Теория управления

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Управление
  • 25 25 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 28.06.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Природа и сущность управления. Управление как отношение. Управление как развивающаяся система 4
2. Основные категории теории управления. Элементы управления, процесс управления, принципы управления, технология управления, функции управления. Содержание и логика развития управления. 13
Заключение 24
Список использованных источников 25

Фрагмент для ознакомления

Действияпомотивациивключаютэкономическоеиморальноестимулирование, обогащение самого содержания труда и создание условийдляпроявлениятворческогопотенциалаработниковиихсаморазвития.Осуществляя эту функцию, менеджеры должны постоянно воздействовать нафакторырезультативнойработычленовтрудовогоколлектива.Книмвпервуюочередьотносятся:разнообразиеработыпосодержанию,ростирасширение профессиональной квалификации работающих, удовлетворениеотполученныхрезультатов,повышениеответственности,возможностипроявления инициативы и осуществлениясамоконтроляи т.д.Функцияконтроляпредназначенадлясохраненияиподдержанияустановленногопланомпорядкавыполненияработ.Черезопределенныепромежутки времени плановые показатели сравниваются с фактическими,выявляютсяпричинысбоеввходепроизводственногопроцессаиобеспеченияегоресурсами.Вфункцииконтроляможновыделитьдвеподфункции: учет ианализ.Главныеинструментывыполненияэтойфункции–наблюдениеипроверка всех сторон деятельности. В общем процессе управления контрольвыступает как элемент обратной связи, так как по его данным производитсякорректировкаранеепринятыхрешений,плановидаженорминормативов.Функцииучетаианализаявляютсязавершающимивциклеуправления.Приучетерегистрируютсяабсолютныевеличины,характеризующиерезультатыпроизводственнойдеятельностивпределахциклауправления,втомчислеобъемывыполненныхработ,расходресурсови затраты труда. Анализом устанавливается экономическая эффективностьрезультатовпроизводственнойдеятельности,достижениявснижениисебестоимостиработ,авконцестроительствазданийисооружений–величинаприбыли[1].Развитиеуправленияорганизациейявляетсячастьюобщегопоступательного движения общества. Поэтому независимо от того, какуюрольиграетуправлениенатомилииномэтапеилижевтехилииныхсоциально- экономических условиях,его преобразованиевсегдазадаётсяобщим направлением развития общества. Развитие управления - это разовыепреобразованияуправлениясцельюдостижениянаилучшегосостоянияуправления,анепрекращающийсяво времени процесс.Следуетотличатьразвитиеуправленияотегосовершенствования.Развитиеуправления-эторазворачивающийсявовременипроцессегоперехода из одного состояния в другое, который характеризуется наличиемкачественныхпреобразованийуправлениявцеломлибопривнесениявуправлениекачественноновыхэлементов,свойств,затрагивающихопределяющиепостроениеифункционированиеуправленияначала.Совершенствованиеуправления-этоулучшениепоопределённомукритерию характеристик системы управления. Поэтому если для развитияуправленияхарактерно сравнение его наличного состояния с предыдущим,тодлясовершенствованияуправленияхарактерносравнениесостояниясистемыуправленияснаилучшимпо определённому критерию.Развитиеуправления и его совершенствование-это разноплановые явления,болееглубиннымфундаментальнымисоответственноопределяющимсредикоторыхявляетсяразвитиеуправления.Историзмразвитияуправленияпроявляетсявпервуюочередьвследующих моментах. Во-первых, состояние развития управления находитсяв сильной зависимости от уровня развития производственных сил. Научно -техническая революция развивает систему машин и технологию до такойстепени, что человек бывший ранее при машине и подчинённый машиннойтехнологии, отрывается от неё и становится над машиной. И это изменениепозиции человека в процессе производства приводит к коренной перестройкеуправления,превращаетеговуправление,идущееотчеловека,анеотмашины.Во-вторых, все или подавляющее большинство подходов к решениюпроблем развития управления связаны с отработанным в прошлом опытомрешенияаналогичныхпроблем.Прошлыйопыт,трансформируясьвстереотипныеоценкиситуацийипроблемистереотипныеподходыкихрешению, держит разработчиков изменений в своём плену, обычно при этомникак незаявляяо себе[12].Если отбросить отдельные специфические условия, когда такой подходдействительнооправдан,товобщемслучаеонсовершенноневерен.Специализированные органы необходимо создавать тогда, когда выделяетсячасть управленческой функции, которая не реализуется и не закреплена ни заодним из существующих управленческих органов. Реакция же управления напоявлениеновойпроблемыдолжнасостоятьввыработкеусистемыуправления потребности в решении этой проблемы и готовности её решать.Имеяконкретно-историческое,ситуационноесодержание,развитиеуправления, тем не менее, осуществляется в соответствии с определённойлогикой, проявляющейся и реализующейся через систему общих принциповразвития.Первый общий принцип развития управления можно сформулироватьследующимобразом:независимоотконкретногосодержанияпричин,требующих и вызывающих развитие управления, его преобразование должноначинатьсяспреобразованияисходныхначал,задающихпостроениеиосуществлениеуправления.Приэтомперестройкаотдельныхэлементов,связейиподсистемсистемыуправлениядолжнаидтинепопринципуповышенияихфункциональностикачествпосравнениюспредыдущимсостоянием или же по принципу повышения их эффективности, а на основеприведениявсоответствиеспреобразованнымиисходныминачаламиуправления.Второйобщийпринципразвитияуправлениясостоитвтом,чтонеобходимость и направленность этого развития определяется содержаниемновыхзадач,возникающихпередорганизацией.Конкретизацияэтогопринципадляпрактическойреализацииозначаетто,чтореальнаяпотребность развития управления вытекает не из несовершенства отдельныхсторонуправлениявозможностейповышенияегоэффективности,апорождаетсяпоявлением новыхзадач,возникающихпередорганизацией.