Украшения ориньякских памятников Западной Европы: состояние изученности
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 03.07.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Общая характеристика Ориньяка Западной Европы как периодизационной единицы верхнего палеолита 5
Глава 2. Украшения как археологический источник: методы и подходы в их изучении 13
Глава 3. Украшения ориньякских памятников Западной Европы 21
Заключение 24
Список использованных источников 26
Приложение 28
К тому же, многие ювелирные украшения не обладают ярко выраженными стилистическими признаками. Поэтому при экспертизе западноевропейского ювелирного антиквариата необходимо учитывать генезис и развитие стилистических направлений и течений ювелирного искусства в разных странах Европы в XIX в., а также социально-экономические предпосылки появления различных типов украшений, особенности их видовой дифференциации и историко-культурные аспекты функционирования.Художественная экспертиза произведений ювелирного искусства проводится, как правило, искусствоведами, которые ограничиваются лишь анализом таких техник, как эмаль, скань, чернь и т. д. При этом недостаточно уделяется внимание технологиям изготовления украшений. Однако в ходе экспертизы произведений западноевропейских ювелиров следует учитывать не только художественные элементы произведений, но и технологическую спецфику их создания с учётом конкретного временного периода, государств, регионов, к которым предположительно и относятся произведения, а также соединительные и конструктивные детали и методы их создания и монтировки. Не меньшее значение при определении времени изготовления украшения имеют разнообразные виды огранки драгоценных камней и способы их закрепки, а также многие другие материальные признаки украшений, которые вместе с остальными признаками способствуют довольно точной идентификации предметов [2].Анализ ситуации, основанный на сопоставлении и сравнении представленных на внутреннем рынке ювелирных украшений XIX в., позволяет сделать следующие выводы:Рынок произведений ювелирного искусства активно развивается и в настоящее время способствует не только возрастанию экономических показателей и активно меняющимся качествам ювелирных украшений, но и переориентации вектора интереса к западноевропейскому ювелирному искусству. В последние годы значительно повысился и ввоз в Россию старинных западноевропейских украшений, что связано не только с малочисленностью сохранившихся высокохудожественных ювелирных предметов, выполненных известными российскими ювелирами, но и недостаточным для нормального функционирования рынка количеством произведений ювелирного искусства отечественного происхождения. Именно наличие западноевропейских украшений XIX в. в антикварных салонах в Москве и Санкт-Петербурге, на аукционах АД «Гелос», Международных выставках и Антикварных Салонах в нашей стране позволяет не только отследить динамику данных процессов, но и проанализировать сущность возникших в этом сегменте антикварного рынка проблем.Множество научных исследований и изыскательских работ, проводимых многими отечественными и зарубежными специалистами, представляют значительную ценность и дают много материала для экспертиз и атрибуции отечественных произведений ювелирного искусства, однако этого, как правило, недостаточно для полноценной экспертизы западноевропейских ювелирных украшений, прежде всего ювелирных произведений XIX в.[3]. Анализ актуального состояния экспертизы произведений ювелирного искусства доказывает, что существующие методы и приёмы, традиционно используемые при исследовании произведений отечественного ювелирного искусства, во многих случаях нельзя применить к различным направлениям западноевропейского ювелирного искусства. Данные виды экспертизы не учитывают ни художественных традиций различных государств Европы, ни признаков, индивидуально присущих западноевропейским ювелирным украшениям, которые могут быть выражены в их уникальных особенностях, ни логических связей с историческими обстоятельствами их появления [2].Таким образом, научное осмысление методов экспертизы произведений ювелирного искусства является не только актуальной проблемой исследований экспертов, но в методологическом отношении имеет основополагающее значение для разработки методов идентификации западноевропейского ювелирного искусства. В связи с этим введение в научный оборот исследований ведущих зарубежных экспертов, ранее неизвестных отечественным специалистам, позволит установить статус и пространственно-временную локализацию западноевропейских ювелирных украшений. В настоящее время без использования сложного комплексного технико-технологического исследования и специальных видов инновационного оборудования невозможно идентифицировать их в наполненном разнообразными украшениями пространстве современного ювелирного рынка России [2].Глава 3. Украшения ориньякских памятников Западной ЕвропыОриньякская культура, орудийная промышленность и художественные традиции верхнего палеолита Европы, которые последовали за мустьерской промышленностью, были современниками перигордской, а на смену ей пришла солютрейская. Ориньякская культура была отмечена большим разнообразием и специализацией орудий труда, включая изобретение бурина, или гравировального инструмента, который сделал возможным многое из этого искусства.Ориньякская культура отличается от других верхнепалеолитических индустрий главным образом преобладанием каменных чешуйчатых орудий, а не лезвий. Чешуйки были отретушированы для изготовления носовых скребков, зубчатых (ребристых) скребков и концевых скребков. Лезвия и буры были изготовлены методом штамповки и выпускались в нескольких размерах. Кости и рога были превращены в наконечники и шила путем раскалывания, распиливания и сглаживания; расщепленное основание и биконические наконечники свидетельствуют о том, что они были обработаны.