Особенности правового регулирования трудовых отношений в современном международном частном праве

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Международное право
  • 69 69 страниц
  • 68 + 68 источников
  • Добавлена 03.07.2022
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ 6
1.1 Понятие, сущность и виды трудовых отношений в системе международного частного права 6
1.2 Нормативно-правовое регулирование и принципы трудовых отношений регулируемых международным частным правом 15
1.3. Трудовая миграция в системе международного частного права 23
ГЛАВА 2. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ОСЛОЖЕННЫЕ ИНОСТРАННЫМ ЭЛЕМЕНТОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 32
2.1 Коллизионное регулирование трудовых отношений в России 32
2.2. Основные проблемы трудовых правоотношений иностранцев в России 39
2.3. Особенности соблюдения трудовых прав граждан Российской Федерации за рубежом 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61

Фрагмент для ознакомления

Как уже отмечалось выше, заключение трудового договора не выгодно работодателю с иностранным работником, поскольку это требует соблюдение не только большого количества гарантий, но и соблюдения налоговых, страховых режимов для предпринимателей.Когда трудовые мигранты прибывают в страну в больших количествах, они ложатся огромным бременем на государственные службы и инфраструктуру, а также на бюджет государства, поскольку они должны обеспечиваться также как и граждане РФ. Большие потоки мигрантов могут серьезно подорвать социальную и политическую структуру.Это может привести к потере рабочих мест или падению заработной платы в некоторых секторах, где заняты национальные трудовые ресурсы. Кроме того, когда мигранты не уезжают обратно, а остаются, адаптируются в стране, постепенно замещается количество трудовых ресурсов в некоторых отраслях.  Возникает также проблема обеспечения социальной безопасности.Существует большое количество нелегального перемещения мигрантов и трудоустройства, что порождает одновременно проблему коррупции.С другой стороны, в большинстве случаев прибытие молодых людей, желающих работать, может привести к пропорциональному увеличению инвестиций и объема производства, а также может ускорить темпы роста экономики в долгосрочной перспективе, за сет дешевой рабочей силы. Из этого следует, что миграционные потоки, какими они не были необходимо регулировать.Миграционные потоки, требуют эффективного управления, так как в настоящее время, создают большие негативные внешние эффекты для страны или даже для всего мира. Идеальной схемы распределения бремени трудовой миграции не существует, но при отсутствии политического управления возникает большое количество проблем.Несмотря на то, что миграционная политика постоянно совершенствуется, а также изменяются механизмы контроля въезда трудовых мигрантов, многие проблемы были решены не политической волей, а форс-мажорными обстоятельствами, связанными с пандемией, когда произошло ограничение потоков мигрантов. Но появилось другое количество проблем. На сегодняшний день, ключевая проблема заключается в дисбалансе, отсутствии потребностей рынка труда в конкретных отраслях и предложений, который этих отраслей не касаются. Важно не только контролировать трудовую миграцию посредством разрешительного механизма и мер, по адаптации мигрантов в России, но и учитывать экономические особенности и перспективы развития России. Современные исследователи подчеркивают, что необходимо, прежде всего, регулировать экономические отношения. Постоянно привлекая низкоквалифицированную силу в страну, происходит в перспективе большое количество проблем: экономического, социального порядка, возникают проблемы с безопасностью.Основной ориентир современной миграционной политики заключается в том, что происходит борьба с последствиями трудовой миграции, а не с причинами. Необходимо регулировать процесс до въезда в страну, а не после. Ориентир на сверхприбыль многих работодателей, не приводит к нужному эффекту в рамках экономического развития страны в целом.Нет согласованности между политикой рынка труда РФ и рынка субъектов РФ. Рынок труда в целом не сбалансирован, как на федеральном, так и региональном уровне.Регионы России сильно страдают из-за оттока граждан в более развитые и насыщенные работой центры, такие как, например, Москва или Санкт-Петербург. «Основными центрами притяжения внутрироссийских мигрантов уже на протяжении более четверти века кроме Москвы и Санкт-Петербурга являются также Краснодарский и Ставропольский края, Калининградская область, Республика Татарстан и др.»Необходимо понимать, что проблема правовой реализации иностранных граждан имеют существенные недостатки. Для противодействия нелегальной миграции и создании отношений с работодателем не нарушающих закон сложно для реализации. И так такую брешь приходится нести работодателям, и то, в связи с новым правовым положением большинства иностранных временных мигрантов, следить за нелегальным статусом иностранца вызывает трудности. В процессе идентификации недостатков было обнаружено, что процесс регуляции не направлен в сторону рангового отбора миграции. Процессом занимается подведомственная структура полиции – Главное управление по вопросам миграции МВД России. Ее позиция, даже рассматривая через систему правового регулирования, осуществляется определением разрешения к трудоустройству через способность мигранта к осуществлению трудовой деятельности внутри региона. Следовательно, позиция ранжирования рынка труда на рынок коренных жителей и внутренних мигрантов не происходит.Отдельный комплекс проблем связан с интеграцией иностранных граждан. По мнению Е.