Третийобщийпринцип развитияуправлениясостоит в следующем:ограничительнымфакторомлюбогопреобразованияуправленияявляютсякадры. Люди не только приводят в движение и создают новое, но они также итормозят развитие, причём не обязательно сознательно. В конечном счёте,успехлюбогопреобразованиязависитотлюдей,задействованныхвнём.Любая логически обоснованная и полностью ресурсно подкреплённая схемапреобразования управления будет реализована в той мере и в том виде, вкакомонасоответствуетвозможностям,знаниям,интересам,желаниямипотребностямлюдей.Логическаясхемаразвитияуправленияимеетследующийвид.Исходнымначаломдляразвитияуправленияявляетсяпоявлениеновыхзадач. Поэтому возникновение новых задач можно рассматривать в качествепервогошагак логической схемеразвитияуправления.Вторым шагом в этой схеме является выработка в системе управленияреакций,встречающихсявреальнойпрактикепреобразованияуправления.Первый тип - попытка ничего не менять в управлении либо провестинебольшие, частичные изменения, основное внимание сконцентрировать навыявлениипричин,требующихизменения,и на ихустранения.Второй тип - стереотипный подход к решению возникающих задач. Эточащевсегопопыткарешатьлюбыеуправленческиезадачипрактическинезависимоотихсодержания,природыидинамикиспомощьюранееоправдывающих себя подходов к преобразованию системыуправления.Вдействительностиданныйстереотипскорееотражаетустойчивуювнутреннюютенденциюсистемыуправлениявнаправленииувеличениячислаеёадминистративныхподразделений.Третийтип-комплекснаяперестройкасистемыуправлениявсоответствии с содержанием и сущностью новых задач, возникающих передуправлением,ивозможностямипреобразованияуправления.Такойтипреакцийснаучнойточкизренияявляетсяединственноверным,спрактической точки зрения - единственно по - настоящему результативным.Дальнейшее изложение схемы развитияуправления соответствует именнотакойреакциисостороныуправленияна возникновение новыхзадач.Третьимшагомлогическойсхемыразвитияуправленияявляетсяперестройкаосновополагающихначал,накоторыхстроитсясистемауправления. Это предполагает приведение принципов, положенных в основусистемыуправления,всоответствиессущностьюисодержаниемзадач,возникшихпередуправлением.После того как в системе управления происходит формирование новойподсистемыпринципов,наступаетследующийшаг-шагперестройкиструктуры и элементов системы управления.Перестройка структуры и элементов в системе управления логическаясхемаразвитиянезавершается.Естьещёодин,завершающийшаг-закрепление в управлении новых качеств и свойств, привитых ему в процессеизменения[8].Приведённаялогическаясхемаразвитияуправленияпоказывает,чтоэто не однозначный процесс, требующий постоянного соотнесения действийпо преобразованию управления с задачами, стоящими перед управлением, атакжесвозможностями,которымирасполагаеторганизациявцеломисуществующаявней системауправлениявчастности.ЗаключениеВ настоящеевремяуправленческаядеятельность являетсяоднимизважнейших факторов функционирования и развития предприятия в условияхрыночнойэкономики.Этадеятельностьпостоянносовершенствуетсявсоответствиисобъективнымитребованиямипроизводстваиреализациипродукции,усложнениемхозяйственныхсвязей,повышениемролипотребителявформированиитехнико-экономическихииныхпараметровпредприятия.Изменениеусловийпроизводственнойдеятельности,необходимостьадекватногоприспособлениякнейсистемыуправлениясказываетсянетольконасовершенствованииорганизации,ноинаперераспределениифункцийуправленияпоуровнямответственности,формамихвзаимодействий.Речьидет,преждевсего,отакойсистемеуправления,котораяпорожденаобъективнойнеобходимостьюизакономерностямирыночной системы хозяйствования, связанными с удовлетворением в первуюочередьиндивидуальныхпотребностей,обеспечениемзаинтересованностиработниковвнаивысшихконечныхрезультатах.Всёэтотребуетотпредприятия адаптации к рыночным условиям, преодоления возникающихпротиворечийвэкономическом инаучно-техническом процессах.Теорияуправленияимеетбольшоезначениедляправильнойорганизациифункционированияпредприятия.Управлениепредприятиемтребуетразностороннихзнаний,научно-исследовательскогоподхода,стратегическогоивариантногомышления,организаторских способностей,коммуникабельности,самостоятельности,новаторства,предприимчивости.Теория управления интересна тем, что она постоянно развивается. Несуществуетдвухпредприятийсабсолютноодинаковымимоделямиуправления, так как методы управления постоянно корректируются с учетомизменений,происходящихнарынке.Профессионализмиинтуицияменеджераявляютсянемаловажнымиэлементамиуспешногоуправления,такжекак иучастиеколлективавделах предприятия.Список использованных источниковБалашов А.П. Теория организации: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, 2018. - 192 c.Гуревич П.С. Психология личности: Учебное пособие для студентов вузов / П.С. Гуревич. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 559 c.Дедушева Л.А. Социология и психология управления / Л.А. Дедушева, М.Н. Кузина, Е.В. Астратенкова. - М.: Русайнс, 2019. - 352 c.Кузина И.Г., Панфилова А.О. Социология управления персоналом. Учебное пособие. — М.: Проспект, 2020. - 160 с.Лапыгин Ю.Н. Теория организации и организационное поведение: Учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. - М.: Инфра-М, 2019. - 412 c.Мескон М. Х. Основы менеджмента / Мескон и др. - М.: Диалектика, 2019. - 672 c.Пичугин В. Г. Психология влияния в управлении персоналом. Учебное пособие. — М.: Прометей, 2020. - 144 с.Руденко А. М., Котлярова В. В., Латышева А. Т. Управление персоналом. Учебное пособие. – М.: Феникс, 2020. - 320 с.Сысоев В. В. Теоретические основы психологии управления. — М.: Юрайт, 2019. - 394 с.Фролов С.С. Социология организаций: Учебное пособие для студентов вузов / С. С. Фролов. - М.: Гардарики, 2018. - 382 с.Хижняк А.Н. Основы эффективного менеджмента: Учебное пособие / А.Н. Хижняк, И.Е. Светлов. - М.: Инфра-М, 2019. - 160 c.Яськов Е.Ф. Теория организации: Учебное пособие / Е.Ф. Яськов. - М.: Юнити, 2019. - 464 c.

