Архитектура Петровского времени: типология зодчества, стилевые направления, источники влияния, новые архитектурные формы, имена архитекторов, крупнейшие постройки в Москве и С.-Петербург
Заказать уникальный реферат- 19 19 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 22.06.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1.Архитектура Петербурга: начало архитектурной застройки, ключевые тенденции 5
1.1.Доменико Трезини 5
1.2.Ж.Б. Леблон 10
1.3.Другие архитекторы-иностранцы и их проекты и работы в Петербурге 12
Глава 2.Архитектура петровского времени в Москве 14
Заключение 18
Список литературы 19
Очевидно, что зодчий стремился к приданию подлинного необычного облика. Здесь есть следующие черты московского барокко: размещение на углах четверика храма четырёх дополнительных малых главок, участвующих в образовании вместе с завершением восьмерика образа более привычного пятиглавия, сооружение с западной стороны паперти высокой трехъярусной шатровой колокольни. По сторонам колокольни осуществлялось расположение двух широких лестниц - северная имеет обращение к палатам Сверчкова, что касается южной, то она имела выход на красную линию улицы Покровки. Также следует обратить внимание на особенности белокаменного декора храма, здесь как раз применены самые типичные приемы и формы московского барокко (в частности, речь идет о гребнях над восьмериками приделов, пучках угловых колонок, обрамлениях окон и дверных проёмов с фигурными навершиями).Как отмечали многие выдающиеся люди, Успенская церковь – это выражение яркого национального стиля русского и московского зодчества, это поистине красивейшее здание. Этот храм отличается необыкновенной целостностью и многосложностью её облика. Спасская церковь в Уборах относится к московскому, а точнее к «нарышкинскому барокко», это тип храма «иже под колоколы». В нём сочетаются традиции русского белокаменного зодчества и новшества западноевропейской архитектуры. Для подобных храмов обычно характерны декоративность и яркость, цветовая гамма — контрастность в сочетании красных стен и белых резных деталей. В нарышкинском барокко широко применялись элементы ордера (декоративные фронтоны, пилястры, арки). Фасад церкви украшен белыми каменными наличниками и витыми колоннами с капителями. Храм имеет три яруса. Четырёхъярусный объём покоится на высоком стилобате. На нижний ярус с полукружиями притворов и алтаря опираются уменьшающиеся по размеру восьмерики. Из былого убранства церкви остался лишь подсвечник, стоявший у иконы апостолов Петра и Павла.Церковь Покрова в Филях – памятник культуры и истории конца XVII века. Неаполитанское сияние, кружевная сказка и алмаз в короне русского зодчества. Такими яркими эпитетами вот уже на протяжении трех веков награждают эту уникальную московскую церковь.Покровский храм называли архитектурным барометром петровской эпохи, с его возведения началась новая эпоха русского зодчества. Церковь Покрова в Филях положила начало новому стилю, названному нарышкинским барокко.Нарышкинский стиль появился в русской архитектуре в конце XVII века и процветал в течение трех десятилетий – с середины 1680-х годов до указа Петра Первого в 1714 году, когда он запретил каменное строительство.Нарышкинское барокко - это совершенно новый тип церковного сооружения того времени. Храмы приобретают новый динамичный характер. Главные особенности нарышкинского стиля, в отличие от древнерусской архитектуры, – это появление новой объемно-пространственной композиции (в данном случае мы видим четырехлепестковый в плане храм), а также пышное белокаменное убранство, которых не было в предшествующий период. Кроме того, здесь применен архитектурный прием «иже под колокола», то есть ярус звона устроен над помещением храма.Церковь Покрова в Филях стала шедевром нарышкинского барокко. Храм возведен дядей Петра Первого Львом Кирилловичем Нарышкиным, поэтому этот стиль назван его именем. Поражает изысканность, потрясающая красота храма, его архитектура впитала в себя все европейские стили, которые были в то время. Так, четырех лепестковая композиция характерна для эпохи Возрождения, в то же время постройка имеет много древнерусских черт.Церковь Покрова в Филях являлась своеобразной капеллой взагородной резиденцией Нарышкина. Лев Кириллович создавал храм-жемчужину, поскольку к нему в гости часто приезжал государь и строение возводилось как визитная карточка имения.