Социальное обслуживание граждан пожилого возраста в россии

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социальная работа
  • 45 45 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 21.07.2022
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН 6
1.1. Понятие, принципы и задачи социального обслуживания пожилых граждан 6
1.2. Формы социального обслуживания пожилых граждан 9
1.3. Нормативно-правовая основа социального обслуживания пожилых граждан 18
Выводы по главе 1 20
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ " ИНГОДИНСКИЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ "МИЛОСЕРДИЕ" ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ 22
2.1. Общая характеристика центра социального обслуживания 22
2.2. Анализ деятельности центра социального обслуживания 23
2.3. Проблемы социального обслуживания пожилых граждан и пути их решения 34
Выводы по главе 2 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43

Фрагмент для ознакомления

Кроме того, к этим проблемам относятся принципы построения системы социальных услуг для пожилых людей, распределение финансирования и полномочий; б) процедурные проблемы, связанные с социальным обслуживанием пожилых граждан, которые также можно назвать проблемами правоприменения. Данная группа проблем характеризует концепцию социального обслуживания пожилых граждан как процесс непосредственной деятельности конкретных уполномоченных государственных органов по социальному обслуживанию пожилых граждан. Эти проблемы выражаются в несовершенстве процедуры назначения данных видов социальных услуг пожилым гражданам, бюрократизации процесса их получения; г) проблемы финансирования социальных услуг для пожилых граждан, которые отражают выражение материальной ценности концепции социальной защиты. Можно выделить следующие проблемы формирования и функционирования институционального механизма социального обслуживания пожилых граждан: a) отсутствие четкого законодательного регулирования конкретных действий, которые должны осуществлять законодательные органы и государственные, центральные и местные органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления в отношении социального обслуживания пожилых граждан; b) отсутствие системы контроля (в том числе общественного контроля) за деятельностью уполномоченных органов в сфере социальных услугСреди всех социально значимых институтов, функционирующих в современном государстве, система социальных услуг для пожилых людей является одной из самых важных. В постиндустриальной и информационной экономике роль пенсионного обеспечения постоянно возрастает. Мы считаем, что для улучшения социального обслуживания пожилых людей в России необходимо сосредоточиться на следующих направлениях: 1) Правовые меры. 2) Меры по совершенствованию структуры системы уполномоченных организаций; 3) Экономические меры.Выводы по главе 2Социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов на дому осуществляют 44 социальных работника в четырех отделениях, по два отделения в Ингодинском и Центральном административных районах Читы. Государственным заданием была установлена цифра 500 человек, которые должны быть обслужены в 2018 году. По итогам работы эта цифра составила 572 человека, при этом на бесплатной основе обслужено 106 клиентов, на условиях частичной оплаты - 35 клиентов, на условиях полной оплаты - 356 клиентов. В 2021 году клиентам была оказана следующая помощь: предоставление необходимых технических средств реабилитации; переоформление Индивидуальных программ реабилитации инвалидов; помощь в переосвидетельствовании в Бюро медико-социальной экспертизы для подтверждения инвалидности; оформление субсидий на оплату ЖКХ и других льгот. Социально значимые акции для клиентов организуются в сотрудничестве с волонтерскими группами и спонсорами. В течение 2021 года было налажено сотрудничество со следующими волонтерскими группами и спонсорами: В честь празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне была организована акция "Поздравь Победу". В рамках этой акции мы организовали чествование клиентов в преддверии праздников и социально значимых дат.Деятельность Ингодинского центра социального обслуживания охватывает широкий спектр социальных услуг и располагает достаточными ресурсами для удовлетворения потребностей различных категорий граждан. Однако спрос на услуги, предоставляемые в центре, снижается, так как наблюдается отрицательная динамика по всем видам социальных услугПроблема социального обслуживания пожилых людей важна для любого региона, в том числе и Забайкальского края, так как она существенно влияет на благосостояние общества и качество жизни, соблюдение порядка и законности. Сегодня работа органов социальной защиты становится все менее эффективной из-за целого ряда проблем. Так, в настоящее время в России традиционные технологии, формы и методы социального