1. Балашов А.П. Теория организации: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, 2018. - 192 c.
2. Гуревич П.С. Психология личности: Учебное пособие для студентов вузов / П.С. Гуревич. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 559 c.
3. Дедушева Л.А. Социология и психология управления / Л.А. Дедушева, М.Н. Кузина, Е.В. Астратенкова. - М.: Русайнс, 2019. - 352 c.
4. Кузина И.Г., Панфилова А.О. Социология управления персоналом. Учебное пособие. — М.: Проспект, 2020. - 160 с.
5. Лапыгин Ю.Н. Теория организации и организационное поведение: Учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. - М.: Инфра-М, 2019. - 412 c.
6. Мескон М. Х. Основы менеджмента / Мескон и др. - М.: Диалектика, 2019. - 672 c.
7. Пичугин В. Г. Психология влияния в управлении персоналом. Учебное пособие. — М.: Прометей, 2020. - 144 с.
8. Руденко А. М., Котлярова В. В., Латышева А. Т. Управление персоналом. Учебное пособие. – М.: Феникс, 2020. - 320 с.
9. Сысоев В. В. Теоретические основы психологии управления. — М.: Юрайт, 2019. - 394 с.
10. Фролов С.С. Социология организаций: Учебное пособие для студентов вузов / С. С. Фролов. - М.: Гардарики, 2018. - 382 с.
11. Хижняк А.Н. Основы эффективного менеджмента: Учебное пособие / А.Н. Хижняк, И.Е. Светлов. - М.: Инфра-М, 2019. - 160 c.
12. Яськов Е.Ф. Теория организации: Учебное пособие / Е.Ф. Яськов. - М.: Юнити, 2019. - 464 c.

