Национальные интересы обеспечения безопасности в сфере экономики

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая безопасность
  • 33 33 страницы
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 19.06.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы национальных интересов обеспечения безопасности в сфере экономики 5
1.1. Понятие и сущность экономической безопасности государства 5
1.2. Показатели экономической безопасности государства 10
Глава 2. Анализ угроз экономической безопасности России 13
2.1. Текущие угрозы экономической безопасности России 13
2.2. Институциональные проблемы экономической безопасности России 17
Глава 3. Направления преодоления угроз экономической безопасности
России 21
Заключение 28
Список использованных источников 30


Фрагмент для ознакомления

Существующая проблема «теневой экономики» может быть решена, если произойдет снижение ставок налогов, изменения в налоговой базе и перераспределения налогового бремени. С помощью этих мер можно снять часть оборота с «тени». Также, чтобы уменьшить оборот теневой экономики, необходимо улучшить налоговый контроль и использовать налоговое администрирование. Существенным шагом в совершенствовании налогового администрирования мог бы стать постоянный диалог законодательной и исполнительной власти с налогоплательщиками с целью формирования благоприятного налогового климата, который позволит создать стабильную налоговую систему, способную существенно увеличить доходную часть государственного бюджета за счет «выхода из тени» многих предпринимателей.Примером грамотного решения в части налогового законодательства можно отметить введение в 2019-2020 гг. для самозанятых граждан налога на профессиональный доход (НПД). Благодаря его актуальности, небольшой величине и простоте уплаты данный налоговый режим «вывести из тени» многих предпринимателей.И наконец, проблема антироссийских санкций. В критической ситуации, в которой оказалась экономика России после начала военной операции на Украине, может помочь только достижение перемирия и улучшение отношений с Западом. А такжеактивное развитие импортозамещения и поддержка отечественных предпринимателей, поиск новых стратегических партнеров, самым крупным из которых является Китай.Китай сегодня является ключевым партнером России в деле формирования Большой Евразии по причине его экономического потенциала и амбиций оспаривать систему международных отношений, основанной на гегемонии США.Стратегическое партнерство между КНР и Российской Федерацией ‒ это тандем включает крупнейшего в мире производителя энергоресурсов и крупнейшего их потребителя.Китай уже опередил Германию в качестве самого крупного поставщика промышленного оборудования в РФ. Поставки российского газа в КНР растут. Становится все более тесным военное сотрудничество, осуществляются совместные военные учения. В рамках инициативы «Один пояс, один путь» северо-восток Китая и Дальний Восток России активно осуществляют трансграничные автомобильные, железнодорожные, морские перевозки и развивают необходимую для этого инфраструктуру. Вполне реальной является перспектива глубокого вхождения РФ в область технологического влияния КНР, в частности в сферу строительства сетей 5G. Кроме того, «поворот на Восток» хорошо помог РФ еще в момент наложения предыдущих западных санкций.Однако такое экономическое сближение несет в себе потенциальные проблемы для России. Пока Китай использует свои экономические преимущества по большей части для получения более выгодных условий торговли, скидок при поставках газа и нефти. Однако по мере усиления зависимости России от Китая китайские политики вполне могут начать давить на Россию в других сферах. Суть в том, что китайские политики смотрят на Россию и на весь мир из перспективы столетий. Поэтому, даже сблизившись с КНР и выйдя на борьбу с Западом на китайской стороне, Россия все равно остается для него «историческим Западом».В последние годы Китай активно использует экономические рычаги для достижения своих политических целей, и торговая война Китая с Австралией ‒ лишь один из многих примеров. Пока Китай ведет себя с РФ подчеркнуто осторожно и уважительно, оказывая давление лишь по конкретным сделкам. Но сохранение подобного отношения со стороны КНР гарантировать нельзя, а потому России уже сейчас следует предпринимать шаги по возможной минимизации подобных проблем.Однако, учитывая сильнейшую конфронтацию России с Западом и серьезный накал в международных отношениях, это сделать сложно. России необходимо изменить основы своей внешней и отчасти внутренней политики, что позволило бы ей диверсифицировать международные контакты и опереться на устойчивый экономический рост.ЗаключениеПо результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Главный нормативно-правовой акт, который устанавливает основы национальной безопасности России, является ФЗ от 28.12.2010 №390-ФЗ «О безопасности». Актуальные позиции государства по проблеме национальной безопасности обозначены в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. №683. Данный нормативно-правовой акт служит базой для формирования и осуществления государственной политики в области обеспечения национальной безопасности России.На основании этой Стратегии издан Указ Президента РФ от 13.05.2017 №208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». В этой Стратегии определены угрозы и вызовы экономической безопасности России, а также цели, главные направления и задачи политики государства в области экономической безопасности на перспективу до 2030 года.Было установлено, что стратегическими целями обеспечения экономической безопасности в России являются развитие экономики страны, создание условий для развития личности, перехода экономики на новый уровень технологического развития, вхождение России в число стран – лидеров по объему валового внутреннего продукта и успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.Обеспечение экономической безопасности осуществляется путем развития промышленно-технологической базы и национальной инновационной системы, модернизации и развития приоритетных секторов национальной экономики, повышения инвестиционной привлекательности РФ, улучшения делового климата и создания благоприятной деловой среды.