А. Окладниковой современная трудовая миграция в России с Кавказа и из среднеазиатских республик ориентирована на создание анклавной экономики. В силу того, что эти люди не говорят по-русски, или говорят очень плохо, живут по своим правилам, часто проявляют агрессию в отношении местного населения мегалополиса наши респонденты описывали их в терминах, близких к понятию «враг»: «Другие», «Чужие», «Нелегалы», «хачи», «чичмеки» и т. п.Как отмечают исследователи, по данным выборочных опросов, около половины мигрантов из стран СНГ не имеют профессионального образования. Это подтверждает и анализ статистических данных приведенный выше. Мигранты приезжают в основном из небольших городов и сел. Многие плохо знают русский язык или вообще не владеют им. Происходит сдвиг к бедной части социального спектра. Существенным изменением качественной характеристики миграции является её феминизация, то есть увеличение доли женщин и детей в общей численности мигрантов. Таким образом, мигранты решают проблему нехватки «рабочих рук», вызванную естественной убылью россиян. Лица, переехавшие в нашу страну для осуществления трудовой деятельности, чаще всего претендуют на замещение непрестижных рабочих мест, выполняют тяжелую работу с низкой заработной платой. Основными проблемами российского рынка труда в настоящее время являются: принудительный труд, нарушение прав мигрантов, повышение занятости в неформальном секторе экономики, нелегальная миграция. Несмотря на то, что предпринимается большое количество мер, в рамках миграционной политики, ее трудно назвать эффективной, что напрямую отражается на большом количестве различного рода трудовых споров, связанных с мигрантами.2.3. Особенности соблюдения трудовых прав граждан Российской Федерации за рубежомТрудовая миграция в целом имеет двусторонний процесс, в том смысле, что не только в Россию могут въезжать трудовые мигранты, но и граждане России, могут мигрировать в рамках поиска работы в различных зарубежных странах. Глобализация последних лет существенно увеличила различного рода потоки людей.Однако ситуация настолько быстро меняется, что приходится говорить о наличии различного рода проблем, связанных с увольнением российских граждан из зарубежных компаний. После введения специальной военной операции Вооруженными силами РФ на территории Украины многие страны ввели масштабные санкции против России (всего на РФ наложили свыше 5,5 тыс. санкций с 2014 года), о заморозке работы или уходе с рынка объявили более 300 иностранных компаний, руководящие посты в компаниях РФ покинули десятки топ-менеджеров.Расчеты российских экспертов и ученых, которые основываются на сравнении данных отечественной и зарубежной статистики, показывают, что за рубежом пребывает от 1 до 1,5 миллиона граждан Российской Федерации, однако достаточно сложно достоверно и однозначно оценить количество россиян, которые работают в различных странах. По оценкам МОТ, более чем 600 тысяч российских граждан трудятся не в стране гражданства.Такое количество обусловлено, прежде всего, тем, что все большее количество людей заинтересовано в заработках за пределами территории РФ, что связано с привлекательными условиями труда и высокой заработной платой. Трудовое место можно найти самостоятельно, через специальные трудовые агентства, а также посредством содействия миграционной службы России. Однако следует учитывать, что хорошее рабочее место за границей не дает гарантии того, что права и свободы российского гражданина будут признаваться и защищаться так же, как и на территории РФ, что подвергает его угрозе незащищенности.Российские граждане могут работать за рубежом, но трудовые отношения возникают в России: они могут направляться для осуществления трудовой деятельности в иностранные организации.Возможность отправления российского гражданина за границу не умаляет его права. Граждане могут направляться на работу за рубеж, например, российскими консульствами, представительствами, строительными организациями и др. В этом случае трудовые отношения регулируются российским правом. Некоторые особенности правового регулирования предусмотрены для правового регулирования трудовых отношений в странах, в которых находятся работники посольств РФ. В основном трудовые отношения российских граждан за рубежом носят срочный характер. В правовом регулировании применяется принцип единства и дифференциации в трудовом праве (общие нормы дополняются специальными нормами и правилами), что связано, например, с климатическими особенностями той или иной страны, влияющими на перерывы, продолжительность рабочего времени, длительность отпуска и т.д. Российские специалисты направляются на работу за границу в силу заключенного контракта на межправительственном уровне. В этом случае выплачивается вознаграждение российской организации, а затем эта организация выплачивает заработную плату работникам. Кроме того, выплачиваются по переезду, выплачивается подъемное пособие. Специалисты обеспечиваются жилплощадью, транспортными средствами, медицинской помощью и другими услугами. Правительством РФ утверждено постановление от 23 декабря 2006 г., в соответствии с которым установлены правила лицензирования деятельности организаций, которые направляют граждан России за границу для осуществления трудовой деятельности. Российские граждане могут заключать контракты с компаниями за рубежом. Иностранный работодатель заключает трудовой контракт по правилам той страны, в которой находится эта компания. Но вопросы социального обеспечения будут регулироваться по нормам российского законодательства. Страны заключают международные соглашения, согласно которым граждане одной договаривающейся стороны, постоянно проживающие на территории другой стороны, во всех вопросах трудовых отношений полностью приравниваются к гражданам другой договаривающейся стороны. Важным правовым условием является признание документов об образовании. Во многих странах требуется легализация документов об образовании, например, в Испании. В случае возвращения граждан из-за границы, имеющие право на пенсию, получают ее в России в порядке, установленном законом, включая полученные суммы пенсии. Главным условием для иностранцев, имеющих право на пенсию – это постоянное проживание в России. В том случае, если иностранец временно проживает в России, то пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с действующим законодательством той страны, в которой он постоянно проживает. В части пенсионного обозначения страны СНГ заключили международное соглашение.