Г. В. Свиридов
Заказать уникальный реферат- 34 34 страницы
- 12 + 12 источников
- Добавлена 25.06.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТВОРЧЕСТВО Г.В. СВИРИДОВА 4
1.1 Г.В. Свиридов как композитор второй половины ХХ-го века 4
1.2 Особенности творчества Г.В. Свиридова 6
ГЛАВА II. С.А. ЕСЕНИН И Г.В. СВИРИДОВ 10
2.1 С.А. Есенин и его поэзия 10
2.2 Произведения Г.В. Свиридова на стихи С.А. Есенина 13
ГЛАВА III. ЦИКЛ «ОТЧАЛИВШАЯ РУСЬ» (1976-1977) 18
3.1. Особенности текста 19
3.2 Музыка в цикле 20
3.3 Исполнительские особенности 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
В песне яркий контраст между частями, особенно в динамике.Песня «По-осеннему кычет сова...» снова показана картина осени, но не как первая песня, в которой природа описана спокойной, умиротворенной. Здесь музыка с движением, тихая, печальная, мелодия бродит по вокруг одной точке, отразила цикл жизни. Вся партия фортепианной полная, и темп мелодии и аккомпанемента одинаковый как третья песня. Приведем цитату Свиридова: «Я не писал здесь аккомпанемента, я писал дуэт для голоса и фортепиано». Предпоследняя песня «О верю, верю, счастье есть!» - в начале с предписанием “Умеренно скоро”. Музыка лёгкая и мы можем видеть, что в этой песне появилась восходящая кварта (Пример 4), которая дала понять, что в песне есть движение и стремление вперед. В конце песни, композитор написал слова “Чуть сдержаннее”, музыка аккомпанемента стала аккуратной, торжественной – как подготовка к последней песне.Пример 4В последней песни «О родина, счастливый и неисходный час!» музыка простая и величественная, как гимн. Звучит партия фортепиано, похожая на колокольный звон. У песни простая трёхчастная форма, между каждой частью нет передышек, они непрерывны, а аккомпанемент создает движение, он ровный, твердый. Стоит отметить, что композитор повторил рефрен раз за разом:Несу, как сноп овсяный,Я солнце на руках. 3.3 Исполнительские особенностиБезусловно, для исполнения такого произведения, как цикл «Отчалившая Русь» необходимо прежде всего хорошо понимать концепцию произведения. Музыка цикла не простая и это требует от исполнителя чуткого исполнения. В песне«Осень» самое интересное место –это фрагмент, который идет к кульминации. В тексте мы можем видеть, что в 14-ом такте уже появился знак “Крещендо” и исполнителю нужно сделать большое, длинное крещендо отсюда и продержаться до 17-го такта. Однако, нужно обратить внимание, что в вокальной партии Крещендо появляется только в 16 такте, а в 17-18 такте композитор написал знаки здесь “f-ff-sff ”, которые показали острый контраст (Пример 5), очень быстрый подход к кульминации. Поэтому, в партии фортепиано в 14-ом такте, знак “Крещендо” стоит показать скорее в настроении, а не в динамике. Фрагмент, который идет к кульминации очень короткий и быстрый и в целом начинается с 16-го такта.Пример 5В песне «Я покинул родимый дом...», по моему мнению, есть два места, на которые нужно обратить внимание. Первое - почти каждые тактовых чертях композитор пометил маленькую лигу (Пример 6), которая очень ярко показывает, что нужно идти вперед без остановки. Нельзя считать такты на 4, если так делать, музыка будет твердолобая и машинальная – необходимо считать именно предложениями.Второе: в нотном тексте очень много знаков динамик. Для исполнителя это особенно и важно, так как они точно показываютнастроение музыки и их необходимо верно передать.Пример 6Песня «Отвори мне, страж заоблачный» показала большой контраст между 2 страницей. В первой странице, композитор написал “очень медленно”, “ablibitum”, “широко”, “pmoltoespr”, аккомпанемент фортепиано здесь - как многоголосный хор, ритм одинаковый с вокальной партией. Во второй части песни композитор написал слова “сильно”, “взволнованно”, ускорил темпы. Партия фортепиано уже не мягкий хор, композитор написал здесь знак акцента с каждым тоном(Пример 7), как острый колокольный звон, музыка идет напряженная, как текст стиха:“Вижу, как он бьётся, мечется, Теребя тугой аркан...”