Язычество и христианство на Руси

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Религиоведение
  • 21 21 страница
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 01.07.2022
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1.Восточнославянские боги в языческой мифологии: истоки и значение. Фольклорно-мифологические персонажи 5
Глава 2.Восточнославянская языческая демонология 12
Глава 3.Пантеон восточнославянских богов. Языческая реформа и принятие христианства 14
Заключение 19
Список литературы 20

Фрагмент для ознакомления

Кстати, приведенный выше список богов был популярен среди населения южной части Руси. Молодой князь был заинтересован поддерживать Киев, поэтому и выбрал именно эти божества. В северных областях Руси Перуна почитали менее, чем Велеса; в Пскове, Ростове и других городах вплоть до XV века его культ оставался действующим, существовали капища, совершались жертвоприношения.Капище Волоса в Киеве находилось там, где останавливались ладьи новгородцев и кривичей. Согласно позиции исследователей, Велес воспринимался как покровитель большей части населения. Как уже отмечалось ранее, в религиозной жизни славян важно место занимали Род и Рожаницы. Род являлся божеством-творцом и его широко почитали на Руси. Но в новом пантеоне его не оказалось. Основная суть языческой реформы – выстроить иерархическую структуру религиозных верований восточных славян. Необходимое Владимиру народное единство не могло быть создано в ситуации полнейшего хаоса в вопросе вероисповедания. Крещение Руси состоялось в 988 году. Принятие христианства действительно укрепило власть князя. Кроме того, значительно улучшились международные отношения, усилился авторитет Киевской Руси. И самое главное, постепенно различные славянские племена объединились в единый русский народ. В Киеве была построена деревянная церковь, куда привезли мощи, изъятые из Корсунских храмов. Также была учреждена русская митрополия с центром в Киеве. Благодаря христианству в обществе Руси стали развиваться феодальные отношения. Принятие христианства сыграло значительную роль в укреплении единства страны и центральной власти, от Византии Русь позаимствовала концепцию симфонии властей: единая вера – единое государство – один государь. Князем Владимиром приглашались византийские мастера для руководства строительством церквей, им нужно было следить за исполнением всей церковной утвари, обстановки, стиля и живописи, орнаменталистики строго в византийском стиле.К сожалению, многим киевским церквям первичной эпохи, времён княгини Ольги и князя Владимира, не суждено было сохраниться современной эпохи, так как этому помешали многочисленные пожары, монгольское нашествие. Впоследствии данные церкви не были восстановлены. Самым древним, дошедшим до нас памятником XI века является Святая София, которую построили при Ярославе Мудром. Развиваются местные школы иконописи на базе византийской эстетики. Христианство способствовало скорейшему изжитию отмиравших пережитков родового строя. Церковное управление и поучение, несомненно, вносило практику и в политическое сознание князей - нравственные усовершенствования, понятия о законе, письменное делопроизводство. Церковь прививала новые понятия и отношения, перевоспитывала умы и нравы, подготавливая их к принятию новых норм, и, таким путем, глубоко проникала в нравственный склад общества. Христианизация Руси повысила статус семьи в обществе Древней Руси. В целом, процесс христианизации ускорил изживание местных и племенных различий в отдельных областях Руси и способствовал становлению древнерусской народности с единым языком, культурой, этническим самосознанием.Кроме того, следует сказать о значимости деятельности Кирилла и Мефодия. Основное значение деятельности Кирилла и Мефодия состояло в том, что ими была создана славянская азбука, разработан первый славянский церковный литературно-письменный язык, сформированы основы создания текстов духовного религиозного содержания на славянском литературно-письменном языке. Кирилло-мефодиевские традиции церковнославянской письменности – это есть важнейший фундамент литературно-письменных языков южных славян, а также славян Великоморавской державы. Кроме того, важно сказать об их глубоком влиянии на процесс формирования литературно-письменного языка и текстов на нем в Древней Руси, а также его потомков – русский, украинский и белорусский языки. В той или иной мере, кирилло-мефодиевские традиции отразились в таких языках, как польской, серболужицкий, полабский языки. Кирилл и Мефодий осуществляли подвижническую миссию во благо всех славян, это была мощная движущая сила распространения церковнославянской письменности во всей Древней Руси. Как уже отмечалось ранее, распространение письменности на Руси способствовало повышению грамотности, развитию переводческой и образовательной деятельности, которой занимались многочисленные монастыри.Особенно следует выделить феномен двоеверия. После крещения Руси многие языческие представления стали частью праздничной православной культуры.Кроме свадеб и крестин, в Древней Руси проводились многочисленные обряды и празднества, как православные, так и языческие, а именно: именины, красная горка, радоница, ярило, пасха, русальная неделя, троицын день, святки, масленица и многие другие.У каждого праздника были собственные ритуалы и традиции. Праздничные обряды являются частью народного фольклорного наследия. Важно отметить, что до сих пор в тех деревнях, где чтут и помнят традиции предков, народные традиции празднования живут, а люди в великие праздники собираются, жгут костры, играют в обрядовые игры и поют хороводные песни (в зависимости от того, какой праздник отмечается). В целом, истоки народных праздников следует искать во временах язычества, связаны они и с мифом и мифологическим мышлением. Праздничные дни были связаны с лунным и солнечным циклами, кроме того, обязательно учитывались такие факторы, как узловые моменты сельскохозяйственного года, стремление к обеспечению наиболее благоприятного ритма природы, зависящего, как люди верили ранее, от высшей силы. Праздники использовались и для того, чтобы попросить прощения у высших сил, заручиться расположением божества. Праздник на свой манер, повторяя миф, являлся способом остановить временной поток, придать вневременной смысл тому, что некогда обладало временными рамками.Заключение Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.Мифология восточных славян имеет тесную связь с индоевропейской мифологией. Относительно мифологических языческих представлений славян можно сказать, что они имели сложность и противоречивость. Также в славянской мифологии было принято разделение мира на три сегмента: нижний мир или мир мертвых, подземных духов, земной мир – мир живых, небесный мир – Космос (семь небес). Славянское язычество представлено обширным пантеоном богов, среди которых главное место было отведено Перуну громовержцу. Также важно сказать об особом месте в славянской мифологии Матери Земли, и это не является случайным, поскольку культ природы – это отличительная черта восточнославянской культуры. Славяне считали, что леса, озера, вся природа наполнены духами, как результат, в славянской мифологии представлена разветвленная демонология. 988 год – это крещение Руси. Утверждение христианства как государственной религии способствовало установлению Киевской Русью прочных культурных связей с Византией и Западной Европой, стали изживаться местные, племенные различия, начинается процесс этнической консолидации. Христианство способствовало объединению славян под властью Киева и киевского князя, укреплению централизованной власти. Христианские ценности стали основой формирования новых отношений, развития новой культурной жизни.Список литературыПовесть временных лет.// https://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopisets/povest-vremennyh-let/1Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. - М.. 1997. Афанасьев А.Н. Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии.// Сост., подготовка текста, статья, коммент. А. Л. Топоркова. — М.: Индрик, 1996. — 640 с. Афанасьев А.Н. Славянская мифология. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2008. — 1520 с. Баркер А. Новые религиозные движения. Практическое введение. СПб.: РХГИ, 1997.Белякова Г. С. Славянская мифология. - М. 1995. Введение христианства на Руси. [Электронный ресурс] URL http://www.twirpx.com/file/655914/Грушко Е.А. Медведев Ю.М. Русские легенды и обычаи. – М., 2005.Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянская мифология.//Мифы народов мира. – М., 1980. Т.2.Кантеров И. Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ). М., 2006. Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. – Л., 1988.Пухова Т. Наследие А.Н. Афанасьева и проблемы его изучения.// Материалы межвузовской научной конференции. Воронежский государственный университет, Филологический факультет, Кафедра теории литературы и фольклора. – Воронеж, 2003. - 153 с. Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего средневековья. – М., 1982.Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура./П.А. Раппопорт. – М., 1970.Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси.// https://www.litmir.me/br/?b=92858&p=Юдин А. Русская народная культура. Мифология восточных славян. – М., 1999.