Самые ранние образцы небольших переносных предметов искусства, созданных в этот период, происходят из Западной Европы и состоят из гальки с очень простыми гравировками животных форм. Позже фигурки животных были вырезаны из кусочков кости и слоновой кости. В то же время в Восточной Европе зародилась традиция настоящей круглой скульптуры с ярко реалистичными, хотя и простыми, глиняными фигурками животных и сильно стилизованными статуэтками беременных женщин, так называемыми фигурами Венеры, предположительно фигурами плодородия. В более позднюю часть ориньякского периода на Западе произошло слияние восточных скульптурных и западных линейных традиций, что привело к появлению небольших резных фигур со значительно увеличенным натурализмом; выгравированные детали демонстрируют попытки увеличения ракурса и затенения с помощью штриховых линий [9].Наскальное искусство было создано почти исключительно в Западной Европе, где к концу ориньякского периода сотни картин, гравюр и рельефов были выполнены на стенах, потолках, а иногда и на полах известняковых пещер. Вероятно, первые рисунки представляют собой цветные трафаретные изображения реальных рук, прижатых к стенам пещеры [10]. На смену трафаретной печати пришло развитие фигурной живописи. Характерной чертой этих ранних изображений, которые сохранялись на протяжении всего ориньякского периода, является их “искаженная перспектива”, на которой изображена, например, голова животного в профиль и его рога, изогнутые для вида спереди. Одним из лучших образцов ориньякского искусства являются изображения животных, таких как лошади и быки, на стенах и потолках пещеры в Ласко, на юго-западе Франции. Эти впечатляющие фигуры, выполненные в ярких полихромных красных, желтых, коричневых и черных тонах, с четкими, замкнутыми контурами, демонстрируют живой натурализм, пристальное наблюдение за природой и линейный, одномерный подход, которые характеризовали зрелое ориньякское искусство [17].ЗаключениеК настоящему времени разработаны две теоретические модели, которые служат для обоснования возникновения ориньякской культуры. Модель замещения связана с теорией «За пределами Африки» и мультирегиональной моделью. В одном случае ориньякский период рассматривается как последовательное и однородное общеевропейское культурное событие, строго связанное с анатомически современными людьми, тогда как во втором случае ученые предположили более полиморфную интерпретацию ориньякской материальной культуры с сильными региональными различиями, предполагающими более сложные и постепенные взаимодействия между тем, что фактически упоминается как отдельный подвид Homo sapiens: Неандертальцы и анатомически современные люди. Найденные украшения Ориньяка имеют значение полноценных исторических источников. При этом их экспертиза в том виде, в котором она существует сегодня, требуется в первую очередь для произведений музейного уровня. Основные эксперты здесь - специалисты музеев как хранители эталонных произведений, на основе которых и осуществляются исследования, по которым выдают экспертные заключения. Однако в случаях с западноевропейским ювелирным антиквариатом, выданные ими искусствоведческие экспертные заключения, чаще всего носят консультативно-рекомендательный характер, в которых достаточно трудно отделить мнение от информации.В связи с обозначенной проблемой необходимым является осуществление поиска новых подходов, обеспечивающих учёт различных аспектов экспертизы древних артефактов как произведений искусства. При этом необходимо основываться на современных возможностях науки. Учёт достижений западных экспертов будет способствовать повышению эффективности указанного вида экспертизы. В рамках данного исследования проведён обзор различных украшений ориньякских памятников Европы. Анализ показал, что искусство ориньякской культуры представляет собой первую законченную традицию в истории искусства, переходящую от неуклюжих попыток к хорошо развитому, зрелому стилю. Самые ранние образцы небольших переносных предметов искусства, созданных в этот период, происходят из Западной Европы и состоят из гальки с очень простыми гравировками животных форм. Позже фигурки животных были вырезаны из кусочков кости и слоновой кости. В более позднюю часть ориньякского периода на Западе произошло слияние восточных скульптурных и западных линейных традиций, что привело к появлению небольших резных фигур со значительно увеличенным натурализмом; выгравированные детали демонстрируют попытки увеличения ракурса и затенения с помощью штриховых линий.Список использованных источниковПриложениеИл. 1. Ориньякско-граветтианская скульптураИл. 2. Венера ВиллендорфскаяПозднепалеолитическая фигурка, найденная в Виллендорфе, Нижняя Австрия, и известная как Венера Виллендорфская, известняковая статуэтка, первоначально окрашенная красной охрой, 30 000-25 000 лет до н.э.; в Музее естественной истории, Вена.Ил. 3. Доисторическая наскальная живопись в ЛаскоНаскальная живопись в Ласко, недалеко от Монтиньяка, Франция, изображающая быка и лошадьИл. 4. Венера ВестоницкаяВенера Вестоницкая, глиняная статуэтка из ДолниВестонице, Микулов, Чешская Республика, относящаяся к ориньякской культуре, период верхнего палеолита; в Моравском музее, Брно, Чешская Республика.Ил. 5. Венера ВиллендорфскаяСтатуэтка Венеры, датируемая 28 000-25 000 годами до н.э., найдена в Виллендорфе, Австрия; в Музее естественной истории, Вена.Ил. 6. Шове–Пон-д'Арк: рисунки животныхРисунки четырех черных лошадиных голов, маленького носорога и зубра в Шове–Пон-д'Арк, Ардеш, ФранцияИл. 7. Шове–Пон-д'Арк: рисункиРисунки львов, охотящихся на бизонов в Торцевой камере Шове–Пон-д'Арк, Ардеш, Франция
Вопрос-ответ:
Какие украшения использовались на ориньякских памятниках Западной Европы?
