблемы, которое может предложить товар. Эта простая идея имеет важные последствия для товарной политики. Таким образом, поведение потребителей на рынке, тип рынков, которые они составляют, определяются личностными, культурными, социальными и психологическими факторами, изучение которых является важнейшей задачей исследования рынка. На покупательское поведение потребителей влияют их убеждения, т. е. их конкретные представления о продукте. Убеждения могут быть основаны на подлинных знаниях, мнениях и убеждениях. Они не могут и не несут эмоциональной нагрузки. Маркетологам полезно знать, каковы представления потребителей о конкретном продукте. Очевидно, что негативные убеждения мешают определенным рынкам.В работе проведено маркетинговое исследование магазина «FixPrice». Необходимо отметить, что ключевой принцип работы FixPrice — это чистая цена, без всяких дополнительных бонусов, маркетинговых выплат, которые массово присутствуют в других сетях. Главные преимущества FixPrice в постоянном обновлении ассортимента, хорошем знании потребностей аудитории и динамичной экспансии за счет органического роста и франшизы.По завершении курсовой работы следует отметить, что основная цель исследования достигнута, а именно поведение потребителей в процессе совершения покупки как в теории, так и в практике магазинов «FixPrice».А также разработаны рекомендации по совершенствованию маркетинга и маркетинговой политики магазина FixPrice и выявлены факторы, влияющие на процесс покупки потребителем. Библиографический списокКнигиБервайз П., Михан Ш. Просто лучше. Завоевывать и удерживать потребителей, предоставляя самое существенное. / Пер. с англ. - Спб: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2015. - 560с.Божук, С. Г. Маркетинговые исследования: учебник для вузов / С. Г. Божук. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 304 с.Карпова, С. В. Маркетинг: теория и практика : учебное пособие для бакалавров / С. В. Карпова. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 408 с.Маркетинговые исследования. Составитель: Куликова А.В. Учебнометодическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского, 2017. – 70 с.Меликян О. М. Поведение потребителей: 4-е издание; Москва; Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» 2011 г.Москвин В. Конкурентоспособность продукции и удовлетворенность потребителя. // Инвестиции в России. - 2014. - №4. - С.3-11.Парамонова Т.Н. Лукашевич В.В. // Маркетинг торгового предприятия. М: Изд-во «Дашков и К», 201б.Поведение потребителей: краткий курс лекций для студентов направления подготовки 38.03.06 Торговое дело / Сост.: Л.Н. Минеева// ФГБОУ ВО «Саратовский государственный университет им. Н.И. Вавилова». – Саратов, 2016. – 62 с.Талер Р. Новая поведенческая экономика. Почему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом заработать / Р. Талер. – М. :Эксмо, 2017. – 368 с.СтатьиМаркетинговое исследование сознательной составляющей экономического поведения потребителей. https://cyberleninka.ru/article/n/marketingovoe-issledovanie-soznatelnoy-sostavlyayuschey-ekonomicheskogo-povedeniya-potrebiteley. (дата обращения 11.05.2022)ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ. http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/econ/2019/04/2019-04-03.pdf. (дата обращения 11.05.2022).Оценка покупательского поведения на продовольственном рынке. https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-pokupatelskogo-povedeniya-na-prodovolstvennom-rynke. (дата обращения 11.05.2022).ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ И глОБАлЬНЫЕ ТРЕНДЫ. https://cyberleninka.ru/article/n/povedenie-potrebiteley-sovremennye-realii-i-globalnye-trendy.Агаларова, Е. Г. Управление поведением потребителя: от манипуляции к мотивации / Е. Г. Агаларова, Т. Ю. Фролова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 317-319. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8743/ (дата обращения: 11.05.2022).Электронные ресурсыГлобальное исследование потребительского поведения за 2020 год: Россия. https://www.pwc.ru/ru/publications/consumer-insights-survey-2020.html.ПРИЛОЖЕНИЕ А.Рисунок 1. Классификация потребительских товаров.
2. Божук, С. Г. Маркетинговые исследования: учебник для вузов / С. Г. Божук. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 304 с.
3. Карпова, С. В. Маркетинг: теория и практика : учебное пособие для бакалавров / С. В. Карпова. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 408 с.
4. Маркетинговые исследования. Составитель: Куликова А.В. Учебнометодическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского, 2017. – 70 с.
5. Меликян О. М. Поведение потребителей: 4-е издание; Москва; Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» 2011 г.
6. Москвин В. Конкурентоспособность продукции и удовлетворенность потребителя. // Инвестиции в России. - 2014. - №4. - С.3-11.
7. Парамонова Т.Н. Лукашевич В.В. // Маркетинг торгового предприятия. М: Изд-во «Дашков и К», 201б.
8. Поведение потребителей: краткий курс лекций для студентов направления подготовки 38.03.06 Торговое дело / Сост.: Л.Н. Минеева// ФГБОУ ВО «Саратовский государственный университет им. Н.И. Вавилова». – Саратов, 2016. – 62 с.
9. Талер Р. Новая поведенческая экономика. Почему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом заработать / Р. Талер. – М. :Эксмо, 2017. – 368 с.