обслуживания пожилых людей и инвалидов не приносят желаемого эффекта. Состояние такой деятельности характеризуется рядом проблемных и даже кризисных моментов. Среди них можно выделить следующие: а) отсутствие четкого законодательного регулирования конкретных действий, которые должны осуществлять законодательные органы и государственные, центральные и местные органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста;б) отсутствие системы контроля (в том числе общественного) за деятельностью уполномоченных органов в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и оценки эффективности реализации ими утвержденных программ; в) чрезмернаяцентрализованностьСреди всех социально значимых институтов, функционирующих в современном государстве, система социального обслуживания пожилых людей является одной из самых важных. Мы считаем, что для улучшения социального обслуживания пожилых людей в России необходимо сосредоточиться на следующих направлениях: 1) Правовые меры. 2) Меры по совершенствованию структуры системы уполномоченных организаций; 3) Экономические меры.ЗАКЛЮЧЕНИЕСоциальное обслуживание пожилых людей - это система, включающая в себя набор норм, правил, отношений внутри системы, а также сеть учреждений с межинституциональными отношениями, определенными процедурами взаимодействия, мандатами и материальными ресурсами для оказания помощи пожилым людям, удовлетворения их потребностей в социальных услугах и обеспечения их внутренних ресурсов для жизни и развития.Система принципов социального обслуживания - это совокупность императивных требований, которые взаимосвязаны друг с другом и создают целостное единство. Система принципов социального обслуживания является иерархической и предполагает, что каждая система является подсистемой и состоит из подсистем. Это не говорит о более высокой юридической силе одних принципов и более низкой юридической силе других. Все фундаментальные требования равнозначны, едины, существуют во взаимосвязи в рамках целостной системы. Однако отдельные принципы, являясь отражением общего направления функционирования всей социальной службы, образуют подсистему принципов, более конкретно отражающих это направление. Мы считаем, что в рамках единой социальной службы следует выделить две подсистемы: отраслевые принципы и межсекторные принципы.Основная роль социальных служб заключается в улучшении социального благополучия клиента соответствующего учреждения, повышении качества его жизни и позитивном влиянии на проблемы его жизненной ситуации.Институт социального обслуживания пожилых людей выполняет универсальные и специфические задачи и функции, которые помогают клиентам социальных служб в решении их социальных проблем.Форма социального обслуживания пожилых людей - это его внешнее проявление в виде предоставления соответствующих услуг пожилому населению Социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов осуществляется в следующих формах: на дому, полустационарное, стационарное, срочное, в виде консультативной помощи.Нормативно-правовая база социального обслуживания пожилых людей формируется множеством законодательных актов различного уровня. К ним относятся международные правовые акты, Конституция Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации, подзаконные акты, законодательство субъектов Российской Федерации.Социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов на дому осуществляют 44 социальных работника в четырех отделениях, по два отделения в Ингодинском и Центральном административных районах Читы. Государственным заданием была установлена цифра 500 человек, которые должны быть обслужены в 2018 году. По итогам работы эта цифра составила 572 человека, при этом на бесплатной основе обслужено 106 клиентов, на условиях частичной оплаты - 35 клиентов, на условиях полной оплаты - 356 клиентов. В 2021 году клиентам была оказана следующая помощь: предоставление необходимых технических средств реабилитации; переоформление Индивидуальных программ реабилитации инвалидов; помощь в переосвидетельствовании в Бюро медико-социальной экспертизы для подтверждения инвалидности; оформление субсидий на оплату ЖКХ и других льгот. Социально значимые акции для клиентов организуются в сотрудничестве с волонтерскими группами и спонсорами. В течение 2021 года было налажено сотрудничество со следующими волонтерскими группами и спонсорами: В честь празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне была организована акция "Поздравь Победу". В рамках этой акции мы организовали чествование клиентов в преддверии праздников и социально значимых дат.