Проблема алтарного образа в творчестве Фра Беато Анджелико
Заказать уникальный реферат- 19 19 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 16.06.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Общие принципы решения проблемы алтарного образа в наследии Фра Анджелико 4
2.Проблема эстетической традиции Доминиканского ордена в алтарных образах Фра Беато Анджелико 9
Заключение 15
Список литературы 16
Приложение 17
«Древо жизни» нового Иерусалима - именно этот сюжет занимает центральное место в монастыре Сан Марко. Фра Беато поместил медальон со св. Домиником точно под черепом ветхого Адама, символически сопоставив источники двух дерев, объединив таким образом «древо жизни» и генеалогическое древо ордена. Такое объединение в глазах посетителя монастыря являлось убедительнейшим доказательством того, что деятели доминиканского ордена и есть те блаженные праведники, имеющие право на «древо жизни», т.е. граждане небесного Иерусалима.В ц. СнйтаТринита хранится лист пергамена с миниатюрой, написанной Фра Анджелико, «Распятие» с Девой Марией и св. Иоанном» (1430-1435 гг.). Прямоугольную композицию оплетает орнаментальная ветвь с медальонами по углам и в центре. В центральном медальоне изображен св. Доминик с открытой книгой. Смысл в этом сюжете сконцентрирован по вертикальной оси: над медальоном Доминика помещено изображение черепа ветхого Адама, над черепом вздымается крест, нанавершии которого гнездо с пеликаном и его птенцами. Тот же мотив повторен и во фреске в Сан Марко, но внимание здесь акцентировано все же не на генеалогии, и мотив генеалогического древа сведен здесь к периферийным частям композиции. Генеалогическая тема органично сочетается с распространенным в позднее средневековье сюжетом «uominiillustri». Самый известный и ранний пример доминиканских «uominiillustri» имеет место в зале капитула монастыря Сан Никколо в Тревизо, расписанного Томмазо да Модена в 1352 г. Но его персонажи расположены в хронологическом порядке: от св. Доминика к современным художнику деятелям ордена Фра Анджелико располагает их иерархически, сначала (т.е. ближе всех к св. Доминику) папы, затем кардиналы, потом епископы и доктора, за ними генералы ордена, знаменитые проповедники и в конце мученики. Подобным образом трактует фреску К. Марек: «Вряд ли стоит понимать этот мотив в смысле генеалогического древа, так как «uominiillustri» следуют здесь не в хронологическом порядке, а в иерархическом. Скорее эта обрамляющая часть — часть содержания фрески. Основная тема изображения - Спасение через жертвенную смерть Христа, читается вдоль срединной оси композиции. Она поднимается от черепа Адама, через крестное древо, залитое кровью, тело Христа и завершается изображением пеликана... У подножия этой смысловой оси ветви в руках Доминика становятся символом «древа жизни». Доминиканский орден выступает здесь гарантом того, что спасение свершится. С этой точки зрения вся сцена Распятия оказывается изображением божественного плана Спасения, сформулированного в виде знаков аббревиатуры».Древо в руках Доминика, соединенное с «древом жизни», т.е. крестным древом, под ветвями которого расположились деятели церкви, должно было приводить к мысли об особой роли доминиканского ордена. Орден призван был скрепить все здание церкви, связать воедино всех ее представителей. Именно поэтому и частое цитирование францисканских иконографических мотивов у фра Анджелико не случайно. Это своеобразный «жест», указующий на объединительную функцию доминиканского ордена.Все принадлежащие мастерской фра Анджеликообразы, расположенные в Сан Марко — св. Петр Мученик, св. Доминик, св. Фома Аквинский, Христос, глубоко символичны. В основе этой живописи лежит идея наделять искусство интеллектуальной и познавательной ценностью, эта живопись есть высочайшее в 15-м веке выражение религиозного опыта. Изображенные персонажи не призывают к молитве, не демонстрируют претензии деятелей ордена на ведущую роль в церкви, их задача — напоминать монахам о правилах монастырской жизни, о непрерывном движении к Божественному. В целом, как отмечают исследователи, Фра Анджелико стал создателем, или, точнее, одним из создателей той иконографической модели, которая отвечала всем основным задачам того времени: служить инструментом приватного благочестия, быть носителем хорошо распознаваемой и запоминающейся информации и сохранять свою эмоциональную насыщенность и определенность.ЗаключениеПроведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.Фра Анджелико – один из величайших художников раннего Возрождения и новаторов в области религиозной сакральной живописи. Опираясь на эстетические принципы интернациональной готики, некоторые элементы стиля Мазаччо, идеологические и духовные принципы Доминиканского ордена и его задачи, он создает собственный уникальный стиль, решая проблему алтарного образа посредством нового подхода к сакрализации пространства, формы. В данной работы мы обратили внимание на присущие стилю Фра Анджелико дематериализацию пластики, новую и более углубленную трактовку пространства, особый ритм драпировок, повышенное внимание к детализации и символике. Поистине виртуозным было владение Анджелико искусством создания объема – то более осязаемого и плотного, то более декоративного. Художественный язык был полностью подчинен тем задачам, которые ставил перед собой художник. Мистическая и символическая составляющая в творчестве Фра Анджелико – это еще и дань доминиканской традиции, поскольку огромная часть жизни художника была вязана с этим орденом, он полностью воспринял идеи доминиканцев. И свои образы он создавал в том числе и с дидактической целью – направить внутренний взор человека к Божественному, заставить его полностью погрузиться в сакральное пространство образа. Члены Доминиканского ордена активно практиковали медитации, более того, медитация была многоступенчатая, она должна была способствовать Богопознанию и Богообщению, возвышению человеческого духа. Список литературыКарсавин Л. Монашество в средние века. – Режим доступа: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/History_Church/Karsav/12.phpПоуп-Хеннесси Д. Фра Анджелико / пер. с англ. С.И. Козловой. - М.: СЛОВО/SLOVO, 1996. - 80 с.Степанов А. Искусство эпохи Возрождения. – СПб., 2003. [Электронный ресурс]Хмелевских И.В. Цикл фресок фра БеатоАнджелико во флорентийском монастыре Сан Марко. Доминиканская художественная традиция : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Хмелевских Ирина Васильевна; [Место защиты: Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств Рос. акад. художеств].- М., 2009.Художественная галерея. Фра Анджелико. Выпуск 46. ПриложениеАлтарь Анналена. 1435г. Фра БеатоАнжелико. Музей Сан-Марко, Флоренция. Темпера.Алтарь Сан-МаркоСнятие с креста.