Белокаменный декор, ярусное строение и затейливые виды, богатое внешнее убранство говорили о знатном происхождении, состоянии и добродетели хозяина. Великолепное убранство верхнего храма сохранилось практически полностью. Примечателен старинный дубовый пол, по которому ходил еще сам Петр Первый. Привлекает внимание уникальный свод храма с изображением Троицы Новозаветной и небесного воинства.Но основным убранством храма является пышная резьба иконостаса, созданная живописцем Карпом Золотаревым. Также в работе принимал участие иконописец Кирилл Уланов. Иконостас имеет сложную форму (он сужается кверху, поскольку органично повторяет форму самого храма). Каждая его икона – это произведение искусства со своей историей. К сожалению, не сохранилась икона Спаса Нерукотворного, в честь которого и был освещен верхний храм.ЗаключениеТаким образом, приглашение архитекторов – иностранцев для Петра Великого стало частью европеизации России и позволило императору в короткий срок отстроить Петербург по лучшим западноевропейским образцам и традициям. Архитекторы-иностранцы, безусловно, привносили нечто свое в облик Петербурга, в частности, Трезини был приверженцем римской строгости и классики, тогда как Леблон берет за основу французские принципы зодчества. Итальянские архитекторы привнесли утонченность и пышность убранства. Несмотря на столь огромное стилистическое разнообразие, творчество этих архитекторов объединено в уникальный стиль петровского барокко. В Москве в петровское время процветало так называемое нарышкинское барокко, нашедшее полное воплощение в культовом зодчестве. Московское барокко – это одно из выдающихся явлений русского барокко и русского искусства 18 века. Расцвет московского барокко связан с храмовым строительством. Именно русскими архитекторами был создан неповторимый стиль и колорит храмов, церквей. Московское барокко отличалось от европейского своей рациональностью, простотой и ясностью форм, праздничностью, духом оптимизма. Московское барокко – это своего рода связующее звено между зодчеством патриархальной Москвы и петербургским строительством в европейском стиле. Отличительная черта храмов, выполненных в данном стиле – наличие устремленности храма вверх, многоярусности, узорчатые фасады. Также, можно выделить следующие черты храмов московского барокко – белокаменная кладка, которая органично сочетается с колоннами, обрамлением пролетов и ребер здания.Список литературыВиппер Б.Р. Архитектура русского барокко. – М., 2008. С.17-83Грабарь И.Э. Архитекторы-иностранцы при Петре Великом. Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=77362Доменико Трезини и другие архитекторы петровского времени. – Режим доступа: https://www.goldtrezzini.ru/sementsov/Жан Батист Леблон. – Режим доступа: https://www.sites.google.com/view/spb1703/%D0%B7%D0%BE%D0%B4%D1%87%D0%B8%D0%B5/%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BDИльина Т.В., Станюкович-Денисова С.В. Русское искусство XVIII века: учебник для бакалавриата и магистратуры.СПб.,2015. С. 68-95. Коничев К. Птенец гнезда Петрова // Красный Север. - 1968. - 24 марта.//http://www.booksite.ru/lichnosty/index.php?action=getwork&id=28&pid=142&sub=workaboutМалиновский К. В. Доменико Трезини. — СПб.: Крига, 2007. — 231 с.Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. — М., 2004. Петровское барокко. Режим доступа: http://urok-kultury.ru/petrovskoe-barokko/ Храмы Одинцовского благочиния // Московские епархиальные ведомости. — 2004. — № 3.Церковь Покрова в Филях: Путеводитель / На рус. и англ. яз.; Авторы-составители: Н. Гордеева, Л. Тарасенко; Перевод Е. Поляченко; Оформление художника В. Мостинской. — М.: Изобразительное искусство, 1980. — 32 с.Церковь Успения Божией Матери на Покровке.// http://pravoslavie.ru/573.html https://www.msk-guide.ru/tzerkov_pokrova_filyah.htm
2. Грабарь И.Э. Архитекторы-иностранцы при Петре Великом. Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=77362
3. Доменико Трезини и другие архитекторы петровского времени. – Режим доступа: https://www.goldtrezzini.ru/sementsov/
4. Жан Батист Леблон. – Режим доступа: https://www.sites.google.com/view/spb1703/%D0%B7%D0%BE%D0%B4%D1%87%D0%B8%D0%B5/%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BD
5. Ильина Т.В., Станюкович-Денисова С.В. Русское искусство XVIII века: учебник для бакалавриата и магистратуры.СПб.,2015. С. 68-95.
6. Коничев К. Птенец гнезда Петрова // Красный Север. - 1968. - 24 марта.//http://www.booksite.ru/lichnosty/index.php?action=getwork&id=28&pid=142&sub=workabout
7. Малиновский К. В. Доменико Трезини. — СПб.: Крига, 2007. — 231 с.
8. Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. — М., 2004.
9. Петровское барокко. Режим доступа: http://urok-kultury.ru/petrovskoe-barokko/
10. Храмы Одинцовского благочиния // Московские епархиальные ведомости. — 2004. — № 3.
11. Церковь Покрова в Филях: Путеводитель / На рус. и англ. яз.; Авторы-составители: Н. Гордеева, Л. Тарасенко; Перевод Е. Поляченко; Оформление художника В. Мостинской. — М.: Изобразительное искусство, 1980. — 32 с.
12. Церковь Успения Божией Матери на Покровке.// http://pravoslavie.ru/573.html
13. https://www.msk-guide.ru/tzerkov_pokrova_filyah.htm
Вопрос-ответ:
Какова типология зодчества в архитектуре Петровского времени?
Типология зодчества в архитектуре Петровского времени была достаточно разнообразной. Она включала в себя различные стилевые направления и источники влияния. Новые архитектурные формы исходили от имен известных архитекторов того времени.
Кто были крупнейшими архитекторами в архитектуре Петровского времени?
В период Петровского времени крупнейшими архитекторами были Доменико Трезини, Ж. Б. Леблон и другие иностранные зодчие, которые пришли работать в Петербург по приглашению Петра I.
Какое влияние оказали иностранные архитекторы на архитектуру Петровского времени?
Иностранные архитекторы, приглашенные Петром I для работы в Петербурге, оказали значительное влияние на архитектуру Петровского времени. Они внесли новые архитектурные формы, стилевые направления и источники влияния. Их проекты и работы были востребованы при строительстве крупнейших построек в Москве и Санкт-Петербурге.
Как началась архитектурная застройка Петербурга в период Петровского времени?
Архитектурная застройка Петербурга в период Петровского времени началась с приглашения иностранных архитекторов, таких как Доменико Трезини и Ж. Б. Леблон, для работы над проектами крупных построек в городе. Ключевые тенденции в архитектуре того времени включали в себя использование новых архитектурных форм и стилевых направлений, вдохновленных западно-европейской архитектурой.
Какие были особенности архитектуры петровского времени в Москве?
Архитектура петровского времени в Москве имела свои особенности. Она отличалась от петербургской архитектуры, так как была более связана с традиционной русской архитектурой и имела меньшее влияние западных стилевых направлений. В Москве в это время работали иностранные архитекторы, в том числе Доменико Трезини, но их проекты имели особенности, соответствующие московской архитектурной традиции.
Каковы основные типологии зодчества в архитектуре Петровского времени?
Основными типологиями зодчества в архитектуре Петровского времени были барокко и классицизм. Барочная архитектура представляла собой роскошные и пышные постройки с богатой декоративной отделкой, а классицизм отличался строгими линиями, простотой и симметрией.
Какие стилевые направления были популярны в архитектуре Петровского времени?
В архитектуре Петровского времени были популярны стилевые направления барокко и классицизм. Барочная архитектура характеризовалась роскошью и декоративностью, а классицизм был связан с простотой и симметрией.
Какие были источники влияния на архитектуру Петровского времени?
Архитектура Петровского времени была сильно повлияна западноевропейской архитектурой, особенно итальянским барокко и французским классицизмом. Иностранные архитекторы, такие как Доменико Трезини и Ж. Б. Леблон, активно работали в России и внесли значительный вклад в развитие архитектуры Петровского времени.
Какие новые архитектурные формы появились в архитектуре Петровского времени?
В архитектуре Петровского времени появились новые архитектурные формы, такие как палисадники, кирпичные фасады, купола и колонны. Эти элементы были использованы для создания роскошных и величественных построек.
Какие были крупнейшие постройки в Москве и Санкт-Петербурге в архитектуре Петровского времени?
В архитектуре Петровского времени крупнейшими постройками в Москве были Зимний дворец и Казанский собор, а в Санкт-Петербурге такими постройками были Петропавловская крепость и Строгановский дворец.
Какие стилевые направления преобладали в архитектуре Петровского времени?
Архитектура Петровского времени включала в себя несколько стилевых направлений. Наиболее популярными стилями были барокко, ригенская классика и русская архитектура. Барокко представлено, например, в Меншиковском дворце в Санкт-Петербурге и в Новодевичьем монастыре в Москве. Ригенская классика отражена, например, в историческом центре Санкт-Петербурга. Русская архитектура представлена, например, в Троицком соборе в Москве.