Гражданин РФ, прибыв для трудовой деятельности за пределы нашей страны, оказывается под юрисдикцией страны пребывания; вместе с тем, он остается российским гражданином и РФ защищает его интересы и безопасность и обязана покровительствовать интересам данного гражданина.Российское законодательство регулирует трудовую и служебную деятельность в следующих случаях:- трудовые отношения возникают на территории Российской Федерации;- гражданин РФ направляется в российское учреждение, предприятие или российскую организацию, территориально находящиеся за пределами нашего государства;- гражданин РФ направляется в служебную командировку.Следует отметить, что трудовая деятельность граждан вне государства может регулироваться нормами отечественного права и нормами того государства, где осуществляется эта деятельность.Российский гражданин, приехавший работать в другую страну сталкивается с другими правилами регулирования труда. «Если в стране пребывания имеются ограничения для занятия той или иной профессией, эти правила распространяются на российского работника и они должны учитываться самим работником и его работодателем. Наличие иных правил и требований, а также ограничений не должны делать хуже положение командированного работника в сравнении с гражданами страны пребывания».С другой стороны, стоит учитывать, что иностранный рабочий нацелен на быстрое трудоустройство, поскольку его задача смягчить бедственное положение своей семьи и преодолеть бедность, неуверенность и унижение. Поиск работы, даже плохой работы, также является ключом к тому, чтобы иностранные рабочие стали продуктивными членами общества, которое они приняли. Однако этому есть много препятствий, в том числе, во многих случаях, прямой отказ в разрешении на работу. Важная задача государства в том, чтобы реально регулировать процессы миграции, а в современных условиях при наличии большого количества механизмов это до сих пор хаотичный процесс.Проблема российского трудового законодательства в области международного частного права заключается в том, что оно не содержит коллизионные привязки.В современном регулировании международных трудовых отношений с иностранным элементом наиболее актуальной является коллизионная проблема. Основные противоречия возникают между нормами международного права и внутригосударственным законодательствомВ трудовом законодательстве России крайне ограничено регулирование трудовых отношений международного характера, что характеризует его как не соответствующее современным реалиям и требует некоторой доработки.Неоднозначно выглядит ситуация относительно реализации в рамках трудовых отношений принципа «автономии воли». Те страны, в которых трудовой договор является институтом гражданского права (например, Германия), допускают и, соответственно, применяют данный принцип, что дает возможность сторонам самим выбирать применимое право. В Российской Федерации такая возможность предоставлена только членам экипажей судов и их работодателей. В ТК РФ данный принцип не закрепляется, причиной чего может служить достаточно большой объем правовых норм, направленных на защиту работника, обход которых за счет возможности выбора иного правопорядка не допустим.Наиболее перспективным способом решения данной проблемы является унификация частноправовых норм, регулирующих трудовые отношения с иностранным элементом.В настоящее время разработан проект Федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства», который будет направлен на повышение качества нормативного правового регулирования в сфере миграции, а также внедрение информационных технологий. Данный проект предусматривает введение инструментов административного воздействия и административного надзора за деятельностью трудовых мигрантов. Также вводится четкий порядок въезда в страны и выезда из нее. Вводятся различные реестры лиц, непосредственно имеющих отношение к трудовой миграции. Кроме того, имеется также закрепление «соглашения о лояльности», подразумевающее под собой согласие трудового мигранта с условиями въезда в страну, выраженное в соблюдении законодательства Российской Федерации.Считаем, что указанный Проект Федерального закона будет способствовать решению многих проблем, возникающих в сфере трудовой миграции в Российской Федерации. В частности, значительно сократится число нелегальных мигрантов в случае введения обязанности в подписании соглашения о лояльности, а также введение реестра недобросовестных приглашающих лиц, электронного реестра работодателей, привлекающих иностранных работников и реестра иностранных работников. Помимо прочего, имеются некоторые неясности в отношениях, осложненных иностранным элементом по вопросу приграничных трудящихся. Под приграничным трудящимся понимается мигрант, осуществляющий трудовую деятельность на приграничной территории государства.Сохранением постоянного местожительство на приграничной территории другого государства, в которое он возвращается каждый день, раз неделю, раз в месяц.На сегодняшний день, трудовая миграция представляет собой явлений глобализации современного мира. Однако имеются некоторые неясности в отношениях, осложненных иностранным элементом по вопросу приграничных трудящихся. Вследствие чего, считаем необходимым закрепить в законодательстве Российской Федерации принцип lex voluntatis к отношениям приграничных трудящихся. А также проанализировав миграционную статистику, нами обнаружена проблема с нелегальной трудовой миграцией, которая может быть решена принятием проекта Федерального закона об условиях въезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в нашу страну.