Деятельность Ингодинского центра социального обслуживания охватывает широкий спектр социальных услуг и располагает достаточными ресурсами для удовлетворения потребностей различных категорий граждан. Однако спрос на услуги, предоставляемые в центре, снижается, так как наблюдается отрицательная динамика по всем видам социальных услугПроблема социального обслуживания пожилых людей важна для любого региона, в том числе и Забайкальского края, так как она существенно влияет на благосостояние общества и качество жизни, соблюдение порядка и законности. Сегодня работа органов социальной защиты становится все менее эффективной из-за целого ряда проблем. Так, в настоящее время в России традиционные технологии, формы и методы социального обслуживания пожилых людей и инвалидов не приносят желаемого эффекта. Состояние такой деятельности характеризуется рядом проблемных и даже кризисных моментов. Среди них можно выделить следующие: a) отсутствие четкого законодательного регулирования; б) отсутствие системы контроля. в) Чрезмерная централизация системы управления;г) недостаточная распространенность и развитие электронного правительства.Среди всех социально значимых институтов, функционирующих в современном государстве, система социального обслуживания пожилых людей является одной из самых важных. Мы считаем, что для улучшения социального обслуживания пожилых людей в России необходимо сосредоточиться на следующих направлениях: 1) Правовые меры.2) Меры по совершенствованию институциональной структуры системы уполномоченных организаций; 3) Экономические меры.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВВсеобщая декларация прав человека 1948 г// РГ. – 1995. - № 67.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г //Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. - М.: БЕК, 1996. - С. 470-482.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СЗ РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах»// Собрание законодательства РФ, 16.01.1995, N 3, ст. 168,Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, N 48, ст. 4563,Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»// Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, N 29, ст. 3699,Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 7007.Айзинова И.М. Социально-экономические проблемы старшего поколения: гуманитарные аспекты старения и социальная поддержка населения старших возрастов // Пробл. прогнозирования. - 2017. - N 5. - С.105-115.Бистяйкина Д.А. Социальное самочувствие пожилых людей в период режима самоизоляции / Д.А.Бистяйкина, Т.В.Соловьева, Е.Г.Панькова // Социальная политика и социология. - 2020. - Т.19, N 3. - C.33-40.Бородина О.Д. Инновационные формы социального обслуживания инвалидов и граждан пожилого возраста на дому / О.Д. Бородина, В.В. Савченко // Междунар. журнал прикладных и фундаментальных исслед. – 2016. – № 2, ч. 2. – С. 321-324Бугаева А. А. Предпосылки создания и развития негосударственного сектора предоставления социальных услуг и его роль // Вестник науки и образования. – 2018. – № 5 (41). Воронцова, М. В.  Социальная защита и социальное обслуживание населения. — М.: 2022. — 330 с. Гаврилова Е.В. Практика социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому / Е.В. Гаврилов, А.И. Паскарь // Социальное обслуживание. – 2018. – №17 – С. 19-22Григорьева, И. А. Теория и методика социальной работы : учебник для СПО / И. А. Григорьева, В. Н. Келасьев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018Григорьян М.Ф. Депрессия и тревога людей старческого возраста // Клиническая геронтология. - 2018. - N 9-10. - С.16-17.История социальной работы: Мануэль, Шарин В.И. М.: Дашков и К, 2018 - с. 86.Мясищева Ю. Н. Современная система социального обслуживания населения // Молодой ученый.– 2018. – № 38. – С. 173‒175.Нагорнова, А. Ю.  Теория и технология социальной работы с пожилыми людьми . — М.: 2022. — 133 с. Прохоров А.И. История развития социальных служб // Вестник науки и практики - № 4 - 2019Роик, В. Д. Социальная политика: качество жизни пожилого населения и страховые институты социальной защиты : учеб.пособие для бакалавриата и магистратуры / В. Д. Роик. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 400 с.Ромм, Т. А. Социальная работа за рубежом : учебное пособие для СПО / Т. А. Ромм, М. В. Ромм. — 2-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 197 сСаралиева З.Х., Петрова И.Э. Пожилые в российской негосударственной социальной работе // Журнал исследований социальной политики. 2018. Т.16. №1. С. 95–108.Слиткова А. Н. Социальное обслуживание в России: законодательные новации // Труды Института государства и права РАН. – 2016. – № 3 (55) Социально-трудовая реабилитация и адаптация инвалидов и лиц пожилого возраста: учебное пособие для вузов / М. О. Буянова [и др.] ; под редакцией М. О. Буяновой. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 133 с. Теория социальной работы : учебник для вузов / Е. И. Холостова. — М.: 2022. — 288 с. Тюбеев А.И., Куршаева Ф.М. Региональная специфика предоставления социальных услуг населению // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2019. – № 3. – С. 58-70