. Поэтому исполнителю нужно играть на 2 характере, чтобы хорошо показать контраст музыки. И нужно сказать, что в этой песне педаль густая, которую любит композитор. Педаль поддержит общее настроение, поможет добиться густоты.Пример 7Песня «Серебристая дорога...» для исполнители простая, аккорд поддерживается густой педалью.Но нужно обратить внимание, что в каждые аккорды композитор дал точное указание, они соединятся непрерывно. Во второй фразе композитор немного изменил текст, у Есенина: Свечкой чисточетверговой над тобой горит звезда. А у Свиридова: Свечкой чисточетверговой надо мной горит звезда. В песня «Отчалившая Русь» исполнитель должен очень внимательно смотреть знаки, которые композитор написал. Например, у песни полные аккорды, и много раз появились знаки “акцент”. В нотах изменение знаков динамики плавное, как mf-p-mf-f-mp, только в конце появился знак sff, поэтому можно сказать, что характер песни легкий, не перегруженный.В музыке песни «Симоне, Петр...Где ты? Приди...» композитор много дал много указаний в нотном тексте. Например, в тексте 3 раза призывают Иисуса, каждый раз со словами“Медленно, скорбно”, 2 раза есть указания “чуть движения”, когда появился образ рыбака-Иуды. Знаков динамик тоже много, у которых острый контраст, особенно между образом Иисус и Иуды. Мне кажется, что самое эффектное место - после кульминации, музыка сразу вернулась на динамике “р-pp-ppp”, третий раз призыв Иисуса с самой тихой динамикой в песне.В следующей песне аккомпанементпростой, как и в первой песне. Но в отличии от первой, у песни большой контраст-это самое важное требование для исполнителя в этой песне. В одинаковом месте партии фортепиано и вокальной партии композитор написал знак f, sf и ff, это значит нам нужно очень подчеркнуть драматичность момента.Пример 8Пример 9Требование восьмойпесни «Там, за млечными холмами...» самое простое в цикле - сделать звук лёгкий, ровный и чёткий. В нотах композитор только написал слово “Живо”, и немного указал знаков динамики, а изменения динамики не острые. Мне кажется, что в музыкальном аспекте, это песня как “Отдых” после предыдущей. И хочу сказать, мне очень нравится, что в конце сильные яркие аккорды в партии левой руки словно предвосхищают что-то новое и неизбежное (Пример 10).Пример 10Требование девятой песни «Трубит, трубит погибельный рог!..» очень ясно, композитор все написал в нотах. После восьмой песни настроение стремительно меняется, основная эмоция тяжелая, резкая. На второй части композитор написал “Отчаянно. Максимум выразительности!”. В начале и конце снова появилась нисходящая кварта, которая как отчаянный крик, на нее нужно обратить внимание и учесть, что при этом динамика партии фортепиано меньше чем вокальной (Пример 11, 12). Эту кварту певцу нужно показать, а аккомпанемент должен помочь.Пример 11-12Ещё одно место этой песни - во второй части в басах партии фортепиано, гдепоявляется нисходящая хроматическая гамма(Пример 13). Эмоция трагическая и соединяет следующее предложение.Пример 13Песня «По-осеннемукычет сова...» на первый взгляд не трудна в исполнении, музыка тихая, печальная, композитор мало обозначил каких-либо особенностей. Каждый знак динамики стоит долгое время: например, первая динамика p стоит 8 тактов, потом идет mp-mf-f и очень медленно идет на кульминацию. Поэтому мне кажется, что самое важное требование в этой песне, чтобы исполнитель держал общий темп.Предпоследняя песня «О верю, верю, счастье есть!», которая отличается от предыдущей песни, обладает большим контрастом: например, на первой и второй части изменений динамики много (в первой содержится указаниеmp-mf-mp-p-pp и есть маленький Крещендо (Пример 14), которое нужно исполнителю показать, но не переборщить. Здесь композитор ясно показал настроение музыки, например, на первой и второй части основное указание — это “Умеренно скоро”, а на третьей, появилась слово “Сильно” - это не только для динамики музыки, но и настроения в общем.