В законодательстве имеется пробел по поводу регулирования трудовых отношений с участием иностранного элемента. Предлагается внести в ТК РФ такую статью, которая бы позволила применять к трудовым отношениям, осложненным иностранным элементом, нормы главы VI ГК РФ. Следует использовать, исходящий из семейного законодательства, механизм исправления коллизий такой, как применение аналогии права и аналогии закона. Итак, Семейный кодекс РФ позволяет использовать нормы ГК РФ в случае, когда семейным законодательством та или иная ситуация не регулируется. В российском законодательстве не имеется специального закона о международном частном праве, то есть в нашем государстве выбран кодифицированный способ изложения частноправовых отношений, осложненных иностранным элементом. Считается абсолютно оправданным закрепление коллизионных норм в данной сфере в ТК РФ. В частности, закрепление принципа автономии воли, позволяющего сторонам выбор применимого права, обеспечивающего наиболее полную защиту их прав. Таким образом, трудовая деятельность граждан вне государства может регулироваться нормами РФ и нормами зарубежного государства, где осуществляется эта деятельность. Проблема российского трудового законодательства в области МЧП заключается в том, что оно не содержит коллизионные привязки. Российское трудовое законодательство требует доработки.В ТК РФ необходимо закрепления принципа автономии воли. Необходимо принятие в ближайшей перспективе Федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства». Необходимо закрепить в законодательстве Российской Федерации принцип lex voluntatis к отношениям приграничных трудящихся. Выводы по главе 2.Основными проблемами российского рынка труда в настоящее время являются: принудительный труд, нарушение прав мигрантов, повышение занятости в неформальном секторе экономики, нелегальная миграция. Несмотря на то, что предпринимается большое количество мер, в рамках миграционной политики, ее трудно назвать эффективной, что напрямую отражается на большом количестве различного рода трудовых споров, связанных с мигрантами. Основными проблемами российского рынка труда в настоящее время являются: принудительный труд, нарушение прав мигрантов, повышение занятости в неформальном секторе экономики, нелегальная миграция. В рамках мер совершенствования, необходимо в первую очередь, выработать механизмы эффективности миграционной политики, стимулировать работодателей на заключение трудовых договоров, что является также аспектом совершенствования политики государства. Трудовая деятельность граждан вне государства может регулироваться нормами РФ и нормами зарубежного государства, где осуществляется эта деятельность. Проблема российского трудового законодательства в области МЧП заключается в том, что оно не содержит коллизионные привязки. Российское трудовое законодательство требует доработки.В ТК РФ необходимо закрепления принципа автономии воли. Необходимо принятие в ближайшей перспективе Федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства». Необходимо закрепить в законодательстве Российской Федерации принцип lex voluntatis к отношениям приграничных трудящихся. Для совершенствования нормативно-правового регулирования, необходимо внести изменения в ТК РФ, в частности требуется введение главы или части норм, посвященных отношениям, осложненным иностранным элементом.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе проведенного исследования были решены следующие задачи:изучено понятие, сущность и виды трудовых отношений в системе МЧП;рассмотрены нормативно-правовое регулирование и принципы трудовых отношений регулируемых МЧП;исследована трудовая миграция в системе МЧП;проанализировано коллизионное регулирование трудовых отношений в России;охарактеризованы основные проблемы трудовых правоотношений иностранцев в России;выявлены особенности соблюдения трудовых прав граждан Российской Федерации за рубежом и предложены меры по совершенствованию правового регулирования. Основными итоговыми выводами явились следующие.Определение трудовых отношений МЧП указывает на наличие иностранного элемента в данных отношениях. Несмотря на наличие дискуссии, большинство исследователей указывают на МЧТП как систему правовых норм, регулирующих частноправовые трудовые отношения, с иностранным элементом основанные на взаимосвязанности юридических прав и обязанностей в сфере трудовой деятельности. Иностранный элемент в большей степени указывает на трудовых мигрантов, то есть лиц, которые мигрируют в связи с поиском работы и трудоустройства. В современном понимании используется как понятие трудового мигранта, так и иностранного рабочего.Основными коллизионными принципами МЧТП являются следующие: свободу выбора права, закон места работы, закон места нахождения работодателя, личный закон работодателя, закон флага судна, закон страны заключения контракта о найме. Трудовые отношения постоянно изменяются, что требует постоянного изменения и дополнения в сфере правового регулирования.Система нормативно-правового регулирования трудовых отношений в МЧП основывается, в первую очередь, на международных актах, среди которых стоит выделять как конвенции, так и двусторонние соглашения между государствами в области регулирования трудовых отношений. В системе правового регулирования, большое значение имеет МОТ, которой принято большое количество актов, в регулировании различных трудовых правоотношений, защите граждан и установлении принципов международного трудового права. На национальном уровне, значение имеет Конституция Российской Федерации, ТК РФ, а также федеральные законы в области регулирования труда иностранных граждан.