В основном использовались украшения из кости и ракушек, также встречались украшения из слоновой кости и камня.
Какое значение имеют украшения в археологии?
Украшения являются важным археологическим источником, который позволяет изучать культурные привычки и социальные структуры древних обществ.
Какие методы и подходы используются при изучении украшений ориньякских памятников Западной Европы?
Для изучения украшений используются методы археологической экспертизы, анализа материалов и древних технологий изготовления, а также сравнительный анализ с другими археологическими находками.
Почему многие украшения ориньякских памятников не имеют ярко выраженных стилистических признаков?
Это связано с тем, что украшения могли быть изготовлены не профессиональными ювелирами, а обычными людьми и не подвергались сложной обработке, поэтому не имеют ярко выраженных стилевых особенностей.
Какую информацию можно получить из изучения украшений ориньякских памятников Западной Европы?
Изучение украшений позволяет получить информацию о технике и технологии изготовления, возможностях древних обществ в области материалов и украшений, а также о культурных и социальных особенностях древних обществ.
Как определить стилистические признаки украшений ориньякских памятников Западной Европы?
Определение стилистических признаков украшений ориньякских памятников Западной Европы может быть сложным, так как многие из них не обладают ярко выраженными стилистическими чертами. Для определения стилистических признаков украшений применяются различные методы, включая анализ формы, использование сравнительного материала, особенностей укладки и декоративных элементов.
Какие методы используются для изучения украшений ориньякских памятников Западной Европы?
Для изучения украшений ориньякских памятников Западной Европы применяются различные методы, включая археологические раскопки, анализ архивных источников, химический исторический анализ, компьютерное моделирование и др. Эти методы позволяют реконструировать и интерпретировать украшения, а также узнать о социальном и культурном контексте, в котором они использовались.
Какова роль украшений ориньякских памятников Западной Европы в археологии?
Украшения ориньякских памятников Западной Европы играют важную роль в археологии, так как они являются ценным археологическим источником. Они позволяют ученым изучать различные аспекты древних обществ, такие как религия, социальное положение, художественные предпочтения и технологические навыки. Украшения также могут служить доказательством обмена и контактов между различными культурами.
Какие подходы применяются при изучении украшений ориньякских памятников Западной Европы?
При изучении украшений ориньякских памятников Западной Европы применяются различные подходы. Один из них - сравнительный анализ, при котором украшения сравниваются с аналогичными предметами из других регионов и эпох. Также используются археологические раскопки, которые позволяют изучать украшения в контексте их обнаружения. Кроме того, применяются методы химического исторического анализа, которые позволяют узнать о материалах, использованных для создания украшений.
Что такое Ориньяк Западной Европы?
Ориньяк Западной Европы - это периодизационная единица верхнего палеолита, охватывающая временной промежуток около 35-20 тысяч лет до нашей эры. В этот период развивались различные культуры и цивилизации, и в их памятниках были обнаружены украшения, которые представляют особый археологический интерес.
Как украшения ориньякских памятников Западной Европы изучаются?
Изучение украшений ориньякских памятников Западной Европы включает использование различных методов и подходов. В основном, археологи проводят комплексные исследования, включающие анализ материала, из которого сделаны украшения, изучение их формы, размеров и декоративных элементов. Также проводятся сравнительные анализы с другими находками и изучение стилистических особенностей украшений. Это позволяет ученым получить более полное представление о культуре и жизни древних обществ Западной Европы.
Почему украшения ориньякских памятников Западной Европы вызывают интерес археологов?
Украшения ориньякских памятников Западной Европы являются важным археологическим источником, так как они позволяют узнать больше о культуре и образе жизни древних обществ. Они могут дать представление о религии, социальных структурах, экономике и художественном вкусе тех времен. Украшения могут быть сделаны из различных материалов, таких как кости, ракушки, камни или драгоценные металлы, и иметь разнообразные формы и узоры, что делает их изучение еще интереснее и разнообразнее.