Пример 14У песни «О родина, счастливый и неисходный час!» полные, широкие аккорды. Музыка простая, композитор написал радость и твердость в конце цикла. В начале ноты обозначил “staccato(колокольно)”, значит все аккорды лёгкие и яркие, а не тяжелые. Для исполнителя нужно обратить внимание на каждую из частей, добиваясь особенной динамики. ЗАКЛЮЧЕНИЕГеоргия Свиридова по праву можно назвать выдающимся вокальным композитором ХХ века, поскольку в концертной практике (наряду с хоровыми сочинениями) его гениальные творения для голоса очень популярны и актуальны для слушателя и в ХХІ веке.Поэма «Отчалившая Русь» на стихи С. Есенина была написана в 1976–1977 годах за очень краткий срок под влиянием сильных личных переживаний по поводу безвременной кончины музыковеда А. Сохора, близкого друга, автора пер вой монографии о творчестве Г. Свиридова (на титульном листе – посвящение «Памяти Арнольда Наумовича Сохора»).Поэма «Отчалившая Русь» – откровение нашего великого современника Г.В. Свиридова – философа и духовного Учителя. В ней отражение нашего времени, правды и в ней же бесконечная вера в великую будущность России, в ее возрождение.Г. Свиридов – очень мудрый, точный и чуткий летописец не только своего времени. В его музыке слышится и эпоха А. С. Пушкина, и эпоха царя Федора Иоанновича. Обращение композитора к русскому средневековью – это не стилизация, не стремление удовлетворить любопытство к необычности, экзотике музыкальной старины. За оболочкой культового обряда Г. Свиридов сумел чутко услышать выражение исторического и духовного опыта своего народа, его представления о нравственных идеалах. Главный смысл его пристального интереса к древнерусским песнопениям – не в восстановлении форм и манеры, а, через творчество, в возрождении духа национальных музыкальных традиций, как старых, так и более близких по времени.«Отчалившая Русь», написанная в 1977году, – сгусток всего лучшего, что есть у композитора. Произведения с таким названием у поэта нет. Свиридов нашел эти слова в одной из стихотворных строк и озаглавил так свою вокальную поэму. «Отчалившая Русь» – раскрытое сердце композитора, поэма о России не в бытовом смысле слова, а как части человеческой души.Произведения Г. Свиридова звучат в самых разных уголках земного шара, к ним обращаются известные исполнители. И не тронута временем свежесть, самобытность, притягательность творчества композитора, в котором присутствует огромный талант, не боящийся встречи со Временем!СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫБелоненко А.С. Начало пути (К истории свиридовского стиля) // Музыкальный мир Георгия Свиридова / сост. А.С. Белоненко. –М.: Советский композитор, 1990. –С. 146-164.Ван Шожэнь Биография С.Есенина». – Ляо Хай. 1998. – С. 28.Вишневский И.С. Воплощенный Свиридов // Георгий Свиридов в воспоминаниях современников / сост. и коммент. А.Б. Вульфов; авт. предисл. В.Г. Распутин. М.: Молодая гвардия, 2006. –С. 661-700.Есенин С.А. Стихотворения и поэмы / С.А. Есенин; сост., вступ. ст. и примеч. И.К. Сушилкина; худож. Ю.К. Бажанов.- Москва: Советская Россия, 1985.Золотов А.А. Книга о Свиридове. Размышления, высказывания, статьи, заметки / Сост. А. Золотов. – М.: «СК», 1983 – 282 с.Кусакина В. Поэма «Отчалившая Русь»: опыт исполнительской интерпретации. Культурная жизнь Юга России. № 3 (41). –2011.Музыкальный мир Георгия Свиридова. Сборник статей / Сост. А.С. Белоненко. – М.: Советский композитор, 1990. – 224 с.Полякова Л. Некоторые вопросы творческого стиля Г. Свиридова / Музыка и современность. – М., 1962.Ручьевская Е. Поэма «Отчалившая Русь» в контексте авторского стиля Свиридова. Музыкальный мир Георгия Свиридова: сб. ст. / сост. А. Белоненко. –Москва: Советский композитор, 1990. –С. 92–123.Свиридов Г.В. Музыка как судьба/ ред. С.И. Субботина // Молодая гвардия, 2022. – 800 с.Тимофеева А.Н. Г.В. Свиридов «Песни странника». На пути к премьере // Свиридовские чтения: «Г.В. Свиридов и музыкальное пространство XXI века: диалоги во времени»: Сборник научных статей по материалам XV Международной студенческой научно-практической конференции / ред. коллегия: А. С. Белоненко, В. В. Медушевский, Л. В. Шаповалова, М. Ю. Артёмов, В. В. Чкония. Курск: ЛИТЕРА, 2019. –С. 49-55.Элик М.А. Свиридов и поэзия // Георгий Свиридов. Сборник статей и исследований / сост. Р.С. Леденев. –М.: Музыка, 1979. –С. 70-148.