Трудовая миграция образует большое количество различных потоков в современном развитии. Трудовая миграция является важной составляющей социально-экономического развития для многих государств. Трудовая миграция позволяет сбалансировать процессы воспроизводства рабочей силы. Необходимость правового регулирования отношений связанных с трудовой миграцией призвано, как разрешать коллизионные вопросы, так и направлено на защиту прав иностранных рабочих. Мигранты в целом являются наиболее уязвимой группой граждан с точки зрения соблюдения трудовых прав в стране пребывания.Трудовые отношения, в МЧП во многом связаны как с правовым статусом, деятельностью и защитой прав трудовых мигрантов. Возникновение различного рода коллизий создает необходимость эффективности как национального, так и международного права. Судебная практика российских судов показывает, что суды не всегда обстоятельно исследуют сущность трудового спора, нарушают нормы материального и процессуального права.Иностранные рабочие наиболее подвержены различного рода рискам, связанным с дискриминацией, невыплатой заработной платы, иными нарушениями их трудовых и иных прав. С наличием различного рода кризисов, данные проблемы усиливаются. Во многом, избежать неопределенности в разрешении различного рода коллизий позволяют как нормы международных актов, так и рекомендации данные МОТ. Российское право стоит в рамках применения норм права РФ к отношениям, осложненным иностранным элементом и использованием норм международного права. Однако если международные акты не всегда находят применение при разрешении спора, то, что говорить о многих рекомендаций данных МОТ.Мигранты решают проблему нехватки «рабочих рук», вызванную естественной убылью россиян. Лица, переехавшие в нашу страну для осуществления трудовой деятельности, чаще всего претендуют на замещение непрестижных рабочих мест, выполняют тяжелую работу с низкой заработной платой. Основными проблемами российского рынка труда в настоящее время являются: принудительный труд, нарушение прав мигрантов, повышение занятости в неформальном секторе экономики, нелегальная миграция. Несмотря на то, что предпринимается большое количество мер, в рамках миграционной политики, ее трудно назвать эффективной, что напрямую отражается на большом количестве различного рода трудовых споров, связанных с мигрантами. Основными проблемами российского рынка труда в настоящее время являются: принудительный труд, нарушение прав мигрантов, повышение занятости в неформальном секторе экономики, нелегальная миграция. В рамках мер совершенствования, необходимо в первую очередь, выработать механизмы эффективности миграционной политики, стимулировать работодателей на заключение трудовых договоров, что является также аспектом совершенствования политики государства. Трудовая деятельность граждан вне государства может регулироваться нормами РФ и нормами зарубежного государства, где осуществляется эта деятельность. Проблема российского трудового законодательства в области МЧП заключается в том, что оно не содержит коллизионные привязки. Российское трудовое законодательство требует доработки.В ТК РФ необходимо закрепления принципа автономии воли. Необходимо принятие в ближайшей перспективе Федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства». Необходимо закрепить в законодательстве Российской Федерации принцип lex voluntatis к отношениям приграничных трудящихся. Для совершенствования нормативно-правового регулирования, необходимо внести изменения в ТК РФ, в частности требуется введение главы или части норм, посвященных отношениям, осложненным иностранным элементом.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Ведомости Верховного Совета СССР 1976. № 17. ст. 291.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета .1995. № 67
3. Конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам (Заключена в г. Риме 19.06.1980) (с изм. от 17.06.2008) // СПС Консультант плюс 2022
4. Декларация Международной организации труда «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (принята в г. Женева 18.06.1998) // Российская газета 1998. № 238.
5. Конвенция № 122 Международной организации труда «О политике в области занятости» [рус., англ.] (Заключена в г. Женеве 09.07.1964) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1428 - 1431
6. Конвенция № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (Заключена 1983г.) // [Электронный ресурс]:http://www.ilo.org.
7. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Заключена 18.12.1979) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 342.
8. Конвенция о статусе беженцев 1951 г. // [Электронный ресурс]: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/refugees.shtml
9. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (принята 18 декабря 1990 г., вступила в силу 1 июля 2003 г.) 2220 UNTS 3, ст. 2 (1). // СПС Консультант плюс 2022
10. Конвенция № 111 Международной организации труда «Относительно дискриминации в области труда и занятий»: офиц. текст: [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120760.
11. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета 1993. 25 декабря
12. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // СЗ РФ 2002. № 1 (ч. 1), ст. 3.
13. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // СЗ РФ 1999. № 18. ст. 2207.
14. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 17.04.2017) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ 2002. № 30. ст. 3032.
15. Федеральный закон РФ от 18.07.2006 № 109-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 19.07.2017) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // СЗ РФ 2006. № 30. ст. 3285.
16. Проект Федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства» // СПС Консультант плюс 2022