В процессе контроля и достижения экономической безопасности значительную роль играет система показателей экономической безопасности, включающая в себя ряд важнейших индикаторов. В систему показателей экономической безопасности входят показатели экономического роста; показатели уровня и качества жизни населения; показатели, которые характеризуют природно-ресурсный, научно-технический, производственный потенциал страны; показатели, которые характеризуют уровень теневой экономики и встроенность государства в мировую экономическую систему. Государству необходимо обращать пристальное внимание на данные индикаторы и своевременно реагировать на их изменение.В настоящее время на экономическую безопасность России оказывает влияние множество негативных факторов, таких как антироссийские санкции, пандемия коронавируса, масштабная коррупция, теневая экономикаи т.п. В связи с этим предприятиям необходимо быть гибкими, искать возможность трансформации бизнеса на новый лад для работы в кризис, возможно дистанционно. А со стороны государства должна оказываться всевозможная помощь современным предпринимателям и проведение грамотной антикоррупционной политики, защита свободной конкуренции, борьба с теневой экономикой.В критической ситуации, в которой оказалась экономика России после начала военной операции на Украине, может помочь только достижение перемирия и улучшение отношений с Западом. А также активное развитие импортозамещения и поддержка отечественных предпринимателей, поиск новых стратегических партнеров, самым крупным из которых является Китай. Тогда у российской экономики есть шанс пройти через текущий кризис и выстоять в тяжелые времена.Список использованных источниковФедеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения: 18.05.2022).Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 №390-ФЗ «О безопасности» [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения: 18.05.2022).Указ Президента РФ от 31.12.2015 №683«ОСтратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 18.05.2022).Указ Президента РФ от 13.05.2017 №208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 18.05.2022).Гетманова А.В., Козырь Н.С. Анализ показателей экономической безопасности региона // Современные научные исследования и инновации. ‒ 2016. ‒ №10.Дронов Р.В., Шунаев А.М. Концепция противодействия коррупционной угрозе на предприятии в условиях цифровизации // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. ‒ 2020. ‒ №3.Ду, Жуан. В рамках программы «Один пояс, один путь» стратегия развития Северо-Восточного Китая и Дальнего Востока России стыкуется и объединяется // Форум Северо-Восточной Азии. – 2018. – №2.Кайгородцев А.А. Оценка экономической безопасности Российской Федерации // Вестник МФЮА. ‒ 2018. ‒ №3.Каирбекова А.Д., Абрамов Р.А. Влияние коррупции на развитие предпринимательства в России // Human Progress. ‒ 2021. ‒ №2.Красовский Н.А. Институты поддержки предпринимательства в России // Вестник ГУУ. ‒ 2021. ‒ №4.Мова Я.А., Рафикова З.Р., Халитова А.З. Анализ внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. ‒ 2020. ‒ №2-2.Околота Д.П. Суверенное государство как базовый актор международных отношений в теории международных отношений // Скиф. ‒ 2020. ‒ №9(49).Орлов С.Н. Россия и мир после пандемии // Научные труды Вольного экономического общества России. ‒ 2020. ‒ №3.Писаренко А.О., Милета В.И. Влияние бедности на экономическую безопасность государства // Экономика и бизнес: теория и практика. ‒ 2019. ‒ №9.Прищепа Б.К. Вовлечение частного сектора в антикоррупционную деятельность, как один из элементов обеспечения эффективности административно-правовых механизмов противодействия коррупции // Юридическая наука. ‒ 2021. ‒ №1.Репушевская О.А. Современное состояние предпринимательства в России // Вестник РУК. ‒ 2020. ‒ №3(41).Смирнова Л.Я., Темняков Д.А. Экономическая безопасность современной России // Криминологический журнал. ‒ 2021. ‒ №2.Урсул А.Д. Глобальный вектор международных отношений // Мировая политика. ‒ 2019. ‒ №3.Фатхуллина Р.А. Противодействие коррупции // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. ‒ 2020. ‒ №5-4.Шмарихина Е.С. Интегральная оценка экономической безопасности Российской Федерации // Вестник НГУЭУ. ‒ 2021. ‒ №1.Экономическая теория: учебник / под ред. И.К. Ларионов. – М.: Дашков и К, 2019. – 408 с.Антикоррупционная хартия российского бизнеса [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.against-corruption.ru (дата обращения: 18.05.2022).Банк России принял решение повысить ключевую ставку до 20% годовых [Электронный ресурс] / ЦБ РФ. ‒ Режим доступа: https://www.cbr.ru/press/keypr (дата обращения: 18.05.2022).Исследование влияния пандемии COVID-19 на российский бизнес [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://sapmybiz.rbc.ru/RBK_Issledovanie_vliyaniya_pandemii_COVID_19_na_rossiyskiy_biznes.pdf (дата обращения: 18.05.2022).Курс российского рубля [Электронный ресурс] / Банки.ру. ‒ Режим доступа: https://www.banki.ru/products/currency/rub (дата обращения: 18.05.2022).Меры Правительства РФ по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики [Электронный ресурс] / Правительство России. ‒ Режим доступа: http://government.ru/support_measures (дата обращения: 18.05.2022).Россия считает Китай союзником в новой холодной войне с Западом [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://meduza.io/feature/2021/04/06/rossiya-schitaet-kitay-soyuznikom-v-novoy-holodnoy-voyne-s-zapadom-no-eto-ne-vzaimno (дата обращения: 18.05.2022).Росстат [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 18.05.2022).Российский и мировой ТЭК: вызовы и перспективы [Электронный ресурс] // Энергетическая политика. ‒ Режим доступа: https://energypolicy.ru/rossijskij-i-mirovoj-tek-vyzovy-i-perspektivy/business/2022/14/15 (дата обращения: 18.05.2022).Corruption perceptions index 2021 [Электронныйресурс] / Transparency International. – Режимдоступа: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korrupczii-2021-29-ballov-i-136-e-mesto (датаобращения: 18.05.2022).Index of Economic Freedom [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.heritage.org/index/heatmap (дата обращения: 18.05.2022).