Статьи
10. Маркетинговое исследование сознательной составляющей экономического поведения потребителей. https://cyberleninka.ru/article/n/marketingovoe-issledovanie-soznatelnoy-sostavlyayuschey-ekonomicheskogo-povedeniya-potrebiteley. (дата обращения 11.05.2022)
11. ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ. http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/econ/2019/04/2019-04-03.pdf. (дата обращения 11.05.2022).
12. Оценка покупательского поведения на продовольственном рынке. https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-pokupatelskogo-povedeniya-na-prodovolstvennom-rynke. (дата обращения 11.05.2022).
13. ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ И глОБАлЬНЫЕ ТРЕНДЫ. https://cyberleninka.ru/article/n/povedenie-potrebiteley-sovremennye-realii-i-globalnye-trendy.
14. Агаларова, Е. Г. Управление поведением потребителя: от манипуляции к мотивации / Е. Г. Агаларова, Т. Ю. Фролова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 317-319. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8743/ (дата обращения: 11.05.2022).
Электронные ресурсы
15. Глобальное исследование потребительского поведения за 2020 год: Россия. https://www.pwc.ru/ru/publications/consumer-insights-survey-2020.html.
Вопрос-ответ:
Какие современные особенности поведения потребителей?
Современные особенности поведения потребителей включают такие факторы, как возрастание роли интернета и социальных медиа, увеличение значимости эмоционального фактора при принятии решений, повышение уровня образования и информированности потребителей, увеличение спроса на персонализированные товары и услуги, изменение ценностей и стилей жизни потребителей, рост значимости экологической и социальной ответственности и другие.
Какие модели поведения потребителей существуют на рынке товаров и услуг?
На рынке товаров и услуг существуют различные модели поведения потребителей, такие как модель Энгеля-Колберта-Блэквелла, модель благоразумия от Ховарда и Мелеа, модель покупательской решительности, модель лояльности и другие. Каждая из этих моделей основывается на определенных факторах, таких как особенности потребителя, влияние внешних и внутренних стимулов на принятие решений, процессы выбора и мотивации.
Какие методы управления мотивацией поведения потребителей используются?
Для управления мотивацией поведения потребителей используются различные методы, такие как реклама и маркетинговые коммуникации, скидки и акции, программы лояльности, персонализация товаров и услуг, сознательное формирование образа бренда и другие. Основная цель этих методов - создание или усиление мотивации у потребителей к приобретению определенного товара или услуги.
Как оценить эффективность управления методами мотивации потребителей?
Оценка эффективности управления методами мотивации потребителей может производиться по различным показателям, включая уровень продаж, долю рынка, уровень удовлетворенности потребителей, уровень лояльности, оценку затрат и другие. Также можно проводить маркетинговые исследования и анализировать данные о поведении потребителей для определения эффективности применяемых методов.
Какие особенности поведения потребителей считаются современными?
Современные особенности поведения потребителей включают использование интернета для поиска информации о товарах и услугах, принятие решений на основе рекомендаций других потребителей, повышенную внимательность к ценам и скидкам, а также ориентацию на личные ценности и потребности.
Какие модели поведения потребителей существуют на рынке товаров и услуг?
На рынке товаров и услуг существуют различные модели поведения потребителей, такие как модель иерархии потребностей А. Маслоу, модель рационального выбора, модель культурно-исторической школы и другие. Каждая модель предлагает свой подход к анализу и пониманию мотивов поведения потребителей.
Какие методы используются для управления мотивацией поведения потребителей?
Для управления мотивацией поведения потребителей используются различные методы, такие как реклама, личные продажи, промо-акции, лояльность и др. Каждая компания выбирает методы, которые наиболее эффективны для ее целей и целевой аудитории.
Насколько эффективны методы мотивации потребителей?
Эффективность методов мотивации потребителей зависит от многих факторов, включая правильное понимание потребностей и желаний целевой аудитории, правильный выбор методов, адекватность и достоверность информации, а также способность компании создать положительный опыт для потребителей. Оценка эффективности управления методами мотивации потребителей является важным этапом в исследовании моделей поведения потребителей.
Как компании выбирают методы управления мотивацией потребителей?
Каждая компания решает для себя, какой из описанных выше методов будет использовать в зависимости от своих целей, бюджета, рыночных условий и потребностей целевой аудитории. При выборе методов управления мотивацией потребителей компания должна учитывать свою уникальность и конкурентные преимущества.
Какие теоретические основы используются при исследовании моделей поведения потребителей?
При исследовании моделей поведения потребителей основными теоретическими основами являются теория мотивации, теория потребностей и теория выбора.
Какие современные особенности поведения потребителей влияют на модели поведения?
Современные особенности поведения потребителей включают разнообразие выбора, информационную перегрузку, увеличение роли эмоциональных факторов, влияние социальных сетей и онлайн-торговли.
Какие методы используются для управления мотивацией поведения потребителей?
Для управления мотивацией поведения потребителей используются такие методы, как маркетинговые коммуникации, ценообразование, создание привлекательного бренда, предоставление качественного обслуживания и удовлетворение потребностей клиентов.