Вопрос-ответ:

Что такое управление?

Управление - это процесс, в результате которого достигается координация действий людей для достижения поставленных целей. Оно включает в себя планирование, организацию, мотивацию и контроль.

Какую роль играет управление в развитии организации?

Управление является основой успешного функционирования и развития организации. Оно позволяет оптимизировать ресурсы, повышать эффективность работы сотрудников и достигать заданных результатов.

Какие элементы включает в себя процесс управления?

Процесс управления состоит из таких элементов, как планирование, организация, мотивация, контроль и совершенствование. Каждый из этих элементов играет важную роль в достижении поставленных целей организации.

Какие принципы применяются в управлении?

В управлении используются такие принципы, как целесообразность, системность, комплексность, непрерывность, научность, гуманность и др. Они помогают управляющим принимать обоснованные решения и эффективно руководить организацией.

Чему служат функции управления?

Функции управления - это основные виды деятельности управляющих, включающие в себя планирование, организацию, мотивацию и контроль. Они направлены на достижение задач, повышение производительности и эффективности работы организации.

Какие основные категории включает в себя теория управления?

Теория управления включает в себя такие основные категории, как элементы управления, процесс управления, принципы управления, технология управления, функции управления и логика развития управления.

Что входит в элементы управления?

Элементы управления включают в себя различные составляющие и компоненты системы управления, такие как руководители, подчиненные, ресурсы, информация и методы управления.

Каким образом управление может рассматриваться как отношение?

Управление может рассматриваться как отношение в смысле взаимодействия между руководителем и подчиненными, а также взаимодействия между различными уровнями управления в организации.

Какие принципы включает в себя теория управления?

Теория управления включает в себя различные принципы, такие как принцип единства руководства, принципы подчинения, принцип дифференциации и интеграции, принципы гибкости и стимулирования и другие.

Что такое функции управления и какова их роль в процессе управления?

Функции управления включают в себя планирование, организацию, мотивацию и контроль. Они являются основными действиями, которые выполняются руководителями для достижения поставленных целей и обеспечения эффективного функционирования организации.

Какова природа и сущность управления?

Природа и сущность управления заключаются в том, что управление представляет собой систему взаимосвязанных отношений между руководителем и исполнителями, направленных на достижение поставленных целей и задач.

Какие основные категории теории управления существуют?

Основные категории теории управления включают элементы управления, процесс управления, принципы управления, технологию управления, функции управления и логику развития управления.