1. Карсавин Л. Монашество в средние века. – Режим доступа: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/History_Church/Karsav/12.php
2. Поуп-Хеннесси Д. Фра Анджелико / пер. с англ. С.И. Козловой. - М.: СЛОВО/SLOVO, 1996. - 80 с.
3. Степанов А. Искусство эпохи Возрождения. – СПб., 2003. [Электронный ресурс]
4. Хмелевских И.В. Цикл фресок фра Беато Анджелико во флорентийском монастыре Сан Марко. Доминиканская художественная традиция : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Хмелевских Ирина Васильевна; [Место защиты: Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств Рос. акад. художеств].- М., 2009.
5. Художественная галерея. Фра Анджелико. Выпуск 46.
Вопрос-ответ:
Какие проблемы возникают при создании алтарного образа в творчестве Фра Беато Анджелико?
В творчестве Фра Беато Анджелико возникает проблема алтарного образа, связанная с выбором сюжетов и символики, а также с учетом эстетической традиции Доминиканского ордена, для которого он работал.
Какие общие принципы решения проблемы алтарного образа можно выделить в наследии Фра Анджелико?
В наследии Фра Беато Анджелико можно выделить несколько общих принципов решения проблемы алтарного образа, таких как центральное размещение главного сюжета, использование символики и медальонов, а также акцент на эстетической традиции Доминиканского ордена.
Какая проблема связана с эстетической традицией Доминиканского ордена в алтарных образах Фра Беато Анджелико?
Проблема эстетической традиции Доминиканского ордена в алтарных образах Фра Беато Анджелико заключается в необходимости учесть требования ордена к символике, использованию определенных цветов и изображений, а также в создании образов, соответствующих духу и ценностям ордена.
Какую роль играет монастырь Сан Марко в творчестве Фра Беато Анджелико?
Монастырь Сан Марко играет значительную роль в творчестве Фра Беато Анджелико, поскольку именно там он поместил центральное изображение древа жизни нового Иерусалима, сопоставив его с изображением св. Доминика. Таким образом, медальон со св. Домиником точно под черепом ветхого Адама стал символическим центром монастыря.
Какие источники Фра Беато Анджелико сопоставил в алтарных образах?
Фра Беато Анджелико сопоставил источники древа жизни нового Иерусалима и черепа ветхого Адама в своих алтарных образах. Он поместил медальон со св. Домиником точно под черепом Адама, что символически указывает на связь между двумя деревьями, символизирующими духовное возрождение и источники жизни.
Какая проблема решается в творчестве Фра Беато Анджелико?
Проблема алтарного образа решается в творчестве Фра Беато Анджелико.
Какие принципы используются для решения проблемы алтарного образа в наследии Фра Анджелико?
В наследии Фра Анджелико используются общие принципы решения проблемы алтарного образа.
Какая эстетическая традиция присутствует в алтарных образах Фра Беато Анджелико?
Проблема эстетической традиции Доминиканского ордена присутствует в алтарных образах Фра Беато Анджелико.
Где центральное место занимает сюжет "Древо жизни нового Иерусалима" в монастыре Сан Марко?
Сюжет "Древо жизни нового Иерусалима" занимает центральное место в монастыре Сан Марко.
Как Фра Беато сопоставил источники двух дерев в монастыре Сан Марко?
Фра Беато поместил медальон со святой Доминикой точно под черепом ветхого Адама, символически сопоставив источники двух дерев.
Какие общие принципы использовал Фра Беато Анджелико для решения проблемы алтарного образа?
Фра Беато Анджелико использовал несколько общих принципов для решения проблемы алтарного образа. Он стремился создать величественные и эмоционально убедительные изображения, которые помогали верующим войти в мир духовного искусства. Он также стремился передать глубокое содержание и символическую значимость через изображения, используя цвет, композицию и детали. Фра Беато Анджелико также обращал особое внимание на детали и реализм в своих образах, чтобы они были максимально реалистичными и правдоподобными.