Духовно-нравственная культура как основа семейного воспитания.
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 14.06.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Духовно-нравственное воспитание в семье 4
2. Семья-основа духовно-нравственного воспитания личности 10
Заключение 16
Список литературы 17
В некоторых семьях родители внимательно относятся к вопросам нравственного воспитания. Но есть семьи, в которых общая атмосфера определяется потребительской требовательностью родителей, незаинтересованностью в вопросах нравственного воспитания.В таких семьях отсутствует проявление заботливости между членами семьи. Дети таких семей в школе могут заботиться друг о друге только под непосредственным влиянием учителя или воспитателя, которого они уважают или любят. Заслужив похвалу взрослого тяжелым, но возможным трудом, ребенок вернется к такому сложному, но радостному делу.Одобрение родителей повышает ее самооценку, что побуждает ее к работе. Родители должны помнить, что ребенок воспитывается в семье на протяжении всей жизни, даже когда его родителей нет дома. Воспитание нравственных качеств, в том числе сострадания к другим, успешно происходит в семьях, где есть взаимное уважение к членам семьи, интерес к другим.Воспитание любви к Родине является важной задачей в нравственном воспитании подрастающего поколения. Необходимо с раннего возраста воспитывать в детях интерес к событиям, происходящим в окружающей их жизни, интерес к культуре, истории. У детей родители должны формировать эмоциональное отношение к родной стране, уважение к государственным символам, чувство гордости за достижения своего народа, интерес к жизни народов, их культуре, знакомить с достопримечательностями своей страны, посещать выставки, музеи.Важную роль в духовно-нравственном воспитании школьников играет влияние природы на духовный мир человека. Нашим детям доступны сложные и разнообразные знания о растительном и животном мире. Такие знания можно разделить на две большие категории: к первой относятся знания, расширяющие кругозор учащегося, способствующие его интеллектуальному развитию, ко второй - знания, определяющие правила поведения человека в природе, раскрывающие нравственное отношение к уважению.Анализ семейного воспитания показывает, что большинство родителей рассматривают приобщение к природе как важное средство целостного воспитания. У человека, умеющего наблюдать за природой, есть эстетические переживания. Мир природы вызывает у человека удивление и восторг, Способствует передаче чувств в речи и деятельности. Необходимо научить ребенка прислушиваться к красоте, беречь природу, беречь животный и растительный мир.К. Д. Ушинский был убежден, что этот ребенок, выросший, не видя лугов, не любуясь полевыми цветами, несчастен. «Назовите меня варваром в педагогике, - писал он, - но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный пейзаж имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие юной души, с которым трудно соперничать влиянию педагога». Семейные традиции, передаваемые из поколения в поколение, нормы поведения являются ценным средством воспитания. Это может быть: интересное празднование дней рождения членов семьи, день памяти родителей, возложение цветов к памятникам воинам. Семья для ребенка – это мир, в котором закладываются основы нравственности и отношения к людям.Таким образом, главная особенность семейного воспитания состоит в том, что оно является наиболее эмоциональным по содержанию и формам взаимоотношений взрослых и детей. Эта особенность при разумном воспитании детей может стать важной формирующей силой.Родительская любовь к детям и ответное чувство детей к взрослым помогают преодолеть ряд трудностей, создают радостную атмосферу, воспитывают в детях необходимые социальные качества. Совместное проживание, забота о доме – все это способствует выполнению главной задачи семьи – воспитанию детей.Семья представляет собой сложную систему взаимоотношений между супругами, родителями, детьми и другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который напрямую влияет на эмоциональное благополучие всех ее членов. В зависимости от того, как взрослые ведут себя с ребенком, какие чувства и отношения возникают у близких людей, ребенок воспринимает мир как привлекательный или угрожающий.ЗаключениеТаким образом, задача духовно-нравственного развития является главной задачей семейного воспитания. Под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем процесс целенаправленного содействия формированию духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основой основного воспитания личности. Духовная составляющая воспитания в данном случае состоит в том, чтобы помочь ребенку освоить систему ценностей и идеалов, а также в формировании на этой основе определенной позиции личностного мировоззрения. Нравственный компонент призван способствовать развитию чувств, установок и поведения, отражающих положение мира в социальной деятельности ребенка: в отношениях с окружающими и миром Божиим.Известно, что духовно-нравственное воспитание основывается на духовной культуре среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. В первую очередь речь идет о духовной культуре семьи и воспитательного учреждения, которое обязано взять на себя функцию компенсации недостатков и упущений семейного воспитания. Дух, царящий в семье и детском саду, школе, детском объединении, дух, которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение, - оказывается решающим в формировании внутреннего мира ребенка.Духовно-нравственное воспитание как развитие основных способностей: нравственных - заключающихся в различении добра и зла; эстетики, состоящей в различении прекрасного и безобразного; религии, состоящая в различении истинного и ложного, является не только приоритетом, но и средством преодоления разделения между взрослыми и детьми в семье, между детьми в детском сообществе, между семьей и учебным заведением, между человеком и традиционной культурой.Список литературы1.Алиханова Р.А. Роль семьи в духовно-нравственном воспитании личности в подростковом возрасте. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-semi (дата обращения 13.05.2022)2.Гасанов Н.Н. Некоторые проблемы семейного воспитания: нравственный аспект. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-problemy-semeynogo-vospitaniya-nravstvennyy-aspekt (дата обращения 13.05.2022)3.Караев И.И. О духовно-нравственном воспитании в семье. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-duhovno-nravstvennom-vospitanii-v-semie (дата обращения 13.05.2022)4.Международная организациия «ILGAEurope» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ilga-europe.org/ (дата обращения 13.05.2022)5.Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001172271 (дата обращения 13.05.2022)6.Токмачева М.А. Духовно-нравственное воспитание в семье: исторические тенденции. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno (дата обращения 13.05.2022)7.Чомаев Т.М. Взгляды К. Д. Ушинского на педагогическое творчество. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vzglyady-k-d-ushinskogo-na-pedagogicheskoe-tvorchestvo (дата обращения 13.05.2022)8.Шорстова, О. В. Семья - основа духовно-нравственного становления ребёнка / О. В. Шорстова. // Молодой ученый. - 2016. - № 15 (119). - С. 526-529.
