Коррекция тревожности у дошкольников в художественно-эстетической деятельности.
Заказать уникальную дипломную работу- 60 60 страниц
- 34 + 34 источника
- Добавлена 11.07.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Тревожность как психолого-педагогическая проблема 6
1.2. Виды и причины возникновения тревожности детей дошкольного возраста 14
1.3. Психолого-педагогические условия коррекции тревожности у дошкольников в художественно-эстетической деятельности 19
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26
2.1. Диагностика уровня тревожности детей дошкольного возраста 26
2.2. Программа по коррекции тревожности у дошкольников в художественно-эстетической деятельности 38
2.3. Анализ результатов исследования 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СКАЗКА ПРО СКРИПОЧКУ 60
Рассмотрим эти этапы поподробнее. 1 этап – подготовительный. На этом этапе проходило согласование с руководством детского сада процедуры обследования детей и опроса их родителей, осуществлялся подбор испытуемых; избрание методических средств сбора эмпирических данных и обоснование избранных методик; определение места опроса детей и родителей, согласование с каждой семьей возможности и времени психологического диагностического обследования. 2 этап – формирование исследовательской выборки. На этом этапе проходило формирование исследовательской группы испытуемых, изучение личностных и психологических характеристик детей и их родителей. 3 этап - сбора и обработки эмпирических данных. Одновременно, до начала непосредственного сбора эмпирических данных, была изучена работа, проводимая с детьми и педагогическим составом детского сада; изучены руководящие документы и методическая литература по организации психологического обеспечения образовательного процесса.С учетом результатов, полученных на констатирующем этапе исследования нами была разработана развивающая арт-педагогическая программа «Путешествие по чудесной стране», целью которой является коррекция тревожности дошкольников, создание благоприятных условий для формирования убеждений в отношении признания человека и его жизнь наивысшей ценностью; адекватного представления об образе собственного «я»; системы знаний о механизмах эффективной жизненной самореализации, побуждающих к жизнеутверждающему поведению на основе сложившихся практических умений.В результатеконтрольнойдиагностикибыловыявлено, чтобольшаячастьдетейдошкольноговозраста – 45% - имеютсреднийуровеньтревожности. У 45% дошкольниковвыявленнизкий результат (на 30% больше, чем на констатирующемэтапе). Только у 10% детейдошкольноговозрастадиагностированвысокийуровеньтревожности (на 30% менше, чем на констатирующемэтапе). Контрольная часть эксперимента подтвердила эффективность составленной нами и внедрённой в воспитательно-образовательный процесс программы по коррекции тревожности у дошкольников в художественно-эстетической деятельности.Доклад окончен! Спасибо за внимание!
I. Учебная и монографическая литература
1. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов. Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 218 с.
2. Веракса, Н. Е. Детская психология : учебник для среднего профессионального образования / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 446 с.
3. Возрастная и педагогическая психология//Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 2014 – 446 с.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 2012 С. 263-269.
5. Комарова, Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 96 с.
6. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев. – М. : Книга по Требованию, 2014. – 392 с.
7. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: 2012. 136 с.
8. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тпевожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2012. 248 с.
9. Мухина В.С. Психология дошкольника / под ред. ЛА. Венгер. – М.: Просвещение, 2013. – 452с.
10. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: 2012. 304 с.
11. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. «Питер». 2012. 304 с.
12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2013. – 720 с.
13. Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст] : учебное пособие / Л. Д. Столяренко. – Москва : Проспект, 2012. – 458 с.
14. Ушинский, К. Д. Педагогика. Избранные работы / К. Д. Ушинский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 258 с.
15. Усова А.П. Обучение в детском саду / А.П. Усова. – М.: Просвещение, 2013. – 98 с.
16. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2016. – 384 с
II. Периодические издания
17. Александрова Е.А. Индивидуализация образования: учиться для себя / Е.А. Александрова // Народное образование. – 2012. – № 7. – С. 243–250
18. Балашова Н.А. Содержание деятельности педагога по коррекции тревожности младшего школьника во взаимодействии с семьей // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2019. № 3. С. 249-252.
19. Белов В. Г, Коротенкова Р. Г., Гурьева М. А., Павловская А. В. Психологические особенности тревожности у учащихся младших классов // Научно-теоретическийжурнал «Ученые записки». 2017. №10 (80). С. 37-41.
20. Беляева Е. В., Борзенкова И. В. Коррекция тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста методом сказкотерапии // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2018. №1(4). С. 85-88.
21. Бочева Н. А. Анализ программ по коррекции тревожности в начальной школе // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». 2018. № 1. С. 102-107.