Научная литература

17. Адриановская Т.Л., Байдин П.Н. Труд российских граждан за рубежом по трудовому договору с российским работодателем (командирование за границу) // Право и государство: теория и практика 2020. № 11. С.60-63.
18. Алексеенко П. Г., Ковтун И. П. Трудовой кодекс Франции // Вестник Амурского государственного университета. 2010. № 50. С. 99–103.
19. Алешина А.В. Правовое регулирование трудовых отношений, осложненных иностранным элементом: проблемы и кризисы // В книге: Кризисные явления в праве: теория, история, пути преодоления. ‒ Санкт-Петербург, 2021. С. 474-478.
20. Андрейцо С.Ю. Актуальные проблемы реализации миграционной политики // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России 2018. № 1. С. 47-50.
21. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Стариков Ю.Н. Административное право: учебник для вузов. М., 2018.
22. Березовая Е.А., Шлёнов Ю.В. Основные направления регулирования трудовой миграции в России //В сборнике статей магистрантов и преподавателей «Социально-гуманитарные проблемы». Образовательное частное учреждение высшего образования «Гуманитарно-социальный институт», журнал Теоретическая экономика. Москва, 2021. С. 9-16.
23. Вайда Е.В., Захаревская М.В. Разграничение понятий климатический «беженце» и «мигрант» //В сборнике: Юриспруденция и политология: теория и практики. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2020. С. 54-57.
24. Гупалова Е.Ю. Проблемы правового регулирования трудовых отношений с участием иностранных граждан // Цифровая наука. 2022. № 1. С. 78-84.
25. Дмитриева Г.К. Международное частное право – М.: Проспект, 2015.
26. Ермакова М.Л. Современные тенденции развития трудовых отношений в России // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2021. Т. 19. № 2. С. 38-47.
27. Ерохин М.В. К вопросу о понятии трудовой миграции // Эпомен 2020. № 43. С. 27-29.
28. Иванов А.И. Коллизионное регулирование договорных отношений, осложненных иностранным элементом // Epomen. Global. 2021. № 18. С. 27-35.
29. Кадасемчук Ю.С. Применение норм международного частного права при регулировании трудовых отношений, осложненных иностранным элементом, в Российской Федерации // В сборнике: Актуальные проблемы частного права в российской федерации. IV ежегодная Всероссийская студенческая научно-практическая конференция. Симферополь, 2021. С. 121-125.
30. Кудрявцева Л. В. Правовой статус иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. № 5. С. 559-561.
31. Кудрявцева Л.В., Васильченко А.В. Актуальные вопросы международных трудовых отношений // Актуальные проблемы современности. 2018. № 4 (22). С. 30-34.
32. Лагуткин О.Ю., Дьякова В.В. Обновление государственной миграционной политики в контексте обеспечения национальной безопасности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 12. С. 251-255.
33. Магалясова В.А., Мосная Е.И. Трудовые отношения в международном частном праве //Эпомен. 2019. № 34. С. 184-190.
34. Марышева Н.И. Международное частное право. Москва. Юрайт. 2016.
35. Мачульская Е.Е.Право социального обеспечения – М.: Юрайт, 2015.
36. Мошкина А.А. Коллизионные проблемы трудовых отношений в современном международном частном праве // В сборнике: Интеллектуальный потенциал Сибири. Сборник научных трудов 29-ой Региональной научной студенческой конференции, посвященной Году науки и технологий в России. Под редакцией Д.О. Соколовой. Новосибирск, 2021. С. 175-178.
37. Окладникова Е.А. Трудовая миграция и протестное движение в нарративах жителей Санкт-Петербурга // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история 2015. № 44-45.
38. Развитие трудовых отношений в современной России: актуальные аспекты: моногр. / под ред. В. С. Половинко. – Омск : Изд-во Ом. гос. унта, 2019.
39. Рязяпова Т.С., Глушкова К.Д., Разваляева К.А. Особенности трудовых отношений в международном частном праве //В сборнике статей V Международной научно-практической конференции: «Современные социально-экономические процессы: проблемы, закономерности, перспективы». 2018. С. 120-122.
40. Савина Н.В., Пипия Ю.С. Перспективы применения зарубежного опыта при решении проблем трудовой миграции в современной России //Сибирская финансовая школа. 2020. № 3 (139). С. 6-9.
41. Садыкова К.А., Жонина Д.Е. Международно-правовое регулирование трудовой миграции // Энигма. 2022. № 41. С. 49-52.
42. Седова А.В.Теория трудовой миграции // Вестник Алтайской академии экономики и права 2019. № 2-1. С. 138-140.
43. Труд и занятость в России 2021 Росстат – М., 2021.
44. Фадеева А.В., Шереметьева А.К. Трудовые отношения в международном частном праве // Право и государство: теория и практика. 2021. № 11 (203). С. 206-208.
45. Хачатуров А.О. экономико-правовые аспекты международного рынка труда // В сборнике: Наука, образование, молодежь: горизонты развития. Материалы II Национальной научно-практической конференции. Редакционная коллегия: Е.П. Масюткин [и др.]. Керчь, 2022. С. 443-447.
46. Юрченко Н.В. Социально-трудовые отношения и компетентностная модель подготовки и переподготовки кадров в условиях информационного общества // Актуальные вопросы учета и управления в условиях информационной экономики. 2021. № 3. С. 490-494.

