Ролевая дифференциация лидерства: традиционные трактовки и альтернативный подход
Заказать уникальный реферат- 14 14 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 06.07.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Лидерство, как психологический феномен 4
2. Традиционная трактовка ролевой дифференциации лидерства 5
3. Альтернативный подход ролевой дифференциации лидерства 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 15
Деятельность, относящаяся преимущественно к первому из этих аспектов, характеризуется как инструментальная (условно ее можно назвать и «производственной»), а деятельность, связанная преимущественно со вторым из них, характеризуется как социально-эмоциональная или экспрессивная (к ним относятся различные формы межличностного общениячленов группы), в основном в форме самостоятельной деятельности и частично в связи с осуществлением «производственной» деятельности[2].Таким образом, необходимо учитывать и другие факторы дифференциации лидерства, прежде всего те, которые связаны с собственной активностью индивида, его личностными ресурсами. В первом из этих исследований была предпринята попытка выделения личностной переменной, исходя из наиболее значимых, базовых параметров личности. А.Н. Леонтьев в своем фундаментальном исследовании психологических проблем личности выделяет три таких параметра:широтусвязейчеловекасмиром;степеньихиерархизации;общуюструктуруэтихсвязей.О последнем из параметров, в частности, он пишет: «Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию основных линий мотивации, иерархическую в себе. Речь идет о том, что неполно описывается как «ориентация личности»…». Именно этот параметр, а точнее характеристики личности с точки зрения направленности, было решено сохранить в качестве необходимой личностной переменной для целей исследования.Традиционно отечественными изарубежнымиавтораминазываютсятритипанаправленностиличности:деловая(преимущественнаяориентацияличностинарешениезадачи,увлеченностьпроцессомеерешения),личная(преимущественнаяориентацияличностинасамоутверждение,личноедостижение),межличностная(преимущественнаяориентацияличностинаустановлениепозитивныхотношенийсокружающимилюдьми,интерескэтимотношениям) [1].ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, в заключение можно сказать о том, что существует более 350 определений лидерства. Лидерство — это власть, потому что это способность одного или нескольких человек наверху заставить других делать положительные или отрицательные вещи, которые они в противном случае не сделали бы. Во многих случаях фактическое поведение руководителя в организации неразрывно связано с выполнением им служебных функций. Формальные и неформальные лидерские позиции в команде взаимосвязаны и влияют друг на друга.Учеными - Р. Бейлзу и Ф. Слейтеру удалось выделить две фундаментальные лидерские роли: роль делового, инструментального лидера и роль экспрессивного, социально-эмоционального лидера, а сам факт их наличия получил название феномена ролевой дифференциации лидерства. Л. И. Уманским и его сотрудниками описаны следующие лидерские роли:• лидер-организатор (реализует функцию групповой интеграции),• лидер-инициатор (задает тон в решении групповых проблем),• лидер - генератор эмоционального настроя (в значительной степени аналог роли эмоционального лидера),• лидер-эрудит (олицетворяет интеллектуальное лидерство),• лидер эмоционального притяжения (своеобразный аналог «социометрической звезды»),• лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности).Альтернативная интерпретация феномена вытекает из анализа методологических принципов исследования социальной группы, в частности принципа действия. Согласно этому принципу адекватное описание групповых явлений, их генезиса и функционирования невозможно без достоверного анализа групповой деятельности. Но, как отмечает А. Н. Леонтьев в своем фундаментальном исследовании проблемы деятельности в психологии, говоря о деятельности, мы употребляем это понятие в самом общем, собирательном смысле. «Действительно, мы всегда имеем дело со спецоперациями».СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВГлухенькая Н.М. Сац Е.А., Глухенький А.Н. Стили и подходы к формированию лидерских качеств будущего руководителя, //Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 56-2. С. 68-70.Дэвид, Хэнна Лидерство на все времена. Результаты сегодня - наследие на века / Хэнна Дэвид. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2015. - 321 c.Ерастова А. В., Черкасова О. В. Лидерство: учебное пособие / А. В. Ерастова, О. В. Черкасова; Мордов. гос. ун-т. – Саранск, 2015.Ефимова Н.С., Литвинова А.В. Социальная психология. М., Юрайт – 2015.Кричевсий Р.Л. Психолгиядлидерства: учебное пососбие / переизд. Ю.Р. Кричевская, А.Н. Капустина, В.А. Чикер, Издательство «Статут», 2017.
2. Дэвид, Хэнна Лидерство на все времена. Результаты сегодня - наследие на века / Хэнна Дэвид. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2015. - 321 c.
3. Ерастова А. В., Черкасова О. В. Лидерство: учебное пособие / А. В. Ерастова, О. В. Черкасова; Мордов. гос. ун-т. – Саранск, 2015.
4. Ефимова Н.С., Литвинова А.В. Социальная психология. М., Юрайт – 2015.
5. Кричевсий Р.Л. Психолгия длидерства: учебное пососбие / переизд. Ю.Р. Кричевская, А.Н. Капустина, В.А. Чикер, Издательство «Статут», 2017.
Вопрос-ответ:
Что такое ролевая дифференциация лидерства?
Ролевая дифференциация лидерства - это процесс, при котором внутри группы или организации некоторые люди занимают лидирующие позиции и выполняют определенные функции, в то время как остальные члены группы подчиняются и поддерживают деятельность лидеров.
Что означает традиционная трактовка ролевой дифференциации лидерства?
Традиционная трактовка ролевой дифференциации лидерства основывается на представлении о лидере как обладателе определенных качеств и характеристик, таких как уверенность, авторитетность и умение принимать решения. Эта трактовка подразумевает, что лидеры не рождаются, а становятся благодаря своим личным качествам и навыкам.
Как альтернативный подход ролевой дифференциации лидерства отличается от традиционной трактовки?
Альтернативный подход ролевой дифференциации лидерства предлагает другое объяснение происхождения лидерских качеств и роли. Он утверждает, что лидерство возникает в результате взаимодействия между лидером и членами группы, а не является результатом врожденных или приобретенных личных качеств лидера.
Как можно охарактеризовать лидерство как психологический феномен?
Лидерство как психологический феномен относится к изучению поведения и эмоций лидеров, а также их воздействия на группу. Этот подход помогает понять, как лидеры формируют свои роли и какие факторы влияют на их лидерские способности. В дальнейшем изучение этого феномена может привести к разработке новых подходов к ролевой дифференциации лидерства.
Как можно классифицировать деятельность, связанную с лидерством, с точки зрения ролевой дифференциации?
Деятельность, относящаяся преимущественно к первому аспекту ролевой дифференциации лидерства (инструментальной), характеризуется как производственная. Это означает, что эта деятельность направлена на достижение определенных целей и результатов. Деятельность, связанная преимущественно со вторым аспектом ролевой дифференциации лидерства, не имеет конкретной цели и скорее является поддержкой и помощью в реализации инструментальной деятельности лидеров.
Что такое ролевая дифференциация лидерства?
Ролевая дифференциация лидерства - это процесс, посредством которого различные лидерские роли и функции распределяются среди участников группы или организации.
Какие традиционные трактовки существуют относительно ролевой дифференциации лидерства?
Традиционные трактовки ролевой дифференциации лидерства подразделяют лидеров на формальных и неформальных, основываясь на их формальном статусе и власти в организации.
Каков альтернативный подход к ролевой дифференциации лидерства?
Альтернативный подход к ролевой дифференциации лидерства основывается на идее, что лидерская роль может быть распределена между различными участниками группы в зависимости от их компетенций и специализации.