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения: 18.05.2022).
2. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 №390-ФЗ «О безопасности» [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения: 18.05.2022).
3. Указ Президента РФ от 31.12.2015 №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 18.05.2022).
4. Указ Президента РФ от 13.05.2017 №208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 18.05.2022).
5. Гетманова А.В., Козырь Н.С. Анализ показателей экономической безопасности региона // Современные научные исследования и инновации. ‒ 2016. ‒ №10.
6. Дронов Р.В., Шунаев А.М. Концепция противодействия коррупционной угрозе на предприятии в условиях цифровизации // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. ‒ 2020. ‒ №3.
7. Ду, Жуан. В рамках программы «Один пояс, один путь» стратегия развития Северо-Восточного Китая и Дальнего Востока России стыкуется и объединяется // Форум Северо-Восточной Азии. – 2018. – №2.
8. Кайгородцев А.А. Оценка экономической безопасности Российской Федерации // Вестник МФЮА. ‒ 2018. ‒ №3.
9. Каирбекова А.Д., Абрамов Р.А. Влияние коррупции на развитие предпринимательства в России // Human Progress. ‒ 2021. ‒ №2.
10. Красовский Н.А. Институты поддержки предпринимательства в России // Вестник ГУУ. ‒ 2021. ‒ №4.
11. Мова Я.А., Рафикова З.Р., Халитова А.З. Анализ внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. ‒ 2020. ‒ №2-2.
12. Околота Д.П. Суверенное государство как базовый актор международных отношений в теории международных отношений // Скиф. ‒ 2020. ‒ №9(49).
13. Орлов С.Н. Россия и мир после пандемии // Научные труды Вольного экономического общества России. ‒ 2020. ‒ №3.
14. Писаренко А.О., Милета В.И. Влияние бедности на экономическую безопасность государства // Экономика и бизнес: теория и практика. ‒ 2019. ‒ №9.
15. Прищепа Б.К. Вовлечение частного сектора в антикоррупционную деятельность, как один из элементов обеспечения эффективности административно-правовых механизмов противодействия коррупции // Юридическая наука. ‒ 2021. ‒ №1.
16. Репушевская О.А. Современное состояние предпринимательства в России // Вестник РУК. ‒ 2020. ‒ №3(41).
17. Смирнова Л.Я., Темняков Д.А. Экономическая безопасность современной России // Криминологический журнал. ‒ 2021. ‒ №2.
18. Урсул А.Д. Глобальный вектор международных отношений // Мировая политика. ‒ 2019. ‒ №3.
19. Фатхуллина Р.А. Противодействие коррупции // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. ‒ 2020. ‒ №5-4.
20. Шмарихина Е.С. Интегральная оценка экономической безопасности Российской Федерации // Вестник НГУЭУ. ‒ 2021. ‒ №1.
21. Экономическая теория: учебник / под ред. И.К. Ларионов. – М.: Дашков и К, 2019. – 408 с.
22. Антикоррупционная хартия российского бизнеса [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.against-corruption.ru (дата обращения: 18.05.2022).
23. Банк России принял решение повысить ключевую ставку до 20% годовых [Электронный ресурс] / ЦБ РФ. ‒ Режим доступа: https://www.cbr.ru/press/keypr (дата обращения: 18.05.2022).
24. Исследование влияния пандемии COVID-19 на российский бизнес [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://sapmybiz.rbc.ru/RBK_Issledovanie_vliyaniya_pandemii_COVID_19_na_rossiyskiy_biznes.pdf (дата обращения: 18.05.2022).
25. Курс российского рубля [Электронный ресурс] / Банки.ру. ‒ Режим доступа: https://www.banki.ru/products/currency/rub (дата обращения: 18.05.2022).
26. Меры Правительства РФ по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики [Электронный ресурс] / Правительство России. ‒ Режим доступа: http://government.ru/support_measures (дата обращения: 18.05.2022).
27. Россия считает Китай союзником в новой холодной войне с Западом [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://meduza.io/feature/2021/04/06/rossiya-schitaet-kitay-soyuznikom-v-novoy-holodnoy-voyne-s-zapadom-no-eto-ne-vzaimno (дата обращения: 18.05.2022).
28. Росстат [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 18.05.2022).
29. Российский и мировой ТЭК: вызовы и перспективы [Электронный ресурс] // Энергетическая политика. ‒ Режим доступа: https://energypolicy.ru/rossijskij-i-mirovoj-tek-vyzovy-i-perspektivy/business/2022/14/15 (дата обращения: 18.05.2022).
30. Corruption perceptions index 2021 [Электронный ресурс] / Transparency International. – Режим доступа: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korrupczii-2021-29-ballov-i-136-e-mesto (дата обращения: 18.05.2022).
31. Index of Economic Freedom [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.heritage.org/index/heatmap (дата обращения: 18.05.2022).

