Культура Киевской Руси

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Культурология
  • 15 15 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 15.03.2010
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Общие условия развития культуры.
Основные тенденции в литературе и искусстве.
Славянская письменность и образование.
Литература, книжное дело.
Устное народное творчество.
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

В  нее  вошли  устные  предания  и  письменные  Киевские и Новгородские летописные своды, относящиеся ко времени  утверждения христианства на Руси.
Нестор, несомненно,  являлся образованным человеком,  он знал большое   количество   византийских,   болгарских     и    русских произведений.  Его язык был богат и лаконичен. Очень образно автор описывает  историю  Руси,  происхождение  письменности,   религии, показывает   круг   знаний   русичей,  их  представление  о  мире, искусстве, международных связях, умело пользуется русским народным эпосом, вставляя в текст народные пословицы.
В Киево-Печерской    лавре    хранится     реконструированный скульптурный портрет Нестора,  выполненный учениками Герасимова. В последние годы жизни летописец  был  худощав,  среднего  роста,  с высоким  лбом,  длинными  спадающими  на  плечи  волосами.  Велика благодарность потомков  этому  выдающемуся  деятелю  древнерусской культуры, который не только оставил один из важнейших исторических источников,  но и дал пример глубокого патриотического отношения к своему отечеству.
С именем Ярослава Мудрого связывают появление первого юридического документа на Руси «Русской Правды». Он написал первые 17 статей, их обычно называют «Древнейшей Правдой» или «Правдой Ярослава». В конце  XI  века «Русская правда» была дополнена  тремя  братьями Ярославичами.
Таким образом,  изначально  на  Руси  складывается литература самых разнообразных жанров.  Это были исторические  повествования, биографии  святых  и  князей,  церковно-политические  трактаты.  В XI–XIII  веках  в  обращении  находилось  около  140  тысяч   книг нескольких  сот  наименований,  при  этом численность населения не превышала 7 млн.   человек.  Среди популярных сочинений были книги, уходящие  своими истоками в дохристианскую эпоху:  записи народных примет,  рецепты врачевания,  былины,  сказания,  где  упоминались языческие боги.
 
Устное народное творчество.
В собственно  славянских  книгах ярко прослеживаются традиции устного народного творчества.  Русская земля  всегда  была  богата сказками,  пословицами,  песнями,  в  которых сосредоточена веками накопленная мудрость и где можно найти  ответы  на  все  житейские вопросы.   Нельзя  не  согласиться  с А. Толстым,  который  писал: «Напрасно думать,  что эта литература была лишь  плодом  народного досуга.  Она  была  достоинством  и  умом народа.  Она становила и укрепляла его нравственный облик,  была его исторической  памятью, праздничными  одеждами  его  души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».
В X веке устное народное творчество продолжает развиваться  и совершенствоваться.  Появляются былины, которые по праву считаются вершиной устных поэтических произведений.  В характерах их  героев воплощались самые лучшие качества народа. С детства нам знакомые и любимые Илья Муромец,  Добрыня Никитич и Алеша Попович  героически сражались  против воинственных чужеземцев,  защищая русскую землю. Народные поэты фиксировали самые яркие  события  русской  истории. Былины  пели  или  рассказывали  нараспев,  чаще  всего под гусли, воспевая дух патриотизма, единство Руси и ее величие.
Таким образом, многочисленные восточнославянские племена  образовали единое древнерусское государство. Огромное влияние на жизнь страны оказали реформы князя Владимира. Была создана своеобразная высокая культура, которая органично сочетала христианские идеи и древние славянские традиции.
Заключение
Культура Киевской Руси, не скованная феодальными путами, достигла высокого уровня развития. Нет никаких оснований видеть в ней "две культуры" - культуру господствующего класса и класса эксплуатируемых, по той простой причине, что классы в древнерусский период нашей истории еще не сложились. Культура вырастала прямо из недр народных масс. В основе ее было устное народное творчество. Если о славянской мифологии мы имеем мало сведений, то о более позднем пласте народной культуры - былинах мы знаем неплохо. Ряд современных историков и филологов считают, что в былинах нашли отражение конкретные исторические факты и фигуры. Гораздо более правильной представляется точка зрения на былины как на явление фольклора, отражающее самые общие процессы социальной и политической жизни, а на былинных героев как на совмещающих в себе разные хронологические пласты. Но нет никаких оснований относить былины к некоему эпическому периоду ранее эпохи Киевской Руси. Как установлено в последнее время (И.Я.Фроянов, Ю.И.Юдин), былины достаточно адекватно отражают демократический строй Киевской Руси. Наиболее известным является героический былинный цикл, в котором воспеваются народные герои, защитники Руси - Илья Муромец, Добрыня Никнтич, Алеша Попович и др.
Давая оценку древнерусской культуре в целом, нужно иметь в виду, что она насквозь была пронизана языческими традициями. Не говоря о том, что целые районы были населены язычниками, само древнерусское христианство можно определить как охристианенное язычество.
Список литературы
1. История России IX-ХХ вв.: Пособие по отечественной истории для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. М.М. Шу-милова, С.П. Рябикина. СПб: Издательский дом Нева, 2001.
2. Греков Б.Д. Киевская Русь. М.: Наука, 2001.
3. Ключевский В.О. Боярская Дума древней Руси. М.: Просвещение, 2001.
4. Литаврин Г. Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (ІХ - начало ХІІ в.). СПб., стр.64-79, 2004г..
5. Орлов С.С. История России. М.: ЛИГА-ПРЕСС, 2002. С. 36.
6. Орлов С.С. История России. М.: ЛИГА-ПРЕСС, 2002.
7. Третьяков П.Н. К истории племен верхнего Поволжья. М.: Просве-щение, 2001

 

Орлов С.С. История России. М.: ЛИГА-ПРЕСС, 2002. С. 36.