Список литературы
1. Повесть временных лет.// https://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopisets/povest-vremennyh-let/1
2. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. - М.. 1997.
3. Афанасьев А.Н. Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии.// Сост., подготовка текста, статья, коммент. А. Л. Топоркова. — М.: Индрик, 1996. — 640 с.
4. Афанасьев А.Н. Славянская мифология. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2008. — 1520 с.
5. Баркер А. Новые религиозные движения. Практическое введение. СПб.: РХГИ, 1997.
6. Белякова Г. С. Славянская мифология. - М. 1995.
7. Введение христианства на Руси. [Электронный ресурс] URL http://www.twirpx.com/file/655914/
8. Грушко Е.А. Медведев Ю.М. Русские легенды и обычаи. – М., 2005.
9. Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянская мифология.//Мифы народов мира. – М., 1980. Т.2.
10. Кантеров И. Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ). М., 2006.
11. Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. – Л., 1988.
12. Пухова Т. Наследие А.Н. Афанасьева и проблемы его изучения.// Материалы межвузовской научной конференции. Воронежский государственный университет, Филологический факультет, Кафедра теории литературы и фольклора. – Воронеж, 2003. - 153 с.
13. Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего средневековья. – М., 1982.
14. Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура./П.А. Раппопорт. – М., 1970.
15. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси.// https://www.litmir.me/br/?b=92858&p=
16. Юдин А. Русская народная культура. Мифология восточных славян. – М., 1999.