Вопрос-ответ:

Какие показатели используются для измерения экономической безопасности государства?

Для измерения экономической безопасности государства используются различные показатели, такие как ВВП, уровень инфляции, оборотные средства, уровень безработицы и другие. Они позволяют оценить стабильность экономики и ее способность справляться с внешними и внутренними угрозами.

Какие текущие угрозы существуют для экономической безопасности России?

В настоящее время существуют различные текущие угрозы для экономической безопасности России. Некоторые из них включают санкции со стороны других стран, падение цен на нефть и газ, экономическую нестабильность внутри страны, низкую эффективность производственной сферы, высокую коррупцию и другие факторы.

Какие институциональные проблемы влияют на экономическую безопасность России?

На экономическую безопасность России влияют различные институциональные проблемы. Некоторые из них включают слабые механизмы контроля, отсутствие эффективной системы правоприменения, высокий уровень коррупции, неэффективную государственную политику, недостаточную защиту прав собственности и другие факторы.

Какие направления есть для преодоления проблем экономической безопасности?

Преодоление проблем экономической безопасности требует различных направлений действий. Некоторые из них включают укрепление институциональных механизмов контроля и правоприменения, снижение уровня коррупции, развитие эффективной государственной политики, улучшение защиты прав собственности, развитие инновационных технологий, привлечение инвестиций и другие меры.

Что такое экономическая безопасность государства?

Экономическая безопасность государства - это состояние, когда экономика функционирует стабильно и способна справиться с различными внешними и внутренними угрозами. Она включает в себя такие аспекты, как стабильность финансовой системы, развитие производства, защиту прав собственности, уровень занятости, устойчивость к внешним шокам и другие факторы.

Что такое экономическая безопасность государства?

Экономическая безопасность государства - это система мер и политических решений, направленных на защиту экономических интересов страны от угроз, как внутренних, так и внешних. Это важный компонент общей национальной безопасности и охватывает такие аспекты, как защита экономической инфраструктуры, ресурсов, финансовой системы, промышленности и торговли от различных угроз и рисков.

Какие показатели используются для оценки экономической безопасности государства?

Для оценки экономической безопасности государства используются различные показатели, включая такие как уровень инфляции, безработицы, рост ВВП, бюджетный дефицит, валютный резерв, торговый баланс и другие. Эти показатели помогают оценить состояние и устойчивость экономики страны, а также выявить потенциальные проблемы и угрозы для экономической безопасности.

Какие угрозы существуют для экономической безопасности России?

Существует ряд угроз для экономической безопасности России, включая внешние и внутренние факторы. К внешним угрозам можно отнести санкции со стороны других стран, экономическое давление, понижение цен на нефть и газ, технологическое отставание от развитых стран. К внутренним угрозам относятся коррупция, недостаточная эффективность государственных институтов, низкий уровень внутренних инвестиций и другие факторы.