1. Всеобщая декларация прав человека 1948 г// РГ. – 1995. - № 67.
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г //Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. - М.: БЕК, 1996. - С. 470-482.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СЗ РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398
4. Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах»// Собрание законодательства РФ, 16.01.1995, N 3, ст. 168,
5. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, N 48, ст. 4563,
6. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»// Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, N 29, ст. 3699,
7. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 7007.
8. Айзинова И.М. Социально-экономические проблемы старшего поколения: гуманитарные аспекты старения и социальная поддержка населения старших возрастов // Пробл. прогнозирования. - 2017. - N 5. - С.105-115.
9. Бистяйкина Д.А. Социальное самочувствие пожилых людей в период режима самоизоляции / Д.А.Бистяйкина, Т.В.Соловьева, Е.Г.Панькова // Социальная политика и социология. - 2020. - Т.19, N 3. - C.33-40.
10. Бородина О.Д. Инновационные формы социального обслуживания инвалидов и граждан пожилого возраста на дому / О.Д. Бородина, В.В. Савченко // Междунар. журнал прикладных и фундаментальных исслед. – 2016. – № 2, ч. 2. – С. 321-324
11. Бугаева А. А. Предпосылки создания и развития негосударственного сектора предоставления социальных услуг и его роль // Вестник науки и образования. – 2018. – № 5 (41).
12. Воронцова, М. В. Социальная защита и социальное обслуживание населения. — М.: 2022. — 330 с.
13. Гаврилова Е.В. Практика социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому / Е.В. Гаврилов, А.И. Паскарь // Социальное обслуживание. – 2018. – №17 – С. 19-22
14. Григорьева, И. А. Теория и методика социальной работы : учебник для СПО / И. А. Григорьева, В. Н. Келасьев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018
15. Григорьян М.Ф. Депрессия и тревога людей старческого возраста // Клиническая геронтология. - 2018. - N 9-10. - С.16-17.
16. История социальной работы: Мануэль, Шарин В.И. М.: Дашков и К, 2018 - с. 86.
17. Мясищева Ю. Н. Современная система социального обслуживания населения // Молодой ученый.– 2018. – № 38. – С. 173‒175.
18. Нагорнова, А. Ю. Теория и технология социальной работы с пожилыми людьми . — М.: 2022. — 133 с.
19. Прохоров А.И. История развития социальных служб // Вестник науки и практики - № 4 - 2019
20. Роик, В. Д. Социальная политика: качество жизни пожилого населения и страховые институты социальной защиты : учеб.пособие для бакалавриата и магистратуры / В. Д. Роик. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 400 с.
21. Ромм, Т. А. Социальная работа за рубежом : учебное пособие для СПО / Т. А. Ромм, М. В. Ромм. — 2-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 197 с
22. Саралиева З.Х., Петрова И.Э. Пожилые в российской негосударственной социальной работе // Журнал исследований социальной политики. 2018. Т.16. №1. С. 95–108.
23. Слиткова А. Н. Социальное обслуживание в России: законодательные новации // Труды Института государства и права РАН. – 2016. – № 3 (55)
24. Социально-трудовая реабилитация и адаптация инвалидов и лиц пожилого возраста: учебное пособие для вузов / М. О. Буянова [и др.] ; под редакцией М. О. Буяновой. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 133 с.
25. Теория социальной работы : учебник для вузов / Е. И. Холостова. — М.: 2022. — 288 с.
26. Тюбеев А.И., Куршаева Ф.М. Региональная специфика предоставления социальных услуг населению // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2019. – № 3. – С. 58-70