Материалы судебной практики

47. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2003 г. № 18 «О подсудности дел, вытекающих из морских требований» // Бюллетень Верховного Суда РФ 2004. № 1.
48. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26.06.2017 № 41-КГ17-1 // СП Консультант плюс 2022
49. Определение Верховного Суда РФ от 24.03.2022 № 309-ЭС18-6891(4) // СПС Консультант плюс 2022

Электронные ресурсы

50. Кудрявцева Л.В. Сущность гражданского правового договора как института правового регулирования трудовых отношений осложненных иностранным элементом // Пробелы в российском законодательстве. –: [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-grazhdansko-pravovogo-dogovora-kak-institutapravovogo-regulirovaniya-trudovyh-otnosheniy-oslozhnennyh-inostrannym
51. Общие итоги миграции населения. Росстат // [Электронный ресурс]: https://rosstat.gov.ru/folder/12781
52. За март число вакансий на «Работе России» выросло почти на 200 тысяч // [Электронный ресурс]: https://mintrud.gov.ru/employment/110
53. Генпрокуратура РФ проверит уходящие с российского рынка компании // [Электронный ресурс]: https://www.dp.ru/a/2022/03/11/Genprokuratura_RF_proveri

Иностранная литература

54. Daly A et al Using three cross-sectional surveys to compare workplace psychosocial stressors and associated mental health status in six migrant Groups Working in Australia Compared with Australian-Born Workers. Int J Environ Res Public Health2019. № 16(5). Р.15.
55. Definitions Migrant // [Электронный ресурс]: https://www.who.int/migrants/about/definitions/en/
56. Fair migration agenda//URL: https://www.ilo.org/global/topics/labour-migration/fair-migration-agenda/lang--en/index.htm
57. Handbook on Measuring International Migration through Population Censuses // [Электронный ресурс]: https://unstats.un.org/unsd/statcom/48th-session/documents/BG-4a-Migration-Handbook-E.pdf
58. ILO Global Estimates on International Migrant Workers - Results and Methodology // International Labour Organization. // [Электронный ресурс]: https://www.ilo.org/global/ publications/books/WCMS_652001/lang–ru/index.htm
59. ILO Global Estimates on International Migrant Workers // [Электронный ресурс]: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---dgreports/---dcomm/---publ/documents/publication/wcms_652001.pdf
60. ILO Global Estimates on International Migrant Workers// [Электронный ресурс]: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---dgreports/---dcomm/---publ/documents/publication/wcms_808935.pdf
61. ILO global stimatese on igrant orkers m w Results and ethodology// [Электронный ресурс]: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---dgreports/---dcomm/documents/publication/wcms_436343.pdf
62. Ronda Pérez E, Benavides FG, Levecque K, Love JG, Felt E, Van Rossem R (2012) Differences in working conditions and employment arrangements among migrant and non-migrant workers in Europe. Ethn Health 2012. № 17(6). Р.563–577.
63. The ILO and the multilateral system // [Электронный ресурс]: https://www.ilo.org/global/about-the-ilo/how-the-ilo-works/multilateral-system/lang--en/index.htm
64. Types of migrants// [Электронный ресурс]: https://www.striking-women.org/main-module-page/types-migrants
65. UN DESA, Recommendations on Statistics of International Migration, Revision 1 (1998) para. // [Электронный ресурс]: https://unstats.un.org/unsd/publication/seriesm/seriesm_58rev1e.pdf
66. What is the meaning of ‘migrants’? // [Электронный ресурс]: https://meaningofmigrants.org/
67. Who is a migrant? // [Электронный ресурс]: https://www.iom.int/who-is-a-migrant
68. World Migration Report 2022// [Электронный ресурс]: https://publications.iom.int/books/world-migration-report-2022

Вопрос-ответ:

Какие виды трудовых отношений регулируются международным частным правом?

Международное частное право регулирует различные виды трудовых отношений, включая работу по найму, самозанятость, трудовую миграцию и др.