22. Брель Е. Ю., Гайдук С. В. Проблемы развития тревожности у младших школьников // Сибирский психологический журнал. 2020. №12. С. 79-84.
23. Веракса А.Н. Возможности игрового пространства в познавательной деятельности ребенка – дошкольника // Современное дошкольное образование, 2012. -№1. С. 59-65.
24. Гуров В. А. Тревожность и здоровье младших школьников // Вестник ТГПУ. 2018. Выпуск 4 (82). С. 56-60.
25. Илларионова И. В. Психологическая поддержка детей с тревожностью // Детский сад то А до Я. 2019. №3(39). С. 63-71.
26. Иовлева Т. Е., Рудомазина В. М. Проявление тревожности младших школьников в сюжетах сочиненных сказок. Возможности и ограничения приема сочинительства // Наука и школа. 2016. №2. С.139-143.
27. Кирейчева Е.В. Структура программы профилактики и коррекции школьной тревожности детей младшего школьного возраста с помощью сказкотерапии // Евразийский союз ученых. 2019. № 1-4 (22). С. 137-139.
28. Кондукторова, Н. В. Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования / Н. В. Кондукторова. — Текст : непосредственный, электронный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 3-6.
29. Никонова С. Л. Психолого-педагогическая коррекция тревожности у старших дошкольников // Концепт. 2015. Спецвыпуск № 01. С. 2-8.
30. Разумова Е. М., Павлушкина Я.А. Тревожность в структуре личности // Сборник научных трудов. Магнитогорск. 2019. С. 155-161.
31. Сидоров К. Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник Удмуртского университета. 2018. Выпуск 2. С. 42-52.
32. Соболева Л. Г., Новак Т. М., Шаршакова Т. М. Оценка уровня тревожности детей дошкольного возраста г. Гомеля // Проблемы здоровья и экологии. 2017. № 5. С. 123-128.
33. Тажутдинова Г. Ш. Изучение проблемы детской тревожности // Международный научный журнал «Символ науки». 2016. №9. С. 165-167.
34. Шуваева Н.Ю. Молостова Н.Ю. Исследование психолого-педагогических и психофизиологических предпосылок обуславливающих формирование школьно-значимых функций у детей 5-7 лет// Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2 – С. 53-58
Вопрос-ответ:
Что такое тревожность у дошкольников?
Тревожность у дошкольников - это психолого-педагогическая проблема, связанная с переживанием детьми сильной и неприятной эмоции тревоги, которая может влиять на их поведение и обучение.
Какие виды тревожности могут возникать у дошкольников?
У дошкольников могут возникать разные виды тревожности, такие как разобщенная тревожность, социальная тревожность, тревожность разделения, раздельная тревожность и другие.
Какие причины могут вызвать тревожность у дошкольников?
Причинами возникновения тревожности у дошкольников могут быть различные факторы, такие как разлука с родителями, переезд, стрессы в семье, ограничения в самовыражении и общении, неуверенность в себе и другие.
Какие психолого-педагогические условия могут помочь в коррекции тревожности у дошкольников в художественно-эстетической деятельности?
Для коррекции тревожности у дошкольников в художественно-эстетической деятельности могут быть полезны следующие условия: создание комфортной обстановки, индивидуальный подход к каждому ребенку, игровые формы работы, разнообразие материалов и методов, привлечение эмоциональной сферы и другие.
Как проводилась экспериментальная работа по коррекции тревожности у дошкольников?
Экспериментальная работа по коррекции тревожности у дошкольников включала в себя различные методики и техники, такие как релаксационные упражнения, творческие задания, игровые ситуации и другие, которые проводились на протяжении определенного времени и затем оценивались влияние на уровень тревожности у детей.
Что такое тревожность у дошкольников?
Тревожность у дошкольников - это психолого-педагогическая проблема, которая проявляется в чувстве беспокойства, волнения, неуверенности и неполноценности у детей дошкольного возраста. Она может сказываться на их поведении, эмоциональном состоянии и социальных взаимоотношениях.
Какие виды тревожности могут возникать у дошкольников?
У дошкольников могут возникать разные виды тревожности, такие как разобщенная тревожность (обусловлена страхом перед неизвестным), ситуативная тревожность (связана с конкретными событиями или ситуациями) и хроническая тревожность (постоянная, длительная тревожность).
Какие психолого-педагогические условия помогают коррекции тревожности у дошкольников?
Психолого-педагогические условия, которые помогают коррекции тревожности у дошкольников в художественно-эстетической деятельности, включают позитивный педагогический климат, создание безопасной и спокойной обстановки, разнообразие и интересность заданий, индивидуальный подход к каждому ребенку и постепенное преодоление его тревожности.