2. Ван Шожэнь Биография С.Есенина». – Ляо Хай. 1998. – С. 28.
3. Вишневский И.С. Воплощенный Свиридов // Георгий Свиридов в воспоминаниях современников / сост. и коммент. А.Б. Вульфов; авт. предисл. В.Г. Распутин. М.: Молодая гвардия, 2006. –С. 661-700.
4. Есенин С.А. Стихотворения и поэмы / С.А. Есенин; сост., вступ. ст. и примеч. И.К. Сушилкина; худож. Ю.К. Бажанов.- Москва: Советская Россия, 1985.
5. Золотов А.А. Книга о Свиридове. Размышления, высказывания, статьи, заметки / Сост. А. Золотов. – М.: «СК», 1983 – 282 с.
6. Кусакина В. Поэма «Отчалившая Русь»: опыт исполнительской интерпретации. Культурная жизнь Юга России. № 3 (41). –2011.
7. Музыкальный мир Георгия Свиридова. Сборник статей / Сост. А.С. Белоненко. – М.: Советский композитор, 1990. – 224 с.
8. Полякова Л. Некоторые вопросы творческого стиля Г. Свиридова / Музыка и современность. – М., 1962.
9. Ручьевская Е. Поэма «Отчалившая Русь» в контексте авторского стиля Свиридова. Музыкальный мир Георгия Свиридова: сб. ст. / сост. А. Белоненко. –Москва: Советский композитор, 1990. –С. 92–123.
10. Свиридов Г.В. Музыка как судьба/ ред. С.И. Субботина // Молодая гвардия, 2022. – 800 с.
11. Тимофеева А.Н. Г.В. Свиридов «Песни странника». На пути к премьере // Свиридовские чтения: «Г.В. Свиридов и музыкальное пространство XXI века: диалоги во времени»: Сборник научных статей по материалам XV Международной студенческой научно-практической конференции / ред. коллегия: А. С. Белоненко, В. В. Медушевский, Л. В. Шаповалова, М. Ю. Артёмов, В. В. Чкония. Курск: ЛИТЕРА, 2019. –С. 49-55.
12. Элик М.А. Свиридов и поэзия // Георгий Свиридов. Сборник статей и исследований / сост. Р.С. Леденев. –М.: Музыка, 1979. –С. 70-148.
Вопрос-ответ:
Какие основные особенности творчества Г. В. Свиридова?
Основные особенности творчества Г. В. Свиридова включают использование национальных музыкальных тем, наличие лирического оттенка в произведениях, использование стихотворных текстов.
Какие произведения Г. В. Свиридова были написаны на стихи С. А. Есенина?
Г. В. Свиридов написал несколько произведений на стихи С. А. Есенина, включая "Отчалившую Русь", "Молитву", "Поэта" и другие.
Какие особенности текста цикла "Отчалившая Русь"?
Особенности текста цикла "Отчалившая Русь" включают яркий контраст между частями, особенно в динамике, использование лирического языка и отражение темы русской истории.
Какие музыкальные особенности присутствуют в цикле "Отчалившая Русь"?
В цикле "Отчалившая Русь" присутствуют такие музыкальные особенности, как использование народных мелодий и мотивов, использование хоровых и оркестровых сил, эмоциональность и драматичность.
Какие исполнительские особенности присутствуют в цикле "Отчалившая Русь"?
В цикле "Отчалившая Русь" присутствуют такие исполнительские особенности, как выразительное пение, умение передать эмоции текста, мастерство работы с оркестром.
Какими особенностями отличается творчество Г.В. Свиридова?
Особенности творчества Г.В. Свиридова включают в себя использование народных мотивов, характерную мелодическую выразительность, глубокое чувство русской души, а также интенсивное использование хоровых и вокальных жанров.
Какая связь у Г.В. Свиридова с С.А. Есениным и его поэзией?
Г.В. Свиридов тесно связан с поэзией С.А. Есенина. Он создал несколько произведений на стихи Есенина, в которых передал глубину эмоций и лирику поэзии Есенина с помощью своей музыки.
Какие особенности присутствуют в цикле "Отчалившая Русь"?
Цикл "Отчалившая Русь" создан Г.В. Свиридовым в 1976-1977 годах. В нем присутствуют особенности текста, музыки и исполнительские особенности. В тексте цикла заметен яркий контраст между частями, особенно в динамике. Музыка цикла наполнена выразительностью и эмоциональной глубиной. В исполнении требуется передача настроения и своеобразия произведения.