Вопрос-ответ:

Какие боги были популярны среди населения южной части Руси?

Среди населения южной части Руси популярными были следующие боги: Перун, Велес, Хорс, Сварог, Дажбог, Семаргл.

Почему молодой князь заинтересован был в поддержке Киева?

Молодой князь был заинтересован в поддержке Киева, так как это был крупный исторический центр, который обладал значительной политической и экономической силой.

Какие были истоки и значение восточнославянских богов в языческой мифологии?

Истоки восточнославянских богов в языческой мифологии связаны с древними славянскими племенами и их верованиями. Эти боги представляли различные аспекты жизни и природы, такие как молния, богатство, солнце и др. Они имели важное значение для славян в деле управления миром и были объектом поклонения и обращения за помощью.

Какие персонажи возникают в восточнославянской языческой демонологии?

В восточнославянской языческой демонологии возникают различные персонажи, такие как леший, водяной, русалка, ведьма, чёрт и другие. Они воплощают собой силы зла или мистические существа, которые играли роль в сказаниях и верованиях древних славян.

Как происходила языческая реформа и принятие христианства на Руси?

Языческая реформа и принятие христианства на Руси происходили постепенно. Первоначально, христианство проникло на Русь через Византию и по методу "сверху", то есть элитой и правителями. Под влиянием князя Владимира была проведена массовая крещение населения. Однако, практики язычества продолжали существовать параллельно с христианством на протяжении долгого времени.

Кто были восточнославянские боги в языческой мифологии?

Восточнославянские боги в языческой мифологии были различные силы природы и абстрактные понятия, которые играли важную роль в жизни древних славян. Некоторыми из них были Перун (бог грома и молнии), Велес (бог земли и стад), Мокошь (богиня плодородия и женской судьбы), и другие.

Какое значение имели восточнославянские боги?

Восточнославянские боги имели различные значения и символическую роль в языческой мифологии. Например, Перун символизировал мощь и силу, Велес был связан с мудростью и таинственностью, а Мокошь была привязана к плодородию и женским аспектам жизни. Таким образом, каждый бог представлял определенный аспект жизни и мира и имел своё значение для людей.

Кто входил в пантеон восточнославянских богов?

В пантеон восточнославянских богов входило множество различных божеств. Они представляли разные аспекты природы, общественной жизни и абстрактных понятий. Некоторые из них были Перун (бог грома и молнии), Велес (бог земли и стад), Дажьбог (бог солнца и света), Сварог (бог огня и кузнечного ремесла), Мокошь (богиня плодородия и женской судьбы), и т.д.

Каким образом происходила принятие христианства на Руси?

Принятие христианства на Руси было длительным процессом. Сначала первые контакты с христианством происходили через купцов, которые приходили из Византии. Затем, когда князь Владимир принял христианство, началась активная христианизация населения. В ходе этого процесса проводились массовые крещения, храмы строились, а языческие ритуалы и верования постепенно уходили на задний план.

Какие боги были популярны среди населения южной части Руси?

В списке богов, приведенном выше, были популярны боги, которые были заинтересованы в поддержке Киева. Молодой князь выбрал именно этих божеств.

Какие основные боги восточнославянского пантеона?

Основные боги восточнославянского пантеона включают Перуна (бог грома и молний), Велеса (бог земли и стад), Хорса (бог войны) и множество других божеств.

Когда произошла языческая реформа и принятие христианства на Руси?

Языческая реформа и принятие христианства на Руси произошли в XIV веке. Это было результатом усилий молодого князя, который был заинтересован в поддержании Киева.