2.Гасанов Н.Н. Некоторые проблемы семейного воспитания: нравственный аспект. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-problemy-semeynogo-vospitaniya-nravstvennyy-aspekt (дата обращения 13.05.2022)
3.Караев И.И. О духовно-нравственном воспитании в семье. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-duhovno-nravstvennom-vospitanii-v-semie (дата обращения 13.05.2022)
4.Международная организациия «ILGAEurope» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ilga-europe.org/ (дата обращения 13.05.2022)
5.Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001172271 (дата обращения 13.05.2022)
6.Токмачева М.А. Духовно-нравственное воспитание в семье: исторические тенденции. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno (дата обращения 13.05.2022)
7.Чомаев Т.М. Взгляды К. Д. Ушинского на педагогическое творчество. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vzglyady-k-d-ushinskogo-na-pedagogicheskoe-tvorchestvo (дата обращения 13.05.2022)
8.Шорстова, О. В. Семья - основа духовно-нравственного становления ребёнка / О. В. Шорстова. // Молодой ученый. - 2016. - № 15 (119). - С. 526-529.
Вопрос-ответ:
Каким является основа семейного воспитания?
Основой семейного воспитания является духовно-нравственная культура.
Какие семьи обращают внимание на нравственное воспитание?
В некоторых семьях родители внимательно относятся к вопросам нравственного воспитания.
Какие проблемы могут возникнуть в семьях, где отсутствует забота о нравственном воспитании?
В семьях, где отсутствует забота о нравственном воспитании, может возникать потребительская требовательность родителей и незаинтересованность в вопросах нравственного развития, что негативно сказывается на атмосфере в семье.
Каким образом семья может стать основой духовно-нравственного воспитания личности?
Семья может стать основой духовно-нравственного воспитания личности путем создания атмосферы заботы, любви и внимания, примером нравственности и моральных ценностей, а также через общение, диалог и совместные деятельности.
Какие итоги можно сделать о роли духовно-нравственной культуры в семейном воспитании?
Итогом можно сказать, что духовно-нравственная культура является неотъемлемой частью семейного воспитания и играет важную роль в формировании нравственных принципов и ценностей у детей.
Чем определяется общая атмосфера в семье?
Общая атмосфера в семье определяется заботой и вниманием родителей к вопросам нравственного воспитания. В некоторых семьях родители внимательно относятся к этим вопросам, создавая гармоничную и духовно насыщенную атмосферу. Однако есть семьи, где атмосфера определяется потребительской требовательностью родителей и их незаинтересованностью в нравственном воспитании. В таких семьях отсутствует проявление заботливости и внимания, что негативно сказывается на развитии нравственных качеств детей.
Каким образом семья способствует духовно-нравственному воспитанию личности?
Семья является основой для духовно-нравственного воспитания личности. В семье ребенок получает первые жизненные уроки о моральных ценностях, этических принципах и правилах поведения. Родители, в свою очередь, являются примером для детей и передают им свои ценности и принципы. Отношения внутри семьи, в том числе и взаимодействие родителей, формируют представление ребенка о справедливости, доброте, ответственности. Таким образом, семья способствует развитию духовно-нравственной культуры личности.
Почему так важно обращать внимание на нравственное воспитание в семье?
Нравственное воспитание в семье является основой и фундаментом формирования личности ребенка. Качества и ценности, которые передаются в семье, будут сопровождать ребенка на протяжении всей его жизни. Через пример и общение с родителями, дети учатся моральным нормам и правилам, развивают чувство ответственности, социальные навыки и умение сотрудничать. Благодаря нравственному воспитанию в семье, ребенок сможет стать сознательным, этически грамотным и готовым к жизни в обществе человеком.
Какое значение имеет духовно-нравственная культура для семейного воспитания?
Духовно-нравственная культура играет ключевую роль в семейном воспитании, так как она определяет нормы и ценности, которые родители передают своим детям. Она помогает формировать у ребенка чувство ответственности, этические принципы и моральные ценности.