Какие принципы лежат в основе нормативно-правового регулирования трудовых отношений в международном частном праве?

Основными принципами регулирования трудовых отношений в международном частном праве являются принцип свободы выбора права, принцип преемственности трудового права, принципы равноправия и недискриминации, принцип защиты работников и принцип международной гармонизации.

Какое место занимает трудовая миграция в системе международного частного права?

Трудовая миграция является важной составляющей системы международного частного права. Ее регулируют международные договоры, а также национальные законы и правовые акты государств. Основная задача законодательства в области трудовой миграции - обеспечение защиты прав работников-мигрантов.

Какие основные особенности правового регулирования трудовых отношений в международном частном праве?

Основные особенности правового регулирования трудовых отношений в международном частном праве заключаются в учете различий между национальными законодательствами, применении принципа свободы выбора права, установлении правил о приоритете применения национальных норм и принципа преемственности трудового права.

Какие возможности предоставляет международное частное право для регулирования трудовых отношений?

Международное частное право предоставляет возможность выбора права, применимого к трудовым отношениям, установления правил о приоритете применения как национальных, так и иностранных норм, а также обеспечивает защиту прав работников в случае трудовой миграции.

Какие виды трудовых отношений регулируются международным частным правом?

Международное частное право регулирует различные виды трудовых отношений, такие как контрактные отношения, отношения субординирования и самозанятости, а также отношения временной работы.

Какие принципы регулируют трудовые отношения в международном частном праве?

В трудовых отношениях, регулируемых международным частным правом, применяются такие принципы, как принцип выбора права, принцип подчинения праву страны места выполнения работы, принцип обязательного применения некоторых норм трудового права, а также принципы общего права.

Как регулируется трудовая миграция в международном частном праве?

В системе международного частного права регулируется трудовая миграция, которая охватывает перемещение работников из одной страны в другую для осуществления трудовой деятельности. Для регулирования такой миграции применяются различные нормы международного частного права и международных трудовых конвенций.

Какие права и обязанности имеют работники в контрактных трудовых отношениях?

В контрактных трудовых отношениях работники имеют право на оплату труда, отпуск, социальное обеспечение и другие льготы, предусмотренные законодательством. Они также обязаны выполнять свои трудовые обязанности согласно заключенному контракту и соблюдать правила охраны труда.

Какие виды трудовых отношений могут возникать при трудовой миграции?

При трудовой миграции могут возникать различные виды трудовых отношений, включая отношения субординирования, контрактные отношения и отношения самозанятости. Например, работник может быть нанят на постоянное место работы в другой стране, заключить временный трудовой контракт или работать как самозанятый предприниматель.

Какие особенности имеет правовое регулирование трудовых отношений в современном международном частном праве?

Правовое регулирование трудовых отношений в современном международном частном праве имеет несколько особенностей. Во-первых, оно обеспечивает участников трудовых отношений возможность выбора применимого права. Во-вторых, оно учитывает интересы и права работника, особенно в случае, если применимое право не обеспечивает адекватную защиту трудовых прав. В-третьих, оно устанавливает правила для разрешения споров, возникающих в рамках международных трудовых отношений.