Вопрос-ответ:

Какие принципы лежат в основе социального обслуживания пожилых граждан?

Принципы социального обслуживания пожилых граждан включают индивидуальный подход, комплексность и непрерывность помощи, предоставление качественных услуг, добровольное участие пожилых граждан в процессе получения социального обслуживания, а также сотрудничество и координацию различных организаций и служб.

Какие формы социального обслуживания предоставляют пожилым гражданам?

Формы социального обслуживания пожилых граждан могут включать оказание социальной поддержки на дому, жилой социальный сервис, благотворительные услуги, социальные услуги по уходу и медицинскому обслуживанию, а также создание и поддержка центров социального обслуживания и дневных стационаров.

Какая нормативно-правовая основа регулирует социальное обслуживание пожилых граждан?

Нормативно-правовая основа социального обслуживания пожилых граждан включает Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", а также ряд других федеральных и региональных законов, постановлений и нормативных актов.

Какие задачи ставятся перед социальным обслуживанием пожилых граждан?

Задачи социального обслуживания пожилых граждан включают обеспечение социальной защиты, поддержки и ухода за пожилыми гражданами, повышение качества жизни и социальной активности, предоставление доступных социальных услуг, а также организацию социального взаимодействия и поддержки различных форм социального обслуживания.

Какие особенности социального обслуживания пожилых граждан можно выделить на примере государственного учреждения социального обслуживания в Ингодинском?

Особенности социального обслуживания пожилых граждан в государственном учреждении социального обслуживания в Ингодинском включают широкий спектр услуг и программ поддержки, включая групповые занятия, консультации специалистов, помощь в быту, организацию досуга и проведение различных мероприятий для пожилых граждан.

Какие задачи решает социальное обслуживание пожилых граждан?

Социальное обслуживание пожилых граждан решает такие задачи, как обеспечение социальной защиты и поддержки, предоставление различных видов помощи и услуг (например, медицинской, психологической, психотерапевтической), а также организация досуговых и социокультурных мероприятий.

Какие формы может принимать социальное обслуживание пожилых граждан?

Социальное обслуживание пожилых граждан может принимать различные формы, включая домашнее обслуживание, стационарное обслуживание (постоянное проживание в специальных учреждениях), центры дневного пребывания, предоставление социальных услуг на дому и другие.

Какая нормативно-правовая основа регулирует социальное обслуживание пожилых граждан?

Социальное обслуживание пожилых граждан в России регулируется нормативно-правовыми актами, включающими федеральные законы, постановления Правительства и иные нормативные акты. Одним из основных федеральных законов, регулирующих социальное обслуживание пожилых граждан, является Федеральный закон от 01.12.2012 № 48-ФЗ "О социальных услугах".

Какие особенности имеет социальное обслуживание пожилых граждан в государственном учреждении социального обслуживания "Ингодинский"?

Социальное обслуживание пожилых граждан в государственном учреждении социального обслуживания "Ингодинский" предоставляется в форме стационарного обслуживания. Здесь пожилым гражданам предлагают постоянное проживание в специализированном учреждении, где им предоставляются различные виды помощи, включая медицинскую, психологическую, реабилитационную и социально-бытовую помощь, а также организуются досуговые и социокультурные мероприятия.

Какие задачи решает социальное обслуживание пожилых граждан?

Социальное обслуживание пожилых граждан решает несколько задач: оказание помощи в повседневных жизненных потребностях, создание условий для активного и достойного старения, поддержка социальной активности и самоопределения, предоставление медицинской помощи и реабилитации.

Какие формы социального обслуживания доступны пожилым гражданам?

Пожилым гражданам доступны различные формы социального обслуживания, такие как социальные центры, дневные стационары, дома престарелых, реабилитационные центры, домашнее обслуживание, паллиативная помощь и другие. Каждая из этих форм предлагает определенный уровень поддержки и заботы в зависимости от потребностей пожилого человека.

Какая нормативно-правовая основа существует для социального обслуживания пожилых граждан в России?

В России социальное обслуживание пожилых граждан регулируется рядом нормативно-правовых актов. Основными из них являются Закон "О социальном обслуживании граждан в Российской Федерации", Федеральный закон "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, имеющих детей", а также местные нормативные акты, устанавливающие правила оказания социальных услуг пожилым гражданам.