Греков Б.Д. Киевская Русь. М.: Наука, 2001.

Греков Б.Д. Киевская Русь. М.: Наука, 2001.

Третьяков П.Н. К истории племен верхнего Поволжья. М.: Просве-щение, 2001

История России IX-ХХ вв.: Пособие по отечественной истории для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. М.М. Шу-милова, С.П. Рябикина. СПб: Издательский дом Нева, 2001.

Литаврин Г. Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (ІХ - начало ХІІ в.). СПб., стр.64-79, 2004г..





13

1. История России IX-ХХ вв.: Пособие по отечественной истории для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. М.М. Шу-милова, С.П. Рябикина. СПб: Издательский дом Нева, 2001.
2. Греков Б.Д. Киевская Русь. М.: Наука, 2001.
3. Ключевский В.О. Боярская Дума древней Руси. М.: Просвещение, 2001.
4. Литаврин Г. Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (ІХ - начало ХІІ в.). СПб., стр.64-79, 2004г..
5. Орлов С.С. История России. М.: ЛИГА-ПРЕСС, 2002. С. 36.
6. Орлов С.С. История России. М.: ЛИГА-ПРЕСС, 2002.
7. Третьяков П.Н. К истории племен верхнего Поволжья. М.: Просве-щение, 2001



Вопрос-ответ:

Какие основные тенденции можно наблюдать в литературе и искусстве Киевской Руси?

На Киевской Руси прослеживаются несколько основных тенденций в литературе и искусстве. Во-первых, это связь с Христианской церковью, так как в это время на Руси активно развивалось христианство. Во-вторых, наблюдается влияние византийской культуры, что проявляется в архитектуре, иконописи и литературе. Также, можно отметить присутствие народных элементов в литературе и искусстве.

Какие памятники истории и культуры Киевской Руси можно отнести к народному творчеству?

К народному творчеству Киевской Руси относятся различные устные предания, легенды, сказки, песни и пословицы. Это народное творчество было передаваемо из поколения в поколение устным путем, без использования письменности. В этих произведениях отражены образы и представления средневекового русского народа.

Что входило в состав Киевских и Новгородских летописных сводов?

Киевские и Новгородские летописные своды – это письменные исторические источники, которые относятся к времени утверждения христианства на Руси. В этих сводах содержатся записи о событиях, происходивших на Руси, об исторических личностях, о войнах и политических договоренностях. Они были созданы с целью сохранить память о прошлом и передать ее потомкам. Нестор, автор "Повести временных лет", был образованным человеком и знал большое количество византийских, болгарских и русских произведений.

Какие источники использовались для написания летописей Киевской Руси?

Для написания летописей Киевской Руси использовались различные источники, включая архивные документы, свидетельства очевидцев событий, устные предания и мифы. Таким образом, летописцы собирали информацию из разных источников и создавали своды, которые стали основой для изучения истории Руси.

Какие были основные условия развития культуры на Киевской Руси?

Основные условия развития культуры на Киевской Руси были предопределены политическим, социальным и религиозным контекстом. Культура формировалась под влиянием восточных и западных цивилизаций, а также под воздействием славянских исконных традиций.

Какие были основные тенденции в литературе и искусстве на Киевской Руси?

Основные тенденции в литературе и искусстве на Киевской Руси включали развитие славянской письменности, литературы и книжного дела. Зарождалось устное народное творчество, формировались стихотворные и прозаические жанры, активно развивалось искусство церковной архитектуры и живописи.

Какую роль играла славянская письменность и образование на Киевской Руси?

Славянская письменность и образование на Киевской Руси играли важную роль в сохранении и развитии культуры. Под влиянием византийской цивилизации был создан славянский алфавит и разработана грамотность. Образование было доступно в основном церковным лицам, именно они занимались переводами и созданием письменных произведений.

Что входило в книжное дело на Киевской Руси?

Книжное дело на Киевской Руси включало создание, копирование и распространение письменных произведений. Выпуск книг осуществлялся в монастырских скрипториях и специальных писцовых мастерских. Книги наполняли библиотеки князей, епископов и монастырей, а также использовались в богослужении и образовательных целях.

Какие произведения входили в устное народное творчество на Киевской Руси?

Устное народное творчество на Киевской Руси включало разнообразные жанры и формы самовыражения, такие как сказания, песни, загадки, притчи и пословицы. Они передавались из поколения в поколение, являлись важным средством передачи и сохранения культурных и исторических традиций.

Какие были основные условия развития культуры Киевской Руси?

Основными условиями развития культуры Киевской Руси были: распространение христианства, принятие византийской культуры и образования, контакты с другими славянскими народами, развитие государства и укрепление его внутреннего единства.